Все о коммуникации в обществе. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации. Группы потребностей человека

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - процесс обмена информацией, который происходит в любом обществе. Совместная деятельность людей, воспроизводство и создание культурного наследия представляют собой передачу и восприятие тех или иных сообщений.

Процесс коммуникации является свойством многих сложных систем. Поэтому, говоря о человеческом обществе, обычно употребляют термин «социальная коммуникация».

Социальная коммуникация включает в себя ряд составляющих:

  • ? субъекты коммуникации (индивиды, группы, институты);
  • ? средства коммуникации;
  • ? содержание коммуникации, определённые смыслы и значения, транслируемые в ходе взаимодействия;
  • ? коммуникативная среда, в которой происходит обмен информацией (в зависимости от особенностей коммуникативной среды одни и те же знаки могут истолковываться по-разному).

Коммуникация в человеческих сообществах (в отличие от коммуникации в сообществах животных) всегда является символической - опосредованной определёнными смыслами и значениями, которые присваиваются вещественным или невещественным объектам (словам, предметам, изображениям, действиям, жестам и т.д.), служащим средствами коммуникации.

Важнейшим средством коммуникации является язык. Коммуникация, осуществляемая посредством языка, называется

вербальной коммуникацией и является для человека основной. Однако наряду с вербальным языком существуют другие системы символов - невербальные , которые также служат посредниками в коммуникативном процессе. Это мимика, жесты, а также так называемые «вторичные языки» - азбука Морзе, языки программирования и др.

В качестве языковой системы - знаковой системы - может быть рассмотрена и культура в целом, и её «подсистемы» - искусство, наука, религия и т.д., также использующие специфические «языки». Например, сложной знаковой системой является русская иконопись. Каждый элемент изображения имеет особый символический смысл - расположение фигур, их размер и позы, цвет одеяний и фона и т.д. Люди, не знающие специфического языка иконы, не способны воспринять всю информацию, которую она несёт, и замечают только непривычный стиль изображения, кажущийся им «примитивным».

По определению немецкого философа Э. Кассирера, человек есть существо, творящее символы. И действительно, человек воспринимает мир и действует в нём исходя из определённых смыслов и значений, которые он сам присвоил объектам этого мира. Любой объект, наделённый значением, может быть рассмотрен как символ. Коммуникация как обмен значениями, интерпретация и создание символов есть одновременно процесс конструирования и поддержания реальности, в которую погружён человек. Мы видим мир сквозь призму символов, составляющих нашу культуру. Культура же существует лишь благодаря непрерывной коммуникации.

Коммуникация может быть устной, письменной, визуальной (передача сообщений с помощью зрительных образов) и др. Различные виды коммуникации предполагают специфические формы кодирования передаваемой информации. Буквы алфавита, иероглифы, цифровая и нотная запись - всё это различные формы кодирования информации.

По способу передачи информации коммуникация может быть непосредственной (прямой) и опосредованной (непрямой).

Непосредственная коммуникация предполагает передачу сообщения, обмен информацией в ситуации прямого взаимодействия. Опосредованная коммуникация может происходить и без личных контактов между отправителем сообщения и его реципиентом. Для возникновения подобного типа коммуникации необходимо было изобретение дополнительных способов хранения и передачи информации помимо устной речи. Так, появление письменности сделало возможным обмен информацией между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.

Коммуникация - это не только «обмен» сообщениями, знаками, сигналами. Это процесс, в ходе которого субъекты воздействуют на поведение друг друга. Таким образом, коммуникация существует везде, где существует совместная деятельность. Собственно коммуникация - это необходимое условие совместной деятельности и, в конечном итоге, выживания - как в сообществах животных, так и в человеческом обществе. Формы и средства коммуникации не только изменялись в процессе культурного развития, но и сами становились значимым фактором культурных и социальных изменений.

