Как избежать стресса. Причины стресса — знать, чтобы избежать

«Глядя на мир, нельзя не удивляться!» – с этим изречением Козьмы Пруткова трудно поспорить. Но еще больше, чем мир как таковой, удивляет познание его человеком. И даже трудно сказать, что удивляет больше – прозрения или заблуждения, тем более, что в самом заблуждении иной раз скрыта истина.

Блестящий пример тому – многовековой спор о системе мира. Не так-то просто было философам «выбить из-под Земли» китов, слонов, черепах и прочую «живность» и признать «земную твердь» шарообразной – но на смену древней сказке пришло еще более блестящее заблуждение, известное под названием «геоцентрическая система», или «система Птолемея».

Идея этой системы заключалась в том, что неподвижный земной шар является центром Вселенной, а вокруг него вращаются хрустальные сферы, на которых укреплены другие небесные тела (античные философы ведь ничего не знали о гравитации и не могли представить, что какая-то сила может заставить незакрепленное тело повторять снова и снова один и тот же путь). Каждая из этих сфер называлась небом (множественное число – «небеса»).

Такая система в течение многих веков полностью устраивала человечество – она, казалось, соответствовала очевидному положению вещей (мы ведь не ощущаем движения Земли, а вот движение светил по небосводу наблюдать можно). В христианскую эпоху представление о небесах наполнилось новым смыслом. Дело в том, что человек Средневековья воспринимал Ад и Рай как нечто вполне материальное, и если Ад ассоциировался с подземным миров, то Рай – как раз с небесами, небесными сферами.

В своей «Божественной комедии Данте Алигьери – «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени» – представляет Рай как иерархическую структуру из десяти Небес. Праведники распределяются по этим Небесам соответственно их заслугам перед Богом. Так, на первом небе – Небе Луны – блаженствуют люди, сохранившие верность долгу и обетам, на втором – Небе Меркурия – реформаторы (например, Юстиниан) и невинно пострадвашие. Далее следует небо Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и наконец седьмое Небо – небо Сатурна. Здесь поэт встречается с монахами и богословами, которых он называет «созерцателями». Можно сказать, что эти люди достигли высшего счастья в своей жизни – возможности вечно созерцать Божественный свет…

Седьмое небо – это еще не предел: далее описывается восьмое – небо Звезд, кристальное небо Перводвигателя и наконец наивысшее – Десятое, Эмпирей. Но все-таки синонимом наивысшего счастья стало выражение «быть на седьмом небе». Возможно, определенную роль тут сыграло особое отношение к «священному» числу семь.

Итак, если вы когда-либо ощущали наивысшее счастье – вы определенно были «на седьмом небе». Теоретически, так можно будет сказать о тех, кто когда-нибудь полетит на Сатурн – но вряд ли это сделает кто-то, кроме космических зондов – планета-то газовая, поверхности, на которую можно высадиться, там нет…

Впрочем, побывать на «Седьмом небе» все-таки можно! Так называется один из самых необычных ресторанов Москвы, расположенный… в Останкинской телебашне, на высоте 328-334 метра. Занимая три этажа башни, ресторан еще и вращается вокруг своей оси раз в час, так что панорамный вид на столицу можно оценить по достоинству. Кстати, один из залов ресторана носит название… нет, не «Сатурн» – «Юпитер». Не вполне соответствует Птолемею и Данте, зато там есть смотровая площадка с телескопом.

Чтобы сказать, что кто-то чрезвычайно счастлив, мы часто используем оборот «на седьмом небе» . Вообще говоря, наиболее расхожий эквивалент в английском языке — это «over the moon» . Вместе с тем существует выражение , которое, мне всё-таки кажется, больше популярно в Америке, чем в Англии. И тут может возникнуть вопрос: почему у нас седьмое небо, а у них девятое облако?

На самом деле такое сравнение не очень оправдано. В английском языке, так же как у нас есть словосочетание «seventh heaven» , хотя может и не настолько популярное, как два предыдущих. В обоих языках этот оборот уходит корнями в ближневосточные религии, Вавилонские и другие древние сакральные знания. Согласно им вселенная состояла из семи небесных сфер, в последней из которых обитали ангелы.

