Школьный гид. "Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова"

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, разрабатывая свою систему развивающего обучения, основывались на теории Л. С. Выготского, в первую очередь - на положении, утверждающем, что свою ведущую роль в умственном развитии обучение осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний. В этой связи возникает ряд вопросов: каким должно быть умственное развитие ребенка, что именно (какие формы, свойства, качества) нужно развивать, или, другими словами, какие новообразования должны возникнуть в ходе развития? Появляются ли эти качества, и в какие сроки, при традиционном обучении? Каким должно быть содержание знаний, как должна быть построена учебная деятельность детей (как организовать обучение), чтобы достичь оптимального но результатам и темпам умственного развития?

Главной целью развивающего обучения стало формирование у школьников теоретического мышления .

По мнению В. В. Давыдова, при традиционном обучении у детей развивается в основном эмпирическое, а нe теоретическое мышление. Более того, традиционное обучение и направлено на формирование эмпирического мышления. Эмпирическое мышление отражает объекты со стороны их внешних связей и проявлений, доступных восприятию. Его основная функция - классификация предметов, выделение их общих признаков или "определителей". В основе эмпирического знания лежит наблюдение, и конкретизируется оно в подборе иллюстраций, примеров, хотя фиксируется в слове-термине. В работе "Виды обобщения в обучении" В. В. Давыдов подчеркивает, что человек, обладающий эмпирическим мышлением, вместо проникновения во внутреннюю связь, "только описывает, каталогизирует, рассказывает и подводит под схематизирующие определения понятий то, что внешне проявляется в жизненном процессе, и том виде, в каком оно проявляется и выступает наружу" .

Усвоению детьми эмпирических знаний соответствует объяснительно-иллюстративный метод обучения, повсеместно применяемый в школах, поэтому у детей так часто появляются ошибочные представления, неверные обобщения. Например, на уроке природоведения после знакомства с понятием "хищник" ученик утверждает, что волк - хищник, а лиса к хищникам не относится. Объясняет он свое решение тем, что у волка злая морда, а у лисы - не злая. Ребенок в данном случае ориентируется на неверный, созданный им самим в процессе работы с наглядным материалом критерий.

Теоретическое мышление отражает внутренние связи объектов и законы их движения. Мышление выходит за пределы чувственных представлений, в познании дифференцируются явления (внешние проявления) и сущность (внутренняя связь, которая как единый источник, генетическая основа определяет все другие частные особенности целого). Для теоретического мышления характерно содержательное обобщение , исключающее возможность приведенных выше ошибок.

В последнее время в учебных программах постоянно возрастает объем собственно научных понятий, на школьном обучении сказывается "информационный взрыв" и быстрое "моральное старение" добываемых наукой знаний. Данные обстоятельства требуют формирования у школьников теоретического мышления, без которого невозможно развитие способности к самостоятельному и творческому усвоению новых понятий. Как считал В. В. Давыдов, "невоспитанность" теоретического мышления учеников препятствует повышению уровня научного образования, и понятия в их "школьной интерпретации" становятся всего лишь суррогатом научных знаний. Дальнейшее совершенствование образования, приведение его в соответствие с современными научно-техническими достижениями, но мнению ученого, предполагает изменение типа мышления учащихся. В самой системе обучения должно быть заложено развитие не эмпирического, а теоретического мышления.

Теоретическое мышление, безусловно, развивается в обычной общеобразовательной школе. Но, во-первых, медленно и не у всех школьников, во-вторых, со значительными изъянами, в-третьих, часто стихийно и даже вопреки содержанию и методам традиционного обучения. Этот процесс практически неуправляем.

Теоретическое мышление не может опираться на эмпирическое и надстраиваться над ним, сохраняя его в качестве фундамента. Следовательно, обучение, способствующее его развитию, должно принципиально отличаться от традиционного, порождающего эмпирическое мышление. Обучение, при котором целенаправленно формируется теоретическое мышление, имеет особое содержание и особым образом организует учебную деятельность детей, направленную на "присвоение" теоретических знаний.

Учебная деятельность строится в соответствии со способом изложения научных знаний - способом восхождения от абстрактного к конкретному. Сначала ученики анализируют содержание учебного материала и выделяют в нем исходное общее отношение. Оно фиксируется в какой-либо знаковой форме (строится модель) и тем самым создастся содержательная абстракция изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, дети обнаруживают связь исходного отношения с его различными проявлениями, получая в итоге содержательное обобщение. Затем они используют содержательную абстракцию и содержательное обобщение для выведения и объединения других абстракций: на этом этапе образуется понятие.