Возникновение вербального языка означало качественный рывок в эволюции форм коммуникации. Язык даёт возможность оперировать не только «реальными» объектами, но знаками, образами объектов, при этом не только реальных, но и возникающих благодаря самому наличию языка. У. Мату- рана пишет: «...появление языка у людей и всего того социального контекста, в котором язык возникает, порождает новый (насколько нам известно) феномен - разум и самосознание как наиболее глубокий жизненный опыт человечества. Не обладая соответствующей историей взаимодействий, проникнуть в эту присущую человеку сферу невозможно (вспомним хотя бы девочку-волка). В то же самое время разум как некий феномен оязычивания в сети социального и лингвистического сопряжения не есть нечто такое, что находится в мозге. Сознание и разум лежат в области социального сопряжения - именно там источник их динамики. Как часть социальной динамики человека, разум и сознание участвуют в выборе пути, по которому следует наш онтогенетический структурный дрейф. Кроме того, поскольку мы существуем в языке, порождаемые нами дискурсные области (поля суждений) становятся частью нашей области существования, равно как и фрагментом окружающей среды, в которой мы сохраняем идентичность и адаптацию» .

Таким образом, не сам феномен коммуникации, а новая форма коммуникации, ставшая достоянием человека в определённый момент эволюции, способствовала возникновению качеств, выделивших человека из животного мира.

Усвоение языка и опосредованного им социального опыта - необходимое условие формирования человеческой личности. Человек становится полноценным человеком именно по мере освоения им социального опыта и культурного наследия, что невозможно вне языкового общения.

Благодаря языку формируется культура - бесконечно разнообразный мир смыслов и значений, возникающих, меняющихся и сохраняющихся в процессе постоянной коммуникации. Язык не возникал как средство познания мира. Он формировался как инструмент социального взаимодействия, обеспечивающий адаптацию человеческого вида к среде. Однако возникновение языка, необходимость овладения им для развития человека сделали возможным и необходимым и процесс познания мира, означающий, в конечном итоге, освоение тех значений, которые закодированы в языке.

Познание теперь означает не просто непосредственный опыт (такой вид «познания» доступен и животным), но усвоение информации о мире. И возможности такого познания безграничны. Язык выводит человека далеко за границы непосредственного опыта. Формируясь, язык создаёт не только средство для познания, но и сам объект познания. Язык не отражает реальность. Он её конструирует - для человеческого сознания.

«Язык никогда никем не изобретался только для того, чтобы воспринять внешний мир. Следовательно, язык не может быть использован как орудие для открытия этого мира.

Скорее, именно с помощью оязычивания акт познания порождает мир в той поведенческой координации, которая есть язык. Мы проводим свои жизни во взаимной лингвистической сопряжённости не потому, что язык позволяет нам раскрывать самих себя, но потому, что мы образованы в языке в непрерывном становлении, которое мы творим с другими. Мы находим самих себя в этом... взаимосопряжении не в качестве предшествующего референтного соотнесения и не в качестве соотнесения с некоторым началом, а как непрестанную трансформацию в становлении лингвистического мира, который мы строим вместе с другими человеческими существами» .

Средства и формы коммуникации изменялись и совершенствовались в процессе культурного развития человека. На протяжении тысячелетий устная коммуникация, коммуникация как непосредственное общение в ситуации «лицом к лицу» была фактически единственной. Именно эта форма социальной коммуникации лежит в основе традиции как механизма сохранения и передачи культурного опыта.

При данной форме сохранения культурного наследия огромную роль играет человеческая память - сохраняется лишь то, что люди помнят. Трансляция культурных значений происходит в ходе непосредственной повседневной деятельности, вплетена в привычный уклад жизни. Не существует специализированной деятельности, направленной «только на обучение», только на передачу информации. Человек, действуя, осваивает культурный опыт. Это касается и хозяйственных навыков, и религиозных верований.

