Русские путешественники федор филиппович конюхов. Фёдор Конюхов - современный путешественник

Российский путешественник - экстремал, художник, журналист, яхтенный капитан, священник Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в рыбацком поселке Чкалово на берегу Азовского моря в семье потомственного рыбака-помора из Архангельской губернии.

Федор Конюхов окончил Одесское мореходное училище и Ленинградское полярное училище, получив специальности штурмана‑навигатора и судового механика, а также художественное училище в городе Бобруйске (Белоруссия) по специальности резчик по дереву.

В 1970‑х гг. учился в семинарии в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург).

Федор Конюхов с детства проявлял стремление путешествовать. Первую экспедицию осуществил в 15 лет - пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. А к 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений.
Более 20 лет, как испытатель предельных возможностей человека Конюхов участвовал в экспедициях на Северный и Южный полюса, поднимался на самые высокие горы планеты. Он совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз ‑ на весельной лодке.

Конюхов - первый россиянин, которому удалось выполнить программу "Большой Шлем" (Северный полюс, Южный полюс, Эверест) и первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты) и Мыс Горн (полюс яхтсменов).

Свои впечатления от путешествий он описывал в книгах и картинах. Конюхов ‑ автор более чем трех тысяч картин, участник российских и международных художественных выставок. Многие его работы приобретены музеями мира и частными коллекционерами.

В 1983 году Федор Конюхов был принят в Союз художников СССР, с 1996 года он - член Московского Союза Художников (МСХ) секция "Графика", с 2001 года состоит в секции МСХ "Скульптура".
Конюхов - лауреат Золотой медали Российской Академии художеств, Почетный академик Российской Академии художеств.

Член Союза писателей РФ. Автор девяти книг , в том числе "И увидел я новое небо и новую землю", "Дневники Федора Конюхова о гонке парусников "Around Alone", "Под алыми парусами", "Мой дух на палубе "Карааны", "Гребец в океане", "Все птицы, все крылаты", "Дорога без дна", "Океан ‑ моя обитель".

Конюхов ‑ действительный член Российского географического общества.
C 1998 года он возглавляет лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной академии.

В 1989 году был удостоен звания заслуженного мастера спорта за одиночное покорение Северного полюса.
Федор Конюхов награжден орденом Дружбы народов СССР, экологической премией ООН "Глобал-500" (UNEP "GLOBAL 500") ‑ за вклад в защиту окружающей среды (1998). Обладатель приза ЮНЕСКО "За честную игру" (1999).
Занесен в энциклопедию "Хроника человечества", о нем написаны тысячи статей в газетах и журналах всего мира.

Конюхов ‑ Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона. Рукоположение совершил во время визита в Запорожье митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 23 мая 2010 года в Запорожье Конюхов был возведен в сан диакона епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом.

19 декабря 2010 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в Свято‑Никольском храме Запорожья епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом был в священники.

Отец Федор продолжает путешествовать , но, если раньше он путешествовал как ученый, как спортсмен, устанавливал мировые рекорды, то сейчас уже как миссионер.

Федор Конюхов женат вторым браком, у него трое детей. Первая жена - Любовь, живет в США, вторая жена ‑ Ирина ‑ доктор юридических наук, профессор.

Старший сын Оскар (1975 года рождения) является исполнительным директором Всероссийской федерации парусного спорта.

Дочь Татьяна (1978 года рождения) живет в США.
Младший сын - Николай (2005 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

протоиерей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Отец — Конюхов Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — Стратова Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель. Выпускник Бобруйского художественного училища (Беларусь). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности — судовой механик.

С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почетный житель города Находка (Приморский край). С 1995 по настоящий день проживает в Москве.

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского Союза Художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура». Награжден Золотой Медалью Российской Академии Художеств, Академик Российской Академии Художеств . Автор более 3 000 картин. Участник российских и международных выставок.

Пилот свободного аэростата. Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз». Заслуженный Мастер Спорта.

Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада» (1988 год ).

Награжден Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Занесен в энциклопедию «ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Действительный член Русского Географического Общества.

Награжден орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.

C 1998 года и по настоящий день заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии , г. Москва.

23 мая 2010 года , в день Святой Троицы, в Свято-Покровском кафедральном соборе Запорожья рукоположен в дьяконы епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленниковым). Проставление в иподиакона, совершенное днем ранее Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

19 декабря 2010 года , в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).

2014г. (июнь) — Награжден «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».

2017г. Награжден международной премией Фонда Андрея Первозванного «Вера и верность» .

2017г. Награжден орденом Почета за заслуги в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях, самоотверженность и целеустремленность, проявленные при достижении новых мировых рекордов в одиночных путешествиях.

ЭКСПЕДИЦИИ

1977 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» (Алькор) по маршруту Витуса Беринга.

1978 Научно-исследовательская экспедиция на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Витуса Беринга; Археологическая экспедиция.

1979 Второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте ДВВИМУ «Чукотка» по маршруту Владивосток — Сахалин — Камчатка — Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский; Автор мемориальных досок Витусу Берингу и его команде установленных на Командорских островах.

1980 Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1981 Пересечение Чукотки на собачьей упряжке.

1983 Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро.

1984 Сплав на плоту по реке Лена; Участие в международной регате на Кубок Балтики-84 в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток).

1985 Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К. Арсеньева и Дерсу Узала.

1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г.

1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс).

1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988 - группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988 и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988.

1989 (весна) Участник первой российской, автономной экспедиции «Арктика», под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989.

1989 (лето-осень) Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва — Ленинград; Руководитель пробега с российской стороны; старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989.

1990 (весна) Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990. Время в пути — 72 дня.

1990 (осень) — 1991 (весна) Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня; старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.

1991 (лето-осень) Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия); старт 05 августа 1991г. финиш 15 сентября 1991г.

26 февраля 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира».

14 мая 1992 Восхождение на Эверест (Азия), совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира».

1993 — 1994

1995 — 1996

19 января 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира».

09 марта 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира».

18 февраля 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира».

17 апреля 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира».

26 мая 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира».

1997 Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов), шкипер Сергей Бородинов.

1998 — 1999 Участие в американской одиночной кругосветной гонке «Around Alone 1998/99» на яхте Open 60 «Современный Гуманитарный Университет» (дизайн Nandor Fa), третье одиночное кругосветное плавание.

2000 (март) Участник самой протяженной в мире гонки на собачьих упряжках Iditarod, через Аляску по маршруту Анкоридж — Ном, 1800 км. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern».

2000 – 2001 Первое, в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте Open60 «Современный Гуманитарный Университет.

2002 (весна) Организация первой в истории современной России караванной экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Экспедиция проходила по территории Калмыкии, Астрахани, Дагестана, Ставропольского края и Волгоградской области. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов; старт 04 апреля 2002 - финиш в Элисте 12 июня 2002.

