Отношение человека к болезни и забота о здоровье

«Отношение» выступает гипотетическим конструктом, обозначающим состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выступают в качестве движущей силы развития личности.

Зарубежные исследователи считают, что «отношение» (attitude) – это усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или относится к ним. Это понятие содержит индивидуальные и социальные аспекты. Социологи связывают социальное поведение с определенными структурами и ситуациями.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и душевное благополучие .

К основным составляющим отношения к здоровью относятся когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная компонента отношения к здоровью характеризуется как осознание, понимание своего состояния как здорового и болезненного, наличие в сознании индивида научных и обыденных представлений о здоровье, факторах риска, способах его поддержания. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении . Поведенческая составляющая отношения к здоровью выражается через готовность совершать действия, полезные для здоровья, и не совершать те, которые наносят ему ущерб.

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Первое направление отражает традиционные аспекты медицины – профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью – результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относятся состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида – носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционным является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.


Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение обществе к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если же три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества; отношение к здоровью группы; отношение к здоровью индивида.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью. По формам проявления – позитивное, нейтральное, негативное. По степени адекватности принципам здорового образа жизни: адекватное, самосохранительное, и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью на уровне общества представляет собой: 1) оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений; 2) систему социальных норм и отношений общественной ценности здоровья; 3) социальную политику в сфере общественного здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива, референтной группы) включает: 1) оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов; 2) сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью; 3) реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы. При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы .

Отношение к здоровью индивида характеризуется четырьмя группами показателей: 1) самооценка здоровья, 2) ценность здоровья, 3) удовлетворенность состоянием здоровья, 4) деятельность по сохранению здоровья


Мое отношение к здоровьюЭссе
Я считаю, что к здоровью надо относиться бережно. Если у человека хорошее здоровье, то он будет счастлив всю свою жизнь.
Сейчас всё больше людей курить и пить начинают с детского возраста. И что дальше происходит с этими людьми? Они вырастают и ничего не добиваются по жизни. У таких людей плохое здоровье, они испортили его: часто болеют, слабый иммунитет, и чаще всего они живут не очень долго, большой риск заболеть раком легких.У меня есть знакомая, сейчас ей двадцать шесть лет. Курить и пить она начала ещё в школе. Она ничего не добилась в своей жизни. У неё нет постоянной работы, нет своего дома, нет молодого человека, и детей у неё тоже нет. Мне кажется, она жалеет, что испортила свою жизнь ещё в юности. Все её друзья уже обзавелись семьёй, она завидует им. Её фигура совсем не идеальна. Когда-то давно она ходила на балет и была очень красивой, но сейчас она пополнела, её кожа выглядит нездоровой, она часто болеет.
В наше время модно ходить в спортзал, заниматься в тренажёрном зале, правильно питаться, соблюдать режим дня. Люди, которые соблюдают диету и ведут здоровый образ жизни, выглядят красиво и счастливо. Но если у тебя не хватает денег на тренажёрный зал, что делать в таком случае? Некоторые люди встают пораньше и идут бегать или же вечером после работы, учёбы. Можно заниматься дома, найти в интернете видеоурок и выполнять упражнение дома, результат получается почти один и тот же.
Люди, которые питаются неправильно, чаще всего полные. Они едят фастфуд, много сладкого, пьют газированную воду. Всё это влияет на их здоровье и самочувствие. У таких людей есть большой риск заболеть сахарным диабетом.У меня есть еще одна подруга, она занимается спортом и хорошо питается. Она тренируется каждый день. У неё отличная фигура, много друзей и знакомых, её душа открыта для всех. Я всегда ей восхищалась. Она ставит себе цель и всегда добивается. Я думаю, здоровье надо беречь смолоду. Я стараюсь держать себя в форме, правильно питаться и соблюдать режим дня. Чувствую себя очень хорошо. Я берегу своё здоровье и советую это всем!
Гаджикеримова Эльмира, 9 класс, 2016 г



