Лекции по истории кратко. Курс лекций по истории россии

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «История России». Содержание издания соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для учащихся ВУЗов, особенно для студентов негуманитарных специальностей заочной формы обучения.

Восточные славяне в древности.
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.

Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I-II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в исторической науке. Такие крупные историки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II-IV вв. Великое переселение народов (V-VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточноевропейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.

Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их - древляне («лесные люди») и дреговичи («болотные люди»). Севернее - радимичи, северо-восточнее - северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их - кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.

Содержание
Введение 8
Тема 1. Киевская Русь 21
1.1. Восточные славяне в древности 21
1.2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория 22
1.3. Внутренняя и внешняя политика киевских князей 23
1.4. Общественно-политическое устройство и хозяйственная жизнь Киевской Руси 25
1.5. Культура Киевской Руси 26
Тема 2. Феодальная раздробленность 29
2.1. Причины и сущность феодальной раздробленности 29
2.2. Ведущие русские княжества и земли в период феодальной раздробленности 30
2.3. Татаро-монгольское и шведско-немецкое нашествие на Русь 32
2.4. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды 34
2.5. Русские земли и Великое княжество Литовское 35
2.6. Русская культура XIII-XTVBB 37
Тема 3. Единое Русское государство 39
3.1. Возвышение Москвы. Политика московских князей 39
3.2. Образование единого Российского государства 40
3.3. Внутренняя политика Ивана IV 42
3.4. Внешняя политика Ивана IV 44
3.5. Культура Руси XV-XVI вв 45
Тема 4. Россия на рубеже XVI-XVII вв 48
4.1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Борис Годунов 48
4.2. Русская Смута начала XVII в 49
Тема 5. Россия в XVII в 52
5.1. Экономическое развитие России в XVII в 52
5.2. Социально-политическое развитие России в XVII в 53
5.3. Внешняя политика России в XVII в 55
5.4. Народные восстания XVII в 57
5.5. Церковный раскол 58
5.6. Русская культура XVII в 59
Тема 6. Россия в XVIII в 62
6.1. Россия в конце XVII в. Петр 1 62
6.2. Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII в. Северная война (1700-1721 гг.) 63
6.3. Реформы Петра 1 65
6.4. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в 66
6.5. Россия в эпоху дворцовых переворотов 68
6.6. Внутренняя политика Екатерины II 70
6.7. Внешняя политика Екатерины II 72
6.8. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в 73
6.9. Наука и просвещение в России XVIII в 75
6.10. Литература и искусство в России XVIII в 76
6.11. Павел I 78
Тема 7. Россия в первой половине XIX в 80
7.1. Внутренняя политика Александра I 80
7.2. Внешняя политика Александра I. Общая характеристика 81
7.3. Отечественная война 1812 г 83
7.4. Движение декабристов 84
7.5. Внутренняя политика Николая 1 86
7.6. Внешняя политика Николая I. Крымская война 88
7.7. Социально-экономическое развитие России впервой половине XIX в 89
7.8. Общественно-политическая мысль во второй четверти XIX в 91
7.9. Образование и наука в первой половине XIX в 92
7.10. Литература и искусство первой половины XIX в 94
Тема 8. Россия во второй половине XIX в 96
8.1. Крестьянская реформа 1861 г 96
8.2. Реформы 60-70-х гг. XIX в 97
8.3. Социально-экономическое развитие пореформенной России 99
8.4. Внешняя политика России во второй половине XIX в 100
8.5. Консерваторы и либералы в общественном движении второй половины XIX в 102
8.6. Народничество 60-70-х гг. XIX в 103
8.7. Политика контрреформ Александра III 105
8.8. Рабочее движение и марксизм в 80-90-е гг. XIX в 107
8.9. Наука и просвещение во второй половине XIX в 108
8.10. Литература и искусство России во второй половине XIX в 110
Тема 9. Россия в начале XX в 112
9.1. Экономическое развитие страны в начале XX в 112
9.2. Население и социальная структура России начала XX в 114
9.3. Политический строй России начала XX в. Образование политических партий 116
9.4. Революционная ситуация начала XX в. Причины первой российской революции 118
9.5. Русско-японская война 1904-1905 гг 119
9.6. Первая российская революция 1905-1907 гг 121
9.7. Образование либеральных партий и черносотенных организаций 122
9.8. I и II Государственные думы 124
9.9. Россия от первой революции к первой мировой войне (1907-1914 гг.) 126
9.10. Россия в годы первой мировой войны 127
9.11. Образование и наука в начале XX в 129
9.12. Русская литература и искусство начала XX в 131
Тема 10. Россия в годы революций и гражданской войны (1917-1920) 133

