Правописание не с разными частями. Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении, то запятая между частями этого оборота не ставится

76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

причастив

если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

  • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
  • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

причастив

если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

  • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
  • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Правописание наречий и частиц.

86. Частицы кое- (кой-), -то, -либо, -нибудь, -ка присоединяются к слову при помощи чёрточки (дефиса): кое-кто, что-либо, где-нибудь, дай-ка .

Примечание. Если частица кое- (кой-) отделена от местоимения предлогом, то чёрточка не ставится: кое у кого, кое с чем (ср.: кое-кого, кое-чем ).

Частица -таки пишется с чёрточкой в словах всё-таки, так-таки и тогда, когда она следует за глаголом: узнал-таки . В остальных случаях частица таки пишется отдельно:
1) Я таки не верю ему;
2) Всё ж таки не сдаёмся.

Частицы не и ни .

87. Частица не пишется слитно со словами, которые без неё не употребляются: не дочёт, не вежда, не избежный, не стерпимый, не поколебимый, не победимый (никем), не увядаемый, не годовать, не можется, не ужто, не льзя и т. п.

88. Не пишется слитно с существительными, прилагательными и наречиями на в том случае, если существительное, прилагательное или наречие с не означает одно понятие; в этом случае оно не придаёт речи отрицательного смысла и могло бы быть заменено однозначащим словом без отрицания, например: не счастье (беда), не приятель (враг), не правда (ложь), не высокий (низкий), не дорого (дёшево).

89. Не пишется отдельно от существительных, прилагательных и наречий, когда дальше идет или подразумевается противопоставление.

Примеры. Это не правда. а ложь. Его утомляет не ученье, а безделье правда , а что?", "не ученье , а что?" Не высокие горы нас разделяют, а низкие холмы. Не правый наказан, а виноватый. Он ещё не старый. Яблоко не вкусно, а отвратительно . В этих случаях всегда можно спросить: "не высокие , а какие?", "не правый , а какой?", "не вкусно , а каково?" (Ср.: Яблоко зелено и не вкусно .) Он поступил не осторожно, а опрометчиво ("не осторожно , а как?"). Он не много знает (он не много, а мало знает) ("не много , а сколько?") [Ср.: Он привык всё делать быстро, крайне не осторожно. Он не много знает (кое-что знает)].

Примечание 1. Следует обратить внимание на два случая раздельного написания частицы не: 1) если при прилагательном, существительном или наречии (на ), к которым относится отрицание не , есть для усиления отрицания пояснительные слова, выраженные отрицательными местоимениями или наречиями с ни (ничем , ни к чему , ничуть , нисколько , нигде и т. д.), то частица не пишется отдельно: ничем не замечательное селение ; ни к чему не способный человек ; ни в каком смысле не успех ; ни в какой мере не удачно ; 2) если частица не входит в состав усилительных отрицательных сочетаний: далеко не , отнюдь не , вовсе не , то эти сочетания всегда пишутся отдельно от следующего за ними слова (в таких случаях всегда подразумевается противопоставление): далеко не выгодное предприятие , отнюдь не справедливое решение , вовсе не глуп , вовсе не плохо , далеко не друг и т. д.

Наоборот, при наличии слов, обозначающих степень: очень, весьма, крайне, в высшей степени, вполне, почти, отчасти — частица не пишется слитно: сделка очень не выгодна (убыточна), это почти не вежливость (грубость), весьма не интересный (скучный) рассказ , поступил в высшей степени не осторожно (опрометчиво), это крайне не выгодно (убыточно).

Л.В. ВЕЛИКОВА,
г. Москва

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

Упражнение 1

Раскройте скобки.

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Упражнение 2

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

Не легкая служба

Случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

Случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

Упражнение 3

Раскройте скобки.

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Упражнение 4

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

Упражнение 5

Раскройте скобки.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Упражнение 1

Раскройте скобки. Вставьте е или и .

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Упражнение 2

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев ) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1.
2.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Какой-то вечно мрачный, злой.

(Л.Рубинштейн)

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

(Л.Рубинштейн)

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей...
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение...
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

(Л.Рубинштейн)

Занятие 5

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

(Д.А. Пригов)

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний... – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.

"Не с разными частями речи" - одна из тем в русском языке, которые всегда вызывают затруднения. И дело здесь не столько в сложности самой темы, сколько в объёме информации, которую нужно запомнить: для существительного не всегда подойдут правила, используемые для глагола, а пытаться определять слитное и раздельное написание причастия по аналогии с глаголом - вообще одна из грубейших ошибок! Что же делать, чтобы быть уверенными в своих знаниях и не ошибаться?

Частица и приставка

Для начала нужно чётко разграничить частицу не и приставку не- . Частица всегда пишется раздельно, приставка же выделяется соответствующим знаком при морфемном разборе слова и является его структурной частью. На основе этого строится общее правило: не с разными частями речи пишется слитно, если данное слово без не просто не употребляется (ненавидеть, ненастье, непобедимый, нежданный и т. п.). Обнаружить такие слова в тексте отнюдь не сложно, поэтому с ними трудностей обычно не возникает.

Правописание с существительными, прилагательными и наречиями

В одну большую группу объединяются существительные, прилагательные и наречия, оканчивающиеся на (холодно, быстро ). Правописание частиц не с разными частями речи в данном случае целиком и полностью совпадает.

Итак, не пишется раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом а (не горячо, а холодно; не друг, а враг; не свежий, а чёрствый ).
  2. Со словами отнюдь, вовсе, далеко (отнюдь не осторожность; вовсе не холодный; далеко не просто ).
  3. При двойном отрицании (ни для кого не ново; никому не интересная новость ).
  4. При отрицании двух признаков подряд (не высок и не низок ).

