Как уберечь ребенка от плохой компании. Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ? Может быть, все не так плохо

ФОТО Getty Images

Учите ребенка распознавать намерения, правильно читать эмоции других людей. Задайте ему конкретные вопросы о том, как он поймет, что ему достаточно алкоголя, проговорите, как вести себя на вечеринке, если она примет тот или иной оборот. Учите говорить о любви достойным языком, предупредите о той силе, которую имеют иногда гормоны. И самое главное, учите его отстаивать свои границы.

1. Игры с прикосновениями

Подростки в отличие от взрослых не стесняются шлепнуть друг друга, дать подзатыльник или ухватить за нос. Существуют и более жесткие варианты: пинки или удары в гениталии, которыми обмениваются мальчики, шлепки, которыми они «отмечают» свою симпатию к девочкам. Необходимо, чтобы ваш ребенок не позволял таких прикосновений и отличал их от обычных дружеских шлепков.

Когда детей спрашивают об этих играх, часто мальчики говорят, что делают это, потому что девочкам нравится. Но девочки, если спросить их отдельно, рассказывают, что не воспринимают шлепки по пятой точке в качестве комплимента.

Для американских подростков фраза «Можно тебя поцеловать?» является нормой

Когда вам случится наблюдать такие игры, не оставляйте их без комментариев. Это не тот случай, когда можно сказать: «Мальчишки есть мальчишки», это уже начало сексуальных оскорблений.

2. Самооценка тинейджеров

К тому времени, когда девочкам исполняется 17 лет, 78% из них сообщают, что ненавидят свое тело. Таковы официальные данные американской статистики. Пока наши дети были маленькими, мы часто повторяли им, какие они замечательные. По какой-то причине мы перестаем это делать к тому моменту, когда они достигают подросткового возраста. Но именно в этот период дети в школе максимально подвергаются буллингу, и к тому же подросток начинает переживать из-за изменений в собственной внешности. Он в это время испытывает буквально жажду признания, не делайте его уязвимым перед фальшивой лаской.

Именно в это время никогда не будет лишним напомнить тинейджеру о том, какой он талантливый, добрый, сильный. Если подросток перебьет вас со словами «Мам! Я это сам знаю!», пусть вас это не останавливает, это верный знак, что ему нравится.

3. Пора начинать разговор о том, что значит согласие в сексе

Мы все хороши, если дело касается разговоров о том, что нужно не торопиться с сексом, об инфекциях, передающихся половым путем, и о безопасном сексе. Но не многие решаются начать разговор о сексе со своим ребенком с более тонких вопросов.

– Как можно понять, что ты понравилась мальчику?

– Ты можешь угадать, что он сейчас тебя хочет поцеловать?

Учите ребенка распознавать намерения, правильно читать эмоции. Он должен знать, что легкое поддразнивание способно дойти до того момента, когда мальчику может быть сложно себя контролировать. Для американских подростков фраза «Можно тебя поцеловать?» практически является нормой, ребенку нужно объяснить, что только слово «да» означает согласие. Девочкам нужно объяснить, что не нужно бояться обидеть своим отказом и что они имеют право сказать «нет», если им что-то не нравится.

4. Учите их говорить о любви достойным языком

Долгие разговоры о мальчиках по телефону, обсуждение того, какая из девочек самая симпатичная - все это обычное явление для старшеклассников. Если вы услышите от вашего ребенка фразы «Крутой перец» или «Горячая штучка», или «Попка что надо», добавьте: «Это о той девочке, которая хорошо играет в теннис?» Даже если ребенок проигнорирует замечание, он услышит ваши слова, и они напомнят ему о том, что о любви и симпатии можно говорить достойно.

5. Сила гормонов

Расскажите ребенку, что иногда наше желание может брать над нами верх, всепоглощающие чувства стыда или гнева могут нас полностью захватить, - но именно в его возрасте большую роль в этом процессе играют гормоны. Поэтому, зная об этом, лучше не доводить ситуацию до крайности.

Ответственность за насилие НИКОГДА не несет жертва

Можно испытывать растерянность, можно не понимать, что ты чувствуешь, можно испытывать несколько разных противоречивых чувств, и это случается со всеми, и с подростками, и со взрослыми людьми. Ребенок должен услышать от вас, что, что бы ни было, он может прийти и рассказать вам о том, что его беспокоит. Но за свои желания и их воплощение и за то, как он проявляет свои эмоции, он уже отвечает сам.

