Санскрит: язык, письменность, история изучения. Древний язык богов и провидцев Санскрит: языки и письменность

Древние индоевропейские народы придавали огромное значение заучиванию священных текстов, поэтому письменность у них появилась относительно поздно. И у каждого народа — своя.

Персы создали свою письменность в пятом веке до нашей эры по примеру ассирийской клинописной. Германские руны возникли в первом веке нашей эры, огамическое письмо ирландцев — в пятом веке нашей эры. У славян, видимо, тоже была своя письменность, но она до наших дней не сохранилась.
Большинство же современных письменностей возникли на основе финикийского письма : деванагари, кириллица, греческая, латинская, арабская, еврейская и др.

Письменностью санскрита является деванагари .

Деванагари — это слоговое письмо, которое сформировалось к 12 веку нашей эры из письма брахми(которое тоже произошло от финикийского письма) и используется по сей день в современных индийских языках: хинди, маратхи, непали и других.

Особенности деванагари:

  • буквы пишутся под одной горизонтальной чертой
  • текст записывается слева направо;
  • все буквы одного размера(нет разделения на строчные и заглавные);
  • письменность слоговая(один символ для согласного читается как согласный звук с гласным «а»);
  • каждому символу соответствует только один вариант произнесения(не может быть, чтоб один и тот же символ читался по-разному(сравните, в английском не так: в fat и fate одна и та же буква «а» звучит по-разному));
  • на письме отображаются все нюансы произнесения(как говорим — так и пишем, письмо полностью отражает фонетику)

В соответствии со звуковым набором санскрита, в деванагари есть символы для гласных звуков:

Приведённое написание характерно для начала слов.

Поскольку деванагари — письменность слоговая, то в ней нет значков для обозначения одиночных согласных звуков, в ней все знаки для согласных читаются как согласный звук с гласным «а». Согласные:

Заднеязычные

Средненёбные

Церебральные

Чтобы был опыт, необходимо практиковаться. Поэтому я предлагаю Вам прямо сейчас выполнить самое простое задание, которое позволит Вам начать читать и писать на санскрите .

Первое, что Вам понадобится для этого — . Скачайте их, распечатайте и заполните, чтоб выучить, как правильно пишутся символы деванагари.

Задание

Напишите слова шрифтом devanāgarī:

ка - кто? который?
кха - воздух, небо
га - идущий
йа - который

кара - делающий; рука
гаджа - слон
джана - человек
джала - вода
дама - дом, жилище

Как выполнить задание:

1) Возьмите чистый лист бумаги, напишите первое слово сначала русскими буквами: ка .
2) Теперь найдите в таблице для согласных символ деванагари, который читается как ка .
3) Найдите этот символ в прописях, чтобы правильно его написать. И крупно напишите его справа от русских букв: ка .

4) Всё, Вы написали первое слово. Можете переходить ко второму.
5) Чтобы написать слово, состоящее более чем из одного символа, нужно написать последовательно первый символ, затем второй. Сделав это так, чтобы вертикальная черта сверху объединила эти два символа в одно слово. Например, слово кара : написание ка мы уже находили, записываем сначала его, затем ищем ра и приписываем справа от , чтобы они объединились в одно слово.

Выполните таким образом всё задание, сфотографируйте или отсканируйте и вышлите мне на почту [email protected]. Я проверю и отвечу, выслав необходимые рекомендации и комментарии.

Обязательно сделайте это задание. Необходимо не просто получить знания(которые без применения забудутся), а получить навык .

Хотите быстро и легко освоить письменность санскрита и научиться правильному произношению? .

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В последнее время даже в серьезных изданиях можно встретить рассуждения о Ведической Руси, о происхождении санскрита и других индоевропейских языков из русского языка. Откуда берут начало эти идеи? Почему именно сейчас, в XXI веке, когда научная индоевропеистика имеет уже более чем 200-летнюю историю и накопила огромное количество фактического материала, доказала огромное количество теорий, эти идеи стали такими востребованными? Почему даже некоторые учебники для вузов всерьез рассматривают «Велесову книгу» как достоверный источник по изучению истории и мифологии славян, хотя лингвисты убедительно доказали факт подделки и позднее происхождение этого текста?

Все это, а также дискуссия, развернувшаяся в комментариях к моему посту побудили меня написать ряд небольших статей, рассказывающих об индоеропейских языках, методах современной индоевропеистики, об арийцах и их связи с индоевропейцами. Я не претендую на полное изложение истины — этим вопросам посвящены огромные исследования, монографии большого числа ученых. Было бы наивным думать, что в рамках блога можно расставить все точки над i. Однако, в свое оправдание скажу, что по роду своей профессиональной деятельности и научных интересов, мне приходится соприкасаться с вопросами взаимодействия языков и культур на евразийском континенте, а также с индийской философией и санскритом. Поэтому постараюсь в доступной форме изложить результаты современных исследований в этой области.

