Плач ярославны. Ярославна: Герои мифов и легенд - Мифологическая энциклопедия Плач ярославны на дунае голос слышится

Древнерусский текст :

На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
зегзицею незнаема рано кычеть:
"Полечю - рече - зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце,
утру князю кровавыя его раны

на жестоцемъ его теле".
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забрале, аркучи:
"О ветре, ветрило!
Чему, господине, насильно вееши?
Чему мычеши хиновьскыя стрелкы

на своею нетрудною крилцю

на моея лады вои?

Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,

лелеючи корабли на сине море?

Чему, господине, мое веселие

по ковылию развея?"
Ярославна рано плачеть

Путивлю городу на забороле, аркучи:

"О Днепре Словутицю!
Ты пробилъ еси каменныя горы

сквозе землю Половецкую.

Ты лелеял еси на себе Святославли носады

до плъку Кобякова.

Възлелей, господине, мою ладу къ мне,
а быхъ не слала къ нему слезъ

на море рано".
Ярославна рано плачетъ

въ Путивле на забрале, аркучи:

"Светлое и тресветлое сълнце!
Всемъ тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю

на ладе вои?

Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже,

тугою имъ тули затче?"

На современном русском (мой)

"Полечу,- кукует,- я Дунаем в дали,
там рукав шелковый омочу в Каяле,
утру князю кровь, омою злые раны
на его болящем теле после брани."

Голосит в Путивле Ярославна
на забрале в сизой дымке ранней:
"0 ветрило, ветер легкокрылый!
Почему ты веешь всею силой?
Почему мчишь хиновские стрелы
на ратаев моей Лады смелых?
Мало ль тебе в горах тучи веять,
в синем море корабли лелеять?
Для чего, могучий, тебе надо
в ковылях губить мою отраду?

В городе Путивле брезжут дали,
плачет Ярославна на забрале:
"0 Славутич-Днепр, река, как море!
Ты пробился к половцам сквозь горы,
нёс, лелеючи, насады Святослава
потоптать Кобяка полчище на славу.
Мою Ладу возлелей ко мне, смой горе,
слать с зарёй ему не буду слёзы к морю."

Плачется, кручинясь, Ярославна
на стене Путивля утром рано:
" Солнце светлое, пресветлое светило!
Всем тепло ты красное дарило.
Ныне что лишь половцев ласкало,
а на ратных Лады жар лучей пускало?
им в безводном поле жаждой луки гнуло,
им колчаны к горю зноем затянуло?"

На малорусском Т. Шевченко:

В Путивлі-граді вранці-рано
Співає, плаче Ярославна,
Як та зозуленька кує,
Словами жалю додає.
«Полечу,— каже,— зигзицею,
Тією чайкою-вдовицею,
Та понад Доном полечу,
Рукав бобровий омочу
В ріці Каялі. І на тілі,
На княжім білім, помарнілім,
Омию кров суху, отру
Глибокії, тяжкії рани...»

І квилить, плаче Ярославна
В Путивлі рано на валу:
«Вітрило-вітре мій єдиний,
Легкий, крилатий господине!
Нащо на дужому крилі
На вої любії мої,
На князя, ладо моє миле,
Ти ханові метаєш стріли?
Не мало неба, і землі,
І моря синього. На морі
Гойдай насади-кораблі.
А ти, прелютий... Горе! Горе!
Моє веселіє украв,
В степу на тирсі розібгав».

Сумує, квилить, плаче рано
В Путивлі-граді Ярославна.
І каже: «Дужий і старий,
Широкий Дніпре, не малий!
Пробив єси високі скали,
Текучи в землю половчана,
Носив єси на байдаках
На половчан, на Кобяка
Дружину тую Святославлю!..
О мій Словутицю преславний!
Моє ти ладо принеси,
Щоб я постіль весела-слала,
У море сліз не посилала,—
Сльозами моря не долить».

І плаче, плаче Ярославна
В Путивлі на валу на брамі,
Святеє сонечко зійшло.
І каже: «Сонце пресвятеє
На землю радість принесло
І людям, і землі, моєї
Туги-нудьги не розвело.
Святий, огненний господине!
Спалив єси луги, степи,
Спалив і князя, і дружину,
Спали мене на самоті!
Або не грій і не світи.
Загинув ладо... Я загину!»

4 іюня , СП6

Плач Ярославны. 1185 год.

