Джон нокс не боялся никакого человека. История «Мария Стюарт» на новый арт Противник марии стюарт нокс

Когда хоронили Джона Нокса, кто-то сказал о нем так: "Он столь боялся Бога, что не боялся никакого человека".

НОКС, ДЖОН (Knox, John) (1505-1572), проповедник и историк шотландской Реформации, родился в крестьянской семье в Хаддингтоне (Шотландия). Дата рождения крайне ненадежная, есть аргументы в пользу трех дат - 1505, 1513 и 1515.

Нокс учился в начальной школе в Хаддингтоне, а позднее в университете Глазго или Сент-Андруса (или в обоих). Он готовился к принятию сана священника, но после смерти Джорджа Уишарта, сожженного на костре (1546), перешел на сторону протестантов и возглавил антикатолическую партию в Шотландии. В июле 1547 был взят в плен французами после падения замка Сент-Андрус и пробыл на каторжных работах до февраля 1549. Без сомнения, Эдуард VI и лорд-протектор, герцог Сомерсетский, способствовали его освобождению и возвращению в Англию после короткого пребывания в Женеве. Он был назначен королевским капелланом (1551) и принял участие в пересмотре Книги общественного богослужения (1552). Отказался принять сан епископа в 1552 и активно противился использованию католических форм богослужения.

В течение почти всего периода правления Марии Тюдор (1553-1558) Нокс пребывал в Швейцарии, поддерживал связь с европейскими реформаторами, предстоял в качестве священника английским протестантским общинам эмигрантов во Франкфурте-на-Майне и Женеве и выполнял функции советника при шотландских «лордах Конгрегации» (группа протестантских лордов, объединившихся в антикатолическую Конгрегацию). В 1559 он возвратился в Шотландию.
Его строгий кальвинизм, ревностное отстаивание пуританского богослужения и образа поведения, любовь к пресвитерианской форме церковного устройства оказались необходимыми слагающими победы протестантов. В 1566 были заложены основы шотландского пресвитерианства: тогда Нокс содействовал лишению законной силы Римско-католической церкви в Шотландии, утверждению Шотландского исповедания в шотландском парламенте и принятию первой Книги церковной организации и литургии Нокса первой Генеральной ассамблеи недавно возникшей пресвитерианской церкви. Труды Нокса включают Трубный глас против чудовищного правления женщин (Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women, 1558), Трактат о предопределении (Treatise on Predestination, 1560), Историю Реформации в Шотландии (History of the Reformation in Scotland, опубликована в 1664).
В течение семи лет правления Марии Стюарт, королевы Шотландской, Нокс, с истовой преданностью к новой церкви, вступил в бой с католической государыней. Эта борьба закончилась триумфом реформатора, когда Мария отреклась в 1567. Умер Нокс 24 ноября 1572 в Эдинбурге.


В Шот-лан-дии, один из ос-но-ва-те-лей пре-сви-те-ри-ан-ской Церк-ви Шот-лан-дии.

Из се-мьи не-бо-га-тых дво-рян. В 1536 году стал ка-то-лическим свя-щен-ни-ком. Че-рез несколько лет при-сое-ди-нил-ся к сто-рон-ни-кам Ре-фор-ма-ции, ко-то-рая в Шот-лан-дии к то-му вре-ме-ни бы-ла под-го-тов-ле-на лю-те-ран-ской про-по-ве-дью П. Га-миль-то-на (со-жжён в 1528 году) и по-сле-до-ва-те-лем У. Цвинг-ли и Ж. Каль-ви-на - Дж. Уи-шар-том (каз-нён в 1546 году).

