Сценарий на тему «Ю. Коваль «Дик и черника. Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») Веселые заголовки к рассказу дик и черника

(Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность) — Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»? (Слайд 1.)

А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

— Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах.

(на доске таблички с вопросами)КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

— Первая группа будет отвечать на вопрос – кого можно обучать?

вторая группа подумает – чему можно обучать?

третья группа вспомнит – как обучают? четвёртая группа будет размышлять – зачем обучают?

— Каждая группа будет записывать свои предположения на листах, которые находятся у вас на партах. Слова старайтесь записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам или возникнут вопросы какие-нибудь – обращайтесь за помощью ко мне.

— Прошу представителей каждой группы выйти к доске с результатами своих наработок и озвучить их.

— Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

После отчёта первой группы.

Правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослеют. Животных, которые живут рядом с нами мы тоже чему-то учим.

После отчёта второй группы.

Молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениям овладеть, нам приходится учиться

После отчёта третьей группы.

Отлично, как много действий вы назвали.

После отчёта четвёртой группы

— Правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни

— Вы очень хорошо поработали в группах.

— Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?

— Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы. Обучение – это получение знаний и овладение какими-то навыками. (Слайд 2)

— Как мы справились и сформулировали ответ на вопрос Пети?

— А можете вы мне сказать, каким словом называют обучение животных каким-либо действиям? Какая разница в обучении людей и животных?

— Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным навыкам животного. Более того, мы сегодня будем вести диалог (понятие «диалог» дети знакомы с периода обучения грамоте)

У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Каждый в группе возьмёт любую часть, медленно и вдумчиво её прочитает. После прочтения, каждый перескажит свою часть товарищам. После этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

Какая задача сейчас стоит перед вами?

— Чтобы выполнить это задание, вы должны следовать правилам работы в группе. Вспомним их.

Учащиеся читают текст на карточках, пересказывают содержание согруппникам, восстанавливают порядок частей.

— Значение каких слов вам было непонятно в тексте? (словесное объяснение значения слова учителем)

— Я прочитаю рассказ, а вы сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

— Если ваша группа допустила ошибку, расставьте части в правильном порядке.

— У какой группы расположение частей не совпало?

— Пронумеруйте части.

— Давайте обратимся к записям на доске (КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?) и ответим на записанные вопросы

— Кого обучали в рассказе? — Чему обучали Дика? — Как автор обучал собаку?

— Зачем пришлось обучать Дика есть чернику? Кого называют обжорой?

— Придумайте в группах название рассказу. Не забывайте, что по названию можно определить, о чём будет текст.

— Как вы озаглавили рассказ?

Учитель записывает предложенные группами заголовки на доске.


— Рассказ, который мы сегодня читаем на уроке, написал Юрий Иосифович Коваль.


— Давайте откроем учебник на стр.147 и прочитаем, какое название дал своему рассказу сам автор. (смена слайда)

— Читать текст мы будем цепочкой. Внимательно вчитываемся. Чтобы понять главную мысль автора. Мы учимся с вами вести диалог, но чтобы вести диалог, надо уметь задавать вопросы. Чтобы правильно задать вопрос, читать надо вдумчиво . После прочтения вам предстоит самостоятельная работа по составлению вопросов.

Во время чтения проводится работа над лексическим значением слов. Приемы объяснения значений слов : самостоятельное – значение слова требуха ещё раз выясняется детьми по сноске в книге; словесное объяснение : уму-разуму; слово пригоршня показом (сложить ладошку; использование синонима при объяснении слова мигом. С лайд №5 хорошо помогает объяснить значение словосочетания «встал на четвереньки

Отрабатывается навык выразительного чтения.

— Немного отдохнём. Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику, преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами по тропинке.(Шагают)

— Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

— Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

— Мимо спящего медведя — осторожно!(на цыпочках)

— Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

Вот и поляна. Как много ягод черники! (Слайд № 6)

Сядем на корточки.(Присели) Собираем ягоды в пригоршню.(Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём вопросы друг другу.

