Петр 1 его внутренняя политика. Северная война после Полтавской битвы. Карта. Окончание Северной войны

Стр. 30, Ключевые вопросы перед параграфом

Что изменил Петр Великий в Российском государстве? Как оценивали современники и потомки сущность и значение его реформ?

Петр Великий изменил в Российском государстве весь уклад жизни: экономику, социальную сферу, систему управления государством, судебную систему, армию, быт высшего общества. Современники и потомки к его реформам относились и относятся до сих пор очень по-разному. Сторонники оценивают реформы положительно, считают, что он «разбудил» Россию, несмотря на насильственный характер преобразований, они стали основой будущего успешного развития России, поставили ее в ряд ведущих европейских держав. Противники же говорят, что насильственный перевод страны на рельсы европейского развития лишило Россию самобытности, собственной дороги исторического развития. К тому же считают, что переход в русло европейской модели развития достигалось очень высокой ценой и жертвами.

Стр. 38, вопросы к документу

1. Определите к кому, каким людям обращен этот документ. Какова цель его издания?

Этот документ обращен к людям разных сословий, не исключая крепостных крестьян. Цель его издания: привлечь активных, предприимчивых людей к развитию промышленности (мануфактурного производства), разведать и наладить добычу железной руды и производство товаров из металлов, особенно вооружения.

2. Какая роль отводится в Берг-привилегии инициативе отдельных людей, а какая – государству?

Отдельные люди – ищут полезные руды, строят заводы

Государство (офицеры Берг-привилегии) – разрешение строить заводы, финансирование строительства заводов.

3. Назовите имена исторических лиц, активно воспользовавшихся предоставленными Берг-привилегией возможностями.

Никита Демидов и его семья

Стр. 38. Вопросы после параграфа

2. Представьте в виде схем:

А) структуру органов центрального управления, учрежденных Петром I

Б) установленную им систему деления территории страны

3. Объясните, в чем заключался смысл перехода от подворной подати к подушной. Какие последствия имела эта перемена для податного населения?

Введение подушной подати упорядочило и ужесточило сословную политику, возникла система четкого контроля над населением, а также увеличилось поступление налогов в казну. При сборе податей (налогов) с двора их собирали гораздо меньше чем с каждой души мужского пола.

Последствия для податного населения были скорее отрицательными, увеличивалось экономическое бремя на каждый двор (семью), подушную подать платили даже холопы, а также некоторые нерусские народы, ранее свободные от налогов.

4. Проведите ролевое обсуждение на тему «Сословная политика Петра I». Выскажите характеристику действий царя в отношении отдельных сословий (дворян, духовенства, крестьян, торговых людей) от имени представителей этих сословий. Аргументируйте свои суждения фактами.

Я доволен действиями царя по отношению к дворянству, он издал указ о единонаследии. Теперь не только вотчина, но и поместье предается по наследству старшему сыну.

А я - младший сын, мне наследство не предается, я должен зарабатывать на службе государевой. За верную службу и награды, и почести. Крепостные крестьяне остаются в собственности дворян, только вот заводы строить надо и туда крестьян отдавать – приписывать. А впрочем, не хочешь строить заводы – не строй, живи как прежде, только верно служи Отечеству и государю.

Священники:

Не сладко живется церкви при царе Петре, обычаи старинные не соблюдает, притесняет церковников, колокола с церквей снял, на пушки переплавил, а потом и вовсе власть патриарха изничтожил, говорит: «Не может быть в государстве двух царей». А вместо патриаршества учредил Святейший Синод, главу которого, Обер-прокурора, сам назначает. Всех своей воле подчинил. Недаром его антихристом церковники называют.

А архиепископ Феофан Прокопович поддерживает Петра, в проповедях своих восхваляет победы его и в стране, и за ее пределами в войнах со шведами. «Все на благо России и люда российского» - говорит Феофан.

Крестьяне:

Жизнь крестьянская нелегка, а при царе Петре совсем тяжко стало. Подати с двора заменили на подати с души мужского пола (подушные подати). Помрет мужик, а всей его семье за него подать все равно платить, пока очередной ревизии не будет. А еще повинности и другие подати. Заводы строить стали, а кто на них работает, опять же мы – крестьяне. От земли, от семьи нас отрывают и к заводам приписывают. Жалованье на заводах маленькое, на прокорм семье не хватает, а работа тяжелая. Однако мастеровым людям и платят хорошо, и почет, и уважение. А как Санкт-Петербург строили, так сколько душ крестьянских сгинуло на той стройке.

Батюшка наш, царь Петр – благодетель. Развернулась при нем торговля, привилегии всему торговому и мастеровому люду и займы дают на открытие заводов, мануфактур, и торговля по морю наладилась, и таможенные сборы для нас купцов российских снижены, а для купцов иностранных повышены. В помощь торговле и каналы при Петре построенные.

5. Расскажите о развитии мануфактурного производства в Росси в первой четверти XVIII в. Что этому способствовало?

Мануфактуры появились в текстильном производстве. Первая – в Москве – Хамовный двор, на которой производилось полотно для парусов. Потом появилось Кожевенный, Суконный и другие «дворы» - промышленные предприятия. Строились стекольные, чулочные, шляпные и другие мануфактуры. Этому способствовали следующие обстоятельства: войны за выход к морю, для ведения войн необходим флот, который интенсивно строился и была потребность в производстве парусов, обмундирования для армии и т.д.

6. Объясните, что такое политика протекционизма. Как её проводил Петр I?