С 1547 года Д. Нокс на-чал пуб-лич-ную про-по-ведь о Свя-щен-ном Пи-са-нии как един-ст-вен-ном ав-то-ри-те-те и ис-точ-ни-ке ве-ры, об оп-рав-да-нии од-ной ве-рой, Д. Нокс от-вер-гал мес-су, мо-лит-вы за умер-ших и уче-ние о чис-ти-ли-ще. В том же го-ду Д. Нокс по-пал в плен к вторг-шим-ся на тер-ри-то-рию Шот-лан-дии фран-цу-зам и бо-лее по-лу-то-ра лет про-был греб-цом на га-ле-рах. По-сле ос-во-бо-ж-де-ния в 1549 году про-дол-жил слу-же-ние про-по-вед-ни-ка в Анг-лии, дос-тиг-нув сте-пе-ни ко-ро-лев-ско-го ка-пел-ла-на при Эду-ар-де VI. С во-ца-ре-ни-ем Ма-рии Тю-дор, вос-ста-но-вив-шей ка-то-ли-цизм в стра-не, Д. Нокс бе-жал в Же-не-ву, где встре-тил-ся с Каль-ви-ном. В 1554 году Д. Нокс из-дал свой трак-тат «Вер-ное пре-дос-те-ре-же-ние про-фес-со-рам Бо-жи-ей ис-ти-ны в Анг-лии» («A faithful admonition to the professors of God’s truth in England»), ко-то-рый был вос-при-нят как под-стре-ка-тель-ст-во к ца-ре-убий-ст-ву.

По воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1555 году Д. Нокс про-дол-жил де-ло Ре-фор-ма-ции, опи-ра-ясь на под-держ-ку час-ти ари-сто-кра-тии и бюр-гер-ст-ва. По его ини-циа-ти-ве в 1557 году был за-клю-чён пер-вый шотландский ко-ве-нант. Вновь уе-хал в Же-не-ву (1556 год), где на-пи-сал в 1558 году сочинение «Пер-вый труб-ный глас про-тив чу-до-вищ-но-го прав-ле-ния жен-щин» («The first blast of the trumpet against the mon-strous regiment of women»), в ко-то-ром, кри-ти-куя прав-ле-ние Ма-рии Тю-дор в Анг-лии и Ма-рии де Гиз (см. Ги-зы) в Шот-ландии, ут-вер-ждал, что вся-кое жен-ское прав-ле-ние «про-ти-во-ре-чит при-ро-де, яв-ля-ет-ся ос-корб-ле-ни-ем для Бо-га, аб-со-лют-но про-ти-во-по-лож-но Его От-кро-ве-нию и ус-та-нов-ле-нию».

В 1559 году при-был в Шот-лан-дию. Про-пове-ди Д. Нокса в Пер-те про-тив «идо-ло-по-клон-ст-ва» ста-ли на-ча-лом про-тес-тант-ской ре-во-лю-ции в стра-не. С за-клю-че-ни-ем Эдин-бург-ско-го ми-ра 1560 года и окон-ча-ни-ем французского влия-ния в Шот-лан-дии шотл. пар-ла-мент при ак-тив-ном уча-стии Д. Нокса при-сту-пил к соз-да-нию но-вой Церк-ви. Д. Нокс и его со-рат-ни-ки вы-ра-бо-та-ли «Шот-ланд-ское ис-по-ве-да-ние ве-ры» («Scots Confession», 1560 год; одоб-ре-но пар-ла-мен-том в том же го-ду). В 1560 году со-став-ле-на «Кни-га по-рядка» («Book of Discipline»; 2-я часть из-да-на в 1578 году), ре-гу-ли-рую-щая цер-ков-ный строй по каль-ви-ни-ст-ско-му об-раз-цу. В ней Д. Нокс вы-сту-пил как ра-ди-каль-ный ре-фор-ма-тор, стре-мя-щий-ся слить во-еди-но Цер-ковь и го-су-дар-ст-во; в ча-ст-но-сти, тре-бо-вал по-ста-вить под кон-троль Церк-ви за-ко-но-дательную дея-тель-ность го-су-дар-ст-ва. В «Кни-ге по-ряд-ка» со-дер-жал-ся так-же план ши-ро-ко-го раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния, вклю-чав-ший соз-да-ние се-ти государсвтенных школ и университетов. В 1561 году «Кни-га по-ряд-ка» рас-смат-ри-ва-лась пар-ла-мен-том, ко-то-рый не ут-вер-дил её в це-лом, при-няв толь-ко отдельные по-ло-же-ния. Т. о., вновь соз-дан-ная Цер-ковь Шот-лан-дии не впол-не со-от-вет-ст-во-ва-ла пред-став-ле-ни-ям Д. Нокса [пре-сви-те-ри-ан-ст-во (см. Пре-сви-те-риа-не) ста-ло государсвтеных ре-ли-ги-ей Шот-лан-дии лишь в 1592 году]. С 1560 года Д. Нокс нёс цер-ков-ное слу-же-ние в эдин-бург-ском со-бо-ре Св. Эги-дия (Сент-Джайлс), ко-то-рый час-то на-зы-ва-ют «цер-ко-вью-ма-те-рью пре-сви-те-ри-ан-ст-ва».