Традиция как механизм наследования культурного опыта обычно ассоциируется с косностью и неподвижностью, отторжением нового. Отчасти это действительно так, ведь традиция - опыт предков, опыт предшествующих поколений, обладающий, с точки зрения традиционного сознания, непререкаемым авторитетом. И тем не менее сама специфика функционирования традиции, форма коммуникации, на которой она базируется, превращает традицию в живое и под-

вижное явление. Ведь если традиция передаётся «из уст в уста», если единственный способ хранения информации - человеческая память, то это неизбежно порождает как искажения, так и возникновение новых элементов. Что-то неизбежно забывается, что-то, напротив, добавляется. Таким образом, традиция несёт в себе и постоянство, и изменчивость. Однако специфика традиционного сознания такова, что даже новые элементы традиции трактуются как древние, унаследованные от предков.

Общества, где доминирует устная традиция, живут как бы вне времени, для них не существует истории. События, имевшие место несколько десятков лет назад, рядоположены гораздо более давним. Прошлое быстро превращается в миф и легенду. То же самое касается выдающихся личностей, память о которых быстро обрастает вымышленными деталями, благодаря чему они нередко превращаются в персонажей мифов, наряду с божествами и духами. Общество, где доминирует устная традиция, живёт как бы в вечном настоящем, воспроизводя опыт прошлого и не ожидая никаких изменений в будущем. Всё, что может произойти, уже когда-то происходило.

Возникновение письменности - новой формы сохранения информации и нового способа коммуникации - стало следующим важным этапом в развитии культуры.

Самым ранним прообразом письменности были мнемонические знаки - зарубки на дереве, узелки («узелковое письмо»), татуировки, т.е. различные символы, которые должны были помочь сохранить в памяти некую значимую информацию. Даже сегодня мы используем подобные знаки. Но с помощью мнемонических знаков можно было сохранить лишь ограниченный объём информации, кроме того, понять смысл этих знаков мог лишь достаточно узкий круг людей.

Достаточно рано -- ещё в эпоху неолита - возникает так называемое пиктографическое письмо - иными словами, последовательный ряд «картинок», реалистично изображавших предметы, явления или события. Пиктографическое письмо не является письмом в полном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а её содержание.

Собственно письмо возникает тогда, когда графические символы начинают фиксировать элементы речи. Письмо характеризуется постоянным составом используемых знаков (хотя со временем и количество, и начертание знаков могут меняться). Каждый знак фиксирует либо слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. Формы используемых знаков могут быть различными: изобразительно-рисуночными, геометрическими и т.д. Но важна не форма, а суть - письмо позволяет фиксировать элементы речи. Однако разные типы письма решают эту задачу с разной степенью эффективности.

Идеографическое письмо подразумевает использование графических знаков (как реалистичных «картинок», так и довольно схематичных, абстрактных изображений), имеющих довольно широкое поле значений.

Например, изображение руки может означать и слово «рука», и слова «брать», «держать», «править» и др. Возможности идеографического письма для передачи информации ограничены именно в силу «многозначности» используемых графических символов. Поэтому подобный тип письма существовал лишь как переходный к словесно-слоговому (ло- гографически-силлабическому).

Словесно-слоговое письмо сохраняет многозначность графических символов. Однако в нём используются дополнительные знаки, уточняющие значение слов. Несмотря на свою «громоздкость» и сложность, словесно-слоговое письмо позволяло передавать любую информацию - от хозяйственной отчётности до религиозных мифов. Однако освоение этого типа письма было довольно трудоёмким процессом, поскольку число используемых знаков могло исчисляться сотнями и даже тысячами.

К словесно-слоговому типу письма относятся письменность Древнего Египта и Китая, шумерское, критское письмо, письмо майя и др. Не все древние системы словесно-слогового письма расшифрованы. В современном мире единственной сохранившейся системой словесно-слогового письма является китайская.

Силлабическое письмо использует знаки, передающие последовательности звуков. Элементы такого письма могли присутствовать и в словесно-слоговой системе письма, и само силлабическое письмо могло возникать в результате упрощения словесно-слогового. Силлабическое письмо в древности было распространено в Индии, Юго-Восточной Азии.