Политика протекционизма – поощрение продажи российского сырья и изделий другим странам и ограничение притока товаров из-за границы. В 1724 году введен Таможенный тариф, по которому пошлины на экспорт снижались, а на импорт увеличивались. Особенно высокими пошлинами облагались товары, которые могли соперничать на рынке с отечественным и. Стало выгодно покупать российские изделия, а не иностранные. В 1726 году российский экспорт вдвое превышал импорт.

7*. Как вы думаете, что дало основание историкам утверждать, что Петр I сделал российское дворянство действительно служилым сословием?

Основанием для утверждения историками, что Петр I сделал российское дворянство действительно служилым сословием, было издание указа о единонаследии. В соответствии с этим указом вотчину или поместье наследовал только старший сын. Все остальные сыновья должны были служить на государственной службе и получать жалованье, т.е. зарабатывать на жизнь.

8*. Что новое появилось в России с широким распространением мануфактур? Кто был владельцем мануфактур? Кто на них работал? Чем отличались российские мануфактуры от западноевропейских мануфактур того времени?

С широким распространением мануфактур появлялось много нового: товары, которые раньше не производились, формировался слой работных людей, которые за свой труд получали плату. Владельцами мануфактур в основном было государство, но были и частные владельцы из купцов и даже из бывших крепостных крестьян. Свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах, было мало. Поэтому к мануфактурам, заводам «приписывали» государственных крестьян, их так и называли приписные крестьяне. В 1721 году было разрешено предприятиям покупать крепостных крестьян. Они становились собственностью завода. Таких крестьян называли посессионными (от лат. posessio – владение).

Российские мануфактуры отличались от западноевропейских мануфактур того времени тем, что в Европе трудились на мануфактурах свободные от земли люди. Это разорившиеся крестьяне, согнанные с земли, беднейшие ремесленники, потерявшие свои мастерские. В России же для работы на мануфактурах использовался труд крестьян.

История и СИД

Грандиозные внешнеполитические успехи России в ХVIII веке резкий подъем экономического и культурного потенциала страны ставших своего рода историческим феноменом неразрывно связано с деятельностью Петра I выдающегося государственного деятеля полководца и дипломата.

Введение 3

1. Внутренняя политика Петра I 4

1.1 Административная реформа 4

1.2 Военная реформа 5

1.3 Экономическая реформа 7

1.4 Церковная реформа 9

2. Внешняя политика Петра I 11

2.1 Великое посольство 11

2.2 Северная война (1700-1721 гг.) 13

2.3 Прутский поход 15

2.4 Восточная политика Петра 1. Каспийские (персидские)

походы (1722-1723 гг.) 17

Заключение 20

Список использованных источников 21

Введение

Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований, - важнейший рубеж в отечественной истории. Грандиозные внешнеполитические успехи России в ХVIII веке, резкий подъем экономического и культурного потенциала страны, ставших своего рода историческим феноменом, неразрывно связано с деятельностью Петра I - выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата.

Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Основные направления внешней политики России этого периода – северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

Программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде и отце - царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились.

Актуальность темы предопределена большим интересом к истории России, ее внутренней и внешней политики, международным отношениям во времена правления Петра 1.

  1. Внутренняя политика Петра I

1.1 Административная реформа

Она была призвана обеспечить неограниченность власти самодержца при решении всех вопросов государственной жизни. Для последней стали характерны строгая централизация, бюрократизация аппарата управления государством, регулярная армия, включение церкви в общую систему государственного администрирования, упорядочение финансовой сферы. Существенное влияние на административные реформы оказали модели центрального управления Швеции. А на уровне областного управления – завоеванных Россией Эстляндии и Лифляндии. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую думу, в 1771г. Во главе Сената с 1722г. находился Генеральный прокурор (до этого обер-секретарь). Вместо приказов, функционировавших на основе персонального принципа, были учреждены коллегии, действовавшие на принципах коллегиальности. В 1717 - 1718 гг. в России было учреждено 12 коллегий, функционировавших на основе специальных регламентов (уставов). Президентами коллегий были русские. А вице-президентами - в большинстве случаев иностранцы. Введение иностранцев в состав коллегий должно было повысить эффективность работы новых органов управления. Преобразование местного управления характеризуется комплексом самостоятельных реформ: городского управления (1699-1721гг.), органов управления на местах (1708-1711, 1719гг.), однако прочной почвы городское самоуправление не в России не имело. В Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший делами всего городского сословия в России. В 1708-1709гг. было произведено разделение на 8 губерний. Во главе губерний стоял губернатор, называемый царем. В его руках была сосредоточена исполнительная и судебная власть. В 1719г. они были разделены на 50 провинций, которые делились на уезды, возглавляемые воеводами.

1.2 Военная реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности.

В 1699г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С двадцати дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах. Были приняты Воинский (1716г.) и Морской уставы (1720г.), проводилось широкомасштабное перевооружение армии.

К концу Северной войны Петр имел огромную, сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); создание мощного военного флота.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

1.3 Экономическая реформа

Важное место в комплексе петровских преобразований занимают экономические реформы, отличающиеся практической направленностью. Наибольшие успехи были достигнуты в развитии промышленности, что определялось, прежде всего, необходимостью первоочередного удовлетворения потребностей армии. Правительство всячески стимулировало развитие частного капитала. Для строительства новых мануфактур промышленникам предоставлялись ссуды, различные льготы и монополии. Поощрялось создание промышленных компаний. Для ослабления конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей правительством установились повышенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы. Нельзя игнорировать и наличие к концу XVII в. достаточного развитого внутреннего рынка, национального частного капитала, что в значительной мере обеспечило динамизм и в целом успех проведения преобразований.