Сегодня я хотела бы вкратце рассказать о санскрите и его изучении европейскими учеными.

Текст шактийского текста «Деви-махатмья» на пальмовых листьях, письмо бхуджимол, Непал, XI в.

Санскрит: языки и письменность

Санскрит относится индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи языков и является древнеиндийским литературным языком. Слово «санскрит» означает «обработанный», «совершенный». Как и многие другие языки, он считался божественного происхождения и был языком ритуала, священнодействия. Санскрит относится к синтетическим языкам (грамматические значения выражаются формами самих слов, отсюда — сложность и большое разнообразие грамматических форм). В своем развитии он прошел ряд этапов.

Во II – начале I тыс. до н.э. на территорию Индостана с северо-запада начали проникать индоевропейские племена ариев . Они говорили на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли в основу ведийского языка . Скорее всего, его сложение произошло в XV-X вв. до н.э. На нем были записаны четыре (букв. «знание») – самхиты (сборники): Ригведа («Веда гимнов»), Самаведа («Веда жертвенных заклинаний»), Яджурведа («Веда песен») и Атхарваведа («Веда атхарванов», заклинания и заговоры). К ведам примыкает корпус текстов: брахманы (жреческие книги), араньяки (книги лесных отшельников) и упанишады (религиозно-философские сочинения). Все они относятся к классу «шрути» — «услышанное». Считается, что веды имеют божественное происхождение и были записаны мудрецом (риши ) Вьясой. В Древней Индии изучать «шрути» могли только «дваждырожденные» — представители трех высших варн (брахманы – жрецы, кшатрии – воины и вайшьи – земледельцы и ремесленники); шудры (слуги) же под страхом смерти не допускались к ведам (подробнее о системе варн можно прочитать в посте ).

Восточные диалекты легли в основу собственно санскрита. С середины I тыс. до н.э. по III-IV вв. н.э. шло формирование эпического санскрита , на котором был записан огромный корпус литературы, прежде всего эпосы Махабхарата («Великая битва потомков Бхараты») и Рамаяна («Странствия Рамы») — итихасы . Также на эпическом санскрите записаны пураны (от слова «древний», «старый») – собрание мифов и легенд, тантры («правило», «свод») — тексты религиозного и магического содержания и др. Все они относятся к классу «смрити» — «запомненное», дополняющие шрути. В отличие от последних, к изучению «смрити» допускались и представители низших варн.

В IV-VII вв. формируется классический санскрит , на котором была создана художественная и научная литература, записаны сочинения шести даршан – ортодоксальных школ индийской философии.

Начиная с III в. до н.э. идет сложение пракритов («обычный язык»), основанных на разговорном языке и давших начало многим современным языкам Индии: хинди, пенджаби, бенгали и др. Они также имеют индоарийское происхождение. Взаимодействие санскрита с пракритами и другими индийскими языками привело к санскритизации среднеиндийских языков и формированию гибридного санскрита , на котором, в частности, записаны буддийские и джайнские тексты.

Уже длительное время санскрит практически не развивается в качестве живого языка. Однако до сих пор он входит в систему индийского классического образования, на нем совершаются богослужения в индуистских храмах, издаются книги, пишутся трактаты. Как верно сказал индийский востоковед и общественный деятель Сунити Кумар Чаттерджи (1890-1977), современные языки Индии выросли «образно говоря, в атмосфере санскрита» .

Среди ученых и исследователей до сих пор нет единого мнения относительно того, относится ли ведийский язык к санскриту. Так, знаменитый древнеиндийский мыслитель и лингвист Панини (прибл. V в. до н.э.), создавший полное системное описание санскрита, считал ведийский язык и классический санскрит разными языками, хотя и признавал их родство, происхождение второго из первого.

Санскритская письменность: от брахми до деванагари

Несмотря на свою долгую историю, единой системы письменности в санскрите так и не сложилось. Связано это с тем, что в Индии была сильна традиция устной передачи текста, заучивание наизусть, рецитация. При необходимости записи использовался местный алфавит. В.Г.Эрман отмечал, что вероятно, письменная традиция в Индии начинается около VIII в. до н.э., примерно за 500 лет до появления древнейших памятников письменности — наскальных эдиктов царя Ашоки, и писал далее:

«… история индийской литературы начинается еще на несколько веков раньше, и здесь необходимо отметить важную черту ее: она представляет собой редкий в истории мировой культуры пример литературы, достигшей столь высокого развития на раннем этапе фактически вне письменности».