Д. Нокс мно-го-крат-но при-зы-вал вер-нув-шую-ся в 1561 году в Шот-лан-дию ко-ро-ле-ву Ма-рию Стю-арт , убе-ж-дён-ную ка-то-лич-ку, от-ка-зать-ся от «лож-ной ре-ли-гии». В 1564 году он вы-сту-пил в пар-ла-мен-те про-тив тре-бо-ва-ния ко-ро-ле-вы во-зоб-но-вить слу-же-ние мес-сы, но не по-лу-чил под-держ-ки. В ре-зуль-та-те об-ли-че-ния Ма-рии и её но-во-го му-жа, лор-да Дарн-ли, Д. Нокс в 1565 году по-лу-чил за-прет на про-по-ве-до-ва-ние. По-се-лил-ся в от-да-лён-ном рай-оне Шот-лан-дии, где за-вер-шил ра-бо-ту над 5-том-ной «Ис-то-ри-ей Ре-фор-ма-ции» (1559-1566 годы). Вер-нув-шись в Эдин-бург в 1567 году, Д. Нокс стал сви-де-те-лем свер-же-ния Ма-рии Стю-арт про-тес-тан-та-ми. В том же го-ду Д. Нокс про-по-ве-до-вал на ко-ро-на-ции её сы-на Яко-ва VI, рез-ко об-ли-чая бывшую ко-ро-ле-ву. Од-на-ко про-дол-же-ние по-ли-тической борь-бы в Шот-лан-дии при-ве-ло к то-му, что в 1571 году все вра-ги Ма-рии Стю-арт бы-ли вы-сла-ны из Эдин-бур-га. Д. Нокс уда-лил-ся в Сент-Ан-д-рус, где про-дол-жал про-по-ве-до-вать. В 1572 году вер-нул-ся в Эдин-бург и до кон-ца жиз-ни слу-жил в со-бо-ре Св. Эги-дия.

Сочинения:

The works / Ed. D. Laing. Edinburgh, 1895. Vol. 1-6;

History of the Reformation in Scotland / Ed. W. C. Dickinson. Edinburgh; L., 1949. Vol. 1

25.03.2011

Джон Дункан Макки

История Шотландской Реформации

Глава VII. ДЖОН НОКС

Источник: http://refspb.ru/

Долгое время Джона Нокса считали выдающейся личностью шотландской Реформации. Веками на него смотрели с почитанием, как на основателя нашей национальной церкви. Однако одновременно его и критиковали. Под конец его осудили, как человека, который забрал из религии всю красоту и счастье и навязал своей стране тяжёлый порядок Женевы.

Кем он был и что делал, станет ясно из следующих страниц, но некоторые недоразумения можно исключить с самого начала. Нет сомнений по поводу силы его великой личности, но неверно полагать, что он всегда мог навязать свою волю, даже своим братьям реформатам, и тем более всей Шотландии. С человеческой точки зрения, победа его дела не была предрешённой. Если бы оно потерпело неудачу, он оказался бы в опасности жестокой смерти.

Среди его союзников были религиозные люди, которые не разделяли всех его взглядов, а также те, которые были движимы политическими и религиозными интересами. Для последних он временами был скорее препятствием, нежели лидером. Ещё один момент. Допуская, что во всём он мог иметь своё собственное мнение, не значит, что он сымитировал Женеву во всех отношениях. Не следует забывать, что он редактировал и резюмировал «Трактат об Оправдании Верой» Генриха Балнавеса , который был послан ему в Руен , когда он «лежал в кандалах и тяжко страдал от телесной немощи на галере, называемой Нотр Д ам, а [трактат] был написан честным человеком и верным христианским братом М. Генри Балнавесом из Халхилла , ибо этот самый является заключенным (хотя незаконно) старого Руенского дворца». И трактат этот определённо был лютеранским.Более того, какое-то время он служил в Англиканской церкви и, должно быть, был знаком со взглядами континентальных реформаторов, нашедших там убежище, с польским экстремистом Джоном Аласко , «которому позволили основать церковь иностранцев в Остин Фриарс в Лондоне, и с Валлеранд Пауллайн , который управлял колонией фламандских ткачей в Гластонбере ». Позднее он стал служителем английской общины во Франкфурте в церкви, которая была закреплена за Пауллайном и группой французских протестантов; а с французским протестантством он, должно быть, познакомился в Диппе через гонения, которые, как говорилось, должны были искоренить там ересь.

