Когда появились куранты. Кремлевские куранты (часы на Спасской башне Кремля)

Часы на Спасской башне - визитная карточка Московского Кремля. Башня эта имеет ворота на Красную площадь, ворота считались святыми, а башню назвали "Спасской", потому что была на ней икона Спаса Смоленского. Шатровый верх башни - авторства мастера Бажена Огурцова. Там и установлены куранты - башенные часы с набором настроенных колоколов.

История часов на Спасской башне

Предположительно, часы установлены в башне после постройки в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. А в 1585 году по документам "проходили" уже официальные часовщики.

Старинные "византийского времени" куранты были с одной стрелкой и показывали "денные" и "нощные" часы.

В 1624 году, после пожара, часы пришлось заменить. Под началом английского механика и часовщика Христафора Галовея, русские кузнецы-часовщики Ждан изготовили более крупные часы. К ним русским литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов. Для размещения колоколов и механизмов башню пришлось надстроить. Строго говоря, именно эти часы и были первыми курантами, так как мелодию в определенные моменты времени стали "названивать" именно они. Механизм был из дуба. Только время на них опять было... "старорусское. Иностранцы писали:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: "Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно"

Нажмите, чтобы раскрыть...

Разумеется, Петр I заменил их на голландские - с 12-ти часовым циферблатом. Часы каждую четверть часа отбивали мелодию. Заморская штучка часто ломалась, а в 1737 году вообще сгорела. Восстанавливать их не спешили - столицу то перенесли.

В 1767 году новые часы были найдены - теперь уже английские - и установлены мастером Фатцем. Песенка была у них "Ах, мой милый Августин" - единственный раз в истории иностранный мотивчик.

В 1851 году были изготовлены и установлены потом знакомые нам часы. Это был принципиально новый механизм. Дубовые детали заменили на чугунные, особые сплавы минимально реагировали на перепад температур.

Современный маятник, более точный ход, мелодия - все было принципиально новое. Часы изготавливались на российском заводе датских подданных братьев Бутеноп. Музыкальная часть механизма была усовершенствована, было задействовано 48 колоколов, часть из которых были перенесены с других башен Кремля, где когда-то были часы. по колоколам ударяли молоточки.

Мелодии "программировались" с помощью специального вращающегося барабана. В царское время игрались "Коль славен наш Господь в Сионе" и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен.

В 1917 году в башню попал снаряд, и год часы простояли неисправными. По указанию Ленина часы починили, а мелодии набрали другие - Интернационал и "Вы жертвою пали..."

Но к сороковым годам 20 века изношенный механизм потребовал серьезной реставрации. Да и мелодии игрались не чисто. Реставрация эта прошла только в 1974 году - часы останавливали на 100 дней. Последний же ремонт по-крупному датируется 1999 годом.

До 1996 года 58 лет куранты молчали, а на инаугурацию президента Ельцина исполнили мелодию "Славься" Глинки, которую в то время исполняли как гимн России. Вот современный барабан, отвечающий за "музыку"

Колокольная музыка имеет свой ритм, поэтому сложно угадать, что в полдень, полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн России, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора "Славься".

Часы на Спасской башне не самые точные, но самые главные. Четыре их циферблата имеют диаметр 6,12 метра, высота цифр 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Общий вес курантов 25 тонн. Это полностью механические часы, а потому - часы уникальные. Они подвергаются регулярной смазке (отдельно зимний и летний состав смазки), модернизациям - они "на карандаше" в научных институтах.

Важный вопрос: когда приходит Новый год? С первым или последним ударом? Так вот, бой курантов ни при чем. Новый гол приходит раньше, с началом перезвона!

Куранты на Спасской башне Московского Кремля известны не только в России, но и во всем мире. В своем нынешнем состоянии Кремль появился в конце XV в., до этого на Боровицком холме располагались деревянная, а позже белокаменная постройки.

