Гнуть в бараний рог значение фразеологизма. Фразеологический словарь русского языка что такое согнуть в бараний рог, что означает и как правильно пишется. Гнуть свою линию

Одной из самых неприятных фигур романа «Бесы» Достоевского выступает Пётр Степанович Верховенский. Это сын Степана Трофимовича , приживалы Варвары Петровны, матери главного героя, Николая Ставрогина.

Возрастом Пётр Степанович около тридцати лет, внешне довольно хорош собою: длинные волосы с клочками, небольшая небритость и усы. Одевается он по моде, но не как господин.

Пётр Степанович - главный революционер в романе, искуситель всех и вся. Трудно придумать героя, который бы был ещё противнее и омерзительнее, чем Верховенский. Он подговаривает людей на революционные поступки, он заставляет Кириллова взять на себя ответственность за убийство Шатова, он же и убивает Шатова.

Пётр Степанович примеряет на себя разные роли и лица, он притворяется дураком для высших слоёв общества, тем самым обводя их вокруг пальца. Госпожа фон Лембке видит в нём способного человека, представителя нового поколения, который сможет ей помочь в её планах по тому, как направить молодое поколение в нужное русло. Только она даже не догадывается, что это не она им помыкает, и не она его использует, а он держит её за глупую и наивную женщину. Это именно Пётр Степанович доводит до сумасшествия господина фон Лембке, губернатора города.

Верховенский-младший - это настоящий змей-искуситель, понять которого порой невозможно. Ставрогин говорит о нём, что он энтузиаст, пока дело не доходит до определенного переломного момента, когда Пётр Степанович уже граничит с безумием. Подтверждается это в ситуации, когда Верховенский всячески пытается упросить Николая Ставрогина остаться «в деле», потому что тот - идол для Верховенского, без которого и вся революция невозможна.

Философия Петра Степановича схожа с философией Шатова, но очень от неё отличается. Высшим проявлением своеволия в жизни для Шатова является убить себя, провозгласив тем самым себя богом, для Верховенского же высшим проявлением служит убийство других. После приезда в город Верховенский оставляет за собой только трупы и смуту, которую он сеет в обществе пожаром и прокламациями, сорванными балами и убийствами.

Я думаю, что Пётр Верховенский - настоящий образ дьявола, у которого есть муза, - молодой Ставрогин. Он мастерски обманывает наивных близких и окружающих его людей, он внушает людям мысли, которые они сами не смогли бы придумать, он управляет человеческими судьбами своей харизмой и актёрским мастерством. А зная, что он, должно быть, обижен на весь мир, потому что его отец, Степан Трофимович, бросил его в детстве, я могу сделать вывод, что Верховенский - порождение самого Степана Трофимовича и отражение его действий.

Несколько интересных сочинений

  • Cочинение описание картины Грабаря Мартовский снег (описание)
  • Сочинение Тема любви в рассказах Бунина

    Во все времена тема любви являлась основной, многие писатели воспевали отношения между мужчиной и женщиной. Иван Алексеевич не стал исключением, во многих рассказах пишет о любви

  • Сочинение Герой в моей семье

    Я знаю своего прадедушку только по рассказам моей мамы. Он был участник двух войн - Финской и Великой Отечественной. Когда моя мама была маленькая, он садил её на свои колени и рассказывал про то, как он воевал. Она ещё тогда мало что понимала

  • Симеонов-Пищик в пьесе Вишневый сад Чехова образ и характеристика сочинение

    Симеонов-Пищик - это один из второстепенных героев пьесы Чехова «Вишнёвый сад».

  • Сочинение Как я помогаю маме по дому

    Я один ребенок в семье, поэтому я просто обязан помогать маме по дому. Я еще учусь в школе, времени свободного у меня достаточно. Моя семья состоит из трех человек: меня, папы и мамы. Папа постоянно работает, домой приходит только поздно вечером.

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»

Роман "Бесы" Достоевский начал писать как остро современную вещь, в прямой связи с событиями "нечаевского процесса". В ноябре 1869 г. в Москве было совершено преступление, о котором сообщили все русские газеты: группой заговорщиков во главе с Сергеем Нечаевым был убит студент Петровской земледельческой академии И. Иванов. Преступление было совершено в глухой части парка академии, в гроте, тело было брошено в пруд. Вскоре участники убийства были арестованы, Нечаев же скрылся за границу. Оказалось, что студент Иванов решил порвать с тайным революционным кружком в силу изменившихся взглядов. Нечаев уговорил других членов этого кружка на убийство с тем, чтобы избежать доноса со стороны Иванова, но втайне он хотел всех этих людей окончательно поработить, "связать кровью". Достоевский пристально следил за перипетиями этого процесса. Он внимательно прочел "Катехизис революционера", сочиненный Нечаевым, в котором были обозначены принципы революционной деятельности этой радикальной тайной организации. Революционер, по Нечаеву, не имеет ни семьи, ни друзей, ни Отечества. Все его существо направлено на достижение главной цели: революция, бунт. Эта цель оправдывает любые средства для ее достижения, в том числе и преступные. Так эта страшная идеология привела Нечаева и его сотоварищей к убийству.
выскажусь. Надеюсь на успех".

В "Бесах" показан маленький кружок заговорщиков, действиями которых заправляет ""верховодит") главный "нигилист" Петр Верховенский, циник, провокатор, человек вне нравственности и морали. Он организует убийство Шатова, который, как и студент Иванов, решился порвать с кружком. Шатов обрел иные ценности: уверовал в особую миссию России и русского народа. Впоследствии Достоевский писал, что ни Нечаева, ни других заговорщиков он не знал. Его Верховенский - это не портрет реального человека, а художественный образ, призванный обощить то явление, которое автор увидел в "нечаевщине". Нигилисты в романе - это жалкая горстка "бесов", заваривших смуту, несущую страдания и гибель людям, порой даже не знающим об их

Сюжет «Бесов» вобрал в себя реальный факт - убийство члена тайного общества «Народная расправа», слушателя Петровской зем­ледельческой академии И. Иванова членами этого общества во главе с его организатором - Сергеем Нечаевым. Этот один из ближайших сподвижников Михаила Бакунина, усвоив в Женеве его анархические идеи, взялся провести их на практике в России, организовав для начала в Москве общество «Народная расправа».

