Синонимы и антонимы. Их виды. Антонимы. "синонимы и антонимы"

Антонимы – это слова одной части речи (но не всегда), противоположные по концептуальному значению.

Концепт – целостная структура знаний, которая схватывает наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности.

Виды антонимов:

1. по структуре :

Разнокорневые (злой – добрый)

Однокорневые (надводный – подводные, надеть – одеть)

2. в зависимости от типов противоположности .

Типы противоположностей:

    градуальная (контрастная) антонимия. Постепенный переход от одной степени к другой. Молодой – старый. Указывает на противоположные стороны непрерывной школы

    Комлементарная (дополнительная) антонимия. Антонимы взаимоисключают друг друга, отрицание одного дает утверждение другому. Можно – нельзя.

    Векторная антонимии. Разнонаправленное действие. Собирать – разбирать.

3. Энантиосемия. Внутри многозначного слова есть значения, которые между собой вступают в отношения антонимии.

Наверно: может быть (возможно) – наверняка (точно).

Выходить: приближение (в люди, в свет) – удаление (из комнаты).

4. конвенциональные (установившиеся) антонимы иконтекстуальные (зависят от контекста) антонимы.

Синонимы.

Синонимы – это слова, имеющие частичное или полное совпадающее значение. Синонимы – это универсальное явление.

Виды синонимов:

1. по структуре:

1) однокорневые (заглавие – заголовок)

2) разнокорневые (молодой – юный)

2. по степени синонимичности:

1) абсолютные (бросать – кидать, везде – всюду)

2) относительные.

3. по функциям:

1) нейтральные – ненейтральные (?)

смотреть – нейтральное действие; глядеть – с определенным оттенком (=смотреть пристально)

2) семантические синонимы (они отражают разные стороны объекта).

Синонимы нужны для уточнения значения, для замещения, для градации.

Синонимы бывают на разных уровнях языка:

Грамматические (умнейший – самый умный);

Предложение (активный залог – пассивный залог)

Фразеологизмы.

Конверсивы : ситуация описывается с разных / противоположных точек зрения – это антонимы, но не совсем. Например: А проиграл Б – Б выиграл у А. А младше Б – Б старше А.

  1. Полисемия. Виды переноса наименований.

Полисемия – это явлении, когда у одного слова несколько устойчивых значений. (лексико–семантические варианты). Это явление универсально, есть практически во всех языках, внутри каждого языка подавляющее большинство слов многозначно.

Почему это универсальное явление? Причина – свойство знака (ассиметрический дуализм). У слов появляются новые значения, когда мы хотим описать более точно некую ситуацию, например, когда появляется новый предмет и мы для его обозначения берем старое слово.

Внутри многозначного слова выстраивается иерархия значений. Здесь действует принцип ядра и периферии. Ядро – это то значение, которое первым приходит в голову при употреблении в изолированной ситуации. Как правило, полисемия снимается контекстом.

Полисемия отличается от антонимии тем, что между значениями многозначного слова должна быть общая тема, идея, сема.

Различая полисемии от омонимии:

- интуиция (между значениями многозначного слова должна быть общая тема, идея, сема)

кисть руки – кисть винограда – кисть художника – это омонимы, мало общего.

Gay– веселый – гей – тоже омонимы.

- историческое значение слова .

НО история может запутать:

Sole– подошва – камбала – омонимы. (англ)Soleпришло из латинского языка (сандаль), слово с похожим написанием, но другим значением – камбала, из французского.

- компонентный анализ .

В ходе развития полисемии у слова могут возникать переносные значения. Например: путь=маршрут, дорога; путь=выбор, стезя.

Истинным богатством русского языка является наличие в нем синонимов, которые позволяют избежать повторов и служат наиболее точному выражению мысли. В буквальном переводе с греческого слово синоним значит «одноименность».

Синонимами являются слова одной и той же части речи, различные в написании и произношении, но тождественные в своем лексическом значении: ложь - неправда , правовед - юрист , криминальный - преступный , абориген - старожил , урон - ущерб , тайна - загадка , гипотеза - предпо­ложение , законотворчество - правотворчество и др.

Синонимы объединяются в синонимический ряд: вежливый - деликатный - корректный - обходительный - тактичный - учтивый . Слова в синонимическом ряду могут быть полностью тождественны по смыслу. Это полные, илиабсолютные синонимы (градусник - термометр, вратарь - голкипер ). Неполные синонимы близки, но не тождественны по значению. Они могут различаться оттенками значений (идеографические синонимы): робкий - несмелый - боязливый - трусливый; скоро - быстро - проворно - стремительно; красный - малиновый - пурпурный - рубиновый; стилем употребления: глаза - очи (высокая лексика) - гляделки (грубо-просторечная лексика); держава (высокий стиль) - страна - государство . Отмечаются и контекстуальные синонимы, представляющие собой слова, сближающиеся своими значениями в условиях определенного контекста. Например, однородность определений может быть вызвана их контекстуальным сближением: веселый, добродушный юмор; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом.