6. Поговорите с ним о вечеринках

Часто бывает, что родители думают: в нашей семье не пьют и не употребляют наркотики, ребенок впитал это с детства. Нет, нужно четко дать понять подростку, что вы не хотите, чтобы он этого делал.

Это время, когда у подростков начинаются вечеринки, и нужно проговорить с ребенком все риски заранее. Возможно, он ожидает от вечеринок общения и еще не предполагает, в каких крайних формах оно способно проявляться. Задайте вашему ребенку заранее прямые вопросы:

Как ты поймешь, что тебе уже достаточно алкоголя?

Что ты будешь делать, если видишь, что твой друг за рулем выпил? (Проговорите, что он может позвонить вам в любое время и вы его заберете).

Как меняется твое поведение, когда ты выпьешь? (Или обсудите, как ведут себя в этом состоянии те, с кем он знаком).

Можешь ли ты защитить себя, если кто-то рядом с тобой в этом состоянии становится агрессивен?

– Как ты поймешь, что ты в безопасности, если ты будешь целовать/захочешь иметь секс с человеком, который выпил?

Объясните вашему ребенку, как бы это банально ни звучало, что человек в состоянии опьянения не должен быть объектом секса или насилия. Скажите ему, что он всегда должен проявить беспокойство и позаботиться о своем друге, если видит, что он слишком много выпил и не может справиться сам.

7. Будьте внимательны к своим словам

Будьте внимательны к тому, как вы обсуждаете в семье случаи насилия. Ребенок не должен слышать от вас фраз «Сама виновата, зачем туда пошла». Ответственность за насилие НИКОГДА не несет жертва.

8. После того как у вашего ребенка начались отношения, говорите с ними о сексуальности

Не считайте, что таким образом ваш ребенок уже начал взрослую жизнь и за все отвечает сам. Он еще только начинает и, как у всех нас, у него может быть множество вопросов. Если вы внимательны и проницательны, найдите способ завести разговор на темы, которые его волнуют. Например, о том, кто доминирует в паре, где пролегают границы личности, в чем нужно быть откровенными с партнером и в чем нет…

Учите ребенка не быть наблюдателем ни в чем, что касается его собственного тела.

Низкая самооценка - если ребенок считает себя некрасивым, глупым и т.д., то он может связаться с плохой компанией, так как будет считать, что в другую его не возьмут. К тому же в подобной компании другие дети будет относиться к нему со страхом и почтением, а значит, самооценка будет повышаться;

Подросток выражает протест - если взрослые не хотят принимать во внимание мнение ребенка, принимают несправедливое решение (по мнению подростка), он так выражает протест - связываясь с плохой компанией;

Восхищение подобными компаниями - плохие компании зачастую выглядят привлекательно в глазах других детей и являются неформальными лидерами. Подросток может восхищаться такими ребятами и стремиться попасть к ним в компанию, тогда создается иллюзия своей причастности к чему-то важному;

Чрезмерная опека - если ребенок и шага не может ступить без родительского одобрения, это приводит к тому, что подросток стремится вырваться из такой опеки. В результате, он может попасть в плохую компанию.

Итак, сначала надо выяснить причины, по которым ребенок попал или может попасть в плохую компанию. А потом уже действовать.

Как родители могут справиться с ситуацией?

Естественно, важно действовать в соответствии с причинами, которые побудили подростка вести себя подобным образом. То есть, если ребенку не хватает внимания, больше с ним общаться и совместно проводить время.

Если родители поняли, что обычно не прислушиваются к мнению ребенка, изменить свое поведение. А если взрослые узнали себя в чрезмерно заботливых родителях, стоит предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности.

Уберечь ребенка от плохой компании можно, если с ним много общаться, вместе проводить время, делиться переживаниями, слушать его мнение и доверять ему.