«Cloud nine» в отличие от «седьмого неба» — это относительно новое выражение. По крайней мере, лингвистам не удаётся отследить его употребление раньше середины двадцатого века, и даже тогда оно выглядело как «on cloud seven». Ну, что ж — представить, как седьмое небо превратилось в седьмое облако, не так трудно.

Тем не менее, доказательств, что один оборот произошёл от другого, нет. Возможных причин появления девятки в этом выражении приводится множество. Наиболее вероятные на мой взгляд это, во-первых, «Божественная комедия» Данте, в которой рай описывается, как состоящий из 10 сфер, при том самая высокая десятая сфера недоступна для физических существ. Не думаю, что Данте был намного популярнее в Америке двадцатого века, чем в России, но в западной культуре в целом вполне мог заложить основу для возникновения нового устойчивого выражения. Затем в Америке с двадцатого века стала широко (якобы вплоть до выпусков прогноза погоды) использоваться система классификации облаков, в которой номером 9 обозначаются высокие белые и пушистые облака. Всё, что ниже — это грозовые тучи и прочая серость, слабо ассоциируемая со счастьем. В конце концов оборот был популяризирован американской вокальной супер-группой «The Temptations» — так был назван их альбом 1969 года. В 1987 году то же самое сделал Джордж Харрисон, а в 1999 Брайан Адамс выпустил свой хит «Cloud #9». После такой рекламы словосочетание уже просто обречено войти в обиход.

До изобретения телескопа и революционного открытия Коперника существовало общее мнение, что Земля является центром Вселенной, вокруг которой вращаются Солнце, Луна и пять известных планет. Поскольку Солнце, Луна и планеты двигались по своим собственным траекториям, полностью независимо от звезд, полагали, что они "закреплены" на концентрических хрустальных (т.е. прозрачных) сферах, вращающихся вокруг Земли и расположенных между Землей и звездами.

Из этой концепции Вселенной возникла идея о семи "уровнях реальности", соответствующих семи небесным сферам. Обычный уровень человеческого опыта считался "подлунной" сферой, что обозначало уровень ниже сферы луны. Другим популярным числом было девять, которое, по-видимому, было получено, считая саму Землю и сферу, состоящую из фиксированных звезд, входящими в систему отдельными уровнями. С этой точки зрения было естественно, что с иерархическими уровнями должны были быть связаны ангелы, что показано на схеме Ангельской иерархии в виде девяти чинов ангелов.

В древнем неоплатонизме считалось, что различные уровни реальности последовательно "излучались" бесформенным божеством из реальности фиксированных звезд в физическую плоскость. Гностика представляет интересный вариант этой базовой идеи, утверждая, что физический мир был создан по ошибке и является тюрьмой, из которой мы должны стараться убежать.

Заманив человеческие души в этот мир, злое божество создало архонтов (злых архангелов) на каждом из семи уровней, чтобы помешать людям сбежать.

Традиционно существуют следующие семь небес:

Первое небо (Шамаим)

Самое нижнее небо Шамаим окаймляет Землю и управляется Гавриилом. Оно содержит облака, ветры, "верхние воды" и является домом для двухсот ангелов-астрономов, управляющих звездами.

Второе небо (Раквия)

Раквией управляет архангел Рафаил, и, согласно Еноху, на этом небе находятся в заточении падшие ангелы, ожидая в полной темноте окончательного решения.

Третье небо(Сагун, или Шехаквин)

Согласно Еноху, ад находится внутри северных границ третьего неба. Сагун управляется Анахилом и является резиденцией Израила, исламского ангела смерти. Именно здесь грешников мучат ангелы. Однако в южной части этого неба находится рай, считающийся Эдемским садом, куда попадают души праведников после смерти.

Четвертое небо (Зебхул, или Маханон)

Управляемое Михаилом четвертое небо является "местом небесного Иерусалима, святого Храма и его Алтаря" (Годвин, стр. 122). Согласно Еноху, именно здесь, а не на третьем небе, находится Эдемский сад.

