Когда прекратили использовать гильотину во франции. Как президент Франции разрушил трудовую династию. История гильотины уходит корнями в Средневековье

Тридцать пять лет назад в последний раз лязгнул нож кровавейшего инструмента истории - гильотины. 10 сентября 1977 года на гильотине в последний раз был приведен в исполнение смертный приговор: был казнен тунисский иммигрант Хамида Джандуби, осужденный за пытки и убийство. Четыре года спустя Франция откажется и от гильотины, и от казни вообще.

История этого кровавого инструмента истории прекратилась, и хочется верить, что навсегда. История гильотины, которую завершила казнь тунисского иммигранта, к тому же безногого, насчитывает не одну сотню лет. В своем первоначальном значении гильотина — это механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы.

Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Собственно, автору этих строк, корабельному инженер-механику, не раз приходилось видеть гильотину в действии — ножи весом в десятки тонн рубили кабели, корабельное железо, метровые слои бумаги и так далее. Но это все, сами понимаете, не то. Все это лишь техническое применение орудия, с помощью которого когда-то рубили головы…

Главной деталью гильотины, предназначенной для отрубания головы, является тяжёлый, в несколько десятков килограммов, косой нож (жаргонное название — "барашек"), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2-3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.

Использовать гильотину предложил в 1792 году врач и член Национальной Ассамблеи Жозеф Игнас Гильотен (Гийотен), профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата. Собственно, его именем и была названа эта машина для обезглавливания. Хотя вообще-то это орудие не было изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Луи.

Известно, что подобное орудие употреблялось до того в Шотландии и Ирландии, где называлось Шотландской девой. Как гласят исторические первоисточники, гильотину во Франции ранее тоже называли Девою и даже Мебелью Правосудия. Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, но именно устройство, созданное во Франции, с косым ножом, стало стандартным орудием смертной казни. В то время применялись жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более "почётным" способом — отсечением головы мечом или топором.

Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время способы. Другие виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию. Гильотина же обеспечивает мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом.

В апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной. Тесная связь гильотины с эпохой террора послужила препятствием к распространению её в Европе. Впрочем, в 1853 году гильотина была введена в Саксонии и затем распространилась в некоторых других германских государствах. Легенда, будто Гильотен сам был казнен предложенной им к использованию машиной, лишена основания: он прекрасно пережил революцию и благополучно умер естественной смертью в своей постели в 1814 году.

Гильотина, кстати, долгие годы применялась во многих других странах, в том числе в Германии. Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Хотя последний раз в действие гильотина приводилась как раз 35 лет назад, 10 сентября 1977 года. Что же за жизнь была у последнего казненного на гильотине?

Биография казненного небезынтересна. Кажется, что если бы не было во Франции гильотины, то его все равно казнили бы любым другим способом — настолько преступен был его характер. Что интересно, главным палачом в тюрьме в Марселе был фактически тезка города, Марсель Шевалье. Он и привел тот самый, последний смертный приговор на гильотине, в исполнение.

28-летний тунисец Хамида Джандуби — этот тот самый человек, который был последним европейцем, казнённым на гильотине во Франции, в знаменитой марсельской тюрьме "Бометт". Он был тунисским иммигрантом, осуждённым за пытки и убийство 21-летней Элизабет Буске, его знакомой.

Хамида Джандуби родился в Тунисе примерно в 1949 году. В 1968 году стал жить в Марселе и начал работать в продуктовом магазине. Он устроился на работу как ландшафтный дизайнер, но в 1971 году на рабочем месте произошло происшествие, в результате которого он потерял две трети ноги.

В 1973 году 21-летняя Элизабет Буске, которую он встретил в больнице, когда восстанавливался после ампутации, подала на него заявление в полицию, утверждая, что он пытался заставить её заниматься проституцией. Весной 1973 года Джандуби был арестован, но вскоре был освобожден из-под стражи, но от своей преступной идеи не отказался: он вошёл в доверие к двум другим девушкам и заставил их заниматься проституцией.

