Мосты стамбула. Босфорский мост: дорога между двумя континентами

Посещая город Стамбул, мы решили посмотреть на знаменитый Босфорский мост. Он является первым висячим мостом, который был построен через пролив Босфор, поэтому его ещё называют первый Босфорский мост. Он соединяет между собой азиатскую и европейскую части города.

Этот мост по праву считается не только одним из символов современного Стамбула, но и всей Турции. Грандиозность этого сооружения, действительно, впечатляет. Общая длина моста составляет более 1,5 км, длина основного пролёта - около 1 км, ширина моста - 33 метра, высота опор - 166 метров, а от поверхности воды до проезжей части - 64 метра.

Строительство моста было запланировано ещё в 1950 году. Но проект, который разработали британский инженеры У. Браун и Г. Робертс, «зрел» ещё целых 20 лет. Работы по строительству начались только в 1970 году. Официальное открытие моста состоялось в конце октября 1973 года, как раз к 50-летнему юбилею Турецкой Республики. На его строительство потратили около 200 млн. американских долларов. На момент завершения строительства Босфорский мост считался четвертым мостом по длине в мире, на сегодняшний день он опустился на 16 место.

Каждый день через мост проезжает более 200 тыс. автомобилей , которые перевозят порядка 600 тыс. пассажиров. За проезд по мосту придётся заплатить, к сожалению, точную сумму я не помню, но стоит он недорого. Для пешеходов мост закрыт. Как нам удалось выяснить, такие радикальные меры связаны с тем, что раньше мост пользовался большой популярностью у самоубийц. Но один раз в год, в качестве исключения, на мост всё-таки пускают пешеходов. Это происходит в октябре во время Стамбульского марафона, где участники начинают забег в Азии, а заканчивают уже в Европе. Во время этого марафона всё автомобильное движение по мосту перекрывается.

Прокатившись на автомобиле по мосту, ничего интересного мы не увидели - это обычная дорога, сотни тонн бетона и металла.

Поэтому мы решили посмотреть на него издалека. Я могу порекомендовать для этого следующие места: днём можно полюбоваться на мост с корабля, курсирующего по Босфору. Издалека мост похож на тонкую ниточку, он весь будет как на ладони. Говорят, если проплыть прямо под мостом и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Лучше всего посмотреть на мост в вечернее время. Он особенно красив на закате или ночью, когда включают подсветку. Для этого, на мой взгляд, идеально подойдёт какой-нибудь ресторанчик на берегу Босфора. К примеру, один из ресторанов под Галатским мостом. В темноте мост весь светится, переливается разноцветными огнями, а сверкающая гирлянда отражается в воде. Раз в несколько минут цвет включенных ламп на нём меняется - они становятся то красными, то синими, то зелёными.

Сооружение, конечно, впечатлило. Сотни тонн металла и бетона, по которым движутся одновременно сотни машин, со стороны выглядят как игрушка. Мост, на мой взгляд, отлично вписывается в общий вид города.

Несмотря на то, что мосты Стамбула не отличаются величественными габаритами и архитектурными изысками, они достаточно известны в мире, так как они соединяют две части света – Европу и Азию.

Их изначальная функция – соединение разделенного проливом Босфор Стамбула в единое целое, так как это более надежный способ транспортировки людей и товаров, чем паром.

Вконтакте

Мост через Босфор в Стамбуле

Упоминания о нем можно найти в 6 веке до н.э., впервые необходимость в переправе возникла у персидского царя Дария, который хотел переправить свой армию численностью в 75 тыс. человек на другой берег. Длина моста через Босфор в Стамбуле, который был построен из множества лодок, скрепленных между собой канатами, составила 700 м.

В 20 веке султану Абдуле Хамиду II был предложен проект постоянного моста с железнодорожным сообщением, строительство началось только спустя 50 лет в 1970 г. Несмотря на то, что проезд из Европы в Азию платный (обратно бесплатный), ежедневно по нему проезжает до 200 тыс. машин, предусмотрены и пешеходные дорожки, но из-за частых самоубийств доступ пешеходам был запрещен. Стоимость проезда варьируется в зависимости от категории автомобиля.

Он обошелся в 200 млн. долл., его общая длина составляет 1560 м., ширина — 33 м. — с европейской стороны ближайший район Стамбула, мост через Босфор можно увидеть также с парома, если передвигаться на нем от причала Еминёню. Чтобы лучше ориентироваться на местности, изучите карту Стамбула, перейдя по . В нашей статье вы найдете описание других мостов через Босфор в Стамбуле, фото которых поражают своей красотой и величием.