Пятое небо (Мохон, или Ма"он)

Махон является домом бога Аарона и ангелов-мстителей. Говорят, что северная часть под управлением либо Сандалфона, либо Самаэля является пристанищем для падших григори (наблюдателей). С другой стороны, в южной части живут ангелы-служители, вечно воспевающие Бога.

Шестое небо (Зебул, или Макон)

Шестое небо ночью управляется Зебулом, днем - Шабатом. Это штормовое, заснеженное жилище является домом для семи фениксов и семи херувимом, воспевающих Господа. Здесь также живет много других ангельских созданий, изучающих многие предметы, включая астрономию, экологию, времена года и человечество.

Седьмое небо (Аработ)

Самое святое из небес, Аработ, управляется Кассилем и является домом Бога на его святом Престоле вместе с наивысшей категорией ангелов - серафимами, херувимами и престолами.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

На седьмом небе

Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении "О небе" объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана; самый Коран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "На седьмом небе" в других словарях:

    НА СЕДЬМОМ НЕБЕ - кто быть; чувствовать себя Совершенно, безгранично счастлив; в состоянии блаженства. Имеется в виду, что лицо, реже группа лиц (Х) испытывает состояние глубокого эмоционального удовлетворения и гармонии. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка

    на седьмом небе - Неизм. Безгранично счастлив, очень доволен. Чаще с глаг. несов. и сов. вида: быть, почувствовать себя… как? на седьмом небе; на седьмом небе от чего? от радости, от счастья… Райского окружили сверстники… заставили рисовать, рисовали сами, привели … Учебный фразеологический словарь

    - (быть) высшая степень радостного возбуждения Ср. Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе. Достоевский. Идиот. 1, 16. Ср. На каком седьмом небе был теперь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    В поднебесье, там, за облаками, в вышине, счастливый, высоко Словарь русских синонимов. на седьмом небе нареч, кол во синонимов: 5 в вышине (4) … Словарь синонимов

    На седьмом небе - Разг. Экспрес. Безгранично счастлив, глубоко удовлетворён. Сам Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе (Достоевский. Идиот) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    На седьмом небе - крыл. сл. Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384 322 гг. до н. э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Прил., кол во синонимов: 45 балдевший (37) благодушествовавший (25) … Словарь синонимов

    Прил., кол во синонимов: 44 балдевший (37) благодушествовавший (25) … Словарь синонимов

    Балдеть, ног не слышать, улетать в космос, быть на верху блаженства, ловить кайф, вкушать блаженство, испытывать удовольствие, получать удовольствие, чувствовать себя на седьмом небе, ног под собой не слышать, ликовать, земли не слышать,… … Словарь синонимов

    Первоисточник сочинение «О небе» древнегреческого философа Аристотеля (384 322 до н. э.), который говорит в нем об устройстве небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых расположены звезды и… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Дело о черном вороне , Наталия Кузнецова. Лешка на седьмом небе от счастья – наконец-то их с Ромкой друг Артем вернулся из Англии и им предстоит провести отпадное лето! Но вместе с Артемом приехали и его новые друзья: Никита и Гарик.… электронная книга
  • Царевна золотой горы , Дарья Калинина. Второй медовый месяц с горячо любимым супругом на борту белоснежного теплохода – об этом можно только мечтать! Мариша была на седьмом небе от счастья. Но снова ее преследует какой-то…

Согласно Библейским воззрениям, человек создан по образу и подобию Божьему. Это согласуется с древними знаниями, определяющими человека как модель вселенной. Микрокосм устроен по подобию макрокосма. Сущностью человека является Дух, душа является отражением Софии, и через материю (тело) познаёт сущее. Первые христиане разделяли людей на три класса: люди материальные (хоики), душевные (психики) и духовные (пневматики), и люди делятся на избранных, призванных (Мф.20:16, 22:14), и заключённых (в материи).

