Мгу мехмат официальный. Он этой «машине» не помогал, но и не мешал? А ваш курс был обязательным

ных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суро­вое, почти скорбное выражение.

При Сенусерте III наступил рас­цвет придворного ювелирного ис­кусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоуголь­ном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустирован­ном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, укра­шенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота,

блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем), её пояс из золотых рако­вин - лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречают­ся изображения жука-скарабея (сим­вола солнца и воскресения из мёрт­вых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листо­вого золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подоб­ных произведений искусства Древне­го Египта, дошедших до наших дней.

Ювелирные изделия:

1 - ожерелье;

2 - пектораль;

3 - кольцо;

Подвеска со скарабеем.

*Пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.

ИСКУССТВО НОВОГО ЦAPCTBA

Нашествие азиатских племён - гиксосов (на языке древних египтян их на­звание означало «чужеземные правители») - около 1700 г. до н. э. на пол­тора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в до­лине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Но­вого царства (XVI-XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государствен­ности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта - Фивы - вез­ли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (террито­рия современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную дре­весину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (по-видимому, тер­ритория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прослав­лялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что ду­ху времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

История Фив восходит к небольшо­му поселению, известному с глубо­кой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царст­ва. Во времена Нового царства хлы­нувшие в Египет богатства превра­тили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными хра­мами и дворцами. Фивы стали так­же центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипет­скую столицу «стовратные Фивы». Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-ви­димому, поистине огромные разме­ры города, отличавшие его от собст­венно греческих Фив, именуемых «семивратными». По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древ­нем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных соору­жений. Фивы называли просто Го­род, как впоследствии Афины, Алек­сандрию, Рим, Константинополь.

Фивы расположены на двух бере­гах Нила, русло которого здесь ши­роко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город жи­вых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали тор­жественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине выси­лись поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливий­ского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пусты­ня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тиши­на. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились

руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не ис­чезли бесследно подобно памятни­кам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вави­лона, о великолепии которого ре­ально судить уже невозможно. Раз­валины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрас­ными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необык­новенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно уви­деть феерическое зрелище пламе­неющего красками заката, отража­емого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.

В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захва­тив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царст­вования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочис­ленные изваяния. Хрупкая, миниа­тюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, уд­линёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с

Сокровища Эрмитажа.

// М.-Л.: АН СССР и Гос. Эрмитаж. 1949. 352 с. (Научно-популярная серия.)

Статуя фараона Аменемхета III. (М. Матье)

Чёрный гранит. Высота 86 см. 1850-1800 г. до н.э. Поступила в 1905 г.

[ Открыть фотографию в новом окне. ]

Статуя Аменемхета III является лучшей египетской скульптурой Эрмитажа и принадлежит к числу мировых шедевров искусства древнего Египта. Она восходит к так называемому времени Среднего царства, одному из периодов высокого расцвета египетской культуры, имевшему огромное значение в истории науки, литературы и искусства Египта. Именно тогда в математике были разрешены такие проблемы, как вычисление поверхности шара (папирус Музея изобразительных искусств в Москве), а в медицине была впервые в мировой истории осознана роль мозга в организме человека. Египетская литература создала в этот период произведения, ставшие классическими, в том числе и всемирно известные папирусы Эрмитажа со «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Поучением царя своему сыну Мерикара» и «Предсказанием мудреца Неферреху». Не менее замечательными были и созданные в эти века памятники искусства.

Особенно интересен в искусстве Среднего царства рост реалистических исканий, ярким образцом которых является и наша статуя с её явно портретным лицом, отмеченным всеми чертами нового стиля. Фараон изображён сидящим на троне в форме куба, с положенными на колени руками. На нём надет головной убор египетских царей - полосатый платок с укреплённым надо лбом изображением священной змеи. На бёдрах фараона надета короткая повязка. Спереди, по бокам трона, вырезаны вертикальные иероглифические надписи, содержащие

титулатуру и имена Аменемхета III. Мы не найдём в лице Аменемхета никаких следов старого канона царских идеализуюших статуй. Всё здесь индивидуально: большой нос, выдающиеся скулы, крупный властный рот со слегка опущенными углами губ. Глаза уже не лежат прямо и плоско почти на уровне лица, - они поставлены наклонно и глубоко сидят в орбитах. Всё лицо проработано, ощущается его костяк. Игра светотени чрезвычайно углублена и является характерной особенностью всего стиля.