Особенности «Султан Мехмед Фатих»

Мост Фатих Султан Мехмед или Второй мост Босфора был возведен в 1985 г. японской компанией за 130 млн. долл. Основная особенность заключается в конструкции, которая удерживается на тросах, крепящихся к расположенным по разным берегам столбах.

Внешне оба моста очень похожи, отличие заключается в тросах: на Босфорском они идут зигзагом, на втором они расположены в вертикальном направлении. Особенно хорошо отличие заметно в ночное время, когда включается иллюминация.

Ежедневно в обе стороны проезжает 150 тыс. транспортных средств, проезд платный, предназначен исключительно для автомобилей. Условия и размер оплаты те же, что и при проезде по первому, плата взимается только при проезде из Европы, стоимость зависит от категории транспортного средства. Протяженность конструкции составляет 1560 м., ширина – 39 м., он расположен рядом с генуэзской крепостью в 5 км к северу от первого моста.

Об открытие нового моста в Стамбуле читайте далее.

Описание и фото нового моста через Босфор в Стамбуле

Мост Султана Селима Грозного или третий мост Стамбула отличается определенными конструктивными особенностями: часть полотна поддерживается вантами, часть тросами и вантами, середина основного пролёта подвешена на тросах.

Внешний вид нового моста через Босфор в Стамбуле будет сильно отличаться от двух предыдущих, в проекте предусмотрено двухпутное железнодорожное полотно, что может способствовать промышленному развитию Турции.

В Стамбуле открытие нового моста через Босфор пройдет в 2015 году. Строительство началось в 2013 году, его протяженность должна составить 2164 м., ширина -58, 4 м., объединение в единую транспортную систему позволит избавить город от пробок. Новый мост в Стамбуле расположен у выхода в Черное море, к северу от Стамбула, и является частью Северной Мармарийской дороги.

Галатский мост

Галатский мост Стамбула на протяжении всей истории перестраивался несколько раз. Современный пятый вариант был построен в 1994 г. турецкой компанией STFA, после того, сгорела предыдущая конструкция, построенная в 1912 г. фирмой «MAN».

По нему ездит трамвай, на нем можно доехать до мечети Султана Ахмеда и в . Галатский мост имеет двухэтажную конструкцию, на первом этаже находятся небольшие ресторанчики, меню которых состоит преимущественно из рыбы и пива.

Второй этаж предназначен для перемещения автомобилей и трамвая. Особенно красиво конструкция выглядит в ночное время в свете множества огней, с него можно рассмотреть , Новую мечеть и

Галатский мост — сооружение в Стамбуле , которое протянулось через чудный по красоте залив - , и включает в себя разводной механизм. Мост расположен напротив Новой мечети и соединяет набережную района Эминеню и район Каракёй. Интересен мост тем, что имеет два этажа. На втором этаже находятся транспортно-пешеходные сообщения, а на первом расположены рыбные рестораны. Общая протяженность моста четыреста восемьдесят четыре метра, ширина составляет сто сорок два метра, разводной механизм достигает восьмидесяти метров. Данный мост возводили пять раз, последний – в 1992 году.

История Галатского моста

Первоначально, мост был изготовлен из дерева в 1845 году, по приказу Безмиалем Валиде Султана (жена султана Махмуда II, мать султана Абдул-Меджида I). В день открытия честь проплыть под мостом была предоставлена судну французского капитана Маньяна. К сожалению, первый Галатский мост оказался крайне ненадежным. В 1863 году, накануне приезда Наполеона Бонапарта в , мост было решено перестроить.


Галатский мост и башня Галата — Стамбул

В третий раз, мост претерпел изменения уже в 1875 году. За проход по нему приходилось платить. Проектированием и постройкой 4-го Галатского моста, в 1912 г. занималась компания MAN (Германия). Это сооружение доходило в длину 466 (м.) и в ширину 25 (м.). Но увы, в 1992-м г., середина моста обгорела при пожаре. Впоследствии, на месте обгоревшего моста, в 1992-1994 г.г. компания STFA (Турция) спроектировала и построила пятый мост, который функционирует по сей день.


Галатский мост в Стамбуле — вид с пролива Босфор

Галатский мост сегодня остаётся привлекательным местом для туристов. Начиная с 2005-го года, на Стамбульском мосту безостановочно ходят и трамваи. Движение транспорта настолько точное, что фактически отсутствуют пробки. Там же, круглые сутки стоят с удочками рыбаки, и тут же продают пойманную рыбу. На нижнем этаже разместились рыбные рестораны и лавочки. Тысячи людей одновременно находятся на мосту, наблюдая за красотой вокруг или просто проводя время в различных заведениях. Однако стоит учесть то, что стоимость ресторанных блюд довольно высока, К счастью, вблизи за 5 лир можно купить бутерброд с наивкуснейшей скумбрией, который называется Балык Экмек. Рыбу жарят прямо на лодках.