2002 Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Установлен мировой рекорд — 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход). Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос 3.000 миль; cтарт 16 октября 2002 - финиш 01 декабря 2002. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк.

2003 (март) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем, на 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте — 9 суток.

2003 (апрель) Совместный Российско-Британский трансатлантический рекордный переход с экипажем 100 футовом макси-катамаране «Торговая сеть «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Протяженность маршрута 5.100 миль. Установлен мировой рекорд для многокорпусных судов на этом маршруте -16 суток.

2013 (апрель-май) Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013.

Награды и достижения

01 / 17

Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР – Северный полюс – Канада» 1988

Награжден Премией UNEP "GLOBAL 500" за вклад в защиту окружающей среды. Занесен в энциклопедию "Хроника человечества"

Награжден орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов)

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента ссылка

Мировой рекорд Первое в истории России пересечение Атлантического океана на гребной лодке "УРАЛАЗ". Установлен мировой рекорд - 46 суток 4 часа (в категории одиночный переход) 2002

Награжден «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом» высшей наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью» 2014

Награжден Золотой медалью РГО имени Миклухо-Маклая за одиночный переход через Тихий океан на весельной лодке. 160 дней от Чили до Австралии ссылка 2014

Мировой рекорд Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров - 19 часов 10 минут 2015

Global Ambassadors for Australia Zoo Wildlife Warriors 2015

Мировой рекорд Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3 - 32 часа 20 минут 2016

Абсолютный мировой рекорд Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре "МОРТОН". Самый быстрый кругосветный полет для аэростатов любого типа: 11 дней 4 часа и 20 минут. Пройдено расстояние 35 168 км ссылка 2016

Абсолютный мировой рекорд Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате "Бинбанк Премиум" - 55 часов 10 минут 2017

Награжден орденом Почета за заслуги в области изучения возможностей человека в экстремальных условиях, самоотверженность и целеустремленность, проявленные при достижении новых мировых рекордов в одиночных путешествиях 2017

Путешествия Фёдора Конюхова

Карта Список

1977-1985

1986-1994

1995-2003

2004-2012

2013-2018

Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. - достиг Южного полюса 5 января 1996г.

1995 год

Участие в международной регате «Кубок Балтики-80» в составе экипажа ДВВИМУ (Владивосток)

1980 год

Восхождение на высочайшую гору Алтая — Белуха (4 506 метров) с младшим сыном Николаем Конюховым (13 лет)

2018 год

Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум». Объем оболочки 10 000 кубических метров (АХ — 12). Продолжительность полета 55 часов и 9 минут

2017 год

Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк». Объем оболочки 4 000 кубических метров (АХ-9). Продолжительность полета 32 часа 12 минут

2016 год

Попытка пересечь ледник Гренландии на буере (тримаран на лыжах и под парусом). Проект не осуществил

2006 год

Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира». 19 января 1996г.

1996 год

Гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern»

2000 год

Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов)

1997 год

Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 мая 1997г.

1997 год

Участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989г.

1989 год

Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум»

2017 год

Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Старт 12 июля 2016 в Австралии (аэродром Нортхэм). Установил два мировых рекорда FAI: 268 часов и 33 521 километр. Удостоен звания FAI Пилот года 2016. Награжден дипломом FAI Montgolfier и медалью de La Vaulx

2016 год

Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016»

2016 год

Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3.

2016 год

Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9

2015 год

Тихоокеанский переход на весельной лодке по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба)

2013 год

Совместно с Виктором Симоновым пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). 46 суток в пути

2013 год

Восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин»

2012 год

Экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии»

2011 год

II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» через Монголию

2009 год

Одиночное плавание вокруг Антарктиды «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (Западная Австралия). 102 дня

2007 год

Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. 16 дней

2007 год

Организация испытаний экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии

2006 год

Переход с российским экипажем на яхте «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия

2005 год

Одиночное кругосветное плавание на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия)

2004 год

Одиночный трансатлантический переход с востока на запад на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз)

2004 год

Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Шкипер Tony Bullimore

2003 год

Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. . Шкипер Tony Bullimore

2003 год

Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Новый мировой рекорд — 46 суток. Старт 16 октября 2002г. - финиш 01 декабря 2002г. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк

2002 год

Экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Маршрут: Калмыкия, Астрахань, Дагестан, Ставропольский край, Волгоградская область, Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г. - финиш в Элисте 12 июня 2002г.

2002 год

Одиночная кругосветная гонка нон-стоп «Vendee Globe». Старт во Франции. По техническим причинам вынужден был совершить заход в Сидней (Автсралия) и выбыл из гонки

2000 год

Одиночная кругосветная гонка «Around Alone» по маршруту: США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США. Третье одиночное кругосветное плавание

1998 год

Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира». 17 апреля 1997г.

1997 год

Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира». 18 февраля 1997г.

1997 год

Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира». 09 марта 1996г.

1996 год

Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».

1993 год

Восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира». 14 мая 1992г.

1992 год

Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 февраля 1992г.

1992 год

Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия). Старт 05 августа 1991г. — финиш 15 сентября 1991г.

1991 год

Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня. Старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г.

1991 год

Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990г. Время в пути — 72 дня

1990 год

Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва – Ленинград. Руководитель пробега с российской стороны. Старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989г.

1989 год

Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс – Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988г. Группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988г. и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988г.

1988 год

1986 Лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции газеты «Комсомольская Правда». Группа достигла полюса — 27 января 1986г. 1987 Лыжная экспедиция по Баффиновой Земле (Канада) в составе советско-канадской экспедиции (подготовка к походу на Северный Полюс) 1988 Участник трансарктической лыжной экспедиции СССР — Северный полюс – Канада в составе международной группы при поддержке газеты «Комсомольская Правда». Старт: Северная Земля, остров Средний, мыс Арктический 03 марта 1988г. Группа достигала Северного полюса 24 апреля 1988г. и финишировала в Канаде, остров Уорт Хант 01 июня 1988г. 1989 Совместный Советско-Американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва – Ленинград. Руководитель пробега с российской стороны. Старт 18 июня 1989г. – финиш 26 октября 1989г. 1989 Участник первой российской автономной экспедиции «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу. Старт 04 марта 1989г. с архипелага Северная Земля, остров Шмита. Экспедиция достигла Северного полюса 6 мая 1989г. 1990 Первый, в истории России, одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Стартовал с мыса Локоть, остров Средний 3 марта. Достиг полюса 8 мая 1990г. Время в пути — 72 дня 1991 Первое, в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте «Караана» (36 футов/Swanson) по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней (Австралия) за 224 дня. Старт 28 октября 1990г. — финиш 08 июня 1991г. 1991 Организатор российско-австралийского автопробега на внедорожниках по маршруту Находка — Москва; Съемки документального фильма «Через Красную Неизвестность» телеканалом SBS (Австралия). Старт 05 августа 1991г. — финиш 15 сентября 1991г. 1992 Восхождение на Эльбрус (Европа) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 февраля 1992г. 1992 Восхождение на Эверест (Азия) совместно с Евгением Виноградским (Екатеринбург) в рамках программы «Семь вершин мира». 14 мая 1992г. 1993 Кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече «Формоза» (56 футов) по маршруту: Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшельские острова) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань. Старт 25 марта 1993г. остров Тайвань, бухта Килунь — финиш 26 августа 1994г. остров Тайвань. Затем яхта Формоза была доставлена в Находку, Россия. В настоящий момент принадлежит Федерации Парусного Спорта Приморского края и называется «ВЕСТА».

