Как определить ударение в английском слове. Как ставить ударение в английских словах и предложениях. Особенности логического ударения

Для правильного звучания слова важны, разумеется, не только составляющие его звуки, но и куда падает ударение. Что касается ударений, в английском языке можно выделить три особенности.

Во-первых, это наличие двойных ударений (чего нет в русском языке).
Во-вторых, это изменение ударения в слове в зависимости от того, какой частью речи оно является (в русском языке такое тоже бывает, но при этом меняется и форма слова, в то время как в английском в ряде случаев меняется только ударение, а форма слова остается неизменной).
И в третьих, как мы уже отмечали, очень важной особенностью английского языка является четкое произношение именно ударных гласных, в то время как гласные в безударных слогах должны звучать неясно , не акцентироваться.

ДВОЙНЫЕ УДАРЕНИЯ

Как мы уже говорили, все слова английского происхождения очень короткие – в основном односложные (не считая возможных приставок и окончаний). Разумеется, в таких словах ударение ставится единственно возможным способом. Когда же слово составляется из двух других, то часто оба слова сохраняют ударение, одно из которых – основное, более сильное, а второе – несколько слабее. Основное ударение, повторимся, обозначается верхним штрихом, а второе – нижним. Например: understand [ʌndə"stænd], overeat [ouvə"i:t] и т.п.
Кроме того есть сильная тенденция «разбивать» и длинные слова иностранного происхождения на более привычные короткие части, с выделением их добавочными ударениями. Например: intoxication [ɪntɒksɪ"keɪʃn] - иностранное слово (это слово пришло из греческого и в русский) разбивается таким образом на более соответствующие фонетическому строю английского языка части.
Двойные ударения весьма важны и надо не забывать про них в собственной речи, иначе в некоторых случаях вас могут просто не понять – слова будут звучать непривычно для слуха тех, для кого английский язык является родным.

ИЗМЕНЕНИЕ УДАРЕНИЯ

В ряде слов латинского происхождения ударение может менять в зависимости от того, как используется это слово – как существительное или глагол. Если как существительное – ударение падает на первый слог, а если глагол – на второй. Приведем пару примеров (обратите внимание на двойной ударение в одном из слов):

permit ["pɜ:mɪt] разрешение - permit разрешать
insult ["ɪnsʌlt] оскорбление - in"sult [ɪn"sʌlt] оскорблять

Таких слов немного и их надо будет запомнить (причем, в некоторых случаях допускается два варианта ударения – например, в слове permit можно делать ударение и на втором слоге, даже когда оно используется как существительное).

БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ

В английском языке фактически два безударных гласных – [ɪ] и [ə]. Даже если в словаре любая другая гласная специально не помечается ударением, все равно некоторое ударение на ней делается, чтобы ее можно было различить.
Причем, в тех словах, в которых в словарях вы найдете безударное [ɪ], оно часто может в разговорной речи заменяться на [ə]. В качестве примера возьмем слово bandit ["bændɪt]. Более «уличное», разговорное произношение этого слова будет ["bændət]. Еще раз напомним, что очень важно, чтобы гласные в безударных слогах не акцентировались, звучали неясно. Если вы произнесете в таком безударном слоге что-то среднее между [ɪ] и [ə] – это будет тоже будет вполне правильно. Часто безударный гласный может почти исчезать. Иногда в словарях такие случаи обозначаются с помощью уменьшения фонетического знака [ə] - cattle . Это означает, что безударный гласный практически «выпадает» и это слово нужно произносить почти как . Всегда главное, чтобы отчетливо звучали ударные гласные.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ

И, как мы уже тоже говорили, в качестве некоторой компенсации за сложное написание некоторых слов в английском языке сложилась гораздо более простая, чем в русском, система ударений. Множество слов вообще односложные, а в словах двухсложных ударение как правило падает на первый слог (есть, конечно, и исключения, которые нужно просто запоминать). Это правило не относится к приставкам (префиксам), на которые ударение чаще всего не падает (и тут есть некоторые исключения). Как распознавать приставки, мы расскажем в разделе о чтении безударных слогов.

Есть также правило для длинных слов, которое заключается в том, что ударение падает на третий от конца слог, но мы не очень советуем им пользоваться. Дело в том, что в многосложных словах очень часто больше одного ударения, и лучше такие слова (поначалу их будет очень немного – все основные английские слова короткие) запоминать индивидуально. Очень скоро вы привыкнете к закономерностям в произношении таких слов и новые многосложные слова сможете произносить по уже привычным шаблонам.