Для сравнения: древнейшие памятники китайской письменности (иньские гадательные надписи) датируются XIV-XI вв. до н.э.

Старейшей системой письменности является слоговое письмо брахми . На нем, в частности, были высечены знаменитые эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.). Относительно времени появления этого письма существуют несколько гипотез. Согласно одной из них, в памятниках III-II тыс. до н.э., обнаруженных при раскопках Хараппы и Мохенджо-Даро (на территории нынешнего Пакистана), ряд знаков можно трактовать как предшественники брахми. Согласно другой, брахми ближневосточного происхождения, на что указывает сходство большого количества знаков с арамейским алфавитом. На долгое время эта система письменности была забыта и дешифрована в конце XVIII века.

Шестой эдикт царя Ашоки, 238 г. до н.э., письмо брахми, Британский музей

В Северной Индии, а также в южной части Средней Азии с III в. до н.э. по IV в. н.э. использовалось полуалфавитное, полуслоговое письмо кхароштхи , также имеющее некоторое сходство с арамейским алфавитом. Писалось справа налево. В средние века оно, как и брахми, было забыто и дешифровано только в XIX веке.

Из брахми произошло письмо гупта , распространенное в IV-VIII вв. Свое название оно получило по могущественной империи Гуптов (320-550), времени экономического и культурного расцвета Индии. С VIII века из гупты выделяется западный вариант — письмо шарада . Тибетский алфавит создан на основе гупты.

К XII веку гупта и брахми трансформировались в письмо деванагари («божественное городское [письмо]»), использующееся до сих пор. Одновременно существовали и другие виды письменности.

Текст Бхагавата-пураны (ок. 1630-1650), письмо деванагари, Музей азиатского искусства, Сан-Франциско

Санскрит: древнейший язык или один из индоевропейских языков?

Основателем научной индологии считается англичанин сэр Уильям Джонс (1746-1794). В 1783 году он прибыл в Калькутту на должность судьи. В 1784 году стал председателем основанного по его инициативе Бенгальского азиатского общества (Asiatic Society of Bengal), в задачи которого входило изучение индийской культуры и знакомство с нею европейцев. 2 февраля 1786 года в третьей юбилейной лекции он записал:

«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них, и в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что оно вряд ли может быть случайностью; это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует».

Однако Джонс не был первым, кто указал на близость санскрита и европейских языков. Еще в XVI столетии флорентийский купец Филиппо Сасетти писал о сходстве санскрита с итальянским языком.

С начала XIX века началось систематическое изучение санскрита. Это послужило толчком к становлению научной индоевропеистики и утверждению основ компаративистики – сравнительного изучения языков и культур. Складывается научная концепция генеалогического единства индоевропейских языков. В то время санскрит признавался эталоном, языком, наиболее близким к праиндоевропейскому языку. Немецкий писатель, поэт, философ, лингвист Фридрих Шлегель (1772-1829) говорил о нем:

«Индийский древнее родственных ему языков и был их общим предком».

К концу XIX века был накоплен большой фактический материал, поколебавший мнение об архаичности санскрита. В начале ХХ столетия были открыты письменные памятники на хеттском языке , датированные XVIII в. до н.э. Удалось также обнаружить и другие, относящиеся к индоевропейским, раннее неизвестные древние языки, например, тохарские. Было доказано, что хеттский язык более близок к праиндоевропейскому, нежели санскрит.

В последнее столетие были достигнуты огромные результаты в сравнительном языкознании. Было изучено и переведено на европейские языки большое число текстов, написанных на санскрите, реконструировованы и датированы праязыки, выдвинута гипотеза о ностратической макросемье , объединяющей индоевропейские, уральские, алтайские и др. языки. Благодаря междисциплинарным исследованиям, открытиям в археологии, истории, философии, генетике удалось установить места предполагаемой прародины индоевропейцев и наиболее вероятные пути миграций арийцев.

Однако до сих пор актуальными остаются слова филолога, индолога Фридриха Максимилиана Мюллера (1823-1900):

«Если бы меня спросили, что я считаю наиболее крупным открытием XIX века в изучении древней истории человечества, я бы привел простое этимологическое соответствие – санскритское Dyaus Pitar = греческое Zeus Pater = латинское Jupiter».

Использованная литература:
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
Кочергина В.А. Учебник санскрита. М., 1994.
Рудой В.И., Островская Е.П. Санскрит в индийской культуре // Санскрит. СПб.,1999.
Шохин В.К. Веды // Индийская философия. Энциклопедия. М., 2009.
Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

Фотографии — из Википедии.

