Толкование евангелие от марка глава 4. От марка - еврейский новый завет с комментариями, перевод давида стерна. Введение к книгам нового завета

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место , где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым , когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою . А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

ГЛАВА 4
1. И вновь Йешуа стал учить у озера, но вокруг него собралось такое множество людей, что он вошёл в лодку на озере и сел там, в то время как люди оставались на берегу, у воды.
2. Он многому учил их в притчах. И, наставляя их, сказал:
3. "Послушайте! Один земледелец вышел сеять семена.
4. И когда он сеял, некоторые семена упали вдоль дороги; прилетели птицы и поклевали их.
5. Другие упали на каменистые участки, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока;
6. но когда взошло солнце, молодые растения опалились; и так как корни их были неглубоки, засохли.
7. Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили их; так что они не дали зерна.
8. Но остальные семена упали на плодородную почву и произвели зерно; оно взошло, выросло и принесло урожай - в тридцать, шестьдесят и даже сто раз больше того, что было посеяно".
Стих 8. И даже в сто раз. В Книге Бытия 26:12 выражение «сто раз» звучит как меа шеарим . Интересна межвременная игра слов, так как Меа-Шеарим (означающее также «сто ворот») - это район в современном Иерусалиме, где преимущественно живут ортодоксальные евреи.

9. И он закончил: "Тот, у кого есть уши слышать, пусть услышит!"
10. Когда Йешуа остался один, люди вокруг и Двенадцать спросили его о притчах.
11. Он ответил им: "Вам открыты тайны Божьего Царства, но для посторонних всё говорится в форме притч,
12. потому что они "смотрят, смотрят, но не видят; слушают, слушают, но не понимают. И не обращаются, чтобы получить спасение! " (Йешайагу - Исайя 6:9-10)
Стих 12. См. ком. к Мат. 13:13.

13. Затем Йешуа сказал им: "Разве вы не поняли эту притчу? Как же вы поймёте любую другую?
14. Сеятель сеет весть.
15. Находящиеся возле дороги, где сеется весть, - люди, которые едва услышат её, как тотчас приходит Противник и забирает посеянную в них весть.
16. Подобно этому, посеянное на каменистых участках - это люди, которые слышат весть и тут же радостно принимают её;
17. но в них нет корня. Поэтому они какое-то время держатся, но как только возникают неприятности или преследования по причине этой вести, они сразу же отпадают.
18. Другие - это посеянные среди колючек. Они слышат весть,
19. но заботы мира, обманчивое очарование богатства, а также все остальные вожделения оттесняют и заглушают весть; так что она не приносит плодов.
20. Но посеянные на плодородной почве слышат весть, принимают её и приносят плоды - в тридцать, шестьдесят или сто раз".
21. Он сказал им: "Разве светильник вносят в дом и накрывают сосудом или ставят под кровать? Не поставите ли вы его на подставку?
22. Действительно, нет ничего тайного, что не стало бы явным; и нет ничего скрытого, что не обнаружилось бы.
23. Те, у кого есть уши слышать, пусть услышат!"
24. Он также сказал им: "Обратите внимание на то, что вы сейчас слышите! Меркой, которой вы отмеряете, будет отмерено и вам - и даже больше!
25. Потому что всякий, имеющий что-то, получит больше; но у того, кто ничего не имеет, отберут даже то, что у него есть".
26. И он сказал: "Божье Царство подобно человеку, который бросает семена в землю.
27. По ночам он спит, днём встаёт; а тем временем семена всходят и вырастают. Как - этого он не знает.
28. Почва сама приносит урожай - сначала стебель, затем колос, и, наконец, зрелые зёрна в колосе.
29. Но, как только созреет урожай, человек приходит с серпом, так как настало время жатвы".
30. Также Йешуа сказал: "С чем можно сравнить Божье Царство? Каким примером можно пояснить его?
31. Оно похоже на горчичное семя, которое, когда сеется, самое маленькое из всех семян на поле;
32. но после того, как его посадят, оно вырастает и становится самым большим из всех растений, и ветви его так велики, что птицы, летающие вокруг, могут свить гнёзда в его тени".
33. И с помощью многих подобных притч он их наставлял, пока они были способны слышать.
34. Всё, что он говорил им, было в форме притч; но, находясь наедине со своими талмидим, он всё им разъяснял.


(Шмот 21:1): И вот законы, которые ты предложишь им.
РаШИ: Святой, багословен Он, сказал Моше: "не вздумай учить их [евреев этим законам], повторяя [одно и то же] два и три раза, пока они не выучат их назубок, не утруждая себя разъяснением их значения и смысла". Поэтому сказано "...которые ты предложишь им", как предлагают блюда, расставленные на накрытом для трапезы столе (Мехильта, разд. Незикин).
"Предложишь им" - букв. "положишь перед ними".

35. Вечером того же дня Йешуа сказал им: "Давайте переправимся на тот берег озера".
36. Тогда, оставив народ, они забрали его, как он был, в лодке; с ним были также другие лодки.
37. Поднялась яростная буря, и волны захлёстывали за борт, так что лодку почти затопило.
38. А он был на корме и спал, подложив под голову подушку. Они будили его и говорили: "Раби, неужели тебе всё равно, что мы вот-вот погибнем?"
39. Он проснулся, запретил ветру и приказал волнам: "Успокойтесь! Перестаньте!" Ветер утих, и наступил мёртвый штиль.
40. Он сказал им: "Почему вы боитесь? Неужели даже теперь у вас нет веры?"
41. Но они пришли в ужас и спрашивали друг друга: "Кто это такой, что даже ветер и волны подчиняются ему?"

1–9. Введение в раздел притчей и притча о сеятеле. – 10–20. Причина, по которой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле. – 21–23. Ученики должны светить своими познаниями как светильники. – 24–25. Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он возрастает в нем. – 26–29. Само собою произрастающее и созревающее семя. – 30–32. Царство Небесное с точки зрения его незначительности в начале и величия в конце. – 33–34. Заключительные замечания к притчам. – 35–41. Утишение бури на море.