Таким образом, мысль школьников движется не от частного к общему (от конкретных примеров к обобщению, закономерности, правилу), как при традиционном обучении, а от общего к частному. Кроме того, дети выявляют условия происхождения содержания понятий и усваивают их.

Учебная деятельность имеет определенную структуру, включающую ряд компонентов: мотив, учебную задачу (систему заданий, при выполнении которых осваиваются наиболее общие способы действия), учебные операции, контроль и оценку (структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину представлена в гл. 1). Считается, что мотивирует само построение обучения, при котором мышление ученика оказывается сходным с мышлением ученого, излагающего результаты своих исследований с помощью содержательных абстракций, содержательных обобщений и теоретических понятий. Что касается основного звена структуры учебной деятельности, то главными действиями при решении учебной задачи, определяющими ход усвоения научных знаний, становятся следующие:

  • - преобразование условий задачи в поисках исходного общего отношения (например, при знакомстве ребенка с десятичной системой счисления необходимо выявить существенное отношение, на основе которого она построена, и показать, что она не единственно возможная; при освоении грамматики устанавливается отношение между фонемной структурой языка и се графическими обозначениями);
  • - моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  • - преобразование модели отношения для изучения его свойств;
  • - построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • - контроль выполнения предыдущих действий;
  • - оценка усвоения общего способа.

Выполняя под руководством преподавателя определенные действия, дети обнаруживают существенные особенности объектов и, ориентируясь на них, решают любые задачи данного класса. Эти действия первоначально выполняются в материальной или материализованной форме, чаще всего - при работе с моделями, схемами.

Учителя, работающие но программам развивающего обучения, используют различные методы, наиболее важными из их общего количества считаются два основных. При первом методе преподаватели учат детей производить такие действия с учебным материалом, изменять его так, что дети сами открывают изучаемые свойства. Второй метод - организация активного взаимодействия детей друг с другом в процессе усвоения знаний и отработки учебных действий - также повышает эффективность учебной деятельности.

Более других для начальных классов разработаны учебные программы по математике, русскому языку, изобразительному искусству и др. И это не случайно. Д. Б. Эльконин, начиная формирующий эксперимент, сосредоточил внимание именно на младшем школьном возрасте. Он подчеркивал, что в этот возрастной период умственное развитие ребенка определяется тем, что мышление переходит на новую, более высокую ступень развития, а остальные психические процессы перестраиваются: память становится "мыслящей", восприятие - "думающим". Если обучение ориентировано на уже сформировавшиеся формы психической деятельности (наглядно-образное мышление, не интеллектуализированные восприятие и память), оно закрепляет уже пройденные этапы психического развития. Оно, по выражению Л. С. Выготского, "плетется в хвосте развития" и не продвигает его вперед. Такое обучение не становится развивающим.

Значительно усилить развивающую функцию обучения можно, обеспечив уже в младшем школьном возрасте (а не в подростковом, как это принято при традиционном обучении) усвоение системы научных понятий. Развитие отвлеченного словесно-логического (теоретического ) мышления невозможно без коренного изменения содержания, которым оперирует мысль ребенка. Это содержание задается школьным обучением, и оно должно передать детям не просто эмпирическое знание о свойствах и способах действий с предметами, а научные понятия, их систему, способ их логического упорядочивания, стоящие за каждым понятием способы действий, посредством которых это понятие может быть сформировано.

1. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству детей с более частными и конкретными

знаниями. Конкретные знания выводятся учениками из общего и абстрактного.

  • 2. Основные знания по учебному предмету усваиваются в процессе анализа условий их происхождения.
  • 3. Выявляя источники знаний, дети должны находить в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
  • 4. Это отношение ученики воспроизводят в особых моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
  • 5. Ученики должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем так, что их единство обеспечит мысленные переходы от общего к частному и обратно.
  • 6. Дети должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к их выполнению во внешнем плане и обратно.

Обучение, построенное по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, способствует интенсивному умственному развитию детей в младшем школьном возрасте, т.е. возрастном периоде, когда учебная деятельность является ведущей.

Познавательная сфера ребенка перестраивается благодаря формированию в учебной деятельности теоретической (содержательной) рефлексии, анализа и планирования.

При проведении исследований в обычных начальных классах (при традиционном обучении) и экспериментальных классах (при обучении по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) были получены результаты, свидетельствующие об эффективности экспериментального обучения, развитии у детей теоретического мышления.