Новое направление в искусстве Среднего царства возникло вначале не в официальном искусстве, а в творчестве мастеров, работавших при дворах правителей округов Среднего Египта. Эти округа получили большую самостоятельность в период распада Египта на отдельные области перед началом Среднего царства и удерживали её и в XX в. до н.э. Вместе с ростом городов Среднего Египта росло и их значение как художественных центров, искусство которых, в полном соответствии с известной самобытностью их общественной среды, сумело найти интересные решения в своих исканиях новых способов передачи окружающего мира. Развитию этих стремлений содействовало и то колебание традиции, которое было вызвано распадом единого древнего государства на отдельные области и нарушением всего веками установленного образа жизни. Постепенно развиваясь, новый стиль был воспринят и официальным искусством Среднего царства и в XIX в. до н.э. полностью отразился в царской скульптуре, одним из лучших образцов которой является наша статуя Аменемхета III.

Царская пластика - важнейшая часть государственной идеологии Древнего Египта. Царь считался одновременно богом и человеком, он рождался от солнечного бога и земной женщины. Царь отвечал за жертвоприношения богам, которые осуществлялись в многочисленных храмах по всей стране, и одновременно сам был объектом поклонения, воплощая всю божественную мощь и неприступность. От него напрямую зависело существование и процветание страны. Поэтому царские статуи были неотъемлемой частью храмовой скульптурной программы. Огромное количество статуй и их фрагментов хранится ныне в музеях мира, однако это всего лишь скудные остатки первоначального богатства и изобилия царских образов.

Фрагмент сидящей статуи царя 12 династии Аменемхета III в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина - признанный шедевр царской пластики Среднего царства. В 1893 году В.С. Голенищев написал статью, в которой сопоставил полностью сохранившуюся, включая вырезанное на ней имя, статую Аменемхета из Эрмитажа и портрет этого царя из своей собственной коллекции с лицами сфинксов из города Таниса в Нижнем Египте. Впервые в европейской египтологии при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифических текстов. В результате исследователь доказал, что все три статуи изображают одного и того же фараона. С этой работы фактически началось изучение царского портрета эпохи Среднего царства.

Характерные физиогномические черты Аменемхета III ярко выражены: широко поставленные узкие глаза, прямой нос с ровной переносицей, выступающие скулы и впалые щеки, напряженно сжатый рот и выпуклый подбородок, несоразмерно большие уши. Доминируют изломанные линии, создавая впечатление дробного чеканного рельефа и подчеркивая отнюдь не юный возраст изображенного. Это лицо разительно отличается от спокойно-безмятежных, вечно молодых и отрешенных образов царей Древнего царства. Применительно к статуям Аменемхета III и его отца Сенусерта III египтологи говорят даже о феномене царского портрета 12 династии, имея в виду заметные реалистические и - сверх того - психологические тенденции. В основе своей они не присущи древнеегипетской скульптуре и тем более изображениям царей, соединявших в себе человеческое и божественное начала. Ведь психологизм предполагает запечатление малейших оттенков настроения или сугубо индивидуальных особенностей характера, а египтяне стремились к стабильности, неизменности, типизации, идеализации - тем качествам, которые понимались ими как принадлежность вечности. Таким образом, царский портрет 12 династии - особая страница египетского искусства, и Музей может по праву гордиться первоклассным памятником этого периода.

На голове Аменемехета III - плат немес и часть урея, древнейшие атрибуты царской власти. Известно, что этот царь построил две пирамиды в Нижнем Египте: одну в Дахшуре, не использованную из-за просчетов при строительстве, другую - в Хаваре, в Фаюмском оазисе. Вторая пирамида была частью грандиозного культового комплекса, от которого, к сожалению, практически ничего не сохранилось, хотя античные авторы дивились этому сооружению (например, Геродот, назвавший его Лабиринтом). Тем ценнее для нас запечатленные в камне свидетельства о личности Аменемхета III, одного из самых значительных царей 12 династии. До наших дней дошло около 60 статуй царя и их фрагментов, которые находятся в знаменитых египетских собраниях Каира, Берлина, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Рима, Санкт-Петербурга. Однако портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - «едва ли не самый насыщенный внутренним содержанием; это скорее идея царя, чудовищная сила... воплощение судьбы миллионов людей, зависящих даже не от взгляда - божество не смотрит ни на кого в отдельности, - а от легкого движения бровей». (О.Д. Берлев).