На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. "Полечу, -
говорит, - чайкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые
его раны на горячем его теле".
Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: ",О ветер, ветрило! Зачем, господин,
так сильно веешь? Зачем мечешь хановские стрелы на своих легких крыльях на воинов
моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем,
господин, мое веселье по ковьлю развеял?"
Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: ",О Днепр Словутич! Ты
пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы
до стана Кобякова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к
нему слез на море".
Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: "Светлое и трисветлое солнце! Для
всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов
лады? В поле безводном жаждой им луки стянуло, горем им колчаны заткнуло".
(Слово о полку Игорове пер. Д Лихачева.)

О ветр, ветрило буйный! Я молю,
Не мчи стрел ханских на милого друга,
Будь милостив и окажи услугу,
Как прежде дуй на море кораблю.

О славный Днепр! Тебе я песнь пою
И шлю потоки слез, ревя белугой.
О пожалей, не продлевай мне муку,
Пришли, кого я так боготворю.

О солнце, трижды светлое! Прости,
Что умоляю в облаках укрыться.
Все для того, чтоб Игореву рать
От жажды нестерпимейшей спасти.
О господи! Позволь мне птицей стать,
Что бы с любимым рядом очутиться!

Рецензии

Не ходил бы Игорь князь грабити соседей, не попал бы в полон, не плакала бы Ярославна. Простите меня пращуры и Великий Боже.

Написано прекрасно, Петруша! Легкий слог, хорошо переданы ощущения женщины
переживающей за своего мужа.
Успехов, Вадим.

Спасибо, Вадим! Всегда рад тебя видеть! Меня всегда привлекли исторические персонажи и нашей и мировой истории... сейчас на Островке начал новый цикл сонетов.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

.
.
Ярославна - женский персонаж древнерусской эпической песни.
Почти что ничего не знаем мы о реальной Ярославне. Жена несчастного Новгород-Северского князя Игоря Святославича , потерпевшего сокрушительное поражение от половцев в 1185 году и попавшего к ним в плен;

дочь могущественного Галицкого князя Ярослава Владимировича (летописец называл его князем мудрым, почитаемым в разных землях и славным своими полками); имя ее было Ефросинья. Возраста ее мы не знаем. Канула бы она в безвестное прошлое, подоб-но множеству других жен русских князей, если бы не автор «Слова о полку Игореве» : он создал поэтический образ Ярославны, исполненный такого обаяния, такой силы чувства, такой значительности, что он по праву вошел в мировую галерею женских литературных персонажей.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна появляется в самый трагический момент повествования: полки Игоря разгромлены, он в плену, половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на Русскую землю; призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия. «О, стонати Русской земле...» И вот на фоне этих охвативших всю землю стонов, словно бы перекрывая суровые упреки Святослава и напрасные призывы самого автора, раздается голос Ярославны: с крепостной стены в Путивле она в одно и то же время и оплакивает погибших, раненых, плененных, и корит ветер и солнце за то, что не помогли войску мужа, и выражает надежду на возвращение. Это плач-сетование и плач-заклинание, он весь пронизан языческим восприятием мира и верой в отзывчивость сил природы на страдания людей.

На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, - говорит, -
кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле».
Ярославна рано плачет в Путивле на забрале*,
приговаривая:
«О ветер ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мечешь хиновские стрелочки
на своих легких крыльииах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе было
под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье
по ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет в Пушмеле-городе на забрале,
приговаривая:
«О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады**
до стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтобы не слала я к нему слез
на море рано». Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солние!
Для всех ты тепло и прекрасно;
Зачем, господин, простерло ты
горячие свои лучи
на воинов моего милого? В поле безводном
жаждою им луки согнуло,
юрем им колчаны заткнуло?»

