Планирование урока по технологии. Конспекты уроков по технологии в начальных классах план-конспект урока по технологии на тему. Настрой учащихся на урок

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: Аппликация из ниток.

Цель : обеспечить в ходе урока умение учащихся выполнять аппликацию из резаных ниток.

Задачи :

Обучающие : обеспечить в ходе урока умение учащихся, пользуясь рекомендациями учебника «Технология» выполнить аппликацию из резаных ниток;

Развивающие : развивать творческое воображение, аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности и культуры труда;

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к красоте родной природы.

Формируемые предметные УУД : научиться и усвоить технику выполнения аппликации с помощью резаных нитей, развивать творческое воображение и навыки культуры труда.

Формируемые метапредметные УУД.

Регулятивные : планирование последовательности действий; отбор способов решения проблемы; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результатов, путём сравнения с эталоном; оценка результатов работы.

Познавательные : узнать сведения о нитках и их назначение; уметь читать графические изображения и моделировать изделия.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, уметь сотрудничать в группе;

уважительно относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Личностные : развитие творческих способностей и логического мышления, создание коллективного продукта, уважение к чужому труду и результатам труда, предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности.

Материалы и инструменты : ножницы, клей, разные виды ниток, картон, цветная бумага, шаблоны времён года, образец изделия, технологические карты «Техника безопасности при работе с ножницами», «Техника безопасности при работе с клеем»,

Учебник «Технология» 3 класс, Рагозина Т.М., Гринёва А.А., Мылова И.Б.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Самоопределение к деятельности.

(Мотивация к учебной деятельности)

2 минуты

II .Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3 минуты

III .Постановка учебной задачи.

5 минут

IV .Построение проекта выхода из затруднения.

10 минут

V .Самостоятельное выполнение работы.

20 минут

VI .Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

2 минуты

VII . Рефлексия

3 минуты

1.Организационная часть урока.

Технологию мы любим!

На урок всегда спешим!

Тут готовы наблюдать?

Поделки делать, рассуждать?

К новым знаниям стремиться

И пятёрки получать?

Проверь рабочее место к уроку

Повторение «Правил рабочего человека»

    Приготовь рабочее место.

    Содержи его в чистоте и порядке.

    Думай, как сделать работу лучше.

    Работай дружно.

    Закончил работу – убери рабочее место.

О каком виде творчества пойдёт сегодня речь на уроке?

Послушайте моё высказывание.

Это вид творчества, когда на поверхность из одного материала наклеиваются кусочки другого материала, различающиеся по цвету или фактуре. Эта работа предполагает наклеивание разнообразных элементов на лист бумаги или картона (основу).

Правильно.

А мы умеем с вами делать аппликации?

Из каких материалов мы делали аппликации?

А можно ли использовать другие материалы?

С помощью какого материала будем сегодня делать аппликацию?

Как будет звучать тема урока?

Правильно.

А какие нитки нам нужны для работы?

А почему они называются так?

Я предлагаю вам сравнить нити по цвету, прочности, мягкости, толщине и сделать вывод:

« С какими нитями удобнее работать?»

Я предлагаю вам послушать небольшое выступление на тему «Откуда к нам пришли шерстяные нити?» (Связь с местным материалом – развитие овцеводства в районе)

Итак, чему сегодня на уроке мы должны научиться?

Но аппликация у нас будет необычная.

А в чём её необычность?

Кто может предложить, как мы её будем делать?

Мы будем делать аппликации из резаных нитей и изображать на них времена года. Как мы можем это делать? Ваши предположения?

-Прежде чем приступим к выполнению работы, рассмотри рисунки аппликации в учебнике и обсуди с соседом по парте какое время года ты будешь изображать на аппликации.

Распределитесь по группам для выполнения работы (выбор детей)

1. Время года – осень

2. Время года – зима

Осень отличается от зимы?

Чем?

Да, красками и красотой!

Нити каких цветов необходимы для работы?

