Странствия Ибн Маджи

Ибн Маджа

(209/824-273/886)
выдающийся мусульманский хадисовед и правовед. Полное имя - Аль-Хафиз Абу Абдулла Мухаммад ибн Йазид аль-Казвини. Родился в иранском городе Казвине. Очень рано проявил большой интерес к хадисам и отправился с целью обучения в различные культурные центры мусульманского мира - Хорасан, Басру, Куфу, Мекку, Сирию, Египет. Самой известной книгой Ибн Маджа является сборник хадисов «Сунан», в котором содержится 4341 хадис. Этот сборник является одним из самых авторитетных сборников хадисов в суннитском Исламе. Как и у многих мухаддисов в сборнике Ибн Маджа представлены не только достоверные хадисы, но и «слабые».

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Ибн Маджа" в других словарях:

    Сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тальбия. Тальбия, Ляббайка (араб. التلبية‎‎ at talbiyah) молитва повторяемая многократно паломниками во время всего паломничества (хаджа), пока паломник находится в состоянии ихрама. Молитва… … Википедия

    Вождь, глава. Во многих хадисах это слово упоминается в значении вождя племени, руководителя общины, господина рабов. Сам пророк Мухаммад носил титулы Саййид ас Сакалайн (господин двух миров), Саййид аль Анбийа (глава всех пророков). В одном из… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    То, чего ранее не было и появилось позже; новшества, которые были выдуманы и введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада и его сподвижников. Известны два отличных друг от друга определений понятия бид’а: 1. Некоторые считают … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (محمد) Толкование имени: Хвалимый, прославляемый Имя на других языках: араб. محمد‎‎ англ. Muhammad нем. Mohammed фр. Mahomet Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду … Википедия

    Ислам · Пророки … Википедия

    Конец, то, что находится в конце. В исламской терминологии обозначает будущую жизнь, потусторонний мир. Приводится в аятах Корана (напр. 2: 220). В мусульманской доктрине земной мир создан Богом для временной жизни. В конце времен, вся вселенная… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    I. переселение из одного места на другое. В качестве религиозного термина, слово «хиджра» используется в случаях переселения верующих, которых угнетают на своей родине и лишают свободы вероисповедания, в другой регион, где существуют более… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Яхья ибн Шараф ан Навави Имя при рождении: Яхья ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумъата ан Навави ад Димашки аш Шафии Титулы и звания: Шейх уль ислам Рождение: 1234(1234) (631 г.х.), Нава Смерть: 1278 (676… … Википедия

    Никях (араб. النكاح‎‎ ан никях), завадж, джаваз, ’урс брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилами шариата. Содержание 1 … Википедия

Хадисы №№ 101-200

154 — عن أنس بن مالك أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال:

(أرحم أمتي بأمتي أبو بكر . وأشدهم في دين الله عمر . وأصدقهم حياء عثمان . وأقضاهم علي بن أبي طالب . وأقرؤهم لكتاب الله أبي بن كعب . وأعلمهم بالحلال والحرام معاذ بن جبل . وأفرضهم زيد بن ثابت . ألا وإن لكل أمة أمينا . وأمين هذه الأمة أبو عبيدة بن الجراح)
[ ش (وأفرضهم) أي أكثرهم علما بالفرائض ] .
قال الشيخ الألباني : صحيح

154 — Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самым милосердным в мой умме по отношение к моей умме является Абу Бакр, и самый строгий из них в религии Аллаха — ‘Умар, самый стеснительный из них ‘Усман, лучшим судьей из них является ‘Али ибн Абу Талиб, лучшим чтецом книги Аллаха является среди них Убай ибн Ка’б, лучше всех запретное и дозволенное знает среди них Му’аз ибн Джабаль, лучше всех вопросы наследия знает Зайд ибн Сабит. И поистине, у каждой общины был свой доверенный человек/амин/, а доверенным этой общины является Абу Убайда ибн аль-Джаррах». Этот хадис передали ат-Тирмизи 3790, Ибн Маджах 154, Ибн Хиббан 7131, 7137 и аль-Хаким 3/422 , причем ‘Али ибн Абу Талиб упоминается только в версии Ибн Маджаха. Однако, этот же хадис приводится и со слов Ибн ‘Умара, где сказано: «… лучшим судьей является ‘Али (ибн Абу Талиб)… ».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 125.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 868, «Сильсиля ас-сахиха» 1224.