Вместе тем, Джандуби обдумывал план мести в отношении Элизабет Буске. В результате в июле 1974 года он похитил девушку и притащил ее к себе домой, где на глазах у двух других невольниц, стал издеваться на своей жертвой: избивать и пытать зажжённой сигаретой. Несмотря на издевательства и тяжелые увечья, Буске выжила. Тогда Джандуби на своем автомобиле вывез ее на окраину Марселя, а там задушил. По возвращении Джандуби предупредил девушек, чтобы они держали рот на замке.

Спустя месяц после совершенного убийства Джандуби похитил ещё одну девушку, но той удалось сбежать и сообщить в полицию. После длительного предварительного судебного разбирательства Джандуби предстал перед судом в Экс-ан-Провансе по обвинению в тяжких преступлениях: убийстве, изнасилованиях и пытках.

Защита пыталась спасти Джандуби от смертного приговора. Доводы защиты строились главным образом на последствиях ампутации ноги у подзащитного: адвокат утверждал, что несчастный случай и последующее увечье довели Джандуби до алкоголизма и преступных наклонностей.

Однако суд эти доводы не принял во внимание: 25 февраля 1977 года он приговорил подсудимого к смертной казни. Апелляция была отклонена, и ранним утром 10 сентября 1977 года Джандуби проинформировали, что он будет казнён на гильотине, как и Кристиан Рануччи (казнён 28 июля 1976 г.) и Жером Каррен (казнён 23 июня 1977 г.). Он, как и эти детоубийцы, не получил "президентской отсрочки" от Валери Жискар д"Эстена. В 4:40 утра 10 сентября Джандуби был казнён.Несмотря на то, что Джандуби был последним казнённым, он не был последним осуждённым к смерти. Однако смертных казней больше не применялось, потому что пришедший в 1981 году к власти Франсуа Миттеран отменил казни во Франции.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени…

Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.

Жозеф Игнас Гильотен

Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция

Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности - единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь - это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе - угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми - Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент - экперимент, опыт. Ведь человек - это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать - и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти - в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, - дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это - очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость - «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения - преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, - то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…
При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон - на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы - чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

Итак, - продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, - я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, - продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, - кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» - но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»
- Хватит об этом! Наслушались! - вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось - присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.
- У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, - выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил - мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.

На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека - лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, - плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну а затем - с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции . На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.

Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль - обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? - спросил он. - Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.
- Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! - сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Позже предложение Гильотена было переработано доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта».А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах - и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно - «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков - Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.
- Откуда у вас эти сведения? - недоумевал Гильотен. - Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания - его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками - они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Кстати, казнь на гильотине вовсе не такое простое дело, как кажется. Мало того, что человека надо правильно закрепить на качающейся доске (а ведь далеко не все покорно дают себя привязать!) и зажать его шею досками. Ассистент палача должен был в момент перед казнью ухватить голову казнимого и вытянуть ее вперед, чтобы под лезвие попала именно шея, а не затылок, — при этом лезвие падало всего в 2-5 см от пальцев ассистента. И таки да — сомнения в мгновенности смерти имели основания. По свидетельствам того же палача, отрубленные головы часто еще довольно долго (от секунд до минуты) двигали глазами и шевелили губами.

А пока доктор Жозеф Игнас Гильотен в одночасье превратился в модного светского человека и был всюду нарасхват. Когда-то он мечтал о славе - и вот она пришла. Его изобретение обсуждалось и в королевских покоях, и в гостиных самых видных аристократов, его поздравляли, пожимали руки, одобряли. Он же улыбался хоть и скромно, но как человек, знающий себе цену. Изобретенная им машина стала одним из главных действующих лиц в грандиозном драматическом спектакле, происходящем вокруг.В Париже, да и не только, производили брошки и печати для конвертов в виде гильотинок. Столичные кулинары тоже не остались в стороне: маленькую машину искусно выпекали к праздничному столу. Последним и самым актуальным криком моды стали духи «Парфюм де Гильотин» - их автор остался истории неизвестен.

Впервые доктор Гильотен сообразил, что творится что-то неладное, когда Конвент, заменивший Национальное собрание, с перевесом в один голос вынес смертный приговор как «изменнику революции» … самому королю, в нарушение своей же действующей Конституции, согласно которой монарх оставался лицом неприкосновенным. Когда Гильотену доставили торжественное приглашение участвовать 21 января 1793 года в спектакле «соития мадам Гильотины с королем Франции», он лишился чувств. А первое, что он узнал, придя в себя, - это то, что революционный народ пожелал перенести придуманную им машину с Гревской - на площадь под окна королевского дворца, которая отныне будет именоваться площадью Революции.

