Изучение луны человеком для детей. Доклад (3 класс) «Все о Луне». Исследования Луны - объяснение для детей

Луна – небесное тело, расположенное ближе всех к Земле, которое является его естественным спутником и ярчайшим, после Солнца объектом. Кроме того, это еще и единственный объект солнечной системы, на который ступала нога человека.
Луна привлекала к себе внимание во все времена. Люди веками смотрели на нее, любуясь лунными кратерами, пытаясь изучить ее происхождение и законы. Луна вращается в том же направлении, что и большинство небесных тел. Вокруг Земли она двигается со скоростью около 1 км/с. Так как, там отсутствует атмосфера, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А температура имеет довольно большой разброс: от –120 °С до +110 °С. Сила притяжении меньше Земной в 6 раз (1,62 м/с2). Еще в 1610 году, Галилео Галилей в телескопическое оборудование, наблюдал за лунной поверхностью и обнаруживал различные впадины и кратеры.

Протяженные темноватые пятна или как их называют «Лунные моря», занимают около 40 % видимого лунного рельефа. В былые времена, атаки метеоритов и астероидов на лунную поверхность, были обычным делом. Возможно даже, что Луна принимала на себя все удары небесных тел, которые предназначались нашей Земле! Но она, как своеобразный щит, отражала все нападения. Возможно именно Луне, нам следует сказать спасибо за то, что жизнь на нашей планете, не исчезла, от падения какого-нибудь, метеорита или астероида. Сейчас, частота столкновений небесных тел с Луной практически равна нулю, но кратеры, которые мы можем наблюдать на поверхности Луны навсегда остались, как своеобразное напоминание о заслугах нашего верного спутника.

Строение Луны

Масса спутника Земли в 81 раз меньше нашей планеты. Для исследования лунного строения, использовались различные методы, в том числе и сейсмические. Верхний слой лунной поверхности, представлен корой, толщина которой достигает 60 км. Кора состоит из горной породы базальт. В морских и материковых районах, его состав имеет существенные отличия. Мантия – расположенная под лунной корой, делится на верхнюю – 250 км, среднюю – 500 км и нижнюю – 1000 км. До этого уровня вещество недр находится в твердом состоянии, и представляет собой холодную и мощную литосферу, с незатухающими сейсмическими колебаниями. Приближаясь к концу границы нижней мантии, температура возрастает, приближаясь к температуре плавления, поэтому сейсмические волны быстро поглощаются. Эта часть спутника представляет собой лунную астеносферу, в центре которой находиться жидкое ядро, состоящее из сульфида железа, радиусом 350 км. Температура в нем, колеблется от 1300К до 1900К, при массе не более 2% от массы всей Луны.

Известно, что Луна повернута к Земле, только одной стороной, поэтому все давно мечтают узнать: какие же тайны скрывает обратная сторона Луны. Сама по себе, Луна не светится. Просто солнечные лучи, отражаясь от Земли, освещают разные ее части. В связи с этим объясняются и фазы Луны. Она повернута к нам темной стороной и двигается по орбите между Солнцем и Землей. Каждый месяц наступает новолуние. На следующий день на западном небе появляется яркий серп «обновленной» Луны. На остальную часть Луны, свет, отраженный от Земли практически не попадает. Через неделю, можно наблюдать половину диска Луны. Через 22 дня, наблюдается и последняя четверть. А на 30 сутки опять наступает новолуние.

Характеристики Луны

Масса: 0,0123 массы Земли, то есть 7,35*1022кг
Диаметр на экваторе: 0,273 диаметра Земли, то есть 3476 км
Наклон оси: 1,55°
Плотность: 3346,4 кг/м3
Температура поверхности: –54 °C
Расстояние от спутника до планеты: 384400 км
Скорость движения вокруг планеты: 1,02 км/с
Эксцентриситет орбиты: e = 0,055
Наклон орбиты к эклиптике: i = 5,1°
Ускорение свободного падения: g = 1,62 м/с2

Детям о Луне рассказывать очень интересно, так как она притягивает их каким-то магическим образом. Мой ребенок очень ярко реагировал на Луну, еще когда я возила его в коляске. И конечно же сейчас, когда он серьезно увлечен космосом, я хочу рассказать ему о его любимице Луне. Не пугайтесь, все что мы будем “изучать” я преподнесу в игровой форме, и скажу честно, это еще больше увлекло моего ребенка в космическое пространство. Выбраться бы потом из этой темы.

Литература для занятия “Детям о Луне”

Но чтобы дойти до желаемой Луны, нам нужно выйти за пределы планеты Земля. Что окружает нашу планету? Правильно, атмосфера. Мы ведь не раз уже читали о ней, но понятно ли ребенку 3-4 лет, что это такое?