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит). Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.

Фото 27 из презентации «Архитектура и искусство Древнего Египта» к урокам МХК на тему «Древний Египет»

Размеры: 251 х 544 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Архитектура и искусство Древнего Египта» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4197 КБ.

Скачать презентацию

Древний Египет

«Архитектура и искусство Древнего Египта» - Статуя сидящего писца. Голова фараона Сенусерта III. Статуя фараона Аменемхета III. Жан-Франсуа Шампольон. Фаянсовые сосуды. Статуя Рахотепа и Нофрет. Статуя вельможи Коапера. Мелкая пластика. Приемы изображения фигур на плоскости. Плита фараона Нармера. Статуя фараона Хефрена. Стела вельможи Хунена.

«Культура Древнего Египта» - Ларец. Золотая маска царя. Портрет царицы Нефертити. Статуэтки жрицы. Браслеты. Роспись. Гигантомания. Изображение царя и царицы. Рельеф храма в Абу - Симбеле. Храм царицы Хатшепсут. Искусство. Колонны храма в Луксоре. Аллея сфинксов. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Колесница Тутанхамона.

«Древнеегипетские пирамиды» - Как строили пирамиды? Пирамида Сфинкса. Пирамиды в Гизе. Пирамида Хеопса. Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиды древнего египта. Археологами было открыто поселение, в котором жили строители пирамиды. Кто строил пирамиды? Виды пирамид.

«Пирамиды Древнего Египта» - Период Древнего царства. Создание пирамид. Пирамиды в Гизе. Погребальные камеры. Будущий император. Пирамида Микерина. Пирамида Снофру в Медуме. Пирамида Хеопса. Египетские пирамиды. Удивительные вещи. Высота. Отражение. Роберт Бьювел. Дотошные исследователи. Развалины храма Сфинкса. Периоды истории Древнего Египта.

«Тайна пирамиды Хеопса» - «Спроектировать» пирамиду. Уточненные габариты пирамиды Хеопса. Три основные единицы длины. Вычислим. Одна из тайн пирамиды Хеопса. Версии размера. Построение прямого угла. Принцип «золотого сечения». Время боится пирамид. Разработать проект пирамиды. Нынешние размеры пирамиды Хеопса. Построение квадрата.

«Кратко об искусстве Древнего Египта» - Сфинкс. Гробница царицы Нефертари. Аменхотеп. Фрагмент барельефа. Великолепно царское ожерелье, украшенное самоцветами. Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Город Карнак. Пирамиды в Гизе. Золотое сияние маски отождествляет царя с Солнцем. Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей.

Всего в теме 24 презентации

Тайны египетских фараонов Сиднева Галина

Среднее царство (Аменемхет III, царица Нефрусебек)

В первой половине XXI века до нашей эры (около 2040 г до н. э.) фиванский номарх Ментухотеп I окончательно разбил своих соперников, правителей Гераклеополя, и объединил Древний Египет в Среднее царство. В период Среднего царства правили фараоны XII и XIII династий. Они сделали большое дело – восстановили общую египетскую систему оросительных каналов, прорытую в эпоху Древнего царства. XII династия Аменемхетов – Сенусретов правила примерно с 1991 до 1783 года до н. э. Сенусрету III удалось добиться стабильности положения страны. Египет стал при нем сильным во всех отношениях государством. Фараоны XII династии вели успешные завоевательные войны. Египтяне продолжали осваивать Файюм и возвели там в болотистой местности огромный дворец, известный грекам как Лабиринт. Он был построен во время долгого и плодотворного правления фараона Аменемхета III, который правил примерно 46 лет (1849/1839-1801/1797 годы до н. э.).

Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках – Лахарес) был сыном фараона Сенусерта III. Во время его правления власть фараона была сильнее, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строились роскошные гробницы номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и существенно ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».

Правление Аменемхета III отмечено интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.