Мк.4:1. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

«И опять». Это уже третий случай, когда Христос предлагает Свое учение на берегу моря (ср. Мк. 2:13, 3:7). Множество народа. Толпа очень возросла в числе, как показывает стоящее при слове «толпа» прилагательное в превосходной степени πλεῖστος (так по Тишендорфу; в нашем тексте только πολύς – положительная степень), так что Христос был вынужден для удобства при произнесении проповеди сесть в лодку, которая стояла у самого берега.

«А весь народ был на земле, у моря». Толпа, по-видимому, ищет не чудес, а поучения и относится очень благосклонно к Великому Учителю. Толпа эта собиралась с чрезвычайной быстротой (у Тишендорфа поставлено συνήχθη – аорист, как в Textus Receptus, очевидно, для обозначения именно этого быстрого устремления толпы за Христом). Следовательно, согласно Евангелию Марка, Христос сначала учил при море только Своих учеников, а потом уже сюда собралась целая толпа слушателей, тогда как по Евангелию Матфея (Мф. 13:1), Господь начал учить уже после того, как на берег собралась толпа народа.

Мк.4:2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

«И учил их притчами много». Евангелист Марк, однако, приводит далее только три притчи, сказанные Христом при море (евангелист Матфей – семь: Мф. 13). Сами притчи он рассматривает как особый род учения.

«И в учении Своем говорил им». Слово «учение» (διδαχή) означает, несомненно, не сам акт учения, не процесс (тогда бы стояло выражение ἐν τῷ διδάσκειν), а само учение Спасителя как известную систему.

Мк.4:3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

Мк.4:4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

Мк.4:5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Мк.4:6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

Мк.4:7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

Мк.4:8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Мк.4:9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф.13:3-9). Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. Лк.8:4-8) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: «и оно не дало плода» (стих 7), плод «взошел и вырос» (стих 8) и др.

Мк.4:10. Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

Мк.4:11. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

Мк.4:12. так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Объяснение, которое Господь дает Своим ученикам и более близким последователям из народа («окружающие Его»), помещено здесь евангелистом Марком не потому, что оно было дано действительно после притчи о сеятеле, а потому, что ему представлялось нужным объяснить читателям своего Евангелия цель, с какой Господь облекал Свое учение, обращенное к народу, в форму притчей. В самом деле, Христос только что сказал Свою притчу о сеятеле, сидя в лодке у самого берега и обращаясь к тем, кто стоял на берегу, да и следующие притчи Он будет говорить в том же положении, только вечером Он переправится на другую сторону моря (стих 35). Если теперь евангелист Марк говорит, что Христос с учениками «остался без народа», то ясно, что он имел здесь в виду именно то положение, в котором Христос очутился уже по окончании Своей проповеди при море. Здесь, в присутствии народа, и ученики не могли обращаться со своим вопросом ко Христу, и Христос не мог отвечать так, чтобы не быть услышанным стоявшими около Него на берегу. Затем, по тексту Тишендорфа, ученики спрашивали Христа о смысле не одной только притчи о сеятеле (у нас – «о притче», стих 10), а о «притчах» вообще. Следовательно, объяснение, которое Христос дал о цели учения притчами, несомненно, евангелистом Марком перенесено сюда из другого места.

«Спросили». Согласно Тишендорфу – «спрашивали» (ἠρώτουν – прошедшее время несовершенного вида). Этим евангелист показывает, что у учеников было в обычае спрашивать Христа о смысле той или другой притчи.

«Вам дано знать тайны Царствия Божия». Согласно Тишендорфу, который в этом случае следует наиболее уважаемым кодексам, это место читается так: «вам тайна Царства Божия дана». У Марка, по этому чтению, тайна Царства Божия не только предмет познания, но и дело, порученное Отцом Небесным ученикам Христа, – дело уже осуществляющееся. Царство Божие – не теория, а факт, которому предстоит раскрыться во всем своем величии, а тайна и силы осуществлять это раскрытие даны только ученикам Христа. Слово «тайна» (μυστήριον), таким образом, здесь означает сокрытый от людей план Божий о домостроительстве человеческого спасения, об устройстве на земле Царства Божия (ср. Дан. 2 и сл.).

«А тем внешним всё бывает в притчах». Другие, не принадлежащие к этому составу окружающих Христа людей, недостойны такой высокой милости от Бога и получают научение от Христа посредством притчей. Слово «внешние» (οἱ ἔξω) не имеет здесь значения унизительного эпитета, а просто указывает на известную степень, на которой стоят люди в знании тайны. Одним эта тайна вполне доверена, другие же получают некоторое представление о ней путем притчей. Все-таки притча как непрямой способ раскрытия мысли не может вполне осветить столь темный предмет, как тайна Царства Божия, в особенности, если притча не будет объяснена.

«Всё» – конечно, не в буквальном смысле, а только «всё», касающееся тайны Царства Божия.

«Так что они своими глазами смотрят и не видят...» (ἵνα βλέποντες βλέπωσιν). В простонародном языке союз ἵνα часто имеет одинаковое значение с союзом ὅπως – «так что» или даже значит просто «что», но при этом обычно впереди находятся глаголы со значением «просить». Без этих глаголов союз ἵνα может означать только «чтобы» (цель). Поэтому и здесь следует перевести всё выражение так, как оно переведено в Евангелии от Матфея (Мф. 13:15: «да не увидят глазами»). Очевидно, что евангелист Марк берет здесь отрывок из 6-й главы книги Исаии, как и Матфей, но сокращает начало и конец этого отрывка (Ис. 6:9-10). Смысл приведения этого отрывка у Марка такой. Толпе Христос не сообщает прямо тайны Царства Божия потому, что эта толпа находится в том же нравственном состоянии, в каком находились современники пророка Исаии. Притчи Христос говорит им не для того, чтобы они не понимали, но потому, что им не дано понимать («им не дано» – Мф. 13: 11). Дар чрезвычайный – тайну Царства Божия – им не должно получить, очевидно, потому, что они им неспособны воспользоваться и доказывают эту неспособность тем, что остаются еще вне круга учеников Христа.

