I. Грамматические ошибки. VI. Материалы для проверки работ учителем

Цели:

  • контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;
  • развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
  • воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

Методы: по степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично-поисковые; по применению логических операций: индуктивно-дедуктивные, традуктивные; по источнику знаний: практические.

Оборудование: файл для каждого учащегося с тестовым заданием по вариантам (I и II вариант) и бланком ответов учащегося, ключ к проверке работ, бланк анализа тестирования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урока (0,5 мин)

III. Мотивация учащихся (1 мин.)

Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 7 класса по всем разделам и темам программы. В соответствии с обязательным минимумом содержания образования проверяются следующие знания:

а) правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных,
б) правописание букв о /ё , а также буквы ь после шипящих и ц ,
в) правописание суффиксов действительных и страдательных причастий,
г) правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения,
д) правописание -н- и -нн- в полных и кратких формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных и наречиях,
е) слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи,
ж) разграничение и правописание предлогов, союзов и частиц, соотносимых с другими частями речи,

Задания контрольного тестирования направлены на предупреждение грамматических ошибок:

  • в согласовании и управлении,
  • в образовании грамматических форм,
  • в употреблении причастного и деепричастного оборотов.

Тестовые задания с выбором ответа составлены по вариантам (I и II вариант). Каждому учащемуся предлагается тестовое задание согласно варианту и бланк ответов учащегося, на котором он в строчке с номером задания ставит “крестик” в той клеточке, номер (буква) которой соответствует выбранному им ответу.

Бланк ответов учащегося.

Фамилия, имя _________________________________________________

Класс ________ Вариант____________________________

IV. Самостоятельная работа учащихся

Выполнение тестовых заданий.

Тестовые задания.

Вариант I.

1. Найдите предложение с причастным оборотом.

А. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
Б. В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
В. Море гладко выковано из синего металла.
Г. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.

а) услышать – услышанный;
б) застрелить – застрелянный;
в) понять – понятый;
г) засеять – засеятый;
д) запаять – запаянный.

5. Н или нн

6. Что нужно вставить: н или нн в словах предложений?

1. Нам понравилось плете..ое из соломы кресло.
2. Я сидела в плете..ом соломенном кресле. Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях нужно вставить нн .
Б. В обоих случаях нужно вставить н .
В. В 1-м случае нужно вставить н , во 2-м – нн .
Г. В 1-м случае нужно вставить нн , во 2-м – н .

7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и двух суффиксов:

а) предвесенний,
б) распределившись,
в) зажмурясь.

9. -нн- пишется во всех словах ряда:

а) моче..ое яблоко, уроки не выуче..ы,
б) провере..ый временем, медле..ый ход,
в) неизведа..ый путь, льня..ое полотенце.

10. В обоих случаях пишется ё :

а) приближ..нный, круж..к,
б) береж..т, учащ..нный,
в) кумач..вый, отвлеч..нный.

11. Где допущена ошибка в предложениях с деепричастным оборотом?

А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.
В. Приближаясь к роще, она пошла тише.

а) (не)проглядная вьюга, (не)легче,
б) (не)видящий никого, (не)шерстяной,
в) (не)чувствуя, (не)заметил.

А. Говори немного медленнее.
Б. Пиши более разборчивее.
В. Ты отвечал лучше всех.

14. В каком предложении не является частицей?

А. Он (не)отступно шел за ними.
Б. Ты явился (не)вовремя.
В. Далеко (не)спокойно было в доме.

15. Пишется через дефис:

а) когда(нибудь),
б) точь(в)точь,
в) (до)верху,
г) (светло)зеленый,
д) (кое)где,
е) (по)причине.

16. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 2:

а) б) в) г)
замуж.. ь ь
настеж.. ь ь
отреж..те ь ь
береч.. ь ь ь

17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудил о работе;
б) уйти из завода;
в) платить за проезд;
г) отзыв на рассказ;
д) вернуться из Москвы.