Во время судебного разбирательства, по отчетам о нем в газетах Достоевский познакомился как с «сюжетом» исполнения «женевс­ких идей», так и с самими этими идеями, которые нашли художе­ственное отражение в романе. Разработанный и взятый на практи­ческое вооружение группой Нечаева «Катехизис революционера» требовал, чтобы революционер «задавил единой холодною страстью революционного дела» все человеческие чувства, в том числе и чув­ство, чести, ибо «наше дело - страшное, полное, повсеместное и бес­пощадное разрушение». Революционерам предлагалось, «чтобы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта», для чего рекомендовали соединиться с «диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России». Предла­галось в качестве одного из действенных методов «скомпрометиро­вать донельзя» «множество высокопоставленных скотов или личнос­тей», сделать их «своими рабами и их руками мутить государство».

Конечно, современники Достоевского не могли не знать о реаль­ности материала, легшего в основу его романа. Обвиняли его не за выдуманность, а за то, что писатель обвинял в нечаевщине якобы всех революционеров. Тем не менее материал, легший в основу ро­мана, был живым, конкретным и отнюдь не второстепенным для ха­рактера, методов и целей будущих революций, а стало быть, и судеб России всего мира.

Роман «Бесы» написан в 1871-1872 годах. В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя - Ставрогин.

Н. Ставрогин - красавец, аристократ; наделен даром подчинять себе почти всех вокруг. Ho с молодых он поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам. Он кутит и развратничает в Петербурге, путешествует по миру, добираясь даже до Исландии (край света в те времена), посещает православные святыни в Греции, выстаивает в храмах шестичасовые службы, но если нет веры в душе, не поможет и это. Он, любимец женщин, на пари женится на убогой хромоножке Марии Лебядкиной с тем, чтобы на следующий же день покинуть ее. Он, наконец, отправляется в Соединенные Штаты, куда уезжали многие из «передовой» российской молодежи, пытаясь в новом демократическом государстве найти осуществление своих чаяний.

В Америке Ставрогин внушает двум выходцам из России, Шатову и Кириллову, две взаимоисключающие идеи. Шатову - о том, что без веры в Бога народ существовать не может и, что миссия русского народа - явить разуверившемуся миру сохраненный в России образ русского Бога, Христа. И если даже будет математически доказано, что истина вне Христа, надо оставаться с Христом, а не с истиной.

Кириллову же - что Бог умер. То есть, что Он забыл о людях, и Его существование ничего не значит для них. Человек, осознавший это, обязан «заявить свою волю», заменить собою Бога, стать им. А самый решительный шаг к этому - совершить самоубийство, то есть показать себя полным хозяином своей жизни.

В Швейцарии Ставрогин «от скуки» вступает в революционную организацию, созданную «мошенником-социалистом» Петрушей Верховенским (прототипом его послужил Нечаев).

Ho все это лишь предыстория романа, его экспозиция, само же действие начинается в маленьком провинциальном русском городке, где живет мать Ставрогина, генеральша, а при ней «приживальщиком» отец Петруши и воспитатель Николая Ставрогина - Степан Трофимович Верховенский.

С.Т. Верховенский принадлежит к поколению «прекраснодушных» либералов 1840-х годов, которые начинали внедрять «передовые» идеи в русское общественное Сознание, но еще в цивилизованной форме, без всяких призывов к насилию. Своего сына Петрушу Верховенский видел «всего два раза в своей жизни»: как только тот родился (потом его отослали на воспитание к «каким-то отдаленным теткам»), затем в Петербурге, где сын готовился поступать в университет. Таким образом, показывает Достоевский, Степан Трофимович (как и все поколение «изящных» либералов 1840-х годов) в известной мере ответствен за появление наиболее мрачных фигур современности: омертвевшего душой атеиста (Ставрогин) и нигилиста-революционера (П. Верховенский).

Вокруг Степана Трофимовича собирается кружок местных фрондеров - «наших». Они проводят время в разговорах на политические темы и ждут грядущих перемен. Тут-то в город и возвращаются Петруша Верховенский и Николай Ставрогин. Верховенский младший заявляет, что приехал с поручением от тайного революционного центра в Швейцарии («Интернационалки») сформировать по всей России «пятерки» для подготовки революционного выступления. Постепенно атмосфера романа сгущается и мрачные апокалиптические ноты начинают звучать все явственнее...

Тем временем своя интрига раскручивается вокруг Ставрогина. Ему кажется, что он влюблен в красавицу Лизу Тушину, дочь генеральши Дроздовой. Как всякий слабый духом человек, Николай думает, что Лиза - последнее, за что он мог бы зацепиться в жизни и спастись. Он не хочет ее терять. Лиза любит его. В ожидании Ставрогина в город давно уже переехали Марья Тимофеевна, его законная жена, и ее брат, отставной капитан Игнат Лебядкин, пьяница и бузотер, привыкший тратить посылаемые Ставрогиным деньги и намеренный его шантажировать.

Для Ставрогина калека-жена теперь - лишь препятствие на пути к Лизе Тушиной, ибо расторжение церковного брака в России того времени было практически невозможно. Сумасшедшая Марья Тимофеевна при свидании отказывается узнать его. Она кричит: «Прочь, самозванец!», «Гришка Отрепьев - анафема!» Ставрогин уходит в ужасе, но гордость не позволяет ему поддаться на шантаж Игната Лебядкина: он говорит капитану, что скоро сам «объявит» о своем браке.

Свою интригу ведет и Петруша. Он понимает, что для успеха революционного переворота нужен вождь, обладающий обаянием, влиянием на людей, и он сам на роль такого вождя не тянет. Он не подозревает, что и Ставрогин всего лишь самозванец во всех смыслах. Что он только выдает себя за царственного, всесильного человека, а на самом деле слаб. В откровенном разговоре ночью Петруша раскрывает Ставрогину свои планы: «Мы провозгласим разрушение... Мы пустим пожары... Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Ивана-царевича; вас, вас!»

Догадываясь о тайном желании Ставрогина «развязаться» с Лебядкиными, Петруша предлагает свою помощь: у него, мол, есть в запасе беглый уголовник Федька Каторжный, готовый за деньги на любую работу. Ставрогин в ужасе отвергает предложение, но мысль эта западает в его помутненное сердце.

