Мой пермский край: Ныроб. Исторические места и архитектура. График работы ККС

Поселок гт, относится к Чердынскому району, центр городского поселения.
Числится 5523 жителя по переписи 2010г. Столица бывшего НЫРОБЛАГА.

Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй тысяче километров от ближайшего океана, в каком-то смысле, этот поселок - край земли. В самом деле, с юга от Ныроба располагается "наша земля" - с городами, деревнями и свободными людьми. К северу - на многие десятки километров простирается "Потерянный край" - зоны, зоны, зоны… Их построили здесь еще при "отце народов", но в отличие от многих других мест, где лагеря упразднили, в Пермской области они действуют и поныне. Сам же поселок (в котором также есть зона), знаменит тем, что здесь в заключении (с 1601г)содержался дядя первого царя из династии Романовых - Михаил Никитич Романов.

До Ныроба (ударение на букву "ы") можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит).

Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов.
В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод.
В январе 1945 г. был организован Ныробский ИТЛ (ГУЛАГ)(существовал до 1960 г.), в селе дислоцировалось его управление. Максимальное число заключенных в лагере - 25200 человек, занятых на лесозаготовках, деревообработке, обслуживании мастерских.
Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г.
enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось.

В начале 1601 года Михаила Романова привезли в цепях в крытом возке в Ныробку, деревушку о 6 дворах. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному.
Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб.

В августе 1602 года, Михаил скончался (убит воеводой Тушином) и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.

25 сентября 2017 г. 20:26 Пермский Край — Россия Сентябрь 2017

Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.

Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».

Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.

Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.

1


ПЯНТЕГ

Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.

Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.

1


1


1



Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.

4


В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.

Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.

1

ЧЕРДЫНЬ

К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…

Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.

1

Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям

Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.


Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина

Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.


НЫРОБ

«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).

Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.

В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.

Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.

Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.

Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».

В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».

Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.

Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…

1

История Ныроба уводит нас в далекие времена. Впервые Ныробка с шестью дворами упоминается в 1579 году в писцовой книге И. И. Яхонтова по Чердынскому уезду: "Ныробка Чердынского уезда была махонькой деревушкой из шести дворов, со всех сторон сжатая лесом. Хозяевами здешними были Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной".

Археологические материалы указывают иной возраст Ныроба — XIII век. О древнем населении края рассказывают находки возле камня Светик, что стоит в излучине реки Колвы вблизи бывшей д. Подбобыка, и на стоянке человека эпохи бронзы на верши - не этого камня. У села Искор и поселка Шунья обнаружены серебряные бляхи с охотничьими сценами. Бляхи были изготовлены волжскими булгарами в XII веке и проникли в этот край благодаря торговым связям. Исследования па - мятников проводили С. И. Сергеев (1895 год) и В. П. Денисов (1957, 1962 годы), все предметы, обнаруженные археологами, находятся в Эрмитаже.

Судя по названию, основали Ныроб коми- пермяки. Название поселения образовано из двух коми-пермяцких слов: «ныр» — нос и «ыб» — поле, т. е. «Носово поле», или «поле Носа» В переписи 1579 года среди жи - телей деревни упоминался Иванко Нос, в фамилии которого запечатлен русский перевод слова ныр. Неслучайно среди жителей Ныроба фамилия Носов стала распространенной.

Г ерб утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения № 86 от 6 июня 2007 года. Герб Ныробского городского поселения является олицетворением исторического пути развития и возрождения традиций символики земли Пермской, воспитания патриотических чувств. Форма герба — французский щит.

В центре в золотом поле изображена фигура идущего вправо по зеленой полосе черного быка с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу. Вверху щита — изображение кометы, внизу — голова льва. На щите надпись: «Ныроб». Обоснование символики: — золотое поле — христианские добродетели: Вера, Справедливость, Милосердие; — черный бык с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу — символ мировоззренческих представлений местных жителей на традиционный охотничий промысел. Флаг утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения 12 июня 2009 года. Он представляет собой золотое полотнище с черной окантовкой, в центре которого черный бык с красными глазами, копытами, рогами и кольцом в носу идет в сторону древка. Отношение длины полотнища к ширине 5:3.