предлоги ?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.
В. Земля вращается вокруг солнца.
Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д. Впереди шел командир отряда.

бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б. Я благодарил друга за(то) , что он мне помог.
В. Было холодно, при(том) и тучи появились.
Г. Он узнавал время по(тому) , как двигалось солнце.

бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

24. Где не , где ни ?

Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;
б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;
в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;
г) не – 1, 2, 3, 4, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

  1. Было (то)же кино.
  2. Кто(то) пришел.
  3. Было то тесно, то уютно.
  4. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы, ...

а) ...мне было интересно.
б) ...развивается мышление.
в) ...я получаю большое удовольствие.
г) ...необходимо внимание.

28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получилсятекст?

А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

а) Г, Б, А, В;
б) А, Б, В, Г;
в) Б, В, А, Г;
г) Б, Г, В, А.

а) язык развивается.
б) норма постоянна, неизменна.
в) норма является регулятором.

30. Выберите правильный ответ.

Вариант II

1. Укажите предложения, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

А. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.
Б. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. В. Высыхает согреваемая солнцем земля.
Г. В славившемся стариной городке работали археологи.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

3. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

4. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:

а) взять – взятый;
б) понять – понятый;
в) замесить – замешанный;
г) потерять – потерянный.

5. Н или нн ? Задание, аналогичное заданию 2:

6. Что нужно вставить: н или нн в данных предложениях?

1. Купле..ая газета.
2. Хитросплете..ый сюжет. Выберите правильный ответ.

А. В обоих случаях нужно вставить нн.
Б. В обоих случаях нужно вставить н.
В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн.
Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.

7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и суффикса и окончания.

а) потрошеный,
б) подпрыгнув,
в) нагроможденный,
г) высотный.

8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

а) б) в) г)
задерж..нный е а е а
просмотр..нный и е е е
зауч..нный а а е е
высме..нный я я е я

9. -нн- пишется в обоих случаях:

а) краше..ый, соловьи..ый,
б) нежда..ый, увлече..ый,
в) не высаже..ы, подкова..ый.

10. В обоих случаях пишется ё :

а) окруж..нный, холщ..вый,
б) стереж..т, освещ..нный,
в) печ..нка, зайч..нок.

11. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Она сидела зажмурясь.
Б. Он кричал, не переводя духа.
В. Начиная с утра, льет дождь.
Г. Он взял шарик и, пылая любопытством, смотрел на Тома.

12. В каких рядах не пишется раздельно?

а) еще (не)исхоженный, (не)было,
б) (не)всегда, (не)по-товарищески,
в) (не)откуда, (не)каждый,
г) (не)громкий, (не)торопясь.

13. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

А. Он слушал на уроке более внимательно.
Б. Он сделал работу лучше всех.
В. Я стараюсь писать более красивее.
Г. Мой друг внимательнее всех в классе.

14. Укажите, какие наречия пишутся с не слитно:

а) (не)по-товарищески;
б) (не)лепо;
в) (не)вверху;
г) (не)убедительно.

15. Пишется через дефис:

а) (с)разбегу,
б) (по)дружески,
в) как(будто),
г) где(нибудь),
д) чему(либо),
е) (по)правде.

16. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 2:

17. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.
Б. Работа ведется согласно графику.
В. Он пришел со школы.
Г. Встретились по прибытию поезда.
Д. Он поступил в институт по окончании школы.

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги ?

А. Вокруг было тихо.
Б. Я проходил мимо школы.
В. Они вышли навстречу друзьям.
Г. Шел, (не)смотря под ноги.
Д. Впоследствии он прочитал роман.

19. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

20. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

21. Назови предложение, в котором же – частица.

А. Я то(же) писал сочинение.
Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы .

А. И так(же) неподвижно светил месяц.
Б. Что(бы) мне сделать?
В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм.
Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке.
Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.
В. Что(бы) мне сказать отцу?
Г. Выполни во что(бы) то ни стало.

24. Где не , где ни ?

Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.