1995 Первый, в истории России, одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон (5140 м). Стартовал с залива Геркулес (Hercules Bay) 8 ноября 1995г. - достиг Южного полюса 5 января 1996г. 1996 Восхождение на Аконкагуа (Южная Америка) в рамках программы «Семь вершин мира». 09 марта 1996г. 1996 Восхождение на массив Винсон (Антарктида) в рамках программы «Семь вершин мира». 19 января 1996г. 1997 Восхождение на Килиманджаро (Африка) в рамках программы «Семь вершин мира». 18 февраля 1997г. 1997 Восхождение на пик Косцюшко (Австралия) в рамках программы «Семь вершин мира». 17 апреля 1997г. 1997 Восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с Владимиром Яночкиным (Москва) в рамках программы «Семь вершин мира». 26 мая 1997г. 1997 Участие в европейских регатах Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты «Grand Mistral» (80 футов) 1998 Одиночная кругосветная гонка «Around Alone» по маршруту: США — ЮАР — мыс Горн — Новая Зеландия — Уругвай — США. Третье одиночное кругосветное плавание 2000 Одиночная кругосветная гонка нон-стоп «Vendee Globe». Старт во Франции. По техническим причинам вынужден был совершить заход в Сидней (Автсралия) и выбыл из гонки 2000 Гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж – Ном. Протяженность маршрута 1 600 километров. Получил приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern» 2002 Экспедиции на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002». Маршрут: Калмыкия, Астрахань, Дагестан, Ставропольский край, Волгоградская область, Калмыкия. Пройдено 1050 км. Караван состоял из 13 верблюдов. Старт 04 апреля 2002г. - финиш в Элисте 12 июня 2002г. 2002 Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Маршрут: Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. Новый мировой рекорд — 46 суток. Старт 16 октября 2002г. - финиш 01 декабря 2002г. Лодка «Уралаз» находится в музее, на территории комплекса Золотой пляж, на озере Тургояк 2003 Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) – о. Барбадос. . Шкипер Tony Bullimore 2003 Совместный Российско-Британский трансатлантический переход с экипажем на макси-катамаране «ТС «Алые Паруса» по маршруту Ямайка (Montega Bay) — Англия (Lands End). Шкипер Tony Bullimore

2004 Одиночный трансатлантический переход с востока на запад на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Канарские острова (о. Ла Гомера) — Барбадос (Порт Сент Чарльз) 2004 Одиночное кругосветное плавание на макси-яхте «ТС «Алые Паруса» по маршруту Фалмут (Англия) – Хобарт (о. Тасмания) – Фалмут (Англия) 2005 Переход с российским экипажем на яхте «Алые Паруса», по маршруту Англия – Канарские о-ва – о. Барбадос – о. Антигуа – Англия 2006 Попытка пересечь ледник Гренландии на буере (тримаран на лыжах и под парусом). Проект не осуществил 2006 Организация испытаний экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии 2007 Пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного побережья (поселок Исорток) через ледовый купол до западного побережья (поселок Иллулисат), вдоль Полярного круга. 16 дней 2007 Одиночное плавание вокруг Антарктиды «Antarctica Cup» по маршруту Олбани (Западная Австралия) – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (Западная Австралия). 102 дня 2009 II этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути 2009» через Монголию 2011 Экспедиция «9 высочайших вершин Эфиопии» 2012 Восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин»

2013 Тихоокеанский переход на весельной лодке по маршруту Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба) 2013 Совместно с Виктором Симоновым пересек Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада (остров Уорт Хант). 46 суток в пути 2014 Фёдор Конюхов на вёслах через Тихий океан — Проект завершен 2015 Установление российского рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк» класса АХ-9 2016 Установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк», объемом 3950 м3. 2016 Одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «МОРТОН». Старт 12 июля 2016 в Австралии (аэродром Нортхэм). Установил два мировых рекорда FAI: 268 часов и 33 521 километр. Удостоен звания FAI Пилот года 2016. Награжден дипломом FAI Montgolfier и медалью de La Vaulx 2016 Совместная экспедиция с Виктором Симоновым на собачьих упряжках «Онежское Поморье 2016» 2016 Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк». Объем оболочки 4 000 кубических метров (АХ-9). Продолжительность полета 32 часа 12 минут 2017 Установление абсолютного мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» 2017 Совместно с Иваном Меняйло установление мирового рекорда продолжительности полета на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум». Объем оболочки 10 000 кубических метров (АХ — 12). Продолжительность полета 55 часов и 9 минут 2018 Восхождение на высочайшую гору Алтая — Белуха (4 506 метров) с младшим сыном Николаем Конюховым (13 лет) 2018 Кругосветный переход на весельной лодке «АКРОС» в Южном полушарии

На днях в Екатеринбург приезжала жена российского путешественника Фёдора Конюхова . Это человек-нонсенс, совершивший пять кругосветных плаваний, 17 раз пересекший Атлантику. Жителям уральской столицы презентовала свою книгу о муже — это дневниковые записи за последние 20 лет, сделанные в дни его ожидания, которые в общей сложности складываются в годы.

Образ матушки Ирины Конюховой, который сложился у меня из Интернета — очень верующая и смиренная женщина, развеялся в первые минуты, когда она, войдя, сняла платок, сказав, что так будет со мной наравне. Её отношение к собственной жизни подкупает разумностью. Она прямо говорит, что у них не та модель семьи, на которую стоит равняться, не отрицает, что подозревала мужа в беспечности и не сразу научилась с ним жить. Но вместе с тем всегда понимала, что ей встретился человек с искрой, которую нельзя потушить.

— Это четвёртая книга о нашей семье, — говорит матушка Ирина. — Первую книгу я написала по просьбе Фёдора, когда мы прожили три года и он уходил в длительное плавание. Конечно, я очень тяжело его провожала, и он сказал: «Пиши мне письма, а я тебе буду писать». Я думала, как назвать книгу, и вспомнила, что когда мы познакомились, он сказал: «Мне триста лет». Так и назвала: «300 лет, 3 года жизни».

— А почему 300 лет?