Поэтому не стоит предполагать, что его религиозная политика сформировалась только на Женевском опыте. Женева, в конце концов, была городом-государством, а Шотландия была нацией.

Тем не менее, верно, что он понимал, что Женева была местом, «которая, я никогда не побоюсь и не постыжусь сказать, является самой совершенной школой Христа, когда-либо существовавшей на земле после апостольских времен». В Женеве он жил со своей женой, и там у него родились два сына.

Когда всё сказано, прежние идеи в основном правильны. Нокс был доминирующей личностью в Шотландской Реформации, и национальная Церковь, созданию которой он способствовал, была основана в основном по гельветическому образцу.

Кем тогда был Джон Нокс ?

Джон Нокс родился в Гиффордгейте , пригороде Хаддингтона , где-то между 1513 и 1515 гг. Он получил образование в С в. Андрее по руководством Джона Мэйора и стал священником. Как священнослужителя, его называли «сэр», и то, что его не называли «мистер», было доказательством того, что он так и не закончил учебное заведение. В течение некоторого времени он служил как папский юрист в Лофиане .

Говорят, что изучение Иеронима и Августина заставило его усомниться в богословии Мэйора , и согласно одному неясному источнику, кардинал Битон осудил его за ересь. Определённо, он попал под влияние Висхарта и однажды понёс двуручный меч вместе с проповедником, чьей жизни угрожал кардинал. В «Истории Реформации в Шотландии» он рассказывает, что Висхарт , зная, что недоброжелатели окружат его в Хаддингтоне , отпустил Нокса , говоря: «Возвращайся к своим детишкам, и да благословит тебя Бог. Для одного жертвоприношения достаточно и одного». Предположительно, он уже работал домашним учителем для двух сыновей Хью Дугласа из Лонгнидри ; во всяком случае, вместе с ними и сыном Александра Кокбурна из Ормистона он нашёл убежище в замке С в. Андрея во время пасхи 1547 года.

Во время его прибытия существовало странное перемирие, когда осаждённые могли свободно передвигаться по городу и посещать приходскую церковь. Естественно, он стали спорить с приверженцами старой религии. Их проповедника, Джона Роу , бывшего скорее протестантом, нежели ученым, беспокоили доводы Джона Аннанда , директора колледжа С в. Леонарда, и после совещания с Балнавесом и сэром Дэвидом Линдсеем из «Горы» (который был в Св. Андрее, но не из замка) Роу обратился за помощью к Ноксу , преподававшему в часовне замка и обучающему катехизису в городской церкви. После совещания было решено, что, независимо от того, насколько невелико собрание, оно имеет право избирать служителя, у которого, как они считали, есть Божий дар, и Роу открыто пригласил Джона Нокса взять на себя должность проповедника. Нокс залился слезами, но не посмел отказаться от возложенной на него ответственности и смело вызвал Аннанда к полемике в приходской церкви. Он решил доказать, что римская католическая церковь того времени еще более вырождалась от чистоты, которая была ей свойственна в дни апостолов, чем церковь древний евреев отходила от установлений Моисея, когда он согласились с невинной смертью Иисуса Христа. В следующее воскресенье в ответ на всеобщее требование он прочитал проповедь, после которой говорили, что «другие только надрезают ветви папизма, но он [Нокс ] наносит удар в самый корень, чтобы разрушить его целиком».

В результате лидеры старой церкви были вынуждены оправдываться, и между Джоном Ноксом и монахом Арбукле была организована официальная полемика под председательством Джона Винрама , главного викария. Во время дебатов францисканец, отстаивая обряды, не установленные Писанием, воспользовался неудачным аргументом, говоря, что «апостолы еще не приняли Святого Духа, когда писали свои послания; а когда они его приняли, тогда и установили обряды».