А вот еще несколько полезных советов:

Важно быть примером для ребенка - не только в том, как правильно себя вести, но и как веселиться, как общаться;

Найти подростку побольше интересных занятий - спортивные секции, разные кружки, творческие мастер-классы позволят не только научиться чему-то интересному, но и найти новых друзей;

Проводить досуг всей семьей - необязательно делать это каждый день или каждые выходные. Однако хотя бы пару раз в месяц можно всем вместе отправиться в поход, на пикник, на лыжную прогулку, поиграть в волейбол или снежки;

Давать ребенку больше свободы - подростку важно личное пространство. Поэтому не стоит постоянно вмешиваться в его жизнь;

Читать еще

Повысить самооценку - если у подростка есть проблемы с самооценкой, необходимо ее повысить. Например, найти то, в чем он преуспевает или может преуспеть и помочь ребенку или направить его. Кроме того, чаще хвалить подростка и давать ему поручения, которые он может выполнить, и которые действительно важные и не слишком легкие. Это поможет ребенку стать увереннее в себе;

Доверие - в отношениях очень важно доверие. Если ребенок с детства привык делиться с родителями своими мыслями и чувствами, а родители всегда внимательно слушали его, то вряд ли возникнет проблема с влиянием дурной компании;

Если ребенок уже связался с плохой компанией - не стоит постоянно ругать и обвинять его. Лучше мягко и аккуратно донести до подростка, почему лучше не общаться с такими ребятами, причем, ребенок должен думать, что он дошел до этой мысли самостоятельно.

Каждый малыш, проходя в этот прекрасный мир, не несет плохое намерение. Но, почему же, у вашего ребенка в восемь, десять, тринадцать, пятнадцать лет, неожиданно появляются новые друзья, о которых взрослые никогда не слышали? Почему эти новые друзья мгновенно малышу становятся ближе и нужнее, чем родители? Почему малыш при каждом случае питается сбежать из дома к этим Денисам, Маринам, Петям?

Педагоги говорят, что не редко подросток старается подружиться с тем ребенком, которому принадлежат несвойственные ему черты характера. Другими словами, застенчивая, зажатая и неуверенная в себе доченька, ходит по пятам за той, которая в свои 14 лет прошла воду и огонь. А боязливый малыш начинает дружить с отчаянным и храбрым, молчаливый - с болтуном, послушный и тихий с забиякой. Естественно, взрослые, узнав о такой дружбе, начинают беспокоиться: не будут ли их малышом манипулировать, использовать в собственных целях? Не превратится ли он с тихони в трудноуправляемого подростка?

Способы разрешения проблемы - как уберечь ребенка от плохой компании

Жаль, но многие родители в таких ситуациях делают одну и ту же ошибку: строго запрещают подростку дружить и играть с конкретными детьми. Как вы считаете, таким образом можно добиться результатов? Может быть, в некоторых ситуациях можно - если ваш авторитет у малыша выше, чем авторитет школьного или дворового неформального лидера. Но, не редко дети начинают делать все назло, особенно в . Их противоречия правит ими. Часто малыш просто перестает говорить вам. Где о был. Что делал. Вы становитесь мало информированными, нужно ли это вам? «Тайная», «теневая» дружба - это очень сильно подозрительно, здесь попахивает интересными приключениями. А какой малыш откажется от веселых приключений и от возможности вести теневую жизнь? Отвлечь подростка, оторвать от дружков в такой ситуации бывает очень трудно.

Более простой и эффективный способ - разрешить малышу дружить со всеми друзьями. Сделайте это от чистого сердца, как бы тяжело это ни было. Нельзя к новым друзьям относится предвзято: а вдруг, он только на первое время такой конфликтный, неуправляемый, ершистый, а на самом деле - замечательный человек, черты характера которого действительно дополняют черты характера вашего подростка? Посмотрите на этих друзей другими глазами и попытайтесь в них найти что-то хорошее и привлекальное, ведь ваш подросток что-то в них увидел. А если и в самом деле в гости пришли подростки-уголовники - не волнуйтесь и не выгоняйте их, если вы уже их впустили. Объясните вашему подростку правильное решение. Есть один важный момент, который может вас успокоить: не редко, детская дружба скоротечна. После зимних или летних каникул дети находят себе других друзей, а о старых, могут уже даже не вспоминать. Подождите какое-то время - может быть, ситуация сама «рассосется».