Выберите правильный ответ:

а) во всех случаях – не ;
б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
в) во всех случаях – ни .
г) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. С минуту он оставался (не)подвижен.
Б. Отец (не)имел никакой должности.
В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка.
Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.

26. Определите, в каком предложении то является частицей.

А. Что(то) должно произойти.
Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.
В. Спрячься за(то) дерево.
Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.

27. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 2:

28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

а) Г, Б, А, В;
б) Г, А, Б, В;
в) А, В, Б, Г;
г) Г, А, В, Б.

29. Что является грамматической основой в одном из предложений?

а) её добывать и обрабатывать;
б) известняк – мягкую породу;
в) строители называли.

30. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая книгу, ...

а) ...мне было интересно.
б) ...иногда делаются заметки на полях.
в) ...не увлекайтесь только сюжетом.
г) ...необходимо хорошее освещение.

V. Итог урока

VI. Материалы для проверки работ учителем

Ключ к ответам.

Вариант I

Анализ контрольного теста по русскому языку.

Дата поведения:

Цели:

  • определение уровня и качества сформированности орфографических, пунктуационных, речевых навыков,
  • выявление динамики ЗУН учащихся.

Результативность теста:

всего

динамика

количество учащихся

выполнили 100%

успеваемость %

качество %

Мониторинг ошибок, допущенных учащимися при выполнении теста.

Типы ошибок

всего

динамика

I. Грамматические ошибки:

– в согласовании и управлении
– в образовании грамматических форм
– при употреблении причастного и деепричастного оборотов

II. Орфографические ошибки:

– правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения
– суффиксы действительных и страдательных причастий
– слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи
– правописание предлогов, союзов и частиц, соотносимых с другими частями речи
– правописание -н- и -нн- в полных формах прилагательных и причастий, а также в производных существительных, в наречиях
– правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных
– правописание -о- /-ё- , а также буквы ь после шипящих и ц

III. Пунктуационные ошибки:

– при обособлении причастного и деепричастного оборотов

Итоговый контроль по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?
1) Он всегда держ…тся очень уверенно.
2) А ветер суш…т сад.
3) Стыдливо белая берёза зелене...т.
4) Он цен…т каждый час.

А2. В каждом предложении употреблен глагол 2 спряжения?
1) Толя не стан…т много говорить.
2) Успе…т встать он за станок.
3) Валя протира…т каждый листочек.
4) Андрей стро…т новые дома.

А3. В каком примере в глаголе пропущена буква е?
1) Мы готов… мся к торжественной встрече.
2) Алексей выкладыва…т стену из кирпича.
3) Грузовик подвоз…т доски.
4) Мы подход…м к штукатуру.

А4. В каком примере в глаголе пропущена буква и?
1) Мы еще побор…мся за победу.
2) Нигде не дыш…тся вольней родных полей.
3) Скоро стемне…т.
4) Пахн…т весной.

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) собрание (не)закончилось.
2) работу (не)выполнил.
3) никого (не)заметил.
4) мне (не)здоровится.

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?
1) (не)взлюбил соседа.
2) (не)навидеть за предательство.
3) (не)скосили траву.
4) как будто (не)доумевала.

А7. В каком примере в глаголе пишется ь знак?
1) С топором весь свет пройдёш… .
2) Волк на добычу стремит…ся.
3) Дуб для жилища не годит…ся.
4) Он добросовестно трудит…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?
1) Все должны трудит…ся. 3) Пословица век не ломит…ся.
2) Я обещаю хорошо трудит…ся. 4) Что написано пером – не вырубиш… топором

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.
1) Девочка повсюду видела только степь.
2) Мне хочется войти в цирк.
3) Медвежата составляли одну из забав помещика.
4) Нас просили не опаздывать.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).
1) Овсянников придерж…вался старинных обычаев.
2) Я люб…вался картиной охоты.
3) Волны с грохотом разб…ваются о скалы.
4) Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?
1) Меня называют мастерицей.
2) А вы его знаете?
3) Вынесите из класса лишнюю мебель.
4) Голубей надо беречь.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?
1) Отметьтесь в явочном листе.
2) Я бы сходила с вами на экскурсию.
3) Вы обязательно услышите пение птиц.
4) Запомните это правило.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?
1) Лягте в воде на спину.
2) У нас был бы дружный класс.
3) Вчера мы ходили в музей.
4) Мы бы не нашли дороги назад.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?
1) любоваться пейзажем
2) перебежать дорогу
3) бороться с врагом
4) радовался встрече

