Система образования в рф включает себя. Управление образовательной системой в РФ. Виды и уровни российского образования

В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.

Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.

Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:

Второй вид разделяется на такие подвиды:

Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.

В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.

Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.

В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.

Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:

Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.

В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и разные страны.

  • Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
  • Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
  • В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
  • В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
  • Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.

Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.

  • Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
  • Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
  • Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
  • Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
  • Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
  • Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
  • Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
  • Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
  • Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).

Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.

  • За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
  • За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
  • За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
  • За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
  • За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: закон об образовании (ст. и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. комментарий к ч. 10 ст. 11 Закона).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и главу 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона Об образовании в Российской Федерации).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. 3, 5 ст. 96 Закона).

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида - общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения - 10-11 классы - и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании , причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору - количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

Программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования , как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование - бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование - специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование - магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура - это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук . Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук - при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Понятие «система образования»

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.

Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.

Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Определение

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Таблица 1

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений ; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц , общественных и государственно-общественных объединений , осуществляющих деятельность в области образования.

В РФ реализуются образовательные программы- это документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Они подразделяются на:

1. общеобразовательные (основные и дополнительные)- направлены на решение задач формирования общей культуры личности к жизни в обществе, на создание основы осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

2. профессиональные (основные и дополнительные)- направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования).

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом - нормативный документ, в к-ром зафиксирована: 1. максимальная нагрузка на учеников; 2. минимум содержания образ-х программ; 3. требования к подготовке выпускника школы.

21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа», направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

"Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - сказал Д.А. Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".

Президент подчеркнул, что "это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, которая широко обсуждалась в обществе".

19 января 2010 года на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д.А.Медведев поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о реализации инициативы "Наша новая школа". На ее выполнение выделено более 15 млрд руб.

Ребенок как субъект и объект пед-го процесса. Индивидуальное развитие личности, социальные и биологические факторы развития и его движущие силы. Педагогическая антропология в России (К.Д.Ушинский, П.П. Блонский)

Ребенок как объект и субъект пед. процесса . В процессе воспитания централ.фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Чел-к рожд-ся сущ-вом почти исключ-но биолог-им. Обществ. существом, способным вступать в отно­шения с др. людьми, он становится в процессе разв-я. Становление собственно чел-ка в качестве обществ. существа, личности связано с разв-ем в условиях об­ществ. существ-я. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развив-ся как че­л-к. В связи с этим актуал-й становится проблема станов­ления субъектности воспит-ка в пед. процессе. Объектом дея-ти – чел-к, на к-го направлена дея-ть. Субъект - ребенок может выст-ть в условиях проявл-я собств. актив-ти,сотруднич-ва и заинтересов-ти. Индивид. развитие личности . Прежде всего чел-к развив-ся физич-ки. Изменяется вес ребенка, его рост,особенно интенсивно растет вес голов. мозга. Развив-ся чел-к и в физиол-м отношении:услож-ся и стабилиз-ся к концу школ. обучения кровообр-е и пищева­р-е, процессы нерв. деят-ти. Изменения происходят и в психике чел-ка: изменяется скорость протекания психич. процессов, формир-ся характер, развив-ся воля. Развитие чел-ка в социал-м отношении характер-ся усложнением отношений с людьми, общ-ом в целом. Биолог-е и соц-е факторы в развитии Соц-е (внеш-е) – соц.среда, проц-с воспит-я и биолог-е (внутр-е) – наследств-ть, собств. актив-ть человека. В завис-ти от ведущих факторов выдел-ют 3 осн. концепции разв-я чел-ка: биолог-я (чел-к –это природ. сущ-во и все поведение чел-ка объясн-ся присущ. ему от рожд-я потребностями,влечениями и задатками), социолог-я (чел-к рожд-ся как прород. сущ-во, а в послед-вии он социализир-ся), биосоц-я (псих проц-сы имеют биолог. природу, а направл-ть, интересы, способ-ти – соц-ю). Движущей силой разв-я чел-ка явл-ся противоречие, нап-р, между достиг-тым и необх-мым уровнем ЗУН. Благодаря К.Д. Ушинскому ХIХ в, ребенок стал рассматр-ся как предмет воспит-я с позиций новой науки - «пед. антропологии». Она изучает антрополог-е законы развития и формир-я образа ребенка в онтогенезе, т.е. в течение его индивид. жизни под влиянием родителей, педагогов, средств масс. информации, самовоспит-я и самосовершен-я всего жизн. пути и поиска смысла своей жизни, отрабатывает способы фиксации этого облика и его изменений под влиянием разл. факторов – природ-х, социокультур-х, воспит-я. Ушинский заложил основы спец. изучения чел-ка как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать пед. теорию и практику с природой чел-ка, он был первым, выдел-им воспит-е как глав. фактор человеч. развития.. Блонский , разрабатывая проблему соотношения биолог-го и социал-го, отстаивал целост. процесс воспит-я детей с учетом особенностей дет. периода.