Ныробка не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов вместе со своими четырьмя братьями были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место.

Жизнь ныробцев, как и всей России, изменилась с воцарением в 1598 году на российском престоле Бориса Годунова. Начало его царствования отмечено рядом положительных преобразований в стране, но вскоре отно - шения между царем и боярами осложнились, и под царскую опалу попали многие знатные фамилии. С особой беспощадностью Годунов расправился с известным в московском обществе родом бояр Романовых, состоявших в близком родстве с последними царями — Иоанном и Федором. Сестра Никиты Рома - нова, Анастасия, была первой женой Иоанна Грозного. Пятерых сыновей Никиты Романова, связанного с царским родом, вместе с женами, детьми и племянниками Годунов сослал в заточение. Старшего — Федора приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарет. Жену его также постригли в монахини под именем Марфа, разлучили с детьми и сослали в Заозерье. Василия и Ивана приказал сослать в Пелым. Александра — к берегам Белого моря, а младшего сына — Михаила повезли в деревню Ныробку Чердынского уезда.

Почти два месяца продолжалось печальное путешествие боярина из Москвы в Ныроб.

В сентябре 1601 года возок с узником в сопровождении шести стражников под командой пристава Тушина прибыл в глухую деревень - ку. Закованного в трехпудовые оковы, бояри - на Михаила заключили в земляное узилище. Началось тяжелое безрадостное пребывание его на пермской земле. Мучительно долго в страшном одиночестве тянулись зимние дни и ночи. Голод, холод, тяжесть оков и нрав - ственные страдания приближали конец зем - ной жизни боярина. К лету 1602 года положе - ние узника ухудшилось. Стражники его почти не кормили, видимо, желая его смерти. Добро - сердечные ныробцы нашли способ оказать посильную помощь мученику. Они научили своих детей бросать в яму «святому», как они называли узника, хлеб и другие припасы. Молоко и квас наливали в дудочки растений и залепляли с обоих концов мякишем. В на - граду детишки слышали из ямы слабый го - лос заключенного, призывающего на них Божие благословение. Благодаря такой помощи узник, к неудовольствию стражи, продлил свою жизнь. По доносу ныробца, в доме которого разместился пристав Тушин, за оказание помощи М. Н. Романову пятеро крестьян были взяты под стражу и отправлены в Казань. «И те крестьяне пытками разными пытаны, и с пытки один в Казани умер». Ныробка опустела, и в каждом доме оплакивали своих кормильцев. В 1602 году М. Н. Романов скончался и был похоронен недалеко от места заточения.

В Ныробе сохранился памятник архитектуры — каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году).


«Пять куполов, пять глав небесных…

Напоминают мне они

Пять древних странников безвестных,

Сквозь тьму бредущих на огни…»

С. Володина




К западу от Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение. Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области.

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова. Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Летом 1998 года в рамках паломнического визита Россию посетили высокие гости, потомки Дома Романовых: Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна, Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Леонида Георгиевна (мать Марии Владимировны) и Наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович и сопровождавшие их лица. Про - грамма визита Августейшей Семьи была составлена таким образом, чтобы они смогли по - бывать в тех местах, в которых происходили со - бытия, непосредственно связанные с историей династии Романовых. Впервые за несколько веков потомки царской фамилии побывали на месте темницы М. Н. Романова, где благочинный Северного Благочиния протоиерей Виталий Садков и отец Федор отслужили панихиду по мученику. Помолились за своего пращура и гости. «...Это большое счастье посетить такое место и помолиться за душу предка. Сердце радуется и душа успокаивается» , — сказал после панихиды Князь Вадим Олегович Лопухин, первый вице-предводитель Российского Дворянского Собрания.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село. Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

«Вода Никольского источника,
Живая, сладкая вода,
Печали все и все пророчества
В ней растворятся навсегда…
Лесная даль преображается
И замирает, чуть дыша…
В воде Никольской отражается
Святого узника душа…»

С. Володина

Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.