В силлабическом письме меньше знаков, чем в словеснослоговом, но, тем не менее, гораздо больше (сотни), чем в привычном для нас алфавитном письме.

В алфавитном письме один знак (буква) передаёт, как правило, один звук (при этом гласные звуки могут не передаваться на письме). Источником алфавитного письма было финикийское письмо. Финикийский протоалфавит, включавший всего 22 знака, помимо Малой Азии был воспринят (и, естественно, видоизменён с учётом особенностей языка) в Греции и Италии, дав начало западным алфавитам и, вполне можно сказать, западной цивилизации. Начало «западным алфавитам» дало греческое письмо, возникшее, вероятно, в VIII веке до н. э.

Славянское письмо (кириллица) возникло на основе добавления новых специфически славянских фонем («ш», «ч» и др.) к византийскому греческому алфавиту (хотя ещё до культурных контактов с греками у славян, возможно, применялось своё письмо. До сих пор неясно, например, происхождение другого славянского письма, вытесненного более поздней кириллицей, - глаголицы).

Алфавитное письмо гораздо удобнее и «демократичнее» иных видов письма. Оно позволяет кодировать информацию любого уровня сложности, включая абстрактные логические построения. В то же время освоение алфавитного письма требует гораздо меньших затрат времени и усилий. Не случайно, что древние идеографические и словесно-слоговые системы письма существовали в обществах, где сформировалось мощное жречество, являвшееся главным хранителем письменной традиции, и грамотность была доступна далеко не всем. Овладение грамотностью (например, в Древнем Египте) открывало" путь к успешной карьере - профессия писца была весьма уважаемой. Там, где возникло алфавитное

письмо, грамотность была распространена гораздо шире (однако помимо сложности или простоты письма существовали и другие, специфически социальные факторы, которые могли препятствовать или способствовать распространению грамотности).

Возникновение нового типа коммуникации - коммуникации , опосредованной графическими символами , кодирующими содержание устной речи , - повлекло за собой множество важных социальных и культурных последствий.

Письмо позволяло хранить информацию. Таким образом, человеческая память перестала служить единственным «вместилищем» культурного наследия. Новый эффективный способ хранения информации открывал путь для фактически неограниченного её накопления. С появлением письменности стало возможным фиксировать исторические события, и таким образом у человечества возникло реальное, а не мифическое прошлое.

Письменность позволила накапливать знания об окружающем мире, что создало условия для возникновения древней науки. С появлением письменности кодифицировались и религиозные мифы, появлялись священные тексты и священные книги, что также означало усложнение, обогащение культурного наследия.

Следует отметить, что наряду с письменностью, передававшей собственно речь, возникали и другие системы графических символов - например, символы, связанные с развитием технических и математических знаний.

Письмо изменило характер коммуникации, сделав возможными «опосредованные» её формы, не требующие непосредственного присутствия участников. С помощью письма стала возможной коммуникация между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.

Письмо способствовало усложнению культуры общества, создав так называемую «письменную», или «высокую» культуру «учёных», образованных людей. Представители письменной культуры жили в ином, гораздо более насыщенном информационном пространстве, нежели неграмотные носители устной традиции. В традиционных обществах доступ к письменной культуре служил одним из социальных «разграничителей», отделявших привилегированное меньшинство от неграмотного и бесправного большинства. Массовый доступ к образованию («письменной культуре»), характерный для современных обществ, - явление, фактически уникальное в истории.

Создание письменности способствовало кодификации языковых норм, создавались предпосылки для формирования «литературного», «правильного» языка. Усложнялась и структура языка. Коммуникация, опосредованная письменным текстом, не позволяла использовать дополнительные каналы коммуникации, что возможно при непосредственном общении (жесты, мимика). Письменная коммуникация не даёт возможности «переспросить» собеседника, чтобы достичь лучшего понимания. Поэтому развитие письменной коммуникации способствовало постепенному совершенствованию языковых средств передачи информации - появлению сложноподчинённых предложений, различных способов структурирования текста - например, выделение абзацев, раздельное написание слов и др. Всё это способствовало развитию навыков абстрактного мышления.

