Кто такие курды и откуда они взялись? История происхождения нации курдов и их религия. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Современные исследователи нациеобразущих процессов и самого явления национальной идентичности твердят, что важнейшим фактором в формировании любой нации является образование собственного государства, через которое она сможет выражать свои фундаментальные интересы и жизненные приоритеты. Оттого так долго живут движения басков, каталонцев и некоторых других меньшинств в Западной Европе. Однако самым многочисленным народом, который, очевидно, уже готов оформить себя как нацию, но до сих пор не имеет собственного государства, являются курды. Национальность эта насчитывает большее количество представителей, чем многие европейские народы. По различным подсчетам, курдами являются от тридцати до сорока миллионов человек, проживающих в разных странах нашей планеты.

Кто такие курды?

Национальность эта представляет собой совокупность целого ряда племенных групп тюркского происхождения. Их родина и наиболее плотный ареал современного расселения - территория на самом востоке Малой Азии. Современный Курдистан (так называется этот регион) разделен сразу между несколькими государствами: Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Естественно, абсолютное большинство представителей этого народа исповедует ислам суннитского толка. Хотя встречаются и христиане: католики и даже православные курды. также широко распространена в других странах Ближнего Востока, а также в Европе и СНГ.

Происхождение курдов

Этот народ является одним из самых древних в передней Азии. Его происхождение сегодня представляет собой весьма спорный вопрос. Так, существуют мнения о том, что курды являются наследниками скифов. Иные ученые выводят их родословную от населявших в древности Персию и Месопотамию племен куртиев. Генетические исследования гаплогрупп указывают на родство современных курдов с народами Кавказа: азербайджанцами, грузинами и армянами, а также евреями.

Курдский вопрос в Турции

Собственно, состоит он в несоответствии столь значительной численности народа их фактическому статусу национального меньшинства в нескольких восточных государствах. Так, курды, национальность которых долгое время отрицалась турецким правительством, подвергались культурным притеснениям вплоть до 2000-х годов. В течение долгих лет был под запретом в местных СМИ. Положение усугубляется также и тем, что курды в Турции в основной своей массе находятся на достаточно низком этапе социального развития в сравнении с самими турками. При этом, по некоторым экспертным оценкам, их численность достигает 20% населения страны. Интенсивный рост национального сознания происходил здесь после На протяжении всего XX века в Курдистане велась слабая неорганизованная борьба. Всерьез оформиться она смогла лишь под влиянием марксистской идеологии уже в конце 1970-х - первой половине 1980-х. Под влиянием сепаратистских военизированных организаций курдов и под давлением европейских государств, настаивающих на демократизации Турции, местное правительство было вынуждено пойти на уступки в 2000-е годы. Смягчаются запреты на использование их языка и проявление культуры. С некоторых пор появились регулярные телеканалы на курдском языке, открываются национальные школы.

Курдский вопрос в других странах Ближнего Востока

Курды в Ираке, как и в Турции, живут компактными группами на определенных территориях. Долгое время они боролись за свою идентичность с местной монархией, а позже - с режимом Саддама Хуссейна. В начале 1990-х годов Кувейтская война даже чуть не помогла создать им собственное независимое государство. Однако попытка сепаратистов провалилась. В 2000-е годы получил весьма широкую автономию в пределах государства. проживают в северных регионах страны, составляя 9% населения. Культурное положение этого народа здесь пока еще хуже, чем в Ираке и Турции, так как в Сирии все еще запрещено использование курдского языка, имен, частных школ, книг и других печатных изданий. Вместе с тем здесь существуют местные военизированные организации, тяготеющие к созданию автономии.

При произношении крылатой фразы «нация без государства », первое, что приходит на ум - курды. Самобытный народ с общей численностью в 35 миллионов человек, разбросан на территории нескольких государств в западно-южной части Азии. Слушая новости о национальных конфликтах, происходящих в этом регионе, многие задаются вопросом - кто такие курды и откуда они взялись?

Древняя история курдов

Родина курдов издавна была ареной бесконечных споров между двумя крупными империями: Иранской и Османской. История пронизана драматизмом и, в некоторой мере, несправедлива к этому народу - в многовековой борьбе с чужеземными захватчиками они так и не смогли создать независимое государство .