Ребята 1 и 2 группы будут составлять «вопросы с поверхности», а ребята 3 и 4 группы составят «вопросы подводные». При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова.

Я тоже буду работать вместе с вами и составлять вопросы для вас .

— Работайте сообща. Составленные вопросы записывайте на обратной стороне листочка с текстом. Слова надо стараться записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам – обращайтесь за помощью ко мне или сверьте, как записаны слова в тексте.

— Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе. Решите в группе, кто из учащихся будет записывать вопросы, кто озвучивать.

— Вопросы свои читайте громко, слова произносите правильно. Ответы учащихся оценивайте: правильно или не правильно ответили на ваш вопрос.

— Прошу выйти к доске представителей 1 и 2 групп. Отвечать на ваши вопросы будут 3 и 4 группы.

— Теперь очередь задать вопросы учащихся 3 и 4 групп, отвечать на их вопросы будут 1 и 2 группы

— Я тоже составила вопросы, но для всех ребят:

— Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?

— У кого из вас дома живёт собака?

— Я попросила Ваню рассказать нам сегодня о том, как они с дедушкой обучают свою лайку разным навыкам.

— Каким должен быть тот, кто обучает?

— В начале урока мы дали определение слову обучение. Озвучьте его.

— Попробуйте на доске восстановить последовательность действий автора при обучении Дика ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore / В классе стационарно установлена интерактивная доска Star Board в комплекте с компьютером и проектором, имеется выход в Интернет)

— Молодцы.

— Что вы расскажите сегодня дома родителям о работе на уроке ? рефлексия

— У ваших знакомых есть собаки, в отпуск ездите, там тоже, наверное, есть собаки у родственников. Приятно видеть, когда за животным, которого приручили, люди заботятся и ухаживают. Но как больно смотреть на беспризорных животных, которые обделены нашим вниманием. О таком щенке вы прочитаете дома стихотворение «Без ужина» на стр. 149.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Малоелгинская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района РТ

Разработка урока по литературному чтению в 3-м классе

Тема: Юрий Коваль. Рассказ «Дик и черника»

Хаматшина Зубарзят Искандаровна, учитель начальных классов I кв.категории

Тема урока: Юрий Коваль «Дик и черника».

Вид урока: урок внеклассного чтения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

познакомить детей с содержанием рассказа «Дик и черника» и с автором замечательных рассказов - Ю. Ковалем.

Задачи урока:

пробудить интерес к чтению художественных произведений;

Учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом;

Закреплять умение работать с текстом;

Развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память;

Обогащать словарный запас;

Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу.

Оборудование: книги о природе для выставки, портрет Ю. Коваля, иллюстрации детей по произведениям Ю. Коваля, толковые словари, слайды, запись с пением птиц

Ход урока:

I. Организационный момент . Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II .Проверка итогов предыдущей работы.

1. Беседа.

Как называется раздел, по которому мы работали?

- «Люби живое».

О ком мы говорили?

О разных животных, о природе.

2. Работа по книжной выставке.

Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Что в ней необычного? (книги стоят оборотной стороной). Для того чтобы книгизаняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали произведения о природе и о животных (дети называют произведения):

М.Пришвин, И.Соколов, В.Белов, В.Бианки, Б. Житков, В.Дуров, В.Астафьев, В.Драгунский.

Ребята, в каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? («Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»- В. Белов, «Копалуха» - В.Астафьев).

Я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?(Это – Дениска из рассказа В.Драгунского «Он живой и светится».)

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, вы внимательно прочитали произведения о природе и о животных, молодцы! А сейчас проверим ваши художественные способности. Покажите, пожалуйста, ваши иллюстрации, которые вы нарисовали после чтения рассказов Юрия Коваля (дети показывают рисунки и называют рассказы, по которым нарисованы иллюстрации).

III . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живётся. Также мы попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберём рассказ Юрия Коваля.

IV .Постановка учебной задачи

Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(учитель показывает книгу Ю. Коваля «Дик и черника»).