PS. В Индии именно устный язык (звук), служит своеобразным стержнем, поскольку единой системы письменности не существовало, в то время как в Китае и вообще в дальневосточном регионе — иероглифическая письменность (образ), для которой не имеет значения конкретное звучание слов. Возможно, это повлияло на представление о пространстве и времени в этих регионах и предопределило особенности философии.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Санскрит принадлежит к индо-европейской языковой группе и является одним из самых древних языков мира, это язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма.
Санскритский алфавит деванагари является также алфавитом хинди и других современных языков северной Индии.

Санскрит также является одним из 22 официальных языков Индии. Не смотря на заблуждение санскрит не "мертвый" язык на говорят не только высокородные брамины, но и простые жители, так в Керале и Карнатаке (в южной Индии) есть деревни, жители которых общаются на санскрите между собой, на санскрите в Индии издаются газеты.

Санскрит по праву считался языком образованного населения, использовавшимся для религиозного и научного диспута и литургики, и подобно латыни в Европе санскрит так же является научным языком, на его основе построена вся терминология джйотиша, аюрведы, иных ведических наук, которые дожили и до сего дня. Предполагается также, что на основе смешения санксрита и пракритов (местянх языков) сложились современные языки северной Индии, такие как хинди, бенгали, гуджарати и т.д.

Само слово "Санскрит" означает "обогащенный", "очищенный" и "освященный" в противоположность пракритам - диалектам.
Как любой язык санскрит развивался и претерпевал изменения, так и санскрит в ходе развития прошел несколько периодов от гимнов Риг Веды, датированных примерно 2 тысячелетием до нашей эры до Упанишад ( период) к эпическому, которым была написана , к классическому - современному нам санскриту, сложившемуся в результате деятельности древнеиндийского ученого лингвиста Панини (около 5 в. до н. э.), систематизировавшего санскрит и издавшего учебник грамматики, который используется до наших дней.
В своем развитии санскрит использовал несколько видов письменности, основанные на пра-языке брахми, именно на брахми были сделаны надписи на колоннах императора Ашоки.

Санскрит использует алфавит деванагари , которая также используется в современных языках хинди, маратхи, радхастхани и т.д., пали (буддийский язык), непали (официальный язык Непала) и других.

Вот на алфавите деванагари, который означает "письменность Богов" или "городское письмо" мы и остановимся.

Мне захотелось написать статью о деванагари, по ряду причин:

1. есть расхожее мнение, что все, что написано деванагари - это санскрит, а это не так;

3. овладев деванагари вы сможете приблизиться к изучению как санскрита, так и других языков северной Индии, южно-индийские языки (дравидские) используют другую систему письма, хотя она тоже произошла от древнего брахми разница в графемах (написании букв) так велика, что читать не получается;

4. и наконец, деванагари просто красивый алфавит, и выучив его вы испытаете сумасшедший восторг от того, что вы можете читать;)

Я не ставлю целью научить вас читать, я хочу просто заинтересовать этим удивительным алфавитом. Впрочем, если вы просто распечатаете эту статью с графемами - это вам может помочь в пути. Я сама всегда распечатываю алфавиты штатов по которым я путешествую, иногда они спасают в затруднительных ситуациях.

Алфавит деванагари.

Самое страшное , то есть непривычное для русского человека:

1. в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем , некоторые из них имеют разную длительность и сочетания, в деванагари хинди есть еще несколько добавочных буковок, точнее буквы с точками сбоку.

2. в деванагари есть лигатуры - сочетания букв, изображаемые самостоятельным символом, которые используются часто и которые тоже нужно знать наряду с согласными, и таких лигатур довольно много;

3. деванагари использует слоговое письмо , то есть когда за согласной не написана гласная все равно предполагается, что есть "а", если только нет значка вирама, этакой горизонтальной запятушки внизу палочки-основания буквы. В хинди это правило не распространяется на последнюю согласную в слове, то есть после нее по умолчанию ничего не следует, в санскрите умолчание есть, если нет вирамы.
Остальные гласные могут стоять не только после согласной в рядок, как в русском, хотя есть и такое, например долгая "и", но и над или под согласной тоже.