Мое отношение к здоровью
Эссе
Каждый человек хоть раз сталкивался с проблемами здоровья. Будь то обычная простуда или какой-нибудь перелом. Когда мы дети, мы не обращаем особого внимания на здоровье, но не все люди, став взрослыми, начинают о нем заботится.
Сейчас в мире очень много: алкоголиков, наркоманов, курильщиков и т.д. Лично я всегда негативно относился ко всему этому. Я считаю, что заботиться о своем здоровье нужно, особенно в молодости, чтобы потом, в старости не было осложнений.
Моё понимание термина «здоровье», это положительное состояние организма человека. Да, конечно я и сам иногда плохо влияю на свое здоровье, например: ем вредную пищу, слушаю музыку в наушниках, сижу за компьютером. Но другое дело связывать свою жизнь с вредными привычками - это во много раз превышает негативное влияние, особенно на внутренние органы.
Очень странно, что кто-то болен с рождения (а хронических заболеваний очень много), а кто-то, совершенно здоровый, но не ценит этого и начинает губить свой организм. Но не стоит этого делать.
Люди понимают свои ошибки став взрослее и начинают задумываться: «А стоило ли мне это делать?”. Из детского возраста в юношеский, из юношеского во взрослый, из взрослого в пожилой. И чтобы сохранить свое здоровье, не нужно повторять ошибок прошлого.
Я хорошо отношусь к своему здоровью и считаю что так должен делать каждый, ведь у нас одна жизнь и мы не должны её сокращать. Всё можно в меру(кроме наркотиков).
Человек должен заботиться о здоровье, потому что плохое здоровье сказывается не только на физической, но и на умственной работе, а также настроению. Я не думаю что у больных людей может быть всегда хорошее настроение, если они конечно не под наркотическими средствами.
Конечно, здоровье отдельного человека - его дело, он хозяин своего тела и у него есть разум. Не зря только у человека есть разум, чего нет у животного.
Многие люди связывают здоровье души и тела, мол, если верить, молиться, то всё пройдет. Я думаю, что это неправильно и если есть проблемы со здоровьем, лучше пойти в больницу, чем верить в исцеление.
Мне кажется, что в нашем современном мире уже никто не может оставаться совершенно здоровым из-за загрязнения планеты, войн и т.д. Не смотря на развитие медицины, вместе с тем идет развитие оружия и человек сам губит себя и других людей. Это все может привести к неизбежному концу не только здоровья, но и жизни в целом. Но всё это можно избежать, если каждый из нас задумается над здоровьем своим и окружающих.
Буранов Максим, 10 класс, 2016 год



Что такое здоровье?
Эссе
Что такое здоровье? Как оно влияет на нашу жизнь? Как мы относимся к своему здоровью? Эти и другие вопросы человек часто задаёт самому себе.
Многие учёные проводили исследования, проверяя, что влияет на здоровье человека. Благодаря этому нам стали известны многие факторы, влияющие на организм человека. Например, если к больному человеку будут часто приходить его друзья и родственники, то он быстрее поправится. Также выяснилось, что произношение человеком молитв улучшает его самочувствие, каким бы оно ни было. Многие люди считают, что их здоровье зависит от медицины или наследственности, и это действительно так, но больше всего здоровье человека зависит от его образа жизни. Врачи советуют нам выпивать по стакану воды каждое утро, делать зарядку, больше гулять на свежем воздухе, проветривать помещения перед сном. Нам порой это кажется мелочами, на которые можно не обращать внимания, но огромные здания складываются из маленьких кирпичей. Если мы будем обращать внимание на такие мелочи, наше здоровье заметно улучшится.
Мне часто рассказывали про людей, которые выздоравливали только благодаря своему усердию и настойчивости, а также здоровому образу жизни. Они не жалели себя, испытывали боль или какие-либо неудобства, но они добивались своей цели. Люди часто жалеют себя или своих близких, вредя этим здоровью. Я слышала рассказ о том, что у человека была парализована рука. Он разрабатывал её каждый день и после многих неудач он наконец-то смог пошевелить рукой.
Я считаю, что человек должен бережно относиться к своему здоровью, но это не значит, что нужно беречь своё тело. Ведя здоровый образ жизни мы бережём своё здоровье и можем выздороветь от какой-либо болезни. Я стараюсь вести здоровый образ жизни. Поэтому хорошо себя чувствую и редко хожу по больницам.
Лумпова Мария, 9 класс, 2016 год