В синонимическом ряду выделяется главное слово, наиболее полно характеризующее весь ряд, - доминанта . Обычно доминанта относится к общеупотребительной лексике: врач - лекарь - доктор - эскулап (доминанта - врач); бояться - страшиться - ужасаться - пугаться – трусить робеть - трепетать - дрожать - трястись (доминанта - бояться).

У многозначного слова может быть столько синонимов, сколько понятий оно обозначает. Например, слово созвать имеет два синонимиче­ских ряда, так как обозначает два понятия: 1) созвать - пригласить - позвать (Созвать гостей); 2) созвать - организовать (Созвать внеочередной съезд).

В синонимические отношения вступают и фразеологические единицы . Они могут быть синонимичны по значению как со словами, так и друг с другом: наломать дров - перегнуть/перегибать палку - хватить через край («ошибаться/ошибиться в сложном деле»); время от времени - от случая к случаю - иногда - изредка; изо дня в день - из года в год - каждый раз - всегда; повесить голову - горевать - печалиться; из-за угла - предательски - тайно; в порядке вещей - обычно .

Использование синонимов в процессе юридической коммуникации дает возможность избежать ненужных повторов, уточнить, дополнить оп­ределенную информацию, разъяснить правовой текст. В необходимых случаях (например, публицистическая ораторская речь на суде) синонимы могут придавать речи особую выразительность.


Уточнение - одно из важнейших функций синонимов в процессе общения. Эта функция состоит в раскрытии свойств и различных характерных признаков обозначаемых предметов и явлений окружающей действительности. Необходимость уточнения вызвана тем, что обозначаемое явление многосторонне и выразить его одним словом практически невозможно, поэтому употребление нескольких синонимов дает возможность раскрыть в обозначаемом объекте новые стороны. Функция уточнения часто применяется в публицистической юридической речи, например, в речи судебных ораторов. Так, И.М. Кисенишский в речи по делу А.Д. Шейхона очень часто прибегает к помощи названной функции: «Без всестороннего решения всех... вопросов нельзя вынести справедливый и правосудный приговор, от которого требуется объективность, точность, абсолютная правовая безупречность и справедливость! Идет трудный, сложный, ответственный процесс искания истины...Должны восторжество­вать высокие принципы законности и социальной справедливости ...». В функции уточнения синонимы применяется и в научном юридическом тексте: «(юридические науки) изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне ». (Общая теория государства и права/ Под. ред. В.В. Лазарева).

Гораздо реже функция уточнения в использовании синонимов отмечается в законах и нормативно-правовых актах. Это определяется спецификой самого текста и его назначением. Например, в Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» встречается употребление слов-синонимов в одном предложении с целью более полного показа характерных черт того или иного предмета: «Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий».

В письменной форме официально-делового стиля, в том числе и юридическом его подстиле, подбор синонимов из синонимического ряда обусловлен стремлением к точности и ясности изложения материала. Так, на допрос не приглашают, а вызывают, справка дана, а не написана, гражданин, а не человек и т.д. В частности, в Федеральном законе «О полиции» мы встречаемся со стилистически обработанным текстом в отношении подбора нужного синонима: «Полиция в своей деятельности (а не в работе) руководствуется (а не основывается) также законами субъектов РФ…», «Правовую основу деятельности полиции составляют … настоящий (а не этот) Федеральный закон…» (ст.3).

Синонимы выполняют также функцию замещения, что состоит в замене адекватных по значению единиц с целью избежать однообразного повторения одних и тех же слов. В данном случае используются, в основном, абсолютные синонимы, которых, кстати, в современном русском языке не так много, так как язык старается избегать слов, полностью совпадающих по значению и стилистической окраске. Обычно названная функция применяется в словарных статьях - толкование значения слова на основе подбора синонимов: юстиция - правосудие, юрист - правовед, законотворчество - правотворчество, языкознание - лингвистика - языковедение, литера - буква и т. д.

Синонимы в языке возникают разными путями. Они могут появиться в результате заимствования: вывоз - экспорт, моментальный - летальный, модальность - оценочность, экспрессия - выразительность ; в результате проникновения в современный русский литературный нормированный язык профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов: картофель - бульба, вор - жулик - мазурик, руль - баранка, полотенце - рушник - утираль­ник, дом - изба - хата - курень ; в результате сосуществования в языке номинативных элементов активного и пассивного состава: щеки - ланиты, перст - палец, ходатайствовать - просить, нелицеприятный - независимый и др.