4. в деванагари есть еще 3 значка - анусвара и анусаика - точка и точка над полумесяцем, последняя известна всем, кто видел священный слог ауМ. В разных ситуациях точка может читаться как "м" или "н", хотя разница не очень существенна, и люди понимают и саНскара и саМкара.
Третий значок - выглядит как двоеточие в конце слова - это висарга , она читается как придыхательное, глухое х, то есть выдох почти без звука.
Висарга, вирама, анусаика и анусвара выглядят почти привычно;)

Согласные располагаются группами в зависимости от их произношения

Гласные деваганагари

Гласные, перечислены в 1 строке, во втором ряду изображено как изменяется согласная "па" от присоединения к ней гласной

Слогообразование и фонемы деванагари

На этом рисунке изображено построение звуков, точнее слогообразование, в зависимости от положения гласной и согласной - штришок сверху обозначает долгую гласную, имхо, очень наглядно

Есть несколько вариантов фонем , с которыми вы можете столкнуться в словарях

Алфавит деванагари использует следующие основные лигатуры

Цифры в деванагари

Цифры по правилам чтения на санскрите, на хинди они читаются иначе

Вот собственно и все премудрости;)

Простенький текст на санскрите - это 1 статья декларации прав и свобод человека


выглядит в английской транслитерации как
Sarvē mānavāḥ svatantratāḥ samutpannāḥ vartantē api cha, gauravadr̥śā adhikāradr̥śā ca samānāḥ ēva vartantē. Ētē sarvē cētanā-tarka-śaktibhyāṁ susampannāḥ santi. Api ca, sarvē’pi bandhutva-bhāvanayā parasparaṁ vyavaharantu.

Прослушать текст на санскрите можно в гугл транслейте.

По ключевому слову Санскрит на индонете есть еще несколько интересных статей на тему санскрита и общности с русским, и т.д.

PS А внизу под этой статьей вы можете сказать алфавит кириллицы (русский), стилизованный под санскритский алфавит деванагари.

Санскрит – литературный язык Древней Индии. В санскрите используются различные виды письменности. В настоящее время применяется алфавит – Деванагари, представляющий собой слоговое письмо.
Слоговая азбука деванагари – «божественное письмо нагари», используется для записи текстов на санскрите и хинди. Санскрит произошёл от русского узелкового письма: его буквы похожи на подвязанные к основной нити повествования узелки.

Характерной особенностью письма деванагари является верхняя (базовая) горизонтальная черта, к которой прикреплены «свисающие» вниз буквы.

Письменность, которая используется для записи санскритских текстов, уникальна.
Самым ранним алфавитом был брахми – ранние памятники относятся к третьему веку до нашей эры. Алфавит деванагари применяется с седьмого-восьмого веков нашей эры.
Слово «деванагари» означает «письменность, используемая в городах богов». Алфавит этой письменности состоит из сорока восьми знаков. Тринадцатью буквами обозначаются гласные. Тридцать пять знаков используется для обозначения комбинации «согласный плюс краткий гласный а».

Индийские алфавиты, включая брахми, деванагари и другие – единственные в мире, где порядок знаков не случаен, основан на безупречной фонетической классификации звуков. Этим они отличаются от всех прочих алфавитов, несовершенных и хаотически построенных, к которым относятся древнегреческий, латинский, арабский, грузинский.

Каждая буква санскрита – отдельная сущность, со своим характером и правилами игры. Сообщество букв представляет собой Вселенную со своими законами. Каждая буква как отдельная составляющая Вселенной. Основатель сикхизма Гуру Нанак считал, что алфавит санскрита – способ реализации Бога в знаках, буквах, символах.

Буквы ведут себя по-разному: изменяются в зависимости от того, перед какой Буквой они стоят; или не меняются, какая бы буква перед ними не стояла. Например, гласные пишутся по-разному, в зависимости от того, где они расположены: в начале слова или группы слов или в середине их.

В алфавите деванагари имеются буквы, которые стоят рядом и сливаются в одну букву, образуя лигатуру. Можно определить, из каких букв она образовалась.
Есть и такие буквы, которые, сливаясь, меняются и образуют одну букву, совсем иного начертания. Догадаться, из каких букв образовалась новая буква невозможно, если этого не знать.

Порядок расположения графических знаков основан на акустических и артикуляционных признаках обозначаемых звуков. Алфавит начинается с гласных простых, кратких и долгих, и дифтонгов, затем следуют согласные.

Алфавит деванагари построен в соответствии с фонетической системой индоарийских языков и отражает общеиндийскую модель слогового письма.
Каждая буква (акшара) обозначает слог, состоящий либо из одного гласного, либо из согласного, сопровождаемого гласным «а».

В деванагари каждый знак для согласного по умолчанию содержит и обозначение гласного звука (a).

Все прочие гласные после согласного обозначаются приписываемыми к нему дополнительными значками.

