Тайна каменной головы из сергиевского парка. "камень-голова", уходящая в землю В каком месте находится каменная голова

Парк Сергиевка в Петергофе успела покорить своей красотой не только простых обывателей, но и опытных культурологов. Дворцово-парковому ансамблю уже присвоили статус памятника федерального значения за его уникальные постройки, иллюстрирующие архитектурное направление начала 19 столетия. Однако, несмотря на современную индивидуальность, история этого сквера началась с типичных для того времени событий.

История парка

Создавая в 18 столетии городок неподалёку от северной столицы России, Романовы заботились о собственном уюте, позволяющем комфортно работать над делами государства. Поэтому Петергоф был местом проживания не только императорской четы, но и приближённых к ней лиц. Постепенное заселение этой территории дворянами из знатных родов повлекло за собой облагораживание местности. Именно благодаря такой деятельности со стороны любимца Петра Великого – Александра Ивановича Румянцева – появился сад с летней усадьбой.

Позднее права на владение перешли к сыну и законному наследнику – фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И только представитель 3 поколения хозяев оставил значительный след в истории парка. По имени Сергея Петровича небольшой участок прозвали Сергиевкой.

Вид сбоку на главную усадьбу императорской дочери и её супруга.

Постепенно семейство Румянцевых отдалялось от службы государю. А уже в 1820-х разочарование в ожиданиях либеральных реформ стало причиной полного отдаления от семьи императора. Поэтому в это время усадьба продаётся Кириллу Нарышкину. Несмотря на знатность рода и постоянное общение с правительствующими лидерами, мужчина приобрёл поместье совсем не для увеличения своей роли при дворе. Напротив, он купил имение для летних развлечений с гостями недалеко от самых роскошных парков России.

Дополнительная информация! Именно при этом хозяине сквер пришёл в запустение, так как ни растения, ни постройки не обновлялись.

Следующим покупателем этого тихого местечка стал сам император. В 1838 году Николай I выкупил имение для Лейхтенбергского герцога Максимилиана и его жены – дочери государя – Марии Николаевны. Сергеевка стала загородным домиком для молодожёнов, а затем для их детей и внуков. До того, как супруги впервые посетили это место, поместье было обновлено. Посадили множество новых культур, оформили тропинки около пруда, полностью изменили интерьер помещений.

Дворец супругов Максимилиана и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Чуть позднее – в середине 1840-х – были выстроены Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а также загородный дворец. Их автором стал знаменитый архитектор Штакеншнейдер, который руководил постройкой Мариинского дворца. В то же время в тени лесов была возведена капелла, покрытая мрамором. Сергеевка продолжила обновляться. Из гранитных валунов вырубались скамейки и скульптуры, повторяющие сюжеты античности. Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе дополнялась садовыми культурами, привезёнными из европейских держав.

Начиная с 20-х годов прошлого века усадьба Сергиевка в старом Петергофе обрела статус памятника природы регионального значения. Государство установило контроль за этой территорией и поместило в корпуса биологический факультет Ленинградского университета. Военные годы выдались тяжёлыми для Сергеевки, так как усадьба была в непосредственной близости к городу государственного значения – Санкт-Петербурга. В это время разбомбили главное здание и помещения ВУЗа, были утеряны основные достопримечательности.

Важно знать! Восстановлением культурной ценности Петродворца занимались В. И. Зейдеман и К. Д. Агапова.

Достопримечательности и особенности

Благодаря тому, что Сергеевка в Петергофе длительное время принадлежала императорской чете, на территории появились удивительные скульптуры и сооружения. Многие из них дошли и до наших дней. При посещении парка, необходимо обратить внимание на следующие достопримечательности:

Достопримечательность Интересные факты
Дворец Лейхтенбергских Здание построено в удачном месте. Его видно издалека, крыша возвышается над кронами деревьев ещё по пути с автобусной остановки. Из окон усадьбы открывается вид на Финский залив.
Руины церкви Долгое время шли споры о том, к какому религиозному направлению можно отнести храм. По описанию внешнего вида можно убедиться в том, что здесь главенствовали католические обычаи. Однако были найдены на внутренних стенах слова на церковнославянском, благодаря чему сомнения отпали.
Каменная голова в Петергофе По мнению искусствоведов, гранитная голова витязя появилась в Петергофе в 1850-е по задумке самой Марии Николаевны. Однако этот факт не отражён в достоверных источниках. До сих пор ведутся споры о том, кто является автором и каким годом необходимо датировать этот уникальный памятник. Также высказывается мнение о том, что это голова Адама, вырубленная по прихоти гостей Петергофа.
Каменные скамьи Вырублены из валунов, выполнены в стиле «неогрек». После бомбёжек Великой отечественной войны их осталось только 3.
Водоподъёмная машина По мнению историков, её архитектором также был Андрей Штакеншнейдер. Несмотря на простоту и практичность, подобной достопримечательностью могут похвастаться не все усадьбы богатых дворянских семей.
Камень с отверстиями. Его случайно раскопали во время реконструкции после Великой отечественной войны. В огромном камне вырублены 4 ступеньки, выше которых расположились отверстия для крепления объекта. Однако мнения о том, какую функцию выполняла конструкция, расходятся.