Современные раскопки архитекторов в междуречье рек Тигр и Евфрат говорят о том, что народность курдов сформировалась в периоде с 5000 до 4500 лет до н.э., и проживали они в древнем государстве Мидия. Выгодное графическое положение, а царство имело выход к современных Чёрному, Каспийскому и Аравийскому морях, заставляла курдов постоянно отбиваться от нападений соседних государств.

В конце 600 лет до н.э., под натиском кочевников из племен монголов, тюрок и сельджуков, произошло окончательное падение Мидии. Некогда монолитный народ разбит географическими границами разных государств, и 80% курдов проживают в современной Турции, Ираке, Иране и Сирии.

Курдистан сегодня: возможность создания автономного государства

Стремительно развивающие события, которые происходили в начале 21 века, и продолжают будоражить весь мир сегодня, заставляют задуматься о предоставлении некой автономии для курдов . Рассмотрим все «за» в вопросе о создании новой страны:

  • Историческая справедливость . Очевидна выгода для курдов, которые являясь одним из самых древних народов, не имеет своего государства.
  • Национальное примирение . В Турции к курдам относятся с опасением, в Иране и Ираке их называют «неправильными» мусульманами. Автономия решила бы все междунациональные противоречия.
  • Геополитика . Зачастую, для решения своих вопросов на востоке, «курдскую» карту разыгрывают супердержавы. Курдистан помог бы частично успокоить ситуацию в регионе.

Курды: религия

Курдская религия отличается своей многогранностью. Виной этому можно считать тот факт, что проживает народ на территории нескольких странах . Вероучения этнических групп разных государств, оставило свой след не только в религии, но и в традициях и обычаях древних предков.

  • Сунниты . В основном это касается курдов проживающих на территории Турции и Сирии. В Ираке и Иране, где большинство мусульман относят себя к шиитам, проживают езиды.
  • Езиды . Первоначало езиды были язычниками, сейчас религия включает в себя элементы иудаизма и христианства. Проживают в Ираке, но имеют обширную диаспору в Армении, Грузии, Германии, Франции и США.
  • Монофизиты . Верование переплетается с христианством, и гласит, что Бог имеет только одну природу - божественную. У православных Иисус Христос воплощает в себе человеческий облик и божественную силу.
  • Шииты, христиане . Христине проживают в центре Курдистана, шииты в Ираке и Иране.

Численность курдов в мире

Как мы уже говорили, курды - огромный крупный этнос Азии, который не имеет своей государственности . Большая часть населения компактно проживает на территории называемой Курдистан, который делится на четыре географо-политические части:

По всему миру живут около 35 миллионов курдов. Помимо Курдистана большое количество живет в Германии (800000) и Франции. Много езидов, которым надоело навязывание им мусульманского вероисповедания, перекочевали в Армению.

Если говорить о территории бывшего СССР, то в странах СНГ их проживает около 200000 человек:

  1. Россия 57,4 тыс. человек,
  2. Армения 51,2 тыс. человек,
  3. Грузия 34,7 тыс. человек,

Эти страны являются лидерами по этим проживанию курдов.

Как живут курды в России?

Россия и Курдистан во все времена вели дружеские отношения. В частности курды активно помогали Российской Империи во время Крымской войны. События начала прошлого века, с последующим вхождением в состав России территорий Северного Кавказа, обозначил появление в нашей национальной семье курдов.

По итогам последней переписи населения, курдов в России проживает около 57476 тыс. человек . Самая многочисленная диаспора:

В основном курды заняты в сельской отрасли, и комфортно себя чувствуют в России. Об этом, в частности, может говорить тот факт, что на чистом курдском языке говорят только старшее поколение . Дети общаются на русском языке, который по своим лингвистическим характеристикам ничем не отличается от любого другого региона страны.

Традиции курдов

Культура и быт народа отличается своими особенностями. Издавна курды верили в идолов. Попав под воздействие мусульманского халифата, культура и традиции этого древнего этноса впитали в себя особенности двух религий :

  • Свадьба . Бракосочетание происходит весной, а само празднование может продлиться до 7 дней. Сохранился до наших дней и обычай «похищения» невесты.
  • Похороны . Покойного заматывают в хлопчатую ткань, на грудь ложится зеркальце и камень. Родственники умершего носят траур в течение года.
  • Женщины . В отличие от мусульман, которые закрывают свое лицо тонкой повязкой «никаб », представительницы слабого пола курдов этого не делают. Вместо паранджи распространена современная одежда, среди которой на особом месте стоят штаны (в старину - для удобства езды на лошадях).
  • Дети . Отцом обязательно должен быть курд, мать - «порядочная» женщина любой национальности.
  • Алкоголь . Среди езидов популярно вино, которое они считают кровью Христа. Пьется напиток с особой аккуратностью, дабы не пролить ни одной капли на землю.
  • Гость . Особое отношение к гостю можно охарактеризовать национальной пословицей: «Жена, сабля, конь - никому, все остальное - гостю ».