Формирование письменности тесно связано с другим важным и переломным процессом в развитии человеческих обществ - появлением древних государств. Письменность позволяла усовершенствовать управление.

Во-первых, появилась возможность формулировать и фиксировать правовые нормы. Во-вторых, возникло «дистанционное» управление - с помощью указов, распоряжений, посланий правитель мог отдавать приказы и контролировать подчинённых, не находясь непосредственно рядом с ними. Письменность позволила формализовать процесс управления, сделать его более упорядоченным.

Наконец, письменность способствовала и усовершенствованию хозяйственной деятельности. Наиболее древние письменные документы, дошедшие до нас, - это не только указы правителей и надписи, прославляющие их деяния, но и материалы по хозяйственной отчётности, связанные с деятельностью древних храмов, а также и обычных купцов. Однако

письменное наследие древних цивилизаций не ограничивается только этим.

Таким образом, возникновение письменности было непосредственно связано с формированием древних цивилизаций, с выходом человечества на следующий, новый этап исторического развития. Литературные произведения, религиозные и философские учения, описания жизни различных народов древности, даже частная переписка, дошедшие до нас благодаря письменности, позволяют воссоздать, хотя и не полностью, облик древних цивилизаций. Именно письменность сделала возможным понимание их духовного мира, т.е. коммуникацию между разными эпохами. «Бесписьменное» прошлое человечества до сих пор остаётся «немым». Предметы материальной культуры, дошедшие до нас, позволяют лишь строить догадки о том мире идей, представлений и верований, в котором жили их создатели.

В эпоху древности и Средневековья письменная культура была достоянием меньшинства. Письменная коммуникация соседствовала с устной коммуникацией, доминирующей в традиционных обществах. Изобретение письменности позволило тиражировать тексты. Но это делалось чаще всего с помощью переписывания, поэтому количество текстов в традиционных обществах было весьма ограниченным.

Положение изменилось радикальным образом тогда, когда в западных странах начал рушиться сам тип традиционного общества. Процессы развития капиталистической экономики, изменения социальной структуры и культуры повлекли за собой и изменение форм коммуникации. Об этом будет сказано подробнее далее.

  • Maturana U., Varela F The tree of human understahding. - http:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt
  • Maturana U., Varela F. The tree of human understahding. - http:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt

Подобные документы

    Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие и функции электронной коммуникации. Коммуникация как научная категория. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная память.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2009

    Коммуникация между людьми и её виды. Понятие внутренней культуры личности. Основания для профнепригодности человека к профессии социального работника. Роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2014

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Коммуникация как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, неотъемлемая часть социальной реальности. Исследование общественных коммуникаций, механизмы влияния массовой коммуникации на сознание молодежи; роль развития интернет-коммуникации.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Массовая коммуникация как средство формирования "моделей" социальной реальности. Основной континуум науки о коммуникации в XXI веке. Наиболее важные аспекты развития медиасистем XXI века. Пути развития теории коммуникации в контексте новых технологий.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность -- книжность -- мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: рукописная книга, мануфактурное книгопечатание, машинная полиграфия. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития.

Рассматривать подробно предыдущие коммуникационных систем в данной курсовой нет необходимости, для сравнения приведем краткий сравнительный анализ (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности.