По данным профессора кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета Анатолия Залмановича Зака , после 3 лет обучения в экспериментальных классах содержательная рефлексия формируется у половины младших школьников. В обычных классах через 3 года рефлексия формируется только у трети детей.

Большинство младших школьников в экспериментальных классах овладевают содержательным анализом после 2 лет обучения. Большинство детей в обычных классах усваивают приемы этого анализа лишь после 3-летнего обучения.

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ.

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка.

В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери.

Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии.

Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.

Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей.

Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия.

В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете.

Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности - это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения.

Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем.

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития.

Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени.

В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского.

В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.

В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам».

Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Ветренко Даниил Родионович

Из книги Каменный пояс, 1978 автора Бердников Сергей

ДАНИИЛ НАЗАРОВ КРАЙ УРАЛЬСКИЙ Я из края, где ветры косыеКолобродят по стылым снегам,Где высокое солнце РоссииСтелет звон родниковый к ногам.Край суровый романтикой дышит,Необъятностью хлебных полей,Где орел поднебесье колышет,Самоцветы сокрыты в скале.Этих мест

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ В ночных провалах тишины Владимирской тюрьмы летел в сияющие сны, в хитросплетенья тьмы, горел в пылающих мирах, свободой ослеплён. А нас хранил великий страх обыденных времён. Кому же истина верна? Кто всех разумней был - злых наваждений времена безумно

Из книги Сцены из жизни Максима Грека автора Александропулос Мицос

ДАНИИЛ Архимандрит Иона опять пригласил к себе Максима.Жил он в настоятельских покоях, на нижнем этаже, в палате с цветными стеклами в окнах и восточными коврами на стенах. Лепной крест, виноградные лозы и грозди украшали потолок. Вся восточная стена была увешана иконами.

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Старец Даниил Исихаст Недалеко от границ земли Великой Лавры, на оконечности Афонского полуострова, находится место, называемое Криа Нэра (Холодные Воды). Здесь святой Иоанн Кукузель пас козлов, которые, когда он пел, становились на задние ноги. Чуть далее, в известной

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

НОВОМИРСКИЙ ДАНИИЛ Настоящее имя – Кирилловский Янкель Ицков(род. в 1882 г. – ум. в 1937 г. (?)) Знаменитый анархист, создатель и теоретик анархо-синдикалистского революционного движения в Российской империи, организатор подпольных профсоюзов и террористических

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

…Из кладовых памяти Даниил Шиндарев Стихли аплодисменты… Гости, оставив стулья, собрались вокруг стола с угощениями, а правильнее сказать, столпились - потому что нас было за сотню, ну, может, чуть меньше. А мы с ним отошли в сторону. Он, аккуратно уложив скрипку в футляр,

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СУЛИМОВ Даниил Егорович (10.02.1890 - 27.11.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 16.04.1927 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1921 - 1923 гг. Член партии с 1905 г.Родился в поселке Миньярского металлургического завода (ныне г. Миньяр Челябинской области) в

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Д.Б. Эльконин (1904–1984) В одном популярном кинофильме герой Евгения Леонова – заведующий детским садом – демонстрирует пример редкого психологического чутья, побуждая капризных воспитанников съесть на завтрак не любимую ими кашу. Молодые коллеги, наблюдая за этим

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ Русский король Королевский титул совсем не характерен для средневековой Руси, однако иногда русские князья принимали его. Владел им, например, полоцкий князь Андрей Ольгердович, крупный властитель XIV века. Но самый известный пример - коронование

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ Хозяин города В 2003 году исполнилось 700 лет со дня смерти святого благоверного князя Даниила Александровича, основателя Московского княжеского дома. Тихий, мало кем замеченный юбилей. Этот человек не слишком известен в наши времена. Но для истории

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

РАТГАУЗ Даниил Максимович 25.1(6.2).1868 – 6.6.1937Поэт. Стихотворные сборники «Стихотворения» (Киев, 1893), «Собрание стихотворений (1893–1900)» (СПб., 1900), «Песни любви и печали» (СПб., 1902), «Песни сердца» (М., 1903), «Тоска бытия. Стихотворения» (СПб., 1910), «Избранные стихотворения» (Киев, 1909),

Из книги автора

Даниил 1 Села я на подоконник, ноги свесив. Он тогда спросил тихонечко: Кто здесь? – Это я пришла. – Зачем? – Сама не знаю. – Время позднее, дитя, а ты не спишь. Я луну увидела на небе, Я луну увидела и луч. Упирался он в твое окошко, – Оттого, должно быть,

Это дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах 20 века.