Моё отношение к здоровью
Эссе
Под здоровьем я понимаю состояние человека, работу иммунитета. Для меня здоровье человека, в том числе и себя, превыше всего. Ведь плохое состояние может привести к другим, более тяжёлым последствиям.
Я считаю, что надо следить за своим здоровьем. Например, я ни разу в жизни не взял в свои руки ни одну сигарету. У меня вызывает отвращение курящий человек. Нужно разработать свою диету и придерживаться ее. В ней должны сохраняться суточные нормы белков, углеводов, жиров и так далее. Следить за режимом сна.
Для того чтобы поддержать своё здоровье, я купил абонемент в тренажёрный зал и в бассейн. За три месяца я стал чувствовать себя лучше. Например, при плавании в бассейне происходит расслабление мышц, выравнивается осанка. Также я считаю, что на здоровье человека влияет и его самовнушение. При внушении самому себе состояние «я здоровый» или «мне хорошо», человек может забыть о боли, которая его беспокоила. Тем самым облегчить его выздоровление. Снова приведу пример из своей жизни: я страдаю болезнью «хронический гастродуоденит» или как его называют «гастрит». У меня каждую весну и осень идёт обострение этой болезни. Из-за боли в кишечнике, я не могу нормально сосредоточиться на выполнении поставленных целей. Когда я отвлекаюсь от этого, боль постепенно проходит.
Я ценю отношение других людей к их же здоровью и хорошо понимаю их проблемы. Я стремлюсь помочь человеку с его проблемами со здоровьем, конечно же, если он сам меня попросит об этом и доверит.
Иногда мне кажется, что все эти болезни выводит сам человек, например, при не соблюдении порядка или как результат злого умысла. Или же из-за неудачного эксперимента над лекарством от других болезней. Так же в организм человека они могут попасть через не стерилизованные шприцы для уколов или прививок, соединяясь с другими болезнями.
Надо следить и за своим зрением. Соблюдать дистанцию между глазами и экраном телевизора или монитором компьютера, читать только при хорошем освещении и без резкого движения (например, не читать в автобусе)
Таким образом, человек должен сам следить за своим здоровьем и стараться помочь и другим людям хотя бы кладя деньги для помощи больным той или иной болезнью. И как говориться: «В здоровом теле, здоровый дух!»
Ефремов Алексей, 10 класс, 2016 год



Здоровье
Эссе
Когда я была маленькой, я очень редко болела простудными заболеваниями. Мой иммунитет был настолько сильным, что даже если кто-то из родных заболевал, болезнь обходила меч стороной. Такое явление происходило примерно до восьми лет.
В восемь лет, когда я была уже второклассницей, различные простуды настигли и меня. Я не предавала этому огромного значения, организм по-прежнему боролся с микробами быстро и без последствий. Затем снова наступила пауза. Я не болела серьезными заболеваниями до шестого класса.
Шестой класс. Я начала заниматься спортом, а точнее легкой атлетикой. Легкая атлетика - это спорт, в котором физическая подготовка и здоровье человека стоят на первом месте. Тем самым, начав заниматься этим видом спорта, я укрепляла своё здоровье с каждой тренировкой, с каждым днем. Я дышала этим спортом. Но, к сожалению, я совершенно забыла про своё здоровье. Я бегала и занималась даже тогда, когда заболевала. Я любила этот спорт до боли... И позабыла о, пожалуй, самом важном в жизни – о здоровье. Совсем недавно моя безрассудность вернулась ко мне. Я узнала, что мне противопоказано заниматься, а всё из-за того, что когда-то, два года назад я вопреки всему шла на тренировку, вопреки своему здоровью.
Сейчас я очень сильно жалею о том, что делала глупые поступки, идя на тренировку с температурой, или головной болью, или болью в горле. Тем не менее, я занимаюсь легкой атлетикой и по сей день. Но я знаю точно, что свое здоровье нужно беречь, несмотря ни на что. Здоровье - это самое главное наше богатство в жизни. Его не купить и уж тем более не сделать самому. - Но, к огромному сожалению, современная молодежь абсолютно забывает о своем здоровье. На данный момент купить и употреблять спиртные напитки стало модно. Многие считают, что курение - это спасение от нервозности, именно на почве злобы и нервов возникает эта вредная привычка. А некоторые думают, что свои проблемы можно решить, "запив" их алкоголем. Все это негативно сказывается на здоровье будущей матери и будущего отца. Иногда можно задать себе вопрос: "Каким вы видите будущее России, глядя на современную молодежь?" Хочется видеть, что все бережно относятся к здоровью. Некоторые люди, а точнее инвалиды с самого детства готовы отдать последнее, лишь бы хоть чуть-чуть укрепить свое здоровье.
Безусловно, если не встретишься с проблемой со здоровьем, то не поймешь, что его нужно беречь. Человеку просто необходимо хоть немного двигаться и заниматься спортом. Именно поэтому я никогда не брошу спорт, несмотря на то, что противопоказано им заниматься, и именно поэтому я негативно и отвратительно отношусь к людям, имеющим вредные привычки. Здоровье - наше главное богатство в жизни, про которое никогда нельзя забывать.
Вахрушева Дарья, 9 класс, 2016 год