Каким приёмом можно воспользоваться, чтобы нарезать нити? Кто может решить эту проблему?

Правильно, ребята.

Подготовь нитки и инструменты для работы теми приёмами, которые показаны на рисунке в учебнике на странице 26.

Расскажите план выполнения работы, пользуясь учебником на страницах 26 – 27.

Нам встретились два новых слова: панно, композиция. Объясните значение этих слов.

Сейчас мы немного отдохнём, а потом приступим к выполнению самостоятельной работы.

ФИЗМИНУТКА.

Прежде чем приступим к самостоятельной работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности и культуры труда. Памятки на доске.

Сейчас самостоятельно приступаем к выполнению работы. Если вы испытываете проблемы, то можно посмотреть на готовые образцы работы на доске и в учебнике.

( Во время выполнения работы учитель контролирует порядок на рабочем месте,

приём резания ниток, нанесение клея на картон и наклеивание ниток.

Поощряю и отмечаю хорошую работу.

При необходимости дети обращаются к карточке-памятке.

Готовые работы кладутся под пресс.)

Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?

Убираем рабочее место.

Показ готовых поделок, совместно обсуждается качество их выполнения (точность, аккуратность, творчество).

Критерии оценки:

    степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий (полная, частичная, не может без посторонней помощи),

    характер деятельности (репродуктивная, творческая),

    качество выполняемых приемов, операций и готового продукта

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки.

ПАМЯТКА

Удалось ли тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

ИТОГ УРОКА.

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Эмоциональный настрой на урок.

Дети хором отвечают

Да!

Да!

Да!

Дети проверяют рабочее место

Дети слушают и высказывают свои предположения.

Это аппликация.

Да, умеем.

Из бумаги, ткани.

Можно

С помощью ниток

Составление аппликации из ниток.

Шерстяные, льняные, хлопчатобумажные, разные

-- Ученики высказывают своё мнение.

Дети выполняют практическую работу и отвечают, что удобнее работать с более толстыми нитями- с шерстяными.

Индивидуальное выступление учеников на тему «Откуда к нам пришли шерстяные нити?»

Дети отвечают:

Составлять аппликацию по собственному замыслу из ниток;

Нити будут резаные

Высказывания детей.

Высказывания детей

Ученики работают по учебнику на странице 26 – 27. Обсуждают и работают в парах.

(Дети рассаживаются на определённые в классе места для работы в группах)

Да.

Высказывания детей.

Зима – синие, белые, голубые, серые

Осень – жёлтые, зелёные, красные, коричневые

Высказывания детей

Нарезать ножницами полоску ниток;

Сложить полоску ниток в несколько раз и нарезать нитки;

Сделать из ниток петли и затем нарезать их на мелкие части.

Дети готовят нитки и необходимые для работы инструменты.

ПАМЯТКА

1.Сделать основу для аппликации из картона.

2. Придумать и нарисовать композицию по времени года. Можно пользоваться шаблоном.

3.Используя кисточку, промазать клеем элементы изображения и засыпать их мелко нарезанными нитками.

4.Положить аппликацию под груз и высушить её.

Высказывания детей, а затем два ученика зачитывают объяснение из словаря (индивидуальное задание)

ПРОВОДИТ ФИЗОРГ КЛАССА .

Ученики проговаривают правила ТБ при работе с клеем и ножницами.

Самостоятельно работают

Высказывания детей.

Ученики убирают рабочее место.

Делается выставка работ, выделяются наиболее качественные работы.

Учащиеся по памятке подводят итог работы

Личностные УУД

Регулятивные УУД (анализируют предложенное задание, выявляют и формулируют учебную проблему)

Познавательные УУД

(добывают новые знания в процессе наблюдения, делают выводы на основе полученных знаний)

Коммуникативные УУД

(высказать свою точку зрения и уметь её обосновать, слушать других, уметь сотрудничать)

Регулятивные УУД

(для оптимального решения проблемы проговаривают задание по составленному под контролем учителя плану, сверяют свои действия с учебником)

Познавательные УУД

(добывают новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материала учебника, выполняют пробные упражнения по плану).