Это разительное признание разрушило дело монаха. Но и ранее старая церковь оправдывалась с помощью средств самозащиты, а не логики. Французские канониры покорили замок и в нарушение условий капитуляции (согласно Ноксу ) заключенные были перевезены во Францию, где некоторых, включая самого Нокса , послали на галеры.

О своих испытаниях он говорит мало. Возможно, не всегда они были крайне тяжелыми, потому что каким-то образом он смог пересмотреть «Трактат» Балнавеса , но, когда галеры отошли от берегов Шотландии, он был почти при смерти, хотя ещё мог предсказать, что будет проповедовать в церкви С в. Андрея, чью колокольню он видел из-за волн.

Несомненно, он перенёс достаточно несчастий, но так как считал себя участником битвы между Богом и «Сатаной», он не думал о большом значении периода, когда он «вышел из строя». В своей «Истории» он записывал вопросы, которые ставил в деятельности проповедника, или его определённые действия в защиту Истины; но относительно пленения он упоминает только несколько случаев, когда он мог оправдать свое положение.

По настоянию Англии, готовой заключить мир с Францией, в 1549 году его освободили, и он стал признанным проповедником сначала в Бервике , а затем в Ньюкасле. Нокс утверждает, что с его помощью мир пришёл в город, отличающийся своим беспокойством, и он был принят в качестве духовного советника Елизаветы Боус , представительницы знатного дома, на чьей дочери Мариори он впоследствии женился, несмотря на нежелание ее родственников. В 1551 году его сделали королевским капелланом, а на следующий год призвали на юг, возможно, чтобы подальше отстранить его от Шотландии, или чтобы разобраться с анабаптистами, которые становились беспокойными, но, может быть, чтобы поторопить Кранмера на пути дальнейших реформ, которые тот проводил довольно неохотно по настоянию иностранных докторов. Вероятно, под его влиянием во вторую Книгу общественного богослужения были включены известные «Черные правила богослужения», которые объясняют, что положение на коленях во время принятия Таинства не подразумевает признание доктрины о пресуществлении .

Тем не менее, не стоит преувеличивать его влияние. В английской «Книге общественного богослужения» было много того, с чем он не соглашался, как с «введенным только по правомочию человеческой власти, не имеющим основания в Слове Божьем; чем долгое время злостно и очень суеверно злоупотребляли в Мессе».

Он отказался от прихода В сех Святых на Бред Стрит, и когда ему предложили Рочестерский приход, от него он тоже отказался. Понятно, что Нокс сомневался в искренности Нортумберленда, которого сравнивал с Ахитофелом , и который, в свою очередь, считал его «неблагодарным и неприятным». Но, возможно, его отказ от епископства был вызван расхождением мнений, даже с Кранмером , относительно должности епископа. В «Трактате» Балнавеса должность епископа приравнивается к «служителю Слова Божьего», и Нокс в «Резюме» к этой работе опускает слово «служитель», но повторяет утверждение Балнавеса о том, что основной обязанностью епископа является проповедование истинного Евангелия Ии суса Христа, не смешиваясь «с временными или светскими делами».

Каковы бы ни были основания, Нокс отказался от продвижения и, возможно, поэтому его дважды вызывали в тайный совет. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если б протестантское правление продолжилось, но в июле к власти пришла католичка Мария, и Нокс , прождав в Амершаме (Бакс ) в надежде, что Мария дарует веротерпимость, был вынужден искать убежище за границей. 22 декабря он был уже в Ньюкасле, а в марте 1544 года пересек море. Он прибыл в Диппе с десятью гротами в качестве всего его состояния, но, несомненно, получил помощь от шотландских купцов, которые там торговали.Завершив «Благочестивое письмо предупреждение и наставления верующим Лондона, Ньюкасла и Бервика », Нокс отправился в Швейцарию, где обратился за советом к Кальвину в Женеве и Буллинджеру в Цюрихе касательно отношения христианского подданного к идолопоклонническому правителю. Ни один из авторитетов не поддержал мнение о том, что вооруженное сопротивление неверующему правителю является простым долгом хороших христиан.