Гранитная голова Адама Петергоф

Посещение парка

Посещение парка является бесплатным. Прогулка по тропинкам, отдых на старых скамейках и фотография с головой из земли в Петергофе займут немного времени, но оставят множество хороших впечатлений об этом местечке. Можно заказать экскурсию «Шедевры Штакеншнейдера» и подробнее узнать об истории архитектурных сооружений этого места и близлежащих территорий. Также доступная пеший тур «Истории из жизни. Семья Бенуа в Петергофе», которая откроет перед гостями историческую сторону Сергеевки.Для иностранных гостей есть возможность заказать частного гида с экскурсией «Park Sergievka: history of Peterhof’ sstones». Основными достопримечательностями, на которых будет сфокусировано внимание, будут оставшиеся каменные постройки и голова великана.

Адрес, как добраться, есть ли парковка

Точный адрес: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Ораниенбаумское шоссе.

До этого места идут без пересадки автобусы: 200, 348, 349, 682, 683, 684, 685А, 686, 687. Ехать нужно до остановки Биологический институт.

Единственным путём, по которому можно за короткий срок доехать до Сергеевки на личном автомобиле, является дорога Западного скоростного диаметра. По пути можно насладиться красотами близлежащих территорий, однако за поездку придётся заплатить не меньше 250 рублей*.

Более подробную карту проезда можно найти на сайте .

Важная информация! Обустроенной парковки нет, однако недалеко от усадьбы есть немного места на покрытой асфальтом дороге, где гости и оставляют свои машины. Однако зимой эта местность не расчищается.

Есть ли на территории магазины сувениров, кафе, камеры хранения, другие полезные услуги для туристов

На территории парка запрещена торговля, однако при входе в парк можно увидеть небольшую лавочку с петербургскими сувенирами.

Романтика осенней Сергеевки.

Парк Сергеевка – часть Петергофа – издавна удивляла гостей дворянского происхождения своей красотой. Это место поистине уникально, над ним поработала и рука знаменитого мастера, и природа.Благодаря этому до сих пор люди восхищаются местными красотами.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 года.

Старинная усадьба герцогов Лейхтенбергских красива в любое время года. Несмотря на некоторую запущенность, она до сих пор производит яркое впечатление на путешественников. Государь Николай I, подаривший поместье своей дочери Марии в честь ее бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, пригласил для строительства дворца новобрачным архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Дворцово-парковый ансамбль, созданный этим талантливым зодчим, был достоин своих царственных владельцев. Но в наше время, пожалуй, больше всего привлекает туристов таинственный памятник, расположенный в глубине парка. Никто не знает его автора и прототипа, а уж количество тайн и легенд, окутывающих его, может удивить любого.

И уйдет Санкт-Петербург под землю…

Пройдя по дорожке вдоль берега речки Кристательки, протекающей по дну каменистого оврага, вы выйдете на небольшую полянку. Что за необычное творение? Перед нами прямо из земли вырастает огромная голова-валун с родником, бьющим у ее основания. Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты витязя лаконичны, выразительны и омрачены глубокой печалью. Что же так опечалило русского богатыря? Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое - исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.

“Пред ним живая голова”

Вы помните эти строки из “Руслана и Людмилы”? Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским посетил Сергиевскую усадьбу. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”.

Крестный отец

Третья легенда гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь. Государь Петр I стал крестным отцом прелестной девочки. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.

Сам император

Еще одна, маловероятная, версия происхождения памятника гласит, что это - голова самого императора Петра I. Существует два варианта ее появления. Первый - памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но, якобы, памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать. Второй - голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.

Шведский герой

Ну, и последняя, самая невероятная история рассказывает, что голова - это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем, а осталась в глубоком овраге.