Вскоре Федька Каторжный зверски убивает Марью Тимофеевну и капитана Лебядкина. В городе вспыхивают пожары, организованные нанятыми Петрушей (чтобы посеять смуту) людьми. Начинаются беспорядки и возмущения, вызванные и пожарами, и зверским убийством, и происшедшим незадолго до того святотатством (люди Петруши, а может, и он сам, осквернили икону Богоматери в храме).
Лиза, поняв из слов Ставрогина, что есть и его вина в смерти Лебядкиных, решает сама все узнать и отправляется на место убийства, но, оказавшись в разъяренной толпе, погибает...

В этом романе погибают многие герои - почти все, кто искренне (в отличие от Петруши Верховенского) связал свою жизнь с «демоном» - Ставрогиным.

Члены «пятерки» во главе с Петрушей убивают Шaтова. Тело убитого сбрасывают в пруд. Подобно Нечаеву, Петруша «повязал» членов своей шайки кровью; теперь все они в его руках.

После совершения этого злодеяния Верховенский подталкивает к самоубийству Кириллова, который обещал Петруше взять вину за беспорядки на себя.

Жена Шатова, бросившись на поиски мужа, смертельно простудилась сама и застудила младенца. Ставрогин и его окружение проносится по городу, как чума. В итоге Петруша срочно покидает город. Преступление скоро раскрывают. Ставрогин, окончательно отчаявшись, повесился в своем загородном имении.

Но, это лишь внешняя канва событий. По ходу чтения читателя не оставляет смутное подозрение, что на совести Ставрогина еще одно страшное и тщательно скрываемое преступление, которое мучает его сильнее всего. Живя в Петербурге, Ставрогин, желая испытать, до какого предела падения он может дойти, сначала намеренно обвинил в краже малолетнюю дочь своей квартирной хозяйки Матрешу, а затем пошел на еще большее зло, хладнокровно и расчетливо соблазнив ее. Для маленькой Матреши это стало ужасным потрясением. Рассказать об этом кому-либо она боялась. Ставрогин, в свою очередь, страшился, что Матреша расскажет и тогда ему не миновать каторги. Но мысль о том, что она «Бога убила», то есть разрушила Божий мир в себе, невыносимо мучила девочку. И вот однажды, когда никого не было дома, Ставрогин увидел, как Матреша появилась в проеме двери и, погрозив ему маленьким кулачком, ушла в чулан... Он догадался, зачем она пошла туда, - побежать бы, спасти, но тогда придется все объяснять, а так уже никто ничего не узнает. И Ставрогин выжидает нужное время, а затем, войдя в чулан, убеждается в правоте своей догадки: Матреша повесилась.

С тех пор образ маленькой Матреши не дает Ставроги-ну покоя. И он, уже по приезде в город, написав «Исповедь», идет по совету Шатова в местный монастырь к старцу Тихону за помощью. Но Тихон, прочитав «Исповедь», понимает, что она не свидетельствует о подлинном раскаянии Ставрогина, что его намерение обнародовать «Исповедь», то есть публично признаться в своем преступлении, тоже есть не более чем вызов обществу и еще одна попытка самовозвышения. Тихон знает, что такому, как Ставрогин, может помочь только «труд православный», то есть долгая и упорная работа самосовершенствования, а если сразу, как хочет Ставрогин, то вместо Божеского дела выйдет бесовское. Ставрогин отказывается от советов Тихона и со злобой покидает его...

Итак, роман кончается вроде бы трагически, все главные герои погибают, и лишь небольшим просветом на этом фоне выглядит судьба Степана Трофимовича, который на исходе жизни наконец решил порвать с прежним существованием и отправляется в путешествие по России. Далеко он, естественно, не уходит и, больной и ослабевший, вынужден остановиться на ближайшей станции. Там он знакомится с женщиной, торгующей религиозной литературой, и просит ее почитать ему Евангелие, которое он, по собственному признанию, не открывал уже лет тридцать. Он с радостным умилением слушает, как книгоноша читает ему ту самую главу из Евангелия от Луки, повествующую, как Христос изгнал из тела одержимого легион бесов, а они попросили у Христа разрешения войти в пасшееся невдалеке стадо свиней. Христос разрешил им, бесы вошли в свиней, стадо обезумело и бросилось в море. Пришедшие же люди нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме.

Степан Трофимович, единственный из персонажей романа, умирает в спокойствии и даже в радости.

ПЕРСОНАЖ РОМАНА - КИРИЛЛОВ

КИРИЛЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи - все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман).

На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики; искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал: «Это… один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим». Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления
«…Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка Кириллова ядом… Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», - упрекнет Шатов Ставрогина. Несколько лет, проведенных Кирилловым за границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей». (Зная, что Кириллов. не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему: «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, Кириллов пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие… Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия - это убить себя самому… Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия… Я хочу высший пункт и себя убью».

Согласно логике Кириллова, сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость; и тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать»: «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие… Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически… Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего - Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, - и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К. должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа: «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие… А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль».

ГЕРОЙ РОМАНА "БЕСЫ" ПЁТР ВЕРХОВЕНСКИЙ

С фигурой П.В. связана личность организатора тайного общества «Народная расправа» С.Г.Нечаева (1847-1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова. Нечаев появился в Москве с мандатом, выданным ему в Женеве Бакуниным и удостоверяющим, что «податель сего является одним из доверенных представителей русского отделения Всемирного революционного альянса», а также с поручением создать в России партию революционеров-анархистов, программа которой была изложена в «Катехизисе революционера». Когда один из членов образованной им «пятерки», студент Иванов, не принимавший диктаторских замашек вождя, пригрозил уходом из кружка, Нечаев, якобы опасаясь доноса, добился от своих соратников согласия на убийство.

«Одним из числа крупнейших происшествий моего рассказа, - разъяснял Достоевский свой замысел в письме от 20 октября 1870 года, - будет известное в Москве убийство… Спешу оговориться: ни Нечаева, ни Иванова, ни обстоятельств того убийства я не знал и совсем не знаю, кроме как из газет. Да если б и знал, то не стал бы копировать. Я только беру совершившийся факт». Материалы процесса над нечаевцами (июль 1871) помогли автору точнее сформулировать главные принципы П. Верховенского и способствовали углублению образа «главного беса». В предыстории романа П. Верховенский, единственный сын Степана Трофимовича Верховенского, - несчастный сирота, не знавший ни отца, ни матери, с грудного возраста живший где-то в глуши «у теток», ребенок, «по почте высланный» отцом с глаз долой.