Таким образом, по представлению Евангелия Марка, притчи Христовы имели двоякое значение. Для толпы, слушавшей Христа, они несколько, в общих чертах, приоткрывали завесу тайны Царства Божия, как бы приглашая войти в глубину понимания этой тайны, а для учеников они были точкой отправления для того, чтобы идти все далее и далее по пути принятия этой «тайны». Ожесточение народа происходило не оттого, что Господь учил притчами, а оттого, что народ уже раньше был настроен известным образом по отношению ко Христу своими руководителями и отказывался пойти в открывшуюся перед ним дверь уразумения. Притом нужно помнить, что важнейший пункт в учении Христа о Царстве Божием был конец Мессии – смерть Христа, с мыслью о которой не могли примириться даже апостолы. Ясно, что прямо проповедовать эту идею всему народу было бы тогда совершенно бесполезно (ср. ст. проф. Богдашевского о цели притчей. Труды Киевской Духовной Академии, 1910, 3).

Мк.4:13. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

Мк.4:14. Сеятель слово сеет.

Мк.4:15. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Мк.4:16. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

Мк.4:17. но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

Мк.4:18. Посеянное в тернии означает слышащих слово,

Мк.4:19. но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

Мк.4:20. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Объяснение притчи о сеятеле, см. комментарии к Мф. 13:18-23.

«Не понимаете этой притчи?» (стих 13). Согласно евангелисту Марку, вопрос учеников (стих 10) относился только к притче о сеятеле, и так Господь действительно мог понять их вопрос, потому что они спрашивали Его «о притчах», а кто спрашивает о смысле притчей вообще, тот, естественно, желает знать и смысл первой притчи. Затем в словах Христа нет упрека ученикам в непонимании притчи о сеятеле; метафора, которую употребил здесь Христос для обозначения судьбы Царства Божия, вовсе не была настолько общеупотребительна, чтобы ученики были сами в состоянии разгадать ее смысл. Своим вопросом Христос хочет только возбудить внимание учеников, показывая им, насколько они еще нуждаются в научении (ср. Мк. 8:17). То, что они получают в дар божественную тайну, не делает еще излишним для них наставления Христа, даже напротив, именно через Его разъяснения и сообщается им этот дар (ср. стих 34).

«Как же вам уразуметь все притчи?» Господь хочет сказать этим, что на основании многих притчей (все) ученикам придется составить себе цельное представление о Царстве Божием. Это будет несравненно труднее, чем разгадать смысл притчи о сеятеле, в которой изображалась еще только проповедь о Царстве Божием, ее ход в мире, а не само это Царство.

Мк.4:21. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

«И сказал им». Притча о свече сказана, вероятно, в другое время – сам евангелист Марк, кажется, намекает на это тем, что отделяет ее от предшествующего выражением «и сказал». Но, тем не менее, он считал нужным именно здесь поместить эту притчу, потому что она как нельзя лучше разъясняет судьбу учения Христова о Царстве Божием. Это учение, как показывает притча о свече, пока скрывается Христом от народа и сообщается только в неприкровенном виде ученикам Его, но со временем оно должно быть открыто для всех, и потому ученики пока должны как можно внимательнее к нему относиться, чтобы впоследствии передавать его другим. См. также комментарии к Мф. 5:15.

Мк.4:22. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

Если бы мысль этого стиха была обособлена, то ее можно бы принять за отдельную притчу: вид приточного отдельного сравнения она имеет именно в Евангелии Матфея (Мф. 10:26). Но здесь она представляет собой обоснование для предыдущего: ибо (в русском переводе «ибо» пропущено) «нет ничего тайного»... Таким образом здесь разъясняется, что выше под «свечой» подразумевалось учение о тайне Царства Божия.

Мк.4:23. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Это изречение более естественным представлялось в приложении ко всему народу, а не к ученикам. Но здесь оно имеет свой смысл. Господь призывает Своих учеников внимательно отнестись к мысли, которую Он сейчас высказал в притче о свече. Ученики должны понять, что учение Христа о тайне Царства Божия со временем должно быть предложено всему миру, что оно для того им и дано Христом.

Мк.4:24. И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

«Замечайте, что слышите». Такой перевод представляет только повторение ранее высказанного призыва (стих 23). Между тем евангелист едва ли без нужды стал повторять одно и то же. Естественнее всего видеть здесь призыв учеников ко внимательному запоминанию всего, что им будет сообщать Христос о тайне Царствия Божия: чем внимательнее они будут относиться к этому учению, тем больше и больше им будет даваться разумения от Бога. Так пророк Елисей наполнил елеем все сосуды, какие к нему принесли, и когда не стало уже пустых сосудов, елей перестал течь (4 Цар. 4:1-6). У Матфея это изречение приведено в другой связи (см. Мф. 7:2).

Мк.4:25. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Здесь проводится та же мысль, что и в предыдущем стихе. Ученики должны быть как можно более внимательны к словам Христа, чтобы заслужить еще большее просвещение светом истины. В противном же случае они утратят и то, что имеют теперь (ср. Мф. 13:12).