«Переключение интересов»

Может быть, вашему подростку не хватает увлечений в жизни, а там, в компании, ему предлагают - взаимовыручки, «дружба до гроба», рискованные приключения. Некоторые дети стараются ездить в электричках и автобусах «зайцами», заезжая далеко от дома. Разумеется, это интересно! Некоторым нравится петь под гитару, запекать картошку, сидеть на пустыре перед костром. Другим ездить на мотоциклах, хотя и страшно - нельзя же быть слабаком! Возможностей получить острые ощущение и самоутвердится - масса.

Попытайтесь найти для подростка занятие, которое полностью могло удовлетворить тягу к интересным приключениям. Ведь у вас возможностей так же много, как и в других! Есть спортивные секции - не только волейбол и футбол, но ещё картинги, каратэ, бокс. Пусть лучше ребенок будет лазить по скалам под наблюдением инструктора, и прыгать с парашюта, чем пропадать неизвестно где и с кем. Существуют ещё и кружки, в которых занимаются спелеологией, археологией, альпинизмом и туризмом, разыскивают следы разрушенных городов, спускаются в пещеры, хотят в походы…Романтика? Риск? Да, это есть - но это, организованный приключения!

А скауты? Ведь ваш подросток точно оценит верность и братство скаутов - и это окажется вашей победой. Другим словом, пораскиньте собственным умом, узнайте, какие кружки и секции существуют в вашем городе - и вперед! Не волнуйтесь, если не получится с первого раза. Ведь, может вашему малышу не нравится лазить по горам, а больше привлекает соревнования в бассейне или подводное плавание. Не редко он и сам не знает, чего действительно хочет - в такой ситуации помогите ему выбрать вид развлечения.

Что делать, если подросток уже в плохой компании?

Плохо, если ребенка затянула в свои сети дурная компания. Много ситуаций, когда групповое преступление совершают дети с благополучных семей, причем им трудно объяснить, почему они так поступили. «Эффект толпы», «стадный инстинкт» -- такие понятия этому феномену придумали опытные психологи. Это - сильнейшая сила, которой трудно сопротивляться. Если подобная ситуация случилась, задача взрослых - найти причину. Не редко в такой компании оказывается подросток, чувствующим себя изгоем, отверженным - в классе презирают, дома не понимают… Что ещё ему остается делать? Только подружится назло всем с разными хулиганами: удивляйтесь и завидуйте!

Попытайтесь прощупать почву: действительно ли подростку комфортно с такими друзьями, или он делает это назло всем. Вероятно, он уже и сам не сильно рад ситуации, в которой он оказался? А попросить у вас помощи боится. В такой ситуации нужно дать ему понять, что вы не будете его наказывать и ругать - что бы ни случилось. Ребенок должен быть уверен, что родители его поймут и примут любого.

Если в вашем доме нет родительского доверия, то запреты взрослых могут сыграть неблагоприятную роль - толкнуть подростка к тому, кому он может доверять больше. Поэтому лучший способ уберечь подростка от плохих друзей и нежелательного общения - дружеские и доверительные отношения в семье. Такие отношения должны начинать с рождения малыша. Но, а если вы опоздали - никогда еще не было поздно исправиться ситуацию, поставить ваши отношения на верный путь. Можно подружиться с ребенком даже тогда, когда они взрослые - разумеется, это будет уже не такая дружба.

Прогуляйтесь как-нибудь летом по городским улицам. Вы встретите немало компаний подростков лет 10-14, которые курят, пьют крепкий алкоголь, матерятся и хотят всем показать, какие они взрослые. И это далеко не самый худший вариант дурной компании, в которую может попасть ваш ребенок. Как же уберечь его от таких «приятелей» и нужно ли это делать?

Профилактика лучше лечения

Если вы живете в не самом благополучном спальном районе, славящимся своей «великолепной» криминальной обстановкой и обилием гопников, то заботиться о том, чтобы ваш ребенок не попал в будущем в дурную компанию нужно заранее, еще в дошкольном или младшем школьном возрасте. Помните, что профилактика гораздо лучше и выгоднее лечения, и вместо того, чтобы решать проблемы, лучше их не создавать.