Мифы и реальность

Чьи же черты запечатлел в камне неизвестный автор? По некоторым сведениям каменная голова появилась в парке в 1800 году. Предположительно, автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя самого каменотеса история от нас скрыла. В разнообразных документальных и художественных источниках скульптуру называют “Русич”, “Старик”, "Адамова голова", “Воин”. Пожалуй, название “Воин” подходит каменному изваянию больше всего - в переносице видно отверстие, в котором когда-то крепился металлический шлем. В настоящее время эта деталь утрачена.

Кроме головы в овраге ранее располагалось еще множество каменных памятников, но, более маленького размера. Например, обелиск из оврага в настоящее время установлен в Александрии и носит название Памятник работным людям. А на территории парка до сих пор можно найти скамью, вырубленную из цельного куска гранита.

Голова и современность

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале “Спартак” была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета - если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.


Людей всегда интересовали древние цивилизации и их невероятные способности создавать мегалиты. Одной из таких тайн являются резные каменные головы цивилизации ольмеков, обнаруженные в Мексике. Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.


Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.


Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива, в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.


Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.


Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата, чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.


Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.


С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.


Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.), хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.


Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.


Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.


В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.


Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тшательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.


Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.


Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.


Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.


На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

По маиериалам: thevintagenews.com

В продолжение темы для всех, кому интересна история древних цивилизаций .

Этот парк не входит в популярные туристические маршруты. Сюда не привозят туристов со всего мира, чтобы полюбоваться фонтанами и дворцами. Парк расположен дальше знаменитого дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Это Старый Петергоф в Петродворцовом районе, куда приезжают чаще всего коренные петербуржцы, чтобы побродить по тенистым аллеям парка, насладиться его дивной красотой.

Особенностью этого места является множество садов, о которых, похоже, все забыли, бросив красивейшую природу и уникальные здания на растерзание безжалостному времени. Вероятно, именно эта аутентичность превратила Сергиевку в особенное пространство.

Немного истории

В далеком прошлом на этом месте шумел дремучий лес. После того как в нем выкупил землю А. И. Румянцев — общественный деятель, политик времен Петра I, - он, построил здесь поместье, но от него сейчас не осталось и следа.

В честь Сергея Румянцева, внука первого владельца этих земель, парк и получил свое нынешнее название. Затем усадьба была приобретена Кириллом Нарышкиным — видным деятелем при дворе императора, но почти сразу после его смерти территорию выкупил Николай I для своей дочери и ее супруга герцога Лейхтенбергского.

Новые владельцы заказали архитектору Андрею Штакеншнайдеру спроектировать и построить на территории парка "Сергиевка" в Петергофе загородный дворец, здания для прислуги, церковь и разбить сады.

В двадцатых годах прошлого столетия парк получил статус памятника природы. Усадьба со всеми прилегающими к ней зданиями и территориями была передана Ленинградскому университету, в чьем ведении она находится и сегодня. Этот факт подтверждает табличка у поворота ко дворцу.

В годы Великой Отечественной очень пострадал: практически все здания были частично или полностью разрушены. К огромному сожалению, они не восстановлены и не отреставрированы полностью до сих пор, хотя реставраторы уже начали работы в Старом Петергофе.

Парк "Сергиевка": описание

Ландшафтный парк, который был создан в первой половине XIX века, занимает территорию в сто двадцать гектаров. Он был разбит на месте естественного лесного массива и сегодня частично сохранил первоначальную планировку. этого памятника природы представлен неморальными и южнотаежными лесными сообществами, лугами, низинными болотами и прибрежными тростниковыми зарослями.

В северной части (от Финского залива до Ораниенбаумского шоссе) преобладают береза и в средней части - дубы и липы. В остальных местах встречаются березы и ели. Наибольшие площади в парке заняты березняками и ельниками.

Этот парк наделен особой красотой, благодаря нескольким искусственным прудам с плотинами и двум оврагам. По их дну текут к Финскому заливу ручьи, через которые переброшены многочисленные мостики. С 1920 года здесь располагаются научные лаборатории Санкт-Петербургского государственного университета.

Парк считается относительно небольшим. Особенно если сравнивать его с дворцово-парковым ансамблем Петергофа, Нижним парком. Несмотря на это, здесь есть на что посмотреть.

Усадьба Лейхтенбергских

Это первое строение, которое вы увидите, войдя в парк. Его прекрасно видно с автобусной остановки, на которую направлен фасад дворца. Из этого можно сделать вывод, что благородным обитателям усадьбы открывался потрясающий вид на Финский залив.

Проект дворца разработал архитектор Андрей Штакеншнейдер, который мастерски владел многими стилями и в своих произведениях их весьма удачно сочетал. К примеру, в архитектурный облик этого дворца ему удалось вплести элементы стиля неогрек.