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?
1) допустить ошибку
2) вынести мусор
3) нашел грибы
4) не ссориться с друзьями

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?
1) мне не верится
2) надейся на лучшее
3) оденься теплее
4) собрание состоится

А17. В каком примере пишется ь знак?
1) у рощ… . 3) береч… .
2) могуч… . 4) кирпич… .

А18. Укажите ошибку в употреблении глагола.
1) надеть платье 3) езжу на машине
2) лягте удобнее 4) поехайте туда летом

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) копИровать 3) премИровать
2) прибылА 4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.
1) та…л. 3) ве…л.
2) стро…л. 4) чу…л.

Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Можно и проще ловить раков в реке, только не во всякое время года. (2) Летом заберешься в воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. (3) Стараешься держаться против течения, чтобы муть относило. (4) Обшариваешь все попутные коряги, камни, корни, - рак любит там прятаться. (5) Для ловли годятся и старые, уже негодные сети. (6)
Расстелешь их по дну с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и запутаются в тонких нитяных ячейках.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.
1) Раки любят находиться около камней, коряг;
2) Раком можно ловить сетями с привязанными к ним приманками.
3) Раков ловят около крутых берегов.
4) Идти нужно по течению реки.

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол 2 спряжения.
Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 3, 4 выпишите безличный глагол.
Ответ: _____________________

Б4. Из предложения 6 выпишите глагол во 2-м лице.
Ответ: _____________________

Б5. Напишите наклонение глагола годятся (предложение 5)
Ответ: _____________________

Б6. Из предложений 1,2 выпишите глагол в неопределённой форме.
Ответ: _____________________

Б7. Из предложений 2-5 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.
Ответ: _____________________

Б8. Из предложений 4-6 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.
Ответ: _____________________

Рушите пожайлустаааааа

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 9 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 6 заданий (А1-А6). К заданиям А1, А2, А3, А5, А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В задании А4 необходимо установить соответствия между словами из левого и правого столбика.

Часть 2 состоит из 1 задания (В1). Ответ к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1) и включает в себя вопросы по тексту. Ответы к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно, прочитав приведенный в задании текст.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Критерии оценивания:

за каждый правильный ответ в заданиях 1-7 – 1 балл; за правильное выполнение 8 задания - 3 балла.

Итого: 10 баллов

10-9 баллов – «5», 8-7 баллов – «4», 6-5 баллов – «3», 4 балла и меньше – «2»

Желаем успеха!

Часть 1.

А1. Фонетика. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв:

съезд яблоня моль крот

А2. Лексика. К какому разделу лексики относится слово: ЦАРЬ ?

диалектизмы жаргонизмы историзмы профессионализмы

А3. Морфемика. Словообразование. Каким способом образовано слово ПРЕКРАСНЫЙ?

Приставочно-суффиксальный слияние основ бессуффиксный

А4. Морфология. Установите соответствие между словами и частями речи: (проведите линию)

весёлый местоимение

нечто имя прилагательное

ремонтировать глагол

под предлог

потому что причастие

мечтающий союз

А5. Синтаксис. Укажите предложение, осложненное вводным словом (знаки препинания не расставлены):

Вова сходи в магазин. Прекрасны пушистые облака быстро бегущие по небу.

Бесспорно лето будет жарким. Я люблю гулять слушая музыку.

А6. Пунктуация. Укажите вариант ответа, где правильно расставлены знаки препинания на месте пропусков: Если задуматься (1) почему мы любим сладости (2) то ответ очевиден (3) печенье (4) торты (5) и мороженое поднимают настроение (6) а еще они очень вкусные.