Есть свидетельства, что ночью, накануне казни короля, Гильотен в первый раз за много лет извлек из потайных кладовок изображение Богоматери и не смыкая глаз молился до рассвета… Его слуги даже решили, что хозяин лишился рассудка.

…Король был единственным из всех французов, кому милостиво даровали две привилегии - ехать на казнь в приличествующем его сану экипаже (а не в предназначенной для этого повозке) и прибыть на эшафот в сопровождении священника. Раздался грохот барабанов. Гильотен продолжал стоять с закрытыми глазами, а в его сознании, словно во сне, возникала цифра «20» - ему, как никому другому, было известно, что именно на счет 20 лезвие машины падало до своего предела…

Я умираю за счастье Франции, - словно в тумане донеслись до него последние слова Людовика.
«Двадцать», - судорожно выдохнул Гильотен и, упав на колени и больше уже не контролируя себя, стал исступленно молиться. Никто не обращал на него внимания. Толпа заколыхалась, и кровожадное «ура» огласило бледное рассветное небо.

Несколько месяцев после казни короля доктора Гильотена никто не видел. Да и до него ли тогда было? Кто-то был уверен, что он неизвестно от чего умер, кто-то утверждал, что сбежал за границу. В любом случае, достоверных сведений об этом периоде его жизни нет.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо - последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы - да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним - Агнессы Розалии Ларошфуко, принцессы де Ламбаль… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, - Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков - Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. Зловещее предсказание Месмера сбылось: по ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи - он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы.

…Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече. Возможно, в последние годы он не раз вспоминал, как во времена своей юности дерзал спорить с Парацельсом о том, что живые «механизмы» мертвы. Какой, должно быть, это казалось ему глупостью! Тем более что придуманный им механизм оказался живее живых…

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Гильотина во Франции была упразднена лишь в 1981 году – вместе с отменой смертной казни. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз - в 1910 году.

Впрочем, одной только Францией история гильотины не исчерпывается. Ее применяли как орудие казни в Италии (до 1870 года), в Швеции (правда, всего лишь один раз – в 1910 году). Подлинный «ренессанс» гильотина пережила в нацистской Германии: с 1933 по 1945 год в «Третьем рейхе» таким способом было обезглавлено около 40 тысяч человек. Формально казни на гильотине предавали за уголовные преступления, фактически же уголовным преступлением считалось любое сопротивление нацистскому режиму…

Как ни странно, после крушения «Третьего рейха» гильотинирование продолжало применяться в ГДР. Лишь в 1966 году его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина сломалась.

Мы никогда не узнаем, как отнеслась совсем нематериальная душа доктора Гильотена к столь чудовищному долгожительству его «сверхгуманной» машины. Хотя куда благими намерениями выложена дорога, неоднократно

Ну и в завершение. У Тургенева есть весьма любопытный рассказ «Казнь Тропмана», где описывается казнь на гильотине. Почитайте – не пожалеете!

http://vlasti.net/news/90020

http://www.samoeinteresnoe.com/

Напомню вам еще, кто мечтал и что из этого вышло или кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Гильотина (фр. guillotine) — специальный механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы. Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием. Примечательно, что это изобретение использовалось французами аж до 1977 года! В том же году, для сравнения, пилотируемый космический корабль «Союз-24» отправился в космос.

Гильотина устроена просто, при этом весьма эффективно справляется со своими обязанностями. Ее главной деталью является «барашек» — тяжелое (до 100 кг) косое металлическое лезвие, которое свободно движется по вертикали вдоль направляющих балок. Оно удерживалось на высоте 2−3 метра при помощи зажимов. Когда заключенного клали на скамью со специальной выемкой, не позволявшей осужденному отдернуть голову, зажимы размыкали при помощи рычага, после чего лезвие на большой скорости обезглавливало жертву.

История

Несмотря на свою известность, это изобретение не было придумано французами. «Прабабкой» гильотины считается «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая была просто деревянной постройкой с двумя стойками, увенчанными горизонтальной балкой. Роль клинка играло тяжелое лезвие топора, которое скользило вверх и вниз по пазам балки. Такие конструкции устанавливали на городских площадях, и первое упоминание о них датируется 1066 годом.