Параметры сопоставления

Словесность

Книжность

Мультимедийность

Материально-

техническая база

Отсутствует

Одна из отраслей ремесла

или промышленности

Приоритетные

научно-технические отрасли

Социальная

аудитория

Все население

Социальные группы грамотных, образованных, ученых

Все население

Формы коммуникационной деятельности

Подражание, управление, диалог

Управление

Управление,

Социальная память

Распределена в индивид. памяти современников

Перегружена неконтролируемыми документными фондами

Автоматический контроль

и поиск в базах данных

Восприятие сообщения

Легкое благодаря разговорному навыку

Требуется грамотность

и навык чтения

Легкое, но нужен навык обращения с техникой

Гарантия правдивости

Откровенность невербального канала

Коммуникационные барьеры

Межъязыковой, социальный, психологический

Трудности чтения, цензура

информационный кризис,

Цензура владельцев

теле-компьютерных средств

Масштабы действия

Малые социальные группы

Национальное сообщество

Глобальные

Обожествление, фетишизация

Слово -- дар богов

Культ священных книг; книга -- светоч Разума и Добра

Роль и значение коммуникаций в процессе управления настолько велико, что трудно дать исчерпывающий спи- сок реализуемых функций. Коммуникации пронизывают всю деятельность организации и затрагивают самые разные аспекты ее жизни. Поэтому список функций можно расширять и дополнять в зависимости от точки зрения и рассматриваемого аспекта. Так, кроме перечисленных выше функций некоторые специалисты выделяют, например, экспрессивную, связанную с проявлением чувств, функцию самопрезентации, функцию формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности. В процессе работы руководителям приходится вести множество бесед, переговоров, совещаний, во время которых возникают все новые вопросы и задачи, и, соответственно, появляется потребность в реализации дополнительных, специфических функций. Например, распознавание и понимание скрываемых личностных интересов работников; обеспечение внимания к деталям вербального и невербального общения. Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникаций.

Информация -- это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводится полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет также личностный фактор, поэтому зачастую при передаче одинаковой информации 16 коммуникации складываются по-разному. В связи с этим следует учитывать два аспекта коммуникации -- информационный и личностный. При этом коммуникации на уровне общения личностей мы будем называть межличностными, а коммуникации на уровне организации в целом и на различных ее уровнях -- организационными (рис. 1).

Рис. 1.1.

Таким образом, коммуникации в организациях являются важнейшим связующим процессом, обеспечивающим возможность передавать необходимую в процессе управления информацию и обеспечивать взаимодействие работников. Вера в то, что распределение информации и является коммуникациями, вводит организации в заблуждение. Они путают информацию с коммуникациями. Обмен и распределение информации -- это первая, но не последняя ступень в коммуникационном процессе. Информация может путешествовать по проводам. Коммуникации происходят «между ушами». Коммуникации объединяют две ветви -- процесс передачи информации и взаимодействие. Процесс передачи информации подразумевает передачу и получение данных, сведений, концепций и сообщений и включает в себя вопросы улучшения процессов популяризации, структуризации и извлечения смысла. Взаимодействие имеет отношение к тому, как люди относятся друг к другу, и включает в себя вопросы взаимоотношений, близкого общения, доверия и сотрудничества. Для достижения успеха обе эти ветви необходимо объединить.

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Можно говорить о начале становлении мультимедийной ОКС. Использование электромеханических (телеграф, телефон, фонограф, кинематограф) или радиоэлектронных (радио, телевидение, видеозапись) устройств не означает выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее, т.е. в настоящих условиях происходит не кризис предыдущей системы коммуникаций, а ее эволюционирование.

Сформированные в настоящее время предпосылки для становления такого общества во многом обусловливают специфику общественных коммуникаций. Уже сейчас предоставляются широкие возможности для осуществления коммуникативных процессов, не вступая не только в прямой контакт, но и отсутствует необходимость приложения серьезных усилий для его осуществления. Развитие сотовой связи, Интернета, спутниковых систем связи и других технологических приспособлений, включая видеофоны и технологии скоростной передачи данных привело к тому, что человек сменил коммуникативное пространство.

Коммуникация является очень важным и неотъемлемым моментом общественных отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене между субъектами коммуникации, информацией различного рода. Следовательно, информация не может быть использована без коммуникаций. Еще у истоков социальности, образовании общности, связь и взаимодействие, как коммуникация, играла очень важную роль. Именно с этим прежде все связанна актуальность данной темы.