Мк.4:26. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

Мк.4:27. и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

Мк.4:28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Мк.4:29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Вторая притча – о семени, которое, будучи брошено в землю, произрастает потом уже без участия земледельца – очевидно, изображает постепенное, правильное созревание Царства Божия в душе отдельного человека, принявшего учение Христа. Проповедники Евангелия, бросающие семена веры в души людей, не могут уже в дальнейшем в точности уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут сжаты и собраны в Царство Божие. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле совершенно излишне. Так и апостолы, которые по большей части были галилеяне и поэтому были склонны к употреблению со своей стороны особых мер к расширению Царства Божия, должны быть спокойными и не волноваться при мысли, что станется с проповеданным ими учением Христа. В свое время при помощи Божией оно даст плод и принесет пользу – вот главная мысль притчи. Но в конце притча получает характер аллегории. Несомненно, что под «жатвой» в 29-м стихе понимается последнее собрание верующих во Христа, которое совершит Сам Христос, теперь пока удаляющийся с земли, но потом должный прийти для того, чтобы собрать плоды Своего посева (ср. Откр. 14:14). Конечно, было бы неудобно прилагать все частности притчи ко Христу, например, стих 27, где сказано, что сеятель не знает, как всходит посеянное им семя. Но ведь частности притчи большей частью и не рассчитаны на то, чтобы непременно все их истолковывать в приложении ко Христу и Царству Божию, они служат только, как и в других притчах, «для украшения и оживления речи» (еп. Михаил).

От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге.

Мк.4:30. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

Мк.4:31. Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

Мк.4:32. а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Третья притча – о горчичном зерне (см. комментарии к Мф. 13: 31-32).

«Чему уподобим»... Господь здесь говорит как Учитель, Который мыслит себя на одном уровне со Своими учениками, чтобы побудить их также принять участие в Его умственной работе, заставить и их серьезно подумать о том, что занимает Учителя. Господь имеет здесь в виду весь окружающий Его народ, а не одних только апостолов.

Мк.4:33. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

Мк.4:34. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Евангелист заключает отдел притчей тремя замечаниями о приточном способе учения Христова. Прежде всего он сообщает, что «таковыми», т.е. подобного рода притчами Господь обычно говорил «им», т.е. народу (ср. стих 1). При этом Господь принимал во внимание способность Своих слушателей к слушанию и разумению Его учения – говорил так и столь долго притчами, насколько народ мог без утомления Его слушать. Во-вторых, евангелист отмечает, что Господь каждую Свою проповедь непременно соединял с какой-нибудь притчей или же облекал в фигуральные выражения. В-третьих, евангелист отмечает, что Господь «наедине», после, всё разъяснял Своим ученикам. Отсюда с очевидностью выходит, что народ вообще не понимал как должно приточного учения Христа о Царстве Небесном и видел во Христе простого нравоучителя, подобного тем раввинам, которые для иллюстрирования своих положений нередко прибегали к разного рода притчам.

Мк.4:35. Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

В истории утишения бури евангелист Марк несколько отступает от Матфея. Так Марк, замечает, что переправа через море совершилась вечером в тот же день, когда Господь так много говорил народу притчами.

Мк.4:36. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

Ученики Христа «отпустили народ», окруживший Христа, т.е. убедили народ, что Учитель чрезвычайно устал и нуждается в отдыхе. Потом они Его взяли с собой в лодку (а не «в лодке», как переведено в русском Евангелии «как Он был», т.е. взяли Его усталого, нуждавшегося в покое. При этом евангелист Марк замечает, что все-таки они не одни поехали на восточный берег моря, а были сопровождаемы лодками приехавших с того берега послушать Христа и теперь составивших, так сказать, свиту Христа во время Его переправы через море.

Мк.4:37. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Мк.4:38. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

Мк.4:39. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

Мк.4:40. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Мк.4:41. И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

В общем, само утишение бури евангелист Марк передает согласно с Матфеем, но все-таки у него есть некоторые особенные детали. Он замечает, что Христос спал «на возглавии», т.е. на подушке кормчего. Затем ученики обращаются ко Христу не в тоне просьбы, как в Евангелии Матфея, а в тоне упрека («Учитель»; у Матфея – «Господь»). Далее Господь обращается с приказаниями к морю и упрекает учеников в слабости веры. Что касается того вопроса, кто «убоялся» и рассуждал о величии Христа, то на основании сделанного выше замечания о поплывших за Христом людях (стих 36) можно полагать, что и эти люди вместе с учениками узнали о произведенном Христом чуде и также дивились Его чудотворной силе. Но само чудо имело в виду, главным образом, учеников Христовых, которым нужно было внушить уверенность в том, что их Учитель, Который скоро должен был послать их на проповедь Евангелия, всегда может защитить их от самых больших опасностей.

4:1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
Дискомфорт не должен отвлекать от главного, от проповеди слова, внимание должно быть сконцентрировано на том, ЧТО говорит наставляющий словом Божиим.
Поэтому, по возможности, во время слушания проповеди имеет смысл устраиваться поудобнее как говорящему, так и слушающему.

4:2-8 Притча о сеятеле, разобрана подробно в Мтф.13:3-9 , остановимся на некоторых моментах
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
Сеятелю, чтобы сеять - для начала надо иметь семена: слово истины Божьей. Затем - выйти с ними куда-нибудь, где логично хотя бы предвидеть всходы. Например, никто из хороших и добросовестных сеятелей не рассыпает семена по асфальту, лишь бы рассыпать их для галочки, для изображения посева.
Никто не сыплет их и в мусорное ведро, раз уж семена в руку попались и их надобно непременно куда-то деть.
Сеятель внимательно присматривается к местам и ищет, в каком же месте наиболее благоприятной может быть их посадка?

Так и духовным сеятелям следует сеять драгоценные семена - в местах, где уместно проповедническое служение (сердца людей христиане видеть не могут, но уместные места посева - возможно определять).