— Все свои экспедиции он готовил подолгу. Каждая будто десятки лет жизни. После моей мы издали две книги под его авторством — «Дорога без дна» — это его период гонки на Аляске на собачьих упряжках. Третья книга называется «Гребец в океане». Тогда он поставил мировой рекорд, пересекая океан на вёсельной лодке. Говорил: «Жди меня 100 дней», а пришёл за 43. Это феноменальный результат. Естественно, те его и мои дневники были интересны издателю. После третьей книжки я решила сделать паузу. Я посчитала, что нужно прожить какое-то время, прежде чем иметь право делиться опытом, писала новеллы, рассказы, даже романы издала. Фёдор продолжал писать свои дневники. В прошлом году мы задумались о наших юбилеях: ему исполнялось 65 лет, мне 55. И он попросил написать ещё одну книгу о нём. У меня к тому времени скопилось очень много дневников — это уже 22 года, как я писала понемножку. Я решила их собрать, получилась тысяча страниц. В книге в итоге осталось 300, чтобы легко было читать. Ещё одна причина, почему я решилась на это издание — с 2010 года я стала матушкой, и новеллы, которые я дарила прихожанам, им очень нравились. Они спрашивали: «Матушка, а у вас есть что-нибудь ещё?». Тогда я подумала, что лучшая книга — это рассказ о себе, потому что его ты пишешь сердцем.

— В одном своём интервью вы рассказывали, что когда вы только познакомились, Фёдор сказал, что не обещает вам ни благосостояния, ни покоя, но обещает любить всю жизнь. Любовь может существовать, когда нет покоя?

— Человек так устроен, что живёт в состоянии развития, а развитие не может быть покоем. А семья — это развитие вместе. У каждого из нас свой путь, и никогда не надо думать, что всё будет так, как ты себе представляешь. Но тем интереснее жить не по каким-то шаблонам. Семья — это большой труд, душевный, психологический. Слово «жертвенность» я не люблю. Здесь другое — познание себя через семью.

— Ваша семейная жизнь как раз вне всяких шаблонов. Наверняка окружающие замучили вас вопросами о том, тяжело ли жить, когда мужа постоянно нет дома?

— Не надо на нашу семью смотреть как на образец для подражания. Однозначно, классическая семья должна быть другой. Если все семьи будут такими, как наша, то в мире возникнет хаос. Но бывает, что у человека призвание — он полярник, геолог, или как мой муж — путешественник. Такие люди вынуждены много времени быть вне семьи. И тогда возникает другая модель отношений. В ней роль жены возрастает. И её задача при отсутствии мужа компенсировать это отсутствие рассказом о нём. Научить семью проживать его жизнь. Мы этому учились. Экспедиции Фёдора — это семейные проекты. Так не позиционируется в прессе, да и не нужно. Мы оба понимаем, что стержнем семейной жизни является другая модель. Поэтому там, где это возможно, мы вместе. Мы его провожаем, встречаем. В августе у нас будет семейная экспедиция, мы собираемся в горный Алтай, и помимо нашей семьи с нами едут ещё три семьи с детьми. Я давно об этом мечтала.

Свадебное путешествие. Фото: из личного архива

— Когда вы встретили Фёдора, вы понимали его жизненную позицию, знали, что путешествия для него на первом месте?

— Да, он честно предупредил, что это главное.

— Тем не менее вы понимали, что сможете выстроить такую модель жизни?

— Не сразу. Был такой момент, когда я понимала, что здесь надо подумать. Для меня было неожиданным его признание в любви и его честный разговор о том, что он всю жизнь будет заниматься своими проектами. Так получилось, что после знакомства и бурного месяца свиданий он ушёл на шесть месяцев. В экспедиции не ловила связь. Мне требовалось сделать выбор: соединиться с ним и, конечно, венчаться, или попробовать жить другой судьбой. Шесть месяцев дали ответ на вопрос. Конечно, мужчина и женщина, заключающие союз, должны договариваться на берегу, искренне рассказывать о том, какие у них желания и потребности. Если они что-то друг от друга скрывают или думают, что будут переделывать вторую половину — это глубочайшее заблуждение. Отсюда все конфликты.

— Венчаться важно?

— Важно. Для тех пар, который действительно настроены всегда быть вместе, это помогает сохранить союз. Вас держат уже небеса. С одной стороны, вам даётся больше испытаний, с другой — в трудную минуту Бог всегда вас держит и предостерегает от необдуманных поступков.

— Как отличить проверку на прочность от той ситуации, когда людям надо разойтись?

— Женщинам, которые ко мне приходят, я даю такой совет: «Научитесь жить с открытым сердцем». Тогда оно будет вам подсказывать. А в момент, когда вы сомневаетесь, быть с этим человеком или нет, представьте, что его нет на этой земле. Если вам больно и вы не представляете жизни без него, это подсказка, что нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить эту любовь. У каждого своя тактика: кто-то на время расстаётся, делает паузу в отношениях. Ничего страшного. Мыслями вы всё равно вместе.

— Вы доктор наук, преподаватель международного права, и у вас неплохо складывалась карьера. Я читала, что ради семьи вы были вынуждены отказываться от хороших предложений по работе.

— У меня было такое испытание. Я встретила мужа, когда у меня был расцвет карьеры. После работы в Швейцарии по контракту у меня были перспективы работы в ОБСЕ, ЮНЕСКО. Но в тот момент, когда я должна была подписать контакт на работу, а значит, лишалась определённой свободы, с Фёдором случилась беда. Он чуть не погиб у берегов Австралии и прислал мне письмо, в котором сообщал, что будет сходить с четвёртого незаконченного кругосветного, очень ждёт меня в Австралии и просит на месяц задержаться с ним, потому что хочет подумать о своём будущем. Та экспедиция была очень быстро и импульсивно им подготовлена. Он допустил ошибку и признал её, но мне нужно было отказываться от этого проекта и я, конечно, выбрала его. Я подготовила для нас с ним другой проект. Мы полетели в Париж, я там работала с аспирантами в Сорбонне, а он в центре искусств «Сите Дезар» начал писать холсты. Реанимировал себя как художник, у него было время на восстановление, размышление. Я не жалею, что так поступила. Это была проверка на прочность нашей семьи. Такова жизнь, что нам всегда будет дан выбор, нет такого, что идеально всё и сразу и небеса распределят, что сегодня ты летишь на конференцию, а завтра встречаешь мужа.

— Сколько длилась его самая длительная экспедиция?

— Самая длительная — год. Самым непростым для нас двоих было его пятое кругосветное плавание, когда я ждала ребёнка. Он узнал об этом за неделю за вылета, а вернулся за две недели до родов. Я чувствовала, что это будет мальчик, и мы дали ему имя в честь Николая Чудотворца — Коля . У нас пятеро общих детей, десять внуков. Младшему сыну 11 лет. Он учится в Московском суворовском училище.

— Как он относится к тому, что папы часто нет рядом?