У гильотины было множество других предков. Шотландская Мэйден (Дева), итальянская Мандайя, все они опирались на один и тот же принцип. Обезглавливание считалось одной из самых гуманных казней, и в руках умелого палача жертва умирала быстро и без мучений. Впрочем, именно трудоемкость процесса (а также обилие осужденных, добавлявших палачам работы) и привели в итоге к созданию универсального механизма. То, что для человека было тяжелым трудом (не только моральным, но и физическим), машина проделывала быстро и без ошибок.

Создание и популярность

В начале XVIII века способов казни людей во Франции было великое множество: несчастных сжигали, распинали на дыбах, вешали, четвертовали и так далее. Казнь через обезглавливание (декапитация) была своего рода привилегией, и доставалась лишь богатым и влиятельным людям. Постепенно в народе росло возмущение подобной жестокостью. Многие последователи идей Просвещения добивались того, чтобы максимально гуманизировать процесс казни. Одним из них был доктор Жозеф-Игнас Гильотен , который предложил ввести гильотину в одной из шести статей, которые он представил во время дебатов об уголовном кодексе Франции 10-го октября 1789 года. Помимо этого, он предложил ввести систему общенациональной стандартизации наказания и систему защиты семьи преступника, которая не должна была пострадать или быть дискредитированной. 1 декабря 1789 года эти предложения Гильотена были приняты, но казнь с использованием машины отклонили. Впрочем, позже, когда сам доктор уже отказался от своей идеи, ее горячо поддержали другие политики, так что в 1791 году гильотина все-таки заняла свое место в уголовной системе. Хотя требование Гильотена скрывать казнь от посторонних глаз не пришлась по душе власть имущим, и гильотинирование сделалось народным развлечением — осужденных казнили на площадях под свист и улюлюканье толпы.


Первым казненным на гильотине был разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. В народе она быстро получила такие прозвища, как «национальная бритва», «вдова» и «мадам Гильотен». Важно отметить, что гильотина никак не связывалась с каким-то конкретным слоем общества и в определенном смысле уравнивала всех — недаром на ней был казнен сам Робеспьер . С 1870-х годов и до отмены смертной казни во Франции используется усовершенствованная гильотина системы Берже. Она разборная и устанавливается непосредственно на земле, обычно перед воротами тюрьмы, при этом эшафот больше не использовался. Сама казнь занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей. Палач, его ассистенты и гильотина теперь базировались в Париже и выезжали на места для совершения казней.

Конец истории

Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались пожелания Гильотена в скрытости процесса казни от посторонних глаз. Последнее государственное использование гильотины во Франции произошло 10 сентября 1977 года, когда был казнен Хамида Джандуби. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование. Смертная казнь была отменена во Франции в том же году.

Хотелось бы отметить, что, вопреки слухам, сам доктор Гильотен избежал собственного изобретения и благополучно умер своей смертью в 1814 году.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Мария Молчанова рассказывает историю возникновения и использования этого знаменитого символа террора.

Долгое время считалось, что гильотина была изобретена в конце XVIII века, однако, последние исследования показали, что подобные «обезглавливающие машины» имеют более длительную историю. Самой известной и, возможно, одной из первых, была машина под названием «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая представляла собой монолитную деревянную постройку с двумя стойками по 15 футов, увенчанными горизонтальной балкой. Клинком был топор, который скользил вверх и вниз по пазам в стойках. Скорее всего создание этой «Галифакской виселицы» датируется еще 1066 годом, хотя первое достоверное упоминание о ней относится к 1280-м годам. Казни проходили на рыночной площади города по субботам, и машина оставалась в использовании до 30 апреля 1650 года.

Галифакская виселица

Другое раннее упоминание машины для казни встречается в картине «Исполнение казни Маркода Баллага близ Мертона в Ирландии 1307 года». Как видно из названия, имя жертвы - Маркод Баллаг, и обезглавлен он был оборудованием, которое удивительно похоже на позднюю французскую гильотину. Также подобное устройство встречается на картине, изображающей сочетание гильотинной машины и традиционного обезглавливания. Жертва лежала на скамье, с топором, укрепленным каким-то механизмом и поднятым над ее шеей. Разница заключается в палаче, который стоит рядом с большим молотком, готовый ударить по механизму и отправить лезвие вниз.