Лишь пневматики обладают высшим посвящением и им "дано знать тайны Царствия Небесного" , по слову Самого Иисуса Христа (Мф.13:11–12; Мк.4:11; Лк. 8:10); они – истинные гностики, увенчавшие подвиг Богоискательства обретением Истины. К ним относятся евангельские слова: "никто не может придти ко Мне,если не привлечёт его Отец, пославший Меня" > (Ин.6:44), и притча о семени, упавшем на добрую почву (Мф.13:3–9, 18–23; Мк. 4:3–20; Лк. 8:5–15), и множество других текстов из Евангелий и посланий Ап. Павла. Различие между духовными и душевными людьми ясно выражено в словах Павла: "возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием:" (1Кор.2:13–16) и т.д.

Душевные люди – это искатели Бога, ещё не достигшие, в отличие от пневматиков, чутья и разумения Истины, но самим исканием её возвысившиеся над материей, в которой заключены остальные люди, не умеющие подняться над уровнем грубых плотских потребностей. Люди материальные могут в себе выработать психический элемент, люди психические могут превратиться в пневматиков, – ибо душа одарена свободной волей и может избрать либо жалкий путь погружения в потакания удовольствиям низших чувств, либо путь медленного очищения и одухотворения. Космические силы создали в материи органическую жизнь, в этой материальной жизни из низшего сознания постепенно выработалась психика, и эта психика в высших своих проявлениях уже близка к познанию Божественного Идеала: ещё усилие – и она возвышается до полного восприятия Его и слияния с Ним. Полное очищение и возрождение происходит через просветление низшей психики высшим познанием, через растворение души в Божественном Начале.

Брачная комната или talamus

Реализацию этого состояния осуществил Иисус Христос, открывший на духовном уровне talamus - центр возрождения души. В физиологии talamus известен как сенсорный интегративный центр. Он расположен на перекрестье зрительных нервов на уровне межбровия. В древности этой железе придавалось большое значение в практике духовного восхождения. С греческого этот термин переводится как "брачная комната" – отсюда образы Жениха (Духа, Христа), соединяющегося с невестой (душой, psyhe) в чертогах брачных. В Греции этим словом обозначали "священные родовые палаты", отсюда происходит метафора "рождение свыше", "второе рождение". Те, кто сподобились этого состояния, названы "сынами чертога брачного": "Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9,14-15). Христос предсказывает время, когда Дух Святой; не так просто будет обрести, как во дни земной жизни Иисуса, и для "рождения от Духа" потребуются значительные усилия и духовные подвиги. Здесь ясно показано, что аскетические практики, вроде поста, необходимы тем, кто не соединён с Духом, тогда как для "рождённых от Духа" нет необходимости в аскезе. "Сыны чертога брачного" – это те, кто достигли центра talamus, центра Христа, который является "дверью в Царствие Небес": "Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся..." (Ин.10:9); "79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог" (Евангелие от Фомы).

Сюда же относятся и слова Иисуса: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф.7;13) Евангелие от Филиппа: 66:1. "Душа и дух произошли от воды, огня и света, которые сын чертога брачного [...] Огонь – это помазание, свет – это огонь. 2.Я не говорю об этом огне, у которого нет формы, но об ином, форма которого бела, который является светом прекрасным и который дает красоту." Не случайно на санскрите шестой центр (чакра) в области таламуса назван "Agnya" (огненный).

"6. Брачный чертог и образ через образ – следует, чтобы они вошли в истину, которая – восстановление. (Восстановление связи с Богом - прим. ред.). Помазание выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы были названы христианами, а не благодаря крещению. И Христос был так назван благодаря помазанию. (Христос - букв. пер. "Помазанник" - прим. ред.) Ибо Отец помазал Сына и Сын помазал апостолов, а апостолы помазали нас. Тот, кто помазан, обладает всем, он обладает воскресением, светом, крестом, Духом Святым. Отец дал это ему в чертоге брачном!; Он получил это. Но чертог брачный скрыт. Это – святое святых. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвётся и то, что внутри, откроется, будет покинут тогда сей дом пустынный! (т.е. душа освободится от плена материи - прим. ред.)... Божественность же вся не убежит в святую святых... Но будет она под крылами креста и под его руками. Этот ковчег будет для неё спасением, когда потоп воды захватит их. Это действительно то, что почитаемо, то, что сильно... Поэтому совершенство явилось нам с сокровенным истины. И святое святых явилось, и чертог брачный призвал нас внутрь. Пока это скрыто, зло ведёт к тщете и не выделено оно из середины семени Духа Святого, они – рабы зла. Но когда это явится, тогда свет совершенный распространится на каждого. И все, кто в нём, получат помазание. Тогда рабы (плоти – прим. ред.) будут свободные и выкуплены пленные (греха – прим. ред.). 127. Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил его в этих местах (в земной жизни - прим. ред.), он не сможет получить его в том месте. И никто не сможет мучить такого человека, даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира (более подробно см. ).

