Рассказ об истории написания произведения белый пудель. Куприн «Белый пудель. Александр Куприн «Белый пудель»

­Краткое содержание Белый пудель

Рассказ начинается с описания окрестностей южной оконечности Крыма. Там, в самый разгар лета, путешествует бродячая группа артистов, состоящая из пожилого старика-шарманщика по имени Мартын Лоджкин , его дрессированной собачки по кличке Арто и двенадцатилетнего мальчика-сироты по имени Сережа . Собачка была породы белый пудель и для шарманщика, который воспитывал ее с младенчества, заменяла хорошего, верного друга.

Не менее привязан он был к Сереже, которого взял пять лет тому назад у какого-то забулдыги. А утешением в минуты грусти для него была шарманка, которая уже настолько состарилась, что издавала жалобные звуки. В тот день артистам не особо везло, везде их либо гнали, либо давали очень мало денег. Сначала они остановились у одной красивой дачи, где одна полноватая и на вид благодушная дама с удовольствием слушала музыку старика Лодыжкина и смотрела на акробатические трюки мальчишки и смешное выступление Арто.

Когда она ушла за оплатой, артистам казалось, что вот-вот она наградит их увесистым золотым, но взамен, появившись через четверть часа, она бросила им дырявый гривенник. Это было только начало неудачного дня. Следующая дача привлекла их символичным названием «Дружба». Там, на террасе они увидели пронзительно кричащего мальчика лет восьми, и целую свиту «нянек», ублажающих его. Мальчика все называли Трилли и, по всей видимости, он был слишком обласкан и избалован.

Он визжал, катался по полу, дрыгал руками и ногами, а все окружающие уговаривали его принять микстуру. Когда шарманщик решил разбавить атмосферу музыкой, мать мальчишки приказала прогнать «бродяг», при этом добавив, что с ними еще и «грязная собака», у которой могут быть всякие заболевания. Но одновременно с ее протестом с балкона понеслись очередные пронзительные крики. Трилли требовал оставить артистов, в особенности собачку.

Посмотрев представление, он разразился новым капризом. Мальчик хотел белого пуделя. Мать Трилли стала предлагать бродячим артистам немыслимые деньги, лишь бы те продали Арто. Старик Лодыжкин, конечно же, отказался продать друга, за что их грубо выгнали на улицу. Здесь нужно отметить, что у шарманщика был фальшивый паспорт, купленный в Одессе у какого-то грека, за двадцать пять рублей, поэтому он боялся ввязываться в какие-либо конфликты.­

Свой паспорт он потерял несколько лет тому назад в Таганроге, точнее его украли. Таким образом, артисты покинули имение капризного мальчика и спустились своим путем к морю, где Сережа и Арто решили искупаться. Через некоторое время к ним пришел тот дворник , который их прогонял с дачи. Он сообщил артистам, что барыня готова дать за Арто уже триста рублей. При этом он подкармливал собаку колбасой. Но и на этот раз Лодыжкин был непреклонен, хотя прекрасно понимал, что столько стоит целый трактир.

Отделавшись от дворника, они нашли удобное место для ночлежки и после скудного ужина все дружно уснули. Перед сном шарманщик мечтал, как заработает побольше денег и купит Сереже нарядный костюм для выступлений. Когда артисты проснулись, то не смогли найти Арто. Пудель куда-то подевался, но Сережа сразу догадался, что это проделки злого дворника. Лодыжкин совсем расклеился из-за потери Арто и даже плакал. Когда они остановились на ночлег в кофейне, у Сережи созрел план по спасению собаки. Далеко за полночь он вышел на улицу и направился в сторону дачи.

Там он перелез через изящный чугунный забор и в одной из пристроек обнаружил Арто. От лая собаки проснулся дворник и погнался вслед за мальчиком, но тому далось найти лазейку в заборе и убежать. Вслед за ним сбежал и Арто. Когда они вернулись в кофейню, Сергей не хотел будить дедушку Мартына, но это за него сделал белый пудель, облизавший с радостным визгом все лицо хозяину. Лодыжкин хотел было расспросить мальчика, как ему удалось найти Арто, но Сережа от усталости тут же уснул.