1,2,3,4,5,6 1,4,5,6 1,3,4,5 1,2,3,4,6

Часть 2.

В1. Фразеология. Объясните, как вы понимаете следующий фразеологический оборот? Ходит задрав нос . (Приведите пример, составив предложение с данным фразеологизмом )

_______________________________________________________________________________

Часть 3.

С.1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром - сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он следом, мама в магазин - и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Задания:

1. Определите тему и главную мысль текста (укажите № предложения)__________________

_______________________________________________________________________________

2. Определите стиль речи. Аргументируйте свой ответ__________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Итоговые тестовые контрольные работы в форме ОГЭ по русскому языку для 5-8 классов.

Данные тесты составлены для проведения итогового контроля по русскому языку для учащихся 5-8 классов.

Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Особенность данных тестов состоит в том, что для каждого класса были подобраны тексты о Великой Отечественной войне, так как сохранение исторической памятиважный аспект воспитания подрастающего поколения.

Цели:

1)контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;

2)развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

3)воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

Методы: по степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично-поисковые; по источнику знаний: практические.

Оборудование: файл для каждого учащегося с тестовым заданием и бланком ответов учащегося, ключ к проверке работ, бланк анализа тестирования.

Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 5-8 классов по всем разделам и темам программы. Особенность данных тестов состоит в том, что для каждого класса были подобраны тексты о Великой Отечественной войне, так как сохранение исторической памяти – важный аспект воспитания подрастающего поколения. При составлении тестовых заданий были использованы отрывки из произведений Михаила Шолохова «Судьба человека», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Сергея Алексеева «Рассказы о войне для детей».

В данной работе предложены тестовые задания, а также правильные ответы.

5 класс

Прочитайте текст С.Алексеева «Титаев» и выполните задания к нему.


(1)Ноябрь. (2)Завьюжило. (3)Выпал снег.
(4) Незавидная жизнь у связистов. (5)Снег, непогода, грязь, бомбят самолёты с неба, снаряды вздымают землю, пули разносят смерть - будь к походу готов, связист. (6)Повредило проводку бомбой, оборвало снарядом провод, фашистский разведчик разрушил связь - собирайся, солдат, в дорогу.
(7)В ноябре вновь завязались бои за Мамаев курган. (8)В самый разгар сражения прервалась телефонная связь с командным пунктом дивизии. (9)С командного пункта как раз артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. (10)Оборвались теперь команды. (11)Прекратился огонь артиллерии.
(12)На исправление повреждения вышел связист Титаев.
(13)Ползёт Титаев вдоль провода, ищет, где произошёл обрыв. (14)Висят над Титаевым низкие облака. (15)Метёт позёмка. (16)Слева неприятельские окопы. (17)Бьют миномёты. (18)Строчат автоматы. (19)Грохочет бой. (С.Алексеев)

Тестовые задания.

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1.Найдите неверное утверждение. В слове низкие (предложение 14):

А)7 звуков;

Б)буква «з» обозначает звук [с];

В)буква е обозначает два звука;

Г)все согласные звуки глухие.

А2.Грамматическая основа выделена правильно:

А)вздымают землю (предложение 5);

Б)собирайся солдат (предложение 6);

В)облака висят (предложение 14);

Г)бьют (предложение 17).

А3.Укажите слово без окончания:

А)слева;

Б)ползет;

В)автоматы;

Г)связист.

А4.Укажите глагол I спряжения:

А)ползет;

Б)прекратился;

В)разрушил;

Г)разносят.

А5.Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне:

А)проводка;

Б)снаряд;

В)фашистский;

Г)связист.

Часть 2. Выполните задания, записав ответ на поставленный вопрос.

1.Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

2.Из предложений 6-10 выпишите собственное имя существительное.

3.Из предложений 3-9 выпишите обращения.

4.Из предложения 5 выпишите существительные 3 склонения.

5.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

6.Среди предложений 3-8 найдите нераспространенное предложение. Запишите его номер.