Мое отношение к здоровью
На планете Земля проживает более семи миллиардов людей. С каждым годом это число меняется. Оно может возрастать и падать. Это зависит от состояния нашей планеты. Печально осознавать, что в наше время Земля очень загрязнена, экология испорчена, воздух и вода порой опасны для человека. Плохая экология – одна из причин вымирания людей. Также планета заражена вирусами, которые разрастаются и распространяются очень быстро. Медицина не успевает лечить больных, которые впоследствии заражают других.
Тема здоровья всегда была актуальной для человека. В наше время медицина развита очень хорошо. Конечно, не бывает ничего идеального. Как и с медициной. Наши медики пока способны вылечить далеко не все болезни. Но наука идет вперед, и, возможно, наши потомки будут жить дольше нас, и мировые страшные вирусы перестанут существовать. Да, такое возможно, но никто не может сказать с точностью, что ждет нас в будущем. Человек – не робот, у которого все работает слаженно и по программе. Хотя сравнение не совсем удачное, так как даже у машин бывают сбои в работе, или же они просто ломаются. Но дело в том, что человеческие органы имеют свои временные границы. Мы невечные и я не верю, что люди когда-нибудь станут бессмертными. Наука, конечно, на многое способна, но бессмертие, скорее всего, просто невозможно. Но мы можем продлить себе жизнь сами, хотя бы на несколько лет, ведь каждая минута жизни важна и ценна. А чтобы жизнь была длиннее, не надо ее укорачивать. Это самое глупое занятие, которое не приносит тебе никакой пользы, а только забирает у тебя драгоценные секунды, минуты, дни и годы жизни. Если ты алкоголик, курильщик или наркоман – не надейся на длинную, здоровую и красивую жизнь. Насколько надо не любить себя и насколько пренебрежительно относиться к своему здоровью, чтобы быть зависимым от курения, алкоголя и наркотиков? Я беспокоюсь о себе и своем здоровье, потому что это важно не только для меня, но и для моих окружающих близких людей и моих будущих детей.
Чтобы быть здоровым многого не надо. Я считаю, что здоровым быть легко, потому что это естественно. Конечно, исключаются люди с врожденными болезнями. Самая большая глупость человека в том, что он сам создает то, что его убивает. Каждому человеку надо вести здоровый образ жизни и проводи профилактику от вирусов и заболеваний. Человек всегда должен помнить, что состояние его здоровья влияет не только на него самого, но и на других, в особенности на его будущих детей.
Поддержка своего здоровья – самая главная обязанность человека. Наше состояние и тело в наших руках. Только надо чтобы каждый человек на Земле понял, что его будущее зависит только от него и взял себя и свое здоровье в руки, и каждый, кто ведет плохой образ жизни, начал вести здоровый. Это очень важно, хотя многие закрывают глаза на некоторые болезни, которые потом превращаются в хронические или даже смертельные. Никогда не следует надеяться на медицину, ведь она не всесильна. Лучше заранее уберечь себя от различных болезней ведением здорового образа жизни. Здоровье надо беречь смолоду и помнить о том, что второго шанса на жизнь у нас уже не будет.Тихонова Альбина, 10 класс, 2016 г


Приложенные файлы

Отношение к здоровью - одно из центральных понятий социологии здоровья, одно из фундаментальных оснований системы ценности личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обществом, культурой.