Где сегодня более всего вероятно посеять и ожидать всходов? На людных площадях - зачастую стесняются мнения окружающих, не настолько свободны от мнения человеческого, как раньше в Афинах, например.
Говорить с прохожими, встречая на улице - можно, но, как правило, люди торопятся, разве что на прогулках, в парках и т.д.
Проповедь по домам до сих пор - самая эффективная, как Иисус изначально советовал для проповеди по городам:
послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…в какой дом войдёте сперва говорите «Мир дому сему!» (Лука10:1,5)

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, пото9у что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Если место сеяния присмотрено - можно сеять слово, но, какой будет реакция на посев - зависит от восприимчивости сердца слушающего. Даже если и место выбрано - всё равно часть семян может пропасть (не всеми слово Бога будет воспринято), что
показал Иисус - на наглядном примере. .

4:9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Перед тем, как начать говорить, Христос концентрировал внимание слушателей призывом: «Слушайте!», а в конце говорил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Выходит, он и не надеялся на то, что суть сказанного им - вместят одинаково и абсолютно все.
Замысловатые притчи Христа могли быть восприняты на слух только ушами тех, кто был настроен на духовную «волну»: примерно так, как приемник из множества радиоволн - улавливает только ту, на которую настроена его частота.

4:10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
Потому и вышло так, что из множества слышащих притчу Христа, только несколько человек, плюс 12 апостолов - услышали Христа и остались для того, чтобы спросить значение притчи. Много слушающих, да мало услышавших.

4:11 И сказал им: вам (внутренним, ученикам Христа) дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним (всем остальным) все бывает в притчах;
Означает ли это, что Иисус скрывает смысл притч от внешних – сознательно? Конечно нет.
Здесь речь идет о том, что смысл притчи Иисус открывал только интересующимся, не навязывая суть сказанного никому из тех, кого духовное совсем не интересует.
Для всех, кто не интересовался духовным, притчи продолжали оставаться всего лишь притчами -набором звуков без смысла и без руководства к действию. Послушали, не услышали и прошли мимо Христа.

4:12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Вот и выходит, что можно, оказывается, слушать и не слышать, можно смотреть и не видеть, и прав был Исайя, предсказав такую «слепоглухоту» для народа, слушающего проповедь Христа или христиан о Царстве Бога.
На самом деле - мало у кого уши настроены на духовную волну, но эти мало "нищих духом"- блаженны, ибо уловят "волну" слова Божьего, сказанного через Христа, как написано: «знающий Бога слушает нас, кто не от Бога – тот не слушает нас » (1Иоан 4:6

4:13,14 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
Итак, все нищие духом (кого духовное интересует), этот свой интерес могут реализовать благодаря разъяснениям Иисуса Христа.
И если выше мы обратили внимание на то, КУДА выходить и ГДЕ сеять, то сейчас обращаем внимание на то, ЧТО следует сеять тому, кто от Бога сеет, а не сам по себе.
И это - не что иное, как слово Божье. А если сеем свои личные слова или слова какого-либо другого человека - окажемся не Божьими сеятелями, а праздно говорящими лжеучителями века сего.

Где брать слово Божье для сеяния? Ясно, что из Писания. И если есть печатные публикации, в которых доступным языком разъясняются начатки Библейских учений о Боге, о Христе Его и намерениях для человечества - то это хорошее подспорье для сеятеля.
Задача сеятеля лишь сводится к тому, чтобы сразу ИЗНАЧАЛЬНО (с «младых ногтей») дать понять интересующемуся духовным, что публикации, ОСНОВАННЫЕ на Библии - это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что сама Библия.
И разъяснить, что ТОЛЬКО слово Божье - ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО, а не слово публикаций. Если не читаешь Писание - НЕчему на тебя и действовать, чтобы оживлять.
Помним, что ни одно печатное издание на земле, кроме Библии, не вдохновлено Богом, следовательно, является словом человеческим. А слово человеческое не оживляет к жизни Божией и к образу Божьему.
Если в разъяснении этого сеятель преуспеет, об остальном - и беспокоиться не о чем: Бог через слово Своё САМ для Себя дитя взрастит.

4:15-17 См. также Мтф.13:3-9
[Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
См. также Мтф.13:3-9
О корнях: бывают огромные пирамидальные тополя, а ветер подул - и с корнем такую махину выворотило. Если дерево растёт посреди леса, то оно со всех сторон защищено другими деревьями. Поэтому понятно, что до него ветрам не легко добраться и завалить.
Так и с христианами: если христианин не глубоко корнями своими врос в веру, то одного его «ветры» мира сего свалят легко. А если он в собрании, то и с неглубокими корнями продержаться до нового века сможет, увещевание, окружение и поддержка соверующих не даст ему упасть без подъёма и оставаться во грехах.

Хотя и понятно, что в ситуациях одиночного противостояния «ветрам» проверяется наличие и величина корешков христианина, служившего Богу с собранием
Всякие ситуации в жизни могут быть, ведь с собранием не во всех случаях жизни можно оказаться. Например, меня одного выбросило на чужой остров. Как жить буду? О чем говорить буду? А если без Писания туда попаду, много ли вспомню?
Этой экстремальной ситуации, конечно, может и никогда не случится, но суть в том, что к ней христианин должен быть готов всегда.

4:18,19 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Заботы века сего, желание разбогатеть и другие желания в принципе - в разной степени, но ведут разрушительную борьбу в каждом из нас, в разное время с переменным успехом: то мы побеждаем их, то они нас, если мы расслабляемся.
Поэтому если тернии, вырастающие внутри христианина из-за соблазнов века сего нечестивого, не вырубать, то так буйно разрастутся, что и не заметим, как хорошая земля терновником покрылась. Так что, каждый день за полезный «урожай» в себе бороться надо, искореняя в себе всё, что превращает христианина в мирского человека.

4:20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Не может Бог быть несправедливым и создать сердца с почвами, не воспринимающими слово Его, а потом за это – наказывать.
Такого просто не может быть от Бога справедливости. Это с одной стороны.

А с другой - и слушали все, кто был предуставлен (правильно расположен или предрасположен) к вечной жизни -Деян.13:48.