В Новом Завете Иисус часто называется "Назореем" (Мф.2,23; Ин.19:19). Для непосвящённых это не о чём не говорит, кроме названия города Назарета. Однако, как и в большинстве мест Библии, здесь заложен сакральный, тайный смысл. Посвящённым было известно, что слово "Nazare" - обозначает точку между бровями - место расположения таламуса! Вспомним, что и Самсон назван в Писании "назореем Божьим" (Суд.13;5)

Мистический символ креста

Одним из мистических символов, обозначающих talamus, является крест. В Евангелии от Филиппа 66:9 находим: Итак, их получают в помазании полноты силы креста, что апостолы назвали правым и левым.10. Ибо сей более не христианин, но он – Христос" . (Имеется ввиду состояние сознания. Вспомним, что в буддизме человека достигшего Просветления называют Буддой. – прим. ред.). Здесь говорится о тех, кто достиг "центра Христа". Символ креста встречается во многих древних культурах и религиях. В Платоновском "Тимее", говорится о Сыне Божием, что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы "Х".

Также в Ветхом Завете сказано, что Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста и сказал народу: вы спасётесь через него (Числ.21;8). В гностических текстах говорится о том, что для ограждения оскверняющего элемента в духовную сферу мистической "полноты" (Pleroma), Неизъяснимый Всеблагой Отец из Себя произвёл Предел ("Oros), именуемый также Крестом (Stavros). Согласно святителю Димитрию Ростовскому : "Изображение греческое,"Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез.9;4) Божьих людей в Иерусалиме, для ограждения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк".

О том же рассуждает и Тертуллиан (один из ранних Отцов Церкви): "Греческая буква "Тав" и наше латинское "Т" составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразится на наших челах (месторасположении таламуса – прим. ред.) в истинном Иерусалиме".(Розыск, М., 1855, кн.2, гл. 24, стр. 458). Мистический символ Креста находим также в "Деяниях Иоанна " и "Деяниях Андрея ", пользовавшихся почётом и распространением в мистических кругах христианства. Cокровенное знание об этом центре хранили посвящённые, не считая возможным открывать его толпе. Им также обладали "мудрецы с Востока" - суфии и йоги, бережно храня его и передавая своим непосредственным ученикам.

В комментариях Йогананды на катраны Омара Хайама в разделе "Семь Врат Спасения" находим: "Во время глубокой медитации во лбу можно увидеть... свет. Этот так называемый центр Христа представляет собой не Седьмые Врата, но отражение вихря энергии в области продолговатого мозга... До истинных седьмых ворот можно добраться через свет, который исходит из центра Христа. Когда эти Седьмые Врата - Трон о тысяче лучей Света – пробуждаются, человек достигает власти и мудрости, чтобы изгнать невежество из тела" (стр.172)

Семь небес спасения

Древнее изображение
медитирующего йога
Из гностических, христианских, суфийских и иудейских текстов видно, что шестые небеса являются вратами в Царство Духа, центром Христа, тогда как в седьмых находится Царствие Божие. Согласно гностическим текстам, "высшая София" создала мировой эмбрион, оказавшийся за "Пределом" . Эта субстанция, оставшаяся вне Плеромы, носит название "внешней" или "низшей Софии"; она пребывает во мраке и в тоске и взывает к Неизреченному Божеству, моля о помощи, спасении и озарении. Из "высшей Софии" через воздействие Иисуса начинается исхождение 7 космических сил, образующих Гебдомаду ("Семерицу" или "Огдоаду" - восьмерицу), вмещающую полноту созидательных потенций вселенной.