Ученые определяют «отношение к здоровью» как сложившуюся на основе имеющихся у индивида знаний оценку собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья. Но данное определение относится только к одной из трех ипостасей «отношения к здоровью. А именно - «отношению индивида к здоровью». Кроме того, «отношение к здоровью» может быть рассмотрено на уровне общества и на уровне группы. «Отношение к здоровью на уровне общества» - это система мнений и социальных норм, соответствующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния общественного здоровья на различных уровнях управления». «Отношение к здоровью на уровне группы» объединяет в себе черты предыдущих определений, поскольку специфика данного вида отношения заключается в трансляции индивиду сложившейся в обществе системы социальных норм и мнений, но с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы.

Структура понятия отношение к здоровью» включает в себя: 1) оценку состояния здоровья; 2) отношение к здоровью. Как к одной из основных жизненных ценностей; 3) деятельность по сохранению здоровья .

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде. Первое направление отражает традиционные аспекты медицины - профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью - результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относится состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида - носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционными является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.

Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение общества к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если уже три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества, отношение к здоровью группы, отношение индивида к здоровью.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.

По формам проявления - позитивное, нейтральное, негативное.

По степени адекватности принципам ЗОЖ: адекватное, самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью индивида включает:

Самооценку индивидом собственного состояния здоровья;

Отношение к здоровью как к жизненной ценности;

Удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом;

Деятельность по сохранению здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) включает:

Оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;

Сложившееся социальные нормы отношения к здоровью;

Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы;

При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы.

Существует традиционное разделение всех показателей на негативные (заболеваемость, инвалидность, смертность и т.п., которые положены в основу стратегии органов здравоохранения) и позитивные (поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни, доля в популяции здоровых лиц, государственные мероприятия по развитию физической культуры). Поскольку здоровье сегодня изучается преимущественно посредством негативных показателей, которые характеризуют отклонения в здоровье, то в связи с ростом значимости здоровья как общественного и индивидуального богатства в новых социально-экономических условиях со всей очевидностью встала проблема разработки позитивных показателей, которые, по мнению Е.Н. Кудрявцевой, отражают «позитивную сторону диалектического единства «здоровье-болезнь», присущего человеку как социально-биологической целостности, и характеризуют возможности человеком)коллективом, населением) полноценно выполнять свои социальные функции, динамично изменяется во времени и в пространстве и завесит от множества характеристик (пол, возраст и т.п.)» Важным аспектом проблем здоровья является его самооценка.

Самооценка здоровья - это оценка индивидом своего физического и психологического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая.

Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия - своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический стресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обуславливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психологического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей.

Отношение к болезни содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Когнитивный включает в себя знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизнь больного, предполагаемый прогноз. Этот компонент зависит от уровня культуры и образования индивида. Эмоциональный компонент определяется ощущением и переживанием болезни и ситуации, связанной с ней. Поведенческий компонент связан с реакциями, способствующими адаптации или дезадаптации к болезни, и выработкой определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (это может быть принятие роли больного, активная борьба с болезнью, пессимизм).

Гармоничному типу психологической реакции на болезнь свойственны следующие факторы: трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой, в случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, при самом неблагоприятном прогнозе – сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своем деле. При гармоничном типе психического реагирования самыми важными являются реализм в восприятии симптомов и понимание тяжести заболевания. При этом пациент должен опираться на научные факты о возможности излечения, надеяться на выздоровление.

Тревожный. Характерно беспокойство и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск авторитетов, больного наиболее интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения, поэтому больной предпочитает выслушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы, настроение прежде всего тревожное, угнетенность – следствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевание является одним из типичных. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений.

Ипохондрический. Характерно сосредоточение на субъективных болезненных или иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим, на их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, преувеличение побочного действия лекарств, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Пациент с ипохондрическим типом реагирования склонен к эгоцентризму. Он не способен сдержаться при беседе с любым, даже малознакомым человеком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам, упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства здоровья с целью извлечь из этого выгоду.

