Какое племя относится к восточным славянам. К южным славянам относились. Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах

Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". К середине 6 в. венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен. Есть предположения, что в термине "славяне" заключено противопоставление другому этническому термину - немцы, производимому от слова "немой", т. е. говорящий на непонятном языке. Славяне делились на три группы.

К восточным славянам относились:

поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты.

Западные славяне:

это поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки.

К южным славянам относились:

словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I - III вв. н.э. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упом. о славянах у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы - на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южные фракийцы и иллирийцы, западные кельты. Вопрос о прародине славян остаётся спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы.

Венды, венеды, венеты, собирательное наименование группы западных славянских племен, некогда (по крайней мере с 631-632) занимавших обширную часть территории совр. Германии между Эльбой и Одером. В 7 в. венды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам под командованием Дагоберта I. Набеги на Германию продолжались до начала 10 в., когда император Генрих I начал на вендов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 церковь санкционировала крестовый поход против вендов, одобренный и св. Бернаром Клервоским. Поход сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам - Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки вендов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название - Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

Славяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Славяне представлены археологаческими культурами, среди которых особое значение имели: тшинецкая, распространённая в третьей четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром; лужицкая (XIII - IV вв. до н.э.) и поморская (VI -II вв. до н.э.) на территории современной Польши; в Поднепровье - чернолесская культура (VIII - нач. VI вв. до н. э.) невров или даже скифов-пахарей - по Геродоту. Предположительно со славянами связаны подгорцевская и милоградская культуры (VII в. до н. а.-1 в. н. а.). Существовавшая с конце 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связана с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носителями являлись земледельцы, скотоводы и ремесленники.

Во II-IV вв. н. э, в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, после чего славяне, видимо, разделились на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигалась в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне. В III-IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство же - полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византии. Племена славян разделились тогда на две группы: антов (вторгшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине первого тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее восточным балтам и финно-угорским племенам. Как анты, так и склавины распались на отдельные племенные группы уже в VII веке. Кроме известных дулебов, вероятно, тогда уже существовали и другие племенные объединения славян, перечисленные в "Повести временных лет": поляне, древляне, северяне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты и др.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.

На вопрос кто относится к восточным славянам? заданный автором староста лучший ответ это Восто́чные славя́не - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) : русский, украинский и белорусский народы. Также некоторые источники отдельным восточнославянским народом считают карпатских русинов
Восточнославянские племена
Прарусские





Праукраинцы







Прабелорусы



Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто относится к восточным славянам?

Ответ от Невропатолог [гуру]
восточные словяне это как?
по мнению левашова (покойного) все народы произошли от словян исключая иудеев поскольку те произошли от злых инопланетян. поэтому китайцы это - словяне.
китайци считают что первочеловек был не негром в африке а раскосым азиатом из поднебесной, поэтому словяне - китайцы!
американцы (те которые не первое поколение приезжих) свято верят что словяне это тупо злые русские, поляки - несловяне, болгары и турки едины а персия это фрукт!


Ответ от Просохнуть [новичек]

Восточнославянские племена
Прарусские
Вятичи - верхняя и средняя Ока и Москва-река
Радимичи (частично прабелорусы) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
Северяне (частично праукраинцы) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Ильменские словене - бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
Кривичи (частично прабелорусы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Праукраинцы
Белые хорваты - окрестности города Перемышль на реке Сан
Бужане, или дулебы (с Х в. - волыняне) - бассейн верхнего течения Западного Буга
Древляне - украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области)
Поляне - среднее течение Днепра, на его правом берегу
Северяне (частично прарусские) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Тиверцы - междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
Уличи - земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
Прабелорусы
Дреговичи - район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии
Кривичи (частично прановгородцы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Радимичи (частично прарусские) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков


Ответ от Вика Васильева [новичек]
б


Ответ от Лиза Кузина [новичек]
не помню.


Ответ от Михаил Бобрешов [активный]
Множество племён восточных славян и их племенных союзов. Перечисление не даст полного представления. На западе: поляки, чехи, сербы, и т. д. - все славяне. Славяне - древний народ, который имел светлые знания и культуру. Славянам минимум 10 тысяч лет. Рус - родовой уклад славян. Русь - родовое устройство страны у славян.


Ответ от Ўрий Рябов [новичек]
Восто?чные славя?не - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) : русский, украинский и белорусский народы. Также некоторые источники отдельным восточнославянским народом считают карпатских русинов
Восточнославянские племена
Прарусские
Вятичи - верхняя и средняя Ока и Москва-река
Радимичи (частично прабелорусы) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
Северяне (частично праукраинцы) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Ильменские словене - бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
Кривичи (частично прабелорусы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Праукраинцы
Белые хорваты - окрестности города Перемышль на реке Сан
Бужане, или дулебы (с Х в. - волыняне) - бассейн верхнего течения Западного Буга
Древляне - украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области)
Поляне - среднее течение Днепра, на его правом берегу
Северяне (частично прарусские) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Тиверцы - междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
Уличи - земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
Прабелорусы
Дреговичи - район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии
Кривичи (частично прановгородцы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Радимичи (частично прарусские) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков


Ответ от Maksim Pakolov [новичек]
Восто?чные славя?не - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Восточнославянские племена, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) : русский, украинский и белорусский народы. Также некоторые источники отдельным восточнославянским народом считают карпатских русинов
Восточнославянские племена
Прарусские
Вятичи - верхняя и средняя Ока и Москва-река
Радимичи (частично прабелорусы) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
Северяне (частично праукраинцы) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Ильменские словене - бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи
Кривичи (частично прабелорусы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Праукраинцы
Белые хорваты - окрестности города Перемышль на реке Сан
Бужане, или дулебы (с Х в. - волыняне) - бассейн верхнего течения Западного Буга
Древляне - украинское Полесье (гл. образом в Житомирская и запад Киевской области)
Поляне - среднее течение Днепра, на его правом берегу
Северяне (частично прарусские) - территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
Тиверцы - междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
Уличи - земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
Прабелорусы
Дреговичи - район Гомельской, Брестской и Минской областей Белоруссии
Кривичи (частично прановгородцы) - территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Радимичи (частично прарусские) - междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков


Ответ от Андрей черапкин [новичек]
Восточные славяне это те кто являются православными и пишут на кириллице это не один этнос сюда входят и полянские племена и балты и финны и русы-викинги.. а почему стали всех их называть русскими потому, что в конце 16в в Москве появился православный патриарх (папа) и он назывался патриарх всея Руси это был способ влиять на православную русь. Русь тогда входила в союз с протестантской Швецией спасаясь от опричнины московской.. и православные которые и в Речи Посполитой жили но подчинялись патриарху стали называться русскими, по польски рус-ский


Ответ от Кадиали магомедгаджиев [новичек]
.


Восточные славяне на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Восточные славяне

Восточнославянские племена

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне появились в Восточной Европе примерно в середине 1 тысячелетия и жили на землях, расположенных между реками Одер, Висла, Днепр, а оттуда двинулись на юг (южные славяне) , запад (западные славяне) и восток (восточные славяне ). Византийские писатели называли славян склавинами и антами

Современныевосточные славяне русские, украинцы, белорусы . В раннем средневековье составляли единую древнерусскую (или восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык, однородная материальная и духовная культура. То есть, восточные славяне - понятие этноисторическое. История восточных славян начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка выделился восточнославянский язык (индоевропейская семья). Произошло это в VII-VIII вв.

В VIII-IX вв. славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге – Восточно-Европейскую или Русскую равнину . Характерная особенность – развитая речная система, реки медленно текущие, но длинные. Самая крупная речная система - Днепровская . Территория славян в основном лесная.

Восточнославянские племена

Бужане - восточнославянское племя, жившее на р. Буг.

Волыняне - союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.

Вятичи - союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.

Древляне - племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.

Дреговичи - племенной союз восточных славян.

Кривичи - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название. Центром земли полочан был г. Полоцк .

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современногоКиева . С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет».

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.

Русы - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.

Северяне -союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территорииНовгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.

Тиверцы -союз племен, обитавший в 9 - нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - сер. 10 вв. По сообщению «Повести временных лет»,уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря.

Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян) - форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности . Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов - этап на пути складывания государственности восточных славян.

Повесть временных лет никаких «союзов племен» не знает. После смерти Кия и его братьев (до упоминания Ираклия и обров) «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане». То есть княжеская власть была наследуемой. Это хорошо известные византийцам северные архонтства короля антов Божа (IV век), Ардагаста, Пирогаста, Мусокия, Добрента (VI век) и т. д.

  1. Термин, использующийся для обозначения восточнославянских племен, упомянутых в «Повести временных лет» и других письменных источниках. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что летописные «племена» были сложными образованиями и состояли из нескольких территориальных или родовых групп.
  1. Объединение нескольких племен («конфедерация»), возникающее, как правило, для совместной защиты от внешней угрозы, и имеющее союзные органы надплеменной власти.

Предки восточных славян в полиэтнических племенных союзах

Предки восточных славян по мнению различных историков могли входить в союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тысячелетия до н. э. - первой половины I тысячелетия.

Союз антов управлялся вечем и князьями, вел самостоятельную внешнюю политику, имел обычное право, распространявшееся только на антов, имел союзное ополчение. Во главе союза мог стоять один князь, обозначавшийся особым титулом, власть которого носила наследственный характер.

В VI-VIII вв. восточные славяне часто упоминаются вместе с хазарами, что оценивается историками как свидетельство об их союзных и, затем, даннических отношениях.

Поляне

В «Повести временных лет» рассказывается предание о князьях племени полян, которая имеет много общего с историей антов. Поляне переселялись с места на место: их родина - Дунай, своё имя они получили от того, что «сидели в поле», затем они обосновались на днепровских «горах» и вновь пытались закрепиться на Дунае. Племя полян состояло из нескольких родственных «родов», управлявшиеся собственными главами. По легенде братья Кий, Щек и Хорив объединили свои роды под властью князя Кия, возглавлявшего дружину, и находившегося в союзных отношениях с византийским императором. Центром племени полян стал город Киев , основанный братьями. Он играл роль вечевого и религиозного центра. В племени установилась княжеская династия: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян»,

В «Повести» имеется и указание на существование во времена князя Кия союза между восточнославянскими племенами: «И жили между собою в мире поляне , древляне , северяне , радимичи , вятичи и хорваты . Дулебы же жили по Бугу , где ныне волыняне , а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная ». Позже этот союз распался на отдельные племенные «княжения» и «стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди». Киевское вече, состоявшее из военной знати, приняло решение о подчинении полян хазарам и выплате им дани.

В «Повести временных лет» с легендой о Кие связан вопрос об истоках Русской земли, а поляне напрямую отождествляются с народом русь X-XII вв.

«Держава волынян», дулебы

«Повесть временных лет» рассказывает о борьбе племени дулебов с аварами (обрами) (560-е - VIII век): «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - сущих славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырёх или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, - их же нет ни племени, ни потомства».

Средневековыми письменными документами зафиксировано проживание дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой, а также на верхней Драве. В. В. Седов считает дулебов древним племенем, которое расселилось в VI-VII вв. в ареале пражско-корчакской культуры (склавины).

В «Повести временных лет» сказано, что дулебы жили по Западному Бугу, где «ныне волыняне», а также говорится, что бужане были прозваны так потому, что «сидели по Бугу», а затем они «стали называться волынянами». Исторки по-разному объясняют это место летописи. Одни видят в бужанах и волынянах IX-X вв. потомков дулебов VI-VII вв. Другие видят в волынянах собирательный политоним , происходящий от названия г. Волынь, и обозначающий союз нескольких племен.

Характер племенной организации

В исторической литературе существует несколько точек зрения на характер летописных племен восточных славян:

1. Это были исключительно территориальные объединения (С. М. Середонин, В. О. Ключевский , М. К. Любавский).

2. Племена - это этнографические группы (А. А. Спицын , А. В. Арциховский и Б. А. Рыбаков), это же мнение разделяют филологи А. А. Шахматов , А. И. Соболевский , Е. Ф. Карский , Д. Н. Ушаков , Н. Н. Дурново .

3. Племена были политическими образованиями (Н. П. Барсов). По представлениям В. В. Мавродина и Б. А. Рыбакова летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен.

Словами «род» и «племя» русская летопись обозначает кровнородственную группу. Слово «язык» означало также племена, говорящие на особых языках.

Современники различали восточнославянские племена по ряду признаков: название, место обитания, обычаи и «законы отцов», которые касались брачно-семейных отношений и погребальных обрядов, а также предания. При этом в языковом отношении по мнению современников племена не различались, хотя на самом деле имелись серьёзные диалектные отличия, а русь была двуязычна и использовала скандинавский язык. Археологи различают племена по характерным украшениям (височным кольцам) и типу захоронений. Этнографы полагают, что восточнославянские племена различались религиозными предпочтениями того или иного бога (Перун - «бог наш» у руси).

У каждого племени были свои «грады» (тиверцы, уличи, древляне, русь) и один главный «град»: Киев (поляне), Новгород (словене), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Археологи предполагают у некоторых племен (смоленских кривичей) «гнездовую» структуру поселений: рядом с одним укрепленным «градом» располагалось гнездо или два гнезда неукрепленных селищ. «Град» был местом сбора веча, религиозного поклонения (болотные городища смоленских кривичей) и выполнял оборонительные функции.

Летописец обозначает политическую оргнаизацию племен словом «княжение», перечисляя отдельные княжения: у полян, у древлян, у дреговичей, у словен «в Новгороде» и «на реке Полоте, где полочане». Под «княжением» в узком смылсе понималось наличие института наследственной княжеской власти. Территориальным обозначением племени было слово «земля» (Деревская земля, Русская земля). Власть в племени принадлежала князю и вечу. Летописец рассказывает о принятии решения на вече в городе Искоростене в 945 году словами «сдумавши с князем своим Малом». Мал назван «князем деревским». Также упоминаются «лучшие мужи», которые «держат Деревскую землю». Эти мужи были отправлены в посольство «Деревской землёй» и говорили о своих «добрых князьях», которые «пасут» Деревскую землю. Также упомянуты «старейшины града». Схожая политическая организация выявляется и у других восточнославянских племен IX-XII вв., а также у антов и полян в VI-VIII вв.

Константин Багрянородный употребляет по отношению к восточнославняским племенам термин «Славинии», который впервые употреблен в VII в. у Феофилакта Симокатты в отношении поселившихся на Балканах славян. Означал как район расселения славянского племени или племенного союза, так и особую догосударственную социально-политическую организацию славян, позволявшую им регулировать внутренние отношения, отстаивать независимость от внешних сил и организовывать военные предприятия. Во главе каждой Славинии стоял вождь («архонт» или «рикс»), окруженный родоплеменной знатью.

Ибн Русте (н. X в.) описывает более развитую систему власти у славян (смешаны сведения о разных группах племен): «Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), называется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб… Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений»

Если «княжения» и «Славинии» обозначают племенные образования периода «военной демократии», то в описании Ибн Русте историки видят признаки формирующегося государства: институализация надплеменной власти, опора на силу, существование налогов и общеобязательного права.

Иерархия племен

Для племенного устройства восточнославянского общества периода «военной демократии» характерно стремление одного племени к возвышению над другими, соседними, племенами.

В VI веке антский посланник Мезамир, которого самого называли «пустословом и хвастуном», по прибытии к аварам «закидал их надменными и даже дерзкими речами». Сохранились слова подобной речи славянского вождя Даврита: «Родился ли на свет и согревается ли лучом солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать».

Исконными славянами в легендах называли себя поляне, волыняне и, упомянутые Географом Баварским, заряне, «у которых одних есть королевство и от которых все племена славян… происходят и ведут свой род». Для других племен придумывались разного рода обидные названия: «толковины» (тиверцы), «плотники» (жители Новгорода), «пищанцы» (радимичи), «находники», «дромиты», «кочевники» (русь), «пактиоты» (славяне у Константина Багрянородного, X век), «германцы» (древляне у Льва Диакона, X в.), «спасающиеся бегством рабы» (жители Киева у Титмара Мерзебургского, н. XI в.) и т. д.

Для обозначения места в иерархии племен использовались ассоциации с обувью: «в сапогах» - господствующее племя, «лапотники» - данники, описан обычай выхода из города босого старейшины, означавший подчинение завоевателю (Смоленск, Владимир Волынский). Также важную роль играло занятие племени («мужи крови» - русь), цвет шатров, материал и размер одежд, парусов и т. д.

В «Повести временных лет» рассказывается, что поляне «имеют обычай отцов своих кроткий и тихий», а древляне, радимичи, вятичи, северяне и кривичи «жили звериным обычаем, жили по-скотски», «в лесу, как и все звери»: «убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, и срамословили при отцах и при снохах».

Под 907 год рассказывается о русах и словенах: «И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: „Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок“».

Племенные конфедерации

Историки полагают, что племена «Повести временных лет» включали в себя несколько родо-племенных групп («родов», «племён»), название которых, неизвестные летописцу, приводит Географ Баварский. Число городов, названных в источнике, сопоставляют с числом родовых общин (по 100-150 человек в каждом) или их групп, объединявшихся вокруг «града», в котором на вече собирались городские страейшины, представители окрестных родов.

Наиболее вероятно, что племя кривичей, действительно, состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских этнонимом, производным от имени кривичей (krievs), что говорит о его собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением. Возможно, что кривичи - это политическое образование, известное по прибалтийским легендам о Великой Криви.

Ильменские словене также находились в конфедеративных отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода располагались посёлки различных племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного веча. Из этих поселков возникли «концы» (самоуправляющиеся районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева - балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром).

Северяне, по мнению историков, объединяли три племенные группы. В союзе выступали уличи и тиверцы. Радимичи и вятичи, как полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились, о чём говорит и легенда о братьях Радиме и Вятко.

Институализация власти в союзах племен

При объединении племен в союзы возникала надплеменная власть, которая не сводилась к патриархальной родовой власти. Так как союзы создавались в связи с необходимостью защиты от внешних врагов, особым авторитетом среди племен обладали князья, имевшие наиболее сильные дружины воинов-профессионалов. Такие князья возглавляли племенное ополчение и тем самым институализировали свою власть. Ибн Русте называет главного князя союза «свет малик (правитель)», что может быть понято как «светлый князь». В договоре 911 года упомянуты «светлые и великие князья» восточных славян. Эти титулы обозначали «князя князей» союза, то есть появлялся институт, не свойственный отдельному роду или племени.

Союзное вече также отличалось от обычного народного собрания. Скандинавская сага об Олаве упоминает о народном собрании в Новгороде, на которое пришли «люди из всех близлежащих местностей», но на практике это было невозможно, поэтому следует считать, что на вече союза племена были представлены «лучшими мужами». Если буквально доверять легенде о «хазарской дани», когда поляне на вече приняли решение выплатить дань мечами, то можно утверждать, что в вече входили представители военной знати.

Князь, дружина и вече, состоящее из военной и родо-племенной знати, стали отделяться от простых соплеменников. Они олицетворяли племенную власть. Эта власть обозначалась словами «княжить», «владеть» и «держать», а правящая верхушка обозначала себя словами «господин» (Добрагаст, Келагаст, Ардегаст, Гостомысл) и «владетель» (Володислав, Володимер).

Даннические отношения между племенами

В отличие от государства племенные союзы не подразумевали установления даннических отношений между племенами. Дань устанавливалась, как правило, при подчинении друг другу разноязычных племен. Скифские цари собирали с подвластных племен бронзовые наконечники и зерно. Примитивные налоги, судя по германскому эпосу о Водене, существовали у готов в Причерноморье. Выплатами соседей обременяли гунны и авары. Авары и венгры зимовали в славянских селениях. В VII-X вв. славяне (поляне, северяне, вятичи и радимичи) платили дань хазарам мехом «от дыма» (дома) или деньгами «от рала» (от плуга). В VIII-IX вв. северная конфедерация племен выплачивала дань варягам.

Дань возникла из выплаты контрибуции победителю. Сами славяне и анты с VI века получали денежные выплаты в обмен на союз от Византии. Восточнославянский фольклор упоминает о дани девушками, победители требовали от побежденного племени в качестве добычи женщин (в летописи - Рогнеда, Ольга). Ольга, одержав верх над древлянами, часть их отдала в рабство своим воинам. Захваты рабов с последующим требованием выкупа известны у славян и антов с VI века. Арабские авторы называют славянские племена рабами племени русь. Вероятно, одни племена попадали в коллективное рабство к другим, так славяне по летописи говорят руси: «Идите княжить и владеть нами».

Существует версия возникновения дани как сакральных даров князю, олицетворявшему солнце. Указывается на миф о происхождении князей от Дажьбога («солнце-царь»), зимнее время сбора дани и его название «кружением» князя и дружины (Константин Багрянородный).

С выделением племенной знати и профессиональной дружины стали возникать даннические отношения и внутри племен. Дань носила натуральный характер. Описанная Ибн Русте дань платьями фиксируется лингвистическими данными о «платяных деньгах» у славян (ср. русское «платить»). В «Повести временных лет» особое значение отводится праву князя охотиться (в том числе, на птиц) в землях племен-данников. Скандинавы, заимствовали у славян слово «полюдье», означавшее сбор дани. Нахождение князя с дружиной в землях данников называлось «кормлением», а место пребывания князя - «стол». Традиционная дань со славян собиралась мехом, мёдом и воском. У племени русь установилась денежная процентная форма дани.

Формирование государственности у восточных славян

Существуют различные точки зрения на процесс превращения союзов племен в государство.

В XI-XVI вв. господствовали теологическая и династическая концепции. Согласно первой, восходящей к кирилло-мефодиевской традиции, государство возникло в противоборстве язычества («старого») и христианства («нового»). Благодатное христианское начало олицетворяли апостолы (Павел, Андроник, Андрей), христианские мученики и князья-христиане (Аскольд, Ольга, Владимир). Христиане, «новые люди», противопоставлялись племенам, «не знающим закона Божьего, но сами себе устанавливающим закон». Основателем государства считался Владимир, а вся предыдущая история выступала лишь как «тень» Крещения Руси в 988 году. Иван Грозный писал: «Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением…»

Династическая концепция возводит основание государства к установлению новой династии рюриковичей в 862 году, когда Рюрик возглавил восточнославянские племена. Особое внимание уделяется происхождению и династическим связям первых русских князей.

Согласно теории общественного договора государство у восточных славян возникло в результате добровольного призвания варягов и установления между русью и другими племенами договорных отношений: отмечается существование особого «ряда» («пакта»). Такие договренности известны не только в Новгороде, но и в Киеве («Аскольд же и Дир остались в этом городе и стали владеть землею полян»), Смоленске («увидели это смоляне, вышли их старейшины к шатрам» Олега), северской земле (возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам (им платить) незачем»), договор с радимичами (сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне»), и даже на Кавказе. Завхатив кавказский город Бердаа русы заявили: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единст­венное, чего мы желаем, - это власти. На нас лежит обязан­ность хорошо относиться к вам, а на вас - хорошо повино­ваться нам».

Патриархальная теория, популяризируемая в советское время как научная, настаивает на том, что государство возникло при объединении родов в племена, племен - в союзы, союзов - в «суперсоюзы». Одновременно усложнялась и властная иерархия. Накануне появления Руси в Восточной Европе зафиксировано существование «трёх частей русов»: Куявия (с центром в Киеве), Артания (восточнее словенских земель) и Славия (словенская земля). При их объединении в 882 году под властью Олега и возникло государство.

Концепция завоевания объясняет появление государства у восточных славян их подчинением скандинавам. При этом процесс формирования государства затянулся на долго, пока из разрозненных варяжских владений к середине X века не сформировалось единое государство во главе с князем Игорем, первым достоверно известным правителем династии киевских князей. С этого времени начался процесс централизации «лоскутной империи», состоящей из славянских племен, плативших дань варягам.

Социально-экономическая концепция, доминировавшая в советской науке, обращает внимание на формирование в восточнославянском обществе социальных предпосылок к образованию государства: развитие орудий труда, появление излишек, неравенства, частной собственности и классов. Роль племен различалась от степени развитости - готовности к появлению государства. Центром формирования предпосылок была «Русская земля» в Среднем Поднепровье (племена полян, севреян и «росов»). В рамках концепции утверждается тождественность племен полян и руси («росов»), восходящих к антам. О появлении государства в 850-гг. в Среднем Поднепровье говорит упоминание «царя славян», которым вполне мог быть царь славян Дира, упомянутый Масуди, могила которого известна в Киеве, а сам он по ошибке называется соправителем варяга Аскольда.

Ещё одна точка зрения выделяет, как решающий, внешнеполитический фактор. Для борьбы с хазарами племена Среднего Поднепровья объединились в союз и создали в 830-е - 840-е гг. собственное государство во главе с каганом и дружиной из наёмных варягов.

Википедия

Киевская Русь 862 1240 … Википедия

Киевская Русь 862 1240 … Википедия

862 1240 … Википедия