Реформа сельского хозяйства:

Именно эта основная отрасль экономики страны была наименее доступна для регулирующей деятельности государства, потому что значительная часть крестьян находилась в полной собственности помещиков. По отношению к помещикам, доводящим своими поборами крестьян до разорения, правительство ограничилось мерами контроля и внушения. В 1721г. вышел Указ о применении в уборке зерновых кос и граблей. Были заложены первые виноградники на Дону. Под особым попечительством государства находилось животноводство.

Социальная реформа:

Преобразования в социальной сфере не колебали структурной основы общества, но сделали еще более четким сословные границы, одновременно повысив уровень социальной мобильности некоторых категорий населения. Принятие в 1722г. Табеля о рангах, разделило всю массу государственных чиновников на 14 рангов, установил порядок производства в чин на гражданской и военной службе не по знатности, а по личным заслугам и способностям. Преобразования Петра дали толчок возникновению и развитию новых социальных слоев российского общества - бюрократии и буржуазии. Старая аристократия сумела в целом сохранить свое влияние.

Власть помещиков над крестьянами расширилась одновременно с еще большим ограничением гражданских прав последних. В 1724г. в России была введена паспортная система, лишившая крестьян возможности без позволения помещика отлучаться с места своего постоянного проживания.

1.4 Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви.

Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом.

Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.


2. Внешняя политика Петра I

2.1 . Великое посольство

Идея «Великого посольства» (март 1697 - август 1698 г.) формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию. «Великие послы» активно стремились наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами.

Между тем отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам - членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Одновременно Петр убедился, что антитурецкая коалиция распалась, но сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) - борьбой за обширные владения в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Летом 1698 г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне район города Истры под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города. Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704).

Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживало рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин ее экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу ее национальную независимость.

Таким образом, идея «Великого посольства» имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Посольство не достигло прямой цели, но оно изучило международную обстановку, подготовило почву для борьбы за Прибалтику и за выход в Балтийское море.

2.2 . Северная война (1700-1721 гг. )

Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721). Северная война началась через 11 лет после восшествия Петра на престол. Вторгшиеся в июле 1655г. шведские войска быстро овладели почти всей территорией польских земель с Варшавой и Краковом, а также частью Литвы. Успехи шведов определялись, прежде всего, капитулянтской позицией польских магнатов и части шляхты, признавших власть шведского короля Карла X Густава . Ян II Казимир бежал в Силезию . Угроза потери независимости и бесчинства оккупантов вызвали патриотический подъем польского народа. Сопротивление оккупантам в Краковском Подгорье в декабре 1655 года положило начало изгнанию захватчиков.

Вначале 1656г. шведы были изгнаны с территории Речи Посполитой, чему способствовало заключение перемирия России с Речью Посполитой и начало русско-шведской войны 1656-58 гг. Однако летом 1656 года шведы с помощью Бранденбурга вновь овладели Варшавой. Карл X выдвинул проект раздела Речи Посполитой и заручился поддержкой трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, войска которого вторглись в 1657г. в Польшу, но были разбиты. Речь Посполита получила поддержку Австрии и ценой отказа от прав сюзеренитета над Восточной Пруссией добилась перехода на свою сторону Бранденбурга (Велявско-Быдгощский трактат 1657 г.). После вступления в войну (июнь 1657г.) Дании против Швеции шведские войска почти полностью покинули территорию Речи Посполитой. В 1658 году Дания, потерпев поражение, вышла из войны (по Роскилльскому миру 1658 года Дания потеряла Сконе и другие территории). Но, в том же году, она возобновила войну, получив поддержку не только Речи Посполитой, Австрии и Бранденбурга, но и Нидерландов. В конце войны противоречия между противниками спасли Швецию от разгрома. Речь Посполитая, стремясь вновь овладеть Украиной, присоединившейся к России в 1654 году, и Белоруссией, большая часть которой была занята русскими войсками в 1654-55гг., заключила со Швецией Оливский мир в 1660 году. Военным действиям Дании против Швеции положил конец Копенгагенский мир 1660 года.

В итоге Северная война 1655-1660гг. существенно ослабила Речь Посполитую, но в 1659г. она возобновила войну против России, что вынудило Россию пойти на заключение невыгодного для неё Кардисского мирного договора в 1661 г. со Швецией.

Правительство Петра проявляло достаточную гибкость и осмотрительность по отношению к западноевропейскому конфликту. Провозгласив официальный нейтралитет, русская дипломатия вместе с тем старалась поддерживать как экономические, так и политические связи с обеими воюющими сторонами. Тем самым Россия оставляла за собой широкое поле внешнеполитического маневрирования, цель которого состояла в достижении благоприятной международной обстановки для успешного завершения войны.

Внешняя политика России за первую половину Северной войны проделала длинный, сложный и противоречивый путь. Расчеты союзников разгромить Швецию за один-два года оказались несостоятельными. Поражение под Нарвой не только показало неготовность вооруженных сил России к борьбе со шведской армией, но к предопределило стратегическую линию русской дипломатии не допустить в ближайшие несколько лет шведского вторжения в пределы страны.