Личностные УУД

Комбинированный урок.

Тема. Подарочный этикет. Упаковка для подарка.

Цель.

    познакомить учащихся с подарочным этикетом,

    научить выбирать подарки, правильно их дарить, упаковывать.

    Научить изготавливать подарочную упаковку.

    развитию технического мышления и пространственно воображения, творческих и коммуникативных способностей;

    овладению информационными способностями (работа технологической картой);

    воспитывать эстетический и художественный вкус у учащихся.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, подарочные упаковки, упаковочный материал, ленты, скотч двусторонний, заготовки в технике «квиллинг», ленты, кружево, бусины, декоративный материал, инструкционные карты, материал для рефлексии.

Планируемые результаты обучения.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные

Учебное сотрудничество, умение работать в паре, команде.

Ход урока.

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

Организационный момент

Активация учащихся.

Добрый день!
Вот прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:

целеполагание

. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня я бы хотела начать урок с показа картинки (Слайд 1)
Подводит учащихся к осознанию темы занятия (Си-Финк-Уандэ)

Вы рассмотрели картинку, подумайте и постарайтесь описать свои ощущения (не только по предмету, но и то, что вы испытываете) Вам дается 30 сек.

Передайте свои впечатления партнеру по плечу (начинает тот у кого длиннее волосы) 30 сек.

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(Слайд 2)

Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют тему, цели урока. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные:

целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:
- Скажите, много ли подарков вы получили на 8 марта?

Что вы любите больше получать или дарить подарки?

О чем, по вашему мнению может рассказать подарок? Давайте вместе подведём итог собранной информации.

А знаете ли вы как правильно нужно выбирать и дарить подарок?
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения основных признаков.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию

Задает вопросы:

Какое слово мы произносим когда говорим о правилах дарения или получения подарков? (Слайд.4)

Знаете ли вы историю возникновения этого слова? На какие виды подразделяется этикет? (Слайд 5-6)

Существуют золотые правила подарочного этикета. Вот некоторые из них. (слайд 7)

Существует пословица «Человека встречают по одежке ….», так вот первое впечатление подарок производит свой упаковкой. Она также важна как одежда для человека.(Слайд 8)

Участвуют в беседе; формулируют выводы.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: Предметные:

давать определения новым понятиям темы, называть правила этикета.

Первичная проверка понимания

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолёт.

Сегодня мы с вами изготовим упаковку из картона без использования клея, в которую можно упаковать небольшой подарок, а также использовать как шкатулку для необходимых вещичек.(Слайд 9)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану,

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать участников группы, учителя.
Познавательные:

применять полученные знания по изготовлению упаковки.

Первичное закрепление

Практическая работа.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Предлагает задания на «новое» знание.

Вводный инструктаж по технике безопасности, организации рабочего места. Инструктаж по выполнению работы в заданном алгоритме (инструкционные карты). Наглядная демонстрация приемов.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах,

обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Предлагает способы украшения подарочной упаковки.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:

самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

При всем многообразии подарков, которые можно приобрести в магазине, всегда цениться подарок, сделанный своими руками. А если этот подарок будут еще и красиво упакован, то будет ценно вдвойне, а также расскажет о хорошем вкусе человека, который преподносит подарок.

Домашнее задание: 1.украсить подарочную упаковку, используя различные декоративные материалы.

2. Подготовить необходимый материал для создания подарочного пакета.

Выбирают из предложенных учителем способов украшения упаковки с учётом индивидуальных возможностей.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам и возможностям.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Рефлексия

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

Анализируют свою деятельность, деятельность одноклассников и т.д. на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с эталоном.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

План-конспект урока по технологии №1………………………………..3

Ход урока………………………………………………………………….4

Обоснование разработанной методики преподавания урока………….7

Список литературы………………………………………………………10

Приложение

План-конспект проведения урока

Тема урока: «Графическая работа №14,Чертёж детали с применением разреза».