Прочитаем рассказ « Дик и черника».

Ребята, до чтения рассказа нам необходимо познакомиться с жизненным и творческим путём писателя (подготовленный ученик знакомит с биографией Ю. Коваля. Вывешивается портрет писателя и организуется выставка книг).

С гордостью сообщу вам, ребята, о том, что такой замечательный писатель как Юрий Коваль жил и работал в нашем районе. После окончания института Коваля назначают учителем в Емельяновскую школу Лаишевского района(Слайд№3). Там он был преподавателем самых разных предметов – географии, истории, русского языка, литературы, пения… В этой школе было несколько учителей, но учителей пятого-шестого классов не хватало. Как говорил сам писатель, его первыми рассказами были тексты диктантов для учеников. Он придумывал забавные рассказы, которые помогали ученикам быстро запомнить правила русской грамматики. Например:

На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж.

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж.

Это на правописание шипящих был диктант. Но это всё Коваль сам считал шуткой и чепухой и серьёзно не относился. В 1963году писатель вернулся в Москву. После возвращения из Емельянова, Юрий Коваль написал целый ряд рассказов, связанных с Татарией. Это был удивительно талантливый человек, который сочинял и стихи, и рассказы, и повести на самые различные темы. Он ещё и очень хорошо рисовал. Одна из книг - «Избушка на Вишере»- была проиллюстрирована самим автором.

Вот, ребята, над рассказом такого замечательного человека мы сегодня с вами и поработаем. (Вывешивается рисунок с изображением Незнайки).

Ребята, с Незнайкой мы поиграем в «Толковый словарик», объясним значения трудных для понимания слов.

Видите, дети, как много должен уметь писатель! О ком мы будем сегодня читать, вы мне сами сейчас расскажете.

V . Работа с текстом . «Открытие» нового знания»

1) - Рассмотрите иллюстрацию (Слайд №4).Кто станет главным героем нашего рассказа?

Человек и собака.

Можно предположить, что делает человек?

Он радуется, что встретил такую ягодную поляну.

А собака?

Тоже смотрит на ягоды.

Какую ягоду они будут собирать?

Чернику (Слайд №5).

Опишите собаку. Какая она?

Симпатичная, добродушная…

2) Чтение рассказа, беседа.

К нам обращается Незнайка. Объясним ему значения слов обжора и пригоршня (работа с толковым словарём).

Обжора - ненасытный, прожорливый, жадный.

Пригоршня – ладонь с пальцами, согнутыми так, что можно туда что-нибудь положить.(Слайд №6)

Физкультминутка

Ребята, мы с вами много поработали, пришло время отдыха. Представим себе, что мы тоже в лесу (запись с пением птиц). Шагаем на месте. Очень много комаров (Отмахиваемся, хлопаем в ладоши). Ой, медведь! Осторожно! (на цыпочках). Вот и поляна! Сядем на корточки. Собираем ягоды. Вкусно! Встали. Потянулись к солнцу. Хорошо!

VI . Первичное закрепление

Продолжим работу над рассказом. От чьего имени ведётся рассказ?

Как он ел чернику? Что в это время делал Дик? Что сделал автор, чтобы накормить собаку? Каким методом решил автор научить свою собаку есть чернику? (дети отвечают, используя предложения из рассказа).

Кто здесь выступал в роли учителя, а кто – в роли ученика?

Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но ещё и всю смородину и морошку.

VII . Итог урока. (рефлексия учебной деятельности)

Ребята,вот мы с вами анализировали текст. Трудно быть писателем?(ответы детей)

Да, очень трудно. Писатель должен хорошо знать то, о чём он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы к тексту (дети предлагают свои вопросы по содержанию рассказа, а остальные отвечают).

Как относятся друг к другу герои рассказа?

Вежливо, с уважением, с любовью.

Какова главная мысль рассказа?

Чуткое отношение к животным. Собака – друг человека.

Чему учит рассказ?