Не всегда при согласной букве стоит согласная. Такая ситуация обозначается подстрочным значком «вирама». Значок может использоваться при передаче сочетаний согласных – ставится при первой букве сочетания.
В деванагари такие стечения согласных передаются сложными знаками – лигатурами, объединяющими в себе характерные элементы входящих в сочетание букв. Эти знаки расположены по горизонтали или по вертикали от буквы.

В связи с тем, что характерная часть графического знака расположена под горизонтальной чертой и слева от вертикальной черты, различают горизонтальные и вертикальные лигатуры.

При таких сочетаниях отдельные знаки видоизменяются, что требует при типографском наборе деванагари большого количества литер. Применяется около шестисот литер.

Буква алфавита деванагари - варна (варн. Слово мужского рода. Пришло в хинди из санскрита.
Другое название буквы, пришедшее в хинди из санскрита (акшар. оно тоже мужского рода.
Третье название буквы пришло в хинди из арабского языка и читается (хараф.

На рисунке: Алфавит Деванагари

Санскрит – древний классический язык Индии, язык богослужений в индуизме, буддизме и джайнизме, а также один из 22 официальных языков Индии. Санскрит занимает в Индии и Юго-Восточной Азии такое же место, как латынь и греческий язык – в Европе.

В древности бытовой разговорный язык назывался бхаша, тогда как облагороженную, очищенную, доведенную до совершенства форму языка называли самскрита («очищенная, освященная» речь). Т.е. санскрит всегда был возвышенным языком философии, религии и науки. Владение санскритом являлось показателем высокого социального уровня и образованности человека.

Ведийский язык

История изучения санскрита насчитывает пять тысячелетий. Древнейшую форма этого языка называют ведийским языком, так как он ассоциируется с Ведами (веда – «священное знание») – священными текстами индуизма. Впервые ведийский язык встречается в Ригведе, составленной предположительно в 1500 году до нашей эры. Всего Вед четыре: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда мелодий, звучаний), Яджурведа (веда заклинаний) и Атхарваведа (веда атхарвана – жреца огня). К Ведам были созданы дополнения (Упаведы), описывающие некоторые прикладные науки, основные из которых: Аюрведа (медицина), Дханурведа (боевые искусства), Стхапатьяведа (архитектура) и Гандхарваведа (музыка, поэзия, танец). Также на ведийском языке существуют различные Брахманы – жреческие книги и Араньяки – книги лесных отшельников. Заканчивается ведийский период Упанишадами, которые являются вершиной мудрости Вед, квинтэссенцией их философского наследия.

Веды называют также Шрути – «услышанные», проявившиеся тексты. Они составленны в поэтической форме. Последователи индуизма верят, что Веды существовали вечно, они не были созданы каким-либо пророком, а были услышаны различными йогинами-риши во время глубокой медитации. В Упанишадах сказано, что Веды – это «дыхание Бога». Веды считаются «языком реальности». Даже Бог и святые провидцы-риши не являются авторами Вед, провидцам лишь была дарована способность воспринимать эти вечные звуки реальности. В начале каждой эпохи мироздания Господь «вспоминает» порядок слов в Ведах и передает их людям через святых. Каждое слово Вед имеет свое особое неизменное и вечное значение. Произнесенные правильно, эти слова обладают огромной мистической силой. Поэтому неправильное чтение Вед считается тяжким грехом, который может привести к немедленным негативным последствиям. По этой причине люди из высшей касты – брахманы, для которых изучение Вед является обязательным, часто заучивают тексты наизусть механически, не понимая смысла. Впрочем, мантры продолжают «работать» вне зависимости от того, понимает человек смысл произносимого или нет.

После-ведийский санскрит

Санскрит относится к более позднему хронологическому периоду, чем ведийский язык. Ученые иногда рассматривают ведийский и санскрит как различные диалекты одного языка, который относится к индоарийской группе индоевропейских языков. Различия между ведийским и санскритом незначительны, они касаются в основном произношения и словарного запаса. Кроме того, некоторые грамматические формы ведийского не сохранились в санскрите.

Эпический санскрит

В истории существования санскрита выделяют несколько периодов. Язык более раннего периода принято называть эпическим санскритом, так как это язык древнеиндийских героических эпосов «Рамаяна» («Странствия Рамы») и «Махабхарата» («Великая битва потомков Бхараты»). «Бхагавад Гита» («Песнь Господа»), которая является частью «Махабхараты», также написана на эпическом санскрите. К этому же периоду относятся Пураны (пурана – «древний, старый») – повествования о божествах, святых мудрецах-риши и царях, а также Тантры (тантра – «правило») – тексты религиозного и магического содержания. Эти книги называют также Смрити – «припомненные».