Цели урока:

Образовательная. Закрепление навыков выполнения разрезов.

Воспитательная. Способствовать формированию навыков

самостоятельной работы.

Развивающая. Развитие пространственного и логического мышления.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы

Для учителя - учебник, мел, учебная тетрадь, модель детали.

Для учащихся - учебник, рабочая тетрадь, линейки, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик.

Тип урока. Урок закрепления умений и навыков.

Ход урока

1. Организационная часть - 3 мин.

Приветствие

Проверка явки учащихся

Назначение дежурных, напоминание дежурным об их обязанностях

Заполнение учителем классного журнала

Проверка готовности учащихся к уроку, выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.

2. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 5 мин.

В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет дату проведения урока и его порядковый номер. По середине - тему урока и цель. Обращая внимание на доску, учитель вслух проговаривает написанное, озвучивает тему и цель урока. Затем школьникам следует сказать о важности изучаемой темы.При этом нужно сообщить,что каждый должен уметь строить чертеж предмета.для наметки глаза, а также это необходимо для дальнейшей работы по черчению.Для закрепления изученной темы учитель дает задания-карточки,сообщает, что работы выполненные на форматах, на этом уроке будут оценены, а оценки выставлены в журнал.

3. Знакомство с содержанием графической работы - 3 мин. Учащимся предлагается открыть учебник А.Д.Ботвинникова на стр. 153, рассмотреть рис. 201. Учитель дает три варианта а) и б) в зависимости от умственных способностей учащихся для самостоятельной графической работы № 14 «Чертёж детали с применением разреза»

Условие задания:

На листе формата А-4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

4. Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности для успешного выполнения работы - 5 мин.

С целью экономии времени на уроке закрепление изученного материала с учащимися лучше всего проводить с помощью метода фронтального опроса.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Какие разрезы называют фронтальными, профильными, горизонтальными?

    Какой разрез называется местным?

    Когда применяют местный разрез?

    В каких случаях можно соединить половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?

Предполагаемые ответы:

Местный разрез служит для выявления устройства предмета лишь в отдельном, узко ограниченном месте.

Местный разрез применяют для показа в сплошной детали небольших углублений или отверстий.

Соединение половины вида и половины разреза применяется для уменьшения количества видов на чертеже, если деталь симметрична. Границей между видом и разрезом служит ось симметрии.

5. Обсуждение с учащимися плана выполнения графической работы и плана самоконтроля - 3 мин.

Учитель рассказывает учащимся с чего начать выполнение разреза, обращая внимание на аккуратность н точность выполнения предстоящей работы. Учитель напоминает учащимся последовательность построения разреза:

1. Анализ геометрической формы предмета.

2. Определение положения секущей плоскости.

3. Мысленное представление фигуры сечения.

4. Удаление линий видимого контура, относящегося к удаленной части.

5. Перевод линий невидимого контура в видимые.

6. Обвести контур фигуры сечения, выполнить штриховку, обозначить разрез.

Предлагает самостоятельно выбрать расположение листа формата А4 и рационально использовать расположение чертежа детали.

6. Самостоятельная работа учащихся-24 мин.

На данном этапе урока учащиеся приступают к самостоятельной работе. В течение работы учитель внимательно следит за их работой.

7. Завершение и подведение итогов графической работы - 5 минуты.

Сообщение учителем о достижении цели урока;

Сообщение об выявленных ошибках и путах их устранения;

Общая характеристика учебно-познавательной и графической -деятельности школьников;

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда;

Выставление оценок в журнал и дневники;

Демонстрация лучших работ перед всем классом;

Учитель благодарит за работу и оканчивает урок.

Обоснование разработанной методики проведения урока

1. Как решаются ли на уроке образовательные, воспитательные и развивающие цели?