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. Вроде ничего особенно не было ну, захотела барыня своему сыну пуделя и что? Кто может заплатить за прихоть тот и прав. Здесь Куприн затронул не только социальное неравенство, но и дружбу человека и животного, взаимопонимание людей между собой и неумение и не желание воспитывать детей.

Невозможно не симпатизировать детям, вышедшим из низших слоев. Это же настоящие маленькие труженики. Они не понаслышке знакомы с трудом, холодом и голодом, а так же с преданной дружбой. Бродячие артисты с пуделем с трудом зарабатывают себе на жизнь. В отличие от сына барыни, который без конца капризничает и требует и выполнения своих желаний. Пудель для него просто игрушка, а для артистов полноправный член труппы участвующий в заработке. Между всеми троими очень добрые отношения. Несмотря на то, что мальчик собственно совсем посторонний человек дедушке Лодыжкину но, сколько тепла и ласки сквозит во взгляде и мыслях старика, когда он разглядывает купающегося мальчика.

Писатель очень хорошо показал различие между мальчиком артистом и сыном барыни. Артист Сережа мыслит по взрослому, заботится о дедушке и о собаке Артоше. Барский сынок изводит всех требованиями, истериками, полным равнодушием к окружающему его миру. На первом плане только его исполнение желаний, которым и потакает его мать

А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.

Анализ рассказа Белый пудель 2

В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.

С точки зрения построения, рассказ "Белый пудель" не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.

Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.

Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.

Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.

Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.

Образ двенадцатилетнего Сережи - отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина - Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства. Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие - эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.

Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.

Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Пожар Распутина

    Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

  • Образ и характеристика Добчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Петр Иванович Добчинский - один из центральных персонажей бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Наряду с Бобчинским, этот человек является городским помещиком, которому, ну уж очень хочется выслужиться перед приехавшим в город ревизором.

  • Евгений Онегин. Все герои романа - характеристика персонажей

    Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта

  • Образ и характеристика Генерала Бризжалова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    В рассказе Чехова два главных героя: Бризжалов и Червяков. Фамилии в некоторой степени говорящие, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всего рассказа чиновник действительно как бы извивается червем

  • Сочинение Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика

    Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

Меню статьи:

Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

Прототипы и описание реальных событий в рассказе

Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.

Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

Особенности сюжета

Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать рассказ Александра Куприна «Белый пудель», смотрите это видео и будете знать об этом пуделе столько же, сколько и человек, который прочитал этот рассказ. «Пуделя» Куприн написал в начале 20-го века. События происходят в тот же период. Это рассказ детский, но он мне нравится. Потому что мне нравится Куприн. Итак, представьте: теплое лето, южный берег Крыма, красота и… бродячая компания артистов. Её состав невелик: дедушка с еле дышащей шарманкой, 12-летний мальчик Серёжа и белый пудель Арто. Серёжа шёл и всё удивлялся красоте вокруг. Дед ему говорил, что ещё и не такое вскоре увидят. Когда придут в Батуми, то встретят там эфиопов. Чёрных, с большими красными губами и с курчавыми волосами, как у баранов. День у компании выдался не очень. Прошлись по дачам. Но им мало, кто давал денег за их представления. В посёлке, куда они зашли, оставалась одна дача. Она называлась «Дружба». Артисты зашли туда и увидели, как какой-то мальчишка лет 8-10 выбежал на террасу и стал визжать. Следом за ним сразу же выбежала толпа взрослых: няньки, гувернантки, доктор, мамаша. Стали его умолять, чтобы тот перестал капризничать и выпил лекарство. В этот момент дед заиграл на шарманке. Когда хозяйка услышала противный звук шарманки, то распорядилась, чтобы бродяг выгнали. Ведь такой звук может ещё больше расстроить Трилли (имя такое). Бродяг погнали. Но не успели те далеко отойти, как их снова позвали назад. Мальчику, видите ли, понравилось. Старик продолжил играть, Серёжка показывал акробатические трюки, а Арто с цилиндром в зубах пошёл на задних лапах за гонораром. И тут снова завопил паршивец: «Хочу собаку!». Мамаша спросила у старика, за сколько тот готов продать её. Называла очень большие суммы – 200, 300 рублей. Но… - Собаками, барыня, не торгую-с. Она нас кормит. За отказ бродяг снова погнали с дачи. Они спустились к морю. Серёжка побежал купаться, следом за ним пошёл и дед. Когда они вышли из моря, то увидели дворника с дачи, который выгонял их. Тот рассказал, что паршивец все ещё капризничает – требует собаку. А все его требования выполняются. Хочет пони – пожалуйста. Хочет лодку – без проблем. А сейчас собаку хочет. - А если луну захочет? – спросил дед. Ничего не ответил на это дворник. Предложил 300 рубасов за собаку. Говорит, что за эти деньги можно бакалейную лавку открыть. Дед спросил дворника: «А ты за сколько готов своего друга продать?». Отказался дед от денег, собрали вещи и пошли дальше артисты. Устали в дороге, да и проголодались. Сделали привал, пообедали и решили поспать. А когда проснулись…, собаки уже не было. Украл её дворник, приманил колбасой и забрал с собой. Пацан сразу же заявил, что к судье нужно идти правды добиваться. А старик ему: «Никуда мы не пойдём! Паспорта у меня нет. А тот, что есть – поддельный». Старый, мол, давно потерялся, а этот ему сделали за 25 рублей. Вернулись они к той даче. Там было тихо, ворота закрыты. Повздыхали и пошли в Алупку. Там в одной кофейне и остались на ночь. Ночью Серёжка встал и втихаря пошёл к той даче. Перелез через забор и стал в темноте пробираться к дому. Из подвала услышал стоны собаки. Так обрадовался, что аж закричал. Понятно, что этим разбудил дворника. Тот вышёл из дома на улицу и следом за ним выбежал Арто с перегрызенной веревкой. Мальчик с собакой стали убегать от дворника, перебрались через забор и побежали по дороге. Когда они вернулись в кофейню, дед ещё спал…Всё! Когда я читал рассказ, у меня возник вопрос. «Почему среди всех взрослых не оказалось одного разумного человека?». Ведь мальчик Трилли – капризный паршивец. А значит максимум через 2-3 дня он переключит своё внимание с собаки на что-нибудь другое. А о пуделе и вспоминать не будет. Почему нельзя было заплатить деду за несколько дней, проведенных на даче и всё. Бродяги бы получили хорошие деньги, мальчик – собаку на несколько дней, пока она не надоест ему. Всем было бы хорошо. Сюжет рассказа основан на реальных событиях. На дачу Куприна в Крыму заходили бродячие артисты. Их иногда Александр Иванович приглашал пообедать. Среди частых гостей был старик с шарманкой, мальчик-акробат Серёжа и белый пудель. Серёжа и рассказал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился её маленькому сыну. Но старик с мальчиком отказались продавать, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

Сюжет рассказа «Белый пудель» А. И. Куприн взял из реальной жизни. Ведь на его собственную дачу в Крыму не раз заходили бродячие артисты, которых он часто оставлял на обед.