— Как и другие дети. В тот момент, когда у него наступил сознательный возраст, назрел маленький бунт. Потом был мой рассказ о папе. Затем я предложила Фёдору брать его в свои экспедиции. Так перед школой у них состоялась мужская экспедиция на Шантарские острова. Это очень опасный регион — медведи, косатки. Они перебирались на резиновой лодке, и их чуть не перевернуло. Там они строили часовню, ставили крест. Николай почувствовал дух отца, и с тех пор он перестал бунтовать, стал так, как и я, молиться, ждать и радоваться успехам Фёдора. Не без слез и страданий, но уже осознанно.

— А у вас был момент собственного бунта?

— Был. Особенно когда происходили импульсивные проекты, которые не состоялись, но забрали много сил. Я сердцем чувствую и откровенно говорю, когда он торопится с экспедицией. Был такой момент… когда я провожала его в четвёртое незаконченное плаванье, у меня отказали ноги. Он был шокирован тем, что со мной происходило. Но это было предчувствие того, что может произойти. После той экспедиции он стал более осторожным, и с годами у нас все меньше противоречий.

Шёлковый путь, 2002 год. Фото: из личного архива

— Насколько детально вы погружены в подготовку его проектов?

— Он очень любит, когда перед экспедицией я лично укладываю продукты в ящики на яхте. Мы кладём между ними подарочки, сюрпризы, письма. Особенно когда он долго плавает на яхте и захватывает и Рождество, и свой день рождения, и Новый год. Очень важно, чтобы с ним присутствовал кусочек нашего тепла. Мы вместе с ним вешаем на яхте иконы, фотографии, создаём ему мини-дом. Собирать его в экспедицию — это часть проекта, залог его успеха.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы понять этого человека?

— Поняла я его сразу. В первое же свидание меня очаровало, что он очень открытый человек. Он рассказал о себе всё: о своих родных, о детстве, о замыслах. А чтобы научиться жить с ним так, чтобы это было гармонично для него и для меня — это пришло с годами.

— Как вы познакомились?

— Встретились мы в красивом месте, в доме Анатолия Заболоцкого — режиссёра-постановщика фильмов Шукшина . Я тогда писала книгу «Человек и власть», и мне интересно было мнение интеллигенции, особенной той, кто приобщается к вере. В то время Анатолий Дмитриевич уже не снимал фильмы, но сделал такую подвижническую вещь — снял затопленные храмы в Сибири. Я сама родом из Сибири, и мне было очень интересно с этим человеком пообщаться. Когда я услышала, что должны прийти гости, заторопилась уходить, а Анатолий Дмитриевич сказал: «Останьтесь, Ирочка, сам Бог посылает вам Фёдора Конюхова». Эти слова я запомнила. Я думала, что придёт хмурый человек. Но когда в двери появился Конюхов, я поняла, что имел в виду Анатолий Дмитриевич. Это была любовь с первого взгляда.

Конюховы с детьми и внуками. Фото: из личного архива

— Как меняется ваша жизнь, когда Фёдор рядом?

— У нас есть правило: первые три дня, когда он возвращается из экспедиции, мы только вместе. Я ничего не планирую на эти дни. Бывает, что с его возвращением мы уезжаем в Сергиев Посад, бывает, остаёмся дома, встречаемся с детьми и внуками. Потом едем куда-то вдвоём. Сейчас Фёдор стал священником. У нас есть дом в Свято-Алексиевской пустыни. После каждого проекта мы занимаемся строительством часовни, ставим крест, благодарим Бога за то, что он оставил его в живых. Очень часто в экспедициях он даёт обет что-то построить. Когда он летал на воздушном шаре, он дал обет построить часовню Фёдору Ушакову .

— Сейчас Фёдор дома?

— Он прилетел вчера, но я не смогла отказать екатеринбургской епархии в том, чтобы приехать сюда, и он это понимает. Он прилетел из Кисловодска, где делал тренировочные полёты на планере. Хочет поставить рекорд — подняться на высоту 11 километров. Мы встретимся на один день, а потом он улетает в Германию тоже по проекту планера.

— Не было такого, что во время долгих разлук вы друг от друга отвыкали?

— Это очень правильный вопрос, потому что в разлуках тоже есть точка невозврата. Когда ты ещё только учишься ждать, у тебя в семье больше опыта физического общения, чем духовного, нужно очень трепетно относиться к этому моменту, нельзя его недооценивать. Поэтому мы с ним договорились, что мы не будем переходить эту точку невозврата, доходить до того, когда каждый уже живёт своей жизнью.

Фёдор Конюхов с сыном и женой в Монголии, 2009 год. Фото: из личного архива

— Это опыт каждой семьи. Мы с ним договорились, что не будем расставаться на время больше его кругосветки. Плюс мы общаемся каждый день, если есть связь. Я лечу его провожать, встречать. И всё это создает ощущение большей близости. В первый мой опыт, когда он на год уходил, я летала к нему на стоповеры. Эти встречи были очень важны, потому что уходили сомнения, возникали силы дальше жить и ждать. Поэтому всем советую аккуратнее относиться к разлукам — это очень тонкий вопрос.

— Материальная сторона жизни когда-то была точкой преткновения?

— Безусловно, были такие периоды. Молодым парам, начинающим с нуля, сложнее, мы всё-таки были уже зрелыми людьми, когда встретились. И я была вдовой, поэтому уже научилась жить самостоятельно. Мы договорились изначально, кто и как несёт финансовое бремя. И постоянно по этому поводу мы общаемся и решаем какие-то проблемы. Но главное, в чём мы всегда были едины — быт не должен стать причиной наших размолвок. Честно признаюсь, одно время у меня была большая финансовая нагрузка. Сейчас Фёдор начинает участвовать в финансовых вопросах, у него нет тех материальных проблем, которые были раньше. Где-то мне становится легче. Главное не подозревать друг друга в беспечности и безответственности, а если ты вдруг подозреваешь в этом, это обязательно надо сказать. Не держать в себе обиды.

— А вы не подозревали его в беспечности?

— Диалог по этому поводу вели. Но не доходили до того, когда человек это держит внутри и это разрушает брак.

— Как вы считаете, что общего между вами и женой какого-нибудь серьёзного руководителя?

— Жена такого человека должна жить его миром, такая женщина должна быть верующей, тогда она почувствует, что в её муже заложена искра, которую нельзя тушить. В то же время такая женщина должна иметь свои личные интересы. Тогда она будет понимать, что значит реализация. И, конечно, она должна заниматься благотворительностью — благодарить за то, что при таких моральных нагрузках ей даётся это благо.

— Есть вещи в семьи, которые для вас играют принципиальное значение. Пусть Фёдора подолгу не бывает рядом, но при этом он даёт вам нечто самое важное.

— Это его неравнодушие к семье. Его преданность и благодарность. Если равнодушие к семье будет возникать, я это никогда не приму.

— По опыту своих прихожанок можете сказать, в чём, на ваш взгляд, главные ошибки современных женщин?