Меланхолический. Характерно удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффективность лечения, активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей (мыслей о самоубийстве), пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Меланхолический, или депрессивный, тип реагирования на болезнь нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения недуга. Нередко он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе учебы и работы. Нацеленность на худший исход приводит к неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

Апатический. Характерны полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам, утрата интереса ко всему ранее волновавшему. Однако истинного и полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии.

Неврастенический. Характерно поведение по типу раздражительной слабости, т.е. вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при отсутствии эффекта от лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко выливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами, также характерны нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. Неврастенический тип реагирования является наиболее распространенным, его основой является раздражительность, пациент становится капризным, требовательным, он ищет ласки участия, успокоения, склонен к вспышкам гнева.

Обессивно-фобический тип психологической реакции на болезнь. Характерны тревожная мнительность, опасение маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, неудач в жизни, работе, семье; воображаемые опасности волнуют пациента более, чем реальные, защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы. При этом типе реагирования доминирующими становятся навязчивые мысли, опасения и особенно ритуалы. Пациент становится суеверным, он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы (например, расценивает шансы на выздоровление в зависимости от того, в каком порядке войдут в палату врач и медсестра, или от того автобус какого маршрута подойдет к остановке первым).

Сенситивный . Характерны чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни, а именно опасение, что окружающие станут избегать пациента, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни, характерна также боязнь стать обузой для близких, существенным становятся не собственные болезненные ощущения вследствие болезни, а реакция окружающих, пациенты нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу («зачем отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния, отмечаются робостью, застенчивостью, повышенной скромностью.

Эгоцентрический. Характерны уход в болезнь, выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием, требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все, и заботиться только о больном, разговоры окружающих пациент переводит на себя. Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, так как основным мотивом поведения пациента становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих, бегство в болезнь нередко используется для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются жестикуляцией и мимикой, эмоции пациента носят гротескный характер.

Эйфорический. Характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что само собой все пройдет, желание получать от жизни все, несмотря на болезнь, легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья.

Анозогнозический. Характерно отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях, непризнание себя больным, отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказ от обследования и лечения, желание обойтись домашними средствами. Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (аногнозия) встречаются довольно часто, активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, при психических заболеваниях, в том числе и при половых расстройствах.

Эргопатический. Характерен уход от болезни в работу даже при тяжелой болезни и страданиях. Пациенты во что бы то ни стало продолжают работать, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы. Пациенты стараются не поддаваться болезни, преодолевают недомогание и боль, их позиция заключается в том, что нет такого заболевания которого нельзя было бы преодолеть своими силами, при этом часто такие пациенты являются принципиальными противниками лекарств и охотно идут на контакт с психотерапевтами и подвергаются нетрадиционным методам лечения.

Паранойяльный. Характерны уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам, стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу медицинских работников, требование наказаний в связи с этим.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Но что же означает понятие «здоровье»? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений этого понятия.

В словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Можно выделить четыре модели определения здоровья:

а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

б) биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной деятельности; социальным признакам придается при-оритетное значение;

г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей, когда здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для его полноценной жизни.

Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное. Оставим вопросы физического здоровья медикам и спортивным тренерам и педагогам, поговорим о тех видах, которые имеют непосредственное отношение к психологии.

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной работоспособности, деградацию и в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.

Как очень сложный и системный феномен здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин – медицины, философии, физиологии. Но ведущее место сегодня по праву принадлежит психологии.

Главный акцент в этой области знаний делается не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной болезни и её лечении, что традиционно входит в компетенцию клинической медицины, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования. Поэтому на передний план выходит профилактика здоровья, забота о здоровье ради самореализации духовных потенций и способностей здорового человека. Отсюда и главная тема новой отечественной науки – формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения.

Психически здоровый человек характеризуется своими возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, но степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть, теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества.

Применительно к здоровью под адаптацией понимается:

а) способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, например, пищеварения, дыхания, выделения и др.