(12) باب في ذكر الخوارج

12 — Глава в которой упоминаются хариджиты.

167 — عن عبيدة عن علي بن أبي طالب قال:

وذكر الخوارج فقال: فيهم رجل مخدج اليد أو مودن اليد . ولولا أن تبطروا لحدثتكم بما وعد الله الذين يقتلونهم على لسان محمد صلى الله عليه و سلم . قلت: أنت سمعته من محمد صلى الله عليه و سلم ؟ قال: أي ورب الكعبة . ثلاث مرات
[ ش (مخدج) اسم مفعول من » أخدج » أي ناقص اليد أي قصيرها . (مودن) كمخدع لفظا ومعنى . (مثدون) أي صغير اليد مجتمعها . والمثدون الناقص الخلق . (تبطروا) كتفرحوا لفظا ومعنى ] .
قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (1/95) ، ومسلم ‏(1066‏‏)‏ ، وابن ماجه ‏(167‏‏)‏ ، وابن حبان (6938) .

167 — ‘Абида (ас-Сальмани) передал о том, что (однажды) ‘Али (ибн Абу Талиб) упомянул хариджитов и сказал:

«Среди них есть человек с дефектом руки (или: с маленькой рукой), и если бы не стали вы проявлять жестокость, то я рассказал бы вам о том, что обещал Аллах языком Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует, тем, кто станет убивать их».

(‘Абида сказал): «Я спросил: “Ты слышал это от (самого) Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует!?” Он ответил: “Да, клянусь Господом Ка’абы!”, повторив (эти слова) трижды». Этот хадис передали Ахмад 1/95, Ибн Маджах 167, Ибн Хиббан 6938.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 137.

168 — عن عبد الله بن مسعود قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

يخرُجُ في آخرِ الزَّمانِ قومٌ أحداثُ الأسنانِ سُفَهاءُ الأحلامِ يقولونَ مِن خيرِ قَولِ النَّاسِ يقرءونَ القرآنَ لا يجاوزُ تراقيَهُم يمرُقونَ منَ الإسلامِ كما يَمرُقُ السَّهمُمنَ الرَّميَّةِ فمَن لقيَهُم فليقتُلهم فإنَّ قتلَهُم أجرٌ عندَ اللَّهِ لمن قتلَهُم

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (1/404) ، والترمذي ‏(2188‏‏)‏ ، وابن ماجه ‏(168‏‏) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابن ماجه » 138: صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 8052: صحيح

168 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить лучшие речи людей, которые будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их глоток! Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи, и пусть тот, кто их встретит — убивает их, ибо, поистине, тот, кто их убьёт получит вознаграждение от Аллаха!”» Этот хадис передали Ахмад 1/404, ат-Тирмиизи 2188 и Ибн Маджах 168.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 138, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8052.

169 — عن أبي سلمة قال:

هل سمعتَ رسولَ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ علَيهِ وسلَّمَ يذكرُ في الحروريَّةِ شيئًا؟ فقالَ: سَمِعْتُهُ يذكرُ قومًا يتعبَّدونَ: يحقِرُ أحدُكُم صلاتَهُ معَ صلاتِهِم وصومَهُ معَ صومِهِم يمرُقونَ منَ الدِّينِ كما يمرُقُ السَّهمُ منَ الرَّميَّةِ أخذَ سَهْمَهُ فنظرَ في نصلِهِ فلم يرَ شيئًا فنظرَ في رِصافِهِ فلم يرَ شيئًا فنظرَ في قِدحِهِ فلم يرَ شيئًا فنظرَ في الْقُذَذِ فتمارَى هل يَرَى شيئًا أم لا؟