Потомственный палач Анатоль Дейблер, «господин Парижский» (monsieur de Paris), унаследовал пост от отца и за 40 лет карьеры казнил 395 человек.

Начиная со Средних веков, казнь через усекновение головы была возможна только для богатых и влиятельных людей. Считалось, что обезглавливание - более великодушно, и, конечно, менее болезненно, чем другие методы. Остальные виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию. Гильотина же обеспечивала мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. Однако, вспомним «Галифакс Гиббет» - она, несомненно, была исключением из правил, так как использовалась для исполнения наказания для любых людей, независимо от их положения в обществе, в том числе и для бедных слоев населения. Французская гильотина также применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчеркивало равенство граждан перед законом.


Гильотина XVIII века

В начале XVIII века во Франции пользовались многими способами казни, которые часто были болезненными, кровавыми и мучительными. Повешение, сжигание на костре, четвертование были обычным делом. Богатых и влиятельных людей обезглавливали топором или мечом, в то время как для исполнения наказания простого населения часто использовалось чередование смерти и пыток. Эти методы преследовали двоякую цель: наказать преступника и предупредить новые преступления, поэтому большинство казней проводилось публично. Постепенно в народе росло возмущение таким чудовищным наказаниям. Эти недовольства подпитывались главным образом мыслителями Просвещения, например, Вольтером и Локком - теми, кто приводил аргументы в пользу более гуманных методов исполнения наказания. Одним из их сторонников был доктор Жозеф-Игнас Гильотен; однако, до сих пор неясно, был ли доктор защитником высшей меры наказания или, в конечном счете, добивался ее отмены.


Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера

Использовать гильотину врач и член Национальной Ассамблеи, профессор анатомии, политический деятель, член Учредительного собрания, друг Робеспьера и Марата, Гильотен предложил в 1792 году. Собственно, его именем и была названа эта машина для обезглавливания. Главной деталью гильотины, предназначенной для отрубания головы, является тяжёлый, в несколько десятков килограммов, косой нож (жаргонное название - «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2−3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы. Позже Гильотен наблюдал за развитием первого прототипа - внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Впоследствии, спустя некоторое время использования машины Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.


Портрет доктора Гильотена

В апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной - первым казненным стал разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. После казни Пеллетье обезглавливающей машине дали название «Луизетта» или «Луизон», по имени ее проектировщика - доктора Луиса, но это название вскоре было забыто. Возможно, самый интересный аспект в истории гильотины - необыкновенная скорость и масштаб ее принятия и использования. Действительно, к 1795 году, спустя только полтора года после ее первого применения, гильотина обезглавила более чем тысячу человек в одном только Париже. Конечно, при упоминании этих цифр нельзя не учитывать роль времени, так как во Франции машина была введена лишь за несколько месяцев до самого кровавого периода Великой Французской Революции.


Казнь французского короля Людовика XVI

В журналах и проспектах стали появляться жуткие изображения гильотины в сопровождении весьма двусмысленных юмористических комментариев. О ней писали, сочиняли песни и стихи, ее изображали в карикатурах и устрашающих рисунках. Гильотина коснулась всего - моды, литературы и даже детских игрушек, она стала неотъемлемой частью французской истории. Однако, несмотря на весь ужас того периода, гильотина не стала ненавистной народу. Прозвища, данные ей народом, были скорее печальными и романтичными, нежели ненавистными и устрашающими - «национальная бритва», «вдова», «Мадам Гильотен». Важным фактом в этом феномене является то, что сама гильотина никогда не связывалась с каким-либо отдельным слоем общества, а также то, что и сам Робеспьер был обезглавлен на ней. На гильотине мог быть казнен как вчерашний король, так и обычный уголовный преступник или политический бунтарь. Это позволило машине стать арбитром высшего правосудия.


Гильотина в пражской тюрьме Панкрац

В конце XVIII века люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» - группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота.


Казнь Марии-Антуанетты

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.


«Детская» гильотина

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям, гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».