2.3. Прутский поход

Интерес в южном направлении был проявлен Петром I еще в 1695 гг. когда молодой царь совершил поход на Азов - турецкую крепость в устье Дона, преграждавшую путь в Приазовье и Северное Причерноморье. Плохо подготовленная армия не смогла взять Азов штурмом, а наладить правильную осаду ее оказалось невозможным из-за отсутствия флота. После трехмесячной осады Азова (весна-лето 1695 г.) Петр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость и с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей. Зимой 1695-96 гг. развернулась подготовка к второму походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля турецкая крепость сдалась, флоту нашли удобную гавань - Таганрог, стали строить порт.

В 1710 году подстрекаемый Карлом XII и дипломатами ведущих европейских государств турецкий султан объявил России войну, потребовав возвращения Азова и ликвидации русского флота. После неудачных попыток прийти к компромиссу дипломатическими путями Петру в конце февраля 1711 г. пришлось принять вызов Турции. В конце июня 1711 г. русская армия под командованием Петра вступила в Молдавию и, переправившись через Днестр, подошла к Пруту. Обещанная помощь от молдавского господаря Кантемира была незначительна, а валашский правитель Брынковяну, изменив России, выдал план войны султану. В результате 9 июля 1711 г. 38-тысячная русская армия была окружена у реки Прут 135-тысячной турецкой армией и 50-тысячным войском крымского хана.

Несколько ранее, представители православных балканских народов, буквально осаждавшие Москву с просьбой о помощи, из лучших побуждений преувеличивали размах антитурецкого движения в своих странах и в таких же пропорциях преуменьшали ожидавшие русскую армию трудности.

В конце июне 1711 г. русские войска под командованием Петра вступили в Молдавию. Однако единственной «подмогой», какую они дождались, стал приезд молдавского господаря Кантемира с кучкой придворных. Не было ни многотысячных отрядов восставших, ни обещанных складов с провиантом, ни воды. А турецкое войско вместо того, чтобы поднять бунт против своих начальников и разбежаться, взяло русских в окружение. Петр, сидя в осажденном лагере, до того пал духом, что, направив к великому визирю своего посла Шафирова, приказал добиваться мира любой ценой. Если потребуется, не только отдать Турции все завоеванные на юге земли, но и вернуть шведам всю Прибалтику, кроме Петербурга, а если шведам этого покажется мало, отдать им и Псков с прилегающими землями... Словом, ведено было «соглашаться на все, кроме рабства».

К счастью, турки вовсе не собирались вести дипломатические баталии в защиту шведских интересов, однако в отстаивании своих интересов преуспели. Шафиров и великий визирь Балтаджи Мехмет-паша подписали Прутский мирный трактат, по которому Россия обязывалась вернуть Турции Азов, срыть свои крепости, Таганрог и Каменный Затон, уничтожить русские корабли на Черном море, не вмешиваться в польские дела, не держать в Польше войска, отказаться от содержания в Стамбуле постоянного посольства (что по меркам того времени было неслыханным унижением российской дипломатии). Горькая ирония заключается в том, что после первого сражения турецкие войска, даже янычары, отнюдь не горели желанием идти в бой. В Прутском походе русская армия потеряла свыше 27 тысяч человек. Из них в боевых действиях погибли только 4 тысячи, остальные - от жажды, болезней и голода. Однако, вернувшись в Петербург, Петр поступил совершенно по-современному - устроил пышный парад, словно это он остался победителем и безусловным триумфатором.

2.4 Восточная политика Петра 1. Каспийские (персидские) походы (1722-1723 гг. )

Наряду с «западным» Россия проявляла отчетливый интерес и к «восточному» направлению. В 1714 г. экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости. В 1716-1717 гг. Петром был направлен в Среднюю Азию через Каспий, 6-тысячный отряд князя А. Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Однако и сам князь, и его отряд, расположившийся в городах Хивы, были уничтожены по приказу хана.

К другим внешнеполитическим мероприятиям правительства Петра относится Каспийский (Персидский) поход 1722-1723 гг. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. Летом 1722 г. Петр I лично возглавил персидский поход русского войска в связи с обращением к нему за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы. 18 июля двадцатитысячный русский отряд во главе с императором отплыл из Астрахани по Каспию. Вдоль берегов двигались девять тысяч кавалерии и пятьдесят тысяч казаков и татар. Вскоре без боя был взят Дербент, и Петр вернулся в Астрахань. Командование войсками было поручено генералу М.А. Матюшкину, который в декабре занял Решт, а в июле 1723 г. был высажен десант и взят Баку.

Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции. В сентябре 1723 г. в Петербурге был заключен мир с Персией, по которому в состав Российской империи включались западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилянь, Мазендеран и Астрабад; Россия и Персия заключали оборонительный союз против Порты. По Стамбульскому договору от 12 июня 1724 г. Турция признала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Стамбульский трактат разграничил сферы влияния на Кавказе. Территорией преимущественно русского влияния признавались приморские части Дагестана и Азербайджана, турецкого - Грузия, Армения, внутренние районы Дагестана и Азербайджана.

Области, занятые в результате военных операций 1722-1723 годов, Россия не смогла удержать за собой. Местное население не прекращало сопротивления. Русские гарнизоны в завоеванных крепостях и во вновь основанных укреплениях подвергались постоянным нападениям. Наращивать военное присутствие в регионе преемники Петра I на российском престоле были не в состоянии, равно как, и воевать против Персии или Турции. В 1732 году в Реште был подписан мирный договор с Ираном, по которому Россия возвращала отвоеванные у него провинции Гилян, Ширван, Мазендаран, а главная квартира русских войск переносилась в Баку. За Россией в Прикаспии осталась только территория между Курой и Тереком.