Закат на Галатском мосту и

Галатский мост знаменит не только своими уютными ресторанами, но и дивным видом на — величественную мечеть и прекрасную . Иногда, может показаться, что это целый город. И лишь небольшая тряска от проезжающего мимо транспорта, восхитительный вид на гладь воды, и плачь пирующих чаек, напоминает, что это мост.

Даже тот, кто никогда не был в Стамбуле, слышал о босфорских мостах. Пока их два, но открытие третьего, по словам чиновников городской мэрии, не за горами. Но только один из них является настоящей достопримечательностью города — первый Босфорский мост, соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула. Босфорский мост соединяет два живописных города — на европейской стороне и Бейлербеи в Азии.

Босфорский висячий мост был заложен только в 1970 году, хотя планы по его возведению вынашивались еще с античных времен. Торжественное открытие моста состоялось через 3 года — 29 октября 1973 года и было приурочено к 50-летней годовщине создания Турецкой Республики.

Длина Босфорского моста — 1560 метров, а длина основного пролета — 1074 метра, что делает Босфорский мост 15-м в списке самых длинных мостов мира. Высота дорожного полотна над водой — 64 метра.

Возвращаясь к истории, скажем, что первым, кто хотел возвести мост над Босфором, был персидский император Дарий I (522-485 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют записи Геродота, гласящие, что уже тогда был сооружен одноразовый понтонный мост, и Дарий I получил возможность преследовать со своей армией отступающих скифов, а также перебросить часть войск на Балканы, чтобы разгромить Македонское царство.


Первый же современный проект моста через Босфор был предложен султану Османской империи и 99-м халифу Абдул-Хамиду II в 1900 году Босфорской железнодорожной компанией. Этот план предусматривал использование моста для железнодорожной связи между континентами.


Решение строить мост было принято лишь в 1957 году премьер-министром Турции Аднаном Мендересом (в честь которого, кстати, назван аэропорт в городе Измир). Для инженерных работ в 1968 году была нанята британская фирма Freeman Fox & Partners, а строительство стартовало в феврале 1970 года. На проекте трудилось 35 инженеров и 400 строителей. Возведение моста обошлось стамбульской казне в 200 миллионов долларов США (1.4 млрд. по курсу 2014 года).

Построенный Босфорский мост стал лишь вторым за всю историю мостом через Босфор, соединяющий Европу и Азию. Первый, напомним, был построен в 513 году до нашей эры.

Сегодня Босфорский мост — важнейшая артерия города. По мосту организовано только автомобильное движение (из общественного транспорта здесь ходят и ) в 8 полос (6 полос для транспорта и 2 полосы для экстренных служб). Разумеется, на мосту постоянно образуются гигантские пробки в связи с тем, что мост, фактически, связывает бизнес-центр европейской части (район Шишли) с густонаселенными .


Пробки на мосту и подъездам к нему — обычное дело

Каждый день по мосту проезжает почти 250.000 автомобилей. Проезд по мосту платный. Водители небольших легковых автомобилей должны заплатить 4,25 TL, джипов, пикапов и фургонов — 5,5 TL, автобусов — 10,25 TL, небольших грузовых машин — 26,00 TL.

Кстати, в первые четыре года существования мост был еще и пешеходным, а люди могли подняться к мосту на специальных лифтах, которые были построены с каждой стороны. Сегодня движение пешеходов и грузовых автомобилей по мосту строго запрещено. А пешеходов не пускают потому, что раньше мост пользовался большой популярностью у любителей красиво свести счеты с жизнью, бросившись в Босфор. Тем не менее, желающие отойти в мир иной находятся каждый год.


Босфорский мост кроме основного предназначения еще является и важной достопримечательностью. В 2007 году на нем была установлена подсветка и с тех пор вечером и ночью мост притягивает внимание всех горожан и туристов. Кроме того через Босфорский мост пролегает путь Стамбульского межконтинентального марафона, на время которого мост перекрывается для автомобилей и

Адрес: Турция, Стамбул
Начало строительства: 1970 год
Окончание строительства: 1973 год
Высота опор: 165 м
Длина моста: 1560 м
Ширина моста: 33,4 м
Координаты: 41°02"49.3"N 29°02"00.0"E

Босфорский мост, он же Ататюркский – это первый подвесной мост, сумевший соединить две части света – Европу и Азию . Объединив две части Стамбула, он стал его символом, архитектурным объектом и достопримечательностью Турции .