От чего зависит, расположен ли кто-то слушать и воспринимать слово Божье именно в тот момент, когда ему говорят, или нет? От многих факторов:
от воспитания, условий жизни, интеллекта, собственного характера, даже здоровья и состояния духа на момент слушания: раздражённый человек вряд ли способен УСЛЫШАТЬ что-либо.
Виноваты ли люди, что имеют разное здоровье, воспитание, условия жизни и прочее? Нет, конечно: на всё время и случай и кому как повезёт. В этой системе несправедливости глупо было бы рассчитывать на то, что праведникам перепадёт лучшая участь от жизни, а нечестивым - похуже. Как раз чаще наоборот выходит. Потому и удивляться не стОит, что не очень многие в веке этом на весть Бога с радостью или без неё откликаются.

Иисус не расстраивался сильно от того, что на момент его прихода из всей Иудеи нашлись только несколько восприимчивых сердец – остальным, значит, на тот момент ещё не время и не место было. Только и всего.
Но однажды – для ВСЕХ настанет благоприятное время: всё тысячелетие Христа предназначено для того, чтобы люди, возвращённые к жизни, смогли выбрать для себя - принять им Бога и Божий путь жизни или отвергнуть. Там уже сложнее будет на плохие условия жизни или отсутствие здоровья пенять: совершенные тела иметь будут все воскрешённые.
А вот насчёт восприимчивости ВСЕХ сердец – сомнения берут. Ибо смерть вторая будет шествовать ещё и в тысячелетии Христа (Откр. 20:6)
Значит, не все, к сожалению, из воскрешённых к жизни в Миллениуме - воспримут слово Божье и там. Значит, скверный характер - всё же лучше начинать менять ещё в этой системе вещей.

КТО будет виновен ТАМ? Только САМ человек: станет ли его сущностью миролюбие, справедливость, милосердие, долготерпение, кротость, доброжелательность и т.д. или нет, понравится ли ему жить в Божьих условиях – никто, кроме человека знать не может. А насильно этот путь любви не навяжет никто.

Поэтому не стоит расстраиваться чрезмерно от того, что немногие воспринимают благую весть. Дело «сеятеля» маленькое: сеять семена Божьего хлеба по всем доступным местам. Кто готов на сегодня – услышит сегодня. А у остальных, значит, просто вся подготовка - ещё впереди.

4:21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
Иисус показывает абсурдность зажигания света в случае, если им не пользоваться для освещения: не имеет смысла зажигать свечу, если её потом спрятать под колпак.
Если Бог даёт кому-то много увидеть и правильно понять, то даёт не для того, чтобы он сам много знал и много понимал. Бог даёт всё это человеку для того, чтобы он мог не только сам пользоваться этим светом, но и другим путь освещать. А если кто светом от Бога светить не хочет, то, значит, и сам - во тьме, ибо то, что тебе дал Бог для блага многих, помыслил себе лично оставить.

4:22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Если Иисус кому-то тайно (невидимо для всех остальных) даст свечу духовных знаний - её
свет рано или поздно выйдет наружу в виде духовного просвещения через проповедническое служение.

4:23,24 См. также разбор Мтф.25:29
Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
Иными словами, если мы настроены слышать земное (всё, что полезно для плоти), то услышим для себя в словах Христа – земное и станем типичным земным обывателем.
Если мы настроены на небесное (всё, что развивает духовность), то услышим в словах Христа – духовное. Это поможет нам стать христианином и развивать свою личность в стремлении к совершенству.

4:25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
Кто имеет духовный настрой – тому он будет расширен ещё и пониманием того, что говорит Христос. У кого его нет, тому и расширять нечего.

4:26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,… Бросил в ямку, бережно укрыл землицей домик для семени и всё. И ждёт терпеливо всходов. Не день и не два. Долго ждёт. И голую землю неутомимо поливает, рыхлит
бережно, чтобы семени там, в глубине земли - уютно жилось.
И ворОн неустанно гоняет, чтобы не выклевали. Ибо сеятель верит, что семя там - живёт себе поживает, и росточек на радость хозяина наживает.
Очень надо хозяину, чтобы семя проклюнулось и к солнцу потянулось. Жизнь хозяина от этого зависит: не вырастит ничего, с голоду и умереть недолго. Потому и бережёт сеятель домик зёрнышка.

Ни одного не встретишь сеятеля, кто посеял бы и откапывал бы каждый день землю, проверяя, а не проклюнулось ли оно, чтобы зря не трудиться с вёдрами для полива. А коли было бы так - дождался бы всходов сеятель?

То же можно сказать и о тех, кто сеет семя Божье в сердца слушающих, но хочет быстро результат получить. Но не верит, что посеянное - САМО либо вырастет, либо нет, ибо Бог за этим процессом роста Сам следит (1Кор.3:6). И потому - «копается» постоянно в сердцах слушающих и душу из них вытряхивает, проверяя с напором, а изменяют ли носители семени Божьего жизнь свою – каждый день?
Одним словом, сеятелю слова Божьего надо пример с сеятеля пшеницы брать: бросили в ямку зёрно, бережно укрыли землицей и всё. И ждём терпеливо всходов. Только «поливать» не забываем. И не откапываем. А Бог САМ взрастит, если Ему угодно будет. И тогда, когда Ему угодно будет. Даже если «в сезон урожая», как нам кажется - мы лично всходов не видим – не время, значит, зерну этому пока прорастать. Главное для нас - верить и ждать.