Однако в Дагестане и после Рештского договора усилилось вооруженное сопротивление населения. Эту ситуацию использовала Турция, перебросив сюда отряды крымских татар для военных действий, как против Персии, так и против России. Борьба русских частей с ними велась с 1733 года с переменным успехом, требуя все больше сил и средств. В 1735году правительство Анны Иоанновны сочло за благо выйти из противоборства, заключив Гянджийский договор с Персией, по которому отказывалось от всех приобретений на побережье Каспия, сделанных при Петре I. Русская граница снова отодвинулась на Терек. Крепость Св. Креста, заложенная на Сулаке во время Персидского похода, была уничтожена. Но вместо нее, в том же 1735 году, на Тереке основали крепость Кизляр, положившую начало будущей Кавказской укрепленной линии.

Военно-политические задачи, сформулированные в начале 20-х годов по отношению к Каспийскому региону, были решены в ходе кампании 1722-1723гг., а их итоги закреплены в международно-правовом отношении. Утверждение России на западном и южном побережье Каспийского моря сорвало планы османских захватчиков прорваться к Каспию и во многом содействовало сохранению независимости Персидского государства. Продвижение южной границы на юг до Кавказских гор упрочило позиции России между Черным и Каспийским морями, что затруднило Крымскому ханству направлять мусульманские народы Кабарды, Дагестана и Кубани против России.

Намного сложнее, оказалось, выполнить задачи экономического порядка. Боевые действия в Каспийском регионе, а также продолжавшаяся феодальная война в Персии не только нанесли серьезный удар по планам Петра переключить всю шелковую торговлю Персии с Леванта на Волжско-Каспийский путь, но и привели к резкому сокращению товарооборота в русско-персидской торговле.

Заключение

Итак, в первой четверти XVIII в. внешняя и внутренняя политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы.

Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало о её возросшем международном авторитете.

Изучение проблем внешнеполитической истории России, как и внутренних российских реформ, необходимо для противопоставления их тенденциозно-политическому толкованию отдельных представителей современной буржуазной историографии, которые пытаются доказать ложный тезис об «извечной агрессивности» России, о ее экономической и политической «экспансии» и о «врожденном стремлении русского царизма к мировому господству».

Список использованных источников

  1. Баггер, Х. Реформы Петра Великого /Х. Баггер. - М. :Наука, 2005. - 347 с.

2. Бушков, А.А. Россия, которой не было 3. Миражи и призраки/ А.А.Бушков. - СПб. :Питер, 2004. - 586 с.

3. Валишевский, К. Вокруг трона/ К. Валишевский. - М. : Терра, 2004. - 255 с.

4. Дворниченко, А. Ю. Отечественная история (до 1917г.)/ А. Ю. Дворниченко, С. Г. Кащенко, М. Ф. Флоринский. - М. : УИЦ «Гардарики», 2002. - 445 с.

5. Илларионова, Е. В. История отечества/Е. В. Илларионова, А. С. Фомина, С. А. Гуськов. - М. : ММИЭИФП, 2004. - 146 с.

6. История России XVIII-XIX веков. Под ред. Милова Л.В. - М.: Эксмо, 2006. - 784 с.

7. История России с древнейших времен до 1917 г. Под ред. Халтурина В. Ю. - Иваново. : ИГУ, 2003. - 340 с.

8 . История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Проспект, 2009. - 769 с.

9. История России. XVII-XIX века: учебник для высших учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2005. - 480 с.

10. История России с древнейших времен до конца XVI I I века/ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П.. Новосельцев. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2007.- 576 с.

11. История России XVIII - XIX века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 906 с.

12. Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (Опыт целостного анализа)/А. Б. Каменский. - М. :Терра, 2011. - 469 с.

13. Керсновский, А.А. История Русской армии/А. А. Керсновский. - М. : Русич, 2004. - 358 с.

14. Кириллов, В. В. История России: учебное пособие/В.В.Кириллов. - М. : Юрайт-Издат., 2007. - 646 с.

15. Кузнецов, И.Н. Отечественная история: учебник. - 4-е изд., и доп./И.Н.Кузнецов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 816 с.

16. Молчанов, Н. Н. Дипломатия Петра I/Н. Н. Молчанов. - М. :Проспект, 2006. - 455 с.

17. Мунчаев, Ш. М. История России/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 2005. - 592 с.

18. Отечественная история: конспект лекций / Потатуров В.А. - М.: МИЭМП, 2004. - 411 с.

19. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории С.Ф.Платонов. - М.: Наука, 2010. - 489 с.