Классический санскрит

Появление в 5 веке до нашей эры книги «Аштадхьяи» («Восьмикнижие») грамматиста Панини открывает новую эпоху в существовании санскрита. «Аштадьяи» содержит 3959 правил, которые полностью описывают грамматику классического санскрита. В наши дни язык продолжают изучать по этой книге – заучивая наизусть правила из «Аштадхьяи».

Интересно, что так и не выяснено, записал ли сам Панини свою грамматику. Некоторые исследователи считают, что труд такой сложности невозможно проделать без письменных заметок. В то время как другие предполагают, что Панини использовал для своей работы группу учеников, память которых служила ему своеобразными «блокнотами». Дело в том, что письменность появилась в Индии около 5 века до нашей эры в форме алфавита брахми, так что Панини вполне мог владеть письменностью. С другой стороны эти первые образцы индийской письменности были найдены на юге Индии в штате Тамил Наду, т.е. довольно далеко от государства Гандхара (это север современного Пакистана и восток Афганистана), где проживал Панини. А точно не известно, существовала ли письменность на севере полуострова Индостан до 3 века до н.э.

В наше время еще можно говорить о том, что у индийских брахманов совершенно поразительная память. Традиционно индийская система образования включает запоминание очень большого объема информации, гораздо больше, чем учат наизусть на Западе. Так что вполне объяснима прекрасная память образованных людей. Но бывают также случаи, когда необразованные люди или маленькие дети, которые, естественно, совершенно не владеют санскритом, услышав 1-2 раза могут затем воспроизводить по памяти санскритские тексты, произнесение которых занимает более часа.

С «Аштадхьяи» Панини собственно и начинается язык, который обычно называют классическим санскритом. Различия между эпическим и классическим санскритом объясняются тем, что древние авторы эпосов (риши) часто заимствовали формы из местных разговорных диалектов (пракритов).

На классическом санскрите была создана художественная литература различных жанров: проза, поэзия и драматургия. На этом языке сочинял свои поэмы знаменитый индийский поэт Калидаса. На санскрите сохранилась разнообразная научная литература (шастры) по социальным наукам, риторике, логике, физиологии, астронимии, астрологии, химии, математике, медицине и сексологии. Также на санскрите изложены шесть ортодоксальных систем индийской философии (даршана): санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва мимамса и веданта.

Йога

Йога – одна из систем индийской философии. Кроме того, под йогой понимают древние духовные практики, также берущие начало в Индии, целью которых является духовное освобождение. Наиболее употребимый перевод слова «йога» – «соединение, связывание». Традиционно в индуизме йога – это практика, ведущая к соединению человеческой души с Высшим Духом (Параматма). Основными видами йоги являются карма-йога (йога действия), бхакти-йога (йога преданности), джняна-йога (йога знания) и раджа-йога (царская йога), но существуют также и другие виды. В наше время, особенно на Западе, под йогой часто стали понимать систему физических упражнений (асаны) и рассматривать их отдельно от философских и этических составляющих практики.

Основополагающие тексты учения йоги: Упанишады, «Йога Сутра» Патанджали, «Бхагавад Гита», а также «Хатха-Йога Прадипика» («Светоч хатха-йоги») Свами Сватмарамы. Все эти тексты составлены на санскрите.

«Йога Сутра» Патанджали

«Йога Сутра» Патанджали датируется примерно 150 годом до нашей эры. В своем труде Патанджали описал восьмиступенчатую (аштанга) систему йоги, следуя которой человек может успокоить свой ум и достичь единства с Вечной Сущностью (Брахман). Восемь ступеней йоги таковы: яма (нравственные нормы), нияма (само-очищение и само-воспитание), асана (позы), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (контроль чувств), дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация), самадхи (погруженность, растворение).

Патанджали иногда называют основоположником йоги, хотя на самом деле «Йога Сутра» базируется на философии санкхья. Основные идеи этого учения уже были изложены в Ведах, Упанишадах, Пуранах и «Бхагавад Гите», а Патанджали изложил их в своей сутре.
Сам стиль сутр возник в глубокой древности. Традиционно знания передавались устно, т.е. ученики запоминали то, что говорил учитель. Это привело к возникновению особого стиля изложения – в виде предельно сжатых афоризмов (сутр). В буквальном переводе слово «сутра» означает «нить». Текст, написанный в стиле сутр, – это нить четок, на которую нанизаны драгоценные бусы афоризмов. В «Падма Пуране» сказано: «Сутра должна быть краткой, полной смысла, иметь недвусмысленно выраженное значение. Ее следует произносить лишь после того, как взвешены все доводы «за» и «против». В сутре не должно быть ошибок или изъянов.»
Существует легенда, что Патанджали – воплощение мифического змея Ананты («бесконечного»). В индийской мифологии это тысячеглавый змей, на котором восседает Господь Вишну. Этот змей охраняет богатства мира. Чтобы передать учение йоги людям, он пал (санскритский корень «пат») с небес в ладони («анджали») женщины.