Желательно уже в 6-8 лет, пока ребенок еще слушается родителей, создать все условия, чтобы в подростковом возрасте он попал в благоприятную для развития его индивидуальных способностей среду единомышленников, а не в компанию «плохишей». Сделать это не так сложно.

Серьезное увлечение – лучшее средство от дурной компании

Для этого нужно помочь найти ему серьезное увлечение, предоставив возможность протестировать всевозможные секции, кружки, центры развития и т.д. Именно для этого, а не для пустого времяпрепровождения, мелкого хулиганства и преждевременных алкогольно-никотиновых экспериментов, человеку и дается детско-юношеский возраст – чтобы найти свой талант и свое предназначение в жизни. Потом такой возможности, скорее всего, уже не будет.

Если ребенок начнет серьезно заниматься спортом, музыкой, каким-либо видом искусства или интеллектуальной деятельности и общаться с единомышленниками, то шансы связаться с дурной компанией будут у него минимальными. Естественно, выбрать наиболее привлекательное для себя увлечение он должен сам.

Для мальчиков идеальным вариантом профилактики от дурных компаний и многих проблем подросткового возраста являются занятия спортом. Возможно, он и не станет чемпионом, но, по крайней мере, приобретет крепкое здоровье, массу полезных для жизни навыков, и не будет болтаться по улицам с подростками, которые начинают пить алкоголь, курить и «токсикоманить» в 10-12 лет. Тренировки, соревнования, сборы и другие составляющие спортивной жизни не оставляют времени на сигаретно-алкогольные развлечения и прочие подростковые глупости.

Чем более неблагоприятным является район, в котором вы проживаете, тем быстрее нужно отдавать мальчика в спортивную секцию, когда он достигнет соответствующего возраста, чтобы, он мог, если что, дать хороший отпор местным хулиганам, или, по крайней мере, легко от них убежать.

Наверняка, в вашем районе есть какой-то спортивный комплекс, ФОК, бассейн, стадион, секции футбола, единоборств и т.д. Предложите своему мальчику в 6-7 лет попробовать свои силы в нескольких видах спорта. Пусть он сам выберет из них тот, что ему больше всего понравится (свои спортивные вкусы навязывать не нужно). «Для души» можно записать его в какой-нибудь музыкально-вокальный кружок, на курсы английского языка и т.д. Или, может быть, он захочет самостоятельно или с помощью домашнего учителя научиться играть на гитаре, синтезаторе или другом музыкальном инструменте –поддержите финансово это увлечение.

Если подросток будет активно заниматься спортом, музыкой или еще чем-то достойным, то у него просто не будет времени на дурные компании и общаться он будет с увлеченными, позитивными сверстниками, а не с «плохишами».

Это же касается и девочек. Только, возможно, им нужно найти более женственные увлечения (хотя, есть немало «женских» видов спорта, и девочки могут добиться на спортивном поприще не меньших успехов, чем мальчики).

Как правило, те родители, которые провели свой детско-юношеский возраст, занимаясь во всевозможных секциях и кружках, стараются своевременно куда-то «пристроить» своего ребенка. Они знают, насколько это важно для того, чтобы ребенок избежал дурного влияния «улицы». Родители, не занимавшиеся ничем подобным в школьном возрасте, не всегда торопятся это сделать (хотя, иногда бывает и наоборот) и, когда их ребенок превращается в подростка, очень часто получают соответствующие «плоды».

К чему может привести попадание в дурную компанию

Если все-таки родители не позаботились о поиске подходящего увлечения для своего ребенка, или он сам оказался чересчур инфантильным, чтобы чем-то серьезно заниматься, то с наступлением подросткового возраста, когда ребенок наиболее подвержен влиянию сверстников, надо быть настороже, особенно если вы проживаете в не самом благополучном районе.

В худшем варианте все может закончиться криминалом и отправкой в колонию для несовершеннолетних. В не самом худшем, но тоже очень плохом варианте - ранним приобретением вредных привычек и беспорядочным сексом уже в 13-14 лет. «Лучших» вариантов при попадании подростка в дурную компанию не существует (иначе это будет уже не дурная компания).

Кто-то говорит, что в такой компании подросток может научиться отстаивать свое мнение и не обращать внимания на провокации. Поверьте, что есть масса других, более приемлемых вариантов воспитания таких качеств, и развить их можно не только в компании малолетних идиотов.

