Примеры на раст рос. Буквы "о и а" в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос
Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
(водоросли)
Какие корни встречаются в этом слове?
Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
Что растет по берегам реки? (слайд 3)
(камыш, рогоз)
Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
Что растет на берегу? (слайд 4)
(яблонька)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
Над какими орфограммами работали?
Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
(бутылка)
А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
Это письмо от ребят. Прочитаем его.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
Где находился садик? Кто его вырастил?
Как двор выглядел сначала?
Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
Как разрастался сад?
Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Вы хорошо сегодня поработали.
5. Домашнее задание.
Выполнить работу на карточке. (слайд 10)
МОУ Саранинская СОШ
Урок русского языка в 5классе
с использованием ИКТ
на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».
Цели урока :
1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных
о – а в корнях раст/ращ/рос.
2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .
Ход урока.
I. Организационный этап .
II. Повторение.
На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.
Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.
Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?
Рассказать правило по таблице.
VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.
Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а
1. р…стительность
2. взр…щенный
3. выр…сла
4. подр…стает
6. вр…сли
7. прор…сти
8. пор…сль
9. р…сток
10. выр…стим
VII. Подведение итогов урока .
Что нового мы узнали на уроке?
Чему научились?
Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.
Что можем сказать принцессе Орфографии?
VIII. Домашнее задание:
1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)
2. Выполнить упражнение 441.
учитель русского языка
МОУ Саранинская СОШ
с использованием ИКТ
на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока:
1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.
2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.
3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II . Повторение.
1. На доске текст (можно на интерактивной):
Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!
Задания учащимся:
Прочитайте текст.
Изменилось ваше настроение? Почему?
Назовите наречия, которые встречаются в тексте.
По каким признакам вы определили, что это наречия?
2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.
· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.
· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.
Сформулируйте общее правило.
Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.
III . Определение цели урока.
Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?
Какую тему мы должны изучить на уроке?
Какая проблема стоит теперь перед нами?
IV. Изучение новой темы.
1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:
ГОРЯЧ…
ПЕВУЧ…
Вопросы и задания учащимся:
К каким частям речи относятся слова?
В каких морфемах пропущены буквы?
Какие гласные нужно написать на конце наречий?
После каких согласных пишутся гласные о и е?
Сформулируйте правило.
2. Чтение правила по учебнику.
Что показалось знакомым?
Что нового появилось в правиле правописания наречий?
3. Вывешивается таблица.
Расскажите правило по таблице.
V. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 212 самостоятельно
В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?
Что нужно запомнить о наречии ещё ?
Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.
VI. Проверочная работа.
На доске слова (можно на интерактивной).
О или е?
1. больш…й
2. пейзаж…м
3. похож…
4. манящ…
5. хорош…
6. сердц…м
7. свеж…
8. ещ…
9. роднич…к
10. свеч..й
11. общ…
12. о лучш…м
13. зайч…нок
14. скрипуч…
Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.
Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13
Каким правилом пользовались, выполняя задание?
Какое слово является исключением?
VII . Домашнее задание.
1. Выучить правило.
VIII . Работа по развитию речи.
Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.
Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.
А музыка поможет создать весеннее настроение.
Звучит пьеса «Белые ночи».
Учащиеся читают миниатюры.
Какую роль выполняют наречия в тексте?
Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?
Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.
Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.
Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.
Исторические особенности
Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).
В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.
Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).
Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.
Исключения
Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.
Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).
Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.