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (3/33) ، والبخاري ‏(‏‏5058)‏ ، ومسلم (1064) ، وابن ماجه ‏(‏‏169) ، وابن حبان (6737) .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 8053: صحيح

قال الشيخ الألباني في « تخريج كتاب السنة » 923-926 و 935: صحيح

169 — Сообщается, что Абу Саляма сказал:

— (Однажды) я сказал Абу Са’иду аль-Худри: «Слышал ли ты, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-то относительно харуритов?» И он сказал: «Я слышал, как он рассказывал про усердно поклоняющихся людей: “Любой из вас будет считать свою молитву ничтожной, по сравнению с их моливой, а также свой пост по сравнению с их постом! (Но) они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи. Он (метающий стрелу) взял свою стрелу и осмотрел её наконечник, но не увидел ничего. И он посмотрел на её остриё, но не увидел ничего, посмотрел на древко (стрелы), но не нашёл ничего, и посмотрел он на её перья, но стал сомневаться, видит он что-нибудь или нет?!”» Этот хадис передали Ахмад 3/33, аль-Бухари 5058, Муслим 1064, Ибн Маджах 169 и Ибн Хиббан 6737.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 139, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8053, «Тахридж китабу-с-сунна» 923-926, 355.

Так называли хариджитов, так как они появились в местности под названием Харураъ, которое находится поблизости Куфы в Ираке. См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.

То есть не увидел на нём прилипшей крови из-за того, что она (стрела) быстро пролетела (сквозь дичь). См. «Сунан Ибн Маджах» с комментариями Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/60.

170 — عن أبي ذر قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

إنَّ بَعدي مِن أمَّتي أو سيَكونُ بَعدي مِن أمَّتي قومٌ يقرَؤونَ القرآنَ لا يجاوِزُ حُلوقَهُم يمرقونَ منَ الدِّينِ كما يمرقُ السَّهمُ منَ الرَّميَّةِ ثمَّ لا يَعودونَ فيهِ هم شِرارُ الخلقِ والخليقَةِ .

قال عبد الله بن الصامت: فذكرت ذلك لرافع بن عمرو . أخي الحكم بن عمرو الغفاري . فقال: وأنا أيضا قد سمعته من رسول الله صلى الله عليه و سلم .

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (5/31) ، ومسلم ‏(1067‏‏)‏ ، وابن ماجه ‏(‏‏170)‏ ، وابن حبان (6738) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابن ماجه » 140: صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 2039: صحيح

170 — Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, после меня в моей общине – или вскоре после меня в моей общине появятся – люди, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток. Они будут выходить из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи, а затем они не станут возвращаться в неё. Они – худшие из людей и творений».

‘Абдуллах ибн ас-Самит сказал: «И я рассказал об этом Рафи’у ибн ‘Амру, брату аль-Хакама ибн ‘Амра аль-Гъифари и он сказал: “Я тоже слышал об этом от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах”». Этот хадис передали Ахмад 5/31, Муслим 1067, Ибн Маджах 170 и Ибн Хиббан 6738.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 140, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2039.

171 — عن ابن عباس قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: ليقرَأنَّ القرآنَ ناسٌ مِن أمَّتي يمرقونَ منَ الإسلامِ كما يمرقُ السَّهمُ منَ الرَّميَّةِ

قال الشيخ الألباني : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 5463: صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2201: إسناده حسن أو جيد وهو على شرط مسلم

171 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В моей общине появятся люди, которые будут читать Коран! (Но) они будут выходить из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи”». Этот хадис передали Ахмад 1/256, Ибн Маджах 171, Абу Я’ля 2/623.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 141, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5463, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2201.