Кто больше всего подвержен негативному влиянию «улицы»

Больше всего подвержены негативному влиянию улицы подростки, которые не находят общего языка со своими родителями, и будучи незанятым во всевозможных секциях и кружках, проводят большую часть свободного времени на улице.

Если они не умеют отстаивать свое мнение, не слишком хорошо социализированы, и не отличаются самостоятельностью мышления, то они вряд ли смогут противостоять предложениями сверстников пойти выпить, покурить (и не всегда табак), похулиганить и «покриминалить». Далеко не всегда это заканчивается плачевно, но вероятность заполучить большие неприятности у подростка, попадающего в такую среду, значительно увеличивается.

Когда это становится особенно опасным

Если от подростка, приходящего домой, стало пахнуть спиртным и табаком – это очень плохо, но есть вещи и похуже. Если у него обнаружатся какие-то непонятные, явно не его собственные вещи, электронные устройства и техника, денег на которые у него точно нет, или, если он неожиданно часто стал просить немалые суммы денег, то пора поговорить с ним по душам. Надо выяснить, откуда взялось все это богатство, и на какие цели ему нужны деньги.

Если подросток ничего не говорит, и у вас есть подозрения, что он попал в среду малолетних преступников, и это подтвердилось приводом в полицию, надо принимать какие-то экстренные меры.

В идеальном варианте следует переехать в другой район, в другой город, в другую страну с более благоприятной атмосферой и «нормальными» молодыми людьми. Поверьте, на планете Земля есть немало мест, где живут дружелюбные и миролюбивые люди, и где у вашего ребенка никогда не появятся «опасные» дружки.

Если такой возможности нет, нужно предпринимать какие-то «внутренние» экстренные меры, пытаясь переориентировать ребенка на более позитивный стиль жизни.

Что не следует делать

Полностью изолировать ребенка, попавшего под влияние «плохишей», от внешнего мира, конечно же, не нужно. Желательно, чтобы он сам понял, что такая «дружба» не закончится для него ничем хорошим, и не даст ему никаких позитивных перспектив в будущем, и самостоятельно вышел из порочного круга общения.

Если еще не поздно, имеет смысл пристроить ребенка в какую-нибудь секцию или кружок в соответствии с его интересами (чем-то, все-таки, он в этой жизни интересуется!), где он будет общаться с нормальными детьми, а не с какими-то юными «отморозками». Главное – найти взаимопонимание и контакт с подростком в этот крайне непростой для него и его родителей период.

Нужно помнить о том, что запретный плод сам по себе сладок, а в подростковом возрасте – особенно. Поэтому запретами тут не поможешь. Подросток должен сам все понять, и сделать правильный выбор.

Покажите, что является признаком «взрослости»

Если подросток начал курить и пить алкоголь в 10-12 лет, не следует прибегать к наказаниям и физическому насилию. Так невозможно воспитать полноценную, уверенную в себе личность. Лучше докажите ему, что это совсем не является показателем «взрослости», поскольку и курить, и пробовать алкоголь подростки начинают именно для того, чтобы показать, какие они взрослые.

Объясните, ему, что по-настоящему взрослый человек всегда самостоятельно принимает решения и не подвержен стадному инстинкту, из-за которого, как правило, и начинают курить и «алкоголить» тинейджеры. Не поддаваться давлению окружающих и стереотипам поведения, всегда иметь свое собственное, а не навязанное извне мнение - именно это и есть настоящая смелость и «взрослость», а не приобретение в подростковом возрасте набора типичных вредных привычек, чтобы быть «как все». Конечно, чтобы показать подростку, насколько все это вредно, вы сами не должны курить, не увлекаться алкоголем и активно заниматься физкультурой и спортом.

Чтобы ваши антиалкогольные и антитабачные «лекции» были более наглядными, можно посетить с подростком выставку заспиртованных внутренних органов курильщиков и алкоголиков (такие выставки проводятся во многих городах). Для того, чтобы показать в каком ужасном состоянии находятся легкие курильщика и печень алкоголика на таких выставках их можно сравнить с экспонатами аналогичных внутренних органов здоровых людей. Пусть подросток подумает о том, во что он превращает свой организм каждой затяжкой и каждой рюмкой водки.