Понятие о дидактике. Возникновение и развитие научной дидактики (Я.А. Коменский, И.Г.Песталлоци, А.Дистервег). Образование как ценность, процесс и результат. Сущность, структура и функции процесса обучения.

Дидактика – учение об образовании и обучении личности. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.

Предмет дидактики : связь преподавания и учения, их взаимодействие.

Впервые термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику Ян Аммос Коменский (1592-1670)-основоположник научной дидактики. Труд «Великая дидактика» содержит характеристику принципов обучения (наглядности, последовательности, сознательности, доступности, прочности знания и др.) и классно-урочной системы. Первым заговорил о необходимости спец.подготовки учителя, сформулир. требования к личности учителя, предложил понятие школьного учебного года с его делением на учебные четверти, ввёл каникулы, понятие урока, класса. И.Песталлоци (1746-1827)Труд «Как Гертруда учит своих детей». Разработал метод элементарного образования, согласно которому процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко всё более сложному. Основоположник концепции «формального образования»: предметы преподавания рассматрив-ся как средство развития способностей. Разработал методику первоначального обучения детей. А.Дистервег (1790-1866) Труд «Руководство к образованию немецких учителей». Разработал дидактику развивающего обучения. Главн. задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Назначение учителя-развит. самодеятельности детей. Успешность обучения обеспеч. учителем.

Образование как ценность:

1)Государственная. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В законе РФ «Об образовании» указано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» (Статья 1). 2)Общественная . Образование закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие. Образование призвано воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. 3)Личностная. Индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.

Обучение – целенаправленный специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников.

Структуру процесса обучения можно представить двумя способами:

1)по деятельности учителя и учащихся: процесс обучения= преподавание (деятельность учителя)↔учение(деятельность учащихся) 2)по компонентам: а)целевой (представление о конечном результате); б)содержательный (отбор содержания учебного материала); в)мотивационно-стимулирующий (мотивы социальные(оценка, отметка, похвала, создание ситуации успеха), мотивы познавательные (игра, новизна, интересные исторические сведения)); г)операционно-деятельностный; д)контрольно-корректировочный; е) оценочно-результативный.

Функции процесса обучения: образовательная (вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использования на практике); воспитательная (обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно поставленных задач воспитания); развивающая (осуществляется наиболее эффективно пи специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности ученика).

Понятие о содержании образовании (СО), федер. госуд. образов. стандарте (ФГОС) , образовательн. программе, учебном плане, учебной программе.

Сушест-ют 3 основ-х подхода к рассмотрению данного понятия СО: 1 . СО – педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе; 2 . СО как совок-ть ЗУиН, кот-е дол.быть усвоены учениками. Здесь рассматр-сь сов-ть с т.з. востребованности; 3(!). СО как педаго-ки адаптированный соц-ый опыт человечества,к-й явл-ся тождественным по структуре чел-ой культуре во всей ее полноте. Выдел-ют след.виды соц-го опыта:1-знания о природе, творчес.дея-ти, технике и т.д.; 2-опыт практичес. д-ти (опыт осуществления известных способов д-ти,включая и умения, навыки;3-опят твор-й д-ти;4-опыт осуществления эмоционально-ценностного отношения к миру, общ-ву, ч-ку, природе. Принципы и критерии отбора содержания общего образования: 1. пр-цип соответствия СО во всех элементах и на всех уровнях конструирования требований развития общ-ва: науки, куль-ры и личности;2 . пр-цип единой содерж-ой и процессуалной стороны обуч-ния;3 .пр-цип струк-го един-ва СО на разн.уровнях его формирования, т.е. дол. соотве-ть др.другу след.доку-ты,в к-х отраж-ся СО: учеб.план,учеб.программа, ГОС,учеб-ки и учеб.пособия, а т/же пед.дея-ть, личность учащ-ся; 4 .пр-цип гуманитаризации СО: «Гуманитар-ция ЕН знаний»-использ-е сведений,текстов из гуман-х наук в естес.-науч-х; 5. пр-цип фундаментализации СО: наука и тех-ка развив-ся и на кажд.этапе уч-ик дол.усваивать не тол.новые, но и баз.уровень; 6 . принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Уровни отбора СО: 1-ур-нь общего теорет.обр-я-ГОС и учеб.план; 2-ур-нь учеб.предмета-учеб.программа; 3-ур-нь учеб.материала-учеб-ки, учеб.пособия.