172 — عن جابر بن عبد الله قال:

كانَ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ بالجِعرانةِ وَهوَ يقسِمُ التِّبرَ والغَنائمَ وَهوَ في حِجرِ بلالٍ فقالَ رجلٌ اعدِل يا محمَّدُ فإنَّكَ لم تعدِلْ فقالَ: ويلَكَ ومَن يعدلُ بعدي إذا لم أعدِلْ؟! فقالَ عمرُ: دعني يا رسولَ اللَّهِ حتَّى أضربَ عنُقَ هذا المُنافقِ ! فقالَ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ: إنَّ هذا في أصحابٍ أو أُصَيحابٍ لَه يقرءونَ القرآنَ لا يجاوزُ تراقيَهُم يمرُقونَ منَ الدِّينِ كما يمرُقُ السَّهمُ منَ الرَّميَّةِ
في الزوائد: إسناده صحيح

قال الشيخ الألباني : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابن ماجه » 142: صحيح

172 — Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал:

«(Однажды,) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Джи’ране, он делил (между людьми) золото, серебро и трофеи, и он в это время был в комнате Биляля. Тогда один человек сказал: “О Мухаммад, будь справедлив, ибо, поистине, ты проявляешь несправедливость!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Горе тебе! Кто же будет проявлять справедливость после меня, если я не буду проявлять справедливость?!” Тогда ‘Умар (ибн аль-Хаттаб) сказал: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову, это лицемер!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине у него появятся последователи, которые будут читать Коран, но он не будет проходить их ключицы. Они выйдут из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи”». Этот хадис передали Муслим 1063 и Ибн Маджах 172.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 142.

________________________________________

Сообщается, что когда Зуль-Хувайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!» В другой версии сказано, что он сказал: «Это было сделано неискренне!», после того, как он ушёл, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдёт, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи. И если я застану их, то обязательно буду убивать их подобно тому, как был истреблён народ Самуд». аль-Бухари 4351, Муслим 1064.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Хариджитам присущи два известных качества, которыми они отличаются от общины мусульман и их правителя: первое – это то, что они отошли от Сунны и стали считать плохим то, что на самом деле не является плохим, и хорошим то, что на самом деле не является хорошим. И именно это их качество проявилось в отношении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда при разделе добычи Зуль-Хувайсара ат-Тамими сказал ему: “Будь справедлив, ибо поистине, ты несправедлив!”
Второе качество хариджитов и приверженцев нововведений – это то, что они обвиняют в неверии за совершение грехов и на основании этого считают для себя дозволенным посягать на жизнь и имущество мусульман. Также они считают, что земля мусульман – это земля неверных, а их земля – это земля имана!» См. «Маджму’уль-фатава» 19/72.

173 — عن ابن أبي أوفى قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

(الخَوارجُ كلابُ النَّارِ)

في الزوائد أن رجال الإسناد ثقات . إلا أن فيه أنقطاعا .

قال الشيخ الألباني : صحيح

رواه أحمد (4/355) ، وابن ماجه ‏(173‏‏)‏ ، والحاكم (3/571) .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 3347: صحيح

173 — Сообщается, что Ибн Абу ‘Ауфа сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Хариджиты — собаки Огня!”» Этот хадис передали Ахмад 4/355, Ибн Маджах 173, аль-Хаким 3/571.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 143, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3347.

______________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит аль-Хаким сообщается, что Са’ид ибн Джумхан сказал: «(Однажды) я пришёл к ‘Абдулле ибн Абу ‘Ауфу — сподвижнику пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поприветствовал его, он же был слепым. Он спросил меня: “Кто ты?” Я ответил: “Я — Са’ид ибн Джумхан”. Он спросил: “А что делал твой отец?” Я ответил: “Его убили азракъиты ”. (Тогда) он сказал: “Да проклянет Аллах азракъитов! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам, что они собаки Огня!”»

