Образование будущего. Десять главных изменений в образовании будущего Каким в будущем будет обучение

В учебниках, как известно, описан позавчерашний день. А как же быть с сегодняшним днем? Вопрос покажется странным человеку, который знает, что ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете. Однако чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно его правильно задать. Вероятно, что в настоящее время это - самое главное, чему нужно учиться.

Раньше система образования была ориентирована на то, чтобы дать определенный объем знаний молодому человеку. Такого объема знаний хватало достаточно надолго, а многим - на всю жизнь. В современном мире объем информации возрос многократно. И вместить всю поступающую информацию в голову абсолютно невозможно. Да и не нужно, так как в современном мире информация изменяется очень быстро. А вот умение быстро ориентироваться в море информации, искать правильные ориентиры и плыть в нужную сторону, стало цениться очень дорого.

Своими исследованиями в области компьютерных сетей и квантовой органической химии известен индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra). В последние годы он занимается решением проблем образования, которые особенно существенны для Индии. В этой огромной стране проживает большое количество бедного и безграмотного населения. Кроме того давно уже стало ясно прежняя система образования, достаточно хорошая, созданная ещё во времена Британской империи, дает сбои по причине нехватки учителей, причем именно там, где они особенно востребованы - в самых запущенных и бедных районах страны.

А может и не нужно так много учителей, если на помощь призвать Интернет? - задался вопросом Сугата Митра. Он заметил, что если поставить перед детьми задачу и заинтересовать получением результата, то они очень быстро обучаются работе с компьютером, быстро и хорошо изучают английский язык и с легкость находят нужную информацию в Интернете.

В области детского образования свой первый эксперимент Сугата Митра провел в 1999 году. Этот эксперимент он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). Стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой был размещен в стене здания в одном из трущобных районов Дели. Местные дети свободно могли пользоваться этим устройством. Им никто ничего не объяснял. Учитель тоже отсутствовал.

В результате оказалось, что дети играючи могут обучиться работе с компьютером и Интернетом и без знания английского языка, причем неважно, кто они и где живут. Немаловажным моментом оказалось общение внутри группы. В итоге этого общения дети обучили друг друга. Они смогли быстро освоить английский язык, необходимый для работы в Интернете, и, самое важное, научились задавать поисковым системам вопросы и делать правильные выводы на основе ответов поисковиков.

Благодаря нехитрой игре многие ребятишки из трущоб улучшили свой английский язык. На компьютер была установлена бесплатная программа, входящая в состав операционной системы Windows, которая произносимую речь преобразовывала в печатный текст. Дети о чём-то рассказали компьютеру, в ответ он выдал какую-то абракадабру. Дети были возмущены: «Он не понимает нас!». На что Митра ответил: «На два месяца я оставляю вам компьютер. Добейтесь того, чтобы он вас понимал» - «Но как?» - «Не знаю!»

А через два месяца дети разговаривали практически на идеальном английском языке. И они самостоятельно научились этому. В дальнейшем многие из них смогли получить работу в центре технического обслуживания, в котором требуется общаться на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Из экспериментов Сугаты Митры можно сделать следующий вывод: если у ребенка есть интерес, то начинается обучение. По мнению Митры, обучение происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе - это самоорганизующаяся система. И как любая самоорганизующаяся система, ведет себя она непредсказуемо, и результат во многом случаен.

В ходе экспериментов выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Учитель в новом процессе обучения оказался необходим и важен. Однако серьезно изменилась роль учителей. Они не должны, стоя перед классом, вещать истины, которые требуется выучить наизусть. Учитель

должен находиться как бы в стороне, контролировать совместную работу группы и ставить новые задачи.

Кроме того, одна из немаловажных задач состоит в том, чтобы хвалить учеников. Каждого из них хвалить за его вклад в общее дело, за сам процесс обучения. При этом учитель может находиться далеко от своих подопечных, совсем в другом месте.

Из английских пенсионерок Митра организовал отряд так называемых «облачных бабушек». Бабушки вообще имеют богатый опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря ласке и терпению они являются самыми ненавязчивыми учителями будущего поколения. И кроме того английские бабушки - ужасно активные. Сугате Митре удалось из них легко набрать 200 помощниц. С помощью скайпа за два года они провели с группами индийских ребят 600 часов уроков. Результаты были достигнуты потрясающие. Ребятишки из бедной и глухой провинции сдавали тесты с необычайно высоким результатом. А это гарантия их поступления в хорошие университеты и дальнейшего продвижения по жизни.