20. Сухарева, О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I/О. В. Сухарева. - М. :Просвещение, 2005 . - 392 с.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65004. Культово-поминальные сооружения VI-VIII вв. на территории Монголии 120 KB
На территории Монголии Алтая и Тувы расположено множество культово-поминальных памятников эпохи Тюркского каганата 551744 гг. Новейшие исследования этой категории археологических памятников потребовали пересмотра уже сложившихся концепций обобщения новых материалов и введения их в научный оборот.
65005. Домашние животные Золотой Орды 358 KB
Многочисленные данные позволяют составить представление об индивидуальном возрасте животных которым принадлежали кости из Сарая Берке. Известно в частности что процесс срастания нижних эпифизов метаподий с телом кости завершается к 2428 месяцам...
65006. СКАЗАНИЕ ОБ ИДИГЕ 280 KB
Поэма об Идиге была записана в в разное время у казахов каракалпаков кочевых узбеков ногайцев туркмен башкир у тюркских народов степного Крыма и Южной Сибири сибирских татар и горных алтайцев. Первая запись сказания об Идиге была опубликована уже в 1820 г. песни об Идиге...
65007. ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО И НАСЛЕДНИКИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 374 KB
Настоящее состояние межнациональных отношений народов населяющих современный Татарстан и действия некоторых радикально настроенных деятелей вызывают сегодня глубокое беспокойство. Искажение национальной политики в республике возведено в Татарстане на государственный уровень.
65008. 40 KB
Ко второму классу он причисляет турков, крымских, узбекских, башкирских, киргизских и туркменских тартар, имеющих почти один и тот же диалект со следующими народами: 1) сибирско-магометанскими тартарами, живущими вблизи городов Тобольск, Тюмень и Тора; 2) якутами-язычниками, живущими на реке Лена; 3) чувашами-язычниками.
65010. Тамга (к функции знака) 567 KB
Очевидная популярность данного термина в тюрко-монгольской среде откуда он и был заимствование в другие языки в том числе и в русский все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы отличной например от письменности.
65011. Гегемония ойратов в Монголии в XV веке 32 KB
Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана...
65012. О времени великой борьбы в степях Монголии 64 KB
У каждого современного тюркского народа есть средневековые этнические предки. Например, казахи считаются потомками кыпчаков, поэтому они претендуют на их богатейшее историческое и культурное наследие.

Приехав из странствий по другим государствам Петр I задался мыслью - пересоздать старую Русь и пустить в нее струю новой жизни.

Эта мысль возникала у него и раньше, но укрепилась она, когда посмотрел царь на людей образованных, на их занятия и труды, их нравы, обычаи и жизнь, которой не было тогда в России.

Очень большие изменения произошли в области промышленности и торговле. Количество мануфактур стремительно увеличивалось, развивались новые отрасли производства. Но русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества, в стране не хватало свободных рук, поэтому в 1721 году был издан указ, разрешавший заводчикам покупать и переселять крестьян на заводы. Из законов Российской империи: «…позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов…к тем заводам деревни покупать невозбранно…дабы те деревни всегда были при тех заводах неотлучно».

Происходили изменения и в социальной сфере. В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Этот указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Таким образом Петр стремился укрепить класс феодалов, сделать его господствующим.

В 1722 году последовало издание «Табеля о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы.

Была введена подушная перепись мужского населения. Все мужское население обязано было платить ежегодно денежный налог – подушную подать.

Так, сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживался сословный принцип, регулируемый государством.

В области государственного устройства вместо Боярской думы Петром был учрежден Сенат. Была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Было учреждено 11 коллегий, каждая из которых ведала строго определенной областью. Своеобразной коллегией стал синод, создание которого явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. С целью укрепления власти на местах страну разделили на восемь губерний.

А в 1721г Петра провозгласили императором: «…именем всего народа российского просить, дабы изволил принять…от них титло: отца отечества, императора всероссийского, Петра Великого»,что означало дальнейшее усиление власти самого царя.

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Кроме того, при Петре I армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. В стране была введена рекрутская повинность, и была создана регулярная армия с единым принципом комплектования.

В 1722 г Петр издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд.

Также, при Петре был введен новый календарь, теперь год начинался с 1 января, как и во всех европейских странах. А в 1724 г была основана Академия наук, таким образ Петр хотел приобщить русских людей к науке, культуре, расширить их кругозор, обучить новым, неведомым до этого предметам.

Не обошлось в петровское время и без волнений внутри страны. Очередное наступление крепостничества вызвало взрыв массовых народных выступлений. Причины недовольства следует искать в усилении народного гнета, новом наступлении господствующего класса на народные массы. Но в который раз восстание было подавлено, а взрыв негодования и недовольства своим положение оставлен без внимания.

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

Введение

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамичное развитие западной цивилизации, изоляция Росси от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ. Решительные перемены во всех сферах русского общества связны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.

Воцарение Петра произошло в обстановке острой борьбы за власть между различными боярскими группировками. Использовав стрелецкое восстание 1682 г. к власти пришли Милославские и их сторонники. Царями были объявлены Иван и Петр, их сестра, царевна Софья, становилась регентшей, сосредоточив в своих руках реальную власть. Умная, честолюбивая, одна из самых образованных женщин своего времени, Софья была серьезной соперницей в борьбе за власть. Будучи поклонницей европейской моды (особенно польской), игнорируя бытовавшие на Руси представления о роли женщины в обществе, решительно разрушая средневековые стереотипы поведения, она сама активно участвовала в разработке внутренней и внешней политики.

Вопрос № 1. Внутренняя и внешняя политика Петра I

Юные годы Петр провел в Преображенском, придаваясь военным «забавам», занимаясь кораблевождением по реке Яузе и самообразованием под руководством умных и практичных иностранцев. В 1689 г. Петр женился на Евдокие Лопухиной и по бытовавшим на Руси представлениям становился взрослым, регентша уже была не нужна. Пытаясь остаться у власти, Софья предприняла попытку государственного переворота, однако потерпела поражения и была сослана в Новодевичий монастырь. Вся полнота власти оказалась в руках Петра, матушки-царицы Натальи Кирилловны и их приближенных.