Гипотезы Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова:

1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия: они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями.

2. Возможности ребенка к обучению (и, следовательно к развитию) огромны, но не используются школой.

3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производятся методы организации обучения.

4. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

В.В Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходное положение Д.Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственной развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Под теоретическим мышление понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умения проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

Одной из отличительных особенностью является, то что обучение направлено на создание зон ближайщего развития, способствующих формированию психических новообразований. Другой особенностью этого развивающего обучения являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. Таким образом, обучение ориентированно на познание отношений между фактами, установление причинно-следственных связей.

Целевые установки:

1. Формировать теоретическое сознание и мышление.

2. Передавать детям не столько знания, умения и навыки, сколько способы умственных действий.



3. Воспроизвести в учебной деятельности логику научного познания.

Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

Урок в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова:

Особенностью урока является коллективная мыслительная деятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Ход обучения:

1. Знакомство с предлагаемой научной ситуацией задачей;

2. Ориентировка в ней;

3. Образец преобразования материала;

4. Фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;

5. Определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;

6. Накопление выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Что надо знать о системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

ЧЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ СИСТЕМ?

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения - формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

ЧЕМ ВЫЗВАН В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТАКОЙ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА, ВЕДЬ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ ЕЩЁ В 60-70-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА?

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования - формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было: уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;

изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;

перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина – Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.

ЧЕМ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РЕЗУЛЬТАТА ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ?

Мы хотим на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Другое дело - что называть личностью. Сейчас по некоторым наблюдениям в мире существует около 80-ти пониманий личности. В.В.Давыдов, один из основателей данной системы, в своей последней книге «Теория развивающего обучения» характеризует личность - как человека со значительным творческим потенциалом. Но с этой точки зрения почти все люди личности, но не все абсолютно. Потому что в молодости творческий потенциал имеется почти у всех людей, живущих в достаточно цивилизованных условиях. Но с годами, особенно при жестком вхождении в большинство профессий, этот творческий потенциал теряется, и к средним годам, особенно к старости, многие люди, будучи хорошими специалистами, теряют творческий подход к любым делам, даже в семейном обиходе. Это уже не личности.

КОГО МЫ ХОТИМ ВЫПУСКАТЬ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СОГЛАСНО НАШЕЙ СИСТЕМЫ?

Прежде всего, школьников с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Ряд оппонентов данной системы считают, что система Эльконина-Давыдова направлена исключительно только на развитие теоретического мышления. Это серьезное заблуждение.

Кроме этого, мы хотим, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

– знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

– умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

– умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

– умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии - есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:

учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить

КАК ПОНИМАЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА? КАКИЕ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ, А КАКИЕ – ЧТО НЕ РАЗВИВАЕТСЯ?

Человеческое мышление - это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления - рассудок и разум. Рассудок - это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление - это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности - главного и второстепенного.

Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей.

Задача сегодняшнего дня - методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие - учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

КАК ПОНИМАЕТСЯ «ВОСПИТАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА?

Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления, прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

ПОЧЕМУ АВТОРЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА НАСТАИВАЮТ НА ТОМ, ЧТО ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?

Мы исходим из позиции: в учебной деятельности бессмысленно ставить отметки. Если ученик дискуссирует и вместе с другими приходит к какому-то правильному выводу, то отметка никакого значения не имеет. А вот развернутая, качественная оценка того, что делает ребенок, крайне желательна. Но в баллах ее не оформишь.

В последнее время широко обсуждается проблема, связанная с безотметочной системой оценивания в школьной практике, в том числе и на начальном этапе образования. Аргументы в пользу отказа от пятибалльной системы оценивания строятся либо вокруг отрицательных эффектах отметки (отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка), либо связывается с тем, что пятибалльная шкала оценивания не может эффективно оценивать качество знаний учащихся (фактически речь идет о том, что в школе реально работает трехбалльная шкала).

В системе Эльконина-Давыдова проблема оценивания рассматривается в более широком аспекте, в аспекте изменения всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, затрагивающей интересы всех субъектов этого процесса.

СМОЖЕТ ЛИ УЧЕНИК, ПРОШЕДШИЙ ОБУЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СИСТЕМЫ ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ, СДАТЬ УСПЕШНО ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ?