Теперь вы знаете, кто такие курды и откуда они взялись. Являясь самым многочисленным этносом южно-западной части Азии, курды издавна ведут борьбу за создания собственного государства - Курдистана.

Стремление этого народа к свободе и независимости поддерживаются многими людьми со всего мира. Борьба за автономию продолжается, и кто знает, может в течение следующего десятилетия, мы будем свидетелями создания нового государства.

Видео: откуда возникли курды?

В этом видео историк Фархат Патеев расскажет, как и откуда возникла нация курдов, какие ее ожидают перспективы в дальнейшем:


Сирия Сирия :
около 1,7-2,2 млн чел.
Германия Германия :
от 800 тыс. чел.
Афганистан Афганистан
200 тыс. чел.
Азербайджан Азербайджан
от 150 тыс. чел.
Ливан Ливан :
80 тыс. чел.
Россия Россия :
63,8 тыс.
Грузия Грузия :
12 тыс. чел.
Армения Армения :
32 тыс. чел.
Казахстан Казахстан :
38,3 тыс. чел. (недоступная ссылка) Проверено 13 декабря 2016.
Великобритания Великобритания :
37 470 чел
Израиль Израиль :
от 11 до 32 тыс. чел.
Туркмения Туркмения :
6 тыс. чел. Религия большинство исповедуют ислам с 7 века (суннитского толка , а также шиизм и алевизм) ,
езидизм (у езидов) , христианство и иудаизм (у лахлухов)

Этногенез

Высказываются различные гипотезы происхождения курдов, в частности, скифско-мидийская. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι , лат. Cyrtii ) . В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии . Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской , а также Армянское нагорье и Курдистан , в Прикаспийских областях и Иранском Азербайджане и были скотоводческим и разбойничьим племенем . Согласно В. Минорскому во времена древне-персидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена .

Имя курдов (kwrt) упоминается в (Карнамак-и Ардашер-и Папакан) , но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности , широко расселившиеся в горах Загроса , Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи , зазаки , сорани , лаки , келхури , горани , авромани.

Напротив, происхождение таких «курдских» языков как гурани и зазаки , также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата , не связано с собственно курдскими диалектами. Данные языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами. Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках .

Этническая структура и языки

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами . Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе .

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

  • Курдские языки :
    • сорани (южный курманджи)
    • южнокурдский язык (келхури , фейли , лаки)
  • Дейлемитские языки:
    • гурани и авромани

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани - наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким , арабским , персидским и другими.

Курды и заза

Генетические исследования

Ориентировочно Y-хромосомная гаплогруппа достигает 23,5%, гаплогруппы R1b 11%, гаплогруппы R1a 10,5%, 12% у и 12,5% у , 6% у , 5% у гаплогруппы , 5,5% у , 2% у .

Расселение

В настоящее время курдов насчитывается не менее 40 млн человек [ ] . Большинство курдов расселено в регионе Курдистана . Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины.

В Турции

Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра . Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии , крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Экспертные оценки говорят о 20-23 % населения страны , что может составлять до 16-20 млн человек. В это число включаются северные курды-курманджи - основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) - около 1,5 млн человек, а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык - свыше 6 млн человек ). В Турецком Курдистане традиционно наблюдается наиболее высокий уровень безграмотности в Турции.

В Иране

Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане . До свержения шахского режима определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений .

В Ираке

Ирано-иракской война, которая могла бы дать курдам возможность воспользоваться условиями, созданными в связи с поглощенностью двух стран Залива в борьбе друг с другом, только обострила напряженность между основными курдскими группами .

В Сирии

В России и странах СНГ

Религия

Курдское национальное движение

Географическое положение курдских районов в Турции, Сирии, Иране и Ираке является важным фактором в определении «жизнеспособности» и силы курдских политических организаций, противостоящих центральным правительствам этих стран. Курдская проблема расселения демонстрирует, как географический фактор отрицательно влияет на этническое движение в зоне большого соперничества за власть и межрегиональных конфликтов. Можно предположить, что в ближайшем будущем решение курдской проблемы невозможно, но некоторая степень курдской автономии возможна в рамках подлинных федеральных систем данных государств .

