Конспект занятия по обучению грамоте "звук и, буква и". План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— закрепить знания о звуках В — Вь;

— познакомить с новой буквой;

— закрепить умение соотносить звук с буквой;

— закрепить зрительный образ буквы;

— закрепить умение правильно употреблять предлоги;

— закрепить умение составлять сложные предложения;

Коррекционно — развивающие:

— развивать мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать мимическую мускулатуру лица;

Коррекционно — воспитательные :

— формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;

— воспитывать любовь к мультфильмам.

Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со. а», карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Какая буква потерялась?»

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пух а).

Дети: Винни — Пух.

Логопед : Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.

Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.

Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.

Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.

Восхищение

Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.

Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.

Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.

Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…

Дети: Звуки В — Вь.

Дети дают характеристику звукам.

Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.

Дети называют слова со звуками В — Вь.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.

Физминутка:

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?

Дети: На дереве.

Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.

Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?

Дети: Сова.

Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?

Дети : Буква потерялась.

Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.

Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.


Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?

Дети: Цветы.

Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.

Дети выкладывают букву из бумажных цветов.

Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.


Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.

А сейчас попробуем найти букву.

Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со. а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.

Пальчиковая гимнастика.

Дети работают с табличками.

Итог занятия.

Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?

Куда ходил Винни — Пух?

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!

учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,

г. Асино, Томская область, Россия.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №63 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: речевое развитие

Тема: мир= звуков

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна

Уфа – 2017

Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных

«В мире звуков»

Интеграция: познавательное развитие

Цель:

Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).

Проводить слоговой, звуковой анализ слова.

Развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.

Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.

Формировать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитание активности, инициативы.

Продолжать формировать навыки самоконтроля.

Средства:

Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.

Ход занятия:

    Орг. момент

Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.

    Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.

    Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.

    Дифференциация гласных звуков от согласных.

Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)

    Физ.минутка «Аист»

    Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»

И – ромашка, игра, сумка, машина

А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.

У – рука, стол, стул, утка.

    Игра «один-много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.

    Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»

Звук О: оса, коза, облако.

Звук И: ива, йогурт, ирис.

Звук А: арбуз, рак, груша.

    Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.

Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Пальчиковая гимнастика «Мышонок».

    Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».

    Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

    Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

    Ход занятия:

    1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»

    Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

      Шелестит бумагой,

      Хлопает в ладоши,

      Режет бумагу,

      Рвет бумагу,

      играет мячом,

      листает книгу

    Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

    Д: Мы слышали звуки.

    2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .

    Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

    Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

    Ы – ы – ы – ревет медведь,

    И – и – и – ржет лошадь,

    Р – р – р – рычит тигр.

    Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

    Как воет волк? (у – у – у)

    Как звенит комар? (з – з – з)

    Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

    Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

    Д: слова состоят из звуков.

    Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

    Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

    Вы молчите, я молчу,

    И палочка молчит.

    Предмета палочка коснется –

    Сразу слово зазвучит.

    Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

    Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

    Слово жук она написала так:

    И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

    3. Физминутка.

    Перед нами луг широкий,

    А над нами лес высокий.

    А над нами сосны, ели

    Головами зашумели.

    Грянул гром (хлопок)

    Побежали быстро в дом.

    Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй маленький дубок!

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

    4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

    Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

    Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

    ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

    Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

    Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

    5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».

    Л: Из чего состоят слова?

    Д: Слова состоят из звуков.

    Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

    Сссоооккк

    Ннноооссс

    Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

    6. Итог занятия.

    Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

    Тихоненкова Елена Павловна

    Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

    Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

    Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

    Задачи:

    • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
    • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
    • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

    Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

    - Самомассаж и артикуляционная гимнастика

    Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

    Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

    Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

    Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

    Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

    Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

    - работа над силой речевого дыхания

    Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

    Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

    Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

    Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

    Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

    Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

    Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

    В подполье, в коморке

    Живет она в норке

    Серая малышка

    Кто же это?... (Мышка)

    3. Сообщение темы.

    - Работа над словообразованием прилагательного от существительного

    Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

    - Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

    Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

    Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

    Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

    Дети выделяют звук [М].

    А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

    Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

    Дети выделяют звук [Мь].

    Назовите еще раз первые звуки этих слов.

    Мммашина. [М]

    Мммедведь. [Мь]

    Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

    4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

    Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

    Вопросы по схеме:

    Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

    Где находится язык? (он лежит на дне рта)

    Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

    Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

    Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

    Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

    5. Развитие фонематическо восприятия.

    Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

    Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

    А теперь физминутка.

    Физминутка

    6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

    Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

    На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

    Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

    Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

    7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

    Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

    Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

    Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

    Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

    Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

    - Развитие зрительного восприятия.

    Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

    Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

    - Пальчиковая гимнастика.

    В нашем маленьком домишке

    Завелись серые мышки

    Так и шмыгают кругом

    Все на кухне кувырком

    Круговые движения пальцами

    То топочут под столом

    Лакомятся молоком

    На скамейку сесть хотят

    И пугают там ребят

    «Скамейка»

    То на шкаф залезут мышки

    То на стуле шалунишки

    Так и хочется поймать

    А они шмыг под кровать

    Быстро прячут мышек

    Затем дети раскрашивают букву.

    Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

    Палочка и палочка,

    Между ними галочка.

    И понятно сразу всем:

    Получилась буква М.

    Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

    8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

    В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

    Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

    А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

    9. Организация окончания занятия.

    Наше занятие подошло к концу.

    С какими звуками познакомились?

    Какое задание понравилось больше всего?

    Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

    Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

    Конспект занятия по обучению грамоте.

    Тема. Звук [а] и буква А.

    Коррекционно-образовательные цели . Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

    Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

    Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

    Предварительная работа . Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

    Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков .

    Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

    Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

    Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

    Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

    Дети. Гласные звуки.

    Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

    Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

    Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

    2.Объявление темы.

    Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

    Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

    Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

    3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

    Логопед. Давайте споем звук [а].

    Дети выполняют упражнение «Лесенка».

    Логопед. Как мама укачивает малыша?

    Дети. А-а-а.

    Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

    Дети. Гласные.

    Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

    4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. П роговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

    Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

    Алик с Аллочкой дружил,

    Алле астры подарил.

    Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

    Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

    Дети. Алик, Аллочка, астры.

    Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

    Дети называют по очереди слова.

    Логопед. Молодцы!

    5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

    Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

    Дети играют в игру «Поймай звук».

    Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

    Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

    Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

    Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

    Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

    Логопед. Молодцы, ребята!

    6. Знакомство с буквой . Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

    Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

    Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

    Логопед.

    А – начало алфавита – тем она и знаменита.

    А узнать ее легко – ноги ставит широко.

    Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

    Дети. Три элемента.

    Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

    Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

    Два столба наискосок – между ними поясок.

    Вот она какая, эта буква А.

    Дети «пишут» в воздухе букву А.

    Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

    Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

    Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

    Дети показывают букву А.

    Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

    Дети выкладывают.

    Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

    Дети работают в тетради.

    7. Подведение итогов. Оценка .

    Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

    Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.