К этому времени в целом сформировались основные черты политической стратегии юного царя, нацеленные на превращение России в равноправную европейскую державу. Большую роль сыграло «Великое посольство» в Европу в 1697-1698 гг., в составе которого инкогнито находился сам Петр. Хотя официальная цель поездки - создание широкой антитурецкой коалиции в Европе - не бал достигнута, основным результатом ее было непосредственное ознакомление Петра с техническими и культурными достижениями европейских держав. Он посетил Германию, Голландию, Англию и Австрию. Особое внимание Петра привлекли порядок управления немецкими городами, кораблестроение на голландских и английских верфях, медицина, система образования и деятельность крупных европейских научных центров. Он не скрывал своего твердого намерения учиться у европейцев: «Я ученик и ищу себе учителей». Мало кто из высокомерных европейских дипломатов сумел тогда разглядеть за детской любознательностью и напористостью юного царя честолюбие великого реформатора.

Темпы преобразований в России при Петре I поражают. Это видно на примере законодательной активности. За 20 лет - с 1700 по 1720 гг. - было издано 1700 законодательных актов, в корне менявших жизнь страны. В 1720-1725 гг. было издано 1200 законодательных актов. Всю реформаторскую деятельность Петра I принято условно делить на два периода. Реформы первого периода - 1700-1721 гг. - осуществлялись, в основном, исходя из текущих потребностей, вызванных ведением Северной войны. Во второй период преобразования проводились уже с большей планомерностью и осмотрительностью.

Одной из центральных в деятельности Петра была военная реформа. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов; с 1699 г. полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования и обучения заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек армия составили уже 113 тысяч. На ее нужды работали не менее 30 мануфактур. Были открыты специальные офицерские школы для подготовки командного состава. Развивалось кораблестроение - к концу царствования Петра I Россия имела самый большой на Балтике флот.

Создание новой армии опиралось на мощную экономическую базу. По инициативе Петра на Урале и Севере были приняты меры для добычи и переработке руд. Были построены металлургические и оружейные заводы, дававшие железо, чугун, ядра и пушки; создавались казенные мануфактуры по производству пороха, сукна, парусины и другого воинского снаряжения. Всего за четверть века Россия превратилась в развитую экономическую державу: промышленность выросла в 7-10 раз. Основой для экономического рывка была, во-первых, финансовая реформа - чеканка мелкой разменной монеты - что оживило внутренний рынок, и, во-вторых, изменение системы налогообложения - введение подушной подати вместо принятого ранее подворного или поземельного налога. Последняя мера особенно сказалась на развитии сельского хозяйства, способствуя увеличению распашки и освоению новых территорий. Однако в целом в сельском хозяйстве продолжалось укрепление крепостнических отношений, увеличивались размеры помещичьего землевладения и сроки барщинных работ. Важнейшую роль в этом направлении сыграло проведение всеобщей переписи 1718-1742 гг. Социальное значение этой реформы состояло в том, что она распространяла крепостную зависимость на те слои населения, которые раньше были свободными.

В области торговли в этот период особенно ярко проявились принципы меркантилизма и протекционизма. В результате, к концу царствования Петра I Россия имела активный торговый баланс. Она вышла на первое место в Европе по производству и экспорту железа, в импорте появилось сырье для промышленности. Основным результатом этой деятельности стало достижение Россией экономической независимости от западных стран.

Важнейшее место в деятельности Петра I занимали реформы в области государственного управления. В 1708-1710 гг. было введено новое административное деление: 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах. К 1719 г. вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция, их было создано около 50. Претерпели и высшие органы государственной власти. К концу XVII века Боярская дума и Земские соборы окончательно потеряли свое значение. В 1711 г. был создан Сенат как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными и отчасти законодательными полномочиями. Члены Сената назначались государем. В 1722 г. для контроля за его деятельностью была учреждена должность генерал-прокурора, что ставило этот коллегиальный орган под власть царя.

Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата сопровождалась ростом казнокрадства и коррупции. Для борьбы с этими явлениями был создан институт фискалов, роль которых состояла в негласном надзоре за деятельностью государственных учреждений.

Претерпела изменения и система исполнительной власти. Вместо громоздкой и запутанной системы приказной управления в 1717-1719 гг. были созданы 12 коллегий. Генеральный регламент регулировал работу коллегий и отражал основной принцип разделения их полномочий - функциональный. Каждая коллегия занималась определенной отраслью государственного управления: иностранных дел, военная, мануфактурная и т.д.

Политика Петра I в отношении церкви отличалась жесткостью, в первые годы его царствования был учрежден Монастырский приказ, который осуществлял финансовый контроль за деятельностью церкви. Изъятые средства направлялись, прежде всего, на создание флота. В 1721 году было ликвидировано патриаршество и учрежден Святейший Синод (фактически коллегия по делам религии). Во главе него стояло не духовное, а светское лицо, церковь превратилась в один из органов государственного аппарата.

Значительные изменения претерпела и социальная структура русского общества. Важное значение для укрепления экономической базы феодального сословия имел Указ о единонаследии 1714 года, по которому наследовать имущество мог один человек. Это препятствовало дроблению имений, способствовало поместного и вотчинного землевладения, стимулировало заинтересованность дворянского сословия в образовании и государственной службе. Процесс сословной консолидации в городах также проходил под контролем государства: создавались ремесленные цехи (по профессиональному принципу), купцы получали значительные льготы.