Он вернулся в Диппе , чтобы убедиться, что ситуация и в Англии и в Шотландии ухудшилась, потому что испанская Мария обдумывала брак с Филипом испанским , а в Шотландии Мария Гиз принимала на себя регентство. Он возвратился в Женеву и, проучившись там некоторое время, принял вызов во Франкфурт, где собранию английских беженцев разрешили проводить богослужения в церкви, приписываемой Валлеранду Пауллайну и французским протестантам, при условии, что их служба будет такой же, как и у французов. С этой должности его вытеснил свежий наплыв англичан под руководством Ричарда Кокса, впоследствии епископа Елийского .

Он допустил, чтобы вновь прибывшие, использовавшие английскую «Книгу общественного богослужения», присоединились к собранию, хотя в действительности они не отвечали требованию касательно французского ритуала. И они отплатили ему тем, что, имея на своей стороне большинство, стали пугать магистратов рассказом о том, что сила произведений Нокса подвергает город опасности.

Это произошло в марте 1555 года. Нокс снова вернулся в Женеву, но вскоре смог приехать в Шотландию. Удивительно: его знали как бунтовщика, а его трактат «Верное предостережение профессорам Божьей истины в Англии» (1554) был почти подстрекательством к тираноубийству. Объяснение состоит в том, что ситуация в Шотландии изменилась.

Нокс приписывал это изменение сильной руке Божьей, который поразил «Сатану» его же оружием. Гонения английской Марии привели в Шотландию сильных лидеров новой веры: полного энтузиазма Вильяма Харлоу и опытного Джона Виллока . Несомненно, проповедование этих людей было очень полезно, но улучшенное положение шотландских протестантов в основном было вызвано политическими интересами, которые вынудили Марию Гиз не отворачиваться от них. Прежде всего, Мария Гиз , изгоняя Аррана из регентства, вызвала вражду незаконнорожденного полукровного брата Аррана , сильного архиепископа Гамильтона, в результате чего силы католичества разделились. И снова, пытаясь сделать Шотландию французской провинцией, она не хотела возбуждать недовольство и с радостью искала помощи с любой стороны. Важно, что нет свидетельств о мученических смертях в Шотландии в период между сожжениями Адама Уоллеса летом 1550 и пожилого Уолтера Милна в апреле 1558. Следует также добавить, что к этому времени все более мощным становилось влияние книг, на которые мы уже ссылались.

Авторы не всегда были протестантами. Одним из наиболее эффективных критиков церкви был сэр Дэвид Линдсей из «Горы», сильный король-лев. В его хорошо известной «Сатире о трех сословиях», недавно успешновозрожденной, характер «Spiritualitie » (духовенства) показывается в самом невыгодном свете; а некоторые другие его работы, к примеру, «Kitteis Confessioun », еще более сильны в своих нападках на духовенство. Хотя он никогда не переходил границы старой Церкви, его с самого начала считали иконоборцем, а сэр Уолтер Скотт правильно объясняет его место в шотландской традиции, когда говорит следующее:

«Вспышка сатирической ярости, которая, взрываясь на первой стадии, заклеймила пороки времени и сломала ключи Рима».

Иллюстрация XVI века изображает, как он с молотком в руке разбивает ключи.

Король, как уже говорилось, сам видел постановку этой пьесы, и духовенство, предположительно, пользуясь его намеком, позволили событиям какое-то время идти своим чередом. Но ещё ранее они понимали опасность и стремились принять меры. Постановления парламента, запрещающие импортируемые книги (1525 и 1535 гг.) были вновь утверждены в 1543 году обязательным Актом Совета; и архиепископский собор 1549 года приказал, чтобы все епископы усердно следили, «какие люди хранят книги поэзии или низкой клеветы», обещая суровое наказание тех, у кого они будут найдены.

Закон не действовал. Книги из-за границы продолжали приходить - несколько английских Библий и произведение Гау «Richt Vay », а позднее и трактаты Нокса .

Одна из трудностей запрещения осужденных книг состояла в том, что нелегко было установить, где эти книги печатались, потому что печатники, по обычаю времени, помещали на титульный лист ложную информацию. На одном из памфлетов Нокса было написано «Напечатано в Риме перед замком С в. Ангелия в присутствии Св. Петра», а другой был якобы «напечатан в Каликау », хотя по всей вероятности оба были изданы в Лондоне.