— Проблема феминизации, конечно, есть. Но здесь и у мужчин неправильное понимание современной женщины. Женщина XX века и нынешняя — это два разных человека. Её не надо рассматривать как врага мужчины в семье, наоборот, она помощница. Она лучше может понимать мужа, потому что у неё есть профессия. Она хорошо знает, что такое зарабатывать деньги. Мужчины должны дать свободу женщине, тогда она становится соратницей, а не просто любимой женой. А что касается женщины, она должна вернуться к своей природе и помнить, что у неё чаши весов неравные и перевешивают всегда семья и дом. Нужно быть откровенной с мужем, рассказывать о своих мечтах. А муж должен привыкнуть слушать, а не только рассказывать о себе. Эта основа семейной лодки, которая выживет и в ураган.

Биография Фёдора Конюхова — это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны. Однако дальние экспедиции — не единственное его увлечение. В свободное время Конюхов рисует картины и пишет книги. Кроме этого, он является священником Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Детство

Фёдор Конюхов появился на свет в 1951 году в украинском селе Чкалово (Приазовский район Запорожской области). Его родители были простыми крестьянами. Мама Мария Ефремовна родилась в Бессарабии. Свою жизнь она посвятила воспитанию детей (кроме Фёдора, в семье Конюховых росло ещё 2 сына и 2 дочери). Отец, Филипп Михайлович, был потомственным рыбаком, его предки жили в Архангельской области. Во время Великой Отечественной войны он дошёл вместе с советскими войсками до Будапешта. Конюхов-старший ловил рыбу в Азовском море и часто брал маленького Фёдора с собой. Сыну нравилось рыбачить вместе с отцом. Мальчик с огромным удовольствием помогал Филиппу Михайловичу вытаскивать из воды рыболовные сети и выполнял прочие его поручения. Уже в те времена начали манить путешествия Конюхова. Находясь в рыбацкой лодке в открытом море, он часто всматривался в далёкий горизонт и мечтал доплыть до противоположного берега.

Первое морское путешествие

Заветную детскую мечту Фёдор Конюхов осуществил в 15-летнем возрасте, самостоятельно переплыв на отцовской рыболовной лодке Азовское море. К своей первой экспедиции подросток готовился на протяжении нескольких лет, обучаясь гребле, плаванью и хождению под парусом. Кроме путешествий, юный Конюхов серьёзно увлекался рисованием, лёгкой атлетикой и футболом. А ещё он любил читать. Его любимыми писателями были Жюль Верн, Иван Гончаров и Константин Станюкович. Кумиром простого деревенского мальчишки стал прославленный русский флотоводец Фёдор Ушаков. Читая биографию этого великого человека, Фёдор мечтал в будущем повторить его судьбу.

Образование, армейская служба

В старших классах Фёдор уже твёрдо знал, что посвятит свою жизнь морю. Окончив школу в родном селе, он поступил в Одесское мореходное училище, где получил специальность судоводителя. Далее последовала учёба на штурмана-навигатора в Ленинградском арктическом училище. После его окончания Конюхова призвали в армию. Срочную службу он проходил на Балтийском флоте, где за проявленную отвагу был отобран в спецотряд, предназначенный для отправки во Вьетнам. Прибыв в Юго-Восточную Азию, Фёдор в течение 2,5 лет служил матросом на катере, обеспечивающем боеприпасами вьетнамских партизан. После демобилизации Конюхов Фёдор Филиппович учился на резчика-инкрустатора в Бобруйском ПТУ № 15 (Беларусь).

Начало экспедиционной деятельности

Своё первое серьёзное путешествие Конюхов совершил в 26-летнем возрасте, в точности повторив маршрут в Тихом океане, по которому следовал во время своих Камчатских экспедиций. Огромное расстояние Фёдор проплыл на парусной яхте. Он отказался от комфорта и неоднократно рисковал жизнью, однако опасности его не пугали. Отважный путешественник решил совершить переход в тех же условиях, что и его предшественник Беринг, бороздивший океанские просторы в первой половине XVIII столетия. Конюхову удалось самостоятельно достичь берегов Камчатки, Сахалина, Во время этих экспедиций ему как никогда пригодились знания и навыки, которые ему дало Одесское мореходное училище. А выжить в тяжёлых природных условиях он смог благодаря безоговорочной вере в Бога.

Покорение Севера

С детства Фёдор Конюхов вынашивал мечту самостоятельно достичь Северного полюса. На подготовку к этой экспедиции у него ушло несколько лет. Он много времени провёл на Чукотке, где учился выживать в экстремальных условиях, осваивал секреты передвижения на собачьих упряжках и постигал науку возведения ледяных хижин. До того момента, как совершить одиночное путешествие на Северный полюс, Конюхов несколько раз успел побывать на нём в составе групповых экспедиций.

Самостоятельное покорение Севера началось в 1990 г. В экспедицию Фёдор отправился на лыжах, неся на спине большой рюкзак и волоча за собой нарты с продуктами питания и снаряжением. Путешествие было нелёгким. Днём Конюхову приходилось преодолевать множество препятствий, а ночью он спал прямо на льду, прячась от суровых арктических ветров в палатке или спальнике. Когда до конца маршрута осталось всего 200 км, русский путешественник попал в зону торошения льдов и чуть не погиб. Чудом выжив, он через 72 дня после начала похода достиг заветной цели и стал первым в истории человеком, которому удалось покорить Северный полюс без чьей-либо помощи.

Экспедиция по Антарктиде

В 1995 г. Фёдор Филиппович совершил одиночное путешествие по Антарктиде. Южного полюса он достиг на 59-й день экспедиции, торжественно установив в конце маршрута флаг Российской Федерации. Биография Фёдора Конюхова свидетельствует, что во время этой экспедиции он провёл множество важных исследований по измерению радиационного поля южного континента и нахождению человеческого организма в условиях экстремальных погодных условий и нехватки кислорода. На основе проведённых опытов и исследований он создал впоследствии несколько научных трудов, внесших неоценимый вклад в изучение Антарктиды.

Покорение высочайших горных вершин

В 1992 г. Конюхов в рамках реализации программы «7 вершин мира» совершил одиночное восхождение на Эльбрус — гору, являющуюся самой высокой точкой Европы. Спустя несколько месяцев совместно с известным российским альпинистом Евгением Виноградским он покоряет наивысшую горную вершину Азии и мира - Эверест. В январе 1996 года во время экспедиции к Южному полюсу Фёдор Филиппович совершает восхождение на самую высокую точку Антарктиды — массив Вильсона. Весной того же года путешественник поднялся на Аконкагуа — высочайшую гору Южной Америки. В 1997 г. он покоряет в одиночку наивысшие точки Австралии и Африки — пик Косцюшко и В этом же году Конюхов завершает выполнение программы героическим восхождением на гору Мак-Кинли в Северной Америке. На последнюю вершину отважному путешественнику удалось взобраться в компании с альпинистом Владимиром Яночкиным. После покорения Мак-Кинли Конюхов стал первым выходцем из СНГ, которому удалось успешно выполнить программу «7 вершин мира». В 2012 г. Фёдор Филиппович вместе с группой российских спортсменов совершает повторное восхождение на Эверест, приуроченное к 30-летию со дня покорения горной вершины советскими альпинистами.