На Синайском полуострове на каменных блоках и плитах обнаружено более пятидесяти надписей, в которых содержится повествование о длительных экспедициях в период между вторым и сорок пятым годом правления Аменемхета III. В тексте, относящемся ко второму году правления, есть сведения о доставке в Египет бирюзы и меди.

Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне – благоприятные. Высеченные на камнях тексты содержат длинные списки чиновников, казначеев, художников, распорядителей работ, каменотесов и других рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании на руднике. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, а также бога Гора и обожествленного фараона Снофру из IV династии, которого считали покровителем Синайского полуострова. Они не посылали проклятья на голову фараона, отправившего их отбывать повинность, – или боялись говорить о своем недовольстве, или им жилось не так уж плохо.

При Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 километра), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса, и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков – Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

На осушенной земле Фаюмского оазиса был построен город Крокодилополь (или Арсиное) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 метров. На постаментах возвышались громадные (11,7 метра) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды – непоколебимые, массивные, величественные.

Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание со множеством коридоров и залов греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел действительно впечатляющие размеры: длина – 305 метров, ширина – 244 метра. Он насчитывал три тысячи помещений, в том числе полторы тысячи подземных комнат. Греческий географ Страбон писал, что потолок каждой комнаты состоял из цельного камня, а все коридоры покрывали отшлифованные каменные плиты необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись – только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, возможно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.

Можно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов – общих египетских и местных, номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились только фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.

В долине Хаммамат, на месте каменоломен, на скале найдена надпись, в которой рассказывается, что в девятый год своего правления Аменемхет III лично побывал в скалистой долине Рохан и отдал приказание о подготовке каменных блоков для строительства памятников в Пи-Себеке и для статуи фараона.

Аменемхет III развернул широкое строительство и в других местах Египта. По его приказанию отремонтировали храм в Аполлонополе-Магна, построили новый храм Осириса в Абидосе, перестроили и расширили храм Харшефа в Иераконполе. Древнюю столицу, город Нехебт, обнесли высокой кирпичной стеной, которая стоит до сих пор. Аменемхет III поощрял торговлю. Именно он ввел в обиход основную весовую медную единицу дебен, равную 91 грамму.

Египетские купцы старались наладить постоянные деловые связи с далекими, малоизвестными для египтян странами. На 45 году правления Аменемхета III египетская экспедиция во главе с Птауром пробралась вглубь Сирии – «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слышал».

Аменемхет III построил для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона – камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон велел сделать два входа. Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и тоже вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта можно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее обнаружена гробница другого фараона, вероятно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал совершенно готовую, специально для него возведенную пирамиду, осталось загадкой.

Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида стояла в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 метров и высотой 20 метров. Вход в погребальную камеру был расположен с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций. Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита и весит больше ста тонн. Толщина стен составляет 60 сантиметров. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 метра и весит около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой – его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

После Аменемхета III на престол взошел его сын Аменемхет IV, который правил меньше десяти лет. Он не прославился завоеваниями, не оставил по себе долгую память добрыми делами, но, впрочем, и злыми тоже. Некоторое время он, вероятно, был соправителем своего отца и руководил строительством храмов.

Согласно Туринскому папирусу, Аменемхет IV правил 9 лет, 3 месяца и 27 дней, в том числе первые семь лет он правил вместе с отцом. Вероятно, Аменемхет IV умер, не оставив наследника, и на трон взошла царица Нефрусебек.

Из Туринского папируса следует, что в конце XII династии страной единолично правила в течение 3 лет, 10 месяцев и 24 дней (предположительно, в 1799-1796/1795 годах до н. э.) царица Нефрусебек (Себекнефрура) – женщина-фараон. Она является второй царицей (после Нитокрис, последней правительницы из VI династии и всего Древнего царства), ставшей полноправной правительницей Египта.

О Нитокрис (около 2152-2150 г. до н. э.) упоминал Манефон и рассказывал в своей «Истории» греческий историк Геродот.

По Геродоту, брата Нитокрис, который был фараоном, убили в смутное время заговорщики, и тогда сестра фараона захватила власть в стране. Мстительная царица заманила убийц во внутренние помещения дворца, находившиеся глубоко под землей. Нитокрис пригласила их на пир, а сама вышла из зала и приказала запереть гостей и отодвинуть заслонку на секретном подземном канале, соединявшем реку с дворцовыми подземельями. В покои хлынула вода, и ненавистные враги утонули. Геродот заключил краткое повествование о царице Нитокрис рассказом о ее самоубийстве: обезумевшая женщина кинулась в горящую комнату и сгорела заживо.