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

В общественном развитии действует закон преемственности, а развитие общества и во многом зависит от того, насколько учитывается и приумножается социокультурный опыт, насколько в настоящем представлено прошлое и заложено будущее. Развитие общества, которое полно противоречий и кризисных явлении, возрастает значимость конструктивного, позитивно - ориентированного общения и взаимодействия, направленного на решение проблем, составляющих угрозу для каждого человека и общества в целом: нарастание природных и техногенных катастроф, расточительного использования жизненных ресурсов, терроризма и др.

В настоящее время в после кризисный период эта общественная закономерность с большим трудом проявляет себя на практике. В современном мире стали большую роль придавать технологиям и, следовательно, технологическому развитию коммуникаций. Но, к сожалению это прямо пропорционально влияет на межличностные связи, постоянные новшества в технологическом аспекте касаемо коммуникации, сокращает вербальные коммуникации, уменьшает потребность людей в непосредственном общении заменяя его весомым процентом "общения виртуального". В Корее, недавно ученые доказали, что среди молодежи пользующейся мобильными гаджетами, прогрессирует атрофирование правого полушария. А ведь достижение понимания людьми друг друга во многом выступает условием развития и общества и отдельного человека. Примером это может служить, то, что главы стран до сих пор устраивают конференции и личные встречи, с учетом того, что исход этих встреч зачастую уже заранее прописан.

Философы, социологи, политологи, психологи, признавали роль общества, общественных институтов в формировании личности, рассматривая ее как продукт социализации, и отмечали необходимость анализа обратного воздействия личности на жизнедеятельность общества, на его культуру.

В данной курсовой работе мы обратим особое внимание на разработку, уточнение категории "коммуникация" в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.

Психология и эзотерика

Различие состоит в том что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации. На отдельных предприятиях для внутренней коммуникации имеются замкнутые системы радиовещания и телевидения. Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Она зависит и от выбора слов и речевых образцов принятых в деловой сфере коммуникации и от правильная ориентация на тип коммуникации межличностной внутригрупповой или массовой.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60753. Розклад чисел на прості множники 78 KB
Мета: ‒ навчити учнів розкладати числа на прості множники; ‒ розвивати в учнів математичне і логічне мислення здатність самостійно робити висновки розвинути увагу спостережливість; ‒ виховувати самостійність у виконанні вправ культуру математичної мови...
60754. Духовне багатство – найбільший скарб у житті людини 67 KB
Завдання які ми ставимо перед собою на сьогоднішній урок записані на дошці: Вірш Крила Крила на яких написановиразно і вдумливо читати; визначити провідну думку; аналізувати; висловити власні міркування; прослідкувати звязок з віршем Чайка на крижині.
60755. Стародавнє Межиріччя 55.5 KB
Мета уроку. Ознайомити учнів з природоюкліматичними умовами розташуванням на карті Стародавнього Межиріччяосновними заняттями мешканців розвитком писемності. Тип уроку: урокподорож Основні терміни та поняття: Межиріччя...
60756. Як правильно вимкнути комп’ютер 47 KB
Мета уроку: ознайомити учнів з порядком вимкнення компютера; повторити правила техніки безпеки; виховувати культуру навчальної праці при роботі з компютером; розвивати увагу логічне мислення память пізнавальну цікавість.
60757. Графика и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 1.73 MB
Вспомнить как создаются диаграммы и графики; Вспомнить основные виды графиков и диаграмм; Познакомиться с основными правилами построениями графиков диаграмм; Выполнить практическую работу на оценку.
60758. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика 69.5 KB
Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...
60760. Что такое гендер 39.5 KB
Цель – достичь образовательных результатов. Планируемые результаты: - личностные: 1. Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека. - предметные: 1. Объяснять смысл понятия «гендер», «социальный пол», «социальное поведение».
60761. Контроль на уроках информатики 170 KB
Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.