Образовательная цель решается на уроке во время сообщения нового материала и при выполнении учащимися упражнений по изображению разреза детали, а также при закреплении пройденного материала.

Воспитательная цель решается на уроке во время выполнения упражнений по изображению разреза детали: ученики учатся работать самостоятельно, делать всё аккуратно.

Развивающая цель решается на уроке при выполнении упражнения: дети развивают зрительную память, способствует дальнейшему развитию умений,

2. Учитываются ли особенности класса при планировании и

реализации задач урока? Если «да», то какие?

Особенности класса при планировании и реализации задач урока учитываются, поскольку план - конспект урока разработан для школьников со средними умственными способностями, конспект составлен на основе учебника.

3. Правильно ли выбрана структура урока, исходя из учебно-воспитательных задач?

Структура урока предполагает закрепление умений и навыков, с их помощью решаются цели урока. Тип данного урока - закрепление умений и навыков.

4. Верно ли выбрана тема проведённого урока?

Тема урока выбрана соответственно возрастным особенностям школьников для лучшего усвоения изучаемого материала и выполнения упражнений. Кроме того, был использован хронометраж времени. Основное время (24 минут) выделено на выполнение графической работы, 5 мин. - на повторение материала.

5. Продумана ли логика изложения нового материала? Оптимально ли выбрав объём информации?

Тема урока излагается в соответствии с материалом в учебнике по данной теме и включает в себя всю необходимую для учащихся информацию для выполнения графической работы.

6. Какие дидактические принципы были реализованы при

объяснении учебного материала?

При изложении материала на уроке и закреплении его были реализованы такие принципы, как принцип целостности процесса обучения.

7. Какие нетрадиционные приёмы использовались на уроке?

Урок проходит без использования нетрадиционных приёмов.

8. Обеспечивалась ли межпредметная и внутрипредметная связь нового материала с ранее изученным?

Межпредметные связи заключаются в обширном использовании чертежей деталей с разрезами во многих предметах политехнического курса. Данный урок связан с геометрией, т.к. учащиеся должны иметь знания о параллельности и перпендикулярности отрезков; с технологией - т.к. учащиеся учатся правильно держать линейку, что поможет им потом делать разметку.

Внутрипредметная связь обеспечивалась, т.к. выполнение разрезов будет в дальнейшем использоваться при изучении курса «Черчение», а также т.к. данный урок является заключительным в этом разделе и опирается на знания учащихся полученные на предыдущих уроках,

9. Оптимально ли выбраны методы обучения на уроке?

Методы обучения на уроке выбраны оптимально при закреплении умений и навыков, а также графическая работа и методы контроля, позволяющие достигнуть эффективности обучения.

Словесные - устный опрос, практические – самостоятельная графическая работа. Осуществляется двойной контроль за работой - дифференцированный в процессе выполнения, итоговый - после сдачи работы.

10. Оптимально ли сочетались формы обучения не уроке

(Общеклассные, групповые, индивидуальные). Осуществлялся ли индивидуальный подход?

На уроке при выполнении графической работы осуществлялся индивидуальный подход, осуществлялась общеклассная форма обучения при повторении основных теоретических положений.

11. Правильно ли были выбраны и применены на уроке разнообразные средства обучения?

На уроке были необходимые для закрепления умений и навыков средства обучения - учебники.

12. Оптимально ли выбраны виды графических задач на закрепление изученной темы?

Оптимально, Выбранные виды графических задач на закрепление изученного материала соответствуют пройденной теме.

13. Правильно ли выбраны объём и сложность домашнего задания? Какие способы были использованы учителем для инструктирования школьников о выполнении домашнего задания?

На данном уроке домашнее задание не задается, т.к. графическая работа является итоговой по теме.

14. Были ли проведены итоги урока?

В качестве итогов проведенного урока учитель просматривает графические работы учащихся, даёт их общую характеристику и оценивает.

Список литературы

    Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.О. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. Ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В- С.51 - 60.