Однако не все нежелательные книги ввозились. В 1547 году мэра Дунди попросили задержать книгу «Johne Scott , prentar ». Парламент 1551-1552 гг., осуждая греховные баллады, песни и стихи, как на английском , так и на латинском, заявляет, что их постоянно печатают в Шотландии, и запрещает всякому печатнику издавать какую-либо книгу, не признанную церковной властью. Ссылка на баллады даёт понять, что книги, возбуждающие клерикальное беспокойство, не всегда были академическим работами о разуме и богословии. Некоторые были эпиграммами и песнями, не всегда деликатными по тону. Самыми известными были «Gude and Godlie Ballatis », за которые отвечали, как считали, три брата Веддерберн из Дунди , особенно, Джеймс. Все авторы, которых впоследствии сослали, получили образование в С в. Андрее, но в их собрание включены измененные вариации популярных песен. Некоторые из них можно было петь как гимны современности; другие, основанные на любовных песнях или преисполненные ненависти, вызвали бы большое удивление, если бы были представлены на богослужении в церкви. Большей частью они не были предназначены для пения в церкви. Их пели на улицах и в поле. Именно это и сделало их очень опасными.

Намного позже очень мудрый человек сказал Флетчеру Салтоунскому (1655-1716), что «по его мнению, если человеку разрешить сочинять все баллады, не нужно заботиться о том, кто будет создавать законы нации».

Ясно, что Шотландию наводнила популярная литература, которая была очень привлекательна.

Поэтому Нокс , прибыв в Шотландию «в конце жатвы» 1555 года, смог осуществить миссию, которой почти не мешали. Он учил в Эдинбурге и свободно передвигался по стране, проповедуя и проводя Таинство; он обсуждал уместность поклона в Палате Риммона с группой людей, включая Джеймса Майтланда из Летингтона , на ужине, который давал Эрскин Дунский .

Его вызвали в доминиканскую церковь в Эдинубрге в мае 1556, но «предписанного распорядка придерживаться не смогли», потому что его сторонники предприняли различные меры, и, фактически, он проповедовал перед большим собранием в огромном помещении, принадлежащем епископу Дункельдскому . Очевидно, он нашел приют в домах помещиков и горожан, иподдержку со стороны некоторых дворян. Несомненно, он стимулировал рост «тайной церкви», которая, вероятно, использовала те же должности, которые он и другие установили для Франкфуртской общины. Он был достаточно оптимистичен, чтобы послать письмо регенту королевы (которая в то время, как уже была сказано, по политическим причинам придерживалась политики веротерпимости) с надеждой обращения к вере. Она, не сомневающаяся в его неистовстве, просто передала письмо архиепископу Глазго, усмехаясь: «Пожалуйста, отче, прочтите пасквиль». Но в тот момент ничего, кроме презрительной усмешки, она сделать не могла. Нокса осудили только после его отъезда из Шотландии, когда сожгли его изображение. А уехал он не из-за гнева королевы, а потому, что его срочно вызвала Женевская община, чтобы он стал одним из ее служителей.

Снова он возвращается в Женеву, на это раз вместе со своей женой и тещей. Во время его энергичного служения община приняла должности, которые использовались во Франкфурте, и в 1556 году вышла «Женевская книга», литургические разделы которой с небольшими изменениями вошли в общее употребление в Шотландии как «Книга общественного богослужения», которую официально не заменяли до опубликования «Вестминстерской Директории» в 1647 году.

В 1557 году в ответ на приглашение он покинул Женеву, чтобы вернуться в Шотландию, но, хотя уже доехал до Диппе , повернул обратно, получив письма, которые отговорили его от поездки.

Почему Нокс вернулся? Из-за страха? Он должен был понимать, что сила некоторых его произведений, к примеру, «Верное предостережение профессорам Божьей истины в Англии» (1554) сделала его отвратительным для римских католиков. Некоторые считали, что его собственные размышления по поводу «бегства» на континент свидетельствовали о тревожных настроениях. Тем не менее, Нокс не подчинился страху и, в конечном итоге, посетил Шотландию в 1555-1556 годах. Вполне вероятно, что обескураживающие письма были посланы кем-то из влиятельных протестантов Шотландии, которые считали, что все идет довольно хорошо, и надеялись, что можно, убедив в политической необходимости, заставить королеву мать заключить компромисс с пользой для их религии. Для них приезд смутьяна, подобного Ноксу , был очень нежелателен, и вполне вероятно, они просто попросили его в тот момент не приезжать.