10.1. Февральская революция 1917 г. Двоевластие 133
10.2. Россия в марте - июне 1917 г 134
10.3. Общенациональный кризис осени 1917 г 136
10.4. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 138
10.5. Борьба за власть в стране в конце 1917 - начале 1918 г 139
10.6. Создание Советского государства 141
10.7. Брестский мир 142
10.8. Первые социально-экономические мероприятия советской власти 143
10.9. Военная интервенция и гражданская война 1918 г 145
10.10. Политика большевиков в годы гражданской войны. Военный коммунизм 146
10.11. Антибольшевистское сопротивление 147
10.12. Боевые действия 1919-1920 гг 149
10.13. Культура в условиях революции и гражданской войны 151
Тема 11. Советская страна в 1920-е гг. 153
11.1. Россия после окончания гражданской войны 153
11.2. Новая экономическая политика 154
11.3. Образование СССР. Национально-государственное строительство 156
11.4. Внешняя политика Советского государства в 1920-х гг 158
11.5. Политическое наследие В. И. Ленина 159
11.6. Внутрипартийная борьба после смерти В. И. Ленина 161
11.7. Культура в СССР в 1920-х гг 162
Тема 12. СССР в 1930-е гг. 165
12.1. Утверждение тоталитарной системы 165
12.2. Политика социалистической индустриализации 166
12.3. Политика коллективизации в деревне 168
12.4. Культура в СССР в 1930-х гг 169
12.5. Внешняя политика СССР в 1930-х гг 171
12.6. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны 172
Тема 13. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 174
13.1. Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву 174
13.2. Коренной перелом в ходе войны 176
13.3. Советский тыл в годы войны 177
13.4. СССР и антигитлеровская коалиция 179
13.5. Боевые действия на советско-германском фронте в 1944 г 180
13.6. Завершение Великой Отечественной войны. Разгром Японии 182
13.7. Итоги Великой Отечественной войны 183
Тема 14. СССР в послевоенный период. 1945-1953 185
14.1. Внешняя политика СССР после Великой Отечественной войны 185
14.2. Экономика СССР в послевоенный период 187
14.3. Послевоенное ужесточение сталинского режима 188
14.4. Культурная политика позднего сталинизма 189
Тема 15. СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. 192
15.1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1953-1964гг. Н.С.Хрущев 192
15.2. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг 194
15.3. Советская культура середины 1950-х - середины 1960-х гг 195
15.4. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг 197
Тема 16. СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. 200
16.1. Политический курс Л. И. Брежнева 200
16.2. Социально-экономическое положение страны в период «зрелого социализма» 201
16.3. Внешняя политика советского руководства в 1964-1984 гг 203
16.4. Культурная жизнь «зрелого социализма» 205
16.5. Сопротивление режиму: диссиденты 206
Тема 17. «Перестройка». 1985-1991 209
17.1. Начало перестройки 209
17.2. Социально-экономическое положение страны в 1985-1991 гг 210
17.3. Общественно-политическая жизнь страны в 1985-1991 гг 212
17.4. Национальные отношения в период перестройки 213
17.5. Культура в период перестройки 214
17.6. Основные направления внешней политики СССР в конце 1980-х - начале 1990-х гг 216
17.7. Августовский путч 1991 г. и его последствия 217
Тема 18. Россия в 1990-е гг. 219
18.1. Общественно-политическая жизнь Российской Федерации в 1990-е гг 219
18.2. Конституция Российской Федерации 221
18.3. Социально-экономическое развитие страны в конце XX в 223
18.4. Внешняя политика ельцинской России 226
18.5. Русская культура конца XX в 228
Тема 19. Российская Федерация в начале XXI в. 230
19.1. Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в 230
19.2. Социально-экономическое развитие России в начале XXI в 234
19.3. Основные черты внешней политики Российской Федерации 236
19.4. Президент Д. А. Медведев 239
19.5. Основные черты современной культуры 243
Словарь терминов 248
Хроника 258
Список литературы 270.

Сергей Федорович Платонов.

Полный курс лекций по русской истории

Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е

OCR, Spellcheck: Максим Пономарёв

Очерк русской историографии Обзор источников русской истории

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предварительные исторические сведения. -- Киевская Русь. -- Колонизация Суздальско-Владимирской Руси. -- Влияние татарской власти па удельную Русь. -- Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси. -- Новгород. -- Псков. -- Литва. -- Московское княжество до середины XV века. -- Время великого князя Ивана II]

Предварительные исторические сведения

Древнейшая история нашей страны Русские славяне и их соседи Первоначальный быт русских славян

Киевская Русь

Образование Киевского княжества

Общие замечания о первых временах Киевского княжества

Крещение Руси

Последствия принятия Русью христианства

Киевская Русь в XI--XII веках

Колонизация Суздальско-Владимирской Руси

Влияние татарской власти на удельную Русь

Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси

Новгород

Московское княжество до середины XV века Время великого князя Ивана III

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Время Ивана Грозного. -- Московское государство перед смутой. -- Смута в Московском государстве. -- Время царя Михаила Федоровича. -- Время царя Алексея Михайловича. -- Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. -- Время царя Федора Алексеевича

Время Ивана Грозного Московское государство перед смутой

Политическое противоречие в московской жизни XVI века Социальное противоречие в московской жизни XVI века

Смута в Московском государстве

Первый период смуты: борьба за московский престал Второй период смуты: разрушение государственного порядка Третий период смуты: попытка восстановления порядка

Время царя Михаила Федоровича (1613--1645) Время царя Алексея Михайловича (1645--1676)

Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича Церковные дела при Алексее Михайловиче Культурный перелом при Алексее Михайловиче Личность царя Алексея Михайловича

Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI--XVII веках

Время царя Федора Алексеевича (1676--1682)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. -- Положение московской политики и жизни в конце XVII века. -- Время Петра Великого. -- Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. -- Время Елизаветы Петровны. -- Петр III и переворот 1762 года. -- Время Екатерины II. -- Время Павла I. -- Время Александра I. -- Время Николая I. -- Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Взгляды науки и русского общества на Петра Великого Положение московской политики и жизни в конце XVII века Время Петра Великого

Детство и отрочество Петра (1672--1689)

Годы 1689-1699

Внешняя политика Петра с 1700 года

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года Отношение современников к деятельности Петра Семейные отношения Петра Историческое значение деятельности Петра

Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы (1725-1741)

Дворцовые события с 1725 по 1741 год Управление и политика с 1725 по 1741 год

Время Елизаветы Петровны (1741--1761)

Управление и политика времени Елизаветы Петр III и переворот 1762 года Время Екатерины II (1762-1796)

Законодательная деятельность Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Историческое значение деятельности Екатерины II

Время Павла 1 (1796-1801)

Время Александра I (1801--1825)

Время Николая I (1825-1855)

Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Первым своим появлением в печати настоящие "Лекции" обязаны энергии и труду моих слушателей по Военно-юридической Академии, И. А. Блинова и Р. Р. фон-Раупаха. Они собрали и привели в порядок все те "литографированные записки", какие издавались учащимися в разные годы моего преподавания. Хотя некоторые части этих "записок" были составлены поданным мною текстам, однако, в общем, первые издания "Лекций" не отличались ни внутренней цельностью, ни внешней отделкой, представляя собою собрание разновременных и разнокачественных учебных записей. Трудами И. А. Блинова четвертое издание "Лекций" приобрело значительно более исправный вид, а к следующим изданиям текст "Лекций" пересматривался и лично мною.