Эта Гебдомада является миром средним между Божеством и материей. К ней, произведённой Софией, применялся текст Притчей Соломоновых: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его..." (Притч.XI,1). Описание семи небес встречаем в "Вознесения Исайи " - древнем и авторитетном апокрифе иудаизма, воспринятого христианскими книжниками. В этом апокрифе дано описание Вираты – космического Тела, отражение которого представлено в каждом человеке системой семи психо–энергетических центров (эонов, чакр, небес) и трёх энерго–информационных каналов (см.рис.). Левый канал содержит информацию о прошлом и является женским, лунным каналом. Правый канал связан с активностью и планированием и является мужским, солнечным каналом – это канал будущего. Центральный канал - это канал духовной эволюции человека, именно он является связующим звеном между душой человека и Богом – это канал настоящего, то Древо Жизни, что даёт помазание Духом Святым, возрождает из мёртвых. Как отмечает известный американский учёный Джозеф Кембелл , в духовных культурах и традициях всех времён и народов Древо Жизни отождествляется с позвоночником.

Йога учит, что именно в позвоночнике находится тонкий духовный канал - сушумна - по которому Восходит душа. В Евангелиях - это образ смоковницы, которая должна расцвести с приходом Мессии (Матф.21:19–21; Мк.11:13-14, 20–26). Этот же образ часто повторяется в упанишадах. По мере своего восхождения, душа преодолевает семь сфер (небес), которые будучи неочищенными, создают препятствия на пути. Символически тело называют городом или темницей, в котором заключена душа, а сферы - затворами или печатями. Обычно выделяет семь таких печатей, иногда - пять (конечно, их гораздо больше, но это основные).

На схеме отчетливо видно семь тонких центров. Пять из них имеют по три аспекта (на центральном, правом и левом каналах), тогда как шестой центр является местом пересечения трёх каналов (что на физическом уровне соответствует перекрестью зрительных нервов - таламусу!) и ведёт к макушке головы, где располагается последний, седьмой центр - Сахасрара, Крайний предел или Тысячелепестковый лотос. В Евангелии от Фомы находим: "22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти" . Здесь говориться о пяти центрах, которые должна познать душа прежде, чем достигнет освобождения. Следует заметить, что сакрум находится над первым центром, поэтому для достижения таламуса остаётся пересечь оставшиеся пять.
Каждый центр создаёт вибрации определённой частоты, причём по мере восхождения, вибрации становятся тоньше. Они обладают световыми и звуковыми характеристиками. Это и есть гимны, возносящиеся к седьмым Небесам, символически описанные Исайей.

Аналогичные образы находим в "Песне о Невесте " - гностическом гимне, посвящённом Восхождению Души к свету Духа. Из текста видно, что путь Восхождения души состоит из семи стадий: "Семь дев ее провожают" – семь эонов (сфер), или семь небес. Седьмые Небеса соответствуют темени головы – Сахасрара чакре, где происходит окончательное соединение с Духом: "Царь на темени ее явлен и питает утвержденных под его властью. Истина главу ее осенила". Характерно описание света и аромата, которые сопровождают этот процесс: "Как вешние цветы ее одежды и сладкое благовоние проливают; Брачный чертог ее светел и благоуханием благодати исполнен". Эти признаки святых известны с давних времён во всех мировых религиях.

Заметим, что в раннехристианских текстах Дух Святой воспринимается как София (Божья Премудрость): "Отца и Господа славословя, и единородного Его Сына, и Духа, Премудрости Матерь".

В заключение приведём один христианский гимн, восхваляющий и призывающий Святой Дух, Который наделяет искателя семью дарами:

Святой Дух, приди и вдохнови наши души
И зажгись Небесным Огнём.
Ты – Святой Дух,
Который наделяет состоящими из семи частей дарами.
Твоё благословенное помазание
Является утешением. Миром и огнём любви".