Любви, заботе о ближнем.

VIII . Домашнее задание.

Прочитайте другие рассказы Юрия Коваля.

На вопрос Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите? заданный автором Надежда Антонова лучший ответ это Р. Погодин
Черника
«…Дальний лес, сырой и лохматый. Сюда по весне плывет половодье,
заливает бочаги водой, остающейся в них на все лето, - это заморный лес,
страшный для рыбы, потому что рыба идет сюда вместе с водой и икру здесь
мечет и некоторая, не успев уплыть, остается помирать в бочагах. Весь июнь
здесь можно рыбу ловить прямо юбкой. Сейчас оставшаяся рыба плавает в
бочагах кверху брюхом. Только в одном бочаге, почти что озерке, проживает
саженная щука с плоским зеленым черепом. Щука подходит к берегу и стоит
бревном, глядя вверх, и в глазах у нее голод.
В заморном лесу черники тьма и гоноболи.
Они шли по чернике. Муж широко разводил ветки, стараясь отпустить их
так, чтобы они хлестанули жену по глазам.
- Ты чего хочешь? - говорил он. - Убить меня хочешь?
- Убить, - сказала она.
Он повернулся круто - бросился на нее. Она остановила его, выстрелив.
Он упал на колени и захрипел:
- По какому праву? Нет у тебя правов человека судить.
- Другого кого - нету! - крикнула она. - А тебя есть. - Она навела на
него наган.
- Стерва! - закричал он. - Дай хоть черники поесть!
Она ждала - он собирал чернику горстями и запихивал ее в рот. И лицо
и руки у него стали синими, губы черными, только в глазах не было цвета.
- Пусти, Клавдя. Я уйду. Скроюсь я. Клавдя, кровь течет, ослаб я... -
Он уже машинально и без разбора сгребал чернику с кустов и запихивал ее в
рот вместе с листьями.
Черника в сыром лесу была серой. И зелень черничная была серой. И сам
лес был серым.
- Как же быть, Клавдя? - спросил он ее. - Что же будет-то, Клавдя?
Наверно, от этого вопроса, который она должна была бы задать ему, а
не он ей, наверно, от крови, серым пятном расплывшейся по его гимнастерке,
обрушилась на нее вся осознанная вмиг тяжесть и вся ответственность
дальнейшей ее судьбы. Наган щелкнул сухо, будто подломился уже
надтреснутый и уже подгнивший сук.
- Слабая я... -сказала Клавдя пустым голосом. - Слабая...
Она подошла к бочагу, где мокрым бревном лежала саженная щука. Клавдя
смотрела в щучьи глаза, и ее клонило вперед - в воду. В покой. В забвение.
- Слабая я, - прошептала она еще раз вдруг окровавившимися губами.
Щука, шевельнув хвостом, подплыла ближе. Морда ее оказалась у самых
Клавдиных ног. Клавдя вскрикнула и попятилась в естественном страхе. Наган
вывалился из ее ослабевших пальцев и круто пошел тонуть, вильнув возле
щучьего носа.
Щука хвостом ударила, и больше не было звуков.
...Лес забагрянился, потом почернел - ночь упала, будто закрылись
перед Клавдией все двери. Она толкалась в стволы деревьев, оступалась и
падала, и не было лесу конца.
Когда утро наползло на нее, когда солнце осветило ее глаза, Клавдя
увидела себя стоящей на развилке дорог неподалеку от своей деревни. Четыре
красноармейца, усталые и небритые, маскировали ольховыми ветками небольшую
пушку. Клавдя глядела на них и не двигалась с места, пока один, молодой,
почти мальчик, не подошел к ней и не сказал:
- В деревню ступайте. Этой ночью мы немца из деревни выбили. Теперь
не опасно...
Клавдя почувствовала, что в руке она что-то держит. Посмотрела -
черника, набранная в косынку. Когда набрала и зачем?
- Черника, - сказала она солдату. - Поешь... Муж мой тоже на фронте
воюет.
Солдат улыбнулся ей, утвердительно кивнул: мол, конечно, а как же.
Эта его уверенность высветлила Клавдю изнутри, она представила мужа идущим
по дороге войны - удаляясь, он не уменьшался, а как бы вырастал до
размеров великого.
- Для сына, - сказала она. - Для моего Пашки.»
__________

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите?