Рассказываем, каких предметов не хватает в школьной программе, как онлайн-образование поможет традиционному, и даём советы, с чего ребёнку начать обучение важным навыкам.

Школьное образование - важнейший социальный институт, который даёт фундаментальные знания. Сейчас большую роль играют информационные технологии и автоматизация, а это значит, что школы должны адаптироваться к новым реалиям. Мы выяснили, какие предметы стоит ввести в школьную программу, а также спросили у основательницы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, как должна меняться современная школа.

Вводить предметы в школе исходя из текущих потребностей рынка труда опасно. Среднестатистический школьник выйдет на рынок труда минимум через пять лет. Поэтому вводить предметы в школу нужно с перспективой, с «горочкой».

Сложность заключается в том, что, когда школьник выйдет на рынок труда, его базовое образование сильно устареет. Как и устаревало, например, наше базовое образование во время очередной научно-технической революции, которая наступила в начале XXI века. Прогресс развивается скачками, накапливается критическая база знаний, умений и открытий.

Алёна Владимирская

Чему учить

Дроны, VR, интернет вещей и другие замечательные технологии не появились бы без программирования. Спрос на программистов на рынке труда велик, многие компании в кризис стараются уходить в интернет и автоматизировать процессы, чтобы идти в ногу со временем.

Текущий школьный курс информатики явно рассчитан не на сегодняшний день. Дети с малых лет знают, как обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и совершать другие базовые действия. Нужно привести школьную программу в соответствие и ввести курс базового программирования.

Конечно, не все дети в будущем станут ИТ-специалистами. Но как минимум понимать, как устроены эти процессы, нужно. Многие вузы уже сейчас открывают специальные курсы по программированию для школьников, есть множество обучающих онлайн-программ. Почему бы не ввести этот курс в школы на постоянной основе?

На Западе об этом задумались несколько лет назад. Например, в статье Should Everybody Learn to Code? («Стоит ли каждому учиться программированию») обсуждается повсеместное введение программирования в американских школах.

«Каждый должен освоить computational thinking (математическое мышление. - Прим. ред.). Оно развивает абстрактное мышление и учит разделять задачи на мелкие части. Программирование - один из способов приобрести этот навык», - говорит Жанетт Винг (Jeannette Wing), корпоративный вице-президент Microsoft Research.

Надо обязательно учить программировать, особенно на начальном уровне, даже если ты девочка-гуманитарий и никогда не будешь программистом и инженером. Это очень систематизирует мышление, даёт понимание системности и структурности, и в мире, в котором мы будем жить, это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • «1C» проводит курсы базового программирования для школьников по всей России. Попробуйте записать своего ребёнка туда.
  • Воспользуйтесь нашей для тех, кто хочет научиться программировать. В ней мы рассказали, с чего начать и где ещё можно освоить базовые вещи.
  • Просмотрите образовательных платформ для обучения программированию.

В 2015 году российское Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень финансовой грамотности подростков. Эксперты выяснили, что российские подростки имеют смутное представление о кредитах и депозитах. Только в старшей возрастной группе (14–17 лет) смогли дать определение понятиям «вклад» и «сберегательная книжка», но почти никто не смог объяснить, что такое депозит.

По мнению экспертов, столь низкий уровень грамотности связан с тем, что и родители не имеют должных навыков управления финансами. По данным опроса, проведённого НАФИ в 2015 году, 34% взрослых россиян оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, ещё 46% - как удовлетворительный.

Согласно исследованию Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны. Это уровень таких стран, как Зимбабве и Монголия. По этому поводу мы даже сделали , который поможет определить ваш уровень финансовой грамотности.

Очевидно, что в школах необходимо внедрять основы финансовой грамотности и объяснять детям, что такое деньги, как ими распоряжаться, что такое депозит и кредит, что такое процентная ставка, курс валют и прочее.

С финансовой грамотностью тесно связана и грамотность правовая. Мало знать названия кодексов и главы конституции. Необходимо учить прикладным вещам, которые пригодятся детям в будущем: составлению договоров и других типовых документов, базовым правилам оформления страховок, кредитов и вкладов.