174 — عن ابن عمر أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال:

(ينشأُ نشءٌ يقرءونَ القرآنَ لا يجاوزُ تراقيَهم . كلَّما خرجَ قرنٌ قُطِعَ) . قالَ ابنُ عمرَ: سمعتُ رسولَ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ يقولُ: كلَّماخرجَ قرنٌ قُطِعَ — أكثرَ من عشرينَ مرَّةً -حتَّى يخرجَ في عِرَاضِهِمُ الدَّجَّالُ

في الزوائد: إسناده صحيح . وقد احتج البخاري بجميع رواته

قال الشيخ الألباني : حسن

قال الشيخ الألباني في« صحيح ابن ماجه » 144: حسن

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2455: حسن

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير» 8171: حسن

174 — Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Появятся люди (в моей общине), которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены!»

Ибн ‘Умар сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Они будут появляться каждый век и будут разгромлены!” (И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повторил эти слова) больше двадцати раз, (после чего сказал): “И так будет продолжаться, пока из их войска не выйдет Даджаль!”» Этот хадис передали Ахмад 2/174 и Ибн Маджах 173.

Хафиз аль-Бусыри в «аз-Заваид» сказал: «Его иснад достоверный».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 144, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8171, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2455.

Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи (4103), а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.

_________________________________________

В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что хариджиты – это древняя секта, существовавшая лишь во времена сподвижников. Это заблуждение, ибо они существовали тогда, есть сейчас и будут вплоть до Судного дня.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил нас в хадисах, что хариджиты не перестанут появляться вплоть до появления Даджаля». См. «Маджму’уль-фатава» 28/495.

175 — عن أنس بن مالك قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:

(يخرجُ قومٌ في آخرِ الزَّمانِ أو في هذِه الأمَّةِ يقرءونَ القرآنَ لا يجاوزُ تراقيَهم أو حلوقَهم سيماهمُ التَّحليقُ . إذا رأيتُموهم أو إذا لقيتُموهم فاقتلوهم)

قال الشيخ الألباني : صحيح

قال الشيخ الألباني في« صحيح ابن ماجه » 145: صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 8054: صحيح

قال الشيخ الألباني في « تخريج كتاب السنة » 940 و 945: صحيح

175 — Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В последние времена появятся люди (или он сказал: “в этой общине”), которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток (или: “горла”). Их приметы — бритые (головы). Если вы увидите их (или: “Если вы встретите их”), то убивайте их!”» Этот хадис передали Ахмад 3/197, Абу Дауд 4766 и Ибн Маджах 175.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 145, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8054, «Тахридж китабу-с-сунна» 940, 945.

176 — عن أبي غالب عن أبي أمامة يقول:

شرُّ قَتلى قُتِلوا تحتَ أَديمِ السَّماءِ، وخيرُ قَتيلٍ مَن قتلوا، كِلابُ أَهْلِ النَّارِ، قد كانَ هؤلاءِ مسلِمينَ فصاروا كفَّارًا . قُلتُ: يا أبا أمامةَ، هذا شيءٌ تقولُهُ ؟ قالَ: بل سَمِعْتُهُ من رسولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ .

قال الشيخ الألباني : حسن

رواه أحمد (5/250 و256) ، والترمذي ‏(‏‏3000)‏ ، وابن ماجه ‏(‏‏176) .‏

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترمذي » 3000: حسن صحيح

قال الشيخ الألباني في« صحيح ابن ماجه » 146: حسن

176 — Передают со слов Абу Гъалиба о том, что Абу Умама (как-то) сказал:

«Худшие из убитых под небосводом и лучшие из убитых те, кого они (хариджиты) убили! Собаки (из числа обитателей) Огня! Они были мусульманами, но стали неверными!» Я спросил: «О Абу Умама, это то, что ты говоришь (твоё мнение)?» Он ответил: «Нет, я слышал это от посланника Алллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передали Ахмад 5/256, ат-Тирмизи 3000 и Ибн Маджах 176.

Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-‘Араби, шейх Ахмад Шакир, шейх Мукъбиль и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аридатуль-ахвази» 6/110, «‘Умдату-т-тафсир» 1/400, «аль-Фатава аль-хадисиййа» 1/426, «Тахридж аль-муснад» 22262.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 146.

__________________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи со слов Абу Гъалиба сообщается о том, что (однажды) Абу Умама увидел (отрубленные) головы (хариджитов), установленные на лестнице дамасской мечети и сказал: «Собаки (из числа обитателей) Огня, худшие из когда-либо убитых под небосводом, а лучшие убитые, это те, кого убили они», а затем он прочитал (аят, в котором сказано): «В тот день, когда побелеют лица и почернеют лица!» (Али ‘Имран, 3:106) – до конца аята. Я тогда спросил у Абу Умамы: «Ты слышал это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Он ответил: «Если бы я слышал это от него лишь один, два, три, или четыре раза — и он досчитал до семи раз -, я бы не стал рассказывать вам об этом».

Ибн Маджа родился в 824 году по христианскому летоисчислению в Казвине (ныне город в Иране). Его полное имя – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Маджа и аль-Казвини. Но прославился он как Ибн Маджа – по имени своего деда, что означает сын Маджа.

В третьем веке хиджры, в котором будущий мухаддис и появился на свет, Казвин был центром мусульманской научной мысли. Это важное обстоятельство сыграло решающую роль в становлении Ибн Маджи как учёного. С детских лет он окунулся в атмосферу мусульманской праведности и учёности. Ещё в детстве наизусть выучил Коран и собрал множество хадисов, посещая уроки богословов в мечетях Казвина.

Странствия Ибн Маджи

Достигнув возраста 12 лет, Ибн Маджа решил пополнить запас своих религиозных знаний, в частности, изучить больше хадисов. Имам Ибн Маджа покинул родной Казвин и отправился путешествовать по различным мусульманским научным центрам. За время своих странствий в поисках хадисов Ибн Маджа посетил Ирак, Хиджаз, Шам и Египет.

Учителя Ибн Маджи

Ибн Маджа собирал хадисы и обучался у таких учёных, как хатыб Дамаска Хишам ибн Аммар, Хафиз Али ибн Мухаммад ат-Танафуси, ученик именитого имама аль-Бухари Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хизами, именитые мухаддисы из иракской Куфы Мухаммад ибн Абдуллах ибн Нумайр и Джубар ибн аль-Мугалис, хатыб, муфтий и мухаддис Дамаска Хишам ибн Аммар, мухаддис из Багдада Давуд ибн Рушайд и у других выдающихся мухаддисов своего времени.

Всего в поисках знаний богослов странствовал более пятнадцати лет своей жизни.

Преподавание и составление книг

После того как Ибн Маджа стал знатоком хадисов, он вернулся на свою родину и развернул широкую деятельность по передаче своих бесценных знаний. Множество учеников приходили к нему и получали исчерпывающие знания. Вместе с преподаванием Ибн Маджа занимался и составлением научных трудов по различным областям наук.

Его перу принадлежит история сподвижников Пророка ﷺ и тех, кто жил в период от смерти Пророка ﷺ до времени, в котором жил он сам. Также он написал толкование Корана, которое называется «Ат-Тафсир». Но все эти труды, к сожалению, были утрачены и не дошли до наших дней.

«Сунан Ибн Маджа»

Самым известным и популярным трудом Ибн Маджи является сборник хадисов «Сунан Ибн Маджа», входящий в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта).

Сборник содержит более 4341 хадиса, из которых 3002 приведены и в других (пяти) сборниках хадисов, и 1339 из которых приводит Ибн Маджа единолично. «Сунан» разделён на 37 книг (кутуб) и 1500 глав (абваб). В нём представлены не только достоверные хадисы, но и хадисы, считающиеся «слабыми». Большинство суннитских богословов ставят этот сборник на шестое место среди шести самых авторитетных сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). Впервые он был официально включён в «Кутуб ас-Ситта» в XI веке исламским богословом Ибн аль-Кайсарани.