РИТМ РЕЧИ

Если брать предложение в целом, то между ударными слогами обычно бывают приблизительно равные промежутки времени, что придает английской речи характерную ритмичность (в отличие от «напевной» русской речи). Возьмите какой-нибудь учебный текст на английском языке, к которому есть звуковой файл. Внимательно послушайте диктора, следя за ритмом его речи, а затем прочтите этот же текст, стараясь ему по памяти подражать, делая ударения в тех же местах. В любом случае, если вы хотите, чтобы ваш английский был ясен и понятен собеседнику, необходимо будет поработать над тем, чтобы ваша речь звучала ритмически правильно (особенно важно произносить безударные гласные неакцентированно, неясно).

Фонетика представляет собой отрасль лингвистики, которая изучает звуковой строй языка. Мы знаем, что звуки делятся на две категории: гласные и согласные. Слоги тоже не вызывают трудностей: открытый слог – слог, который заканчивается на гласную букву; закрытый слог – слог, оканчивающийся на согласную. Но так ли все просто с ударением в английском языке?

«Все очень даже непросто!» — скажете вы. И будете отчасти правы.

Изучающим французский язык трудно ошибиться с постановкой словесного ударения − в этом поэтичном языке оно всегда падает на последний слог. В русском языке – сложнее: буква «ё» всегда является ударной, а систему словесного ударения в других словах иностранцу, изучающему русский, будет объяснить сложно. Как же дело обстоит с английским языком?

Итак, оговоримся сразу: мы разбираем не правила (так как таковых совсем немного, и они не в силах помочь нам разобраться в данной теме), а с группами и закономерностями произношения.

Основные группы словесного ударения

  • Большая группа слов имеет ударение на первом слоге:

Co mpliment /ˈkɒmplɪm(ə)nt/ — любезность, комплимент;

Da ffodil /ˈdafədɪl/ — нарцисс;

Re gular /ˈrɛɡjʊlə/ — регулярный, систематичный;

No minative /ˈnɒmɪnətɪv/ — именительный падеж;

Bri tish /ˈbrɪtɪʃ/ — британский, английский.

  • Если словозаканчивается на –ion, -ian, -iant, -ience(-iance), -ious, -ial , то ударным является предшествующий слог:

Permission /pəˈmɪʃ(ə)n/ — разрешение;

Indian /ˈɪndɪən/ — индийский;

Brilliant /ˈbrɪlj(ə)nt/ — блестящий, выдающийся;

Variance /ˈvɛːrɪəns/ — расхождение, разногласие;

Cautious /ˈkɔːʃəs/ — осторожный, осмотрительный;

Facial /ˈfeɪʃ(ə)l/ — лицевой, расположенный на лице.

  • Если словозаканчивается на –able, -less, -ness, -ship, -ment, -hood, то данное окончание не «перетягивает» на себя ударение из короткого слова, которое присоединяется к нему.

Dri nk /’drɪŋk/ – dri nkable /ˈdrɪŋkəbl/;

Chi ld /’tʃʌɪld/ – chi ldless /ˈtʃʌɪldləs/;

Ha ppy /ˈhæpi/ – ha ppiness /ˈhapɪnəs/;

Emplo y /ɪmˈplɔɪ/ — emplo yment /ɪmˈplɔɪm(ə)nt/.

  • В сложных (составных) существительных ударение падает на первую часть слова; в составных глаголах – на вторую:

Post man /ˈpəʊs(t)mən/ — почтальон;

Dress maker /ˈdrɛsmeɪkə/ — портниха;

Hair d ryer /ˈhɛːdrʌɪə/ — фен для волос;

Well-acted /ˌwɛlˈaktɪd/ — хорошо сыгранный (о пьесе);

Undertake /ʌndəˈteɪk/ — предпринимать, совершать.

Длинные слова и двойное ударение

Большая группа слов английского языка имеет двойное ударение. Это характерно для слов, состоящих из трех и более слогов: fifteen (/ˈfɪfˈtiːn/), nineteen (/ˈnʌɪnˈtiːn/).
Также данный тип ударения характерен для составных слов (см. примеры в предыдущем пункте): одна часть слова имеет более выраженное ударение, а вторая – менее выраженное.