В частности, в восьмом издании пересмотр коснулся главным образом тех частей книги, которые посвящены истории Московского княжества в XIV--XV вв. и истории царствований Николая I и Александра II. Для усиления фактической стороны изложения в этих частях курса мною были привлечены некоторые выдержки из моего "Учебника русской истории" с соответствующими изменениями текста, так же как в прежних изданиях были оттуда же сделаны вставки в отдел истории Киевской Руси до XII века. Кроме того, в восьмом издании заново была изложена характеристика царя Алексея Михайловича. В девятом издании сделаны необходимые, в общем небольшие, исправления. Для десятого издания текст был пересмотрен.

Тем не менее и в настоящем своем виде "Лекции" далеки еще от желаемой исправности. Живое преподавание и научная работа оказывают непрерывное влияние на лектора, изменяя не только частности, но иногда и самый тип его изложения. В "Лекциях" можно видеть только тот фактический материал, на котором обычно строятся курсы автора. Конечно, в печатной передаче этого материала остались еще и теперь некоторые недосмотры и погрешности;

равным образом и конструкция изложения в "Лекциях" весьма нередко не соответствует тому строю устного изложения, которого держусь я в последние годы.

Только с этими оговорками и решаюсь я выпустить в свет настоящее издание "Лекций".

С. Платонов

Введение (Изложение конспективное)

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука. Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т.е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется, как

художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, практической приложимости. Еще древние говорили, что история есть наставница жизни (magistra vitae). От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд на историю во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой -- обращал историю в "скрижаль откровений и правил" практического характера. Один писатель XVII в. (De Rocoles) говорил, что "история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры". На первой странице "Истории государства Российского" Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, "чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье".

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт [правильно -- Боссюэ. -- Ред.] (1627--1704) и Лоран (1810--1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668--1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770--1831) в истории видел изображение того процесса, которым "абсолютный дух" достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого "абсолютного духа"). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, -- простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале XIX века, когда из Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо (1787--1874), например, понимал историю, как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг (1775--1854) считал национальную историю средством познания "национального духа". Отсюда выросло распространенное определение истории, как пути к народному самосознанию. Явились далее попытки понимать историю, как науку, долженствующую раскрыть общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу. Но эти попытки, в сущности, присваивали истории задачи другой науки -- социологии. История же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Такая задача требует многого для успешного выполнения. Для того чтобы дать научно-точную и художественно-цельную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними прагматическую связь и 5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину. Те способы, которыми историки достигают указанных частных целей, называются научными критическими приемами. Приемы эти совершенствуются с развитием исторической науки, но до сих пор ни эти приемы, ни сама наука истории не достигли полного своего развития. Историки не собрали и не изучили еще всего материала, подлежащего их ведению, и это дает повод говорить, что история есть наука, не достигшая еще тех результатов, каких достигли другие, более точные, науки. И, однако, никто не отрицает, что история есть наука с широким будущим.

С тех пор, как к изучению фактов всемирной истории стали подходить с тем сознанием, что жизнь человеческая развивается закономерно, подчинена вечным и неизменным отношениям и правилам, -- с тех пор идеалом историка стало раскрытие этих постоянных законов и отношений. За простым анализом исторических явлений, имевших целью указать их причинную последовательность, открылось более широкое поле -- исторический синтез, имеющий цель воссоздать общий ход всемирной истории в ее целом, указать в ее течении такие законы последовательности развития, которые были бы оправданы не только в прошлом, но и в будущем человечества.

Этим широким идеалом не может непосредственно руководиться русский историк. Он изучает только один факт мировой исторической жизни -- жизнь своей национальности. Состояние русской историографии до сих пор таково, что иногда налагает на русского историка обязанность просто собирать факты и давать им первоначальную научную обработку. И только там, где факты уже собраны и освещены, мы можем возвыситься до некоторых исторических обобщений, можем подметить общий ход того или другого исторического процесса, можем даже на основании ряда частных обобщений сделать смелую попытку -- дать схематическое изображение той последовательности, в какой развивались основные факты нашей исторической жизни. Но далее такой общей схемы русский историк идти не может, не выходя из границ своей науки. Для того чтобы понять сущность и значение того или другого факта в истории Руси, он может искать аналогии в истории всеобщей; добытыми результатами он может служить историку всеобщему, положить и свой камень в основание общеисторического синтеза. Но этим и ограничивается его связь с общей историей и влияние на нее. Конечной целью русской историографии всегда остается построение системы местного исторического процесса.

Построением этой системы разрешается и другая, более практическая задача, лежащая на русском историке. Известно старинное убеждение, что национальная история есть путь к национальному самосознанию. Действительно, знание прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. Народ, знакомый со своею историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее. Задача, в данном случае можно выразиться --долг национальной историографии заключается в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете. При этом нет нужды вносить в историографию какие бы то ни было предвзятые точки зрения; субъективная идея не есть идея научная, а только научный труд может быть полезен общественному самосознанию. Оставаясь в сфере строго научной, выделяя те господствующие начала общественного быта, которые характеризовали собою различные стадии русской исторической жизни, исследователь раскроет обществу главнейшие моменты его исторического бытия и этим достигнет своей цели. Он даст обществу разумное знание, а приложение этого знания зависит уже не от него.