б) приспосабливаться к окружающей среде через способность регулировать свои психические процессы, то есть управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.

У каждого человека существуют пределы индивидуальной адаптации, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в сложных условиях современного социума, не потеряв при этом своей индивидуальности.

Социализацию применительно к здоровью следует понимать в трех основных проявлениях:

а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе, с уважением и почтительностью;

б) человек признает существование определенных норм в отношениях между людьми, которые помогают взаимодействию;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я и другие».

Индивидуализация понимается как способность:

а) осознавать собственную неповторимость и ценность, не позволяя разрушать ее другим людям;

б) сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей.

Критерием успешной индивидуализации является способность человека относиться к самому себе и к окружающим людям как к индивидуальностям, каждая из которых достойна уважения.

Психическое и духовное здоровье проявляется в органической связи человека со всем миром и выражается в чувстве красоты и мировой гармонии, в чувстве восхищения и благоговения перед жизнью, в религиозных чувствах. К основным его признакам и показателям относят:

а) гуманистические способы воздействия на себя и на окружающих;

б) переживание постоянной радости от жизни как таковой;

в) целостность (холистичность) внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человекам осознанно (то, что мы называем «жизненной философией»);

г) стремление к созданию в себе новых ценностных качеств внутри изначального принципа понимания жизни как величайшей ценности.

Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив - осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой- либо потребности человека. Совокупность мотивов - мотивация, в большей степени определяющая (modus vivendi) - образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им, но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

К сожалению, нет моды на здоровье. В утверждении ее большую роль могли бы сыграть художественная литература и искусство. Но они мало работают на идеалы здоровья. Чаще пишут о людях, которые героически, чрезмерно много работают, преодолевая болезни. Если эти люди не повинны сами в своих болезнях, то почему бы не воздать им должное? Но много ли в литературе примеров людей, которые правильным образом жизни сохранили здоровье до преклонных лет и благодаря этому совершили большое полезное для общества дело? К сожалению, таких примеров почти нет.

Важнейшим фактором эффективной деятельности любой системы являются обратные связи. Организм человека - весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Рано или поздно обратная связь сработает, но чаще всего поздно или очень поздно. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье. Также далеко не мгновенно проявляется и положительная обратная связь между занятиями физической культурой и улучшением состояния организма. Именно этот фактор тяжелее всего преодолеть человеку: занимаюсь физкультурой‚ уже две недели‚ а результатов по прежнему нет!

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.


Похожая информация.


Р. А. Березовская

Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представля­ет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способст­вующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также оп­ределяющими оценку индивидом своего физического и психическо­го состояния.

Категория «отношения» - одно из центральных понятий в кон­цепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Програм­ме исследований личности и ее отношении к среде». Преждевремен­ная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развива­лась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека пред­ставляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.

Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.

При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма слож­ный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя груп­пами факторов:

Внешними (характеристики окружающей среды, в том числе осо­бенности социальной микро- и макросреды, а также профессио­нальной среды, в которой находится человек);

Внутренними (индивидуально-психологические и личностные осо­бенности человека, а также состояние его здоровья).

Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчи­вость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррек­ция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - дли­тельный и подчас весьма болезненный для личности процесс, со­пряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение при­обретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отво­дится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).



Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением со­циального и профессионального опыта она совершенствуется.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с од­ной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает су­щественное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом диффе­ренцированный подход к психокоррекционной работе должен опи­раться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существую­щую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:


Социологические исследования общественного здоровья;

Изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;

Валеологические исследования.

Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксаль­ный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. не­соответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с од­ной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответ­ствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в си­туации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психи­ческом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизнен­ной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Цель занятия. Исследование психологических особенностей отно­шения человека к своему здоровью.

Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (прило­жение 8.1).

Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачи­тывают следующую инструкцию:

Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожа луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 - абсолютно не согласен или совершенно не важно;

2 - не согласен, это не важно;

3 - скорее не согласен;

4 - не знаю (не могу ответить);

5 - скорее согласен, чем нет;

6 - согласен, очень важно;

7 - абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ

Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много време­ни на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь предста­вить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.

Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не пред­усмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов от­ветов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределе­ны по четырем шкалам:

Когнитивной;

Эмоциональной;

Поведенческой;

Ценностно-мотивационной (табл. 8.1).