7.Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 13.

8.Из предложения 8 выпишите имя существительное в творительном падеже.

9.Из предложений 12-18 выпишите слово с разделительным мягким знаком.

10.Из предложений 13-19 выпишите глаголы II спряжения.

6 класс

(1)Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. (2)Там он руководил постройкой укреплений. (3)Выехали. (4)Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. (5)Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. (6)Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. (7)Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. (8)Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. (9)Он и голову уронил. (10)Для верности я его еще раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. (11)Мне его живого надо было доставить, он нашим должен был много

кое-чего порассказать. (12) Вынул я у него из кобуры "парабеллум", сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. (13)Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. (14)Скоренько напялил на себя мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет.

(15)Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. (16)Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. (17)Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. (18)Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

(19)Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. (20)В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... (21)Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем... (Михаил Шолохов «Судьба человека»)

Тестовые задания.

1.Из предложений 1-7 выпишите имена числительные.

2.Из предложений 3-6 выпишите слово(-а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3.Из предложений 8-13 выпишите неопределенное местоимение.

4.Из предложений 1-4 выпишите слова с оглушением согласного звука в корне.

5.Из предложений 11-12 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «На конце приставки пишется с, если корень начинается с глухой согласной».

6.Из предложений 14-17 выпишите возвратное местоимение.

7.Из предложения 16 выпишите личные местоимения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

9.Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

10.Укажите разряд имени прилагательного в словосочетании телефонный провод .

11.Из предложений 15-18 выпишите отрицательное местоимение.

12.Из предложений 21 выпишите личное местоимение, стоящее в единственном числе, дательном падеже.

13.Замените слово тюкнул (предложение 8) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

14.Из предложений 17-21 выпишите слова с разделительным мягким знаком.

15.Из предложений 18-21 выпишите слово, образованное сложением .

7 класс

Прочитайте отрывок из произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и выполните задания к нему.

(1)Алексей тихо привстал с медвежьей туши. (2)Та же острая боль, возникавшая в ступнях, пронзила его тело снизу вверх. (3)Он вскрикнул. (4)Пришлось снова сесть. (5)Попытался скинуть унт. (6)Унт не слезал, и каждый рывок заставлял стонать. (7)Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, изо всех сил рванул унт обеими руками - и тут же потерял сознание. (8)Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку. (9)Вся ступня распухла и представляла собой сплошной сизый синяк.(10) Она горела и ныла каждым своим суставом. (11)Алексей поставил ногу на снег - боль стала слабее. (12)Таким же отчаянным рывком, как будто он сам у себя вырывал зуб, снял он второй унт.

(13) Обе ноги никуда не годились. (14) Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и

раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. (15)Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на эти разбитые, распухшие ноги. (16)Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. (17)И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы это ни стоило.

(18)Он решительно вскочил с медвежьей туши, охнул, заскрипел зубами и сделал первый шаг. (19)Постоял, вырвал другую ногу из снега, сделал еще шаг.(20)В голове шумело, лес и поляна покачнулись, поплыли в сторону. (Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Тестовые задания.

1.Из предложений 1-4 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «На конце приставки пишется с, если корень начинается с глухой согласной».

2.Из предложений 1-8 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «В наречиях с приставкой с на конце пишется а, если оно образовано от бесприставочного прилагательного».

3.Из предложений 8-11 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

4.Из предложений 12-15 выпишите отрицательное наречие.

5.Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

6.Из предложения 18 выпишите грамматическую основу.

7.Из предложения 15 выпишите частицы.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

9.Среди предложений 15-20 найдите предложение с деепричастным оборотом. Запишите его номер.

10.Из предложения 17 выпишите предлоги.

11.Среди предложений 1-9 найдите предложение с одиночным деепричастием. Запишите его номер.

12.Из предложений 1-8 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «Приставка при- пишется, если она обозначает неполное действие».

13.Из предложения 14 выпишите союзы.

14.Из предложений 1-5 выпишите причастный оборот с определяемым словом.