1613 год ознаменовался для Ныроба необычным явлением: «...в версте от деревни Ныробки явилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Какие-то купцы проезжали мимо Ныробки с Бухонина волока. Проехав с версту от деревни, они увидели стоящую на пеньке икону. Должно быть, не считая себя достойными взять в руки святыню, они проехали в Чердынь и объявили о виденном ими тамошним жителям. Чердынцы тотчас же поспешили в Ныробку, взяли явленную икону и увезли ее в Чердынь. Но на следующее утро иконы в Чердыни не оказалось. Ее нашли опять на том же самом месте, где она явилась. Чердын - цы увезли ее к себе во второй раз, но и на этот раз случилось то же самое. Тогда на месте явления, построили маленькую деревянную часовню и поставили в нее явившуюся икону»

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.), в его честь названа школа.

Ныроб как и другие населенные пункты имеет и свои особенности, одной из которых являются названия улиц. Например, улица Ворошилова получила свое название в честь Климента Ефремовича Ворошилова, он отбывал здесь ссылку, а в будущем стал видным политическим и военным деятелем Советского государства (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей).

С Ныробом связано имя Климента Ефремовича Ворошилова — известного в прошлом советского военного и государственного деятеля. В марте 1913 года он был отправлен в далекий Чердынский край под гласный надзор полиции на два года. Сначала содержался в чердынской тюрьме, затем его перевели в село Ныроб, где проживало немало политических ссыльных. В этом селе Ворошилов вначале жил в доме П. О. Елыко - мова. Позднее, когда к нему приехала жена, они поселились в двухэтажном деревянном доме у Анастасии Ивановны Пономаревой. По законам того времени только законная супруга могла проживать с мужем, на - ходящимся в ссылке. Поэтому К. Е. Ворошилов выехал навстречу невесте, и 13 ноября 1913 года в Введенской церкви села Камгорт они обвенчались. В метрической книге Камгортской церкви записано: «Административно-ссыльный Климент Ефремов Ворошилов 32 лет из крестьян Харьковской Губернии, Старобельского уезда Боровской волости, хутора Воронова, православного вероисповедания, первым браком обвенчался с мещанкой еврейкой Подольской губернии Ямпольского уезда местечка Красного Гитлей Дувид-Гершевой Горбман 26 лет, присоединенной к православной вере через Таинство Святого крещения с наречением имени Екатерина, первым браком. Священник Зосима Лавров, диакон Иаков Митяшевъ». Камгортский храм сохранился до наших дней. К. Е. Ворошилов свободно общался с жителями села и другими ссыльными и нанимался вместе с ними косить сено домохозяевам. Очень быстро завел дружбу с начальником почтового отделения Владимиром Петровичем Милициным. Вскоре К. Е. Ворошилова и его жену пере - вели на жительство в село Пянтег. Освобо - дился он 24 марта 1914 года, и Ворошиловы уехали в город Царицын. Связь с Ныробом у Ворошилова возобновилась в конце 1920-х годов и не прекращалась до последних дней его жизни

Ныроб

Ны́роб - посёлок городского типа в Чердынском районе Пермского края. Население 7,3 тыс. чел. (2008). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.).

Краткая характеристика

Поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения.До Ныроба можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный "край света". На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Экономика : лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи.

Здравоохранение : врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала».

Образование : учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом.

Культура : учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.).

Историческая справка

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.

События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру - Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли. Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку еще только через год.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей. Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел. Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.

Достопримичательности

Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.

Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда, что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали сделать за день - тут же скрывалось под землей. А когда закончили - церковь вынырнула целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно, относится к рубежу 20 и 21 века. Но это - тема отдельного исследования. Как и причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое железо зеленого цвета. Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на "сарай" за ней. На самом деле, это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году. Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.