Использование курдского языка в турецких СМИ было запрещено. Курдский алфавит был сформирован английскими, российскими и французскими учёными в последнем столетии. Однако, под давлением мирового общественного мнения, постепенной демократизации страны и в результате снижения активности РПК , Турция начала поэтапно смягчать запреты в области использования курдского языка. С января 2009 года Турция начала регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке .

В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами.

История показывает, что курдские проблемы, как правило, возникали из-за попытки лишить этот народ, сильно привязанный к своим собственным традициям, их культурной и племенной автономии. С другой стороны, возникают сомнения, что создание автономии сможет способствовать практическому решению проблемы курдов .

Примечания

  1. Konda Poll
  2. CIA World Factbook : 18% Kurds out of 81,6 million total population (2014 est.) - 14,7 млн.
  3. Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: "They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  4. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  5. Volume 2. Dabbagh – Kuwait University. - Iran, page 1111–1112. // Encyclopedia of Modern Middle East & North Africa. Second Edition. Volume 1 - 4. Editor in Chief: Philip Mattar. Associate Editors: Charles E. Butterworth, Neil Caplan, Michael R. Fischbach, Eric Hooglund, Laurie King–Irani, John Ruedy. Farmington Hills: Gale, 2004, 2936 pages. ISBN 9780028657691

    Оригинальный текст (англ.)

    With an estimated population of 67 million in 2004, Iran is one of the most populous countries in the Middle East. ... Iran’s second largest ethnolinguistic minority, the Kurds, make up an estimated 5 percent of the country’s population and reside in the provinces of Kerman and Kurdistan as well as in parts of West Azerbaijan and Ilam. Kurds in Iran are divided along religious lines as Sunni, Shi"ite, or Ahl-e Haqq.

  6. The World Factbook - Iran (неопр.) . Проверено 21 апреля 2008.
  7. UNPO - Iranian Kurdistan
  8. Syria
  9. The Kurdish Diaspora
  10. The Kurdish Diaspora
  11. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. : см.
  12. Перепись-2009 (казах.) . Архивировано 23 апреля 2015 года.

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды - это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это - прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.

НАЗВАНИЕ: КУРДЫ

АРЕАЛ: Турция, Ирак, Сирия, Иран, Ливан, Армения, Азербайджан, Германия

ЧИСЛЕННОСТЬ: 5-22 миллиона

ЯЗЫК: Курдский

РЕЛИГИЯ: ислам, христианство, зороастризм, ярсанизм, езидизм, алевизм и иудаизм.

  • ВВЕДЕНИЕ

У курдов почти никогда не было собственной страны. «Курдистан» — это горная область, где пересекаются границы Ирака, Ирана и Турции. Средняя высота составляет 1 950 метров над уровнем моря, и большая часть земли недоступна (или труднодоступна) для проживания. На протяжении большей части своей истории курды были частью населения Персидской и Османской империй. (Персидская империя стала современным Ираном. Османская империя — современная Турция).

С 1920 по 1923 годы существовал независимый Курдистан. В 1923 году он был разделён между двумя странами, современными Ираком и Турцией. С тех пор курды расселились на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Они изо всех сил пытались создать независимую нацию. Партизанские бойцы, так называемые пешмерга (тот, кто смотрит смерти в лицо), сражаются для того, чтобы отвоевать территорию для Курдистана. Длительные годы войны и враждебности между Ираном и Ираком поставили курдов в очень трудное положение. В обеих странах есть большие общины курдов, которые постоянно страдают от боевых действий между двумя странами. В Турции рабочая партия Курдистана (РПК) является радикальной группой, которая проводит кампанию за независимость Курдистана. РПК — террористическая организация. Иногда они прибегают к убийствам гражданских лиц, чтобы продвигать своё дело. Из-за этого многие курды выступают против них.

  • АРЕАЛ

По различным оценкам численность населения курдов варьируется от 5 до 22 миллионов. В Турции курдов больше, чем где-либо ещё. Они являются второй по величине этнической группой в Турции, Ираке и Сирии, третьей (после азербайджанцев) — в Иране. Курды также живут в Ливане, Армении, Азербайджане, Германии и других местах по всей Европе, США, Канаде и Австралии. Несмотря на то, что курды живут во всех этих странах, этнически они не связаны с турками, арабами или иранцами.