Среди таких гостей и оказались Сергей и шарманщик. Мальчик рассказал историю, произошедшую с собакой. Она очень заинтересовала писателя и позже легла в основу рассказа.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: содержание I главы

Вдоль южного пробиралась по тропинке небольшая бродячая труппа. Впереди бежал остриженный подо пудель Арто. За ним шел Сергей, мальчик 12 лет. В одной руке он нес грязную и тесную клетку со щеглом, которого научили доставать записочки с предсказаниями, а в другой - свернутый коврик. Завершал процессию самый старший член труппы - Мартын Лодыжкин. На спине он нес такую же древнюю, как и сам, шарманку, играющую только две мелодии. Сергея Мартын уже пять лет как взял у пьющего вдовца-сапожника, пообещав платить ему по 2 рубля каждый месяц. Но вскоре забулдыжник умер, а Сергей навсегда остался при дедушке. Труппа ходила с выступлениями от одного дачного поселка к другому.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: краткое содержание II главы

Стояло лето. Было очень жарко, но артисты продолжали идти. Сережа всему удивлялся: диковинным растениям, старым паркам и строениям. Дед Мартын уверял, что он еще не то увидит: впереди а дальше - турки и эфиопы. День был неудачный: почти отовсюду их прогоняли или платили крайне мало. А одна барыня, посмотрев все выступление, бросила старику монету, которая уже не была в ходу. Вскоре они дошли до дачи «Дружба».

По дорожке, выстеленной гравием, артисты подошли к дому. Как только они приготовились к выступлению, на террасу внезапно выскочил мальчик лет 8-10 в матросском костюме, а за ним шестеро взрослых. Ребенок упал на землю, визжал, отбивался, а все его умоляли принять микстуру. Мартын и Сергей сначала наблюдали за этой сценой, а затем дедушка дал команду начинать. Услышав звуки шарманки, все притихли. Замолчал даже мальчишка. Артистов сначала было прогнали, они собрали вещи и почти ушли. Но тут мальчик стал требовать, чтобы их позвали. Они вернулись и начали выступление. В конце Арто, держа картуз в зубах, приблизился к даме, доставшей кошелек. И тут мальчик стал истошно кричать, что он хочет, чтобы эту собаку оставили ему навсегда. Старик отказался продать Арто. Артистов прогнали со двора. Мальчишка продолжал орать. Выйдя из парка, артисты спустились к морю и остановились там, чтобы искупаться. Вскоре старик заметил, что к ним приближается дворник.

Барыня послал дворника все-таки купить пуделя. Мартын не соглашается продавать друга. Дворник рассказывает, что отец мальчика - инженер Обольянинов - строит железные дороги по всей стране. Семья очень богатая. Ребенок у них один и ни в чем ему отказа нет. Дворник ничего не добился. Труппа ушла.

V глава

Путники остановились возле горного потока, чтобы пообедать и отдохнуть. После еды они уснули. Сквозь дремоту Мартыну показалось, что пес рычит, но он не смог встать, а только позвал собаку. Сергей проснулся первым и понял, что пуделя нет. Мартын обнаружил неподалеку огрызок колбасы и следы Арто. Стало понятно, что собаку увел дворник. К судье обращаться дед боится, так как живет по чужому паспорту (свой он потерял), который ему сделал когда-то грек за 25 рублей. Оказывается, что он на самом деле Иван Дудкин, простой крестьянин, а никакой не Мартын Лодыжкин, мещанин из Самары. По пути к ночлегу артисты специально прошли еще раз мимо «Дружбы», но Арто так и не увидели.

Краткое содержание: Куприн, «Белый пудель», VI глава

В Алупке они остановились на ночлег в грязной кофейне турка Ибрагима. Ночью Сергей в одном трико пробрался на злосчастную дачу. Арто был привязан, да еще и закрыт в подвале. Узнав Сергея, он начал неистово лаять. Дворник зашел в подвал и стал бить собаку. Сергей закричал. Тогда дворник выбежал из подвала, не закрыв его, чтобы поймать мальчика. В это время Арто оторвался и выскочил на улицу. Долго плутал Сергей по саду, пока, совсем уже измученный, не понял, что забор не так уж и высок, и его можно перепрыгнуть. За ним выскочил Арто, и они убежали. Дворник не стал их догонять. Беглецы вернулись к дедушке, чем несказанно его обрадовали.