НЫРОБ, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА Краткая характеристика: поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения. Население: 7 300 чел. (2002 г.). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.). Исторический очерк: поселение упоминается в письменных источниках с 1579 г. Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит). В 2001 г., по случаю 400-летия этого события, был совершен покаянный крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург длиной около 1 тыс. км. Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей). В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод. С 1964 г. работала вспомогательная школа. Центр Ныробского р-на (27 февр. 1924 – 10 июня 1931 г.), (20 окт. 1931 – 4 нояб. 1959 г.). Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г. Ныроб являлся центром Ныробского поселкового совета (до янв. 2006 г.). Экономика: лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи. Здравоохранение: врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала». Образование: учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом. Культура: учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.). Архитектура, достопримечательности: памятники В. И. Ленину и участникам Великой Отечественной войны; археологический памятник – Ныробское селище; здания каменных церквей Богоявленской (1736 г.) и Никольской (с 1704 г.), странноприимного дома (богадельни, 1913 – 1915 гг.). Место былого заточения боярина М. Н. Романова оформлено художественной решеткой, которая была выполнена в 1913 г. по эскизам пермского художника А. Н. Зеленина.Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек.

Файл:I.jpg Никольский храм Неизвестная часовня Узкая улочка

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.); Анатолия Павловича Субботина (род. 1957 г.), русского поэта и прозаика.Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.

В Ныробе чувствуешь себя как на краю земли – дальше только тайга. Густые еловые чащи перемежаются с сосновыми беломошными борами, о седых уральских горах напоминают причудливые скалы-останцы и неровный рельеф местности, в долинах извилистых рек накапливаются непроходимые болота – природные фильтры воздуха и воды, а на многочисленных водоразделах царствуют альпийские луга. Достопримечательности Ныроба будут интересны всем.

Посёлок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Любители мистики видят в этой широте сакральный смысл – на ней расположены большие древние святилища. Под Ныробом такое тоже есть – Узкая Улочка на Искорском городище, поднявшись по которой человек очищается от грехов. Пермичи отважились защищать именно это капище от христиан.

Ныробский край известен как страна заключённых, и в Ныробе находится один из её городов, хмуро встречающий гостей посёлка на въезде. Хотя до революции всё было не так мрачно: узником был только Михаил Романов во времена Бориса Годунова, а через некоторое время после смерти его оковы стали считаться чудотворными – исцеляющими. До Ныроба добирались тысячи паломников ежегодно.

Поселок Ныроб Пермский край

История Ныроба

Ныроб – посёлок городского типа в Пермском крае, по асфальтированной дороге от Чердыни 41 км. Он находится на взгорье излучины Колвы, но до самой реки ещё километров 6-8. Делится на 3 части: Люнва – на въезде, территория колоний; Старый Ныроб, в котором сосредоточены все достопримечательности; Городок – современная застройка 2-3-этажными многоквартирными домами.

Первое упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 г.; название с коми-пермяцкого переводится как «Носово поле», поле человека по прозвищу Нос. В 1601 г. сюда сослали Михаила Никитича Романова, что определило дальнейшую судьбу села – до революции правящая династия благоволила ныробчанам.

В советское время в Ныробских краях сформирован Ныроблаг, численность его заключённых колебалась от 10 до 19 тыс. человек. В настоящее время в Чердынском районе отбывает наказание около 4,5 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в Ныробе. Заключённые занимаются лесоповалом, а также вспомогательными работами. Постоянно проживают в Ныробе около 5 тыс. человек и заняты либо обслуживанием системы исполнения наказаний, либо обработкой и транспортировкой леса.

Официальный туризм в Ныробе строится вокруг Романовых – до революции в посёлок приходило до 6 тыс. паломников. Однако неофициально многие едут ради Искорского городища с необычными скалами – Большой и Узкой Улочками – и красивых видов на Колве – их создают камни колвинский Ветлан, Бобыка, Светик, Дивий, также примечательна Дивья пещера.