Последняя публичная казнь с помощью гильотины, 1939 год

Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом исполнения высшей меры наказания во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались изначальные гуманные пожелания Гильотена в скрытности процесса казни от посторонних глаз. Последний раз в действие гильотина приводилась 10 сентября 1977 года - казненным был 28-летний тунисец Хамида Джандуби. Он был тунисским иммигрантом, осуждённым за пытки и убийство 21-летней Элизабет Буске, его знакомой. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование.

Парижский музей восковых фигур — место встречи эпох и событий, выдуманного и реального мира. Бегло оглядев галерею кинозвезд, перехожу в зал «Главные моменты истории Франции». Останавливаюсь перед драматической сценой «Людовик XVI в камере перед казнью». Откуда-то из глубины доносится фонограмма: крики беснующейся толпы, а потом жуткий звук: щщ-шшуп. И тишина...

А начиналось это так. Доктор Гильотен описывал коллегам по Учредительному собранию, как радикально изменит процесс казни его предложение. «Свистит нож, голова падает, брызжет кровь, и нет больше человека. Господа, да с моей машиной я вам в миг голову отсеку!» — увлекшись, пообещал Гильотен. Депутаты рассмеялись, но несколько нервно, и доктор Гильотен с огорчением понял, что за его проект не проголосуют.

Тогда, в ноябре 1789 года, на четвертый месяц после взятия Бастилии, вопрос о смертной казни был весьма актуален: революциям, особенно великим, жертвы требуются в возрастающей прогрессии. Жозеф Игнас Гильотен, сын адвоката, воспитанник иезуитов, знакомец Вольтера и соратник аббата Сийеса, одного из авторов Декларации прав человека и гражданина, с головой окунулся в политику. При этом он оставался практикующим врачом и горел желанием сделать казнь более гуманной. Для этого, считал Гильотен, надо ее «механизировать», заменить палача машиной. Некоторые его коллеги шли еще дальше. Так, доктор Кабанис утверждал, что смертная казнь в любом виде — «великое преступление против общества, отнюдь не предупреждающее новых». Но, вероятно, из трех идеалов, провозглашенных французской революцией — «свобода, равенство и братство» — труднее всего было достичь последнего. Уровень ненависти в обществе возрастал. 1 июня 1791 года Учредительное собрание отвергло предложение отменить смертную казнь, выдвинутое Максимилианом Робеспьером. И Гильотен вновь вернулся к своей идее.

В первой статье внесенного им проекта реформы уголовного права устанавливался единый для всех способ казни — «через использование простой механики». На этот раз идея Гильотена встретила более благосклонный прием. 6 октября того же, 91 года, был принят закон, запрещавший пытки во время следствия и постановлявший, что «любому приговоренному к смерти отрубят голову». Разработать машину смерти, которая могла бы реализовать эту задачу, Учредительное собрание поручило члену Медицинской Академии хирургу Антуану Луи. Надо заметить, что до середины XVIII века во Франции каждому виду преступления соответствовала своя форма казни. Разбойников с большой дороги колесовали, цареубийц и государственных преступников четвертовали, фальшивомонетчиков варили живьем в кипящем котле, воров вешали, еретиков сжигали. Преступники благородного происхождения пользовались привилегией: им отрубали голову мечом.

Правда, и в этом случае казнь могла оказаться долгой и мучительной. Это испытал на себе в 1626 году в Нанте Анри де Талейран де Перигор, граф де Шале. Он был обвинен в покушении на жизнь кардинала де Ришелье, хотя тот именно от него узнал о заговоре, вдохновителями которого были брат и супруга короля Людовика XIII. Но их наказать было нельзя по определению.

Мучимые запоздалыми угрызениями совести, высокородные заговорщики попытались спасти Шале. По их поручению палача подпоили, и он не сумел добраться до Нанта к назначенному дню. Однако строгий, но справедливый король нашел выход. «В тюрьме всегда сыщется висельник, который пожелает ценой чужой жизни выкупить свою собственную», — изрек он. И такой висельник сыскался.