В XXI в. Кремль – это самый большой действующий замок на территории Европы. Но не менее известны его уникальные башни, среди которых выделяется Спасская из-за величественного внешнего вида и установленных на ее стенах циферблатов.

Вконтакте

Справка из прошлого

Изображение, сделанное в период СССР

Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.

Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.

Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию. Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР.

Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик. В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны. Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.

В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.

Вид внутри

Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.

Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.

Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.

Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.

Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.

Внешний вид

Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром.

Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес - 25 тонн.

Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.

Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.

Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический.

Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.

Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).

Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.

История

Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.

В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.

Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.

В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.

Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.

Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот.

Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому

В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.

Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.

Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.

Современный вариант

Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.

Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.

Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.

В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.

В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.

Ремонт и очистка часов

В 1917 г., во времена революции, Кремль пострадал от нападения революционеров, снаряд попал в часы. Он повредил стрелки и «внутренности» башни. Ремонт смогли начать не сразу, а только после личного указания Ленина.

Стоимость ремонта, выдвинутая специалистами из фирмы, составила 240 тысяч золотых. Это была слишком большая сумма, и было решено обратиться к столяру, сыну одного из специалистов «Братьев Бутеноп», который участвовал в ремонте ранее.

За музыку отвечал музыкант Черемных: исполняли один раз «Интернационал» и дважды — похоронный марш. Последний являлся памятью всех революционеров, похороненных перед Кремлем на Красной площади. Позднее у похоронного марша «отобрали» одно выступление.

Через несколько лет власти смогли провести косметический ремонт внешне: был обновлен циферблат, стрелки, числа. Похоронный марш убрали вовсе: теперь звучал только «Интернационал». Через несколько лет после ремонта специальная комиссия решила, что музыка записана плохо, и ее необходимо переписать. В 1938 г. механизм потерял «голос» — остался только перезвон.

Первые известия о серьезном износе датируются серединой XIX века: проволоки, тянущиеся от цилиндра к колоколам, постоянно сокращались из-за мороза, что не лучшим образом отражалось на звуке.

Интересный факт: удивительно, но войну кремлевский часовой механизм пережил довольно хорошо: вместе со всеми стенами и пристройками их замаскировали под жилые дома, стремясь обмануть бомбардировщиков. Не сохранилось сведений о каком-либо ущербе, что позволяет предположить, что конструкция и вовсе не пострадала.

Настройка часов на спасской башне

Спустя почти 30 лет механизм остановили еще раз — уже на довольно значительный срок. Его разобрали, собрали заново, заменив все подтертые кусочки, и вмонтировали автоматическую систему смазывания. Но механизм по-прежнему молчал.

В 91 г. ХХ века было решено вернуть часам «голос», но выяснилось, что это невозможно: несколько колоколов были утеряны. Их заменили на била в 95 г.

Мелодия заиграла вновь в 97 г. ХХ в.: на этот раз по два раза исполняли «Патриотическую песню» и «Славься» из оперы «Жизнь за царя». К этому времени молчание длилось почти 60 лет.

Последняя глобальная реставрация затронула 1999 г.: обновили внешнюю позолоту, верхним ярусам вернули их исторический облик, тщательно отрегулировали работу курантов. Появилась и новая мелодия – гимн России, утвержденный в то же время.

Спасские куранты считаются одной из главных достопримечательностей Москвы и всей России. Прожив более 4 веков и частых реконструкций, они все еще прекрасно работают. Их легко найти на многих фото с достопримечательностями столицы и сувенирах, прочитать краткую информацию можно в Википедии.

Как устроены куранты на Спасской башне, смотрите интересную информацию в следующем видео:

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году.

Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола.

Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию.

Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.

В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта. После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане - братья Бутеноп.

С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.

Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

Куранты Спасской башни Московского Кремля - вероятно, самые известные башенные часы России. Сейчас, когда у каждого прохожего есть наручные часы или современный смартфон, они уже не играют особой роли в цели определения времени, но остаются узнаваемым символом Москвы и России.