Никольская и Богоявленская церковь в Ныробе

Ныроб и Романовы

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов (до 1720 г.). В 1704 г. в память о мученической смерти члена династии строится каменная Никольская церковь, богато украшенная декоративными элементами. В 1736 г. рядом с Никольской добавляется Богоявленская церковь, выполненная в более классическом стиле. В 1793 г. каменная часовня Михаила Архангела сменяет прежнюю деревянную над ямой Романова, а в 1824 г. для неё создаётся иконостас. В 1913-1915 гг. обновляется ограда вокруг часовни и разбивается красивый сквер.

Ссылать в Ныроб по политическим мотивам после 1601 г. стали только в XX в., ещё во времена империи; в частности, сюда был выслан Ворошилов. В советское время о царской династии забыли.

С 2001 г. возвращается прежнее отношение к Романовым – сперва ставят железную часовню-сень над ямой. В 2010 г. её передают в Чердынь и строят обычную каменную часовню – аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти. Ремонтируют Никольскую церковь. Создают Мемориальный центр М.Н. Романова – его экспонаты сделаны в большинстве своём руками местных заключённых. И вновь ориентируются на паломнический туризм.


Часовня на месте ямы Михаила Романова в Ныробе

Сложившееся о Ныробе мнение

Ныроб впечатляет действующими колониями на въезде. Впечатления не перебиваются шикарным Никольским храмом в редком для Прикамья стиле барокко. Даже чудная вода из местного «живого» источника не способна изменить послевкусие. В Ныробе слишком чувствуется зона.

Никольская церковь удивляет своей пышностью – в такой глуши точно не ждёшь ничего подобного. Она и на фотографиях выглядит бесподобно, а в реальности, в том окружении, действительно, начинаешь верить в предания. Говорят, её строили по ночам, а местные увидели только уже полностью готовый результат. Хотя в Соликамске церковь смотрелась бы вполне органично.

Местный источник живой воды находится перед въездом в Ныроб, ещё до колоний. Рассказывают, что родник забил тогда же, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Икона утеряна во время революции. Над родником стоит часовня, возле которой собирались верующие в советское время.

Что посмотреть в Ныробе

Никольская церковь. Храм сейчас не в первозданном виде: раньше к нему прилагались колокольня, ликвидированная в 1934 г. как не соответствующая духу времени, и крыльцо, разобранное в 1950-х гг. как не соответствующее мнению историков. При этом церковь стала менее гармоничной – ей явно чего-то не хватает.

Также современная окраска не соответствует той, о которой писали путешественники в середине XIX в. (Н.П. Вагнер, путевые заметки «От Чердыни до Ныроба»): «окраска украшений арок и окон: красная, зелёная и жёлтая». Кроме того, на колокольне находился колокол, отлитый в Германии в 1600 г.

Церковь действующая, можно полюбоваться и не менее замечательным интерьером. Утверждают, что часть росписи выполнена до 1725 г.; есть и изображение Христофора, как в Искоре. Однако сверху роспись скрыта слоем извести. Акустика храма улучшена встроенными глиняными сосудами. Также есть непонятные конструкции из восьмиконечных крестов.

Богоявленская церковь (1736). Скромное с виду строение, некогда роскошно украшенное изнутри. В интерьер включалось первоначальное место захоронения М.Н. Романова – прах был перенесён на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Москве. Здесь находилась деревянная скульптура Параскевы Пятницы (теперь в Пермской художественной галерее), выполненной в стиле, похожем на пермский звериный.

До революции церковь использовалась для богослужений чаще, чем Никольская. Колокол на её паперти собирал местных жителей на обсуждение вопросов и провожал торговые суда, шедшие по Колве. После революции кресты и главки были сломаны, длительное время в храме находилось представительство Центробанка, а сейчас он просто разрушается.