В романе он законченный негодяй, чья политическая биография полна темных пятен и обрызгана кровью. Его прошлое возникает из слухов и недомолвок, его фигура «заграничного революционера» имеет некий тайный изъян, однако сомнительная репутация, шлейф предательства и ренегатства, подозрения в связях с охранкой не мешают «нашим» признать П. Верховенского, «уполномоченного из заграничного центрального комитета», «двигателем» и вождем. Организация, которую за краткий период пребывания в России сумел слепить П. Верховенский, составила четыре «пятерки». Однако ни один из членов не знает истинных масштабов партии: в основе ее построения лежит блеф, легенда о едином центре и огромной сети, а также принцип иерархического централизма с диктатурой центра - объединенная уставом и программой, она задумана как общество тотального послушания, как собрание «единомыслящих». Все члены ее должны наблюдать и замечать друг за другом, каждый обязан «высшим отчетом», донос и слежка оказываются способом выживания. Мощным рычагом кадровой политики организации становится ее тотальное обюрокрачивание.

«Первое, что ужасно действует, - это мундир. Нет ничего сильнее мундира. Я нарочно выдумываю чины и должности: у меня секретари, тайные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы, их товарищи - очень нравится и отлично принялось». Актуальной политической задачей П. Верховенского оказывается борьба за цели, оправдывающие любые средства, и циничное отрицание нравственных соображений, если они не увязываются с интересами организации; «право на бесчестье» провозглашается краеугольным камнем нового революционного учения, обосновывая тактику и стратегию грядущей смуты.
В политическом спектакле «У наших», П. Верховенский осуществляет первую пробу в новоиспеченной «пятерке». Она состоит в публичном выявлении врага организации, шпиона и предателя, в назидательном уроке бдительности. Совместная преступная акция, общий разделенный грех злодейства должны стать залогом группового единства и беспрекословного повиновения.

Однако сам П. Верховенский, гибрид низкой политики и уголовщины, полагается в своих расчетах не только на «политический клейстер» - совместно пролитую кровь. Главное для него - это методы и приемы власти, которые должны обеспечить финальную победу. «Останемся только мы, - говорит он, - заранее предназначившие себя для приема власти: умных приобщим себе, а на глупцах поедем верхом». «Мы проникнем в самый народ», - провозглашает П.В. Самая неотложная, первостепенная цель главаря смуты - нравственное разложение народа: «одно или два поколения разврата… неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо». Неоднократно на протяжении романа П. Верховенский назначает сроки смуты: «в мае начать, а к Покрову кончить». В черновых планах «О том, чего хотел Нечаев» вопрос о новом режиме власти и сроках обсуждается еще более определенно: «Год такого порядка или ближе - и все элементы к огромному русскому бунту готовы. Три губернии вспыхнут разом. Все начнут истреблять друг друга, предания не уцелеют. Капиталы и состояния лопнут, и потом, с обезумевшим после года бунта населением, разом ввести социальную республику, коммунизм и социализм… Мне нет дела, что потом выйдет: главное, чтоб существующее было потрясено, расшатано и лопнуло».

Образ смуты представляется П. Верховенскому в апокалипсических подробностях. Русский Бог, который не устоял перед «женевскими» идеями. Народ русский, которому предстоит хлебнуть реки «свеженькой кровушки», - не устоит. И когда начнется смута, «раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал…. Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…». Неистово рвущийся к власти самозванец, автор и дирижер смуты, маньяк и одержимый, манипулятор и мистификатор, П. Верховенский точно обозначает план будущего строительства. Под маской революционера, социалиста и демократа, прикрываясь ханжеской идеологией «ярко-красного либерализма», он намеревается устроить «равенство в муравейнике» при условии его полного подчинения деспотической диктатуре и идолократии. Страна, которую он избрал опытным полем для эксперимента, обрекается им на диктаторский режим, где народ, объединенный вокруг ложной идеологии, превращается в толпу, где правители, насаждая идолопоклонство и культ человекобога, манипулируют сознанием миллионов, где все и все подчиняется «одной великолепной, кумирной, деспотической воле». «…И тогда подумаем, как бы поставить строение каменное.

В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!» «Боже! Петруша двигателем! В какие времена мы живем!» - поражается, глядя на сына, С.Т.Верховенский. «О карикатура!.. Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?» - угадывает отец кощунственный замысел сына. Идея «все позволено» обращается для П.Верховенского в право на ложь и преступление, из атеистической предпосылки он выводит теорию политического аморализма. «Ложный ум» (как аттестует его Кириллов), «клоп, невежда, дуралей» (как называет его Шатов), «полупомешанный энтузиаст» (каким видит его Ставрогин), П. Верховенский, совершив первую пробу смуты в масштабах губернского города, бросает на произвол судьбы своих соратников и, избежав наказания, скрывается за границей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ РОМАНА "БЕСЫ" ИВАНА ШАТОВА

ШАТОВ - центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (1870-1872). С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И.И.Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам «Катехизиса революционера». Своеобразное художественное преломление в образе ШАТОВА получили некоторые факты биографии фурьериста и петрашевца, затем «раскаявшегося нигилиста» Н.Я.Данилевского (1822-1885), а также самого Достоевского. «Это было одно из тех идеальных русских существ, - сказано о Шатове в романе, - которых вдруг поразит какая-нибудь сильная идея и тут же разом точно придавит их собою, иногда даже навеки. Справиться с нею они никогда не в силах, а уверуют страстно, и вот вся жизнь их проходит потом как бы в последних корчах под свалившимся на них и наполовину совсем уже раздавившим их камнем».