Так, и отвлеченные соображения и практические цели ставят русской исторической науке одинаковую задачу -- систематическое изображение русской исторической жизни, общую схему того исторического процесса, который привел нашу национальность к ее настоящему состоянию.

Очерк русской историографии

Когда же началось систематическое изображение событий русской исторической жизни и когда русская история стала наукой? Еще в Киевской Руси, наряду с возникновением гражданственности, в XI в. появились у нас первые летописи. Это были перечни фактов, важных и не важных, исторических и не исторических, вперемежку с литературными сказаниями. С нашей точки зрения, древнейшие летописи не представляют собою исторического труда; не говоря о содержании -- и самые приемы летописца не соответствуют теперешним требованиям. Зачатки историографии у нас появляются в XVI в., когда исторические сказания и летописи стали впервые сверять и сводить в одно целое. В XVI в. сложилась и сформировалась Московская Русь. Сплотившись в единое тело, под властью единого московского князя, русские старались объяснить себе и свое происхождение, и свои политические идеи, и свои отношения к окружающим их государствам.

И вот в 1512 г. (по-видимому, старцем Филофеем) составляется хронограф, т.е. обозрение всемирной истории. Большая часть его заключала в себе переводы с греческого языка и только как дополнения внесены русские и славянские исторические сказания. Хронограф этот краток, но дает достаточный запас исторических сведений; за ним появляются и вполне русские хронографы, представляющие собою переработку первого. Вместе с ними возникают в XVI в. летописные своды, составленные по древним летописям, но представляющие не сборники механически сопоставленных фактов, а произведения, связанные одной общей идеей. Первым таким произведением была "Степенная книга", получившая такое название потому, что она разделялась на "поколения" или на "степени", как их тогда называли. Она передавала в хронологическом, последовательном, т.е. "постепенном" порядке деятельность русских митрополитов и князей, начиная с Рюрика. Автором этой книги ошибочно считали митрополита Киприана;

она была обработана митрополитами Макарием и его преемником Афанасием при Иване Грозном, т.е. в XVI в. В основании "Степенной книги" лежит тенденция и общая и частная. Общая проглядывает в желании показать, что власть московских князей есть не случайная, а преемственная, с одной стороны, от южнорусских, киевских князей, с другой -- от византийских царей. Частная же тенденция сказалась в том уважении, с каким неизменно повествуется о духовной власти. "Степенная книга" может быть названа историческим трудом в силу известной системы изложения. В начале XVI в. был составлен другой исторический труд -- "Воскресенская летопись", более интересная по обилию материала. В основание ее легли все прежние летописи, "Софийский временник" и иные, так что фактов в этой летописи действительно много, но скреплены они чисто механически. Тем не менее "Воскресенская летопись" представляется нам самым ценным историческим произведением из всех, ей современных или более ранних, так как она составлена без всякой тенденции и заключает в себе много сведений, которых нигде более не находим. Своею простотою она могла не нравиться, безыскусственность изложения могла казаться убогою знатокам риторических приемов, и вот ее подвергли переработке и дополнениям и составили, к середине XVI же века, новый свод, называемый "Никоновской летописью". В этом своде мы видим много сведений, заимствованных из греческих хронографов, по истории греческих и славянских стран, летопись же о русских событиях, особенно о веках позднейших, хотя и подробная, но не совсем надежная, -- точность изложения пострадала от литературной переработки: поправляя бесхитростный слог прежних летописей, невольно искажали и смысл некоторых событий.

В 1674 г. появился в Киеве и первый учебник русской истории -- "Синопсис" Иннокентия Гизеля, очень распространившийся в эпоху Петра Великого (он часто встречается и теперь). Если рядом со всеми этими переработками летописей помянем ряд литературно написанных сказаний об отдельных исторических фактах и эпохах (напр., Сказание кн. Курбского, повести о смутном времени), то обнимем весь тот запас исторических трудов, с которым Русь дожила до эпохи Петра Великого, до учреждения Академии наук в Петербурге. Петр очень заботился о составлении истории России и поручал это дело различным лицам. Но только после его смерти началась ученая разработка исторического материала и первыми деятелями на этом поприще явились ученые немцы, члены петербургской Академии; из них прежде всего следует назвать Готлиба Зигфрида Байера (1694--1738). Он начал с изучения племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке и теперь уже не имеют большого значения для истории России, -- это "Северная География" и "Исследования о Варягах" (их перевели на русский язык только в 1767 г.). Гораздо плодотворнее были труды Герарда Фридриха Миллера (1705--1783), который жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II и уже настолько хорошо владел русским языком, что писал свои произведения по-русски. Он много путешествовал по России (прожил 10 лет, с 1733 по 1743 г., в Сибири) и хорошо изучил ее. На литературном историческом поприще он выступил как издатель русского журнала "Ежемесячные сочинения" (1755--1765) и сборника на немецком языке "Sammlung Russischer Gescihchte". Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории; его рукописи (так наз. Миллеровские портфели) служили и служат богатым источником для издателей и исследователей. И исследования Миллера имели значение, -- он был одним из первых ученых, заинтересовавшихся позднейшими эпохами нашей истории, им посвящены его труды: "Опыт новейшей истории России" и "Известие о дворянах Российских". Наконец, он был первым ученым архивариусом в России и привел в порядок московский архив Иностранной коллегии, директором которого и умер (1783). Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял и [М. В.] Ломоносов, написавший учебную книгу русской истории и один том "Древней Русской истории" (1766). Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками -- немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и таким образом русскую культуру считал самобытною.