Мнения учёных о сборнике «Сунан Ибн Маджа»

Хафиз Ибн Тахир аль-Макдиси сказал о книге Ибн Маджи: «Просматривая сборники хадисов имама Ибн Маджи, можно увидеть, что они состоят из большого количества глав, нет повторений хадисов, они написаны в изящном порядке, и можно убедиться в том, что при сборе хадисов и написании книги он использовал наилучшие методы».

Мухаммад ибн Джафар ал-Каттани в своей книге «Рисаля аль-мустатрафа» пишет следующее: «Убедившись в том, что книга “Сунан” имама Ибн Маджи является достоверной, весомой и очень полезной в области фикха, учёные признали её как шестой сахих-сборник (сборник достоверных хадисов) ».

Мнения учёных об имаме Ибн Мадже

Абу Яъла ал-Халими говорил: «Люди верят имаму Ибн Мадже и опираются на его знания в вопросах науки о хадисах ».

Абу Яʻля аль-Халили говорил: «Он (Ибн Маджа) большая личность, заслуживающая доверия. Его слова служат доводом, он обладатель знаний по хадису, и у него хорошая память ». («Сайр аʻлям нубалаъ»)

Ибн Насируддин говорил о нём: «Мухаммад ибн Язид ибн Маджа – один из величайших имамов. Автор сборника «Сунан» – одной из основных книг для мусульман, хафиз, большая личность, заслуживающая доверия ». («Шазарат аз-захаб»)

Ибн Халликан также сказал: «Мухаммад ибн Язид ибн Маджа – известный хафиз, составитель сборника хадисов "Сунан". Он был имамом в науке хадисоведения и большим знатоком по нему и тому, что связано с этой наукой ». («Вафаят аль-аʻян»)

Прожив полную великих свершений и важных событий жизнь, Ибн Маджа перешёл в мир иной. На момент смерти ему было 64 года. Скончался великий алим в последние дни месяца рамадан 273 года по хиджре (887 г.). Похоронили богослова на его родине в Казвине.

Махач Гитиновасов

Ибн Маджа
араб. ابن ماجه
Личная информация
Имя при рождении:

Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Казвини

Прозвище:

Ибн Маджа

Отец:

Язид ибн Маджа

Богословская деятельность
Учителя:

Абу Бакр ибн Абу Шайба,
Мухаммад ибн Абдуллах,
Джубар ибн аль-Мугалис,
Ибрахим аль-Хизами,
Абдуллах ибн Муавия,
Хишам ибн Аммар,
Мухаммад ибн Румх,
Дауд ибн Рашид

Редактирование Викиданных
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Язи́д аль-Казви́ни (араб. ابو عبد الله محمد بن يزيد القزويني ‎) известный как Ибн Ма́джа (араб. ابن ماجه ‎ ; (0824 ) , Казвин , совр. Иран - , Казвин , совр. Иран) - исламский богослов, хадисовед. Автор одного из шести авторитетных суннитских сборников хадисов Сунан Ибн Маджа .

Биография

Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Раби аль-Казвини. Родился в Казвине в 824 году. Для сбора хадисов Ибн Маджа посетил Ирак , Хиджаз , Шам и Египет . Среди учителей Ибн Маджи были такие известные богословы своего времени как Абу Бакр ибн Абу Шайба, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Нумайр, Джубар ибн аль-Мугалис, Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хизами, Абдуллах ибн Муавия, Хишам ибн Аммар, Мухаммад ибн Румх, Дауд ибн Рашид и другие.

Труды

Аз-Захаби упомянул следующие произведения Ибн Маджа:

Напишите отзыв о статье "Ибн Маджа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ибн Маджа

Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…