Учащийся может в новых условиях (нестандартных) использовать известные ему способы действия.

Учащийся может видеть ограниченность известных ему способов в заданных условиях и на основе этого поставить перед собой новую задачу. Учащийся может оценить свои возможности (прогностическую оценку) по решению конкретной задачи и при возникновении затруднений и ошибок самостоятельно проводить коррекцию своих действий, ликвидировать возникшие затруднения.

Учащийся может самостоятельно подбирать необходимые средства для решения поставленной задачи.

Учащийся видит недостаточность условий для решения поставленной задачи.

Учащийся использует для решения новой задачи модельные средства

Может на основе знаний общих способов решать большой круг частных задач.

КОРОТКО ОБ одноположниках СИСТЕМ

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 - 19 марта 1998) - советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни).

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Теоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.

Система Эльконина-Давыдова

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта . Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

Разработанная система развивающего обучения в 80-е годы XX века подвергалась гонению официальных властей.

В 1983 В.В. Давыдов был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин

Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1

Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебно-методического комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), соответствует содержанию программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» (авторы В.В. Репкин и др.) и предназначен для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы.

Букварь предназначен для обучения детей грамоте. В его основу положены ознакомление детей с буквами и самостоятельное освоение наиболее общих способов письма и чтения. Достигается это выделением звукового состава слова, построением его слогозвуковой модели и затем буквенной записи.

Поиск средств и способов моделирования звучащего слова уравновешивает всех детей независимо от их предшествующей подготовки к школе.

Даже при беглом просмотре нетрудно заметить, что этот Букварь является довольно своеобразной учебной книгой. С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой стороны, это, безусловно, детская книга, на страницах которой забавные человечки, придуманные авторами, - дедушка Ус, дядюшка Ага, Авосик и Небойсик - вместе с первоклассниками ищут ответы на самые сложные вопросы. Этот учебник представляет собой – диалог любознательных первоклассников Маши и Алёши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники будут участвовать вместе с забавными и неунывающими человечками.

Своеобразие этой учебной книги выражается, прежде всего, в его структуре. Основной материал Букваря перемежается страничками совместного чтения, основная цель которых – создание атмосферы литературного чтения (приобщение детей к культуре чтения) с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы.

Странички совместного чтения отделяют один от другого содержательные блоки внутри каждого раздела. В конце многих содержательных блоков есть специальное задание-установка на изучение нового материала. Установочные задания в учебнике помечены особым знаком.

Данный учебник в системе развивающего образования рассчитан на разный уровень подготовки учащихся и на разную динамику их продвижения в материале. Поэтому в Букваре содержится избыточный, резервный материал (он также выделен специальным знаком).

Отмечая другие особенности методического аппарата Букваря, стоит обратить внимание и на то, что в данном учебнике сделана попытка специально выделить типы заданий, которые удобно выполнять в групповой форме.

Как уже было сказано, этот Букварь учит детей не только читать, но и грамотно писать – поэтому в отличие от своих аналогов он включает в себя тексты как для чтения, так и для письма. Они подобраны тщательным образом – без расхождений между произношением и написанием, что создает благоприятные условия для прочного усвоения первоклассниками основ русской графики.

Каждая новая тема в Букваре преподносится как новая задача, решив которую ребята совершают следующий шаг на пути освоения действий письма и чтения.


Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Об основателях системы - Д.Б. Эльконине и В.В. Давыдове

Даниил Борисович Эльконин (1904 - 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского.

Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940 г.).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.

Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии.

В 1962 году он защитил докторскую диссертацию, в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Василий Васильевич Давыдов (1930 - 1998 гг.) - выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина.

Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.

В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова и др.,. После выхода книги «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшей в 1981 году под редакцией В.В. Давыдова, он был исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Однако уже через несколько лет, в 1986 году, награжден премией им. К.Д. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 году вновь назначен директором этого же института.

История системы РО Эльконина-Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40-летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы № 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»
  • в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику
  • в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования
  • в 2000 году был создан Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.

Общая характеристика системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова

В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

  • Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
  • Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
  • Главная задача - освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
  • Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

Отметок детям в начальной школе не ставят , учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

Дети не переутомляются , их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения , учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  • формирует у ребенка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает

учащимся:

  • дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения
  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности
  • все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям:

  • учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию
  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям:

  • умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостатки системы

Общий недостаток системы РО Эльконина - Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.


кандидат филологических наук