Подготовительная группа. С. Есенин «Белая береза». А. Фет «Печальная береза»

МБДОУ «Карабай-Шемуршинский детский сад «Василек»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в средней группе по теме: «Волшебница вода»

Воспитатель: Прохорова И.С.

Программное содержание:

    Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества.

    Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного.

    Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого.

    Познакомить со способами экономного использования воды в быту.

    Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: активизация в речи слов: прозрачная, вода в твердом состоянии, пар, жидкая, жидкость, растворяются, теплая, горячая, холодная, запах.

Материал: на каждого ребенка – клеенка на стол, три – четыре сосуда различной формы, сахарный песок, сухой речной песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, сок, ложечки, горячая вода, глобус, салфетки, трубочки, лед.

Ход НОД:

Дети под музыку «Мы едем, едем, едем…» заходят в зал (едут на паровозике) и становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня в наш зал залетел воздушный шарик. Посмотрите, в нем что-то есть, давайте посмотрим. (Достает записку). Здесь загадка, давайте ее отгадаем:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

Дети: Вода.

Воспитатель: Почему вы решили, что это вода? (Дети объясняют)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний на нашем паровозике. Как вы думаете, о чем мы должны узнать в нашем путешествии?

Дети: О воде.

Воспитатель: Верно, объектом нашего внимания будет вода.

Звучит музыка, дети паровозиком передвигаются по залу.

Внимание, остановка «Галерея воды». Дети, посмотрите, что это? (воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением воды)

Дети: Картинки, на которых нарисована вода: дождик, ручейки, реки, моря.

Воспитатель: Верно. А какого цвета вода на иллюстрациях?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, где мы еще можем увидеть изображение воды?

Дети: На карте, глобусе. (Рассматривают)

Воспитатель: Кто мне подскажет, что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель земли.

Воспитатель: Верно. А кто-нибудь знает, почему модель земли получила такое название?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой формы наша земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Молодцы! Слово глобус обозначает шар. Земля имеет форму шара, поэтому модель получила такое название.

Наша планета Земля – огромный шар, который вращается в космосе вокруг Солнца и одновременно вокруг себя. (Дети рассматривают макет «Солнечная система»)

Какие цвета больше всего вы видите на глобусе?

Дети: На глобусе больше всего голубого цвета.

Воспитатель: Что обозначено голубым цветом?

Дети: Голубой цвет – вода, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Если глобус раскрутить, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого цвета действительно на нем намного больше, чем желтого, белого, зеленого, коричневого.

Воспитатель: Дети, а где вы сегодня видели воду?

Дети: Вода течет из крана, мы ее видели, когда умывались. В аквариуме, когда кормили рыбок. И др. ответы.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода начинается с маленькой капельки? Давайте с вами посмотрим, как это происходит. (Дети смотрят фильм о воде).

Рефлексия «Тучка»

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любознательные детки и поэтому предлагаю вам побыть учеными. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, сейчас я взмахну ей, и мы с вами превратимся в ученых. Закрывайте все глазки. (Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время достает белые халаты.) Дети, посмотрите, мы с вами оказались в настоящей лаборатории, но для того, что бы мы стали учеными нам необходимо надеть эти халаты. (Дети и воспитатель надевают халаты).

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод : вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт №2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Для сравнения дети пробуют на вкус сок. Дети приходят к выводу, что у воды нет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Вывод : вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Дети приходят к выводу, что запаха у воды нет. Однако, вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель демонстрирует детям сосульку, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети следят за состоянием сосулек в теплом помещении. Воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Вывод : лед, снег – это тоже вода.

Опыт №5 «Пар – это тоже вода»

Воспитатель показывает детям термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, помещаем над паром стекло или зеркальце. Дети рассматривают на стекле или зеркальце выступившие капельки воды и приходят к выводу: Пар – это вода.

Опыт №6 «Вода – жидкая, может течь»

Воспитатель дает детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», воспитатель предлагает им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Дети вы немного устали, давайте с вами поиграем.

Проводится игра «Тучка»

Водящий – тучка. Дети превращаются в капельки и становятся в плотный круг вокруг водящего. По сигналу «дождь» - выполняют прыжки со словами «кап-кап» (капает дождь из тучки), затем по сигналу водящего «Ручеек» - становятся в цепочку и медленно двигаются змейкой («текут»). По сигналу «море» - двигаются парами «змейкой» со звуком «ш-ш-ш». По сигналу «тучка» дети вновь становятся в плотный круг вокруг водящего.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами нарисуем дождик, покажем, как капает вода из тучки.

Подведение итогов.

Е. Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

А. Барто «Вам нужна сорока?»

Вам не нужна сорока, сорока без крыла?
Она у нас два срока -два месяца жила.
Ее нашли в июне, ее назвали Дуней.
Скакала, как зайчонок, сорока по траве,
Любила у девчонок сидеть на голове.
Она однажды ложку стащила со стола,
Но, поиграв немножко, Андрюшке отдала.
Он был ее любимцем, Андрюша Челноков.
Она ему гостинцы носила – червяков.
Мы к ней привыкли очень, а Дуня в тихий час
Твердила по-сорочьи: « Скучаю я без вас…»
Но осень, осень скоро, в саду желтеет лист,
Уже уехал в город Володя-баянист.
И мы уедем… Осень… Но как мы Дуню бросим?
Она у нас два срока-два месяца жила…
Вам не нужна сорока, сорока без крыла?