Шатов родился крепостным В.П.Ставрогиной, был учеником Степана Трофимовича Верховенского, учился в университете и был исключен после одной студенческой истории, женился по страстной любви на бедной гувернантке, которая оставила его через три недели, долго скитался по Европе, был в Америке, где попробовал роль пролетария. За границей Шатов меняет некоторые из своих прежних социалистических убеждений. Он подпадает под сильнейшее влияние Ставрогина. Шатов хочет порвать с обществом П. Верховенского и отдать «нашим» зарытую в укромном месте подпольную типографию, но, как сообщает ему Ставрогин, Петр Верховенский вовсе не собирается его отпускать, а намерен истребить, «как слишком много знающего и могущего донести». Шатова, однако, гораздо больше, чем собственная жизнь, волнует духовная история Ставрогина. «Я несчастная, скучная книга и более ничего покамест… Но погибай мое имя! Дело в вас, а не во мне… Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше… Погибай же и моя кровь!.. Мы два существа и сошлись в беспредельности… в последний раз в мире», - взывает он к обожаемому учителю, в которого пламенно и беззаветно вериЛ. «Как могли вы затереть себя в такую бесстыдную, бездарную лакейскую нелепость! - гневно укоряет он учителя, узнав, что тот имеет отношение к обществу «наших». - Это ли подвиг Николая Ставрогина!» Шатов относится к тем героям Достоевского, кто, как и автор, всю жизнь «сознательно и бессознательно» мучается «существованием Бога». На прямой вопрос Ставрогина: «Веруете вы сами в Бога или нет» - Шатов отвечает: «Я верую в Россию, я верую в ее православие… Я верую в тело Христово… Я верую, что новое пришествие совершится в России… Я… я буду веровать в Бога».

СТЕПАН ТРОФИМОВИЧ ВЕРХОВЕНСКИЙ

Степан Трофимович, историей которого начинается и заканчивается действие романа, принадлежит к плеяде знаменитых деятелей 40-х годов, получивших европейское образование и успевших блеснуть на университетском поприще в самом начале своей карьеры; «вихрем сошедшихся обстоятельств», однако, карьера была разрушена, и он оказался в губернском городе - сначала в роли гувернера восьмилетнего генеральского сына, а затем и приживальщика в доме деспотической покровительницы генеральши Ставрогиной.

Степан Трофимович представлен в романе, как отец «беса» Петруши и, как воспитатель «демона» Ставрогина. Постепенно либерал-идеалист опускается до карт, шампанского и клубного бездельничанья, регулярно впадая в «гражданскую скорбь» и в холерину: двадцать лет он стоял перед Россией «воплощенной укоризной» и считал себя гонимым и чуть ли не ссыльным. С приездом же в город сына, которого он почти не знал (так как отдал с малолетства на воспитание теткам), в нем, расслабленном эстете и капризном, вздорном, пустом человеке (так аттестует его генеральша Ставрогина), загорается чувство чести и гражданского негодования.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА «БЕСЫ» НИКОЛАЙ СТАВРОГИН

Художественная хронология «Бесов», романное действие которых длится один месяц, все же позволяет реконструировать и датировать биографическую предысторию Ставрогина: 1840 - год его рождения; 1849 - начало домашнего воспитания; осень 1855 - декабрь 1860 - годы учебы в петербургском Лицее; 1861 - служба в гвардии и успехи в высшем свете; 1862 - дуэли, суд и разжалование в солдаты; 1863 - участие в польской кампании, производство в офицеры и отставка; 1864 - приключения в петербургских «углах», сближение с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым; июнь 1864 - «происшествие» с Матрешей; март 1865 - женитьба на Лебядкиной; июнь 1865 - приезд к матери («зверь выпустил когти»); весна 1866 - отъезд из России в Европу, начало четырехлетних путешествий; осень 1867 - интеллектуальные эксперименты над Шатовым и Кирилловым («В то же самое время, когда вы насаждали в моем сердце Бога и родину… вы отравили сердце этого… маньяка, Кириллова, ядом…Вы утверждали в нем ложь и клевету», участие в реорганизации тайного общества по новому плану и написание для него устава; май 1868 - появление галлюцинаций, родивших идею покаяния и исповеди; конец 1868 - отказ от русского гражданства и покупка дома в Швейцарии; январь-июль 1869 - связь с Марией Шаговой в Париже, увлечение Лизой, скандальная история с Дашей, замысел двоеженства: «Я почувствовал ужасный соблазн на новое преступление… но я бежал, по совету другой девушки, которой я открылся почти во всем»; июль - август 1869 - написание исповеди и печатание ее в заграничной типографии; август 1869 - приезд в Россию вместе с тиражом «листков, назначенных к распространению»; 12 сентября 1869 - начало романного действия.

За месяц романного времени Ставрогин проживает целую жизнь: между намерениями, решениями и поступками пролегает бездна - надежд, сомнений, «проб», разочарований и краха. Каждый шаг Ставогина обусловлен другим, давно происшедшим, каждое мгновение совершающейся катастрофы, каждая точка кризиса отягощены грузом прошлого. Стремление освободиться от ненавистных воспоминаний-галлюцинаций путем исповеди, покаяния (новая его мысль) и обнародования «листков» граничит с дерзким вызовом («Оглашу внезапно и именно в какую-нибудь мстительную, ненавистную минуту…»). Визит к старцу Тихону, разгадавшему подпольные замыслы Ставрогина, и неудача акта исповеди провоцируют публичное признание, совершенное Ставрогиным в гордыне «беспредельного высокомерия» и обернувшееся тотальной катастрофой («Я не убивал и был против, но я знал, что они будут убиты, и не остановил убийц»).

Пружиной романного действия и тайной интригой «Бесов» оказывается противостояние беса-политика Петра Верховенского, стремящегося втянуть Ставрогина, аристократа и демонического красавца, в широкомасштабную провокацию, предполагавшую убийство Шатова и самоубийство Кириллова, а также подчинить Ставрогина своему влиянию и путем шантажа навязать ему роль самозванца и Лжецаря, соучастника и соруководителя смуты. Причины, по которым Ставрогин ввязался в политическую авантюру, случайны и непреднамеренны: «Я к этому обществу совсем не принадлежу, не принадлежал и прежде… Напротив, с самого начала заявил, что я им не товарищ, а если помогал случайно, то только так, как праздный человек…» В романе констатирован трагический итог пути «аристократа, пошедшего в демократию»: Ставрогин попустительствовал политическим мошенникам, поддался минутному искушению страсти и погубил Лизу, совершил смертный грех самоубийства. Вместе с тем «князь и ясный сокол» отказался от трона и венца царя-самозванца, не принял бесовской идеи захвата мира, а с ней - звания кумира-идола живого бога, дал нравственную оценку «верховенцам»: «Я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего… потому, что все-таки имею привычки порядочного человека и мне мерзило».

ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Характер человека формируется под влиянием его окружения. Николай Ставрогин родился и вырос в богатом доме. Он имел высокий титул, мать его была очень властной женщиной, поэтому в нём развилась гордыня. Он был тщеславным человеком: славу ему делали его титул, состояние родителей и красивая, таинственная внешность. Его гувернёр С.Т. Верховенский имел репутацию распутного мужчины. В нём жил революционный дух. Н. Ставрогин имел двух главных воспитателей: деспотичную мать и распутника С.Т. Верховенского. За шесть лет гувернёр успел заложить в ум ребёнка все зачатки человеческих извращений. За пять лет учёбы в московском лицее эти зачатки сформировались в страсти, которые толкают человека к совершению злых поступков. К страстям относятся: чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, грдыня.

Мировоззрение человека складывается к двадцати годам. К концу учёбы Николай Ставрогин имел своё мировоззрение. В Бога он не верил, втайне от людей сам себя считал богом. В его голове рождалось много мыслей, и он стремился их ввести в действие. Только таким образом он мог увидеть результат. Ему хотелось жить так, как хотели его чувства. Он хотел подчинить себе правовые и нравственные законы. Он считал, что законы можно легко обходить стороной. Чтобы не совершать злых поступков, нужно иметь в своём характере добрые чувства. Их называют добродетелями. К ним относятся – вера, сострадание, послушание, терпение, долготерпение, мужество, смирение.

Вся доброта Ставрогина была неискренней, так как добродетели в его характере не жили. Он обдумывал тщательным образом все свои запланированные поступки. Прежде, чем изнасиловать десятилетнюю Матрёшу, он её запугал, обвинив в воровстве. После совершения преступного акта, он хладнокровно наблюдал, как будет себя вести девочка. Он знал, что в случае разоблачения, его ждёт каторга. Но он не боялся, так как считал, что сможет дать матери много денег, которые заставят закрыть глаза на изнасилование её ребёнка. Девочка была в горячке и зайдя в его комнату погрозила кулачком. Когда она вышла из комнаты, то Ставрогин сразу понял, что она сейчас покончит свою жизнь самоубийством. Он был этому рад, так как победил закон. Никто после смерти девочки уже не смог бы доказать его вину по отношению к ней. Изнасиловать ребёнка его толкнула страсть «блуд».

Марья Тимофеевна Лебядкина была сумасшедшей (полоумной) женщиной. Она хромала на одну ногу, поэтому её прозвали Хромоножкой. Предыстория скандального брака, случившегося в Петербурге в ту пору, когда Ставрогин вел жизнь «насмешливую», описана им самим в исповеди: «Я уже с год назад помышлял застрелиться; представилось нечто получше. Раз, смотря на хромую Марью Тимофеевну Лебядкину, прислуживавшую в углах, тогда еще не помешанную, но просто восторженную идиотку, без ума влюбленную в меня втайне (о чем выследили наши), я решился на ней жениться. Мысль о браке с таким последним существом шевелила мои нервы».

Он заранее разработал план этой женитьбы, а затем, когда представился удобный случай, ввёл его в действие. После пьяного обеда, он заключил с собутыльниками пари на вино: сказал всем, что готов жениться на идиотке, хромой Лебядкиной. Рассудок Ставрогина был подчинён чувствам. После заключения брака, он не вступил с ней в половую связь, так как она была ему противна. Этот его поступок показывает, что в нём в этот момент говорило тщеславие. Он хотел любым способом привлечь к себе внимание публики. Когда брат Лебядкиной пригрозил ему о разоблачении этой женитьбы, то Ставрогин хладнокровно принял этот вызов. Он сказал, что хочет сам открыть всем эту тайну. После смерти Матрёши его стали мучить галлюцинации. В них он видел Матрёшу. Ему стало страшно жить. Он купил себе домик в Швейцарии и хотел там поселиться на постоянное проживание. Ставрогин решил предложить Лебядкиной уехать вместе с ним в Швейцарию. Он знал, что брат будет подслушивать разговор. Она не узнала его, её речь была бессвязной. Из полоумной она превратилась в настоящую сумасшедшую женщину.

Местный дворянин Артёмий Гаганов, за оскорбление своего отца, вызвал на дуэль Н. Ставрогина. Кипящий злобой Гаганов трижды стреляет и промахивается. Ставрогин же объявляет, что не хочет больше никого убивать, и трижды демонстративно стреляет в воздух. История эта сильно поднимает Ставрогина в глазах общества. Но на самом деле Ставрогин не стрелял в Гаганова потому, что хотел умереть. После учёбы в лицее, Ставрогин вёл разгульную жизнь. Он много употреблял алкоголя и у него, началась «белая горячка». Эта болезнь сопровождается галлюцинациями. В то время он хотел застрелиться. Вторичные галлюцинации начались у него после смерти девочки Матрёши. Его опять стали посещать мысли о самоубийстве. На дуэли он хотел, чтобы противник его застрелил. Он не был замешан напрямую ни в какие дела, за которые его бы могли привлечь к уголовной ответственности. Он повесился из-за того, что не хотел жить. Ставрогин вёл разгульную жизнь, которая расшатала его психику. Он находился в постоянном унынии.

Лиза Тушина была влюблена в Николая Ставрогина. У неё был жених, которого звали Маврикий Николаевич. Он был молод и красив. Сильно любил Лизу и терпел её безразличное отношение к себе. Он решил облегчить страдания Лизы по Ставрогину и приехал к нему с предложением на ней жениться. Ставрогин ответил, что сделать это не может, так как женат. Лиза была девушкой легкомысленной и умышленно доставляла своему жениху страдания. Она уехала на его глазах к Ставрогину. Лиза хотела узнать о женитьбе Ставрогина с его уст. Удостоверившись в том, что это правда, она приняла решение провести с ним ночь и на утро его оставить, так как он не мог на ней жениться. Жить с ним вне брака она не хотела. Узнав о смерти его жены, она сказала Ставрогину, что если он к её смерти не причастен, то она пойдёт с ним, хоть на край света. Но ему в тот момент Лиза была уже не нужна. Женитьба не входила в его планы. Поэтому он признался ей, что знал о планах бандита, но это убийство не остановил. Ставрогин разрушил репутацию Лизы и бросил её. Лиза поняла, что Ставрогин никогда её не любил, и пришла в уныние. Она побежала к дому, где проживали Лебядкины, чтобы удостовериться в их смерти. Там её растерзала до смерти разъярённая толпа.