15.Замените слово сулила (предложение 16) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

8 класс

Прочитайте отрывок из произведения М.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания к нему.

(1)Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу

отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

(2)Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... (3)Что-то ждет их впереди? (4)И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

(5)С тяжелой грустью смотрел я им вслед... (6)Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. (7)И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. (8)Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (9)Плачут они и наяву. (10)Тут главное - уметь вовремя отвернуться. (11)Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза... (Михаил Шолохов «Судьба человека»).

Тестовые задания.

1.Замените словосочетание «мужская слеза» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

3.Среди предложений 1-7 найдите такое, где есть вводное слово. Запишите номер предложения.

4.Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Запишите его номер.

5.Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

6.Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

7.Замените слово выдюжит (предложение 4) стилистически нейтральным синонимом.

8.Из предложений 1-5 выпишите обособленное обстоятельство с определяемым словом.

9.Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание.

10.Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в словосочетании «скупая слеза» ?

11.Из предложения 6 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

12.Среди предложений 1-6 найдите такое, одной из частей которого является безличное предложение.

13.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую), которые разделяют части сложносочиненного предложения.

Может быть,(1) все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, (2) но Ванюшка, (3) отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, (4) повернулся на ходу ко мне лицом, (5)помахал розовой ручонкой.

14.Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение. Запишите его номер.

15.Определите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

Ответы

5 класс

Номер задания

Ответ

Собирайся

Мамаев курган

Солдат, связист

Грязь, смерть

Бои завязались

Пунктом

Бьют

Висят, строят

6 класс

Номер задания

ответ

Двадцать девятого, две

Гирьку, дверцу

Кое-чего

Везти, город

Порассказать

Себя

Я, они

Он не свалился, не упал

Относительное

Ничьей

Итоговый контроль в начальной школе.

Краснощекова Е.В.

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач деятельности учителя. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

В соответствии с требованиями стандарта в начальной школе осуществляется оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Положение о контроле и оценке знаний, разработанное методическим объединением учителей начальных классов нашей школы, определяет несколько видов контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль.

Основная цель текущего контроля – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.Тематический контрользаключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год.

Структура планируемых результатов образования отражает учебные действия, которыми большинство учащихся овладевает на уровне актуального и ближайшего развития. Поэтому все контрольные работы составляются учителем с учетом дифференциации требований к подготовке учащихся.

Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Это такие задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса.

Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика выполнять учебные задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора освоенных в процессе изучения предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы.

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых целенаправленно формируются, но необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся под руководством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия.

Приведу пример составленной мною итоговой контрольной работы по русскому языку за 2 класс.

Блок А. (Задания базового уровня)

    Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).

Позняя осень. Реский ветер сорвал сдеревьев последние листя. Целый ден лёт дождь. Только варонье карканье слышно во дваре. Скоро наступит пара марозов.

Проверяемые умения: проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

    Определи части речи для всех выделенных слов (надпиши сокращённо сверху)

А) грузовая машина, грузить товар, ценный груз

Б) зимний день, птицы зимуют , холодная зима .

Проверяемые умения: определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам.

    Исправь неверно указанное количество звуков и букв в данных словах (зачеркни ошибку и напиши сверху правильно).

Окунь – 5б, 5зв.

Ямка – 4б, 4зв.

Огоньки – 8б, 7зв.

Въезд – 6б, 6зв.

Крылья – 6б, 6зв.

Проверяемые умения: различать звуки и буквы, оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слов.

    Определи и подчеркни главные члены предложения.

А) Собака побежала за мячом.

Б) Белый голубь в небе кружит.

Проверяемые умения: находить в предложении главные члены.

    Вставь ь, где это необходимо. Определи роль буквы ь в словах и заполни таблицу.

Варен.е, бол.ница, весел.е, вороб.и, пал.чики, мал.чик, в.юга, угол.ки, сем.я, рубл.

Ь – показатель мягкости согласного

Ь разделительный

Проверяемые умения: правильно писать слова с ь, проводить звуко-буквенный разбор.