Октябрь

А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

К. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

М. Волошин «Осенью»

Рдяны краски, воздух чист;
Вьется в пляске красный лист, -
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.
Ветер клонит ряд ракит,
Листья гонит и вихрит
Вихрей рати, и на скате
Перекати- поле мчит.
Воды мутит, гонит гам,
Рыщет, крутит здесь и там -
По нагорьям, плоскогорьям,
Лукоморьям и морям.
Заверть пыли чрез поля
Вихри взвили, пепеля;
Чьи-то руки напружили,
Точно луки, тополя.
В море прянет -вир встает,
Воды стянет, загудёт,
Рвет на части лодок снасти,
Дышит в пасти пенных вод.
Ввысь, в червленый солнца диск -
Миллионы алых брызг!
Гребней взвивы, струй отливы,
Коней гривы, пены взвизг…

Ноябрь

К. Чолиев «Деревья спят»

Вот и мороз, забыта осень,
Застыл, затих зеленый лес,
Под низкой крышею небес.
Деревья спят одежды сбросив,
И не тревожит их немало,
Ни ветра свист, не вьюги вой,
Закутала их с головой,
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне,
С дождем желанным, гром разбудит,
Деревья спят, совсем как люди,
И день за днем, растут во сне.

И. Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.

И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

В. Степанов «Ты мети, метла, мети»

Ты мети, метла, мети,
Скоро должен гость прийти.
Прогони осенний сор,
Сделай чистым старый двор,
Чтобы белый снег — снежок
Не испачкал сапожок.

Декабрь

Е. Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

С. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

К. Чуковский «Ёлка»

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки —
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что у ворот постучался Новый год!
Новый, новый, молодой,
С золотою бородой!

Январь

С. Есенин «Белая береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

А. Фет «Печальная береза»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Февраль

М. Лермонтов «На севере диком…»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

С. Маршак «Пудель»

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.
Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.
Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.
Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.
По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.
Старушка в калошах,
А пес — босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес — кувырком!
По улице
Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.
Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила:
— Что делать, мой пес? —
А пудель подумал
И спички принес.

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.
Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.

Март

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Е. Серова «Подснежник»

Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик, И весна придет!

В. Берестов « Праздник мам»

Восьмое марта, праздник мам,
Тук-тук! — стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметем
На стол накроем сами.
Мы сварим для нее обед,
Мы с ней споем, станцуем.
Мы красками ее портрет
В подарок нарисуем.
— Их не узнать! Вот это да! —
Тут мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!

Апрель

Г.Новицкая «Вскрываются почки»

Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались
Прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой
Вокруг.
И сразу
Жужжаньем, как соком,
Оживший
Наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную,
Апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Май

Э. Успенский «Память»

- Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

- «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Е. Серова «Ландыш»

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?

М. Карим «Здравствуй, солнце»

-Здравствуй, лес!-
Кричит мальчишка.
-Здравствуй, мальчик!-
Крикнул лес.
-Луг, привет!-
Кричит мальчишка.
-Добрый день!-
Ответил луг.
-А со мной?-
Сказало солнце.-
Поздоровайся со мной!
Ты забыл меня, Как будто мы поссорились с тобой!
-Я кричал тебе все утро:
«Здравствуй, солнце!»,
Но в ответ
Доносился почему-то
Только слабый, сонный свет.
Ты еще спало, наверно,
Завернувшись в облака…
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Я бегу к тебе река!

Гюльсара Куангалиева
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»

Заучивание стихотворения Е . Трутневой “ Первый снег ”

Программное содержание :

Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими

словами основной смысл стихотворения и читать его громко , выразительно.

Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Ход занятия

Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях , лед на реках, ветер гуляет, когда это

бывает?» (Зимой) .

«Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так

Скажите, а какой бывает снег ? (белый, мохнатый, холодный и т. д.) .

Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки

и на вашей одежде; сдуйте их.

Давайте скажем слово «снежинка» по разному : испуганно, грустно, удивленно и

радостно.

А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение . Слушайте внимательно, обратите

внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие) . Стихотворение

называется Первый снег . Написала его Елена Трутнева

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром ,

Самый первый , самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят. (Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения ).

Как называется стихотворение ?

Почему стало светло в доме? (идет снег )

Какой снег ? (самый первый , самый белый)

Как лежит снег во дворе ? (ковром)

О чм предупреждал- свистел всю ночь ветер? (Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил)

Какая стала рябина после снегопада ? (нарядилась в белый праздничный наряд)

Сегодня, ребята, мы будем учиться рассказывать это стихотворение

Кто запомнил и расскажет нам выразительно?

Кто начнт рассказывать стихотворение ?

А кто будет продолжать?

(индивидуальные ответы детей 4-5 человек.) .

Какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение ? (Елена

Трутнева ).

А сейчас, давайте вспомним ещ одно интересное стихотворение ,которое тоже

называется «Первый снег » Сергея Городецкого

Кому раньше подыматься,

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышел ветер полетать,

Напустил он птиц крылатых,

Облак серых и лохматых.

Запушило небосвод,

Днм и ночью снег идт ,

А меж облак, под оконцем,

Плачут горько Месяц с Солнцем :

Раз-два-три-четыре-пять.

Кому тучи разгонять?

А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег . (воспитатель включает

аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года» ). А может быть, кто-то нарисует и свое

любимое стихотворение про первый снег . Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.

Публикации по теме:

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине" Цель: Помочь запомнить.

Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой» для подготовительной группы Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» Евгении Трутневой выразительно. Задачи: 1. Обучающие: Познакомить детей.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Зима» (подготовительная группа) Коммуникативная деятельность. Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». (Подготовительная группа) Интеграция образовательных.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе) Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Расширять.

Я всегда стараюсь внести в любое занятие какую-нибудь интересную изюминку. Готовясь к НОД по развитию речи,мне пришла в голову мысль изготовить.

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Программное содержание: познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто. учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать.

Произведения для детей шести лет

Первый снег Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло... И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. И. Бунин Первый снег Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. На заборах, на крылечке Все блестит и все бело! Нет свободного местечка - Всюду снега намело. Нарядилась и рябинка В белый, праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят. Е. Трутнева Идет волшебница-зима! (отрывок) Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов... А. Пушкин Зимнее утро (отрывок) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. Пушкин Мороз-воевода Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит - хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идет - по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде... Н. Некрасов Ночью в поле снег летучий, Тишина. В темном небе, в мягкой туче Спит луна. Тихо в поле. Темный, темный Смотрит лес. Дед Мороз, старик огромный, С елки слез. Весь он белый, весь в обновах, Весь в звездах, В белой шапке и в пуховых Сапогах. Вся в серебряных сосульках Борода. У него во рту сосулька Изо льда. Выше, выше Вырастает Дед Мороз. Вот он вышел Из-за елок и берез. Вот затопал, Ухватился за сосну И похлопал Снежной варежкой луну. Зашагал он, Закачал он головой, Засвистел он В свой свисточек ледяной. Все снежинки По сугробам улеглись, Все снежинки Огонечками зажглись. М. Клокова Пороша (отрывок) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку... С. Есенин Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна... С. Есенин Синий вечер Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней. На подсиненный снежок. За ветвями Дом синеет, Крытый синей ватою. Тени ходят по стене Сеткой синеватою. Красит синькою мороз В окнах незабудки. И зевает Синий пес Возле синей будки. В. Фетисов Зимние краски Заготовила зима Краски все для всех сама. Полю - лучшие белила. Зорям - алые чернила. Всем деревьям - чистые блестки серебристые. А на улице - ребят разукрасила подряд. Как художник, красит разным: кто играет, красит красным, Кто боится шевелиться - Краска синяя годится. Ни за что не выпросить По-другому выкрасить! В. Фетисов Песня о весне (отрывок) Уходи, мороз косматый! Слышишь, старый, или нет? И над садом и над хатой Голубой весенний свет. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и дрожит. А другой, такой же чистый, Рядом весело бежит... Я. Колас Возвращаются певцы Возвращаются певцы, Наши старые жильцы. От невидимых лучей Побежал с горы ручей. И подснежник маленький Вырос на проталинке. Возвращаются скворцы, Наши старые жильцы, Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. И малиновка и дрозд Занялись устройством гнезд, Носят, носят в домики Птицы по соломинке. Г. Ладонщиков Подснежники Солнце елочки пригрело, Сосны и валежники. На полянку вышли смело Первые подснежники. Распрямились, расцвели В эти дни весенние Дети нежные земли - Всем на удивление. На проталине стоят, На ветру качаются, Словно звездочки, горят, Лесу улыбаются. Иногда дожди идут И снежинки падают, А подснежники цветут, Мир собою радуют. Г. Ладонщиков Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова Солнышко Вышло солнце из-за тучи И нагрело снег скрипучий. Снег задумался чуть-чуть И ручьем пустился в путь. Снег устал лежать в сугробах. Догони его, попробуй! Н. Полякова Апрель Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. С. Маршак Только что на проталинках весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать: Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. А. Пушкин Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют... А. Пушкин Березка (отрывок) После долгой зимней стужи На снегу синеют лужи, И березка ожила От весеннего тепла. Дышит, стоя на пригорке, Прилетают к ней тетерки. Полно, белая, тужить... Хорошо на свете жить! Я. Годин Лето Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, - Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит. И. Суриков Зеленый шум (отрывок) Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса; А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая И белая березонька С зеленою косой! Шумит тростинка малая, Шумит высокий клен... Шумят они по-новому, По-новому, весеннему... Н. Некрасов Листопад (отрывок) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы светлою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной... И. Бунин Осень Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И нет просвета. Затерялось где-то Лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый - Кленовый. В. Авдиенко Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.