Патанджали, несомненно, является выдающимся индийским мыслителем и «отцом» раджа-йоги.

«Хатха-Йога Прадипика» Свами Сватмарамы

Основным текстом по хатха-йоге является «Хатха-Йога Прадипика» («Светоч хатха-йоги») Свами Сватмарамы, ученика Свами Горакшанатха. Этот санскритский текст считается древнейшим из сохранившихся трактатов по хатха-йоге, он был написан в 15 веке нашей эры. «Хатха-Йога Прадипика» базируется на более древних санскритских текстах, а также собственном мистическом опыте Свами Сватмарамы. Книга содержит информацию об асанах, пранаяме, чакрах, кундалини, бандхах, криях, шакти, нади, мудрах и другом.

Хатха-йога в изложении Сватмарамы и его последователей отличается от раджа-йоги Патанджали. В хатха-йоге большое внимание уделяется очищению физического тела (шаткармам), что ведет к очищению ума («ха») и жизненной энергии («тха»). А раджа-йога Патанджали начинается с очищения ума (яма) и духа (нияма), а затем уже происходит работа с телом (асана) и дыханием (пранаяма).

Алфавит санскрита

Санскрит не имеет определенного алфавита, так как тексты на санскрите не записывались вплоть до того времени, когда санскрит перестал широко использоваться как разговорный язык. Для записи санскрита использовались местные алфавиты – были найдены записи с использованием алфавитов брахми, кхаростхи, гупта, шарада. Бенгали и другие алфавиты также использовались в соответствующих районах Индии. Но с конца 19 века наиболее широко используется и международно принят алфавит деванагари.

Деванагари

अआइईउऊऋॠऌॡ
एऐओऔ अं अः

Согласные:

कखगघङ
चछजझञ
टठडढण
तथदधन
पफबभम
यरलळव
शषसह

Примеры написания слов

Хатха – हठ
Йога – योग
Асана – आसन

Взаимодействие санскрита с другими языками

Санскрит на протяжении веков взаимодействовал с другими индийскими языками. В результате взаимодействия санскрита с языком пали, на котором проповедовался буддизм, возник так называемый «буддийский гибридный санскрит». В целом санскрит повлиял на большинство современных языков Индии – все они содержат множество слов как прямо заимствованных из санскрита, так и образованных по его правилам.

Роль санскрита в современном мире

На санскрите проводятся богослужения в индуистских храмах. Также санскрит широко используется как язык ученых – на нем проводят научные конференции, ученые ведут переписку на санскрите. В современной Индии санскрит входит в традиционную систему образования. В Варанаси (штат Уттар Прадеш) существует санскритский университет (Sampoornand Sanskrit University). Но сами санскритологи из Варанаси признают, что сейчас основная работа по изучению и распространению санскрита проводится в Южной Индии – в Пуне (штат Махараштра), Бангалоре (штат Карнатака), Дхарваре (штат Карнатака). Южноиндийские санскритологи распространяют санскрит именно как разговорный язык: выпускается много учебных курсов с диалогами на бытовые темы, публикуются журналы. Студентов, изучающих санскрит, поощряют больше говорить на этом языке.

Знание санскрита не только расширяет практику йоги за счет использования мантр. Владение санскритом позволяет более глубоко изучать классические тексты по йоге, так как появляется возможность самостоятельно разбираться, что же хотел сказать автор текста, а не полагаться на мнение переводчика. К тому же все классические тексты сопровождаются комментариями, которые не менее важны, чем сам текст, но могут очень сильно отличаться в зависимости от автора. Так что бывает полезно хотя бы приблизительно понимать текст первоисточника, чтобы разобраться, откуда же возникли такие расхождения в комментариях, и сформировать свое мнение о прочитанном. Изучение текстов, а также анализ прочитанного также являются одним из методов йоги.

Таким образом санскрит помогает углубить понимание того, каковы же цели, к чему йога ведет человека. А тот, кто решил достичь цели йоги, получает в свое распоряжение большее количество эффективных методов достижения цели.

На страницах журнала мы предполагаем давать базовую информацию о санскрите, которая, как мы надеемся, будет интересна практикующим йогу и, возможно, побудит более серьезно заняться изучением древнего языка богов и провидцев – санскрита.