Названные академики, собирая материалы и исследуя отдельные вопросы нашей истории, не успели дать общего ее обзора, необходимость которого чувствовалась русскими образованными людьми. Попытки дать такой обзор появились вне академической среды.

Первая попытка принадлежит В. Н. Татищеву (1686-- 1750). Занимаясь собственно вопросами географическими, он увидел, что разрешить их невозможно без знания истории, и, будучи человеком всесторонне образованным, стал сам собирать сведения по русской истории и занялся ее составлением. В течение многих лет писал он свой исторический труд, перерабатывал его не один раз, но только по его смерти, в 1768 г., началось его издание. В течение 6 лет вышло 4 тома, 5-й том был случайно найден уже в нашем веке и издан "Московским обществом истории и древностей Российских". В этих 5-ти томах Татищев довел свою историю до смутной эпохи XVII в. В первом томе мы знакомимся со взглядами самого автора на русскую историю и с источниками, которыми он пользовался при ее составлении; мы находим целый ряд научных эскизов о древних народах -- варягах, славянах и др. Татищев нередко прибегал к чужим трудам; так, напр., он воспользовался исследованием "О Варягах" Байера и прямо включил его в свой труд. История эта теперь, конечно, устарела, но научного значения она не потеряла, так как (в XVIII в.) Татищев обладал такими источниками, которых теперь нет, и следовательно, многие из фактов, им приведенных, восстановить уже нельзя. Это возбудило подозрение, существовали ли некоторые источники, на которые он ссылался, и Татищева стали обвинять в недобросовестности. Особенно не доверяли приводимой им "Иоакимовской Летописи". Однако исследование этой летописи показало, что Татищев только не сумел отнестись к ней критически и включил ее целиком, со всеми ее баснями, в свою историю. Строго говоря, труд Татищева есть не что иное, как подробный сборник летописных данных, изложенных в хронологическом порядке; тяжелый его язык и отсутствие литературной обработки делали его неинтересным для современников.

Первая популярная книга по русской истории принадлежала перу Екатерины II, но труд ее "Записки касательно Русской истории", доведенный до конца XIII в., научного значения не имеет и интересен только как первая попытка рассказать обществу легким языком его прошлое. Гораздо важнее в научном отношении была "История Российская" князя М. [М.] Щербатова (1733--1790), которой впоследствии пользовался и Карамзин. Щербатов был человек не сильного философского ума, но начитавшийся просветительной литературы XVIII в. и всецело сложившийся под ее влиянием, что отразилось и на его труде, в который внесено много предвзятых мыслей. В исторических сведениях он до такой степени не успевал разбираться, что заставлял иногда своих героев умирать по 2 раза. Но, несмотря на такие крупные недостатки, история Щербатова имеет научное значение благодаря многим приложениям, заключающим в себе исторические документы. Особенно интересны дипломатические бумаги XVI и XVII вв. Доведен его труд до смутной эпохи.

Случилось, что при Екатерине II некто француз Леклерк, совершенно не знавший ни русского государственного строя, ни народа, ни его быта, написал ничтожную "L"histoire de la Russie", причем в ней было так много клевет, что она возбудила всеобщее негодование. И. Н. Болтин (1735--1792), любитель русской истории, составил ряд заметок, в которых обнаружил невежество Леклерка и которые издал в двух томах. В них он отчасти задел и Щербатова. Щербатов обиделся и написал Возражение. Болтин отвечал печатными письмами и приступил к критике на "Историю" Щербатова. Труды Болтина, обнаруживающие в нем исторический талант, интересны по новизне взглядов. Болтина не совсем точно зовут иногда "первым славянофилом", потому что он отмечал много темных сторон в слепом подражании Западу, подражании, которое заметно стало у нас после Петра, и желал, чтобы Россия крепче хранила добрые начала прошлого века. Сам Болтин интересен, как историческое явление. Он служил лучшим доказательством того, что в XVIII в. в обществе, даже у неспециалистов по истории, был живой интерес к прошлому своей родины. Взгляды и интересы Болтина разделял Н. И. Новиков (1744--1818), известный ревнитель русского просвещения, собравший "Древнюю Российскую Вивлиофику" (20 томов), обширный сборник исторических документов и исследований (1788--1791). Одновременно с ним, как собиратель исторических материалов, выступил купец [И. И.] Голиков (1735--1801), издавший сборник исторических данных о Петре Великом под названием "Деяния Петра Великого" (1-е изд. 1788--1790, 2-е 1837 г.). Таким образом, рядом с попытками дать общую историю России зарождается и стремление подготовить материалы для такой истории. Помимо инициативы частной, в этом направлении работает и сама Академия наук, издавая летописи для общего с ними ознакомления.

История России (конспект лекций). Якушев А.В.

М.: 2011. - 368 с.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "Конспект лекций. В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "История России ".