4:27-29 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Марк - единственный, кто записал эту притчу. Почему Иисус уподобил процесс сеяния и возрастания плода - Царству Божьему?
Похоже, что система вещей Бога (Царство Бога) наступит ПОЭТАПНО. Сначала совсем его не видно, сеятели лишь сеют. Потом рост плодов Царства должен быть заметен: появление принимающих слово Божье христиан. Затем должна наступить жатва: сбор и сортировка всего, что выросло на земле с момента сеяния (от времени Нового Завета). Первый урожай «пшеницы» (будущих соправителей Христа) будет перебран и собран в первом воскресении (Откр. 20:4Э6). Остальной будет созревать ещё тысячу лет Миллениума.
Думаем, что вся история развития человечества – это всего лишь этапы становления на земле системы вещей Бога (Царства Бога, седьмого вечного дня)

4:30-32 См. такжеМтф. 13:31-33. Притча о подобии Царства Бога горчичному зерну
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. (Женевская)
На момент прихода Христа плод Царства Отца его от посеянного слова - был мал, как крошечное горчичное семечко, всего-то 12 учеников. Но когда деятельность сынов Царства расширится и оно «вырастет» - «горчичное семечко» слова Божьего превратится в огромное дерево миропорядка Бога, где все праведники найдут прибежище и покой. Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда- напоминает Иез. 17:23 и 32:6, где птицы - это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

4:33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
Иногда начинаем кому-то что-то разъяснять и так увлекаемся подробностями, что выдаём информации намного больше, чем человек может понять и осилить на данный момент. А всё почему? Потому что думаем, что если нам понятно, то так же понятно должно быть и другим.
Иисус так не думал: он сообщал ровно столько информации (находил оптимум), сколько могли с интересом выслушать и понять. Сказать меньше оптимума - не поймут, сказать больше - устанут воспринимать и внимание будет рассеиваться,
А потому сеятель слова Божьего должен научиться определять духовный возраст того, кто перед ним и сеять – соответственно возраста:
если грудничка хлебом накормить, то он и умереть от несварения может.
А кому-то и сухари по зубам.

4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Для всех слушающих Иисус говорил иносказаниями, язык слова Божьего переводил на аналогии наглядных примеров.
Выражение «ученикам наедине изъяснял смысл » не означает, что ТОЛЬКО ученикам Иисус раскрывал смысл иносказания, а от остальных это скрывал. Но означает, что все, кто оставался узнать смысл сказанного Христом – воспринимались как желающие научиться от него, как ученики. Если бы для этого оставались все, то Иисус объяснял бы всем, ни от кого бы из желающих знать – ничего не утаил.

4:35-38 См. также Мтф.8:23-26 Случай на море с бурей.
Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
Вопрос требовательный и возмущённый: «Тебе и нужды нет что ли, что мы тут погибаем?!» А почему, собственно, у Христа должна была быть нужда в том, чтобы непременно оградить
своих учеников от трудностей? Разве он обязан был чем-то ученикам своим?
Все мы иногда считаем, что Бог обязан замечать нашу нужду и избавлять от трудностей, но забываем слова Павла:
«Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать ?» Римл. 11:35
Не должны нам ни Бог, ни Христос Его - ничего, и если по милости Своей - не соблаговолят они что-то нам дать, то и вовек не выколотить ничего из них - бренному человеку.

4:39,40 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Почему Христос так сказал, ведь для человека свойственно бояться стихии? Потому, что он был с ними, и в зависимости от того, насколько они верили в сердцах своих в то, что Христос - Сын Божий, от Бога посланный и власть имеющий - насколько и страшно им было. Ведь если, я к примеру, с директором завода заодно и он - мой друг, то никто мне на заводе не страшен, ибо я знаю, что директор всё решит потому, что власть имеет.
Такая же вера должна была бы быть и у учеников в отношении их «директора» - Иисуса Христа

О том, что Иисус Христос с нами - до скончания века, все читали и все верим теоретически. Но стоит случиться серьезным проблемам, то по нашим действиям сразу видно, видим ли мы с собою рядом Иисуса Христа, доверяем ли ему и его принципам? Или - своими человеческими методами действовать предпочитаем в решении возникающих проблем?

4:41 См. также разбор Мтф. 8:27
И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Казалось бы - ведь по чудесам очевидно, что перед ними не простой смертный. А удивление возникло.
Пример тому, что как ни подгоняй и не торопи веру взрослеть - она сама по себе, и только постепенно в человеке крепчает: не сразу ученики окрепли в уверенности во Христа Божия, хотя и видели множество оснований для своей веры.
Инертное состояние человеческого мышления, требующее времени на перестройку осмысления увиденного, не позволяет человеку быстро ориентироваться в новых незнакомых ситуациях, приходить к правильным выводам и поступать правильно.

Вот почему нельзя ожидать он христиан мгновенной духовной зрелости, мгновенного правильного понимания Божьих истин и правильных поступков - с первого и даже с десятого услышанного слова.

Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако опять повинуется Ей: ибо ради Нее выходит к морю. Садится в корабль для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не имеет назади Себя.


И глаголаше им во учении Своем: Слышите, се изыде сеяй сеяти: и бысть егда сеяше, ово паде при пути, и приидоша птицы, и позобаша е. Другое же паде при камени, идеже не имяше земли многи: и абие прозябе, зане, не имяше глубины земныя: солнцу же возсиявшу присвяде, и зане не имяше корене, изсше. И другое паде в тернии: и взыде терние, и подави е, и плода не даде. И другое паде на земли добрей: и даяше плод восходящ и растущ, и приплодоваше на тридесять и на шестьдесят, и на сто. И глаголаше: имеяй уши слышати, да слышит. Егда же бысть един, вопросиша Его, иже бяху с Ним, со обеманадесяте о притчи. И глаголаше им: вам есть дано ведати тайны царствия Божия: онем же внешним в притчах вся бывают: да видяще видят, и не узрят: и слышаще слышат, и не разумеют: да не когда обратятся, и оставятся им греси.


Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает: то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая, которая губит семя. Но кто такой сеятель? Сам Христос, Который, по человеколюбию и снисхождению, неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? не Моисеево ли? не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял, но из семян одно пало на душу, подобно дороге попираемую многими, - и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К каким людям относятся человекоугодники, они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути: потому что сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худою, губит семя, то есть, слово. Впрочем некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть, Христа. Другое семя пало на душу каменистую: - разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поколику приняли слово: но как они принимают слово на время и потом отвергают, то чрез это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом: ибо терние суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшею!


Ученикам, спросившим Его наедине, говорит: вам есть дано ведати тайны. Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим нет? Быть не может: но тем дано, как ищущим: ищите , сказано, и дастся вам: а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! Да видяще , - это от Бога, - не видят , - это от злобы их: ибо Бог создал их видящими, то есть, понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим в притчах глаголю, да видяще не видят и слышаще не слышат , чтобы хотя поэтому обратились и исправились.


И глагола им: не весте ли притчи сея? и како вся притчи уразумеете? Сеяй, слово сеет. Сии же суть, иже при пути, идеже сеется слово, и егда услышат, абие приходит сатана, и отъемлет слово сеянное в сердцах их. И сии суть такожде иже на каменных сеемии, иже, егда услышат слово, абие с радостию приемлют е, и не имут корения в себе, но привременни суть: таже бывшей печали или гонению словесе ради, абие соблажняются. А сии суть иже в тернии сеемии, слышащии слово, и печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящия подавляют слово, и безплодно бывает. И сии суть, иже на земли добрей сеяннии, иже слышат слово и приемлют, и плодствуют, на тридесять, и на шестьдесят, и на сто.


Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни невнимательны, эти означены словом - при пути: другие малодушны, сии разумеются под словом - на камени: третьи сластолюбивы, означаемые словом - в тернии. Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто, - это люди совершенной и высокой жизни: другие - в шестьдесят, - это средние: иные - в тридцать, которые хотя не много, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе, в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!


И глаголаше им: еда светильник приходит, да под спудом положат его или под одром? не да ли на свещнице положен будет? Несть бо тайно, еже не явится: ниже бысть потаено, но да приидет в явление. Аще кто имать уши слышати, да слышит.


Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, говорит, будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую: ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником: а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечник. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечник, то есть, на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище, и не под кроватью бездействия. Ибо никто занятый попечением о пище и преданный лености не может быть светильником, светящим своею жизнию для всех. Несть бо тайно, еже не явится. Что бы кто ни делал втайне, доброе, или злое, - все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти.


Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, говорит, что слушаете: не опускайте ничего сказанного Мною. В нюже меру мерите, возмерится вам: то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую: а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда: а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается.


И глаголаше: тако есть (и) царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю. И спит, и востает нощию и днию, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. О себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в класе. Егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва.


Под царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. Человек есть сам Бог, соделавшийся ради нас человеком. Он бросил в землю семя , то есть, евангельскую проповедь. Бросив его, Он спит , то есть, восшел на небеса: впрочем Он и восстает ночью и днем. Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть, долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его: восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его: потому что мы свободны: и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть, приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем траву , показываем начаток добра: потом - колос , когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям: ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития: затем образуются в колосе полные зерна , - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет жатва , тогда серп собирает плоды. Серп этот есть Слово Божие, а жатва - время кончины.


И глаголаше: чесому уподобим царствие Божие? или коей притчи приложим е? Яко зерно горушично, еже егда всеяно будет в земли, мнее всех семен есть земных: и егда всеяно будет, возрастает, и бывает более всех зелий, и творит ветви велия, яко мощи под сению его птицам небесным витати. И таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати: без притчи же не глаголаше им словесе: особь же учеником Своим сказаше вся.


Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и - ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на земле проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть, все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив еллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего, и пустила великие ветви. Ибо апостолы, как ветви, разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поелику народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному, или заставить его подойти и спросить и по вопросе разуметь непонятное. Так ученикам объяснял Он все наедине: поелику они прямо приступали к нему, и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали, и чего не знали, а не вообще все, даже ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.


И глагола им в той день вечеру бывшу: прейдем на онпол. И отпущше народы, пояша Его якоже бе в корабли; и инии же корабли бяху с Ним. И бысть буря ветрена велика: волны же вливахуся в корабль, яко уже погружатися ему. И бе Сам на корме на возглавнице спя: и возбудиша Его, и глаголаше Ему: Учителю, нерадиши ли, яко погибаем? И востав запрети ветру, и рече морю: молчи, престани, и улеже ветр, и бысть тишина велия. И рече им: что тако страшливи есте? како не имате веры? И убояшася страхом велиим, и глаголаху друг ко другу: кто убо Сей есть, яко и ветр и море послушают Его?


Матфей повествовал об этом иначе, нежели как Марк: о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и, наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее. Господь берет с Собою одних учеников, предоставляя им быть зрителями будущего чуда. Но чтобы они не превозносились тем, что других отослал, а их взял, и вместе, чтобы научить их переносить опасности, попускает им быть в опасности от бури. А спит Он при сем с тою целью, чтобы чудо показалось им тем важнее, после того как они перепугались. Иначе, если бы буря случилась при бодрственном состоянии Христа, - они не испугались бы, или не обратились бы к Нему с прошением о спасении. И вот Он попускает им быть в страхе от опасности, дабы они пришли в сознание силы Его. Поелику они только на других видели Благодеяния Христовы, а сами не испытали ничего подобного, то была опасность, что они сделаются беспечными: посему Господь попускает быть буре. Он спит на корме корабля (она была, конечно, деревянная). Пробудившись, Христос запрещает сначала ветру, так как он бывает причиною морского волнения, а потом укрощает и море. Обличает и учеников за то, что они не имели веры. Ибо если бы они имели веру, то верили бы, что Он и спящий может сохранить их невредимыми. Ученики говорили между собою: кто есть Сей? потому что имели еще неопределенное понятие о Нем. Так как Христос укротил море одним повелением, а не жезлом, как Моисей, не молитвенным воззванием, как Елисей Иордан, не ковчегом, как Иисус Навин: то по этой причине Он показался им выше человека: а тем, что спал, Он являлся им опять человеком.