Антонимы (в переводе с греческого в буквальном смысле значит «против имени») - это слова и фразеологизмы с полярным, противоположным значением, имеющие одну понятийную основу: работа - отдых, твердый - мягкий, сладко - горько, правда - неправда - ложь, с царем в голове - без царя в голове - глупый, активный - пассивный, говорить - молчать, законным образом - незаконным образом и т.д.

Существенные различия в предметах и явлениях объективного мира отражаются в языке как противоположность (полярность). Антонимы противопоставляются друг другу на основе качественного признака: спокойный - беспокойный, встреча - разлука, радоваться - огорчаться, старт - финиш, фальшивый - естественный, открыть - закрыть и т. д. Таким образом, антонимами могут быть только те слова и фразеологизмы, которые в значении содержат элемент качества и которые могут быть оценены говорящим с противоположных точек зрения.

Антонимы в антонимическом ряду должны принадлежать к одной части речи или к одному классу фразеологизмов, то есть иметь одну понятийную сущность: обозначать или предмет, или признак предмета, или процесс, или признак признака и т. д.: легкий - тяжелый (качество предмета - имя прилагательное), легкость - тяжесть (предмет - имя существительное), легко - тяжело (признак признака - наречие), решительным образом - нерешительным образом (фразеологизмы со значением признака признака: «решительно» - «нерешительно») и т.д.

Обязательным условием антонимичности, таким образом, является наличие одного понятийного основания: белый - черный (цвет), ходить - стоять (положение в пространстве), большой - маленький (размер), юг - север (направление сторон света).

Многозначное слово может иметь столько антонимических соответствий, сколько понятий оно выражает: большой - маленький (текст), большая - маленькая (победа), грубый - мягкий (человек), грубая - мягкая (ткань), низкий - высокий (потолок), низкий - высокий (рост), свежий – несвежий (хлеб), свежая - несвежая (газета), ясно - пасмурно (о погоде), ясно - неясно (что-либо объяснить), мелкий - глубокий (ров), мелкая - круп­ная (монета) и др.

Антонимия тесно связана с синонимией. Одна и та же лексическая единица может вступать с другими одновременно в синонимические и антонимические отношения - антонимо-синонимический ряд, или сино­нимия антонимических противопоставлений.

По форме различаются антонимы однокорневые (действие - противодействие, правда - неправда, возмездно - безвозмездно, хороший - нехороший ) и разнокорневые (богатство - нищета, обвинительный - оправдательный, алиби - улики, ловко - неуклюже ).

Для языка права характерно большое количество антонимов. Это связано с классовой природой самого права. Классовые различия и опосредуют противоположные интересы, права и обязанности. В языке права раз­личают следующие типы антонимов.

Антонимы , выражающие качественную противоположность. Они указывают на контрастную противоположность. Такие антонимы обозначают промежуточные понятия. Иначе их называют градуальными (ступенчатыми): белый - (серый) - черный, прошедшее (настоящее) - будущее, тяжкое (телесное повреждение) - менее тяжкое - легкое, дееспособный - (ограниченно дееспособный) - недееспособный .

Антонимы, выражающие противоположную направленность действий, признаков и свойств. Это связано с логически противоположными понятиями: войти - выйти, собирать - разбирать, действие - бездействие, вступление в брак - развод, экспорт - импорт, доверие - недоверие, эмиграция - иммиграция .

Антонимы, выражающие дополнительность (комплементарность). Отрицание одного явления как бы определяет наличие значения другого: соблюдать - нарушать , истинный - ложный, вместе - врозь .

Антонимические пары отмечаются и во фразеологии: пасть (упасть) духом - воспрянуть духом, под боком - за тридевять земель, с умом - без ума, и нашим и вашим - ни нашим ни вашим, широкий круг - узкий круг, открытыми глазами - закрытыми глазами, вчерашний день - завтрашний день, с помощью - без помощи и др. Фразеологическая единица может иметь антоним как среди других фразеологических единиц (внутренняя антонимия): по сердцу - не по сердцу, одержать победу - потерпеть поражение, в глаза - за глаза, черепашьим шагом - быстрым ходом, русским языком - суконным языком, - так и среди лексем: много - с гулькин нос, трусливый - не из робкого десятка, новый - видавший виды, приуныл - воспрянул духом, ненадолго - на веки вечные, положить начало - закончить, с царем в голове - глупый .