Курдский язык похож на персидский (или фарси), на котором говорят в Иране. Курдский, как и персидский, также заимствовал много слов из арабского языка. До 1991 года было запрещено говорить на курдском языке в Турции, кроме как дома. Курды высоко ценят хорошее знание своего национального языка. Его умелое использование и написание стихотворений на курдском считаются важными навыками.

Современные курдские имена в основном арабские или персидские. Обычно мать даёт имя ребёнку. Курды традиционно не использовали фамилии, поэтому большинство современных фамилий — это племенные обозначения или географические местоположения.

  • ФОЛЬКЛОР

Современные курды являются потомками древних индоевропейских народов, известных как Мидяне. Они переехали на Ближний Восток 4000 лет назад. Мусульманский герой Саладин (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, 1137-93 годы н.э.) был курдом, как и многие его солдаты. Саладин стал султаном (царём) Египта и Сирии в 1174 году.

Известная сказка «Кузнец Кавэ и Зохак» («Kawe the Blacksmith and Zohak») объясняет происхождение Навруза, празднования Персидского Нового года. Согласно этой истории, Зохак был злым королём, который поработил курдов. Однажды в первый день весны, кузнец Кавэ сподвиг курдов на восстание против Зохака. Они окружили дворец Зохака, и Каве проскочил мимо охраны короля. Он схватил Зохака за шею мощной рукой кузнеца и ударил его по голове молотком. Курды разожгли костры на вершинах гор, чтобы объявить о своей свободе от Зохака. Как говорят, эта история произошла около 700 года до н.э.

  • РЕЛИГИЯ

Христианство

Ярсанизм

Язданизм

Зороастризм

  • ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейший курдский праздник – это Навруз или Персидский Новый год. Он отмечается во время весеннего равноденствия или в первый день весны (21 марта). В этот день готовят особые блюда, запускают фейерверки и устраивают праздник с танцами, пением и чтением стихов. Ставят букеты из весенних цветов (таких как тюльпаны, гиацинты и верба), надевают новую одежду, а также бьют на счастье глиняную посуду. Семьи проводят день за городом, наслаждаясь природой и свежестью весенней погоды. В течение тринадцати дней после Навруза семьи посещают друг друга, а также могилы погибших родственников. Каждый пытается разрешить любые конфликты или недоразумения, которые могли остаться с прошлого года.

Несмотря на то, что большинство курдов больше не являются кочевниками, они продолжают отмечать важные даты, связанные с этим образом жизни. К ним относится, например, «время ягнят», празднование перед перегонкой стада на летние пастбища, стрижка овец и время возвращения в деревню осенью. Важность исламских праздников варьируется среди отдельных представителей курдов.

  • ОБРЯДЫ

Самый главный повод для празднования в жизни курда — это свадьба. Курды женятся в молодости, около семнадцати или восемнадцати лет. Невеста одета в золотые браслеты, серьги и ожерелья, а также новое платье и обувь. Изюминкой свадьбы является публичное шествие из дома невесты в дом жениха.

Когда они доберутся до дома жениха, невеста, скрытая под вуалью, входит в дом и тихо сидит в углу комнаты, а гости празднуют и танцуют на улице. В некоторых районах также традиционна верховая езда.

Родители и родственники отмечают рождение ребёнка, особенно первого сына. Большинство мальчиков проходят обряд обрезания в течение первой недели после рождения. В некоторых более традиционных курдских общинах мальчиков обрезают в возрасте десяти лет, эта традиция сопровождается большим застольем.

  • ОТНОШЕНИЯ

Семья для курдов имеет огромное значение. Семьи патриархальны, род выстраивается по мужской линии. Брак между двоюродными братом и сестрой является обычным явлением. Мужчина часто женится на дочери одного из братьев своего отца. Эта практика распространена во многих культурах.

У курдов наследуется племенное лидерство. Однако местные лидеры избираются благодаря своим личным качествам, в том числе добросовестности, щедрости и мастерству в отношениях с государственными чиновниками.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

Большинство курдов живут в небольших деревнях в отдаленных горных районах. Типичный курдский дом построен из глиняного кирпича с деревянной крышей. Летом курды спят на крыше, потому что там прохладнее. В некоторых домах есть подвальные комнаты, в которых иногда живут зимой, чтобы укрыться от холода. Сантехники внутри дома почти никогда не бывает. Воду приносят в дом в банках и канистрах из главного деревенского колодца. Центральное отопление отсутствует.