Путешествия по суше

Не обошлась увлекательная биография Фёдора Конюхова без длительных сухопутных экспедиций. В 1985 г. он осуществил пеший поход по по маршруту, проложенному русским путешественником Владимиром Арсеньевым и его проводником Дерсу Узала. В середине 1989 года по инициативе Конюхова состоялся велопробег Находка - Москва - Ленинград, в котором принимали участие спортсмены из СССР и США. Одним из участников велопробега стал младший брат Фёдра Филипповича Павел. Спустя 2 года путешественник организовал советско-австралийский пробег на внедорожниках, который начался в Находке и завершился в российской столице. В 2002 г. Конюхов возглавил первую в истории нашей страны караванную экспедицию по маршруту Великого шёлкового пути. Она прошла по пустынным территориям Калмыкии, Дагестана, Ставропольскому краю, Волгоградской и Астраханской областям. Второй этап экспедиции, состоявшийся в 2009 г., охватил путь из Калмыкии в Монголию.

Морские приключения

Покорение Северного и Южного полюсов, восхождение на высочайшие горные вершины мира и пешие походы — это только незначительная часть путешествий Конюхова. Главной страстью Фёдора Филипповича с детства является море, и он сохранил ему верность на всю жизнь. Запорожская область вправе гордиться своим прославленным земляком, ведь на его счету больше четырёх десятков морских экспедиций и 5 кругосветных путешествий. Он 17 раз в одиночку переплыл Атлантический океан. Во время одного из таких плаваний он установил абсолютный мировой рекорд, преодолев необходимое расстояние на гребной лодке всего за 46 дней. Ещё один рекорд Конюхова был зафиксирован во время пересечения им Тихого океана. Чтобы проплыть маршрут от Чили до Австралии, русский путешественник провёл в пути 159 дней и 14 часов.

Морские экспедиции Фёдора Конюхова не всегда проходили гладко. Во время одной из них путешественник серьёзно заболел и попал в филиппинскую больницу. Пока он лечился, пираты угнали его судно и спрятали его на соседнем острове. После выздоровления Конюхов отправился на спасение похищенного средства передвижения. Чтобы вернуть его, он вынужден был угнать у своих обидчиков катер и добраться на нём к собственному судну. Это неприятное приключение закончилось для путешественника благополучно и позволило ему успешно завершить его экспедицию вокруг Земли.

Творческая деятельность

Конюхов — не только путешественник, но и талантливый художник. Во время своих экспедиций он нарисовал более трёх тысяч картин. Творчество художника не осталось незамеченным. Его работы неоднократно демонстрировались на российских и международных выставках. В 1983 г. он стал самым молодым членом Союза художников СССР. Позднее его приняли в Московский союз художников и скульпторов и удостоили звания академика Российской академии художеств.

Биография Фёдора Конюхова будет неполной, если не упомянуть о его литературной деятельности. Путешественник является автором 9 книг, повествующих о его приключениях во время экспедиций и способах преодоления трудностей в экстремальных условиях. Кроме литературы для взрослых, Конюхов издаёт детские книжки. Входит в Союз писателей России.

Отец Фёдор

Во время путешествий Конюхов часто рисковал жизнью и был на волосок от смерти. Находясь в открытом океане или на вершине горы, в трудных ситуациях он мог рассчитывать только на помощь Всевышнего. Став в зрелом возрасте религиозным человеком, Фёдор Филиппович решил посвятить остаток жизни службе Богу. Так в его судьбе появилась Санкт-Петербургская духовная семинария, в которой он учился на священника. 22 мая 2010 г. в Запорожье Конюхов принял из рук митрополита Киевского и всея Украины Владимира сан иподиакона. На следующий день епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом он был рукоположен в диаконы. В декабре 2010 г. Фёдора Филипповича возвели в сан священника УПЦ МП. Местом его службы является его родная Запорожская область. Став священником, отец Фёдор Конюхов начал меньше времени проводить в экспедициях, однако полностью от них не отказался.

Жена, дети и внуки

Фёдор Филиппович женат на докторе юридических наук Ирине Анатольевне Конюховой. У него трое взрослых детей (дочь Татьяна, сыновья Оскар и Николай) и шестеро внуков (Филипп, Аркадий, Полина, Блэйк, Итэн, Кэйт). Из всех отпрысков путешественника самым знаменитым является его сын Оскар Конюхов, который посвятил свою жизнь Он выходит в экспедиционные плавания и руководит проектами, в которых принимает участие его отец. С 2008 по 2012 годы Оскар занимал должность исполнительного директора Федерации парусного спорта России. У сына Фёдора Филипповича есть заветная мечта — осуществить кругосветное плаванье без остановок за 80 дней. Экспедиция требует огромных материальных вложений и по этой причине остаётся пока только в планах.

Подготовка к на воздушном шаре

С принятием религиозного сана стремление к приключениям у Фёдора Филипповича немного поутихло, но полностью не исчезло. Недавно он замахнулся на новый мировой рекорд, решив в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Протяжённость маршрута полёта составляет 35 тысяч километров. Воздушный шар Фёдора Конюхова называется «Мортон», он должен взлететь в Австралии и там же приземлиться. Первоначально старт был запланирован на 2 июля 2016 года, однако из-за сильного ветра его вынуждены были перенести до улучшения погодных условий. К своему очередному путешествию священник готовился более года. Его воздушный шар был построен в Англии. Метеоприборы к нему доставили из Бельгии, горелки — из Италии, а автопилот — из Голландии. Всего в подготовке проекта приняло участие около полусотни человек из 10 стран мира.

Отец Фёдор планирует не просто облететь планету, но и побить мировой рекорд американского путешественника-экстремала Стива Фоссета, которому первым в истории человечества удалось в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Весь полёт Конюхова будет транслироваться в онлайн-режиме, и за ним сможет наблюдать любой желающий.

Федор в своих дневниках дважды вспоминает о нашем знакомстве. Мы познакомились в Москве, в очень красивом месте. Я тогда писала книгу «Человек и власть» и брала интервью у интеллигенции. Есть такой очень интересный человек Анатолий Заболоцкий - это оператор-постановщик фильмов Шукшина. Когда мы встречались, он снимал уже не кино, а храмы, затопленные в Сибири. Мне очень хотелось поговорить с ним о власти и о ее близости к человеку. И вот я пришла, взяла очень хорошее интервью, и нужно было уже уходить, как вдруг ему позвонили. После звонка он забежал в комнату и с восторгом воскликнул: «Ирина, останьтесь, сейчас придет Федор Конюхов!» Я ответила: «Ну, Анатолий Дмитриевич, я не буду вас смущать», - и подумала, что сейчас придет человек неразговорчивый, мрачный и замкнутый, раз путешественник. А Заболоцкий говорит: «Нет, Ира, вы останьтесь, вам сам Бог его посылает». Так и оказалось.