Слитное написание не- с разными частями речи возможно в двух случаях:

  1. Если можно подобрать синоним без не- (недруг - враг, недалёкий - близкий, немного - мало ).
  2. Если употреблен союз но в сочетаниях наподобие неглубокая, но быстрая . Союз но является противительным, однако в отличие от союза а он может означать не противопоставление, а сопоставление не взаимоисключающих признаков.

Причастие

Продолжаем изучать правописание частиц не с разными частями речи. Правило, касающееся причастия, смело можно назвать одним из самых противоречивых, потому что именно с ним обычно возникают наибольшие трудности. Но попробуем разобраться.

Слитно не- с причастием пишется в таких случаях:

  1. Если нет зависимого слова (непросохшая трава ; невыполненное задание ).
  2. Если нет противопоставления (непрочитанная книга ; неизданная рукопись ).
  3. С наречиями меры и степени очень, крайне, абсолютно, почти, совсем, чрезвычайно, совершенно, весьма (крайне необдуманное решение ; почти ненарушенный порядок ).
  4. Если причастие образовано от глагола с приставкой недо- (недопонятый, недомытый ).

С раздельным написанием не тоже несложно разобраться:

  1. Если есть зависимое слово (не написанное (как?) вовремя сочинение; не пришедший (когда?) сегодня ученик ).
  2. Если имеется противопоставление (не придуманный, а реальный сюжет ).
  3. Если причастие имеет краткую форму (история не выдумана, книга не прочитана ).

Только раздельно!

Существует несколько ситуаций, в которых возможно только раздельное написание не с разными частями речи. Некоторые из них являются своеобразными правилами и заучиваются детьми в начальной школе, другие же практически не встречаются.

  1. Со словами, которые пишутся через дефис (не по-товарищески, не юго-восточный ).
  2. С прилагательными в сравнительной степени (не лучше, не хуже ).
  3. С относительными, притяжательными прилагательными, а также прилагательными вкуса и цвета (не зимний; не мамин; не чёрный ).
  4. С числительными (не один, не второй ).
  5. С глаголами (не пошёл, не смог ).
  6. С деепричастиями (не умея, не думая ).
  7. Со служебными словами: предлогами и частицами (не только, не с ним, не из-за него ).

В дополнение к четвёртому пункту: очень важно не путать причастие и прилагательное, потому что в случае краткого прилагательного правописание не будет подчиняться другим правилам. Сравните: девушка талантлива и образованна и группа образована . В первом случае на то, что слово образованна является прилагательным, указывает стоящее рядом слово той же части речи, к тому же по смыслу понятно, что это не деепричастие (девушку не образовали, а она умна). Во второй же ситуации видно, что группу кто-то создал, образовал, т. е. она образована . Следовательно, обусловлено различное правописание не разными частями речи, к которым относятся омонимичные слова.

Местоимения

Рассуждая о правописании не с разными частями речи, остановимся на личных и отрицательных местоимениях. В случае с ними всё очень просто: если есть предлог - пишется раздельно (не с кем ), если же его нет - слитно (некогда ).

Недо- и не до

Один из самых сложных пунктов этого правила - правописание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- . Имеются в виду слова вроде недоедать и не доедать , которые на первый взгляд абсолютно одинаковы, но с точки зрения грамматики писаться должны по-разному.

Приставка недо- обозначает законченное действие, результат которого не соответствует норме (некоторые лингвисты говорят, что любое слово с этой приставкой обозначает что-то плохое): недоедать (есть мало), недооценивать (недостаточно высоко ценить), недоговаривать (скрывать правду).

В свою очередь, частица и приставка характеризуют прерванное действие: не доесть (не успеть закончить трапезу), не договорить (не закончить речь), не доплыть (не закончить плавание) .

На первый взгляд всё не так уж и сложно, но иногда возникают ситуации, когда выбрать между двумя вариантами непросто.

Не против ни

Другая спорная тема - "Правописание не и ни с разными частями речи". Благо здесь не так много нюансов, так что разобраться в правилах будет несложно.

Частица не употребляется для:

  1. Выражения отрицания (не понял, не мой ).
  2. Под ударением в местоимениях (нѐкому, нѐкогда ).

Тогда как частица ни :

  1. Усиливает отрицание (не было видно ни света, ни дома )
  2. Употребляется не под ударением в местоимениях (никтó, никогдá )
  3. Используется в сложноподчинённых предложениях для усиления утверждения (куда бы мы ни поехали, нас везде встречали радостно ).

В принципе, всё не так уж и сложно, некоторые задания подобного плана выполняются исключительно на уровне интуиции, но всё же знание теории может существенно облегчить задачу.

Повторяем

Для того чтобы закрепить правило, лучше повторить весь материал. Важно понимать, какие образуются сочетания с не разными частями речи. Таблица поможет вспомнить всё самое главное.

Раздельно

Существительные, прилагательные, наречия на

1. Синоним без не-

2. Не употребляющиеся без не-

1. Противопоставление с союзом а

2. Отнюдь не, вовсе не, далеко не

3. Двойное отрицание

Причастия

1. Без зависимого слова

1. С наречиями меры и степени

2. С зависимым словом

Прочие части речи

1. Со словами, которые пишутся через дефис

2. С глаголами и деепричастиями

3. С краткими причастиями

4. С притяжательными, относительными прилагательными, прилагательными цвета

5. С числительными

6. Со служебными словами

Заключение

В принципе, на этом можно закончить разговор о правописании не с разными частями речи. Это правило включает в себя множество подпунктов, каждый из которых делится ещё на несколько других - запоминать придётся действительно много. Но, с другой стороны, кое-где встречаются перекликающиеся моменты, благодаря которым, конечно, разобраться будет гораздо легче. Главное - желание, терпение и практика, а остальное придёт уже само.