Отчего в начале плача появляется Дунай? Может быть, потому, что там кончались преде-лы Русской земли, там пролегала граница княжества ее отца. А может быть, и потому, что Дунай - «эпическая» река славян и с нею связаны их мифологические верования. Заметим, что Ярославне словно бы ведомы важные подробности несчастного похода: она здесь, но знает, что ветер во время битвы дул с половецкой стороны, усиливая полет враже-ских стрел, и что в безводных степях воины мужа мучились от жажды; и она называет ту же реку Каялу, на берегах которой расстались братья.
Наряду с обращением к природным силам и стихиям, в плаче Ярославны упоминается, как ни странно, и реальное историческое событие: за два года до поражения Игоря объединенное войско русских князей совершило успешный поход, закончившийся пленением Кобяка, половецкого хана.
И еще одна существенная подробность: плач Ярославны пронизан думами о муже и его воинах; а ведь в составе полков и среди захваченных половцами пленников находились и два сына Игоря - Владимир и Олег . Но о них - ни слова... Не потому ли, что автор «Слова» хотел сохранить цельный образ преданной и любящей жены и-в равной мере -- княгини, супруги воина и полководца? Текст плача весь пропитан образностью и стилистикой устной поэзии. Параллели с ним обнаруживаются в позднейших (по времени записи) русских, украинских, сербских песнях и заговорах («Навейте, нанесите вы, ветры, печаль...»; «Добрый день тобй, сонечко ясне, ти святе, ти ясне прекрасне...»; «Ой по-над Днепром - Славутью...»). Отсюда видно; образ Ярославны очень близок к многочисленным женским персонажам народной эпической и лирической поэзии. А теперь - о том, какой силой автор «Слова» наделял мольбы Ярославны. Тотчас после заключительных фраз плача следует рас-сказ о спасении Игоря из плена: «Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую...» Неизвестный автор поэмы не сомневался: испытанное средство обращения к природным силам - ветру, солнцу, Днепру - помогло:
плач-заговор оказал свое магическое воздействие. И тут же новый помощник возникает:
«Бог... в землю Русскую вывел...» А лучше сказать - Игоря вернули к «отчему золотому столу» любовь и сила чувства Ярославны.

4. По определению литературоведа А. С. Орлова, героем "Слова о полку Игореве" является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор "Слова о полку Игореве"?

В. И. Стеллецкий. Причеть-моление Ярославны. Стихотворное переложение

"Полечу кукушкой, – молвит, – по Дунаю,
Свой рукав шелко́вый омочу в Каяле,
Оботру кровавые, горюя, раны
На могучем теле лады-князя".

Ярославна на стене Путивля-града
Спозаранок плачет, причитая:

"Ветер, господин мой!
Для чего ты встречной силой веешь?
Для чего несешь на легких крыльях
Вражеские стрелы
На полки супруга-лады,
Или тебе мало в вышине под облаками веять,
Корабли лелеять в синем море?
Для чего же, господин, мое веселие
Ты в степи по ковыль-траве развеял?"

Ярославна на ограде города Путивля
Утром рано плачет, причитая:

"Днепр Словутич!
Средь степи великой, половецкой,
Ты пробил волна́ми каменные горы,
Ты ладьи лелеял Святослава
До полков Кобя́ка,
Прилелей ко мне ты ладу, господин мой,
Чтоб не слать к нему мне слез на море рано!"

На стене Путивля-града Ярославна
Спозаранок плачет, причитая:

"Солнце светлое, тресветлое ты, Солнце!
Всем тепло ты, ты для всех прекрасно!
Для чего же знойные лучи послало,
Господин мой,
Ты на воинов супруга-лады
И в степи безводной, половецкой,
Луки ты им жаждою свело
И колчаны горестью замкнуло?"

И. И. Козлов. Плач Ярославны. Вольное подражание

Княгине 3. А. Волконской

То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре -
В Путивле плачет Ярославна
Одна на городской стене:
"Я покину бор сосновый,
Вдоль Дуная полечу,
И в Каяль-реке бобровый
Я рукав мой обмочу;
Я домчусь к родному стану,
Где кипел кровавый бой,
Князю я обмою рану
На груди его младой".

В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Ветер, ветер, о могучий!
Буйный ветер, что шумишь?
Что ты в небе черны тучи
И вздымаешь и клубишь?
Что ты легкими крылами
Возмутил поток реки,
Вея ханскими стрелами
На родимые полки?"

В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"В облаках ли тесно веять
С гор крутых чужой земли?
Если хочешь ты лелеять
В синем море корабли,
Что же страхом ты усеял
Нашу долю? для чего
По ковыль-траве развеял
Радость сердца моего?"

В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Днепр мой славный! ты волнами
Скалы половцев пробил;
Святослав с богатырями
По тебе свой бег стремил.
Не волнуй же, Днепр широкий,
Быстрый ток студеных вод, -
Ими князь мой черноокий
В Русь святую поплывет".

В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"О река! отдай мне друга -
На волнах его лелей,
Чтобы грустная подруга
Обняла его скорей;
Чтоб я боле не видала
Вещих ужасов во сне,
Чтоб я слез к нему не слала
Синим морем на заре".

В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
"Солнце, солнце, ты сияешь
Всем прекрасно и светло!
В знойном поле что́ сжигаешь
Войско друга моего?
Жажда луки с тетивами
Иссушила в их руках,
И печаль колчан с стрелами
Заложила на плечах".