Судя по названию моста, можно догадаться, что переброшена она через пролив Босфор, который следует из Черного моря в Мраморное, а затем – и в Средиземное .

Впервые мост в этой местности строился более 2 тысяч лет назад во времена правления персидского императора Дария I Великого. Его задумка соединить берега Босфорского залива привела к появлению понтонного сооружения, позволявшего правителю переправлять многочисленную армию через пролив и преследовать вторгшихся врагов-скифов. Разработкой проекта первой постоянной переправы через Босфор занимался османский султан по имени Абдул Гамид II, а его «детищем» стал понтонный мост из лодок и канатов. Так армия Дария прошла над заливом по деревянным трапам и оказалась на противоположном берегу.

В XX в. правительство Турции рассмотрело несколько идей строительства моста, и в 1957 г. им было принято решение о проведении строительных работ по возведению переправы через Босфор. Начало великого строительства ознаменовалось подписанием контракта с компанией британских мастеров «Freeman Fox &Partners» (1968 г.). Но сами работы, руководимые инженерами У. Брауном и Г. Робертсом, «закипели» лишь спустя 2 года, в феврале 1970 г. Прошло немного более 3-х лет, и в честь 50-летия со дня основания Турецкой Республики состоялось торжественное открытие моста . В число участников церемонии входили президент Фахри Корутюрк и Мехмет Наим Талу – премьер-министр страны. Так Босфорский мост стал функционировать с 30 октября 1973 года.

Конструкция Босфорского моста представляет собой подвесное сооружение с наклонными подвесками и башнями из стали. Его длина составляет 1560 м, ширина – 33,4 м. Высота башен – 165 м, а расстояние между ними достигает 1075 м.

В год окончания строительства столь масштабное сооружение считалось четвертым по длине в мире. Однако со временем его место стало опускаться ниже, ведь в других странах начали появляться более солидные мостовые конструкции.

В 2007 г. для освещения моста была установлена модернизированная система LED от компании «Philips». Благодаря инновационной подсветке потребление электроэнергии удалось сократить вдвое. К тому же, с ее установкой стало возможным получение необычных узоров и цветных оттенков.

Легенда о Босфорском мосте

Как и любая постройка необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его появлением. Итак, если верить древнему турецкому мифу, властелин Олимпа Зевс всей душой полюбил земную красавицу Ио, и тайком от жены-богини Геры он частенько спускался с небес для встреч со своей возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и задалась целью жестоко отомстить разлучнице. Желая хоть как-то спасти любовницу от разгневанной супруги, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и тут Гера показала свою божественную силу, узнав в животном прекрасную Ио, и наслала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова помчалась к проливу и нашла брод. По нему она смогла перебраться на другой берег и там же нашла и убежище. Сегодня это местечко называется Кадыкей, а находится оно в азиатской части Стамбула. Этой легендой и объясняется название пролива «Босфор», так как в переводе с турецкого языка это слово означает «коровий брод». Как бы там ни было, а первая идея строительства настоящего моста принадлежит Дарию.

Повседневная жизнь Босфорского моста

Мост состоит из 8 автомобильных полос, в т.ч. и аварийных. Каждое направление включает в себя 3 полосы для перемещения транспорта, 1 – аварийную и тротуар. Ежесуточно мост пересекает до 200 000 единиц транспортных средств, перевозящих свыше 600 000 пассажиров . В 1997 году его пересек миллиардный автомобиль. Интересно, что при полной загруженности конструкция Босфорского моста в середине пролёт оседает на 90 см.

Сразу после открытия моста в течении 4 лет по мосту ходили пешеходы. Однако впоследствии в связи с частыми попытками самоубийств был установлен запрет на пешие прогулки по мосту. Не пускают сюда и грузовики. Но из всех правил бывают и исключения. Так, каждый год в октябре при проведении Стамбульского марафона Босфорский мост становится доступным для пешеходов, но закрытым для автомобилистов. Таким образом, участники марафона стартуют в Азии, а финишируют уже в Европе.

Конечно, Босфорский мост несказанно красив, но лучше им любоваться издалека, например, с корабля, курсирующего по проливу. Издалека масштабная конструкция кажется тонкой нитью, по которой движутся тысячи автомобилей. А в вечернее время «коровий брод» становится просто сказочным, так как после заката солнца на мосту включается подсветка.