«Не затягивай, дружище», — шепнул палачу 26-летний граф. Однако вышло иначе. Палач-дилетант не знал, что меч перед казнью полагается наточить. Первым ударом он лишь сбросил несчастного на помост, после чего начал беспорядочно тюкать его по шее. Из толпы, пришедшей поглазеть на зрелище, стали подавать советы. «Вот, держи, может, хоть этим доконаешь!» — крикнул некий бочар и бросил на эшафот долото. Растерявшийся палач взял его, но только с 34-го удара голову Шале удалось отделить от туловища. До 29-го он еще кричал...

Вероятно, во избежание подобных осложнений для казни герцога Анри де Монморанси, обвинявшегося в заговоре против короля, в 1632 году применили машину, представлявшую собой увеличенное долото, зажатое между двумя кусками дерева. Это был прообраз будущей гильотины. Осужденного клали головой на плаху, палач дергал за веревку, и нож падал. Монморанси обезглавили успешно.

Машины, подобные описанной, в Европе использовались с XVI века, а то и раньше, — в Италии, Германии, Англии, Шотландии. Так что у доктора Луи, разрабатывавшего модель «большой национальной бритвы», как потом прозвали его детище остряки, были некоторые образцы. Он внимательно изучал их по старинным гравюрам и кое-что брал на заметку. Для воплощения замысла своей машины Антуан Луи сначала обратился к плотнику дю Домену, но тот заломил непомерную цену. В результате первый опытный образец за более разумную плату соорудил немецкий изготовитель клавесинов Тобиас Шмидт. Ему помогал советами профессионал — парижский палач Шарль Сансон. По некоторым версиям, форму лезвия в виде трапеции, а не серпа предложил сам Людовик XVI, которому проект механизма представили на утверждение. Менее чем через год ему довелось испытать на себе преимущества этого конструкторского решения.

Закон об использовании машины для отсечения голов король подписал 25 марта 1792 года. Сначала ее испытали на овцах, потом на трех трупах во дворе больницы Бисетр. А затем с Луизеттой — таким было одно из прозвищ этого орудия — «повенчали» первого приговоренного — вора Жака Пелетье. Позволю себе еще одно небольшое отступление. Публичные казни были одним из излюбленных народных развлечений, которым не брезговал и высший свет. На Гревской площади в Париже зеваки заранее занимали лучшие места, а дамы устраивались на балконах. Посмотреть было на что.

Один из примеров — казнь Робера Франсуа Дамьена. Он был не вполне здоров душевно и в 1757 году совершил довольно нелепое покушение на короля Людовика XV — воткнул ему в правый бок перочинный ножик. Серьезного увечья королю он не причинил. Чего не скажешь о самом незадачливом террористе. Даже чтение перечня операций, которым был подвергнут казненный, не для слабонервных. Дамьену щипцами вырвали грудь, мякоть рук, ляжки и икры, лили на раны расплавленный свинец, кипящее масло, смолу с воском и серой, а то, что осталось, разорвали на части лошадьми, сожгли и развеяли по ветру. Казнь длилась четыре часа при большом стечении зрителей. Когда королю сообщили, что многие придворные дамы с интересом наблюдали за этим процессом, он возмутился их бесчувственностью.

Так что витавшая в воздухе идея гуманизации смертной казни была весьма своевременной...

Премьера гильотины чисто технически прошла успешно. Пелетье казнили точно так, как описывал, выступая в Учредительном собрании, Гильотен: с двухметровой высоты со свистом упал семикилограммовый нож, и голова казненного скатилась в корзину. Толпа была разочарована: «Как, и это — все?!» Площадь освистала палача, а затем принялась распевать песенку: «Верните мне добрую виселицу».

Многократное ускорение процесса казни, возможно, лишило ее прежней зрелищности, но зато позволило резко увеличить количественные показатели. С 21 августа 1792 года (день, когда был казнен первый политзаключенный — Луи Давид Коллено д’Ангремон) по 28 июля 1794 года (дата термидорианского переворота, положившего конец якобинскому террору) только в Париже гильотина отсекла 19 тысяч голов, а в провинции — 42 тысячи.

По всей стране работало около полусотни таких «окошек»: по одному на департамент, а в Париже — шесть. Они располагались на площадях: Гревской, Каррузель, Революции (нынешняя площадь Согласия), святого Антония (сегодня площадь Бастилии), Насьон и на Марсовом поле. Бывало, что палач дергал за веревку по несколько часов подряд. 21 января 1793 года на площади Революции состоялась казнь Людовика XVI. Эшафот был установлен между памятником его деду, Людовику XV, и Елисейскими полями. Труп затем перенесли в церковь Мадлен, а после отпевания бросили в яму, присыпанную известью.