Может быть, все не так плохо

Если ваш подросток проводит много времени на улице, и вам не дает покоя мысль о том, как бы он не связался с дурной компанией, вместо того, чтобы что-то ему запрещать, пригласите его друзей в гости, и попробуйте найти в них что-то позитивное.

Может быть, все не так плохо, как кажется. Подростки могут быть несколько грубоватыми, иметь вредные привычки, но, при этом, например, увлекаться или заниматься рок-музыкой, электронной музыкой, компьютерами, созданием сайтов и т.д. У таких друзей можно научиться и чему-то полезному, хотя, конечно, здоровье нужно беречь смолоду и от вредных привычек избавляться как можно быстрее.

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в России и в том числе в Калмыкии произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

Статистика по теме собрания.

Анализируя тематику обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Калмыкия необходимо отметить, что по сравнению с 2011г., когда граждан волновали в первую очередь нарушения прав детей на защиту от всех форм насилия и нарушения жилищных прав несовершеннолетних, в 2012 г. на первое место вышли вопросы нарушения прав ребенка на проживание и общение с родителями.

Тема обращений

Нарушение прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на обращение с родителями и другими родственниками.

22,9

Об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Нарушение прав детей в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, лечебных учреждениях.

Нарушение прав детей от всех форм насилия

Показателем социального неблагополучия общества является наличие преступлений, совершенных в отношении детей. Всего в 2012 г. в Калмыкии зарегистрировано 128 преступлений, совершенных в отношении детей (242 в 2011 г). Как нарушение права на жизнь рассматриваются самоубийства. В 2012 г. уровень их попыток по сравнению с 2011 г. снизился ровно вдвое – 17 против 34 в 2011 г. Завершено две попытки.

Основная причина ухода детей из дома-противоречия с взрослыми. В региональном розыске в 2012 г.находилось 16 детей. Все дети найдены.Несмотря на активные профилактические меры по снижению преступности в отношении детей, криминогенная ситуация в 2012 г. оставалась неблагоприятной. Таким образом, право ребенка на защиту от всех форм насилия, предусмотренное ст.19 Конвенции о правах ребенка, соблюдено не в полной мере.

2. Анализ анкетирования и классного часа по проблеме собрания.

Классный час « Детство без жестокости и насилия» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются в начале с учащимися, а затем с родителями. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в семье, где они могут быть подвергнуты опасности, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки используются в ходе родительского собрания.

Анкеты для учащихся

1 .Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.

Позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 .Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

–Сделаешь вид, что в доме никого нет.

Позвонишь родителям или знакомым людям.

Начнешь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

Будешь ждать того, кто в нее войдет.

Спросишь, кто там.

Сообщишь родителям.

4 .Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

Вступишь с ним в разговор.

Молча отойдешь в сторону.

Подойдешь туда, где есть люди.

Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 . Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

Примешь их предложение.

Откажешь им.

Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

6 .Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Не пойдешь в подъезд.

Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.

Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

7 .Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Немедленно выйдешь из подъезда.

Пойдешь спокойно по лестнице домой.

Позвонишь в любую квартиру.

Начнешь звать на помощь.

Анкетирование родителей

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2 .Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируйте ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием и жестоким обращением к детям?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?

7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию и жестокого обращения, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

3.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2 .Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал.Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4 .Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5 .Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.

Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 г. № 254-IV-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществляется по направлениям:

Организационная работа,

Диагностическая работа,

Профилактическая работа с обучающимися,

Профилактическая работа с родителями и педагогами.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

  • «Профилактика жестокого обращения в семье»
  • «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
  • «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
  • «Права и обязанности семьи»
  • «Причина детских суицидов»
  • «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
  • «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
  • «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
  • «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в

образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

10.Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2012 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яшкульская многопрофильная гимназия»

Республиканский конкурс на

Лучшую методическую разработку

Родительского собрания по

Проблемам противодействия насилию

И жестокому обращению с детьми.

Родительское собрание « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Выполнила: Горяева Баин Бадмаевна

Учитель истории и обществознания,

Классный руководитель 6 класса.

Яшкуль, 2014г