Современные Кремлёвские куранты были изготовлены в 1851-1852 годах на фабрике братьев Иоганна и Николая Бутенопов - известных московских фабрикантов датского происхождения.

Стороннему наблюдателю они известны в виде 4 циферблатов - по одному на каждой стороне , но на самом деле представляют собой сложный и чётко отлаженный механизм. Циферблаты имеют лаконичный и контрастный внешний вид: на чёрной окружности в золотом обрамлении размещены позолоченные цифры и стрелки. Детали могут похвастаться внушительным размером: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метра, длина минутной стрелки - 3,27 метра. Общий вес курантов - 25 тонн.

Часы на Спасской башне умеют отбивать время и проигрывать мелодии (поэтому их и называют курантами). В 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 куранты исполняют гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодию хора "Славься" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, после чего большой колокол отбивает часы. Кроме того, в 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон - 1, 2 и 3 раза соответственно.

Устройство курантов

Кремлёвские часы полностью механические: движение стрелок на всех четырёх циферблатах происходит благодаря единому часовому механизму, который занимает 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещён на 9 ярусе и включает 4 заводных вала: один - для ведения стрелок, второй - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей, четвёртый - для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8 ярус, где распределяется на 4 циферблата, позади каждого из которых находится отдельный механизм для передачи вращения от минутной стрелки к часовой. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов, точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник. Завод часов (подъём гирь) осуществляется дважды в сутки с помощью электродвигателей.

Бой часов осуществляется благодаря музыкальному узлу, расположенному под шатром башни. В звоннице расположен 1 большой колокол, отбивающий часы (2160 килограммов), и 9 четвертных колоколов (320 килограммов); бой происходит благодаря ударам молотка, соединённого с часовым механизмом. Мелодии курантов звучат благодаря музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. При вращении барабана штифты нажимают на клавиши, связанные с тросами, которые идут на звонницу; теоретически, на барабане можно запрограммировать любую мелодию, но ритм исполнения курантами будет отставать от оригинала.

История курантов

Впервые часы на Спасской башне могли появиться ещё в 16 веке: существуют документальные подтверждения, что в 1585 году при Спасских, Тайницких и Троицких воротах Кремля несли службу часовщики. О самих часах мало что известно, кроме того, что в 1624 году они были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле; вес часов составил около 960 килограммов.

Вместо проданных часов на Спасскую башню уже в 1625 году установили новые, изготовленные по проекту механика и архитектора шотландского происхождения Христофора Галовея (Кристофера Галлоуэя). Часы отличались особо извращённым (во всяком случае, по современным меркам) строением: отсчитывали отдельно дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка оставалась неподвижной - вращался сам циферблат. Количество дневных и ночных часов изменялось в зависимости от сезона. Цифры и буквы размером в аршин (~0,7 метра) были покрыты золотом, а середина циферблата - голубой глазурью; голубое поле было заполнено стилизованными золотыми и серебряными звёздами и содержало изображения Луны и Солнца. Циферблатов было 2: один в сторону Кремля, второй - к Китай-городу. С помощью специального механизма и 13 колоколов часы умели играть музыку - по факту это и были первые куранты Кремля.

Спустя год после установки часы Галовея сгорели при пожаре, но мастер их восстановил.

В 1705 году по указу Петра I часы были заменены на новые, купленные в Амстердаме: на этот раз часы были сделаны на немецкий лад, с обычным циферблатом на 12 часов. К сожалению, голландские часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. Столицу перенесли в Петербург, и восстанавливать часы никто не стал.