Часто антонимы используются юристами в устной речи с целью придания речи выразительности, экспрессивности. Употребляя антонимы при описании контрастных явлений действительности, можно более наглядно изложить имеющий место факт. Так, В.И. Лифшиц активно использует антонимические пары в своих выступлениях на суде: «Увы, суду дано сказать одно: или только «белое», или только «черное», потому что какая-то группа свидетелей говорит явную ложь, а правда может содер­жаться только в показаниях другой группы». («Нежданные свидетели»).

В законодательной речи антонимы обычно не создают экспрессивности, они воспринимаются как термины или терминологические сочетания: обязательное и добровольное страхование, права и обязанности граждан, назначать на должность - освобождать от должности, внутреннее дело - внешнее дело, закрытые образования - открытые образования, создание - ликвидация, ведомственный – вневедомственный .






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

  1. закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
  2. обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
  3. расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
  4. развивать память;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

II .Чистописание.

С Т / / с т

Ст Тс

Старый друг лучше новых двух.

Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

Что вы знаете об имени прилагательном?

III . Словарная работа.

Запишем слова под диктовку.

А пте"ка, но я"брь,те тра"дь, о гуре"ц, на ро"д, и"не й, ма ли"на.

[С комментированием ] (слайд 3)

IV . Сообщение темы урока.

Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

Найдите антонимы в пословице(старый-новый)

А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

V . Работа по теме урока. Антонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)

Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)

Что мы можем сказать об антонимах?

2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

По какому признаку противопоставлены слова?

3. Самостоятельная работа.

Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

(проверка по слайду)(слайд 10)

4. Работа в парах.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок : маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

5. Подбор антонимов к многозначным словам.

Ребята, что такое многозначные слова?

Подберите антонимы к многозначным словам (устно) :

Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:

Открытое окно -

Открытый человек -

Открытая вражда -

Мягкий свет -

Мягкий воск -

Мягкая зима -

Резкий звук -

Резкое слово -

Острая пила -

Острое зрение -

VI . Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)

1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!

2. Игра в мяч.

Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.

VII . Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)

Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

  1. Большой, огромный, громадный, гигантский.
  2. Маленький, малюсенький, крошечный.
  3. Крутой, обрывистый, отвесный.

Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы: смелый, храбрый.

3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

4. Работа по таблице. (слайд 16)

Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

  1. Смелый, храбрый, мужественный.
  2. Глупый, неумный, недалёкий.
  3. Добрый, жадный, щедрый.
  4. Вечный, бессмертный, временный.
  5. Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

5. Работа в парах.

Составьте из слов синонимические ряды:

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы ]

Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные ). (слайд 17)

VIII . Работа со словарём. (слайд 18)

Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь ]

Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд)

В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]

Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]

IX . Закрепление.

1. Выполнение теста.

Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)

  1. Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
  2. Синонимы - это слова с противоположным значением.
  3. Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
  4. К слову можно подобрать только один синоним.
  5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
  6. Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
  7. Синоним можно подобрать к любому слову.

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

X . Итог урока.

Что такое синонимы и антонимы?

Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание.

Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)

Домашнее задание:

  1. Упр. 483
  2. Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Литература

  1. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
  2. Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова- синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими .

Антонимы

1) Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - _______ , вверх - _________, холодный - ___________, помогать__________.

2) Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________ .

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз - ___________, мелкий почерк -__________, мелкое озеро -___________

4) Найди в словаре антонимы к словам.

Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.

Омонимы

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

Запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

Где вы были?

У лисички!

Что вы ели там?

Лисички! ____________ , ____________

2) Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________

Какую соль не кладут в суп? _________________

Какой кистью не красят стену? ______________________

добрая- сердитая

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Антонимы

Для чего нужны антонимы? Что вы хотите узнать об антонимах? Какие слова называются антонимами?

Чему будете учиться на уроке? Поставим перед собой задачи. Находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.

Анти – «против»

Антонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но имеют противоположное значение.

лëгкий чемодан- лëгкая задача- лëгкий мороз-

лëгкий чемодан- тяж ë лый лëгкая задача- трудная лëгкий мороз- сильный

свежий огурец – сол ë ный свежий хлеб – ч ë рствый свежая газета – старая мелкий почерк – крупный мелкое озеро – глубокое

сладкое яблоко – кислое c ладкое лекарство – горькое сладкий сон – плохой старый человек – молодой старый учебник – новый

Знай больше, а говори меньше. Думай медленно, работай быстро. Мир строит, а война разрушает. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Не дорого начало, похвален конец.

Антонимы подчёркивают различие, усиливают его. Антонимы меняют смысл предложений, текстов.

Узнал (а) … Сегодня на уроке я...

Я сегодня научился … Я рад … Мне было …

20 Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Оцени себя! Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. АНТОНИМЫ

Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.

Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.

Синонимы

Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.

Антонимы

Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".

Омонимы

Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").

Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".

Паронимы

Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.

Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.

  • Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
  • Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
  • Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.