В 1722 году была учреждена «Табель о рангах», в которой принцип прохождения службы (гражданской и военной) тесно увязывался с присвоением дворянского звания. Служилая иерархия состояла из 14 рангов, с 14 по 9 ранг - личное дворянство, с 8 - наследственное. Гораздо большее значение стало иметь личные способности и деловые качества, значительный удар был нанесен по принципу «породы». Однако, не стоит преувеличивать последнее обстоятельство: благодаря «Табели о рангах» русское дворянство было более открытым сословием, чем западноевропейское, но ключевые посты в государственном управлении оставались за представителями знатных фамилий. Блестящая карьера провинциала была исключением, а не правилом, и в этом смысле социальная политика Петра I была скорее умеренной, чем радикальной. Результатом государственных и сословных преобразований Петра I стало утверждение в России абсолютистской формы правления.

В целом, реформаторская деятельность Петра I стало отражение противоречивости исторической эпохи, представителем которой был он сам. Вооруженный идеей «общего блага», Петр I внес огромный личный вклад в управление государством. Несмотря на жесткость, деспотизм в методах проведения реформ, на лицо - рост, усиление России. Отношение потомков к Петру I наиболее точно выразил, пожалуй, русский историк В.О. Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».

В конце XVII - начале XVIII в. традиционными направлениями внешней политики России оставались западное и южное. Для расширения экономических, торговых и культурных связей с Западом становился необходимым выход к теплым морям - Балтийскому и Черному. Оставалась нерешенная проблема взаимоотношений с Крымским ханством, правители которого, опираясь на помощь и поддержку Турции, беспокоили южные рубежи России. Петр I был твердо намерен продолжать политику своих предшественников. В 1695 г. был предпринят поход на Азов, но после длительной осады крепости, русские с многочисленными потерями были вынуждены отступить. В ноябре 1695 г. был объявлен сбор дворянского ополчения, а в январе следующего года для участия в походе на Азов призвали всех желающих, в том числе холопов, которые объявлялись свободными. В Воронеже приступили к строительству флота. Весной-летом 1696 русские предприняли новый поход на Азов. Блокированный в крепости турецкий гарнизон капитулировал. Со взятием Азова было принято решение о строительстве Таганрога - гавани будущего флота.

«Великое посольство» показало, что южное направление внешней политики исчерпало себя. Война со Швецией за Балтику становилась неизбежной. Быстрыми темпами создавалась новая армия, флот, были заключены союзы с Польшей, Саксонией и Данией против Швеции. Ценой больших усилий удалось заключить мир с Турцией на 30 лет, что дало возможность избежать войны на два фронта. В августе 1700 года Россия объявила Швеции войну. Однако, начало военных действий оказалось крайне неудачным для России и ее союзников. Первой капитулировала Дания, Северный союз оказался под угрозой. В ноябре 1700 года русское войско потерпело крупное поражение под Нарвой. Неудача лишь удвоила энергию Петра: необходимые преобразования в экономической и военной сферах пошли быстрыми темпами.

Уже в 1701-1704 гг. русские войска одержали ряд побед над шведами и вышли на берег Балтийского моря. В 1703 году у впадения реки Невы в Финский залив был основан город Санкт-Петербург, ставший с 1712 года новой столицей страны.

Карл XII, рассчитывая на поддержку украинского гетмана Мазепы, стремился закрепиться на Украине, ему это не удалось. В сентябре 1708 года у деревни Лесной было разгромлено 16 тысячное шведское войско и захвачен обоз с провиантом и фуражом. Армия Карла XII оказалась в стратегическом окружении. 27 июня 1709 года русские войска одержали важную победу под Полтавой, в которой в полной мере проявился полководческий талант Петра I, героизм и мужество русских войск. Полтавская победа в корне изменила ход войны в пользу России. Карл XII бежал в Турцию, однако, предложения о мире были им отвергнуты. У Швеции оставался сильный флот на Балтике, к тому же изменилась расстановка сил в Европе: Англия, Голландия, Австрия, Франция были напуганы усилением позиций России и становились потенциальными союзниками Швеции. Турецкое правительство начало войну против России. В Прутском походе русские войска попали в сложное положение, но благодаря усилиям дипломатии был заключен мир, в результате которого Россия потеряла Азов.

В мае 1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Эта победа полной неожиданностью для Европы. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул столицу, русские десанты высаживались на восточном побережье Швеции, в окрестностях шведской столицы появились казачьи разъезды. В июле 1720 г. русская эскадра наголову разгромила превосходившие по численности морские силы Швеции при Гренгаме. Исход войны был предрешен. С апреля по август 1721 года в финском городе Ништадте шли трудные переговоры между Швецией и Россией, которые закончились установлением «вечного мира». Россия получила важнейшие территории: южное побережье Финского залива, часть Карелии, Эстляндию, Лифляндию. Это была победа русской дипломатии, позволившая решить важнейшую национальную проблему, поставленную историей перед Россией.

Победа на Балтике позволила впоследствии сосредоточиться на восточном и южном направлениях. В 1722-1723 гг. Петр I предпринял Персидский поход, завершившийся присоединением к России западного и южного побережья Каспийского мира с городами Дербент, Баку и др. Персидский поход способствовал упрочению экономических и политических связей Северного Кавказа и Закавказья с Россией. Турция была вынуждена признать все присоединенные к России прикаспийские земли. Однако целый ряд проблем оставался нерешенным. Военные экспедиции были посланы Петром I и в Среднюю Азию.

Таким образом, международное положение России к концу правления Петра I значительно укрепилось, она завоевала право проводить независимую политику в Европе. С повышением роли России в международных делах обострилась борьба ведущих держав за сферы влияния. В целом, в начале XVIII века были определены основные направления внешней политики России на длительный период.