16 октября тот же путь прошла королева Мария Антуанетта. Когда палач предъявил народу голову ненавистной австриячки, та вдруг раскрыла глаза. Толпа в ужасе попятилась. По этому поводу между врачами разгорелся ученый спор — сразу ли голова, отделенная от туловища, утрачивает сознание или какое-то мгновение еще живет?

6 ноября состоялся суд над герцогом Орлеанским, Филиппом Эгалите, за которым тотчас последовала казнь. Имя Эгалите (равенство) он получил от Парижской коммуны, поскольку, будучи депутатом от дворянства, участвовал в заседаниях представителей от третьего сословия. Герцог проголосовал за отмену королевской власти и за смертную казнь своему кузену — Людовику XVI, выступал в поддержку Революционного суда, который в итоге и приговорил его к гильотине.

Надо сказать, что принцип равенства соблюдался очень строго и был распространен даже на четвероногих друзей человека. В 1793 году была гильотинирована собака бывшего армейского вербовщика Сен-При, уличенная в «роялистских настроениях» — она укусила честного революционера.

Полное число жерта террора установить уже не удастся, так как многие архивы революции были уничтожены около 1913 года историками-антимонархистами. Кровавая вакханалия кончилась 26 октября 1795 года, с падением Конвента. Консульство продлило мораторий на казнь.

В годы революции у изобретения доктора Луи было множество прозвищ, в том числе и обыгрывавших имя автора (Луизетта, Луизон), сами палачи называли это орудие просто — «штуковина». Но в итоге в истории осталось одно имя — «гильотина», несмотря на то, что ее горячий пропагандист Жозеф Игнас Гильотен категорически отказывался от этой чести.

Став императором, Наполеон Бонапарт позабыл о моратории на смертную казнь: по крайней мере, в уголовном кодексе от 1810 года об этом ничего не сказано. Правда, гильотине он предпочитал расстрел. «Национальная бритва» отныне использовалась лишь для карания уголовников.

Трудно в это поверить, но публичные казни во Франции были отменены лишь в 1939 году. А в 1951-м приведение приговоров в исполнение было запрещено описывать в прессе. В последний раз нож гильотины опустился на шею преступника 10 сентября 1977 года.

Между тем в обществе время от времени возникали дискуссии об отмене смертной казни. Первый шаг был сделан в 1980 году: ее отменили для несовершеннолетних (с возможностью исключения из правила для «особо отличившихся» подростков 16-18 лет). Правда, на практике эта мера не применялась уже больше века — с 1869 года. Самым ярым противником смертной казни был адвокат Робер Бадентер, ставший министром юстиции при президентстве Франсуа Миттерана.

Сам Миттеран во время предвыборной кампании объявлял о том, что отменит смертную казнь, хотя общественное мнение в целом не поддерживало эту идею. Заняв президентский пост, он выполнил свое обещание.

9 октября 1981 года смертная казнь была отменена. Французы поначалу относились к этому решению неоднозначно, однако по прошествии двух десятилетий настроение изменилось. По данным опросов, количество людей, одобряющих инициативу Миттерана, возросло наполовину.

А что же сталось с гильотиной? Меня всегда интересовало, почему в музеях Франции ее можно увидеть лишь в виде макета либо фрагментами — заржавевший нож, «колодка»? Объяснение было такое: после отмены смертной казни министр Бадентер приказал демонтировать две машины, еще остававшиеся во Франции, в тюрьмах Френа и Вернона. Однако ни один музей не согласился их принять; сотрудники даже пригрозили забастовкой, если это чудовищное устройство появится в музейном зале. В конце концов оба экземпляра перевезли в какой-то заброшенный военный форт.

Ободряющая концовка для моего не слишком веселого рассказа. Вот только в одном авторитетном справочнике я недавно прочитала, что две упомянутые гильотины до сих пор хранятся в тюрьме Френа. Их периодически собирают, на это уходит 40 минут, и гоняют «вхолостую». Так что они вполне в рабочем состоянии.