Правовая и финансовая грамотность, безусловно, тоже важны. Я бы это определила, скорее, как гражданскую сознательность, которая выражена в правовой, финансовой составляющих, толерантности. Это умение жить в разнообразном обществе и не воспринимать это как угрозу и как некую форму насилия. Школа может дать и финансовую, и правовую грамотность, основы толерантности.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Скачайте бесплатную книгу «Дети и деньги », которая познакомит ребёнка с азами личных финансов.
  • Если ваш ребёнок - подросток, предложите ему пройти курс Сбербанка «Финансы просто ».
  • Прочитайте на тему личных финансов, многие из которых будут полезны и понятны детям.

Умение учиться

Сейчас российское образование много критикуют, однако оно остаётся на высоком уровне. По мнению Алёны Владимирской, российская школа даёт хорошие фундаментальные знания, но плохо учит учиться . Что это значит? Это значит, что в российских школах мало объясняют, как добывать знания, обрабатывать и анализировать информацию. Особенно важно научить детей находить знания в неочевидных источниках.

В английском языке есть понятие intellectual curiosity . Его суть в том, чтобы учить ребёнка не просто зубрить материал, а разбираться в нём и отвечать на вопрос «почему?». В целом похоже по смыслу на то, о чём говорит Алёна Владимирская.

Главное, чему надо учить школьника, - учиться. На самом деле российское образование даёт очень хорошие фундаментальные знания. И в этом смысле мы действительно впереди планеты всей.

Но, в отличие от европейской и американской школ, мы не учим учиться. Это значит, мы не учим критически смотреть на знание, не учим добывать знания, особенно из неочевидных источников. Умение учиться - это самое важное, потому что сегодняшние школьники будут жить в другом мире, и умение адаптироваться, быстро учиться на основе тех фундаментальных знаний, которые есть, - это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Альберт Эйнштейн говорил: «Я не имею никаких особенных талантов. Я просто чрезвычайно любопытен». Это лишний раз подтверждает, что ваш ребёнок может добиться успехов, если будет любознательным. Познакомьте его с одного из величайших учёных XX века, возможно, они его замотивируют.
  • Дети любят задавать самые разные вопросы взрослым. Отвечайте на них , чтобы не погасить огонь любознательности, но в то же время не раскрывать всех карт. Пусть ребёнок проводит собственные исследования.

Уметь представлять информацию, продавать себя в широком смысле слова - очень важно. Об этом написано много книг, есть курсы по сторителлингу и оформлению презентаций, множество , но базовые навыки лучше получить ещё в школе. По мнению Алёны Владимирской, в современном мире это играет определяющую роль.

Школьникам надо давать презентационные навыки. С этим проблемы. Мы не умеем продавать ни себя, ни проекты, мы в ту или иную сторону обязательно врём - либо в плюс, либо в минус. Мы не умеем говорить, аргументировать, спорить качественно, не переходя на личности и оскорбления. Это чрезвычайно важно в мире инноваций, где ценится понятийный аппарат и умение правильно аргументировать.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Посоветуйте ребёнку книгу « » Алексея Каптерева. В ней раскрываются многие аспекты публичных выступлений: правильное оформление слайдов, выстроенная история, вербальное и невербальное общение с аудиторией.
  • Сет Годин (Seth Godin) даёт простые , как сделать презентацию лучше. Его рекомендации поймёт даже ребёнок.

Профориентация

Как определить будущую профессию и специальность школьника? В школах проводят короткие курсы профориентации, но для полной картины этого недостаточно. Зачастую они заточены под профессии прошлого и сегодняшнего дня. Но важно смотреть на перспективу, правильно?

Во-первых, профессию школьник должен выбирать сам. Это значит, что он должен изучать то, что ему действительно интересно. Во-вторых, ему нужна помощь сведущих в этом вопросе людей. Они помогут составить «карту профессии», где будут чётко расписаны шаги. Если вы думаете, что эти две линии - школьника и эксперта - не пересекаются, то очень ошибаетесь. Профессий гораздо больше, чем вы думаете.

Сейчас вся профориентация нацелена на настоящее и прошлое. То есть, даже если вашего ребёнка профориентируют, то, вероятнее всего, его загонят в те профессии, которых к моменту окончания вуза уже не будет.

Да, юристов старого формата не будет. Точно не будет маркетологов старого формата. И экономистов старого формата не будет. И переводчики в том виде, как сейчас, исчезнут.