Архитектура дворца несколько напоминает стиль античной виллы с довольно сложной структурой благодаря фасадам, которые дополнены галереями, террасами, примкнувшими павильонами. Двухэтажное здание дворца было построено в 1842 году в стиле позднего классицизма. Кажущаяся сложность его плана обманчива: он тщательно продуман до мелочей и организован рационально.

К завершению строительства (1842 г.) рядом с дворцом были построены Кухонный и Гофмейстерский корпуса. Сегодня, к сожалению, выглядят они не блестяще. Отделка сооружения стилизована под помпейское искусство. Над живописной лепкой дворца и его убранством работали несколько мастеров: М. Андреев, И. Табарин, И. Дролингер, С. Давыдов. К сожалению, меблировка от братьев Гамбсов безвозвратно утрачена.

На территории усадьбы есть и другие постройки, но их, как и дворец, сегодня можно осмотреть только снаружи. Это корпус для слуг, кухонный и прочие, разбросанные практически по всему парку. Выглядят они не так привлекательно, как дворец, у которого тоже пока отреставрированы только два фасада - северный и восточный, но реставрационные работы продолжаются, и очень хочется верить, что вскоре дворец обретет свое былое великолепие.

Сейчас в здании дворца и некоторых парковых постройках располагается

Каменная голова

Несмотря на то что парк "Сергиевка" в СПб создавался вокруг усадьбы и долгое время назывался в ее честь, главной достопримечательностью является не поместье. Визитной карточкой парка является огромная каменная голова, которая смотрит на всех гостей усадьбы с земли.

Эта скульптура овеяна многочисленными легендами, а сказать, кто и зачем ее высек в парке, пожалуй, не сможет никто. Это работа неизвестного мастера, высеченная в огромном гранитном камне. Памятник находится на склоне оврага, по соседству с усадебным домом. Мимо него проходит тропинка от хозяйского дома к ферме.

Размеры изваяния — 2х2,2х1,8 метра. Скульптура представляет собой лицо человека, возможно, воина. Над землей видна лишь верхняя его часть. Глаза человека широко раскрыты. Левая часть лица только грубо намечена мастером. Затылочная часть валуна вообще не обрабатывалась.

Большинство исследователей едины во мнении, что эта скульптура изготовлена в конце XVIII — начале XIX века. Существует версия, ее создали по образу Петра I, оказавшего помощь семье неизвестного скульптора. И какое-то внешнее сходство с царем можно увидеть.

По другой версии, это и есть та голова, о которой писал в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкин. Надо признать, что большинству туристов последняя версия кажется более привлекательной. В наши дни часть скульптуры погребена под землей и является одной из главных загадок Петергофа. Для того чтобы увидеть ее, следует обойти дворец, спуститься по лесенке и перейти ручей. Там вы и обнаружите это таинственное творение.

Другие каменные объекты

Еще несколько крупных валунов расположено на территории парка "Сергиевка". Каменная голова является самым известным из них. В парке находятся три скамьи, вырубленные из валунов. На берегу Финского залива, неподалеку от бывшего здания водоподъемной машины, автором которого считают Андрея Штакеншнейдера, находится большой камень с вырубленными ступенями и четырьмя отверстиями, которые предназначались для крепления сооружения.

Версии по поводу его назначения разнятся — от подмостков или трибуны летнего театра до пристани для лодок, а может, камень являлся своеобразной обзорной площадкой.

Пляж на озере Зеленка

Можно не быть крупным специалистом в области чтобы понять, почему озеро, расположенное в парке "Сергиевка", носит такое название. Достаточно лишь взглянуть на него: вода ярко-зеленого цвета из-за малой глубины и множества растений, которые видны на дне. Кроме того, его окружают деревья, ветви которых в весной и летом покрываются изумрудной листвой, которая отражается в воде и еще более усиливает этот эффект.

Купаться здесь — удовольствие сомнительного свойства, хотя в летний зной некоторые отчаянные туристы пытаются охладиться в Зеленке.

Руины церкви

Если, войдя в парк, пройти примерно двести пятьдесят метров вдоль служебных корпусов, то можно обнаружить остатки четырех стен древней церквушки, которую оставили в таком плачевном состоянии после окончания войны. Историки предполагали, что это был католический костел, но поскольку район постройки был слишком далек от западного христианства, от этой версии быстро отказались.

Позднее были обнаружены подтверждения того, что церковь являлась православным храмом: на одной плите были высечены слова на церковнославянском. Особенными эти руины считают еще и потому, что здесь можно сделать замечательные фотографии в дверном проеме: великолепные резные узоры по его краям остались нетронутыми.