Кроме упоминания у жреца Манефона, в других древнегипетских источниках о последней правительнице Древнего царства ничего не сказано. Но, несмотря на крайне скудные и недостоверные сведения, Нитокрис все же считается исторической фигурой и первой женщиной на троне египетских фараонов.

Имя Нефрусебек означает «Прекраснейшая для Себека». Обычно она считается дочерью Аменемхета III, но жрец Манефон называет ее сестрой Аменемхета IV.

От времени правления царицы Нефрусебек практически не сохранилось письменных свидетельств, однако в Лабиринте Сенусерта III и Аменхотепа III обнаружено несколько статуй без головы. Предполагается, что статуи изображали Нефрусебек и были обезглавлены после ее смерти. На стенах крепости в Кумме найдено сообщение о подъеме воды в Ниле на 1,83 метра, относящееся к третьему году правления этой царицы.

Верховная жрица Нефрусебек была незаурядной женщиной – волевой, решительной, властной. Она, предположительно, даже совершила победоносный поход в Нубию. Нефрусебек была правительницей одного из двенадцати номов, пользовалась большим авторитетом и поддержкой во всем Египте. Она правила страной при малолетнем наследнике престола, но наследник умер. Нефрусебек отвергла все претензии на престол следующего наследника, объявила себя фараоном и одновременно стала женой влиятельного номарха. Энергичную правительницу в то время поддерживали жрецы, военачальники, провинциальная знать и весь народ – они фактически возвели на египетский трон женщину царской крови. Среди многочисленных представителей династии не нашлось лица мужского пола, способного оттеснить ее от трона фараонов.

Нефрусебек приказала изображать ее в традиционном облачении фараонов, с небольшими деталями женской одежды. Женщина-фараон добилась абсолютной власти, но ненадолго – она погибла. Согласно легенде, царицу убили во время охоты наемные убийцы, подосланные ее мужем. Честолюбивый номарх не пожелал играть роль марионетки при полновластной хозяйке страны – он захотел сам стать фараоном.

Нефрусебек продержалась на престоле около четырех лет. С какой целью она рвалась к власти, что она хотела сделать, какие планы по управлению Египтом строила эта удивительная женщина, можно только гадать.

Гробница Нефрусебек не найдена до сих пор. Возможно, незаконченный комплекс пирамид в Мазгуне, подобный пирамидам, построенным для Аменхотепа III, был предназначен именно для нее.

К концу ее правления обычно относят крупное восстание несвободных египтян («царских хемуу», то есть всего трудящегося населения Египта) при участии небольшого количества рабов, свидетельством которого является папирус с поучением Ипувера. Восстание привело к общему упадку, обнищанию и, в конечном итоге, к падению XII династии и всего Среднего царства.

В период Среднего царства возникла значительная прослойка зажиточных египтян, но в обществе накапливались противоречия, вылившиеся в страшный бунт (ок. 1783 года до н. э.). Египет постигло бедствие безвластия и распада. Враги не дремали и поспешили воспользоваться смутным временем. Они напали на богатую и обширную страну, где было чем поживиться. Эпоха Среднего царства закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период, или Второй период распада (около 1783-1552 гг. до н. э.)

Когда отшумело восстание и уставший от безвластия народ притих и смирился, к власти пришли XIII и XIV династии, но они уже не обладали реальной властью над всей огромной страной. С территории Сирии пришли кочевники-гиксосы и разбили египетское войско, в котором тогда еще не было боевых колесниц.

Слово «гиксос» по своему происхождению египетское: «хекашасу» – «царь пастухов». Первоначально оно обозначало только гиксосских фараонов, а потом распространилось и на все племя. Самоназвание гиксосов неизвестно. Большинство ученых, на основе анализе имен гиксосов (Якобхер, Салитис), которые содержатся в цитатах из сочинений Манефона у Иосифа Флавия, относят гиксосов к семитским племенам. Гиксосы создали сильный племенной союз на территории Палестины и Северной Аравии.