Даша Шатова была страстно влюблена в Н. Ставрогина. Она его знала с самого детства, так как воспитывалась с ним в одном доме. Её характер был похож на характер Ставрогина. Она прощала ему все грехи, так как будь на его месте, она поступила точно также. Ставрогин постоянно в кого-то ненадолго влюблялся. В нём жила страсть «блуд».

Шатов был нигилистом. Им он стал под влиянием гувернёра С.Т, Верховенского и Н. Ставрогина.

Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. «люди, ничего не признающие»«люди, ничего не признающие»

Значение слова Нигилист по Ожегову:
Нигилист -

Верховенский — бывший университетский профессор, роман с него начинается, им и кончается. У него есть прототип в реальной жизни. Это профессор истории московского университета — знаменитый Т.Н. Грановский (1813-1855), который в 40-е годы был одним из лидеров «западников». Это был либерал, который пользовался огромным авторитетом среди образованных слоев общества. В своих набросках к роману Достоевский писал, что «Грановский — портрет чистого и идеального западника со всеми красотами», а в «Дневнике писателя» (июль-август 1876) — что «Грановский был самый чистейший из тогдашних людей. Идеалист сороковых годов».

Однако между «романным» Грановским, то есть Степаном Верховенским, и Грановским реальным нет ничего общего. В губернском городе не существует никаких возможностей для осуществления мечтаний Верховенского, он предается своим прекрасным мечтаниям, он опьянен ими и самим собой. Ему удается прожить свою жизнь, находясь в плену своих оптимистических иллюзий. Он — приживал в доме деятельной и властной Варвары Ставрогиной, но в течение двадцати двух лет ему удается сохранять свое позерство. Он неизменно выступает в качестве человека, который тщится быть идеальным либералом, и никакого другого образа он не принимает. Он — чистой воды имитатор.

Грановский — прототип Степана Верховенского, но Достоевский лепит образ человека насквозь фальшивого, он деформирует прототип до безобразности. Он обладал такой способностью (она видна и в «Скверном анекдоте», и в «Крокодиле») — извратить реальность до абсурда. В этом отношении Достоевский обходился со своими «положительными» прототипами безжалостно.

Живописуя Степана Верховенского в качестве жалкого подражателя, Достоевский высмеивает российских интеллектуалов, которые безоглядно преклоняются перед Западом. Степан Верховенский разговаривает на чудовищной смеси русского и французского. Достоевский хочет показать, что интеллектуалы-западники 40-х годов — вовсе и не русские, они оторваны от родной почвы, одного русского языка им недостаточно.

Он хочет также сказать, что эти западники-идеалисты породили новое поколение 60-70-х годов — отрицателей традиций, нигилистов. Почти все представители этого молодого поколения были воспитаны, согласно роману, мечтателями и идеалистами, имитаторами, принадлежавшими к поколению 40-х годов. И они не могли узнать у своего «учителя» Степана Верховенского, что это значит — быть взрослым и ответственным человеком. Сам он совершенно не принимал во внимание, что перед ним находятся дети, и, не делая никакой скидки на возраст, отравлял их своими мечтаниями. В этом отношении сам он — ребенок. Чистые и неиспорченные дети боготворили этого «поэтического» человека, они хотели быть рядом с ним, они хотели мечтать вместе с ним, они искали у него тепла, им хотелось плакать и радоваться вместе с ним. Подобные Степану Верховенскому интеллектуалы были наивны и совестливы, но, сами того не подозревая, они уродовали души детей своими прекрасными мечтаниями. Воспитанники Верховенского зачарованно внимали его речам и становились их пленниками. Фантазии служили скрепой для двух поколений.

Достоевский считал, что преклонение российских образованных людей перед западной культурой уродует детские души, что оно не способно воспитать укорененность в российской жизни. Это — «поколенческая» критика, имеющая в виду и самого себя. Иными словами, Достоевский говорит нам, что добрый мечтатель Степан Верховенский привел в движение чистые и неокрепшие детские души, обладатели которых прекратились, в конце концов, в «бесов».

; Петр Верховенский его исчадье. Он пребывает в низшем плане бытия, погружен в хаотическую материю: те – духи, этот – мелкий бес; первые – герои трагедии, он – персонаж из трагикомического фарса. Автор признается, что Верховенский неожиданно вышел у него комическим лицом. Превращение мрачного злодея в шута заставило писателя упростить его характеристику и передать его идеологический багаж другому лицу – Шигалеву . Но, несмотря на такое снижение образа революционера, духовная связь его с идеологом Кирилловым все же сохранилась. Верховенский говорит Кириллову: «Знаете что, я бы на вашем месте, чтобы показать своеволие, убил кого-нибудь другого, а не себя. Полезным могли бы стать. Я укажу кого, если не испугаетесь… Можно сговориться». Тот возражает: «Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия, и в этом весь ты. Я не ты: я хочу высший пункт и себя убью». Если нет Бога, человеку принадлежит страшная свобода. В этом сходятся атеисты Кириллов и Верховенский; но «заявляют своеволие» они по-разному. Кириллов выбирает высший пункт – и убивает себя; Верховенский – низший и убивает других. Ставрогин называет Кириллова «великодушным»; острие идеи он направляет против собственной груди и гибнет в своем человекобожеском величии. Верховенский переводит понятие своеволия на язык политического действия. «Все позволено» обращается для него в право на ложь, обман, преступление и разрушение. Из атеистической предпосылки он выводит теорию политического аморализма.

Петр Степанович Верховенский. Иллюстрация М. Гавричкова к «Бесам» Достоевского

Для Достоевского социализм и революция – естественные порождения атеизма. Верховенский изображен в грубо-карикатурных чертах: это «политический обманщик и интриган: подлец и ложный ум», по мнению Кириллова; Шатов называет его «клоп, невежда, дуралей, не понимающий ничего в России». Верховенский за границей завязал связи с «Интернационалом », организует в России тайные общества, распространяет прокламации, сеет смуту и готовит восстание. Он шут, сплетник, клеветник, предатель; злобно глумится над отцом; доводит до помешательства губернатора фон Лембке, подстраивает убийство Лебядкиных и стреляет в Шатова. Это типичный злодей мелодрамы. Но из-под грубовато раскрашенной маски на одно мгновение проглядывает другое лицо, и мы вдруг понимаем, что Верховенский, разыгрывая банальную роль интригана, бережно охраняет свою тайну. Ставрогин загадочно говорит о нем. «Верховенский – энтузиаст. Есть такая точка, где он перестает быть шутом и обращается в... полупомешанного». Этой точки касается он в гениальной сцене «Иван Царевич». Интриган и мошенник вдруг превращается в вдохновенного поэта. Пламенным восторгом горит его полубезумная речь о смуте, страстной влюбленностью полны мольбы к Ставрогину; эта лирика разрушения захватывает дыхание. «Ставрогин, вы красавец! – вскричал Петр Степанович почти в упоении, – знаете ли, что вы красавец! В вас всего дороже то, что вы иногда про это не знаете... Я люблю красоту. Я – нигилист, но люблю красоту . Разве нигилисты красоту не любят? Они только идолов не любят, ну, а я люблю идола! Вы мой идол!... Мне, мне именно такого надо, как вы. Я никого, кроме вас, не знаю. Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк». Он вдруг поцеловал у него руку...

«Помешанный!» – прошептал Ставрогин».

Петр Верховенский и Ставрогин. Фрагмент фильма «Бесы»

После гимна красоте следует гимн разрушению: «Слушайте, мы сначала пустим смуту... Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ... Мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве... Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять... Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал. Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Кого?» – Ставрогин переспрашивает: «Кого?». Верховенский: «Ивана-Царевича». – «Кого-о?» – «Ивана-Царевича; вас, вас!»

Нет, Верховенский не просто «злодей из мелодрамы», не только «мелкий бес» нигилизма – и у него есть «священное безумие», упоение «бездны мрачной на краю», демоническое вдохновение, идея вселенского разрушения. Его устами говорит могучий и грозный дух небытия. Нигилизм, анархизм, атеизм – призраки, поднимающиеся из метафизической бездны «ничто».

И снова в этом диалоге последнее слово принадлежит эстетике. Мир – красота, созидание – красота, Бог – красота; но хаос, разрушение и небытие – тоже могут казаться красотой. Оба идеала красоты – идеал Мадонны и идеал Содомский вмещаются в сердце человека; противоположные полюсы сходятся. Ставрогин с презрением отвергает «помешанного» Верховенского. Нет, он не «Иван-Царевич». Тот в бешенстве кричит ему: «дрянной, блудливый, изломанный барчонок!» Замысел «мировой раскачки» вырождается в жалкую смуту губернского города. Верховенский исчезает: он «червяк» и без своего «предводителя», своего «солнца» обречен на бессилие. В этом поражении его заключен зародыш личной трагедии.

кто кого Принуждать, подавлять, полностью подчинять своей воле, заставлять быть послушным и безропотным.

Имеется в виду, что лицо, реже - группа объединённых общими интересами лиц (X) путём притеснения и проявления излишней строгости добивается полной покорности, подчинения, смирения другого лица, реже - другой группы лиц (Y). Обычно говорится с неодобрением. неформ. ? X согнул Y-а в бараний рог . Обычно в роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.

Ишь, присмирел, как ягнёнок! Теперь он не хозяин, а как гнуть нас в бараний рог да штрафовать, так у князя не спрашивал. И. Тюленев, Через три войны.Книга лежала у меня под диваном. А я, вместо того чтобы заняться ей, глазела в картину. Будем рассуждать здраво: для того чтобы скрутить Лёху Титова в бараний рог , [волшебной] картине понадобилось полчаса от силы. Я сижу больше чем полчаса - и ничего не происходит. В. Платова, Купель дьявола.

Подневольные мы люди, и больше ничего. Скажи-ка поперечное слово Павлу Степановичу, а он в бараний рог согнёт <...>. Д. Мамин-Сибиряк, Хлеб.

Да, - устало согласился Анисимов, - ты права. Иногда нужно и отступить. Но не с Дерюгиным. Ему только дай почувствовать слабину - скрутит в бараний рог и подомнёт. П. Проскурин, Судьба.

Я люблю тебя за то, что ты сильный и телом и душой... Правда? - Да, правда... Но перед тобой я ребёнок. Ты сильнее меня. Ты меня скрутишь в бараний рог ... Я буду лежать у твоих ног. И. Потапенко, Любовь.

Я в бараний рог согну любого солдата, он же мне потом будет руки целовать, - презрительно проговорил капитан. А. Степанов, Порт-Артур.

Нет, но мы должны как-то отреагировать... Мы не должны это так спустить. Мы должны скрутить его в бараний рог . х/ф "Куда исчез Фоменко?"

культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с зооморфным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён животных и других живых существ, обозначающих их как целое или их части и специфичные для них качественные (в т. ч. с точки зрения формы) характеристики, которые несут в дополнение к их природным свойствам функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры. фразеол. содержит метафору, в которой представление о воздействии на человека уподобляется, возможно, древнейшему мифопоэтическому представлению о "воздействии" некоторой "высшей силы" на рог барана , в результате которого рог закручен в тугое кольцо (это представление входит в стереотипный образ барана). В духовном коде культуры свобода, воля оцениваются позитивно; ср. Воля - свой бог; Красовит конь упряжью, да в хомуте; Пташке ветка лучше (дороже) золотой клетки; Хоть хвойку жую, да на воле живу; Бог даст волю, забудешь и неволю. (Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2001. С. 340, 341.) Нарушение чужой свободы, подавление чужой воли и абсолютное подчинение предосудительны, поскольку не соответствуют, в частности, установке христианской культуры, согласно которой "на всё воля Божия" и насилие - это всегда зло. Но если деятельность того, кто подвергается подобному "наказанию", представляется говорящему предосудительной, то такое насилие воспринимается как необходимая мера, совершаемая "во благо", и оценивается как допустимое. ср. Нет греха бодливому сломать рога. (Там же. С. 184.) фразеол. в целом отображает стереотипное представление о ситуации насильственного подчинения своей воле и ограничения свободы действий другого. В. В. Красных