Некоторые курды-кочевники живут в палатках из шкур. Большие семейные кланы объединяют свои палатки в общины.

Существует лишь несколько курдских городов: Диярбакыр (своего рода курдская столица) и Ван в Турции, Эрбиль и Киркук в Ираке, Махабад в Иране.

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Немногие курды выходят замуж за некурдов. Пары могут жить с семьей одного из супругов после свадьбы, но у них есть собственные комнаты, а домашнее хозяйство ведётся раздельно. Мужчины и женщины работают в поле, а мальчики и девочки начинают помогать им уже в раннем возрасте.

Традиционно курдские женщины не носят хиджаб, кроме случаев, когда это является частью брачной церемонии. Они свободно присутствуют вместе с мужчинами на большинстве собраний. Если нет достойного наследника мужского пола, женщина может стать племенным лидером. Даже сегодня, проживая в странах с консервативными исламскими правительствами, многие курдские женщины сражаются вместе с мужчинами как пешмерга (партизанские бойцы). Более 1000 пешмерга — женщины. Радикальная рабочая партия Курдистана (РПК) поощряет свободу женщин.

Традиционно курдские женщины носили пёстрые юбки и блузки. Мужчины надевали мешковатые яркие штаны с простой рубашкой с очень большими рукавами, которые были подвязаны в локте. Яркие жилеты и пояса (часто красные) носились поверх рубашки. На голове у мужчины был синий шелковый тюрбан, часто костюм дополняли кинжалом, который носили на поясе. Курдские кочевники брили головы и носили длинные усы. Женщины надевали яркую, красочную одежду с большим количеством вышивки.

Традиционные костюмы стали редкостью. Курды обычно одеваются так же, как и другие люди в странах, где они живут. В Иране женщины должны носить чадру, покрывающую их волосы и одежду. В Турции, однако, правительство запретило женщинам покрывать волосы в университетах и ​​на работе в общественных местах. Женщины должны носить одежду в западном стиле. В Ираке мужчины носят шерстяные пальто и жилеты, клетчатые шарфы на голове и мешковатые брюки. Женщины носят платья в мусульманском стиле, часто с мешковатыми брюками внизу. Традиционная курдская обувь, клаши, представляют собой мягкие вязаные мокасины с гибкой подошвой.

Булгур (треснувшаяся пшеница) раньше была основным продуктом питания для курдов. Рис становится все более популярным. Курдский рацион включает в себя большое количество фруктов и овощей. Особенно распространены огурцы. В долинах, где выращивают виноград, распространены изюм и виноградное варенье. Мясо едят только в особых случаях. Распространённый напиток — чай. Традиционное курдские блюдо – особый хлебец, который едят на завтрак с любым видом зерна, приготовленного на молочной сыворотке.

Рецепт хлеба.

Нане Касоки

(Бульгурский хлеб)

Ингредиенты:

2 чашки булгура

1 чайная ложка соли

½ чашки мелко нарезанного лука

2 стакана кипятка

2 чашки неотбеленной муки

Как приготовить:

Смешайте булгур, соль и лук.

Влейте кипяток и оставьте на 30 минут.

Поместите всё в кухонный комбайн примерно на 20 секунд.

Добавьте 1 стакан муки и снова включите комбайн, пока субстанция не приобретёт гладкую текстуру.

(Вы также можете работать с мукой вручную, если у вас нет кухонного комбайна.)

Выложите смесь на чистую поверхность, хорошо присыпанную мукой, и замесите тесто, добавляя муку по необходимости, чтобы тесто не прилипало, тесто готовится в течение примерно 3-4 минут.

Накройте его и дайте ему настояться от 15 минут до 3 часов.

Поместите большой противень (или два небольших) на нижнюю полку в духовке, оставив между противнем и стенами духовки около 3-х сантиметров. Разогрейте духовку до 230° С.

После того, как тесто настоялось, разделите его на 8 равных частей, приплюсните каждую из них и положите на поверхность, присыпанную мукой.

С помощью скалки раскатайте каждый кусочек теста до очень тонкого кружка диаметром около 20-25 сантиметров.

Поместите хлеб на противень и выпекайте в течение 1.5 — 2 минут. Переверните и выпекайте еще минуту, пока хлеб не станет коричневым по краям.

Примечание: чтобы хлеб был более хрустящим, увеличьте время выпекания, пока хлеб не станет полностью коричневым.

