Николай грахов. Грахов николай леонидович

Николай Леонидович Грахов - башкирский поэт, музыкант, бард.
Прямая речь:
Моя молодость была связана с музыкой. Я рано начал играть на гитаре, подбирать мелодии и писать тексты. «Бардовская» карьера складывалась удачно: выступления, творческие поездки, фестивали авторской песни… В общей сложности я написал около двухсот песен.
Стихи для детей начал писать году в 1973-м. Я шел по улице и неожиданно для себя набормотал какой-то детский стишок. Прочитал его редактору из башкирского книжного издательства - мое первое творение понравилось. Так я решил попробовать себя в поэзии для детей.
У меня ежегодно проходит около ста встреч: в библиотеках, школах, детских садах, на праздниках, в детдомах. Я считаю, что детей нельзя оставлять без внимания. В современном обществе все слишком увлеклись своим собственным существованием, а о младшем поколении стали забывать.
Что касается детских книг… Например, в советское время, которое многие ругают, были невиданные по современным меркам тиражи детских книг: по 150 – 300 тысяч экземпляров. Общий тираж моих книг, вышедших в те годы, около миллиона. Для сравнения, последняя из моих детских изданных книг (2004 г.) – всего 2500. Ею торговали один-два дня, даже в библиотеках сегодня ее нет… Тиража катастрофически не хватает.

Николай Грахов уже многие годы работает редактором отдела поэзии журнала «Бельские просторы». Он известный автор и исполнитель бардовских песен, поэт-лирик, сочинитель стихов для детей, переводчик. Всего у Грахова вышло 12 книг, из них пять - это переводы стихов с башкирского языка. Он перевел на русский 300 песен для четырехтомника «Музыка для детей». Руководит секцией детской литературы (для пишущих на русском языке) при Союзе писателей РБ.
Николай Грахов - постоянный участник бардовских фестивалей. В его репертуаре десятки песен собственного сочинения, которые он мастерски исполняет под гитару.
Николай Грахов - лауреат республиканской премии имени Фатиха Карима и международной премии имени Алексея Толстого за книги для детей. А в январе 2012 г. Николай Грахов стал лауреатом республиканской литературной премии имени Степана Злобина.

Мне кажется, если попросить современного человека перечислить десять вещей, которые он обязательно возьмет с собой на необитаемый остров, кроме зубной щетки, сотового телефона и компьютера, в этом списке непременно окажется радиоприемник. Дома, в офисе, в машине, по дороге на работу, на кухне, в трамвае, в ванной, в самолете, в магазине… Можно продолжать до бесконечности. Любой из нас миллион раз нервно крутил ручку радиоприемника, пытаясь настроиться на нужную волну, или задумчиво шагал привычным маршрутом по местным FM-частотам и начинал вдруг судорожно вслушиваться в знакомую мелодию, под которую «когда-то, где-то, с кем-то…»

С каждым годом FM-пространство Челябинска все стремительнее разрастается вширь. Сегодня оно насчитывает 17 радиостанций. За последние десять лет бурного развития медиарынка на местном FM-горизонте не раз возникали и закрывались радиостанции, менялись форматы, рождались новые бренды. Одно из таких событий произошло пять лет назад. В Челябинске появилось радио «Олимп». Это было (и остается до сих пор) единственное не московское иногороднее радио. К удивлению радиофанатов и случайных слушателей, на частоте 104,5 FM не только не появилось заезженных молодежных хитов, но зазвучала классическая музыка!!!

Мы беседуем с автором этого проекта, человеком, который изобрел свое радио. В начале 90-х годов Николай Грахов – создатель легендарного свердловского рок-клуба открыл свою первую радиостанцию в Екатеринбурге. Сегодня уральский радиомагнат, как его быстро окрестили российские СМИ, владеет двадцатью FM-частотами во многих российских городах. В его арсенале FM-станции в Перми, Челябинске, Кургане, Тюмени, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Самаре, Тольятти, Красноярске, Москве, а в планах открыть еще несколько радиостанций в южноуральской столице.

– Николай Александрович, вам нравится, когда вас называют медиамагнатом?

– Честно говоря, я отношусь к этому с улыбкой. На мой взгляд, это сильно громкие слова, которые ко мне не применимы. Я не магнат, а просто занимаюсь медиабизнесом.

– Почему вы решили заняться именно радиостанциями? Как появился нынешний «отец всех радийщиков», как вы однажды сами себя назвали?

– Помню, как в далеком 91-м году я написал целый список различных видов деятельности, которыми мне было бы интересно заниматься и в которых, как мне казалось, я довольно неплохо разбирался. Сюда относилось открытие различных клубов, создание звукозаписывающих, продюсерских компаний... Всего около десяти идей. Среди них было и FM-радио. Мне показалось интересным создать локальную станцию. Тем более что у меня к тому времени уже был определенный опыт в музыкальном радиовещании. В конце 80-х–начале 90-х годов я выступал экспертом от нашей страны по вопросам современной музыкальной культуры в России: участвовал в качестве докладчика в различных конференциях в Западном Берлине, Ирландии, Соединенных Штатах, писал статьи о том, что происходит в российской музыке, давал интервью на различных американских радиостанциях. Я видел, как там работают местные FM-проекты, и решил попытаться реализовать эти идеи в России. После того, как удалось открыть первую радиостанцию в Екатеринбурге, я подумал, почему бы ни сделать вторую, третью, потом начал запускать FM-радио в других городах. Кстати, совсем недавно я побывал в Торонто, изучал возможности открытия FM-станции для русскоговорящих в Торонто, знакомился с рынком.