    2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение; Учеб, для 7-8 кл. общеобразоват. учреждении / АД. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И,С, Вьшшепольский. -М-: ООО "Издательство Астрель"; ООО"Издательство АСТ", 2003 - 222 с,.: ил.

    Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь; К учебнику "Черчение" А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вшпнепольского: 7 -8 кл. / В.И, Вышнепольский. - М,: ООО "Иадательство Астрель": "Издательство Аст", 2004 - 79, с.: ил. 8 класс Тема: Торговые символы, этикетки и... , вкладышей, упаковок с нанесённым штрих – кодом.Конспект

    ... «Средняя общеобразовательная школа № 6» Конспект урока по технологии на тему: «Сервировка стола к... бумажные, памятки, иллюстрации. Ход урока I. Организационный момент II. ... родственниками. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду...

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

    Понятие об уроке технологии.

    Типы и структура урока технологии. В методике преподавания технологии выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок- лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

    Планирование-основа правильной организации воспитательного процесса. Планирование бывает перспективное и текущее.

    Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них.

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ.

    наметить соответствующие формы и методы обучения.

Перспективный план отражает:

    Объект труда

    Практическую работу

    Домашнюю подготовку учащихся

    Технические средства обучения

    Раздаточный материал

    Учебно-наглядные пособия

    Лабораторные работы

    Контрольные работы, зачеты, защиту проектов

    Инструктаж по технике безопасности

Хороший план-конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

4. Алгоритм составления плана – конспекта занятия по “Технологии”.

Раздел 1. Дидактическое обоснование урока.

Раздел.2. Варианты конструирования развивающих целей.

Раздел.3. Варианты конструирования воспитательных целей.

Раздел 4. Варианты конструирования профориентационных целей.

5. Ход урока.

6. План-конспект урока технологии.

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Главные требования к уроку технологии:

    Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.

    Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.

    Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.

    Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.

    Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.

Типы и структура урока технологии

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.

Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.

Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Учебно-дидактическое обеспечение уроков.

Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, – это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.

Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые полиэтиленовой пленкой, служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе.

Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятия обеспечен.

Перспективное планирование уроков технологии обслуживающего труда

Планирование – основа правильной организации воспитательного процесса.

Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них;

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ;

    наметить соответствующие формы и методы обучения;

    обеспечить преемственность в обучении.

Перспективный план определяет деятельность

Учителя

Ученика

подготовка технической документации

освоение технологических знаний

определение потребности

овладение рабочими приемами

создание средств наглядности
– изготовление таблиц, плакатов, схем

работа над проектами

приобретение дополнительной литературы

профессиональная ориентация

пополнение видеотеки

изучение экономических вопросов

выполнение технологической и трудовой дисциплины

Хороший план – конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что развивает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно – подведением итогов.

Составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по “Технологии”

Тема : модуль

Раздел I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока : I. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)…
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представления о …
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия причинно-следственных связей:

    Раскрыть причины…

    Выяснить последствия…

1.8. Способствовать пониманию закономерности…

    Создать условия для выявления взаимосвязи между..

    Способствовать пониманию зависимости между…

II. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы)
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

III. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

IV. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

    кабинет (мастерская) трудового обучения;

    станки, машины;

    инструменты, приспособления;

    материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

    учебник (учебное пособие);

    рабочая тетрадь;

    сборник заданий;

    дополнительная литература (словари, справочники);

    плакаты;

    таблицы;

учебно-техническая документация (УТД):

    Технологические карты (ТК);

    Инструкционные карты (ИК);

    Инструкционно-технологические карты (ИТК);

образцы объктов труда;
– образцы поузловой обработки изделий;
– материалы для контроля знаний учащихся;

    Карточки-задания,

    Тесты,

    Кроссворды.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

Тип урока:

II. Ход урока

1. Организационный момент:

– приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изложение учителем нового материала.

5. Закрепление знаний учащихся.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

7.1. Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с объектом труда (образцом);

ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктаж по технике безопасности.

7.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем:

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимися на подготовку к следующему уроку.