Письменные египетские документы того времени о завоеваниях гиксосов и их правлении в Египте, к сожалению, отсутствуют. Тем не менее некоторые данные о гиксосах дошли до нас благодаря более поздним документам и археологическим находкам.

Гиксосы вторглись в дельту Нила и продолжили завоевания с очевидной целью – чтобы поселиться на плодородных и благоустроенных землях, покорить египетский народ и управлять Египтом. Гиксосы никогда фактически не правили всей страной, они захватили только Нижний Египет, а в Фивах фараоны Верхнего Египта продолжали править на своих землях до Асуана на южной границе.

Поначалу иноземцы укрепились в Мемфисе и оттуда правили всей захваченной территорией, но потом они построили большой хорошо укрепленный город – Аварис. Он находился, по всей вероятности, в северной части дельты Нила, где сейчас расположен город Телль-эль-Даба. Гиксосы были воинственным народом и имели несомненное военное превосходство над египтянами. Скорость и сила всадников и колесниц, преимущество доспехов и новых типов оружия, особенно составных луков, давали им явный перевес над противником и придавали уверенность в окончательной победе.

Археологические памятники, свидетельствующие о присутствии гиксосов, найдены в Египте и Палестине. Это прямоугольные укрепленные лагеря, простые ювелирные украшения и гончарные изделия своеобразной формы. Отдельные предметы, помеченные именем гиксосского царя Хиана, найдены за пределами Египта – значит, гиксосы имели какие-то торговые связи.

Гиксосские вожди, утвердившиеся в захваченной дельте Нила, приняли титул фараонов (XV-XVI династии). Однако им не удалось подчинить своей власти всю долину Нила. Они управляли только Нижним Египтом. Часть номархов и знати Верхнего Египта признали власть фараонов-гиксосов, они благоразумно платили гиксосам дань и правили в своих номах по своим законам. В начале XVII в. до н. э. гиксосский фараон Хиан на короткое время установил свою власть в Верхнем Египте и фактически объединил в своих руках всю страну. Но после смерти Хиана Фивы вернули себе независимость, и фиванские правители провозгласили себя фараонами (XVII династия). Последний фараон этой династии Камос подчинил себе остальные номы Верхнего Египта.

Нашествие гиксосов оставило неизгладимый след в жизни египтян. Впервые в многовековой истории Древнего Египта страна оказалась под властью чужеземцев. Несколько поколений египтян вынуждены были терпеть иноземных правителей, покоряться их воле, исполнять их приказания. В народе копилась ненависть к чужеземцам. По рассказам жреца Манефона, гиксосы управляли Египтом в течение двух – XV и XVI – династий. Последняя правящая династия гиксосов совпадает по времени правления с XVII династией фараонов Фив. Пирамиды этих фараонов находятся к западу от Фив.

Примерно через сто лет после основания фиванской династии египтяне созрели для борьбы с иностранными поработителями. Самое раннее доказательство этой войны – мумия фараона Секненры, который, по всей вероятности, погиб в сражении с гиксосами. Сын фараона Секненры Камос, несмотря на противодействие номархов и знати, продолжил начатую его отцом вооруженную борьбу с захватчиками. Это была жестокая и непримиримая народная война, о чем свидетельствует таблица Карнарвона.

Во время раскопок в Фиванском некрополе, проводимых археологом Г. Картером на средства лорда Г. Карнарвона в 1907-1912 годах, была найдена интересная табличка. На ней скорописью записан текст, с которого, по-видимому, копировались надписи на стелах, установленных фараоном Камосом (начало XVI в. до н. э.). Обломки этих стел были обнаружены в 1936 году.

По всей вероятности, скоропись на табличке – это копия официального документа, сделанная учеником в школе писцов. В тексте есть пропуски и ошибки. На таблице высечен текст, который описывал важные события того времени. Фиванский фараон Камос воевал с «проклятыми азиатами» и сообщал о своей победе: « …Я провел на моем корабле ночь с радостным сердцем. Когда рассвело, я насел на него, как сокол. Когда наступило время завтрака, я напал на него. Я разрушил его стену, убил его людей и заставил его жену сойти на береговую плотину. Мои воины были будто львы со своей добычей, с рабами, скотом, жиром и медом, деля свое достояние с радостным сердцем… » (Перевод Петровского Н. С. сделан по публикации: Gardiner А. Н. The Defeat of the Hykos by Kamose: The Carnarvon Tablet no. 1. – Journal of Egyptian Archaeology, 1916, vol. 3, p. 95-110).