Well-acted /ˌ wɛlˈ æktɪd/ — хорошо сыгранный (о пьесе).

Наличие второго ударения в слове делает его прочтение более удобным. Сомневаетесь? Что ж, давайте выполним упражнение, которое покажет нам эффективность и удобство правила двойного ударения.

Telecommunica tion — телекоммуникация;

Pronuncia tion — произношение;

Investiga tion — расследование, следствие;

Deteriora tion — ухудшение, изнашивание.

Наверное, вы прочитали данные слова «на одном дыхании», а точнее, очень быстро.

Te lecommunica tion /ˌtɛlɪkəmjuːnɪˈkeɪʃ(ə)n/ — телекоммуникация;

Pronu ncia tion /prəˌnʌnsɪˈeɪʃ(ə)n/ — произношение;

Inve stiga tion /ɪnˌvɛstɪˈɡeɪʃ(ə)n/ — расследование, следствие;

Dete riora tion /dɪˌtɪərɪəˈreɪʃn/ — ухудшение, изнашивание.

Согласитесь, со второго раза ваше произношение было более размеренным и приятным, темп речи не ускорился, дыхание не сбилось. Именно такое произношение является более понятным слушателям.

А вы обращаете внимание на свое произношение английских слов?

Рассмотрим ударение в английском языке , а также его особенности в сравнении с русским. Коснемся не только ударений в словах, но фразового ударения, а также чтения ударных гласных в английском.

Ударение в английском

Ударение в словах

Первое, на что стоит обратить внимание, говоря об особенностях, — это
существование слов с двумя ударениями в английском языке . Одно - главное, другое - второстепенное. Следует запомнить правило, что ударный слог произносится более четко, гласные в ударных словах более долгие . Например:

🔊 universal
🔊 relativety [ˈrelətɪvətɪ]

А сколько ударений в слове и какие слоги ударные , нужно смотреть в словаре.

Ударение фразовое

Как Вы уже поняли или знаете из опыта, в английском языке кроме ударения в словах, есть ударение фразовое. Фразовое ударение представляет собой выделение отдельных слогов в составе предложения. Пример:

Замечание! Именно благодаря фразовому ударению произношению в английском языке свойственна особая ритмичность.

Чтение ударных гласных

В английском языке существует большое множество правил чтения слогов и буквосочетаний , но тем не менее, эти правила действуют не на все слова. Многое нужно запоминать. Например, когда дело касается ударения. Так, чтение ударных гласных зависит от типа слога, в котором находится эта гласная. Всего выделяют четыре типа слога (напомню, что в статье об открытом и закрытом слоге мы говорили только о двух типах), смотрим таблицу №1.

Таблица №1. Чтение ударных гласных в английском языке
1 тип - открытый слог Эти слоги заканчиваются на гласную, которая называется «немая», потому что не читается. Как правило, это последняя буква в слове. Например, немая «e» есть в слове 🔊 late . Гласные буквы в этом типе слога читаются как в алфавите
2 тип - закрытый слог Эти слоги заканчиваются на согласную. Гласная буква в этом типе слога читается как краткий звук (см. сводную таблицу ниже)
3 тип - гласная + r После гласной в таких слогах употребляется буква r , которая не читается. Напротив, гласная произносится долго.
4 тип - гласная + r + гласная Буковка r в слогах данного типа как бы «зажата» между гласными (например, слово 🔊 care ). При чем вторая гласная (чаще e ) не произносится (она немая), а первая читается весьма по-своему (см. сводную таблицу ниже)

Для большей наглядности представлю Вам сводную таблицу чтения ударных гласных (смотрим таблицу №2).

Таблица №2. Сводная таблица чтения ударных гласных в английском языке
a o e u i y
I [əʊ]
🔊 na me 🔊 no 🔊 me 🔊 cu te 🔊 hi 🔊 my
II [æ] [ɔ] [e] [ʌ] [ɪ] [ɪ]
🔊 fla t 🔊 no t 🔊 me t 🔊 cu p 🔊 si t 🔊 my th
III [ɑː] [ɔː] [ɜː] [ɜː] [ɜː] [ɜː]
🔊 car 🔊 nor 🔊 her 🔊 fur 🔊 fir m 🔊 Byr ne
IV [ɛə] [ɔː] [ɪə]
🔊 care 🔊 more 🔊 here 🔊 cure 🔊 fire 🔊 tyre

Понятие словесного ударения

Под словесным ударением , вслед за Т.И. Шевченко, в данном пособии понимается «выделение, или свойство выделенности, слогов на фоне других слогов в слове» . К примеру, в слове [ˈɪnstɪŋkt], первый звук [ɪ] приобретает особую выделенность по сравнению с [ɪ] во втором слоге, поэтому первый слог слова является ударным.

Языки отличаются друг от друга средствами достижения выделенности слога в слове. Выделение слога в слове может быть а) динамическим, т. е. достигается силовым выделением (слог произносится громче по сравнению с другими слогами в слове), 6) музыкальным или тональным, т. е. достигается за счет произнесения ударного слога на другом тональном уровне по сравнению с другими слогами в слове или с помощью изменения направления движения тона ударного слога, в) количественным, т.е. достигается за счет удлинения ударного гласного, г) качественным (выделяется некоторыми лингвистами, в частности, Г.П. Торсуевым ). Выделение достигается за счет сохранения качества гласного в ударном положении. В безударной позиции гласный редуцируется.

В.А. Васильев считает, что несправедливо отделять количественный и качественный тип ударения от динамического ударения, поскольку гласный динамически выделенного слога в тоже время длиннее, чем гласный в безударной позиции .

Последние инструментальные исследования акустической природы словесного ударения в английском языке показали, что эффект акцентной выделенности слога достигается не только за счет его произнесения с большей силой или интенсивностью на акустическом уровне или большей громкостью на перцептивном уровне, но и долготы. Словесное ударение представляет собой определенную модель взаимоотношений всех слогов слова, регулируемых с помощью силы высоты тона, качества и количества.

Степень и позиция ударения в слове

Функциональный подход к ударению позволяет анализировать слово с точки зрения акцентемы – фонологической единицы просодического уровня, которая представляет собой совокупность разных по силе ударений. Например, акцентема слова combination [ˌkɒmbɪˈneɪʃn] представлена 3 слогами, имеющими разную степень ударности: kɒm – слабоударный, bɪ – безударный, neɪʃn – сильноударный.

Британские фонетисты выделяют три степени словесного ударения: а) главное ударение падает на основной ударный слог, б) второстепенное ударение падает на полуударной слог, в) слабое ударение приходится на безударные слоги.

Главное ударение обозначается вертикальной чертой сверху перед началом слога, а второстепенное – чертой снизу. Слабое ударение не маркируется особыми значками. К примеру, слово infinitive [ɪn-ˈfɪ-nɪ-tɪv] состоит из четырех слогов, третий от конца слог является ударным, остальные три слога безударные. Слово indivisibility [ˈɪn-dɪ-ˌvɪ-zɪ-ˈbɪ-lɪ-tɪ] состоит из семи слогов, из них третий и седьмой от конца слова слоги имеют главное ударение, пятый от конца слова слог имеет второстепенное ударение, остальные четыре являются безударными.

Необходимо помнить, что в каждом пяти-шести-сложном слове с главным ударением на третьем слоге от конца должно быть и второстепенное ударение на первом или втором слоге от начала слова.

Некоторые слова, состоящие из двух морфем, имеют два главных ударения: re-write [ˈrɪ-ˈraɪt], fourteen [ˈfɔ:-ˈti:n], что свидетельствует о семантической значимости этих морфем.

Позиция словесного ударения в английском языке – продукт исторического развития, обусловленный влиянием двух тенденций: рецессивной и ритмической.

Рецессивная тенденция (наиболее древняя) заключается в выделенности корневого слога. Большинство слов германского происхождения имеют ударение на первый слог: ˈclever, ˈbody, ˈwater, ˈsinging. Если в состав слова входит приставка с референциальным значением, ударение сдвигается на первый корневой слог: beˈgin, misˈtake.

Рецессивная тенденция – результат влияния германской и французской акцентных моделей. Согласно данной тенденции ударным является третий слог с конца слова: arˈticulate. Ритмическое ударение характерно для слов c суффиксами -ate, -fy, -ize: ˈsituate, ˈqualify, ˈcentralize.

Большинство двусложных слов имеют рецессивное ударение на корневом слоге: ˈfinish, ˈanswer.

Некоторые французские заимствования сохранили ударение на последнем слоге: poˈlice, maˈchine.

В трехсложных словах ударным является третий слог с конца: ˈcinema, ˈenemy. Четырехсложные слова могут иметь как рецессивное, так и ритмическое ударение: ˈarchitect, reˈmarkable, ˈcriticism.

Представители американской фонологической школы Б.Блок, Дж. Трейджер, Г.А. Глисон помимо трех указанных степеней ударения выделяют четвертую степень ударности – третичное ударение (tertiary stress). Третичное ударение по степени выделенности равно второстепенному и отличается от последнего лишь позицией в слове. Третичное ударение занимает положение за главным ударением, в то время как второстепенное ударение предшествует главному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -ary, -ory, -ony предпоследний слог получает данный тип выделенности: dictionary [ˈdɪkʃəˌnerɪ], territory [ˈterɪˌtɔ:rɪ], ceremony [ˈserɪˌməʊnɪ].

Место ударения в слове

По положениюв словеударение может быть фиксированным или свободным . В языках с фиксированным ударением ударение падает на один и тот же слог, который занимает определенную позицию во всех словах языка относительно их начала и конца. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог. В языках со свободным ударением ударение может приходиться на разные слоги относительно начала и конца слова. Ударение в английском языке свободное. С морфологической точки зрения внутри свободного ударения выделяют: постоянное ударение и подвижное ударение.

Постоянное ударение – это ударение, которое сохраняет свою позицию в одном и том же слоге в различных грамматических или производных формах слова. Например, ударение постоянно во всех формах русского слова ˈноша, ˈноши, ˈноше, ˈношей, ˈношу, англ. ˈfinish, ˈfinishes, ˈfinishing, ˈfinished.

Подвижное ударение падает на разные морфемы различных грамматических и производных форм слова: ˈсад – саˈды, ˈmusic – muˈsician.

Лингвистическая функция ударения

Как любое фонетическое явление ударение должно быть проанализировано с функциональной (лингвистической) точки зрения.

Первая функция словесного ударения – конститутивная. Словесное ударение придает слову форму, организует слово в сложную звуковую единицу, вместе с тем выделяя в нем какой-либо слог или слоги.

Вторая функция словесного ударения – дифференциальная . Эта функция делает словесное ударение отдельной супрасегментной (сверхсегментной) просодической фонологической единицей, которая может быть названа акцентемой. Оппозиция главных и безударных слогов акцентем иллюстрирует дифференциальную функцию словесного ударении: "import(n) – imˈport (v). В данных паромерах ударение различает части речи.

Словесное ударение играет существенную роль в смысловом различении слов: a ˈblackbird (дрозд) – a ˈblack ˈbird (черная птица), a ˈblackboard (классная доска) – a ˈblack ˈboard (черная доска), a ˈgoldfish (золотая рыбка) – a ˈgold ˈfish (рыбка золотистого цвета).

Третья функция словесного ударения – рекогнитивная . Рекогнитивная функция словесного ударения состоит в правильной акцентуации слов, которая облегчает их узнавание и понимание. Неправильная акцентуация слов не только указывает на акцент говорящего, но и затрудняет понимание его речи.

Лекция 5

Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования

В английском языке

План лекции

Понятие слога. Теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха .

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория , предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения , сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин . Его теория получила название теории громкости . Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные , которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.

2. Слогообразование в английском языке

В английском языке к элементам слогообразования относятся все гласные звуки: монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды, а также три сонорных согласных звука ­– .

2.1. Слогообразование с помощью гласных звуков

Слогообразование с помощью гласных звуков имеет ряд закономерностей, которые состоят в следующем:

1) гласные звуки являются основными слогообразующими элементами английского языка;

2) гласные звуки образуют слог как самостоятельно, так и вместе с согласными звуками;

3) слог, образованный гласным звуком, может занимать любое положение в слове, быть ударным и безударным;

4) «немые» гласные звуки никогда не образуют слоги, т.к. не передают звука, а входят в слоги, образованные другими слогообразующими звуками.

Если символами С и V обозначить соответственно согласный звук и гласный звук, то слоговую структуру в английском языке можно представить большим количеством сочетаний звуков, которые могут быть объединены в 4 типа слогов. Это а) абсолютно открытый, б) абсолютно закрытый, в) прикрытый в начале, г) прикрытый в финале слоги.

Абсолютно открытый слог – слог, состоящий из одного гласного звука (V), например, are, or.

Абсолютно закрытый слог – это слог, состоящий из одного гласного звука, находящегося между согласными (CVC, CVCC, CСVC и т.д.), например, bit, left, place.

Прикрытый в начале слог – это слог, состоящий из одного согласного звука или последовательности звуков, предшествующих одному гласному звуку (CV, CCV, CCCV), например, too, spy, straw.

Слог, прикрытый в финале , завершается одним или более согласными звуками (VC, VCC, VCCC), например, on, act, acts.

Произведем упрощение приведенных формул:

V (С) V (C)
C V C
C V C C
C V C C C
C V
C C V
C C C V
V C
V C C
V C C C

В скобках размещены факультативные элементы слоговой структуры английского языка. Тот факт, что согласная буква/звук является факультативным элементом слога в английском языке, подтверждает статус гласного звука/буквы как основного слогообразующего элемента английского языка.

2.2. Слогообразование с помощью сонантов

Некоторые сонорные согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом, до размыкания полной преграды произносятся протяжно, и их звучание по длительности сходно со звучанием гласных. Тем не менее только из семи сонорных являются слогообразующими. Причина этого состоит в следующем: а) произносятся кратко и всегда соседствуют со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входят; б) [ŋ] в конце слов произносится протяжно, как сонант, однако этот звук также всегда соседствует со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входит. Звук [ŋ] имеет в английском слове определенную локализацию – в середине или в финале слова. Передается сочетанием ng и n+велярный согласный: long, tongue, sink, uncle, finger.

Сонанты локализуются во всех позициях в слове: в самом начале (many, now, little), в середине (summer, sunny, glad), в финале (seem, sin, tall).

Сонорный согласный [w] появляется в инициале и в середине слова (медиали) warm, sweet, language, question передается w, wh, gu, qu. Аналогичную позицию в слове занимает [j], передается y, u, ew, eau, ui: yard, mute, few, feud, beauty, suit.

Сонорный звук [r] появляется во всех трех позициях в слове: инициали, медиали, финали.

Слогообразующий потенциал сонорного звука зависит от дистрибуции звука в словах языка, от протяжности/отрывистости артикуляции.

Закономерности слогообразования с помощью сонантов проявляются в следующем:

1) слог должен иметь в своем составе «немую» гласную букву: table , idle , middle , handle , double , pupi l, blosso m;

2) сонант должен стоять либо после шумного согласного, либо отделяться от него «немой» гласной буквой (e, a, i): fina l penci l, meda l, leve l;

3) слог, образованный сонантом, стоит в конце слова и очень редко в середине составных слов: gentlemen [ˈʤen-tl-mən];

4) слог, образованный сонантом, всегда бывает безударным;

5) число слов со слогообразующим сонантом ограничено.

Самое большое количество слогов образует сонант [l]:

а) в конце слова после шумного согласного перед «немой» буквой «e», к примеру, dou-ble ;

б) в конце слова после шумного согласного в сочетании с «немой» гласной, например, le-ve l.

Сонант [n] образует слоги в следующих случаях:

а) в сокращенных отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: doesn"t , couldn’t , isn’t [ɪz–nt];

б) в формах Past Participle неправильных глаголов: driven , forgiven , forgotten ;

г) в конце слов после сочетания согласной и «немой» гласной: e-le-ven, pre-sent, fas-ten, cot-ton, par-don.

Сонант [m] образует слоги очень редко: blos-som [ˈblɒ-sm].

Под словесным ударением , вслед за Т.И. Шевченко, в данном пособии понимается «выделение, или свойство выделенности, слогов на фоне других слогов в слове» . К примеру, в слове [ˈɪnstɪŋkt], первый звук [ɪ] приобретает особую выделенность по сравнению с [ɪ] во втором слоге, поэтому первый слог слова является ударным.

Языки отличаются друг от друга средствами достижения выделенности слога в слове. Выделение слога в слове может быть а) динамическим,т. е. достигается силовым выделением (слог произносится громче по сравнению с другими слогами в слове), 6) музыкальным или тональным,т. е. достигается за счет произнесения ударного слога на другом тональном уровне по сравнению с другими слогами в слове или с помощью изменения направления движения тона ударного слога, в) количественным,т.е. достигается за счет удлинения ударного гласного, г) качественным(выделяется некоторыми лингвистами, в частности, Г.П. Торсуевым ). Выделение достигается за счет сохранения качества гласного в ударном положении. В безударной позиции гласный редуцируется.

В.А. Васильев считает, что несправедливо отделять количественный и качественный тип ударения от динамического ударения, поскольку гласный динамически выделенного слога в тоже время длиннее, чем гласный в безударной позиции .

Последние инструментальные исследования акустической природы словесного ударения в английском языке показали, что эффект акцентной выделенности слога достигается не только за счет его произнесения с большей силой или интенсивностью на акустическом уровне или большей громкостью на перцептивном уровне, но и долготы. Словесное ударение представляет собой определенную модель взаимоотношений всех слогов слова, регулируемых с помощью силы высоты тона, качества и количества.

2. Степень и позиция ударения в слове

Функциональный подход к ударению позволяет анализировать слово с точки зрения акцентемы – фонологической единицы просодического уровня, которая представляет собой совокупность разных по силе ударений. Например, акцентема слова combination [ˌkɒmbɪˈneɪʃn] представлена 3 слогами, имеющими разную степень ударности: kɒm – слабоударный, bɪ – безударный, neɪʃn – сильноударный.

Британские фонетисты выделяют три степени словесного ударения: а)главное ударение падает на основной ударный слог, б)второстепенноеударение падает на полуударной слог, в) слабое ударение приходится на безударные слоги.

Главное ударение обозначается вертикальной чертой сверху перед началом слога, а второстепенное – чертой снизу. Слабое ударение не маркируется особыми значками. К примеру, слово infinitive [ɪn-ˈfɪ-nɪ-tɪv] состоит из четырех слогов, третий от конца слог является ударным, остальные три слога безударные. Слово indivisibility [ˈɪn-dɪ-ˌvɪ-zɪ-ˈbɪ-lɪ-tɪ] состоит из семи слогов, из них третий и седьмой от конца слова слоги имеют главное ударение, пятый от конца слова слог имеет второстепенное ударение, остальные четыре являются безударными.

Необходимо помнить, что в каждом пяти-шести-сложном слове с главным ударением на третьем слоге от конца должно быть и второстепенное ударение на первом или втором слоге от начала слова.

Некоторые слова, состоящие из двух морфем, имеют два главных ударения: re-write [ˈrɪ-ˈraɪt], fourteen [ˈfɔ:-ˈti:n], что свидетельствует о семантической значимости этих морфем.

Позиция словесного ударения в английском языке – продукт исторического развития, обусловленный влиянием двух тенденций: рецессивной и ритмической.

Рецессивная тенденция (наиболее древняя) заключается в выделенности корневого слога. Большинство слов германского происхождения имеют ударение на первый слог: ˈclever, ˈbody, ˈwater, ˈsinging. Если в состав слова входит приставка с референциальным значением, ударение сдвигается на первый корневой слог: beˈgin, misˈtake.

Рецессивная тенденция – результат влияния германской и французской акцентных моделей. Согласно данной тенденции ударным является третий слог с конца слова: arˈticulate. Ритмическое ударение характерно для слов c суффиксами -ate, -fy, -ize: ˈsituate, ˈqualify, ˈcentralize.

Большинство двусложных слов имеют рецессивное ударение на корневом слоге: ˈfinish, ˈanswer.

Некоторые французские заимствования сохранили ударение на последнем слоге: poˈlice, maˈchine.

В трехсложных словах ударным является третий слог с конца: ˈcinema, ˈenemy. Четырехсложные слова могут иметь как рецессивное, так и ритмическое ударение: ˈarchitect, reˈmarkable, ˈcriticism.

Представители американской фонологической школы Б.Блок, Дж. Трейджер, Г.А. Глисон помимо трех указанных степеней ударения выделяют четвертую степень ударности – третичное ударение (tertiary stress). Третичное ударение по степени выделенности равно второстепенному и отличается от последнего лишь позицией в слове. Третичное ударение занимает положение за главным ударением, в то время как второстепенное ударение предшествует главному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -ary, -ory, -ony предпоследний слог получает данный тип выделенности: dictionary [ˈdɪkʃəˌnerɪ], territory [ˈterɪˌtɔ:rɪ], ceremony [ˈserɪˌməʊnɪ].