Ответ от АК-47 [гуру]
Вообще то это брусника если что.Про бруснику помню рассказ у Юрия Коваля


Ответ от Добросовестный [гуру]
У писателя Юрия Яковлева есть рассказ, который так и называется: "Черника". Читать здесь:
Рассказ помещен в сборнике, так что по ссылке открывается 22-я страница, на которой он начинается примерно на ее середине. А заканчивается на 23-й.


Ответ от Европейский [гуру]
Русский, современный художник Николай Фомин
картина - ЧЕРНИКА
из серии картин Ягоды наших лесов


Ответ от Малоросский [гуру]
Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
- Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
- Теперь сам валяй, - сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (Ю. Коваль "Дик и черника")
.
Кум Черника из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"
...Кум Черника проживал в прошлогодней каштановой скорлупе, толстой, с шипами. Это была очень тесная квартира, но кум Черника удобно устроился в ней со всем своим имуществом, которое состояло из одной половинки ножниц, заржавленной бритвы, иголки с ниткой и корочки сыра...


Ответ от Валентина Фролова [гуру]
А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
А ещё черника наряду с другой ягодой костяникой упоминается в очень красивом фильме "Костяника. Время лета"


Воробьиное озеро

Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.

Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают.

Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро - Воробьиное.

Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.

Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей - берёзы.

Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.

Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.

На это самое место положил я луковицу, начистил картошки, кинул перцу-горошку, долил воды и подвесил ведро над костром.

Пока закипала уха, я смотрел на острова-корабли, на их берёзовые паруса.

Иволги летали над зелёными парусами, которые бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли. И мне понравилось, что есть на свете такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.

Хрюкалка

Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным ольшаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто ищет чего-то.

Хорх… хорх… - доносится сверху хриплый голос - Хорх…

Раньше в деревнях говорили, что это не птица вовсе, а вроде бы чертёнок летает над лесом, разыскивает свои рожки, которые потерял.

Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом вальдшнеп, ищет себе невесту.

У вальдшнепа вечерние глаза - большие и тёмные. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка», а за длинный клюв - «слонка».

В одной деревне, слышал я, зовут его ласково «валишень». Такое название мне нравится больше всего.

Дик и черника

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.

Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.

Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.

Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.

Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.

Теперь сам валяй, - сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.

Звёздный язь

Ранней весной пошли мы с Витей на рыбалку, на Мост.

Не так уж далеко от нас Мост, а всё-таки шесть километров. Шли, шли, месили болотную да лесную весеннюю грязь, устали. На Мост пришли - сразу костёр положили, чай стали кипятить. Витя говорит:

Не знаю, как ты, а я всю жизнь мечтаю большого язя поймать.

Какого большого? Каких размеров?

Не меньше сапога.

Какого сапога? Обычного или бродня?

Ну, это ты, парень, слишком. Язь величиной с болотный бродень! Таких не бывает. Давай уж будем ловить язя с обычный, привычный кирзовый сапог.

Договорились мы и связали на язя секретную донку. В чём секрет этой донки, рассказать не могу - Витя не велит.

И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду.

А язь не берёт. Мелкая сорожонка червей теребит. Колокольчик на донке звякает.

Замучила сорожонка, - Витя говорит, - одолела. Сорожонка - это мелкая плотва. У нас на Севере плотву сорогой зовут.

К вечеру худо-бедно наловили мы сорожонки, а язь-то никак не берёт.

И вот настала ночь.

Над Цыпиной горой под звёздами потянули на север гуси и журавли, зацвиркали-зазоркали вальдшнепы, и тут взял язь.

Страшно натянулась леска, задрожал Витя, ухватил леску двумя руками, потянул к берегу.