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Формат: djvu

Размер: 5,1 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 16,6 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, метод курса "История России" 3
Вопрос 2. Движущие силы истории. Влияние идеологии на историческую науку 4
Вопрос 3. Заселение древнерусских земель 6
Вопрос 4. Образование Киевской Руси 9
Вопрос 5. Расцвет Киевской Руси. Укрепление феодального строя 12
Вопрос 6. Феодальная раздробленность и удельные княжества 14
Вопрос 7. Монголо-татарское вторжение на Русь 17
Вопрос 8. Отражение агрессии с запада. Александр Невский 22
Вопрос 9. Золотая Орда 24
Вопрос 10. Сущность монголо-татарского ига 26
Вопрос 11. Централизация русских земель, возвышение Москвы...29
Вопрос 12. Куликовская битва 1380 г 31
Вопрос 13. Позднее иго. Великая феодальная война 1533 - 1553 гг 34
Вопрос 14. Освобождение Руси от монголо-татарского ига. Иван III 36
Вопрос 15. Реформы раннего Ивана Грозного 39
Вопрос 16. Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и контрреформы 43
Вопрос 17. Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение территории Руси 48
Вопрос 18. Кризис династии Рюриковичей. Борис Годунов 51
Вопрос 19. Смута начала XVII в 54
Вопрос 20. Первый этап Смуты. Воцарение Лжедмитрия I и его феномен 55
Вопрос 21. Второй этап Смуты. Двоевластие Василия Шуйского и Лжедмитрия II 58
Вопрос 22. Третий этап Смуты. Национально-освободительная война 60
Вопрос 23. Россия з 1613 - 1682 гг. (от Смуты до воцарения Петра I) 64
Вопрос 24. Социальные бунты середины XVII в. Крестьянская война 1667 - 1671 гг 66
Вопрос 25. Воссоединение с Украиной, освоение Сибири и Дальнего Востока 68
Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв 70
Вопрос 27. Начало реформ Петра I (ранние петровские реформы) 72
Вопрос 28. Северная война. Военная деятельность Петра 1 76
Вопрос 29. Реформы государственного устройства 1700 - 1725 гг 80
Вопрос 30. Сущность дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна 83
Вопрос 31. Возрождение России при Елизавете I Петровне в 1741 - 1761 гг 87
Вопрос 32. Царствование Петра III. Воцарение Екатерины II в 1762 г 89
Вопрос 33. Внутренняя политика Екатерины II (1762 - 1796) 91
Вопрос 34. Народные восстания конца XVIII в. Репрессивная политика Екатерины II 95
Вопрос 35. Внешняя политика Екатерины П. Русско-турецкие войны конца XVIII в 98
Вопрос 36. Внешняя и внутренняя политика Павла I (1796 - 1801) 102
Вопрос 37. Реформы Александра 1 105
Вопрос 38. Общеевропейская война против Франции и Наполеона 1792 - 1814 гг. Отечественная война 1812 г 111
Вопрос 39. Восстание декабристов 1825 г 116
Вопрос 40. Правление Николая I 120
Вопрос 41. Внешняя политика в эру Николая I Крымская война 1853 - 1856 гг 122
Вопрос 42. Реформы Александра II. Отмена крепостного права в России 126
Вопрос 43. Русско-турецкая воина 1877 - 1878 гг 130
Вопрос 44. Правление Александра III. Контрреформы 1880 - 1890-х гг 133
Вопрос 45. Культура России в XVIII - XIX вв 136
Вопрос 46. Промышленный переворот в России в конце XIX - начале XX вв 138
Вопрос 47. Эволюция революционного движения в России в XIX в 141
Вопрос 48. Русско-японская война 1904 - 1905 гг 147
Вопрос 49. Революция 1905 - 1907 гг..152
Вопрос 50. "Третьеиюньская монархия" и столыпинская аграрная реформа 157
Вопрос 51. Становление революционных партий в России 161
Вопрос 52. Первая мировая война и последствия участия в ней для России 164
Вопрос 53. Февральская буржуазная революция 1917 г. 168
Вопрос 54. Развитие революционного процесса после Февральской революции в 1917 г 171
Вопрос 55. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. Правительство большевиков 178
Вопрос 56. Провозглашение РСФСР и диктатуры пролетариата в январе 1918 г 182
Вопрос 57. Брестский мир 1918 г 186
Вопрос 58. Конституционное оформление диктатуры пролетариата в 1918 г 189
Вопрос 59. Периодизация, противоборствующие силы гражданской войны 193
Вопрос 60. Гражданская война в России (1917 - 1922) 195
Вопрос 61. Образование СССР в 1922 г. Эволюция государственности СССР 201
Вопрос 62. Борьба за дипломатическое признание СССР 207
Вопрос 63. Новая экономическая политика (нэп) 1921 - 1929 гг 210
Вопрос 64. Установление в СССР тоталитарного политического режима. "Культ личности" И.В. Сталина 215
Вопрос 65. Индустриализация в СССР. Первые пятилетки 224
Вопрос 66. Коллективизация в СССР 230
Вопрос 67. Распространение фашизма. Начало гитлеровской интервенции в Европе 233
Вопрос 68. Внешняя политика СССР 1939 - 1941 гг 239
Вопрос 69. Начало Великой Отечественной войны. План "Барбаросса", генеральный план "Ост" 244
Вопрос 70. Стратегическая оборона 1941 г. Битва за Москву 248
Вопрос 71. Стратегическая оборона 1942 г. Сталинградская битва 253
Вопрос 72. Коренной перелом в ходе войны. Курская битва 1943 г 257
Вопрос 73. Освобождение территории СССР в 1943 - 1944 гг 259
Вопрос 74. Окончательный разгром Германии. Освобождение Европы 261
Вопрос 75. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Суд над военными преступниками 266
Вопрос 76. Международная обстановка в мире в 1945-1953 гг. "Холодная война" 268
Вопрос 77. СССР в период позднего сталинизма (1945 - 1953) ...274
Вопрос 78. Борьба за власть в 1953 - 1957 гг. Возвышение Н.С. Хрущева 280
Вопрос 79. Реформы Н.С. Хрущева. "Оттепель" начала 1960-х гг 284
Вопрос 80. "Антихрущевский переворот" 1964 г. Причины, значение, последствия 289
Вопрос 81. СССР в эпоху "развитого социализма" (1964 - 1985) 291
Вопрос 82. Нарастание системного кризиса тоталитарного социализма в 1970 - 1980-е гг 296
Вопрос 83. Перестройка в СССР (1985 - 1991) 300
Вопрос 84. Внешняя политика СССР в годы перестройки 305
Вопрос 85. Суверенизация России (1990 - 1992) 308
Вопрос 86. Кризис перестройки и распад СССР 310
Вопрос 87. Радикальная экономическая реформа 317
Вопрос 88. Принятие Конституции РФ 1993 г 322
Вопрос 89. Политическое развитие России в 1994 - 1999 гг 327
Вопрос 90. Экономическое развитие России в 1994 - 1999 гг 333
Вопрос 91. Культура России и СССР в XX в 337
Вопрос 92. Россия и чеченский конфликт 341
Вопрос 93. Россия в XXI в. Первый срок президентства В.В. Путина (2000 - 2004) 347
Вопрос 94. Россия в XXI в. (2004 - 2008) Второй срок президентства В.В. Путина 349
Вопрос 95. Деятельность Д.А. Медведева на посту Президента РФ (первая половина президентского срока 2008-2010 гг.) 354