И тихо в терем Ярославна
Уходит с городской стены.

Вопросы и задания

1. Почему Ярославна трижды обращается к разным силам природы?

1. Найдите в плаче Ярославны характерные для народной поэзии черты. Сравните текст "Слова…" и его литературные переложения. Объясните значение фольклорных символов, возникающих в словах Ярославны.

1. Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?

2. Какой образ стремились создать поэты?

Литература XVIII века

М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Н. М. Карамзин.

О русской литературе XVIII века

"Осьмнадцатое столетие". Такое название дал своему стихотворению Александр Николаевич Радищев, выдающийся писатель-мыслитель, несгибаемый обличитель деспотизма, автор знаменитой книги "Путешествие из Петербурга в Москву", за публикацию которой поплатился длительной ссылкой в Сибирь. В 1801–1802 годах он в поэтической форме подводил итоги ушедшего века.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.
…………………………………….
О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек…

Противоречивая на первый взгляд оценка итогов прошедшего века объясняется противоречиями самой российской действительности той эпохи. Это был век созидания, торжества Просвещения, расцвета культуры, свободного человеческого разума и одновременно век разрушения, крови, восстаний, непримиримых противостояний. В XVIII столетии в России созданы выдающиеся произведения, истинные шедевры литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, достигнуты крупные успехи в науке и технике.

Оценивая минувший век, Радищев отдавал должное Петру I и своей гонительнице Екатерине II, хотя был противником самодержавия и политики императрицы.

Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.
Петр и ты, Екатерина! дух ваш живет еще с нами.
Зрите на новый вы век, зрите Россию свою…

Итак, что же внес век восемнадцатый в историю отечественной культуры.

О русском классицизме

В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится классицизм. Его крупнейшими представителями в литературе были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, в живописи – А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкий, в архитектуре – В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Что же их объединяло, какие задачи они ставили перед своим творчеством?

Слово "классицизм" образовано от латинского classicus, что значит "образцовый". В XVIII веке образцовыми считались произведения античного искусства, и классицисты стали обращаться к античности. Это выражалось в использовании писателями и художниками античных сюжетов и образов, элементов греческой и римской мифологии.

Следуя традициям древних авторов, а также европейских классицистов, русские писатели утверждали в своих произведениях идеи просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, воспитания истинных сынов Отечества. Развитие этих идей вы увидите, читая оды Ломоносова и Державина. Однако наряду с восхвалением русские писатели позволяли себе высказывать критическое отношение к абсолютной монархии, обличать тиранию и произвол, попрание законов государства. Это способствовало развитию сатирической направленности русского классицизма.

Конфликты произведений классицизма всегда строились на столкновении долга, разума и чувства, и решались они в пользу долга, утверждения приоритета обязанностей перед государством, законами, нравственными нормами.

Классицисты строго следовали делению литературных жанров на высокие и низкие. К высоким относились ода, трагедия, героическая поэма, к низким – сатира, комедия, басня.

Реконструкция и перевод Д. Лихачёва

Старославянский текст

На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
зегзицею незнаема рано кычеть:
«Полечю, - рече, - зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ реце,
утру князю кровавыя его раны
на жестоцѣмъ его тѣлѣ».

Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны (слушать)

Ярославна рано плачетъ
въ Путивле {на забрале}, аркучи:
«О вѣтрѣ, вѣтрило!
Чему, господине, насильно вѣеши?
Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы
{на своею нетрудною крилцю}
на моея лады вои?
Мало ли ти бяшетъ горѣ подъ облакы вѣяти,
лелѣючи корабли на синѣ морѣ?
Чему, господине, мое веселие
по ковылию развѣя?»

Ярославна рано плачеть
Путивлю городу на заборолѣ, аркучи:
«О Днепре Словутицю!
Ты пробилъ еси каменныя горы
сквозѣ землю Половецкую.
Ты лелѣял еси на себѣ Святославли носады
до плъку Кобякова.
Възлелѣй, господине, мою ладу къ мнѣ,
а быхъ не слала къ нему слезъ
на море рано».

Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забралѣ, аркучи:
«Свѣтлое и тресвѣтлое сълнце!
Всѣмъ тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю
на ладе вои?
Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже,
тугою имъ тули затче?»

Перевод

Плач Ярославны - слушать аудио

Ярославна рано плачет
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе бы под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»

Ярославна рано плачет
в Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады
до стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтобы не слала я к нему слез
на море рано!»

Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
горем им колчаны заткнуло?»