А вдали, в темноте у камышей, заплескался вышедший на поверхность язь. Серебряные блики посыпались по воде от ударов его хвоста и звёздные полетели брызги.

И вот Витя подвёл язя к берегу и почти уж вытащил его, как вдруг язь дёрнул. Витя поскользнулся и упал в воду рядом с язем.

И вот они оба барахтаются в чёрной воде, и от них обоих летят звёздные брызги. И я понял, что язь сейчас уйдёт, если я чего-нибудь не придумаю.

И я придумал. Я тоже упал в воду с другой стороны язя. И вот мы уже вдвоём лежим в воде и между нами язь.

А над нами, между прочим, сияют и стоят все ночные созвездия, все главные весенние звёзды, и особенно ясно, я вижу, стоят над нами Лев и Близнецы. И вот уже мне кажется, что это мы с Витей близнецы, а между нами - лев. Всё как-то спуталось в моей голове.

И всё-таки мы вытащили язя, выволокли его на берег, и он оказался очень большим. По сапогу мерить было некогда - ночь, а в ведро он никак не влезал.

Поставили мы его в ведро вниз головой и по болотной да лесной весенней грязи побежали домой, на Цыпину гору. Язь бил в ведре хвостом, и в каждой чешуинке его играли главные весенние созвездия - Лев и Близнецы.

Мы надеялись, что язь не заснёт до утра, но он заснул.

Я очень огорчился, что заснул звёздный язь и не осталось на земле его следа. Взял доску, положил на неё язя и точно по контуру обвёл карандашом. И потом долго сидел - вырезал звёздного язя. Пускай хоть на моей доске останется его след.

А того язя, что вы видите на рисунке, мы поймали в другой раз. Это не язь, а язёнок. Но он тоже почему-то звёздный. Не знаю уж почему. Мы поймали его утром, когда звёзды скрылись под солнечной пеленой… Наверно, всякий язь - звёздный…

Над речкой, над омутом, в котором прячется от коршуна диковинная северная рыба хариус, стоит берёза.

Ствол у берёзы кривой, он то сгибается к речке, то оттягивает его от воды тайга, и на самом крутом его колене лопнула кора.

На этом месте много лет вырастал чёрный берёзовый гриб - чага.

Я срубил чагу топором.

Огромная, с бычью голову, она еле залезла в рюкзак.

«Адаптация учащихся в школе» - Активные существа. Школа молодого учителя. Методическая копилка. Реальная помощь. Испытание для школьников. Авансировать детей. Положительные моменты. Первоклассник. Физические паузы. Вживание в позицию школьника. Заинтересовать своим предметом. Скрытая инструкция. Снятие страха. Соблюдение ЕОР. Личностная готовность.

«Адаптация первокурсников в вузе» - Принципы тренинга. Основные задачи и направления деятельности куратора. Адаптация. Структура тренинга. Адаптация первокурсников. Модель гиперрефлексии. Процесс активного приспособления. Стили общения куратора со студенческой группой. Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический тренинг.

«Адаптация к школе» - Возрастные особенности: Педагогические условия: Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Фазы развития подросткового возраста. посещение уроков, наблюдение за детьми. Что такое адаптация? «Чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать.

«Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. «Классный руководитель глазами воспитанника». Анкета для родителей «Мой ребенок и школа». Для первоклассников. В работе с десятиклассниками. Цель. Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей. В работе с родителями. Подготовительный этап.

«Адаптация десятиклассников» - Родители. Основные задачи. Интеллектуальная лабильность. Мотивы учебной деятельности. Трудности адаптационного периода. Мотивация. Адаптация десятиклассников. Тревожность. Уровень интеллектуальной лабильности. Старшеклассник. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация к достижению успеха.

«Школьная дезадаптация» - Условия для успеха ребенка. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Виды школьной дезадаптации. Ребёнок в школе. Признаки дезадаптации. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Неподготовленность к семейной жизни.

Всего в теме 11 презентаций