Конечно же информация необходима, ещё лучше, когда она представлена в книгах с хорошими наглядными иллюстрациями. Хорошо, начнем с теории. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Атмосфера является защитным слоем планеты, защищая ее обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения.

В детских энциклопедиях даже даются названия первых двух слоев, а значит вперед мы не забегаем. Хотя я помню, что эту тему мы изучали в школе примерно с 5-го класса. Итак начнем, уверена, что мне удастся объяснить Александру, которому сейчас 3 года 10 месяцев: что такое атмосфера и как она защищает нашу землю.

Очень наглядное описание атмосферы, где в слоях ребенок видит летающий самолет, метеозонд, космические аппараты мы нашли в энциклопедии “Вселенная 3D”.

Обратите внимание на прекрасную книгу Левитана Звездные сказки , в которой героиня подружилась с Луной и звездами. Чтиво прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. А для ребят 6-8 лет советую к прочтению Сказочные приключения маленького астронома от того же автора.

Затем перешли к нашей любимой серии “Самая первая энциклопедия”, на этот раз “Планета Земля”. Я не раз писала, что эта серия мне кажется очень удачной для начинающих, она очень доступна в языке написания, красочна и с большими буквами. Большинство текста в книгах этой серии Александр читает сам, что для меня является неоспоримым плюсом. В этой книге тема атмосферы представлена во всём разнообразии, развороты: воздушное покрывало Земли, настроение атмосферы, облака плывут по небу.

В книге Чудесная планета из серии “Твоя первая энциклопедия”, на этот раз от Махаон, также нашлась информация, и не только об атмосфере, но и по теме Луна. А именно о приливах и отливах.

Думаю, что теории достаточно, теперь нужно донести всё это до ребенка, которому сейчас 3 года 10 месяцев. Начнем?

Атмосферу планеты Земля можно объяснить ребенку на примере варенного яйца. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Макет атмосферы Земли

Дальше делаем с ребенком наглядный макет атмосферы Земли. У нас это заняло часть вечера. Конечно было бы красивее использовать крышки от обувных коробок, но у нас обувь так не хранится, поэтому я взяла коробки от кукурузных хлопьев.

Ребенку необходимо увидеть все слои атмосферы. Дошкольнику показать их родители могут с помощью макета. Школьники смогут создать макет сами.

Ну а теперь более подробно снизу вверх:

Мезосфера (50-85км):
Здесь сгорают метеоры не долетая до Земли (осколки комет, астероидов)
Карман – это условная граница между атмосферой Земли и космосом (85-100км)
Термосфера (100-690км):
Здесь происходят полярные сияния и летают космические аппараты.

И добро пожаловать в экзосферу , которая расположена выше 690км.

Вся информация была взята с Википедия .

Теперь Александр с легкостью мог ответить на эти вопросы.

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

(По А. Матутиа)

Переходим непосредственно к Луне, прочитываем об этой красавице в книге

В книге

В книге

И в книге Вселенная

Мое описание всех этих книг находится в и .

Опыты Кратеры на Луне

Ну вот теперь можно приступать к играм. Сначала мы решили провести опыт и сделать кратеры на Луне. Было очень весело, ребенок узнал получше о реакции соды с уксусом.

Нам понадобилось:

  • Блюдо с содой (это Луна);
  • уксус (у нас 5%);
  • красители (добавила в уксус);
  • пипетка.

Пипеткой Александр до этого не работал, ну нет в Доминикане этих пипеток и я немного переживала как у него получится, но всё вышло как по маслу. Конечно же использование пипетки это еще одно развитие мелкой моторики, а когда в пипетке что-то что не должно разлиться, то и аккуратности.

Начинаем делать кратеры. А они шипят и пузырятся.

Александр наблюдал за этим действием с большим интересом.

Ну вот, художник сообщает, что шедевр готов.

И тут же спрашивает:

– Мамочка, а можно теперь я сделаю что хочу?
– Конечно можно, это же твоя Луна – отвечаю я.

И Александр выливает оставшийся синий уксус наблюдая за бурлением самого большого кратера.

А затем набирает горсть соды и бросает ее в желтый уксус.

Вот это восторг!!! Эксперименты закончены, теперь очередное веселье – мытье под краном всех материалов.

Из прочитанных книг мы уже знаем как образуются кратеры на Луне. Их делают астероиды, которые врезаются в наш спутник. Так как у Луны нет атмосферы, соответственно у нее нет от них защиты.

Увидеть нам это наглядно поможет:

  • Поднос с лунным песком (можно взять подкрашенную муку и даже сухой цемент). Луна покрыта слоем пыли и так было бы еще наглядней, но мы играли в квартире. Конечно же выбирая материал нужно в первую очередь думать о безопасности ребенка.
  • Камни (у нас декоративные разных размеров и форм).

Александр из состояния стоя, чтобы был хороший разгон у камня, роняет его в песок.

Мы сразу замечаем выемки в песке напоминающие кратеры. И вот что у Александра получилось в итоге.

Астрономия для детей – фазы луны

Затем мы начали разрабатывать план как понять почему Луна в небе видна не всегда одинаковой формы. Вырезав из картона фазы луны, я попросила Александра их раскрасить, он с энтузиазмом взялся за дело.

В книгах мы уже прочли, что Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Соотнося наши модели солнца и Земли с Луной, увидели как происходят лунные и солнечные затмения. Когда наши “луны” подсохли, я попросила Александра попробовать разложить их самому. Я чувствовала что он сможет, информации для этого было дано достаточно. Единственное, что я ему подсказала, что новолуние должно быть около солнца.

После того как он всё разложил, Александр стал ходить по кругу называя фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и теперь на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны и опять новолуние. Он сделал кругов 5-6, ему нравилось называть их как если бы это была какая-то считалочка.

Я думаю, что ребенок хорошо понял материал.

И всё же я хотела, чтобы Александр запомнил фазы луны навсегда. Мы сделали с ним отличную аппликацию, которая теперь висит у нас перед обеденным столом. Делали мы её вместе, обсуждая. Итак, если серп в небе похож на буквы С, то луна “старая” убывающая, если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

И ребенок понял! Около 5 вечера мы вышли для занятий спортом на террасу, а в небе была видна луна. Александр тут же сообщил:

– Мамочка, смотри, это растущая луна. Осталось совсем чуть-чуть до полнолуния!

Когда мы вернулись домой, я быстро установила в моем шкафу (это самое темное место у нас дома) “сцену” для нашего следующего представления.

Мне понадобилось:

  • Фонарик (это Солнце, я повесила его на палку);
  • большой мячик (Земля);
  • маленький мячик (Луна);
  • человечек из Лего (прикрепила к мячу пластилином).

Начала я с вопроса:

– Луна видна на небе только ночью?
– Нет, мы только что видели её в голубом небе, – ответил Александр.
– Но почему это бывает не всегда? Тебе интересно? Давай посмотрим.

Сначала посмотрим когда у нашего человечка день и ночь. Вспоминаем, что сутки это один оборот Земли вокруг своей оси.
Человечек вверху – это день. Человечек внизу – это ночь.

Теперь начнем с новолуния. Когда Луна сверху человечка, то хотя он и смотрит наверх, но видит только её темную часть.

Уже через два дня Луна сдвигается и человечек может наблюдать её узенький освещенный кусочек. С каждым днем кусочек будет увеличиваться и увеличиваться. Эта фаза растущая Луна. С каждым днем появление Луны из-за горизонта будет более поздним и вот она уже выходит на небо в полдень. Именно эту фазу Луны можно увидеть с Земли днем. Именно этот момент мы застали с Александром на террасе.

Конечно же мы провели наш теннисный мячик – Луну по всем фазам, это очень наглядно показало ребенку как от освещения Солнцем меняется фаза Луны. Но я не буду увеличивать объем данного поста моими фотографиями, а просто дам ссылку на сайт где была взята мною эта идея. Думаю, что многим из вас знаком автор Татьяна Пироженко по книгам “Клуб почемучек” и в посте Почему Луну видно днем? можно посмотреть полностью её объяснение с фотографиями на тему “фазы Луны”.

Ну и чтобы закончить с Луной мы поговорили о том, почему когда мы видим половинку круга в небе, это называется четвертью. Наглядно ребенок понимает это очень быстро. Я спросила у Александра:

– Когда мы видим полнолуние, то это целая Луна или ее половинка?
– Целая, – ответил ребенок.
– Давай с тобой вспомним, что Луна всегда повернута к Земле только одной стороной. Мы с тобой читали, а потом делали опыт, где мальчик видел только одну сторону Луны.

Я взяла яблоко и попросила ребенка представить, что это целая Луна, затем я разрезала его пополам.

– Сколько у нас на тарелке яблока?
– Половина.
– Также выглядит наша Луна, когда мы видим полнолуние?
– Да.
– Значит какую часть Луны мы видим на самом деле в полнолуние?
– Половину.
– Очень хорошо, а теперь я возьму половинку круга и объясню тебе почему эту фазу Луны называют первой четвертью.

Я разрезаю яблоко на 4 части.

– Сколько нам нужно оставить на тарелке, чтобы выглядело как наша Луна?

И Александр с легкостью отложил одну четвертинку.

Как советует Татьяна Пироженко, я выдала ребенку сыпучий материал (20 бусинок) и попросила его, чтобы он разложил их в 4 емкости в равных частях.

Затем положила перед Александром половинки Луны, мы же знаем, что из них получится одна целая. И попросила его поставить части с бусинками так, чтобы они все были задействованы как одно целое.

Теперь каверзный вопрос:

– А как мы распределим бусины если я положу перед тобой полнолуние и первую четверть луны?

Всё, ребенок усвоил тему!!!

Мультфильмы про Луну для детей

Карта Луны

Нашли что-то интересное, непонятное или странное на карте? Добро пожаловать в раздел фактов и вопросов ниже!

.

Факты про Луну:

  • Самыми старыми на считаются ее нагорья. Их возраст превышает 4 миллиарда лет! Эти возвышенности густо усеяны кратерами от метеоритов - настолько густо, что едва можно найти свободный от них клочок поверхности. Новые воронки от ударов ложатся друг на друга, стирая границы старых кратеров.
  • Все неровности на спутнике, начиная от громадных впадин и заканчивая мельчайшими кратерами, являются последствиями столкновений с и космическим мусором. На Луну они падают столь же часто, как и на Землю. Но наш спутник не защищает атмосфера, в которой большинство метеоритов попросту сгорает - и когда на Земле нашли всего лишь 128 кратеров, у Луны их число перевалило за 15 тысяч.
  • Лунные «моря» на самом деле являются стародавними равнинами из застывшей лавы. Они образовались в местах падений самых больших астероидов. Их масса порождала взрывы, которые были в сотни раз мощнее самой сильной ядерной бомбы. Воронки от ударов были настолько большими и глубокими, что лава просочилась на поверхность и разлилась в виде озера.
  • На Луне нет камней, больших валунов и ярко выраженных скал, как на Земле. Находясь миллиарды лет под разрушительным воздействием и открытого космоса, они рассеялись в каменный порошок - знаменитую лунную пыль, покрывающую весь спутник.
  • Несмотря на эти деструктивные процессы, облик нашего спутника меняется очень медленно. Динозавры, жившие миллионы лет назад, видели Луну на небе такой же, какой видим сейчас ее мы. Пока континенты на планете , обретая свои нынешние очертания, поверхность нашего спутника почти не изменилась.
  • Самые молодые образования на Луне - это кратеры со светлыми лучами. Видимых следов воды на поверхности спутника нашей планеты нет. Даже извилистые каналы на Луне, похожие на русла рек, образовались с потоков вулканической лавы.

Вопросы и ответы :

Почему Луна светится? - Ее поверхность не светится сама по себе - она как зеркало отражает .

Почему иногда слабо видна неосвещенная часть Луны? - В такие моменты она подсвечивается Солнцем, свет которого отражает сама Земля. Это явление называют еще «пепельным светом» Луны.

Какая сторона Луны считается темной? - Та, которая не освещена Солнцем на момент наблюдения.

Почему Луна серого цвета? - На самом деле, поверхность Луны черная как уголь. Светиться ярко-серым цветом ее заставляет сильный свет Солнца.

Отпечаток ноги Нила Армстронга - первого человека, ступившего на Луну в 1969 году.

Были ли люди на Луне? - Пока что она остается единственным космическим телом вне Земли, на которое ступала нога человека. Всего там побывало 12 астронавтов - все американцы. 11 из них были пилотами реактивных истребителей, подготовленными к космическим перелетам. Еще один астронавт был ученым-геологом. Остальные космонавты работают либо на орбите Луны, либо в околоземном пространстве, и еще не бывали во внеземных мирах.

> > Из чего состоит Луна

Состав Луны – спутник Земли: описание для детей с фото, строение Луны, из чего состоит ядро, мантия и кора, как выглядит поверхность, моря, толщина слоев.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе о строении могут с того, что Луну проще всего найти на небе. Долгое время люди интересовались темными и светлыми пятнами на поверхности. Давайте внимательнее изучим из чего состоит Луна, какие есть слои и особенности поверхности спутника.

Лунная поверхность - объяснение для детей

Дети наверняка помнят сказки, в которых рассказывалось, что Луна сделана из сыра. Чтобы объяснение для детей было понятным, следует заметить, что более вероятный материал – камень. Поверхность укрыта мертвыми вулканами, ударными кратерами, лавовыми потоками, а также космическими аппаратами.

Древние ученые полагали, что темные участки – моря. В целом, их можно так назвать, только в этих образованиях нет воды. Важно объяснить детям , что перед ними лавовые бассейны. В самом начале лунной истории поверхность находилась в расплавленном состоянии, порождая вулканы. Однако они быстро остывали, а лава твердела. С астероидными атаками она раскалывалась, что повреждало поверхность.

По отметинам можно судить, что астероиды были частыми гостями путника. Но дети должны понимать, что на заре формирования нашей системы все планеты сталкивались и двигались хаотично. На Земле это не так заметно благодаря движению тектонических плит, а также атмосфере, которая сжигала большую часть пространственных нарушителей. Но на Луне подобной защиты нет, поэтому ее поверхность четко отображает всю историю.

Период атак завершился 3.8 миллиардов лет назад, но все кратеры остались. Большие и маленькие астероиды таяли на поверхности, но делали это медленно, что и перекрыло лавовые потоки.

Для самых маленьких следует рассказать, что тонкая кора состоит из реголита, напоминающего бетон. Когда посторонние объекты врезаются в поверхность, то разрывают ее на мелкие осколки, оставляя отпечаток (след Нила Армстронга).

Кора в ширину тянется на 60-100 км. Реголит может быть мелким (3 м) в морях или же глубоким (20 м) в горных участках.

Под поверхностью Луны - объяснение для детей

Теперь следует внимательнее изучить состав Луны. Как и Земля, спутник располагает корой, мантией и ядром. Последнее состоит из железа и окружено более мягкой и жидкой внешней оболочкой (500 км). Но внутреннее ядро занимает только 20% всей Луны (50% у других скалистых тел).

Большая часть внутреннего слоя представлена литосферой (1000 км). Так как слой начал таять еще в самом начале лунного формирования, то на поверхность прорывалась магма, создавая равнины. Постепенно она охладилась и полностью приостановила вулканическую активность.

По плотности спутник занимает вторую позицию после Ио (луна Юпитера). Наличие слоистости, скорее всего, вызвано кристаллизацией магматического океана после формирования.

БЕСЕДЫ О ЛУНЕ.

Цель: Продолжать знакомить детей с космосом. Расширить знания о естественном спутнике Земли – Луне. Пополнить словарь детей новыми словами по теме. Воспитывать любознательность, сообразительность, интерес к космосу.

( материал можно использовать на занятиях,во время утренних,вечерних бесед).

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. (Луна)

Луна входит в состав солнечной системы. Она все время движется вокруг Земли. За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник?

(Человек, который вместе с кем-то совершает путь.)

переносное значение

(То, что сопутствует чему-то, появляется вместе с чем-то.)

Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.Луна гораздо меньше Солнца и меньше Земли. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

Дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер – это движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы… Давайте посмотрим, что с ними произошло бы. Как можно создать ветер? Верно, подуть.(Дети дуют, следы исчезают) . Теперь взглянем на соседний лист. Вследствие того, что на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит пластилиновые горы) на макет и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.

Опыт:

Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с “лунной пылью” (песок или мука ). От падения камней образуются ямки.

На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (показывает на стол или что-то другое). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой (помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы). Еще через несколько дней – вот такой (помещает изображение четверти растущей Луны). Если провести вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р, то значит, что сейчас Луна растет.

Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб ее нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой (помещает изображение полной Луны) Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид (помещает на фланелеграф изображение четверти убывающей Луны) . Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид (помещает изображение следующей фазы Луны). Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Плыл по небу Лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
(Г. Сапгир)

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина).

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями.

Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря – это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. На материках много кратеров, образовавшихся после падения метеоритов.

Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем температура достигает +120 градусов, ночью – мороз -170 градусов.

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

Как возникла Луна? Есть три версии, объясняющие происхождение нашего спутника. В ХIХ веке астроном Джордж Дарвин предположил, что Луна и Земля сначала были одной расплавленной массой, которая разорвалась на две части.

Другие ученые выдвинули версию, что первоначально Луна была астероидом, который был захвачен притяжением Земли и стал ее спутником. Отечественные ученые во главе с О.Ю. Шмидтом в середине ХХ века разработали гипотезу, что Луна и Земля образовались из облака мелких частиц.

ЗАГАДКИ.

Над домами у дорожки.

Висит кусок лепешки.

(Луна).

Над бабушкиной избушкой.

Висит хлеба краюшка.

Собака лает,

А достать не может.

(Месяц).

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат – советский зонд «Луна-1». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.

«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне – значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне.

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной.

Шар голубой, шар земной.

Очень красиво всходит и заходит!

(Ю. Михайлов).

Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне