Задания на звук ф для дошкольников. Открытый урок обучения грамоте "Согласные звуки,, буквы ф, ф". Обучение чтению. Предложения

Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Фиалка Фламинго Флаг Филин

Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].

  • Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
  • Гласный или согласный звук [ф]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Из меня посуду тонкую.
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок -
Красный, маленький… (флажок).

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

Фи,- сказал филин Федя,- с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
- У меня,- сказала медведица и притащила фикус в горшке.
- Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! - потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус - пополам.
- Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? - взревела медведица.
- Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

Загадки для детей на букву Ф

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили -
Букву Ф Найди нам, Филин.
Но, вздыхая тяжело.
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарем
Ничего не видит днем.
(Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
(Ф. Бобылев)

Фиалки
- Фью, фью! - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
(Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
(В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч,
И у норок новых
Начался футбольный матч
Двух команд норовых.
(А. Пудваль)

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин - прыг, филин - скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.
(Г. Сатир)

Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)

Фотограф
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится еж,-
Если снимка не пришлешь!»
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Сегодня мы начнем наш интернет урок с чего-то очень — очень полезного и очень — очень вкусного! И, конечно же, познакомимся с новыми звуками и буквой. Начнем?…

Назовите одним словом: груша, яблоко, абрикос, киви, персик,… Верно, это фрукты. Продолжите ряд…..

Фрукт (лат. fructus - плод ) - сочный съедобный плод дерева или кустарника.

Фрукты являются необходимой частью здорового питания,так как в них содержатся различные витамины, необходимые для организма.

А что вы знаете о фруктах?…

А вы знаете, что….

В мире существует 7500 сортов яблок . И кожура яблока содержит в себе намного больше полезных веществ, чем в мякоти.

В киви , его еще называют «китайским крыжовником», в отличии от цитрусовых, самое большое количество витамина С.

Банан — это плод травянистого растения.

Такой кислый фрукт как лимон содержит сахара больше, чем сладкая клубника.

Тыква, дыня и арбуз – это ягоды.

В Японии научились выращивать арбузы и дыни кубической формы. Такие ягоды удобно перевозить.

В странах Евросоюза фруктами считаются: морковь, томаты, ревень, огурцы , сладкий картофель , имбирь, тыква . Из них изготавливают даже джемы и варенья.

Мы привыкли считать, что клубника, черника, ежевика, клюква, малина являются ягодами. Но согласно ботанике (наука о растениях), ягодами НЕ являются.

Ягода – это фрукт. И виноград, авокадо, баклажан, сладкий перец, помидоры по научному тоже являются ягодами.

Авокадо иногда называют «идеальным» фруктом, потому что в нем есть практически все требуемые витамины и минералы.

Узнать о самых необычных фруктах можно .

А почему решили поговорить сегодня о фруктах? Потому что наш новый звук — это первый звук в слове фрукты. Проговорите звук. Какой он? Есть ли у звука [ф] «мягкий» друг? Докажите.

1. Повторить слова : «Фая», «Фаина», «фантик», «фамилия», «фонарик», «фонтан», «миф», «телефон», «фыркать», «фазан». 2. «Кто внимательный?»

  • Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
  • Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко.

Ответ: Федя. 3. «Узнайте звук»

Хлопните в ладоши, если услышите звук [ф ] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

4. «Твердый – мягкий»

Показывайте синюю карточку/синий карандаш, если звук [ф ] твердый, зеленую – если звук [ф ’] мягкий.(Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор.)

5. «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога фа- (фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия, фанты ); со слога фи- (физик, филин, фирма ).

6. «Слоговой аукцион» Продолжите слова: фла… (-кон, -жок ), фор… (-ма, -точка ), фи… (-лин, -кус ), бу… (-фет, -фер ), кон… (-фета, -фетти ). 7. «Доскажи словечко» Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я… (фарфор) *** Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдет? Я и верный мой дружок – Красный маленький… (флажок) Е. Серова *** Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается, И не погаснут до зари Глаза ночные – … (фонари) 8. Найди слова, которые начинаются на звук [ф] или [ф`]
Вот она- буква Ф в ф уражке машет нам ф лагами. 1. Найди спрятанные буквы Ф . Обведи их.

2. Раскрась фонарики только с буквой Ф .

3. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву Ф по образцу. Найди и раскрась букву Ф с правой стороны рисунка.
4. Соедини с буквой Ф только те предметы, названия которых начинаются со звуков [ф] , [ф`].
5. «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы: – абрика, ко – та, шо – ер, – у – айка. 6. «Слово рассыпалось» Из букв т ы ф к у р составьте слово, начинающееся с Ф . О т в е т: фрукты. 7. «Слоговое лото» Составьте слова из слогов фор-, фар-, фла-, -фы, фи-, -тук, -ма,-жок, шар-, -кон, -кус. О т в е т: форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус. 8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.


ф – – – ф – –

ф – – – – ф – –

ф – – – – – ф – –

ф – – – – – – ф – –

ф – – – – – – – ф – –

ф – – – – – – – – ф – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

фи, фея, фара, форма, буфет, кофта, шофер,

флажок, фуфайка. муфта, кефир, зефир.

9. «Превращение слов» Измените одну букву в словах: фикус (фокус ), ферма (форма , фирма ). 10. «Занимательные модели» Подберите слова по следующим моделям:

  • ф – – – (Флаг, флот, Федя.)
  • – – – ф (Шарф, шкаф, скиф.)
  • – – ф – – (Кофта, суфле, вафли.)

11. «Наборщик» Составьте новые слова из букв слова фабрика. О т в е т: фара, факир, риф, бирка, кирка, акр, бак, брак. 12. «Из одного слова несколько » Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово факел. О т в е т: фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон. 13. Кроссворд

Как зовут мальчика?

В пустые клетки впишите буквы так, чтобы по вертикали получились знакомые вам слова. Эти буквы составят имя мальчика.

О т в е т: Филиппок.

14.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква Ф .
15. Читаем…
16. Пишем…
17.







Словарь

  • Фабрика — это предприятие, на котором с помощью машин, станков выпускается большое количество изделий, товаров.
  • Фаворит — любимец влиятельного или высокопоставленного лица.
  • Файл — источник или приемник информации.
  • Факир — фокусник.
  • Факт — истина, реальное событие.
  • Фактура — это характер поверхности какого-либо материала.
  • Фальшь — обман, подделка.
  • Фанат — преданный поклонник кого-нибудь или чего-нибудь.
  • Фауна — это животный мир.
  • Феномен — необычный факт, явление.
  • Фиксатор — это прибор, приспособление, закрепляющее что-либо в нужном положении.
  • Финансы — денежные средства.
  • Флюгер — прибор для измерения направления ветра.
  • Фольклор — народное творчество.

Предварительный просмотр:

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф" ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи: 1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф" ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

Дисциплинированности.

Оборудование : С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки – слоги для игры « Собери слоги – получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

Ход НОД.

I. Организационный момент (Положительный настрой на работу).

II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы (петух) картина1.

Б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

2 Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы, Э).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков (Е,Ё, Ю, Я,И)

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. (КА – ПУС - ТА ) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает (ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи – выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово (все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ – КА ТО – МА - ТЫ

ТЫК – ВА О – ГУР – ЦЫ

ПЕР – ЦЫ КА – БАЧ – КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

Из – за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей – человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО – ДИС БО – БЫ.

РЕ – БЫ РЕ –ДИС.

ЧЕС – СОЛЬ ЧЕС - НОК.

ФА – НОК ФА – СОЛЬ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

Как фыркает ёж? Ф – ф –ф.(Иллюстрация).

Как поёт песенки синица? Фью – фью – фью!(Иллюстрация).

Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф" ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3. На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5. Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА ФАР РАФ ФИЛИН – птица

ФО ФОР РОФ ФИАЛКА – цветок

ФУ ФУР РУФ ФОРМА – специальная одежда

ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ – вид рыбы

ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК – цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук – ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук – одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза – сосуд для фруктов (стр.64).

Факир – фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма – перегородка из рам (стр.884).

Фонтан – струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус – тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег – атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор – белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета – сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак – род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо – кус – ник во фрак одет,

Фа – кел пре – вра – тил в бу - кет.

Фе – я вы – ско – чит от –ту - да

Фо – кус это и – ли чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел – короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус – чудо – волшебство).

Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог:

С какой буквой познакомились? (с буквой Ф).

Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф" ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами .

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось – нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился – красным, кто испытывал трудности в ходе работы – оранжевым.

Какое задание понравилось больше всех?

Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.

Список литературы:

1.Волина В. Учимся играя-М., Просвещение, 1994.

2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.

3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.

4.Новоторцева Н.В. «Обучение грамоте в детском саду и дома», «Академия развития», Ярославль,1998г.


, УМК «Школа России»

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
  • научить ребят различать звуки [ ф], [ ф"];
  • читать слоги и слова с данной буквой.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать познавательный интерес;
  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
  • учить работать в парах, группами, сообща;
  • воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование:

  • Аудиозапись мультфильма “Трое из Простоквашино”;
  • Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина, кораблики;
  • Конструкторы букв и рисунки букв;
  • Сигнальные карточки 2 цветов;
  • Индивидуальные карточки;
  • Индивидуальные зеркала.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Психологический настрой

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

  • Вы узнали этого героя?
  • Из какого он мультфильма?

Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?

Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.

III. Мобилизующий этап

Кадр 4

Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, туфли).

Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.

Меняю местами.

Назовите, что стояло сначала.

Кадр 6. Проверим.

Что объединяет эти слова?

IV. Формулирование темы и цели урока

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Тема урока “Буква Ф и звуки, которая она обозначает”)

Цели урока:

Познакомиться с…

Кот Матроскин отправился в путешествие на российском корабле?

Но как можно догадаться, что корабль - российский?

Изображение флага. Рассмотрите его.

Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

V. Знакомство с новыми звуками

Произнесите первый звук в слове флаг.

Работа с индивидуальными зеркалами.

Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.

Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.

Дайте характеристику звука [ ф"].

(Согласный, глухой, мягкий.)

VI. Физминутка

Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Если услышите твёрдый звук [ ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ ф"], то отпускаете вёсла и отдыхаете.

Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот

VII. Знакомство с новой буквой

Найдите новую букву.

(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)

Встаньте, изобразите букву Ф.

На что похожа буква Ф?

Чтение стихов о букве ф.

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

1) Задание по группам.

У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.

1 группа – конструктор букв. Сконструируйте букву Ф.

2 группа – выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета?

Куда поместим нашу букву?

2) Работа на карточках по группам:

1 группа – задание 5.

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа – задание 6

Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

3) Работа в парах

Найдите букву Ф с закрытыми глазами методом ощупывания.

С буквой Ф познакомились.

VIII. Чтение слогов с новой буквой

Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.

С разной интонацией, пропевая.

Почему слоги разделены на 2 группы?

Кадр 11 Дополни слоги до слова.

Кадр 12 Проверка.

IХ. Отгадайте загадки, узнаете новое слово

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Филин)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

На скале он строит дом.
Не боится жить он в нём.
Два могучие крыла
У хозяина (орла)

Я – усатый, полосатый
Не люблю весёлых игр.
Отгадайте. Кто я? (Тигр)

Какое слово получилось?

Выявление смысла слова флот.

Х. Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 194

Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.)

Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)

Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные .)

На каждом корабле есть свой флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом”.

Найдите на рисунке российские суда. Почему вы так решили?

(На них изображен российский флаг.)

ХI. Назвать виды кораблей

Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

ХII. Физминутка. Зрительная гимнастика

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза(1-2-3).

Зажмурьте их(1-2-3).

Быстро поморгайте(1-2-3).

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.

Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?

Кадр 15. Прочитайте слова на экране.

Какие слова непонятны?

Какие слова можно, отнести к морской тематике?
(Телеграф, фотография, флаг, флот.)

Какие задания можем выполнить с этими словами?

Разделите на группы по разным признакам.

Найти заданные слова в классе.

(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Хоровое чтение.

Работа по группам.

Чтение самостоятельное.

Найти слова с буквой Ф.

Есть ли такие слова?

ХIII. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня

Кадр 17

Я - Вспомнил

Научился.

Кадр 18. Проверьте себя.

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

Кадр 19. Я благодарю вас за работу. Кто желает выполнить домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Литература

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Русская азбука: Учебник для 1 класса. М.: “Просвещение” - 2007.
  2. Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. Мир вокруг. М.: “Просвещение” - 1985 г.
  3. Раевский Ю.В. Весёлая азбука для дошкольников. – 1994 г.
  4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2 – 4 –е издание. М.: Педагогика – Пресс, 2001

Приложение 1

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква “Ф” или “ф”.