Количество часов: 108
Преподаватели:
Масалова Ольга Алексеевна, доцент, кандидат исторических наук., КФУ / Институт международных отношений, истории и востоковедения / отделение переводоведения и всемирного культурного наследия / кафедра музеологии, культурологии и туризма, преподавательский стаж 11 лет;
Киселева Марина Александровна,ст. преподаватель Казанского института предпринимательства и права, преподавательский стаж 5 лет;
Аннотация:

Курс «Отечественная история» - один из федеральных компонентов обязательного цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования.

В предлагаемых лекциях рассматриваются основные этапы российской истории с древнейших времен до наших дней, освещаются проблемы российских реформ в разные периоды истории, раскрывается внешняя политика России.

Целью изучения курса «Отечественная история» является формирование исторического сознания как важной части мировоззрения бакалавров, как принципиальной характеристики его образованности и уровня культуры.

Своими проблемами история не только уходит «вглубь времен», но и самым тесным образом связана с сегодняшним днем. Яркие образы прошлого формируют ценностные ориентиры настоящего. Понимание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории нашей страны, осознание исторических корней большинства современных проблем стимулирует развитие гражданственности, патриотизма, гуманизма, развивает политическую культуру.

Изучение тысячелетней истории Отечества - нравственный и гражданский долг любого студента.

Курс предназначен для студентов высших учебных заведений неисторического профиля заочной формы обучения с использованием дистанционных методов образования. Содержание охватывает историю России в период с древнейших времен до наших дней.

.
Материалы для изучения:
Методические материалы
Конспект лекций

Дополнительные материалы для изучения:

Книга: Семин В.П. История России

Книга: Ключевский В.О. Курс русской истории

Книга: Верт Н. История Советского государства 1900-1991 гг.

Книга : Скрынников Р.Г. Иван Грозный

Изучить видеоматериал:

Отечественная история. Лекция 1. Формирование государственности.

Скачайте лекцию 1

Лекция 2.

Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 1

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 2

Лекция 3.

Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 2

Лекция 4.

Принятие христианства

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 4

Лекция 5.

Особенности социально-экономического развития 12-15 вв.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию

Лекция 6.

Создание единого русского государства. Иван Грозный

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 6

Лекция 7.

Россия конца 16 - начала 17 вв. Борис Годунов. Лжедмитрий.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 7

Лекция 8.

Россия в начале 18 века. Петр I.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 8

Лекция 9.

Реформы Петра I.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 9

Лекция 10.

Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию

Лекция 11.

Российская имеперия 19 века. Павел I. Александр II.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 11

Лекция 12.

Российская империя 19 века. Николай I.

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 12

Лекция 13.

Реформы середины 19 века. .

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 13

Лекция 14.

Россия начала 20-го века. Русско-японская война

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 14

Лекция 15.

Россия начала 20-го века. Столыпинские реформы

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 15

Лекция 16.

Россия 1917-й год

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 16

Лекция 17.

1-я мировая война

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 17

Лекция 18.

Гражданская война

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 18

Лекция 19.

Организация СССР

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 19

Лекция 20.

Советская Россия 30-е годы 20-го века

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 20

Лекция 21.

Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 21

Лекция 22.

Итоги второй мировой войны

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 22

Лекция 23.

Советское государство в 40-50-е годы 20-го века

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 23

Лекция 24.

Советское государство под руководством Хрущева, Брежнева

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Лекция 28.

Россия в современный период Ч. 1

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 28

Лекция 29.

Россия в современный период Ч. 2

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте лекцию 29

Для допуска к сдаче зачета необходимо выполнить задания контрольной работы.

Выполненную контрольную работу необходимо отправить тьютору.

Скачать контрольную работу по Отечественной истории.

Лекция №1.

Введение. История как наука.

    Что такое история. Предмет истории

    Зачем следует изучать историю.

    Исторические источники. Их классификация.

    Особенности российской истории.

Что такое история? Каждый год проживаемый человечеством, оставляет свой неповторимый след в истории. Каждая историческая эпоха по- своему неповторима. Но история имеет свойство повторяться. Еще древние римляне называли историю наставницей жизни.

История это наука о прошлом, настоящем и будущем человеческого общества.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного , история не рассматривалась еще долгое время . Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса . Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории , как отдельной науки , специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс , т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах"

Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания,

а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Зачем следует изучать историю? Во-первых, жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам очень часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу, поддерживать ту или иную партию. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. Согласитесь, например, что человек с хорошим знанием истории религиозных учений меньше подвержен риску быть втянутым в какую-нибудь религиозную секту.

Во-вторых, знание истории – одна из самых резких черт, отличающих жизнь человека от животного существования. Наряду с культурой, историческое знание – накопление духовности, а духовность, в отличие от физиологических особенностей, не наследуется новорожденным человеком от своих предков. Ее надо воспитывать, и историческое образование – один из самых мощных воспитательных факторов.