Две стелы времен правления фараона Камоса подтверждают его военный триумф, хотя он был, вероятно, не окончательным: Камос отвоевал лишь часть территории Среднего Египта. Но это была первая крупная победа в войне с гиксосами, которая в дальнейшем завершилась полным разгромом врага. После Камоса на юге Египта на историческую арену вышел его брат Яхмос I.

Гиксосы правили в Египте более полутора веков и, хотя называли своих правителей фараонами Египта, не восприняли земледельческую египетскую культуру. Гиксосы верили в своих богов, говорили на своем языке и так никогда и не стали египтянами. Они были чужаками на египетской земле, как татаро-монголы на Руси. Изгнанием гиксосов закончился Период распада. Время правления фараона Яхмоса I в египтологии принято считать началом периода Нового царства .

Яхмос I Небпентира («Рожденный Луной») известен также как Яхмес, Ахмос или Амасис I. Он правил в середине XVI века до н. э. и считается основателем XVIII династии и Нового царства.

Из книги Египтяне [От древней цивилизации до наших дней] автора Азимов Айзек

Глава 4 Среднее царство ФивыВек мрачных последствий, «темный век» гражданской войны, волнений и соперничества претендентов на трон. В этот период все прекрасные усыпальницы великих фараонов - строителей пирамид были разграблены.В сущности, мы мало что знаем об истории

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2055–1650 гг. до н. э.) Среднее царство - 400-летний период истории воссозданного централизованного государства, в котором выделяются два периода - конец XI династии (правившей в Фивах) и ХІІ-ХІІІ (с новой столицей в Лиште, в Фаюме). Исключительные заслуги

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.) Едва ли было бы справедливым считать, что причиной упадка Древнего царства был начавшийся в конце его процесс приватизации. Он был тогда еще очень слабым и не мог оказать заметного влияния на разложение структуры. Более вероятно, что

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Среднее царство При правящих уже единым Египтом царях XI династии возобновилось масштабное строительство (заупокойный храм Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, близ Фив) и внешнеполитическая активность (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт), однако угроза междоусобиц еще Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Среднее царство: 2055–1650 гг. до н. э Среднее царство началось с правления Ментухотепа II, вновь объединившего Египет. Он был у власти 51 год, и его царствование принесло народу мир и стабильность. Объединение страны означало, что у номархов уже не было своих армий. Потомки

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

Среднее царство И вот, в этих условиях и наступило Среднее царство (втор. пол. XXI - сер. XVIII вв.). Наследуется сложная культура, новые идеи в языческой религии. Продолжается экономический подъем, но следствием его является широкая военная экспансия, чего не было в

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Среднее царство (ок. 2055–1650 гг. до н. э.) Окончательную победу над Гераклеополем одержал Ментухотеп II (ок. 2055–1650 гг. до н. э.), вероятно, сын Интефа III (ок. 2063–2055 гг. до н. э.); эту задачу облегчила ранняя неожиданная смерть царя Гераклеополя Мерикары, случившаяся через

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

2.7. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ Гибель Древнего царства сопровождалась демографической катастрофой. «Города разрушены… Людей стало мало», – свидетельствует жрец Ипусер. Дельта была занята варварами – вторгшимися из Азии пастушескими племенами. Многие

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 2 Древнее царство и Среднее царство Несмотря на то что жители Египта говорили на схожих диалектах и обладали определенной общностью культуры, у них отсутствовало ожидаемое политическое единство. Это преимущество было обретено незаметно, возможно, в течение

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Среднее царство (2020 г. – начало XVII в. до н. э.) При правивших уже единым Египтом царях XI династии возобновляются масштабное строительство и внешняя экспансия (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт); однако угроза междоусобиц еще сохраняется. По-настоящему прочное

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

II. Среднее царство Царские областные правители (номархи) наделены на правах ленного владения доменами и выдачами натурой из царских магазинов, юридически ясно отграниченными от аллодиальных доходов и земельных владений чиновника.После периода