Оберните испечённый хлеб в чистое кухонное полотенце, чтобы он оставался тёплым, пока вы выпекаете оставшуюся часть теста. Подавать тёплым или комнатной температуры. Из данного количества ингредиентов получается 8 порций.

  • ОБРАЗОВАНИЕ

Школы не очень широко доступны. Когда такая возможность есть, занятия не преподаются на курдском языке, поэтому многим детям сложно учиться, и они бросают школу. Уровень грамотности (способность читать и писать) среди курдов очень низкий. Девушки часто вообще не посещают школу. Традиционно считается, что они должны заниматься домашним хозяйством.

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Культура курдов имеет богатую устную традицию. Наиболее популярными являются эпические поэмы, называемые законами. Они часто рассказывают о любовных приключениях или битвах.

Курдская литература впервые появилась в седьмом веке. В 1596 году Шараф Хан, эмир Битлиса, написал историю курдов на персидском языке, названную Шарафнамой. Почти сто лет спустя, в 1695 году, великий национальный эпос Мемозин был написан на курдском языке Ахмедом Хани.

Традиционная музыка играется на флейте, барабанах и уде (инструмент похож на гитару). Музыка Шивана Первера, курдского исполнителя поп-музыки, была запрещена в Турции и Ираке в 1980-х годах, поэтому он уехал оттуда, чтобы жить и работать в Швеции.

  • РАБОТА

Большинство курдов — фермеры, пастухи овец и коз. Они продают продукты, которые получают от своего стада, такие как кожа, козий сыр и шерсть. Женщины ткут ковры и ткань для продажи на рынке. Некоторые курды выращивают табак. Турецкие курды выращивают хлопок. Несколько курдов-горцев по-прежнему являются кочевыми скотоводами.

В городах курды работают в качестве лавочников, водопроводчиков, учителей, банкиров и т. д. Курды работают неквалифицированными рабочими в крупных турецких городах, а также в Багдаде и Мосуле в Ираке, в Тегеране в Иране. Некоторые городские курды работают каменщиками, мясниками, торговцами крупного рогатого скота, а также мелкими торговцами. Нефтяные месторождения в Турции и Ираке в последнее время привлекают многих курдских рабочих. Те из них, которые могут уехать за границу, находят множество рабочих мест и отправляют деньги домой.

  • СПОРТ

Популярные виды спорта включают в себя футбол, борьбу, охоту и стрельбу, а также джирит — традиционный вид спорта, который представляет из себя метание копья во время верховой езды. В сельской местности популярны скачки на конях и верблюдах.

  • ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Только мужчины могут собираться вечером или пойти куда-то. Они часто сидят в чайных и кафе, играют в нарды или домино. Любимым занятием является прослушивание кассет или живых певцов в кафе. Певцам только недавно разрешили публично петь на курдском языке.

  • ХОББИ И РЕМЁСЛА

Ткачество (ковров) – безусловно, самое значительное курдское народное искусство. Другие ремёсла: вышивка, кожаные изделия, металлический орнамент. Курды особенно славятся изделиями из меди.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Самая большая проблема для курдов — нежелание народов, в которых они живут, дать им культурную независимость. Курды в настоящее время не хотят независимого государства. Они хотят только иметь возможность поддерживать свой язык и культуру.

Во время ирано-иракской войны (1980-88 годы) правительство Ирака занималось геноцидом, чтобы остановить курдов в борьбе за Иран. Тысячи деревень были уничтожены, а десятки тысяч курдов были убиты и захоронены в братских могилах. Правительство Ирака также использовало нервный газ (купленный у европейских правительств) против курдских гражданских лиц и иранских солдат. В итоге были убиты тысячи мирных жителей.

Одно из худших убийств произошло в иракском курдском городе Халабджа. Было убито все население города. После войны в Персидском заливе (1991 год) тысячи курдов были вынуждены покинуть лагеря беженцев. Некоторые из этих областей в настоящее время защищены Организацией Объединенных Наций (ООН).

С 1991 года правительство Турции нападает на курдские гражданские центры в районах, охраняемых ООН. Тысячи курдов бежали в Иран. Правительство там менее враждебно, но у него есть проблемы с поддержкой миллионов беженцев. Хуже того, между курдами тоже идёт борьба. Две повстанческие курдские группы вели небольшие войны против тех, кто действительно представляют курдский народ. Между тем, курдские мирные жители продолжают страдать.