Анализ результатов проводится на основании качественного анали­за полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:

Каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;

Анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интер­претируются все утверждения, входящие в данный вопрос);

Каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, вхо­дящие в данную шкалу).

Таблица 8.1

Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам»

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпириче­ских данных следует говорить о степени адекватности или неаде­кватности.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватно­сти-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетент­ности человека в сфере здоровья, знание основных факторов рис­ка и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении актив­ной и продолжительной жизни;

на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступ­ков человека требованиям здорового образа жизни;

на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоро­вья и радоваться ему;

На ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здо­ровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение иукрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:

При анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных);

В случае индивидуального опроса результаты конкретного испытуемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, представленными в табл. 8.2.

Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отноше­ния человека к своему здоровью, оказались следующие:

1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).

Таблица 8.2

Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»

2. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при кото­ром не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хоро­шее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).

3. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверж­дающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).

4. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гар­моничное сочетание в человеке духовного и физического начал (на­пример, «Здоровье - это физическое и моральное благосостоя­ние» или «гармония тела и духа»).

5. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого усло­вия для достижения успеха в различных сферах деятельности (на­пример, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество счита­ют, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).

По итогам выполнения задания должна быть представлена каче­ственная характеристика особенностей отношения к здоровью на ког­нитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?

3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?


Приложение 8.1

ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
1.1. Счастливая семейная жизнь
1.2. Материальное благополучие
1.3. Верные друзья
1.4. Здоровье
1.5. Интересная работа (карьера]
1.6. Признание и уважение окру­жающих
1.7. Независимость (свобода)
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
2.1. Хорошее образование
2.2. Материальный достаток 7 |
2.3. Способности
2.4. Везение (удача)
2.5. Здоровье
2.6. Упорство, трудолюбие
2.7. «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1 Средства массовой информа­ции (радио, телевидение)
4.2. Врачи [специалисты)
4.3. Газеты и журналы
4.4. Друзья, знакомые
4.5. Научно-популярные книги о здоровье
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1. Качество медицинского обслу­живания
5.2. Экологическая обстановка
5.3. Профессиональная деятель­ность В
5.4. Особенности питания
5.5. Вредные привычки
5.6. Образ жизни
5.7 Недостаточная забота о своем здоровье
5.8 Другое
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
6.1. Я спокоен
6.2. Я доволен
6.3. Я счастлив
6.4. Мне радостно
6.5. Мне ничего не угрожает
6.6. Мне это безразлично
6.7 Ничто особенно не беспокоит меня
6.8. Я чувствую уверенность в себе
6.9. Я чувствую себя свободно
6.10. Я испытываю чувство внутрен­него удовлетворения
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
7.1. Я спокоен
7.2. Я испытываю сожаление
7.3. Я озабочен
7.4. Я испытываю чувство вины
7.5. Я расстроен
7.6. Мне страшно
7.7. Я раздражен
7.8. Я чувствую себя подавленно
7.9. Я встревожен и сильно нерв­ничаю
7.10. Мне стыдно
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
8.1. Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)
8.2. Придерживаюсь диеты
8.3. Забочусь о режиме сна и от­дыха
8.4. Закаляюсь
8.5. Посещаю врача с профилак­тической целью
8.6. Слежу за своим весом
8.7. Хожу в баню (сауну)
8.8. Избегаю вредных привычек
8.9. Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)
8.10. Практикую специальные оздо­ровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)
8.11. Другое
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
9.1. В этом нет необходимости, так как я здоров(а)
9.2. Не хватает силы воли
9.3. У меня нет на это времени
9.4. Нет компании (одному скучно)
9.5. Не хочу себя ни в чем ограни­чивать
9.6. Не знаю, что нужно для этого делать
9.7. Нет соответствующих условий
9.8. Необходимы большие матери­альные затраты
9.9. Есть более важные дела
9.10. Другое
10. Если вы чувствуете недомогание, то:
10.1 Обращаетесь к врачу
10.2. Стараетесь не обращать вни­мания г 7 1
10.3. Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта г 7 1
10.4. Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым
10.5. Другое