Лермонтов михаил - из под таинственной, холодной полумаски. Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю. Лермонтов)

«Из-под таинственной, холодной полумаски…» Михаил Лермонтов

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну.

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но вес же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью – увидеться с Лопухиной. Одна их этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым – украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, от честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

Михаил Юрьевич Лермонтов

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но всё же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Варвара Лопухина, по мужу Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью - увидеться с Лопухиной. Одна из этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым - украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, он честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова?

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю. Лермонтов, 1841

Показать текст целиком

Лирическая героиня в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Из-под таинственной,холодной полумаски…”- мечта,с которой лирического героя связывают романтические отношения. Он восхищается красотой возлюбленной:”пленительные глазки”,”лукавые уста”.

Лирическую героиню можно представить в образе незнакомки.Персонаж стихотворения замечает каждую деталь героини:”шеи белизна”,”девственные ланиты” .Он запомнил определенные черты внешности,

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».

Эпитеты «таинственная, холодная полумаска» , «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья» .

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной. Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа - лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья» .

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведенный после встречи с красавицей, рассказ об образе, созданном в воображении лирического героя. Эти части равные по объему. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем поэт с восторгом описывает красивую женщину. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер - шестистопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору : светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи» . Основный инструмент для создания портрета красавицы - эпитеты : «таинственная, холодная полумаска» , «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья» . Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта» .

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта - 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это - последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски".

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

При анализе "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Композиция произведения

Стихотворение "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова имеет следующую композицию:

Литературные приемы

В "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной - правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.