– Вы считаете, что когда-то владеть медиа-холдингом в России будет также выгодно, как металлургическим заводом?

– Думаю, что да. Кстати в последнее время появляется много информации о перспективах медиабизнеса в России. Журнал «Forbes», например, пишет об FM-вещании, как о состоявшемся бизнесе. И это не случайно. Во всем мире медиаиндустрия развивается колоссальными темпами. Если рассуждать глобально, в последнее время точка прибыльности бизнеса смещается в сторону информационных технологий. Не зря самый богатый человек в мире – это Билл Гейтс, который сделал свое состояние на IT-бизнесе. Кстати говоря, в 96-м году в ходе одной из поездок мне удалось побывать в корпорации «Microsoft». Я посмотрел, как работает эта система. Для меня это было необыкновенно познавательно. Тогда же состоялось мое полуторачасовое интервью с Гейтсом. Я задал ему много вопросов о том, каким он видит развитие тех или иных вещей в будущем. Если раньше первую роль в экономике играли металлургия, нефть, то сегодня на первый план выходят информационные технологии. В IT-бизнес вовлекается все больше компаний в мире. Это точка опоры в развитии современной экономики.

Грахов Николай Леонидович. [Россия, Башкортостан (Респ), Уфа]
(род. 26.11.1946)

Окончил строительное отделение автомобильно-дорожного техникума (1967). Техник— строитель.

Старший брат научил играть на гитаре. К концу учебы играл в техникумовском оркестре, играл на танцплощадках, на различных халтурах (типа банкетов) и имел некоторый опыт игры в ресторанах. Параллельно со всем этим, довольно интенсивно вращался в среде туристов и к 1967 году имел в запасе 15-20 песен собственного сочинения.

Первые песни были написаны в 1966 году, хотя, самые первые попытки написания оных, относились к 1963 году.

С ноября 1967 г. служил в армии в Казахстане связистом. Кончил полугодовую школу — стал радиомехаником БП (буквопечатающей) связи. По возвращении из рядов СА стал работать мастером на стройке в СУ-2 строительного треста 3.

Сменил много мест работы.

Литературное объединение, куда собирался мягко влиться, накрылось, ибо было замечено в антипартийном мышлении. Думал, кем стать — то ли музыкантом, то ли актером (чуть было не поступил в Институт искусств, на актерское отделение, но что-то остановило в последний момент).

К 1974 г. написал порядка 50-ти песен.

До 1974 года играл в ресторанах, но в 1974 г. сломал кисть левой руки и вопрос о музыкальной карьере отпал сам собой. К этому времени появились кое-какие знакомства в местных литературных кругах, и именно с этого года и началась официальная литературная биография — появилось первое стихотворение в коллективном сборнике, первые стихи в газетах и первые переводы в двухтомнике башкирской поэзии.

В этом же году с товарищами создали свой клуб самодеятельной песни при турклубе "Орион", на правах секции; в том же 1974 г. впервые попал на Ильменский и на Грушинский фестивали (впоследствии стал лауреатом многих фестивалей), познакомился с Ланцбергом, с Володей Муравьевым, совершенно неожиданно для себя послал свои вирши на конкурс в Литинститут и, что было еще более неожиданно, получил вызов на сдачу экзаменов. Но не хватило балла. Продолжал работать строителем. А в 1978 году, поняв, что серьезное занятие требует и серьезных знаний, взял направление в своем Союзе писателей и поступил на вечернее отделение филологического факультета Башкирского государственного университета. (Сам тогда работал куратором одного СУ в производственном отделе этого треста. Со строительства ушел. Поступил на курсы и стал машинистом-кочегаром газовых котельных. Кочегарил, учился, пел песенки. Одно время работал слесарем в этих же котельных. К концу учебы опять вернулся в строительство).

В университет поступил в возрасте 32-х лет, был старше многих преподающих, но тем не менее, в 1985 году, защитившись на отлично (написал диплом по структурному анализу текста одного местного поэта с графическим построением изменений семантических полей — на защите выяснилось, что тогда работы в этом направлении велись тогда только в США, предлагали даже писать кандидатскую с перспективой на докторскую) и, получив диплом, был приглашен работать в Башкирское книжное издательство на должность редактора художественной и детской литературы, в коей должности пребывает и сейчас. В настоящее время издательство, согласно новым веяниям, официально именуется: Башкирское издательство "Китап".

В 1985 году, в составе кассеты, вышла первая книжечка стихов.

Выпустил десять книжек, из них — восемь для детей.

В 1992 был принят в члены Союза писателей республики Башкортостан.

Довольно много переводит с башкирского.