Никольский родник и часовня . Ключик связывают с иконой Николая Чудотворца, явленной в 1619 г.: якобы её пытались перевезти в другое место, но она снова появлялась здесь. В XIX в. икону изучали и описывали в журналах; её копия есть в Чердынском музее; однако оригинал до нас не дошёл. Часовня возле родника появилась ещё в XVII в., в советское время была разрушена, но к роднику ходили с иконой Николая Чудотворца и проводили службы. К 2010 г. часовня восстановлена, помимо этого, можно искупаться и набрать воды. В воде присутствуют ионы серебра; на вкус она многим нравится.

Романовский сад, яма Михаила Романова, часовня Михаила Архангела . Рядом с Богоявленской церковью огорожен стильной оградой сквер начала XX в. В его центре восстановленная в 2013 г. часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. Говорят, что она претерпела изменения в XIX в. Можно оценить, насколько тяжело было боярину Михаилу в таком маленьком сооружении, но он продержался почти год. Говорят, что его убили охранники, чтоб быстрее разделаться с ним.

В середине сентября проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Фактически возрождается культ Романова, хотя его оковы пока в Чердынском музее.

Мемориальный центр М.Н. Романова . До этого в посёлке действовал только школьный музей. В 2011 г. создали такой центр; экспонаты для него заказали заключённым, но есть и оригинальные дореволюционные и советские предметы быта. Получилось в целом неплохо.

Городище Люнва . Недалеко от моста через Люнву, не доезжая до Ныроба, колоний и родника.

Куда съездить ещё

Искорское городище . Овеянное мистикой и легендами место, хотя в реале – обычная христианская часовня на холме. Древнему Искору «повезло» – его часовню освятили в честь Параскевы Пятницы, особо почитаемой на севере Прикамья. Сейчас её отреставрировали. Несмотря на то, что на поверхности практически ничего не сохранилось – от археологических раскопок больше следов, – чувствуется дыхание истории. Особенно если никуда торопиться не надо или экскурсовод попался хороший.

Рядом с Искорским городищем гора, на которую можно забраться по широкой расселине – Большой Улочке или маленькой – Узкой. В сухую погоду подняться по Узкой Улочке и очиститься от грехов не так уж сложно, а вот под дождём проблематично. А дожди здесь не редкость, так что не всем отпускаются грехи.

, Вильгорт, Камгорт – В Покче больше резных домов, чем в Искоре или Ныробе.

Колва и камни на её берегах . И Искор, и Ныроб находятся не на берегу – Колва в этих краях уже равнинная река, многократно менявшая своё русло. Горы начинаются выше Вижаихи, деревни на правом берегу Колвы в 7-8 км северо-западнее Ныроба. На машине можно добраться до Ветлана, Бобыки, Светика; на лодке или снегоходе – до Бойца, Дивьего камня. Эти скалы – часть Полюдова кряжа, который пересекает Колва.

Дивий камень с пещерой и водопадом . Относится к особо охраняемым природным территориям. Находится на правом берегу Колвы. Представляет собой риф древнего Пермского моря – в пещере видны ископаемые кораллы, моллюски и даже пещерный жемчуг. Из наиболее интересных ручьёв, вытекающих из камня, – широкий ручей возле нежилой деревни Цепии и речка Алалай, образующая живописный водопад.

Дивья пещера находится на Дивьем же камне; вход в неё расположен выше уровня Колвы на 115 м и скрыт лесом. Длина пещеры больше, чем у широко известной Кунгурской ледяной, – 10,1 км. Гроты украшены кварцитами причудливых форм; есть несколько озёр. В пещере имеются наскальные изображения, относящиеся к каменному веку; она была святилищем на протяжении тысячелетий. Температура в пещере +4-+8 °С; коридоры зачастую узкие и низкие; водятся летучие мыши нескольких видов.

Ныроб на карте

Видео про город Ныроб