    Раздели текст на предложения. Спиши.

По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой летали стрекозы ребята купались в лесной речке.

Проверяемые умения: каллиграфически правильно списывать текст без искажений и пропусков, выделять предложение из сплошного текста, писать большую букву в начале предложения.

Блок Б. (Задания повышенного уровня)

    Найди орфограмму в корнях слов, подчеркни среди них проверочное слово.

А) бег, бегун, беговая, беготня.

Б) местность, место, местный.

В) резкий, резко, резок, резковатый.

Проверяемые умения: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, проверять правильность обозначения парных согласных звуков в корне слова.

    Выбери верное проверочное слово. Вставь нужную букву.

А) уд.вительно (дева, диво)

Б) м.нять (мина, замена)

В) л.пить (лепка, липкий)

Проверяемые умения: подбирать однокоренные слова, проверять правильность обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

    Подчеркни слова, правописание которых ты не можешь объяснить.

зверьки растение хоккей

въезд парашют поздний

колосок пловец мышь

Проверяемые умения: осознавать причины появления ошибки, применять правила правописания.

    Распредели слова по данным схемам. Запиши их в таблицу.

Походка, грустный, записка, осинка, страна.

Проверяемые умения: разбирать слова по составу.

    Из слов каждой строчки составь предложение. Прочитай полученный текст. Озаглавь его. Спиши.

А) Таня шли Алёнка и лес через.

Б) полянке на ореховый им встретился.

В) рвать орехи стали девочки.

Г) висели рябинке ягоды на красные.

Проверяемые умения: составлять предложения из предложенных слов, озаглавливать текст, списывать текст без искажений и пропусков.

Ключ для проверки контрольной работы.

Задание 1. 2 балла – исправлены все ошибки.

1 балл – оставшиеся ошибки относятся к одному типу.

0 баллов – не исправлены ошибки двух и более типов.

Примечания: в тексте 10 ошибок, которые группируются по типам орфограмм:

    Проверяемые гласные в корне слова

    Непроверяемые гласные в корне слова

    Написание разделительного ь

    Написание ь – показателя мягкости согласного

    Парные согласные в корне слова

    Непроизносимые согласные

    Правописание предлогов со словами

Задания 2, 4. 2 балла – выполнены верно задания А и Б.

1 балл – выполнено одно задание

    баллов – допущены ошибки в заданиях А и Б.

Задание 3. 2 балла – выполнены все слова верно.

1 балл – выполнено 3 слова верно.

0 баллов – допущены ошибки во всех словах.

Задание 5. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена 1 ошибка при распределении слов по столбикам.

0 баллов – допущены 2 и более ошибок.

Задание 6. 2 балла – верно определены границы предложений, грамотно списан текст.

1 балл – верно определены границы предложений, допущено 1-2 ошибки при списывании текста.

0 баллов – неверно определены границы предложений, 3 и более ошибок при списывании текста.

Задания 1, 2. 2 балла – выполнены задания А, Б, В.

1 балл – выполнено одно из предложенных заданий.

0 баллов – допущены ошибки в заданиях.

Задание 3. 2 балла – названо не менее трех слов.

1 балл – названо не менее двух слов.

0 баллов – названы другие слова.

Задание 4. 2 балла – все слова распределены по группам верно.

1 балл – допущена одна ошибка при распределении слов.

0 баллов – допущены ошибки при распределении слов по группам.

Задание 5. 3 балла – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

2 балла – верно составлены предложения, заголовок не соответствует теме рассказа, при списывании не было допущено ошибок.

1 балл – верно составлены предложения, заголовок соответствует теме рассказа, при списывании допущено 1-2 ошибки.

0 баллов – неверно составлены предложения, не озаглавлен текст, при списывании допущены ошибки.

При желании учитель может перевести сумму полученных учащимся баллов в оценку, придерживаясь норм оценивания.

Данную работу можно использовать также для оценивания уровня развития некоторых универсальных учебных действий.