В тот вечер он меня провожал на метро. Он оказался очень словоохотливым, очень много рассказывал о своих путешествиях, о своем походе в Госдуму и на Южный полюс. Я всё записала на аудио и даже написала статью про него, которую, правда, редактор не взял. Я там возмущалась тем, что власть плохо поддерживает путешественников.

Когда мы встретились и представились друг другу, Федор сказал, что ему триста лет. Потом уточнил: «Я имею в виду, сколько лет я готовлю свои экспедиции. Вот, посчитай: Южный полюс - 20 лет, Эверест - 10…» Мы так посчитали в совокупности, получилось триста.

На следующий день после знакомства у нас было первое свидание, на котором он предложил мне руку и сердце. Мы тогда проговорили 24 часа - целые сутки и не заметили, как время пробежало. Он рассказал все о себе: откуда, что, где и, главное, чем он хочет заниматься. Он сказал, что на первое место в своей жизни ставит свои проекты и экспедиции, и предупредил, что всю жизнь будет путешествовать. Причем в экстремальные экспедиции тоже. Он предложил мне принять его таким, какой он есть, и я приняла. Не сразу, но приняла.

Одиночество - это условное понятие. Мы с Федором даже во время разлуки всё равно вместе. Чем больше мы живем, тем острее это чувствуем. Нужно какое-то время прожить с человеком, чтобы понять этот закон. Да, физического присутствия вроде нет, но ты всё же чувствуешь человека рядом. Года проходят - и ты начинаешь чувствовать любимого человека на расстоянии. Чувствуешь всё, даже видишь ту картинку, где он в этот момент находится. Это дается, если ты, конечно, сердечно близок с этим человеком, связан с ним молитвой. Поэтому с годами проблемы одиночества не стало. Для того чтобы познать Федора, я путешествовала с ним. Но это не мое призвание.

Зачем мне ломать свою жизнь и жизнь своих детей? Если я мать, то я должна быть с детьми. У них должен быть семейный очаг, и кто-то вынужден стать его хранителем. Если оба родителя путешествуют, как быть с семьей, с образованием детей, с их воспитанием? Есть, конечно, путешествующие семьи, мы с Федором их встречали. Однажды встретили девочку, которая с рождения находится с родителями на яхте. Она, как обезьянка, ползала по мачте. Но это исключительный случай. Таким детям тяжело находиться в социуме. Бывает, что родители своим образом жизни ломают им судьбы. Мы пошли классическим путем: должна быть классическая семья с православными традициями. Поэтому я «на берегу», как хранительница семейного очага. Я путешествую только тогда, когда с нами могут поехать дети.

Проблема была в другом: важно было, чтобы все экспедиции он готовил осознанно, не рисковал зря. Чтобы каждая экспедиция была проработана так, чтобы он был уверен, и мы верили в него, чтобы не было сомнений. Для жены путешественника важно проводить его с верой, ждать с верой, не сомневаться в нем - это ему очень помогает. Проблема не в разлуках, а в том, верим ли мы в этого человека и понимаем ли мы, что это его призвание. Мы же хотим счастья своим близким, а счастье складывается не только из того, что мы рядом. Можно быть рядом, в одной комнате, но не быть вместе и даже мешать друг другу, порождать напряжение. Вот этого мы пытались избежать.

У меня была подруга - жена капитана дальнего плавания. Семья праздновала каждое возвращение из рейса, ради него моя подруга брала отпуск. Но когда он вышел на пенсию - они разошлись, потому что не научились быть вместе. У них начались проблемы, каждый ценил свое пространство.

Мы с Федором сейчас хоть и расстаемся, но мы знаем, что есть наше собственное пространство для двоих. Как бы ни было, как бы ни жил каждый своими задачами в период экспедиций и разлук, мы понимаем, что есть место, где мы всегда будем вместе. Сейчас он меньше путешествует. Сейчас везет мне и нашему младшему сыну в том, что он видит своего отца дольше.

У Федора большие, крупные проекты, но он готовит их около года (вот, например, как полет на воздушном шаре). Конечно, для нас это ново - жизнь, когда мы больше вместе, чем в разлуке. Недостаток совместного быта сейчас компенсируется, мы этого дождались. Но как раз из-за примера своей подруги я думаю, что когда-то он перестанет путешествовать, ведь он не молодеет, а стареет. Надо постараться, чтобы этот период стал счастьем, а не чем-то неожиданным, непонятным и чужим.

Мы выстраиваем свою жизнь так, что стараемся не отвыкать друг от друга. Встречаясь после разлуки, мы ищем общее поле деятельности, общее пространство, в котором мы едины. А не так, что один занят своим делом, другой - своим. Вот что важно выстраивать.

В данный момент он в Москве, ждет меня дома. Меня уговаривали остаться в Екатеринбурге, но я на день сократила поездку, чтобы увидеться с ним. Сейчас он занят подготовкой к новому достижению - хочет поставить рекорд: продержаться в воздухе на планере 120 часов. Поэтому чаще бывает в Кисловодске, на экспериментальных полетах.

Некоторые жены обижаются на мужей за то, что те их не понимают - не знают их любимый цвет, любимую еду, любимый цветок… Рассказывайте! Не ждите, когда ваш муж будет об этом узнавать сам. Расскажите ему о себе, о том, кто вы такая, и он с удовольствием подарит вам ваши любимые цветы, если вы объясните ему, какие именно вам нравятся. Я стараюсь не ждать, а идти навстречу.

Мы стараемся быть вместе. Это значит, что он неравнодушен к происходящему со мной, а я - к тому, что случилось у него. В начале нашей семейной жизни мы договорились, что быт не будет причиной наших размолвок. Конечно, быт возникает: и материальные проблемы, и неравномерная нагрузка при его экспедициях, но это не главная тема нашего общения. Мы бережем наши отношения. Когда он приезжает, я не говорю, что в квартире протекла труба или что у меня нет денег на ремонт комнат. Я стараюсь говорить ему то, что он от меня ждет. Тому же я научила его. У меня получилось не сразу, потому что он самостоятельный человек, постоянно занят проектами. Но постепенно я ему рассказала, кто я, какие у меня потребности, что я люблю.

Федор говорит, что мы вместе тридцать лет, и я с ним согласна, хотя реальные даты этому не соответствуют. Мы с детьми посчитали, что две третьих этого срока заняли его экспедиции. Одна треть - время вместе. Сейчас ситуация меняется, он больше находится с нами. Может быть, потом это соотношение станет пятьдесят на пятьдесят, а к концу нашей жизни и вовсе будет противоположным тому, что было в начале. Время не принципиально - за тридцать лет мы смогли сохранить семью и хотим быть рядом.