В 1763 году в Грановитой палате (ВНЕЗАПНО!) обнаружили большие куранты английского производства, которые решили установить на Спасскую башню, для чего в 1767 году в Москву был приглашён немецкий мастер Фатц. В установке, которая заняла в общей сложности 3 года, участвовал также русский мастер Иван Полянский. В 1770 году часы пошли и заиграли; по воле немецкого мастера куранты были запрограммированы на проигрывание немецкой песенки "Ах, мой милый Августин". В 1812 году часы были повреждены пожаром и остановились, однако, в течение 2 лет были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым и работали вплоть до 1851 года, когда их потребовалось заменить ввиду крайней обветшалости.

В 1851-1852 году на заводе российских фабрикантов датского происхождения Иоганна и Николая Бутенопов были изготовлены современные куранты. Использовав некоторые старые детали и применив к ним самые передовые на тот момент технологии, братья создали новые часы: вместо старого дубового корпуса появился новый чугунный, колёса и шестерни были сделаны из специально подобранных сплавов, которые могут выдерживать перепады температуры и высокую влажность, появились новые циферблаты и стрелки. Для проигрывания курантами мелодий был установлен музыкальный механизм, включающий барабан с отверстиями и штифтами; чтобы мелодии отыгрывались более точно и насыщенно, на Спасскую башню установили 24 дополнительных колокола с и Боровицкой башен - общее количество колоколов на башне достигло 48. По выбору императора Николая I куранты стали исполнять "Марш Преображенского полка" и гимн "Коль славен наш Господь в Сионе".

Советская эпоха для курантов началась печально: в ноябре 1917 года при штурме Кремля большевиками часы были сильно повреждены снарядом, перебившим механизм вращения стрелок. В течение года Спасские часы стояли, пока в 1918 году Владимир Ленин не распорядился их восстановить. Для реконструкции курантов большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но отказались от их услуг из-за высокой цены, и восстановить часы поручили работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу, который был сыном мастера с завода Бутенопов и разбирался в их устройстве. Беренс привлёк к работе своих сыновей Владимира и Василия, и в тот же год они смогли запустить часы, однако, не разобрались в музыкальном устройстве курантов. Для работы с музыкальной частью пригласили художника и музыканта Михаила Черемных, который разобрался в строе колоколов и по желанию Ленина набрал на игральный вал курантов революционные гимны: теперь Кремлёвские куранты играли "Интернационал" и похоронный марш "Вы жертвою пали". В 1932 году часы отремонтировали, заменив старые циферблаты, стрелки и цифры на новые - в общей сложности на них ушло 28 килограммов золота; изменения коснулись и репертуара курантов: из мелодий оставили только "Интернационал". В 1938 году куранты замолчали из-за износа музыкального механизма, который теперь лишь отбивал часы и четверти; в 1941 специально для исполнения "Интернационала" был смонтирован электро-механический привод, который впоследствии был демонтирован, и куранты молчали вплоть до 1990-х годов. В 1974 году часы отреставрировали (для этого потребовалась их остановка на 100 дней), механизм был разобран и обновлён, но музыкальная его часть осталась нетронутой. В 1991 году советское правительство решило возобновить игру курантов, но оказалось, что на башне из 48 колоколов осталось всего 10, и для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов; чуть позже идея полностью потеряла актуальность ввиду распада Советского Союза.

Возобновление работы курантов произошло в 1995 году: после 58 лет молчания они стали играть "Патриотическую песню" Михаила Глинки и мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" того же автора. Последняя крупная реставрация курантов прошла в 1999 году: внешний вид часов освежили, а вместо "Патриотической песни" была запрограммирована мелодия гимна Российской Федерации, утверждённого в 2000 году.

Таким образом, современные куранты - уже пятые по счёту часы, установленные на Спасской башне.

А ещё по Кремлёвским курантам в России принято встречать Новый Год: бой часов символизирует его наступление. Интересно, что большинство россиян уверены, что Новый Год начинается, когда куранты совершают первый или последний удар часового боя, но на самом деле это не так: он наступает , который предваряет часовой бой.

Кремлёвские куранты расположены на Московского Кремля. Добраться до башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.