Мы сами толкаем наших детей в будущую безработицу. Сами толкаем. Своими руками.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Недавно запустился курс «Профориентация для школьников ». Он состоит из шести этапов. Сначала ребёнок проходит тест, где определяются его интересы и подходящие профессиональные сферы. Затем он общается с ментором, вместе они подбирают профессию и специализацию. Следующий шаг - подбор вуза с учётом места проживания, результатов ЕГЭ, предпочтений ребёнка и финансовых возможностей родителей.
  • Если ваш ребёнок по какой-то причине не любит посещать кружки и секции, наша поможет разобраться в проблеме.
  • Не обязательно воспитывать ребёнка как будущего предпринимателя, но точно не помешает привить ему . Они, скорее, про здравый смысл в целом.

Онлайн-образование в тренде. Судите сами: в последние несколько лет запустились и раскрутились такие платформы, как Coursera, Codeacademy и другие. Алёна Владимирская считает, что онлайн-образование сможет если не заменить, то точно помочь традиционному стать лучше и сделает обучение доступнее.

Онлайн не должен быть основной обязательной формой образования. Он не заменит офлайн. Но, конечно, онлайн будет заменять некоторые куски образования. Например, мы сталкиваемся с тем, что у нас в далёких районах дефицит учителей. Учитель преподаёт сразу несколько предметов и учит плохо, из-за этого очень плохой уровень английского языка, математики. Для детей из отдалённых районов важно сделать уроки частично онлайн.

Во-вторых, есть передовые вещи, которым надо обучать. Школьники из далёких регионов, к примеру, вообще не могут изучать робототехнику. Это удел лишь нескольких крупных городов. Чертовски обидно, что талантливые ребята в малых городах фактически должны повторять подвиг Ломоносова. На уровне средней школы это очень странно.

В-третьих, должно быть больше дополнительных предметов. Есть основной каркас, есть дополнительные знания и навыки, которые нужно приобретать. Например, девочка хочет участвовать в мюзиклах, живя в маленьком городе. Или, например, ребёнок хочет заниматься у конкретного преподавателя за рубежом.

Алёна Владимирская

Российские онлайн-проекты

Мы выбрали три самых интересных образовательных проекта, которые позволяют освоить профессию, получить дополнительную специализацию, больше узнать о гуманитарных науках и лучше понимать российскую историю и культуру.

В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году - с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей . Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение.

Так, укореняется экономика совместного потребления. К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд . Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду.

В основе такой экономики и нашего общего будущего - искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей - везде и всюду.

Что происходит с рынком труда

К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть .

Под ударом окажутся эти профессии

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта → К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% → В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.

Ожидается, что в 2020 годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн → 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу.

По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.

Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде.

О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей стратегии 2024 Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует .

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет

  • Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка, возрастёт.
  • Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.
  • Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».
  • «Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды .
  • Преподаватели - «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».

Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:

  • обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
  • способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;
  • занимается целеполаганием - решает, зачем решать ту или иную задачу;
  • владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.

Таким образом:

  • разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
  • значимость soft skills многократно возрастёт;
  • минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня - умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;
  • ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.

А что с новым образованием?

Вероятно, многим из нас - особенно нашим детям - предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

1. «Смешанное обучение»

Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

2. «Большие данные»

Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат.

Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже.

По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. «Срезы» студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

3. «Вовлечение в процесс»

Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. «Цифровая хроники», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии «Сколково» выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

4. «Малые прикладные достижения»

Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.

Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.

Наши знания устаревают также быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности.

Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.

Автор исследования PISA и руководитель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер на конференции в ВШЭ рассказал о десяти главных тенденциях в международном образовании. Эти тенденции отражают его взгляд на образование будущего, а именно – каким оно будет к 2035 году.

1. Информационная грамотность

Школьники должны уметь не только грамотно писать и считать, но и правильно работать с информацией. Умение искать нужные данные в море информации, и правильно их использовать станет жизненно важным навыком.

2. Применение талантов

Исследователь уверен, что в России умеют работать с одаренными детьми. Но для того, чтобы это приносило пользу, нужно научиться применять их таланты на пользу обществу. Для примера он приводит США – там эффективность применения знаний, производительность труда и качество жизни намного выше.

3. Лучше меньше, да глубже

По мнению Шляйхера, не нужно стараться «впихнуть» в школьников как можно больше информации. Нужно стараться их научить мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты.