"Собственная дача"

Парк "Сергиевка" своей восточной окраиной граничит с территорией усадьбы "Собственная дача". Нередко об этих территориях говорят как о комплексе, но на самом деле это две разные усадьбы. Главная достопримечательность этого места — дворец, который был построен к началу правления царевны Елизаветы Петровны.

После столетнего запустения его подарили цесаревичу Александру Николаевичу. В советские времена здесь располагался музей. А сегодня в нем начались полномасштабные реставрационные работы, в которых здание уже очень давно нуждалось. Но даже в таком состоянии видно, что это один из архитектурных шедевров Петербурга.

Атланты на своих могучих плечах держат резной фасад, а на высоких колоннах покоится мансарда на третьем этаже. Помимо дворца, на территории дачи цесаревича были высажены изысканные сады, проложены извилистые тропинки в окружении валунов. Была здесь и небольшая домовая церковь Святой Троицы, которая длительное время пребывала в жалком состоянии.

Сейчас ее реставрация почти завершена, в ней уже ведутся службы и проводятся церковные праздники.

Если вы посетите парк "Сергиевка", то не поленитесь немного прогуляться по его ближайшим окрестностям. Здесь очень много интересных мест, которые неведомы обычным туристам.

Дачи Бенуа

Это комплекс зданий, расположенный в полутора километрах от парка. Все они выполнены в стиле русского зодчества, дополненные элементами Остатки деревни Бобыльской, которая объявлена культурным достоянием Петергофа, разрушаются на глазах.

Домов в этой местности было гораздо больше, но многие из них погибли во время пожаров, а часть была разрушена во время войны. Эти поместья получили такое название, потому, что проектировал их архитектор Леонтий Бенуа для состоятельных и влиятельных семейств своего времени. Эти здания дополняют мистическую и печальную атмосферу Старого Петергофа.

Ораниенбаум

Это истинно королевская резиденция, расположенная в поселке Ломоносово. Размах здесь ощущается во всем. Когда-то здесь жил Петр III, еще до того, как он занял российский престол. Екатерина II объявила Ораниенбаум поместьем царской семьи. Хотя трудно назвать эту территорию поместьем, поскольку это настоящий ансамбль парков (Нижнего и Верхнего) с многочисленными дворцами, скульптурами, зданиями в стиле рококо.

Здесь можно увидеть Китайский и Меншиковский дворец, множество корпусов для прислуги, павильонов и других построек, о которых экскурсоводы рассказывают множество интересных историй.

Как из Санкт-Петербурга доехать до парка?

Если вы решили посетить парк "Сергиевка", как добраться до него, мы вам расскажем далее. Он находится в Петродворцовом районе Северной столицы, а доехать сюда можно на автобусе, маршрутке или на собственном автомобиле.

Автобусом

Вам необходимо доехать от станции метро «Автово» на автобусе № 200 до Сергиевки. Дорога займет около полутора часов в зависимости от протяженности пробок на выезде из города.

Маршруткой

От метро «Автово» можно до Сергиевки доехать на маршрутках № 401, К300. От метро «Проспект Ветеранов» до памятника вас доставит маршрутка № К343.

Парк усадьбы Сергиевка имеет статус Государственного памятника природы, но не одними только прекрасными дубравами и живописными прудами знаменит.

В конце восемнадцатого века усадьба стала собственностью императорской семьи. В 1839 году Николай I подарил её своей дочери Марии Николаевне по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Чтобы придать усадьбе облик, достойный новых хозяев, был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, уже успевший хорошо себя зарекомендовать на строительстве дворцов для членов царской семьи. В результате в Сергиевке появился дворцово-парковый ансамбль, радующий глаз по сей день, хотя и далеко не в той степени, как это было при жизни Марии Николаевны.

Однако вернемся к камню. Откуда он взялся в овраге, никто не знает. А вот насчет того, как превратился в голову, кое-что известно. Сделал скульптуру неизвестный мастер по проекту архитектора Франца Броуэра в 1799 или 1800 году. Того самого Франца Броуэра, который участвовал в создании Римских фонтанов в Петродворце. По свидетельству разных источников, камень должен был изображать голову спящего воина и называться "Русич".

Считается, что когда-то на нём был шлем как у русского богатыря, скорее всего - металлический. Это подтверждает отверстие на носу - якобы оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для шлемов воинов-русичей. Впоследствии, когда шлем исчез, первоначальное название скульптуры тоже было забыто.

Сейчас у каменной головы несколько имен. Разные авторы называют камень "Воин", "Старик", "Голова Самсона", "Мужская голова". Сотрудники БиНИИ и студенты обычно именуют камень Адамом.