В-третьих, узнавание о жизни людей в другие эпохи чрезвычайно увлекательно.

К. Ясперс писал: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека"

Целью изучения нашего курса является формирование у будущих специалистов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами .

Главная задача курса - дать цельное представление исторического пути развития человечества, сформировать у студентов определенную систему теоретических представлений и знаний об исторических процессах в мире, показать единство и многообразие истории человечества, специфику различных цивилизаций, их типы, историю развития разных стран, народов, социумов, человека.

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение .

Исторические источники – это все памятники, содержащие свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой исторической эпохи.

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).

Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки.

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике , т.е. всестороннему анализу. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика , исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным элементом первичной критики является внешняя критика, т.е. внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

Периодизация всемирной истории. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества.

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

    История первобытного общества охватывает период с момента появления человека 2,5 – 1 млн. лет назад до образования первых государств в Азии и Африке. При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда история первобытного общества разделяется на ряд эпох (ранний ок.100 тыс. лет назад) средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс лет назад), неолит (5 тыс. лет назад) в его рамках выделяют так же энеолит. Затем следует бронзовый век (до 1 тыс. до н.э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было четко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй.

    История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) с момента возникновения до V века н.э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476г.). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение.

    История средних веков затрагивает период с V по XV век. Концом европейского средневековья считается открытие Америки Х.Колумбом (1492 год). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское средневековье делится на Раннее (V X вв.) высокое ( XI XIII вв.) и позднее ( XIV - XV вв.)

    Новой историей ученые считают XVI – кон. XVIII века. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни ученые считают начало Великой французской революции 1789 – 1799гг, другие – окончание первой мировой войны 1914 – 1918гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией и Контрреформацией. Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.

    Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 года до окончания второй мировой войны 1939 – 1945гг, а по мнению других – с 1918 года по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами. Господствующей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия. Современная история ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны. Некоторые ученые считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие выделяют в самостоятельный период развития человечества – постиндустриальную цивилизацию. Для нее характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества.

При всех недостатках хронологической периодизации истории она хорошо показывает, как с течением времени ускоряется развитие цивилизаций (каждая последующая эпоха короче предыдущей).Современные ученые связывают этот феномен с особенностями функционирования информации в человеческом обществе.

Основные концепции исторического процесса.

Материалистическая (марксистская) концепция. Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе . Гегель и Маркс считали историю универсальной, развивающейся по общим и объективным законам . Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм.

Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации .

Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней, или формаций, пять: первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции , в ее основе - конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс , конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка . Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие - эксплуатируемыми.

Цивилизационная концепция. Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является " цивилизация ". Термин "цивилизация" происходит от латинского корня "civil" - государственный, городской, гражданский. Первоначально слово "цивилизация" использовалось, имея три распространенных значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. В силу универсальности и многозначности этой категории, она трудно поддается определению. Существует более ста определений "цивилизации".

Развитие человечества, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации не являются чем-то застывшим, неподвижным. Реальные земные цивилизации, по мнению Тойнби, вычерчивают другие траектории развития. Они, во-первых, далеко не прямые, а во-вторых, легко "ломаются" на отдельные отрезки - стадии. При этом число стадий циклически ограничено, и они вытянуты в цепочку: возникновение - рост - надлом - распад . На месте распавшихся цивилизаций возникают новые, и цикл развития возобновляется.

Среди других механизмов исторического развития цивилизаций Тойнби называет такие, как " вызов " и " ответ ". По мнению английского мыслителя, " вызов " - фундаментальная проблема, с которой сталкивается любая цивилизация. " ответ " же аккумулирует понимание того, как ведет себя общество в условиях, когда историческая ситуация ставит под вопрос само его существование . " Вызов " чаще всего связан с внешними факторами, а " ответ " - с внутренними.

" Вызовы " могут исходить как из природной, так и социальной среды. Тойнби обнаружил, что первые цивилизации (китайская, индийская, египетская, вавилонская) были следствием " ответов " древних людей на " вызовы " больших рек - Нила, Евфрата, Тигра, Ганга. Из " вызовов " природной среды он выделил стимул "бесплодной" и "новой" земли . Из вызовов человеческой среды мыслитель рассматривал стимул неожиданных ударов (восстаний, вооруженных вторжений со стороны других государств и т.д.), стимул давлений ("форпостного" существования народов, государств, городов в условиях постоянной угрозы извне) и стимул ущемления (бедности, расовой, классовой или религиозной дискриминации, иммиграции и т.д.). " Цивилизации , - по мнению Тойнби, - развиваются благодаря порыву, который влечет их от "вызова" через "ответ" к дальнейшему "вызову" ".

Особенности русской истории

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются 4 фактора, определивших особенности (отсталость, самобытность, своеобразие) русской истории:

    Природно-климатический фактор во многом определил особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени физических и духовных сил.

    Геополитический. Историки отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей, благоприятствующая территориальному единству речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение территории.

    Конфессиональный (религиозный ) Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни. Православная церковь не знала орденов. Для нее характерно внутреннее единство.

    Социальный . В результате всех вышеперечисленных факторов в социальной организации российского общества главными ценностями стали община, а не частная собственность. Государство рассматривается не как надстройка, а становой хребет. Государственность обладает сакральным характером. Государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопроникаемы, целостны.

Литература

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?

    Связана ли и как история с другими гуманитарными и социальными науками?

    Как вы себе представляете периодизацию мировой истории?

    В чем сущность христианской интерпретации исторического развития?

    Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие "цивилизация"?

    В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?

    Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?

    В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?