ГОС -норма-й доку-т,предс-щий соб.сово-ть параметров, выступающие в кач-ве гос-ой нормы образованности. ГОС определяет -1.min СО, 2-max учеб.нагрузку, 3-требования к уровню подготовки выпускников. В ГОС пропис-ся федер-й, национально-регион-й и школ.компо-ты.

УЧЕБ.ПЛАН -норм-й док-т,опред-щий образ-ые обл-ти и учеб.пред-ты,изучаемые в данном общеобр-м заведении(учрежд), распред-е их по годам обуч-я и кол-во часов в нед-ю, отводимые на изучение кажд.пред-та в данном классе. УЧ.ПЛ.быв.3видов : 1 -базисный у.п.;2 -типовой у.п.;3 -у.п.общеобразов.учреж-й,к-й сост.из 2 частей: инвариантная(федер.комп.) и вариатив.(нацио-но-регион. и школ.комп-ты).

УЧЕБ.ПРОГРАММА -норм-й док-т,раскрыв-й содер-е ЗУиН по учеб.пред-ту, логику изучения осн-х мировоз-х идей с указ-ем послед-ти тем, вопросов и общ-й дозир-ки времени на их изуч-е. Типы УЧЕБ.ПР-М: 1-типовая уч.пр-ма разрабат-ся на основе требов-й ГОС относит-но той или иной образов-й области. Тип-я уч.пр-мы разрабатыв. и утверж-ся министер-м образования РФ и им-ют рекомендательный хар-р; 2-рабочая уч.пр-ма разраб-ся и утверж-ся пед-ким советом школы на основе типовой уч.пр-мы; 3-авторская уч.пр-ма учитывает треб-я ГОС, но могут содержать иную логику изучения учеб.пред-та, собств-е подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относ-но изучения отдельных явл-й и процессов. Ф-ци УЧ. ПР-МЫ: 1.описательная , 2. идейномировоззренческая , 3. регулирующая, или организационно-методическая. Истор-ки слож-сь 2 способа постр-я уч.пр-м: линейный – не происх.повторного возвращ. к ранее изученным разделам программы; концентрический – одни и те же разделы программ.изуч-ся на разн.ступенях изучения либо на разн.этапах изуч-я одной и той же дисц-ны; в последе время внедр-ся в прак-ку 3 способ: спиральный – отдел.темы изуч-ся без повтора,а др. повторно усложн-щиеся. Сту-ра учеб.пр-мы : 1 . Тит.лист; 2 . Поясн.записка(цели,задачи уч.прог-мы,основная идея и логика её изучения и конкретн.подходы к ее реализации; 3 . Содержание уч.пр-мы(выд-ся разделы и темы для изуч-я, пропис-ся кол-во часов,выдел.на изучение кажд.раздела и темы, дел-ся краткое содер-е учеб.материала по кажд.разделу и теме(по ЕН дисциплинам +лабы и практ.раб)); 4 .учеб-тем.планир-е; 5 . критерии оценки.

УЧЕБНИКИиУЧЕБ.ПОС-Я дол.отражать достоверные научные знания(факты, теории, закон-ти, понятия, даты и т.д.); определенную логику изучения дан-го учеб.пред-та, дол-ны формир-ть умения, знания, к-е мож.применить в люб.ситуациях,отраж-ть мировоз-кие идеи,обяз-но дол.указаны межпред.связи, дол.быть ориентированы, направлены на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и т.д..

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования