Как осудить осуждение. Осуждение: трудные вопросы

иерей Филипп Парфёнов
  • преп.
  • прот. Евгений Бобылев
  • митр. Эдесский Иоиль
  • арх. Иоанн Руставский
  • прот. Георгий Бреев
  • священник
  • Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о , пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
    Осуждение считается видом рассматривается как один из тягчайших .

    Чем осуждение отличается от рассуждения?

    Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы.

    Глагол «осуждать» означает - выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор.

    Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения.

    Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.

    Пожалуй, едва ли не каждому христианину известно, что осуждение ближнего (в ряде случаев) может интерпретироваться как грех: «не судите, да не судимы будете» ().

    Тем не менее, многие всё же любят судить о других, «перемывать косточки», «копаться в грязном белье». Причём, достаточно часто это совершается в форме или праздной болтовни, «за спиной» того, кого, собственно, обсуждают.

    Понимая, что осуждать (таким образом) - некрасиво, многие, избегая как суда своей совести, так и встречных осуждений со стороны окружающих, уверенно оправдываются утверждением: я не осуждаю, я всего лишь рассуждаю!

    В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» ()) осуждают?

    Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?

    Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является или .

    Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.

    Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» ().

    Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.

    И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он - грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я - не такой. Ай да молодец!

    Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (). А зря.

    «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель ().

    «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. , – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

    «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог».

    «Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
    свт.

    «(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
    преподобный

    «Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
    святитель

    «Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
    Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
    св.

    Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
    преподобный

    Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
    прпмч. Митрофан Сребрянский

    Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
    свт.

    Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
    священник

    Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
    — наследственности;
    — обстановку его жизни в детстве и юности;
    — характер его родителей и воспитателей;
    — знания, которые он получил;
    — направление его судьбы по Божию промыслу.

    Из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
    Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ().

    Не суди и тогда не нужно будет прощать. В. Тарасов

    Однажды мне не понравилось обслуживание в ресторане. Официант был в кофте с длинными рукавами и, как мне показалось, задел мое блюдо. В тот же день мною была написана жалоба по поводу несоблюдения стандартов формы с коротким рукавом. Придя через какое-то время в ресторан, совершенно случайно, принимая меню из рук того же официанта, я увидел его руки, покрытые ожогами. Он был в форме с короткими рукавами. Мне было стыдно за себя, как никогда.

    Причина осуждения других – собственный эгоизм.

    Мы осуждаем других, когда считаем себя морально выше, умнее, или когда затронуты наши интересы. Но парадокс в том, что действительно высоко развитый человек никогда не осудит, потому что не почувствует на это право, а действительно умный воздержится от каких-либо высказываний, если не будет уверен. Порядочный человек же не будет ставить свой интерес превыше всего, понимая, что всему есть своя цена.

    Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя. Л.Н. Толстой

    Осуждая других, мы возвышаем себя. Кто-то оправдывает себя в своих или чужих глазах, кто-то просто испытывает необходимость осудить для того, чтобы почувствовать себя правым. В действительности мы осуждаем то, от чего мы далеки и что нам близко одновременно. Далеки потому что ситуации, поступки, которые мы осуждаем, скорее всего, с нами не происходили – мы представляем себя на месте человека и фантазируем о том, как бы поступили мы. Но реальность далека от фантазии. Китайская мудрость гласит - никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках. Как известно, не только путь, но и «ботинки» бывают разные… тоже время, ситуации и люди, которых мы судим, нам близки. Почему? Потому что мы их обсуждаем и главное – задаем вопросы, как бы поступили мы. Если бы нам это было безразлично, мы бы не думали об этом. Важно понять только одно – даже если мы говорим, что, например, поступили бы по-другому, не факт, что сами мы в аналогичной ситуации поступим так, как рассудили. На словах все кажется проще, чем в жизни, с реальными эмоциями, переживаниями и чувствами.

    Многим людям осуждение необходимо для того, чтобы разделить с кем-то свои мысли и суждения. Коллективное осуждение очень опасно – если негативные эмоции, лежащие в основе осуждения, вовремя не «тушатся», например, безразличием собеседника, они разгораются еще сильнее. В основе осуждения практически всегда лежит интерес, который в негативном ключе становится завистью.

    Осуждать легко. Гораздо труднее – не осуждать. Сделать это можно, поняв и ощутив собственную ценность, тогда интерес к другим людям и событиям, не имеющим прямого к нам отношения, пропадет. Приняв себя, мы сможем принять и других – такими, какие они есть. Дав себе возможность быть тем, кем мы являемся, мы перестанем болезненно реагировать на то, что другие могут не соответствовать нашим стандартам.

    Иногда осуждение проистекает от обостренного чувства справедливости. Но на самом деле, это то же неприятие себя и других, если они не соответствуют нашим стандартам.

    В обществе осуждение иногда используется как коллективный инструмент, направленный против одной личности . В такой ситуации важно помнить, что к слабостям безобидных людей многие готовы относиться с снисхождением, но сильным ошибки не прощают. Порой от сильных ждут момента, когда они споткнутся, и, если это произойдет, это не остается незамеченным.

    Не судите…

    У осуждения есть одна отличительная черта. То, что мы яро осуждаем – случается и с нами. Жизнь сама ставит нас в ситуацию, как бы говоря – ну и что ты сделаешь сейчас? Часто мы и сами убеждаемся, что теория от практики очень далеки, и поступаем иначе, чем говорили, осуждая. Многие вещи начинают открываться с других углов и, оказывается, мир не однополярный, как казалось ранее.


    Как мы относимся к другим людям? Очень часто это зависит от отношения людей к нам. При этом мы любим осуждать людей. Мы редко обращаем внимание на положительные качества человека, но всегда замечаем недостатки. Даже когда кто-то делает для нас что-нибудь приятное – мы можем просто этого не заметить. Но весь негатив и плохое отношение мы готовы помнить до конца жизни.

    Вы не замечали, как зависите от мнения людей? Очень часто мы выбираем ту или иную сторону, только опираясь на мнение людей. Если к нам кто-то относится хорошо – мы одариваем его положительными качествами, и наоборот. Мы критикуем людей, которые сделали нам больно или плохо, но забываем, что это противоречит всем постулатам гуманизма:)

    Для примера, можно взять бабушек, которые целый день сидят на лавочках и критикуют проходящих мимо людей. Один человек для них будет наркоманом, другой – девушка легкого поведения, а третий может оказаться сродни дьяволу. Когда мы начинаем осуждать людей, мы становимся похожими на пожилых дам, которые любят приписывать человеку только негативные качества.

    Почему мы любим осуждать людей? Может быть, нам скучно, и мы не знаем чем заняться? Нет. Обычно это происходит из-за зависти к кому-то и отказа принятия недостатков других людей. Мы не можем принять людей такими, какие они есть и начинаем критиковать их.

    Делая это, мы получаем определенную степень морального удовлетворения, наша самооценка поднимается, мы говорим себе: «Я такой хороший человек, в отличие от …» Это разрушительный путь, о действии которого человек редко задумывается. Данный режим самоутверждения может только принести в вашу жизнь большую порцию негатива и дополнительных проблем. Негативные мысли и эмоции никогда не приносили человеку счастье. Помните: «Не судите – да не судимы будете»

    Мы знаем, что осуждать людей нельзя, но продолжаем это делать. Почему? Мы думаем, что критика поможем человеку измениться? Но очень часто наша критика необоснованна и мы обсуждаем людей «за глаза». Мы думаем о действиях людей, как о следствии, но никогда не думаем о мотивах, которые побуждают сделать то или иное.

    Мы сами не всегда способны следить за своими действиями, но с радостью это делаем за остальных. В большинстве случаев человека интересует никак не своё поведение, а действия всех остальных. Обратите внимание на свое поведение и недостатки, которые точно есть у каждого. Если вы начнете разбирать свои недостатки – проблемы остальных больше не будут интересовать вас. У каждого человека есть проблемы, и вы — не исключение. Конечно, разбирать чужие пороки приятнее, но такой путь отличается агрессивностью. И такая агрессия никогда не приводит к хорошим последствиям. Возможно, вам удастся выглядеть лучше на фоне какого-то товарища, но уже скоро вы сами можете превратиться в фон.

    Помните – никто не совершенен. Даже если у вас не хватает времени на то, чтобы помочь человеку – не стоит осуждать его. Этим вы никогда не поможете в решении сложных ситуаций. Вы можете сказать о недостатках человека, возможных путях их решения, но не осуждайте людей.

    При общении с людьми мы должны отказаться от привычки искать недостатки, осуждать и оскорблять. Все мы не совершенны и далеки от идеала. Только когда мы поймем это, то сможем избавиться от дурной привычки осуждать людей. Запомните главное: «Не судите, да не судимы будете». Как только человек усвоит эту простую истину, его жизнь станет проще, насыщеннее и увлекательнее. Неожиданно появится время для разрешения старых проблем, для общения с близкими и других приятных занятий, которые вам просто недоступны за осуждением чужих недостатков.

    Сегодня я хочу затронуть такую болезненную и животрепещущую тему, как осуждение, с которой в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом шагу. Что это? Рефлекс? Привычка? Грех? Слишком глубоко осуждение засело в нас. В наших характерах, в нашем естестве, в нашей повседневной жизни. Оно заполонило ее. Ведь не проходит дня, чтобы мы кого-то не осудили, не указали на то, насколько неправ другой человек.

    И далеко не всегда наше осуждение корректно и направлено на то, чтобы дать нашему оппоненту понять его ошибки. Мы порой не щадим людей. Наше осуждение смешивается с сакразмом, злобой, отсутствием снисходительности и как итог всего – нелюбовью.

    А что такое нелюбовь? Это зло, ведущее к очерствению наших душ, это отпадение от Христа, это погрязание в эгоизме. А ведь если подумать и прикинуть бесконечную нашу задолженность перед Богом, неужели и после этого не отринется в каждом из нас непризнание своей такой же виновности и греховности? Неужели и далее мы будем требовательны к другим, глядя сквозь пальцы на свою греховную природу?

    Мы все грешны. И именно за наше поражение грехом пришел в этот мир Господь и пострадал за всех нас. И только Ему одному принадлежит высший и окончательный суд над каждым из нас. И Он пытается нас оградить от греха осуждения, говоря нам словами из Евангелия от Матфея:

    «Не судите, да не судимы будете!»

    Слова эти известны практически каждому. Порой, произнося их, человек даже не знает, что цитирует Евангелие. Эта фраза вошла в наш быт сродни пословице или поговорке. И все якобы очень хорошо и верно ее понимают и трактуют.

    Но совсем не просто и легко становится тогда, когда жизнь нас загоняет в обстоятельства, в которых нужно выполнять то, что сказано в этой фразе. Человека, которого мы любим, мы зачастую идеализируем. Мы считаем его эталоном и не видим в его поведении ничего предосудительного. Но если те же самые действия совершит человек, которого мы любим меньше, мы готовы вершить приговор. В каждом его действии мы усматриваем гадкое, плохое, гнусное. Мы беспощадны в своей критике, совершенно не замечая бревна в своем глазу и в глазах тех, кого мы идеализируем.

    На первый взгляд всё предельно просто – ты не осуждай, и тебя не станут. А присмотритесь и прислушайтесь к себе. Сможете ли вы на протяжении хотя бы двух-трех дней никого не осуждать? Совсем никого и ни за что? Как думаете, получится?

    В этом мире не только два цвета: черный и белый. В нем есть огромное количество других красок и полутонов. Так же и в жизни людей. Нет только хороших и только плохих. В каждом из нас намешано всего понемногу. И норма нашего отношения к каждому человеку – прощение. Бесконечное прощение, поскольку и сами мы в нем постоянно нуждаемся.

    Порой в разговорах можно услышать фразу: «А ведь она всех осуждает! Разве так возможно поступать христианке?» Порой хочется подойти и спросить: «А Вы сейчас что делаете?» А ведь порой люди этого совершенно не понимают, не замечают, не расценивают свои фразы как греховные. Это и правда стало каким-то рефлексом…

    А ведь апостол Павел в своем Послании к Римлянам писал:

    «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого»

    Поэтому надо очень внимательно следить за всем, что мы говорим, как мы относимся к другим людям.

    Хочется отметить и еще один момент во всем вышесказанном. Замечая определенные пороки в других и абсолютно игнорируя возможность, что тем же больны и мы сами, мы укрепляемся еще в одном страшном грехе – гордыне! Вознося себя над осуждаемым, мы гордимся своим превосходством. Да, кто-то оделся неподобающе и пришел в храм, а я-то пришел одетый благочестиво. Да, чей-то ребенок кричит во время проповеди, а мой стоит тихо. Значит, родители того ребенка не воспитывают его надлежащим образом. А я воспитываю правильно. Это и многое другое можно привести здесь в качестве примера. И всё это наша гордыня, которая, влекомая грехом осуждения, поднимается в нас на небывалую высоту. И это страшно…

    Наверное, многие из нас знают историю, которую я хочу привести в качестве еще одного примера. Одна семья сменила жилье. И женщина стала замечать, что ее соседка постоянно вывешивает постиранное белье, на котором грязные пятна. И она постоянно говорила мужу, что их соседка неряха, что ее белье грязное, что она плохая хозяйка, не в пример ей, у которой белье всегда чистое. И в один прекрасный день женщина, выглянув в окно, увидела белье соседки, постиранное идеально, без пятен. Она крикнула своему мужу, чтоб тот пришел и посмотрел, что соседка наконец-то выстирала белье как полагается. На что муж сказал своей жене, что он просто сегодня рано утром тщательно вымыл их окно, через которое его жена взирала на белье соседки.

    Вот в этой истории вся наша суть: видя соринку в глазах других, не замечаем бревна в своих собственных очах. А не видя, осуждаем, обзываем, к правде пририросовываем еще немного выдумки, чтоб уж совсем в черных красках расписать оппонента. А между тем эта черная краска делает совсем иное дело – пачкает наши души, замарывая их грехами, и отдаляет от Истины, от Творца.

    У англичан есть хорошая фраза: чтобы понять человека, надо обуться в его обувь и пройти его дорогой, перенося все тяготы и лишения, которые перенес он. Если бы мы реально могли так поступить хотя бы в одном-единственном случае, захотелось ли бы нам осуждать этого человека?

    Еще хочется задать такой вопрос: имеем ли мы право вообще осуждать, если даже Спаситель, будучи уже пригвожденным ко Кресту, просил Отца оправдать и простить своих обидчиков, ибо, как Он говорил, они не ведали, что творили. Если такое коварство простил Бог, вправе ли мы осуждать тех, кто словом или каким-то делом обижает нас? Не много ли мы на себя берем, занимаясь судом? А ведь суд и осуждение – слова однокоренные. И неспроста, как мы видим.

    А ведь мы порой, сидя в компании, преподносим грехи другого смеха ради. Ну а что? Сидим, рассказываем, какие Ваня или Маша совершили оплошности, и смеемся вовсю. Такое с виду безобидное времяпрепровождение.

    А ведь всё совсем не так. Ведь сегодня эта компания насмехается над Ваней, а завтра предметом их веселого хохота станешь ты сам. И во-первых, это обидно, а во-вторых, ты сам спровоцировал людей на этот грех. И вот когда за это безудержное веселье придется отвечать на Страшном Суде, вряд ли будет до смеха, или объяснение, что это было шутки ради, удовлетворит Высшего Судью. Не задумывались об этом никогда? А вот подумайте. И может, в следующий раз не захочется этого веселья.

    Мы говорили уже о том, что осуждение провоцирует такой страшный грех, как гордыня. Но не только, на мой взгляд. Помимо гордыни, есть место и злобе. Ведь мы просто можем оговорить человека, придраться к любому незначительному пустяку, просто за что-то личное ненавидя его и делая его мелкие оплошности достоянием гласности, преувеличивая их и тем самым создавая у людей ошибочное впечатление о личности этого человека. А всему виной злоба и личная какая-то неприязнь. А вот в этом случае осуждение является точным диагнозом того, кто злословит. И состояние это дикое, страшное, губительное и разрушающее. Ведь там, где зло, там и диавол…

    Вспомните еще одну библейскую историю. Она описана в Евангелии от Иоанна. Женщину, которую толпа хотела убить за измену мужу, Иисус защищает, произнеся:

    «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень»

    При этом, как пишет евангелист, Он даже не смотрел на этих людей, а сидел и что-то чертил палкой на песке.

    Финал мы помним. Безгрешного в толпе не оказалось, и люди разошлись, не причинив женщине вреда.

    Однако в библейской трактовке есть более подробное описание этого случая. И вот согласно ей, Иисус на песке писал грехи каждого из обвинителей женщины. Причем не повседневные грехи, а те тайные, о которых каждый из них хотел бы умолчать перед обществом. Таким образом обличая этих с виду благообразных фарисеев, Он писал им смертные приговоры, потому что за каждый из их тайных грехов полагалась смерть.

    Представьте ужас, который объял толпу! Эти дерзкие гордецы, которые носились со своей праведностью как с чем-то драгоценным, на поверку оказались грешнее, грязнее и страшнее в своей греховности, чем эта женщина, которой они уже подписали вердикт.

    Библейская трактовка говорит, что Иисус не хотел Своими устами произносить ту грязь, в которой были замешаны фарисеи, и его записи в грязном и пыльном песке – единственное подходящее для этих непотребств место.

    И тем не менее, при всей ужасности картины, Иисус, как добрый пастырь, хотел помочь этим людям, остановить их от греха. Не дать его совершить. Потому что будучи сами прокаженными, они не имели никакого права лечить чужую проказу, тем более таким бесчеловечным, варварским способом.

    Когда все разошлись, Иисус спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» И она ответила: «Никто, Господи!»

    В этих словах – урок всем нам. Неосуждающий не имеет гордыни, неосуждающий не имеет злобы. Неосуждающий имеет Любовь, а значит, Божья благодать жива в его сердце.

    Осуждение должно быть под запретом для каждого из нас. Судить будут. Всех и каждого. Но на Божьем Суде. А не мы в земной жизни.

    И закончить я хочу фразой из Евангелия от Матфея: «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Помните об этом и старайтесь победить и искоренить в себе привычку судить и осуждать других.

    И пусть эти слова Христа станут для каждого из нас путеводной звездой. Звездой, которая будет вести нас дорогой добра и Любви к ближнему!

    Да хранит всех нас Бог!

    Вконтакте

    Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.

    Лев Николаевич Толстой

    Все знают библейскую заповедь “Не суди и не судим будешь”, но в то же время продолжают осуждать . А для некоторых сплетни — образ жизни .

    Если вы считаете себя осознанным человеком и периодически срываетесь в осуждение, читайте статью и узнаете, как такое поведение влияет на вашу жизнь и духовное развитие.

    Бонус читателям:

    Кто постоянно судит о поступках людей, имеет нерешенные проблемы, которые скрывает от себя. Проще посудачить о других, чем разбираться в своих тараканах.

    Давайте разберемся что стоит за осуждением.

    Осуждение других людей, их поведения. Что за этим скрывается

    Непонимание

    “Суждение - это, когда вы не знаете, почему человек поступил так,
    как он поступил, но все равно пытаетесь приписать ему
    выдуманные вами же мотивы.”

    Марк Гангор

    Человек осуждает из-за непонимания. Этого либо нет в его картине мира, либо он домысливает.

    Если в этот процесс подключаются негативные эмоции , то в будущем это грозит тем, что он сам попадет в аналогичную ситуацию, окажется на месте того, кого осуждал.

    С точки зрения религии в традиционном понимании считается, что это наказание за осуждение, злословие.

    Например, человек осуждает кого-то за жадность. Говорит в сердцах: “Я не понимаю, как можно быть таким жадным?!”

    Если он это восклицает не единожды, во Вселенную отправляется запрос : “Я не понимаю это поведение. Объясни, помоги.”

    Вселенная понимает все буквально. Она не оставит без ответа, особенно если этот запрос повторяется многократно.

    Значит человеку нужно помочь понять. А как объяснить?

    Только дав ему опыт той ситуации, которую он не понимает. И ставит его в такую ситуацию, где он сам проявляет жадность, чтобы он изнутри прочувствовал.

    Проведем аналогию с воспитанием детей. Когда мы объясняем ребенку, что так делать нельзя: нельзя кидать камни в птиц, им же больно.

    Что мы говорим: “Представь, если бы в тебя камень бросили…”

    Или приводим пример, когда малышу было больно: “Помнишь, ты упал, и тебе было больно, ты плакал. Вот и птичке больно.” Мы предлагаем вспомнить похожие ощущения.

    Вселенная не может нам так сказать, она просто ставит нас в похожую ситуацию, только теперь мы в роли того, кого осуждали.

    Вопрос: А нужно ли нам знать, почему кто-то поступает именно так? Почему мы заняты чужой жизнью, а не собой?

    Да, человек странно поступил. Странно для нас, потому что мы не видим всей картины. Для кого-то мы тоже странно поступаем.

    Может, лучше заняться своей жизнью? Разве мы решили все свои проблемы, что принялись обсуждать чужие?

    Зависть

    Еще одна из причин осуждения других людей, зависть какому-то качеству или успеху. Человек сам бы хотел это иметь, а тут у приятеля это так легко получается.

    Он начинает выискивать недостатки, придираться. В отдельных случаях даже злорадствовать, если заметил промах или узнал о неудаче в каком-то деле.

    Спросите себя, что такого есть у другого, что бы вам хотелось иметь.

    Классический пример — бедные осуждают богатых: “Откуда у него столько денег?”, “Такие деньги негде заработать. Наворовал!” , “Погнался за длинным рублем, не получилось, крылья пообломали. Теперь не будешь высовываться!” (Фразы из реальной жизни людей)

    Отвержение себя

    Человек осуждает других, когда не принимает себя . Случается, что люди высмеивают какие-то конкретные чужие поступки или черты.

    Это происходит из-за неудовлетворения жизнью, когда человек считает себя неудачником, ничтожеством.

    Особенно раздражает таких людей успехи и счастье окружающих .

    Гордыня и чувство превосходства

    “Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.”

    Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби

    Гордыня и чувство превосходства появляется тоже из-за отвержения себя. Но тут человек находит в себе что-то, что у него получилось лучше, а осуждает тех людей, у которых этого нет.

    Человек своими достижениями прикрывает то, что не принимает, отвергает в себе. И как результат — превосходство над другими.

    Что вы скрываете от себя? Почему решили, что лучше других?

    Тот же пример с богатыми и бедными, но наоборот. Богатые презирают бедных. Некоторые обеспеченные люди кичатся своим богатством, потому что больше нечем гордиться.

    Есть такое понятие “духовная гордыня”. Это бич духовно развивающихся людей и работников света.

    Многие из них на определенном этапе роста попадают в этот капкан, когда начинают считать себя умнее, лучше, достойнее, потому что они кое-что знают такое, что недоступно основной массе людей.

    Надеюсь, это вас миновало…

    Что происходит, когда вы осуждаете

    Что отправляете, то и получаете

    Если смотреть со стороны энергетики, осуждая, вы посылаете негативную энергию вовне, в поле человека.

    Если человек энергетически защищен (сам никого не осуждает, живет по законам Вселенной), эта энергия вернется к вам обратно еще и в приумноженном виде.

    А если у вас маленькие дети, то достанется в первую очередь им. Потому что они еще не способны защищаться сами. Они живут за счет вашего энергетического поля.

    В любом случае к вам вернется то, что вы послали вовне.

    А если вы уже встали на путь осознанности, то обратка будет сильнее. Потому что в силу вступает закон подобия: что отправили, то и получили.

    Эта разрушающая энергия возвращается в виде усталости, болезней, неприятных событий.

    Пройдите флэшмоб и научитесь жить в согласии с Вселенной.

    Перестают действовать духовные инструменты

    Впадая в осуждение, вы тормозите духовный рост , оказываетесь в мире 3-Д.

    Возможности, которые вы научились видеть, как творец, закрываются. Вы их просто не замечаете.

    Духовные инструменты перестают действовать. Решать проблемы вы можете только с помощью трехмерных способов (что замедляет получение результата), потому что перекрывается связь с духом.

    У вас развивается зависимость от осуждения

    Осуждение, сплетни создают зависимость. Чем больше вы осуждаете, тем больше вы окунаетесь в эти разрушающие вибрации и тем чаще хотите эти чувства испытывать.

    Вы получаете определенную подпитку. Но это энергия низкого качества, которая повреждает вашу ауру.

    Со временем энергетическое поле ослабляется, снижаются его защитные свойства, а после появляются физические недомогания и заболевания.

    Даже если вы регулярно занимаетесь диагностикой и восстановлением своей ауры, осуждение сводит на нет всю работу.

    Вспомните поговорку из народа “дружить против кого-то”. Когда две подруги обсуждают третью. Цель такой “дружбы” — обменяться сплетнями.

    Или бабушки, сидящие на лавочке и осуждающие правительство и соседей. Им явно здоровья это не прибавляет, но привычка судачить дает им энергию, которой не хватает.

    Вы попадаете в неприятности

    Когда вы заняты обсуждением чужой жизни, вы выходите из своего внутреннего центра. Вы личные дела окружающих ставите выше собственных .

    Любящая Вселенная начинает привлекать ваше внимание путем надавливания на красные кнопки.

    Начиная с мелочей, и в зависимости от вашей реакции, подкидывает более сложные ситуации и проблемы, чтобы обратить ваше внимание на себя , на свою жизнь, в центр.

    Приведу пример из жизни одной знакомой.

    Женщина очень любит свою семью, полностью реализуется в ней. Ей нравится роль жены, матери, хранительницы домашнего очага.

    Но при этом она любит посплетничать. Значительная часть мыслительного процесса занята перевариванием событий из жизни соседей, подруг, коллег.

    Когда она слишком увлекается чужими делами, Вселенная, для ее “возвращения” создает неприятное событие — в виде поломки холодильника.

    Если это не помогает, происходит ситуация посерьезнее. Если не подействовало, случается третья неприятность — у нее заболевает муж.

    Благополучие семьи — ее красная кнопка.

    Цель достигнута — женщина возвращается в свой центр, переключается на роль жены, берегини своей семьи.

    Еще один пример.

    Человек, успешный в своей профессии, постоянно критикует действия своих сотрудников. Вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью.

    В итоге, сам оказывается в ситуации, где вынужден подтверждать свой профессионализм. Теряет работу, семья остается без постоянного дохода. Человек перестает лезть в чужие дела, потому что занят своими.

    С духовной точки зрения это не наказание за осуждение. Вселенная таким образом возвращает человека к самому себе. Разворачивает на 180 градусов, чтобы он обратил внимание на себя.

    Если вы приняли решение вести осознанную жизнь , жить по духовным законам, это не значит, что вы сразу откажетесь от суждения.

    Не так просто искоренить в себе эту привычку. Впадая в матрицу, вы возвращаетесь к прежнему мышлению.

    Но если вы дорожите результатами, которые получили на пути к духовному просветлению, вы не дадите осуждению вернуть вас обратно.

    Как освободиться от осуждающего поведения и избавиться от привычки сплетничать, вы узнаете из моей следующей статьи. Следите за рассылкой.

    А у вас легко получается не судить? Будем признательны за обратную связь в комментариях.