4. Равный доступ к образованию

Во всех странах благополучие семьи определяет успехи ребёнка в школе. Но сейчас существует большой разрыв в качестве образования между странами. Поэтому важной задачей должно стать преодоление этого барьера во всем мире.

5. Обмен опытом между учителями

По его мнению, учитель должен стать самостоятельным и перенимать опыт лучших коллег. Единые обязательные программы убивают любую инициативу и отталкивают молодежь.

6. Отказ от системного контроля

Государственный системный контроль за работой педагогов должен исчезнуть, уверен ученый. Это поможет саморазвитию учителей и позволит достигнуть более эффективных результатов при минимуме затраченного времени.

7. Индивидуализация образования

Стандартизация и единые подходы ко всем детям вредят образованию. По его мнению нужно разработать проектный подход в образовании и отойти от дисциплинарного.

8. Высокая продуктивность учёбы

Оказывается, чем больше времени отводится на образование, тем ниже его эффективность. Результаты школьников из Европы намного выше, хотя учебного времени там меньше.

9. Новая оценка качества

Механическое заучивание должно уйти из процесса обучения. Творческое мышление, по мнению эксперта, никак нельзя проверить с помощью тестов.

10. Заимствование лучшего

Оптимальная модель заимствования лучшего, по мнению Шляйхера, создана в Сингапуре - там ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. «Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире», - объяснил он свой выбор.

Будущего практически невозможно. Однако, судя по тому, каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера в частности, можно выделить основной вектор этого развития – технологии.

Технологии стремительно распахивают дверь и уверенно входят в нашу жизнь так, что этот процесс движение кажется уже необратимым. Изменяя способ выполнения заданий, образ мышления, предоставляя совершенно новые средства для обработки данных и информации, технологии изменяют людей.

Процесс получения знаний все в большей степени зависит от технологических новшеств.

Образование будущего будет строиться вокруг новых инновационных, и в большинстве своем цифровых, технологий и инструментов. Медийная среда и интернет ресурсы предоставят возможность процессу обучения становится более гибким, и более индивидуальным. Возможно, место классных комнат частично займут интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и .

Визуализация

Как известно, большую часть информации человек получает от зрительного анализатора. Другими словами, ученику гораздо важнее то, что он видит, скорее, чем слышит. Визуализация обучающего материала в будущем будет достигать качественно нового уровня. Анимация, графические изображения, динамические таблицы, графики и диаграммы, инфографика, видеоматериалы и многое другое. Визуальные продукты играют основополагающую роль в процессе донесения знаний и информации.

Персонализация

Образование и обучение будет более персонализованным и индивидуальным. Персонализованные, то есть подобранные с учетом потребностей ученика или студента, платформы. Индивидуальный подбор предметов на основе интересов и способностей. Темп подачи материала также будет приспособлен к особенностям восприятия каждого ученика.

Диверсификации

Методики подачи материала, стратегии обучения, методы и формы оценки знаний будут становиться еще более разнообразными и креативными.

Доступ к информации

Сейчас уже можно говорить о том, что буквально на расстоянии вытянутой руки (а именно расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы выйти в Интернет, будь-то дотянуться до смартфона, ай пада или компьютера) находится любая информация на любую заданную тематику.

Использование облачных технологий

Которые в свою очередь упрощают вышеупомянутый доступ к ресурсам, программному обеспечению, и предоставляют возможность комфортной дистанционной работы над проектами совместно с другими участниками, в режиме реального времени.

Геймификация

Иными словами, это привнесение элементов игр в процесс образования. Примером могут служить введение системы достижений, очков, баллов, уровней, значков отличия. Особым преимуществом является мгновенная обратная связь. То, как ты справляешься с заданием, с предметом, ты узнаешь не в результате оценки в аттестате, а сразу же, по мере освоения материала.

А также представьте, что неотъемлемой частью образования будущего станут:

К 2020 году :

  • ЗД принтеры и 3Д модели,
  • экранизированные цифровые парты,
  • проекционные модели на всю стену

К 2030:

  • Цифровые очки
  • Огромные возможности виртуальной реальности
  • Голография
  • Нейроинформатика
  • Экраны на сетчатке глаз

В будущем образование станет непрерывным взаимосвязанным процессом, позволяющим ученикам получать знания необходимые для выживания в постоянно изменяющихся условиях существования.