Он вернулся в Женеву и в раздражении начал писать «Первый удар трубы чудовищного правления женщин», в котором, основываясь на злосчастных последствиях правления Марии Тюдор в Англии и Марии Гиз в Шотландии, развил тезис о том, что все женское правление «противоречит природе, является оскорблением для Бога, абсолютно противоположно его явленной воле и установлению».

Подготовленные второй и третий «удары» никогда не были озвучены. Первый «достаточно разрушил трубача». Потому что в год, когда была обнародована книга, умерла Мария Тюдор, и Нокс решил, что он приговорил Елизавету, на которую рассчитывали протестанты.Он приложил все усилия, как впоследствии и с шотландской Марией, чтобы использовать имя Деворы в качестве примера счастливого исключения из его правила; но ни одна правительница так и не простила его и в действительности, как казалось многим, оправдание, которое он послал английской королеве скорее рассердило и озлобило её, но не успокоило.

Вскоре стали ясны последствия его трактата. Когда события 1558-1559 гг. предоставили возможность, а в действительности бросили вызов, на возвращение в Шотландию, он отправился домой. Свою последнюю поездку из Женевы он совершил в январе 1559 года, но когда в марте прибыл в Диппе , он обнаружил, что, несмотря на его знакомство с Сесил , английское правительство не выдало ему паспорта. Елизавета в тот момент просто заключала соглашение с Францией и, в любом случае, не решалась дать официальное признание автору «Первой трубы» и «Верного предостережения».

Неспособный по этой причине пересечь Англию, Нокс отправился в путешествие по морю. 26 апреля из Диппе он отбыл в Лейт и 2 мая достиг Эдинбурга. К моменту его прибытия силы для Армагеддона уже были собраны, и он поспешил влезть в драку.

В то время люди, сдавшие все экзамены и получившие право преподавать, иногда избегали излишних расходов и обязательства окончить учебное заведение.

Крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века, заложивший основы пресвитерианской церкви.
Джон Нокс (John Knox) родился в семье небогатых дворян в пригороде шотландского города Хаддингтон (графство Лотиан). Вероятно, в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго. В начале 1540-х годов он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана. Под влиянием проповедей Джорджа Уишарта в 1545 году Нокс перешел в протестантство. В конце 1545 года Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

В конце 1547 года Сент-Эндрюсский замок был взят штурмом французским экспедиционным корпусом, организаторы убийства кардинала, а вместе с ним и Джон Нокс были схвачены и отправлены во Францию отбывать наказание на галерах. Полуторогодовая служба на галерах подорвала здоровье проповедника, но не изменила его взгляды.

В 1549 году Нокс получил свободу и отправился в Англию, где в это время активно осуществлялись протестантские реформы короля Эдуарда VI, заложившие фундаментальные принципы англиканской церкви. Нокс продолжил работу проповедника. В это время его уже не удовлетворяла епископальная система, сохранившаяся в англиканстве, Нокс все более склонялся в сторону радикального кальвинизма, отрицающего особое священство епископов.

После смерти Эдуарда VI в 1553 году на английскийский престол вступила католичка Мария I Тюдор. Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Нокс уехал в Швейцарию, где поселился в Женеве, европейском центре кальвинизма. Периодически он также посещал Шотландию. Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, а также таких влиятельных аристократов, как граф Аргайл, лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт (будущий граф Меррей). В период проживания в Женеве Нокс опубликовал памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин» ("The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women"), в котором он осудил феминизм/матриархат и выступил с идеей о вредоносности женщин-правительниц государств.

В 1557 году Нокс переехал во Францию, где встретил известие о смерти Марии Тюдор и вступлении на престол Елизаветы I. В Англии вновь сложились благоприятные возможности для развития протестантства, однако королева Елизавета I не желала допускать в свои владения автора «Трубного гласа». Узнав об отказе королевы от выдаче ему разрешения на возвращение в Англию, Нокс заявил, что «Англия, отказываясь от меня, отказывается от друга», и 2 мая 1559 года прибыл в Шотландию.

11 мая 1559 года Джон Нокс дал проповедь в церкве св. Иоанна в шотландском городе Перте. Он выступил против католического идолопоклонства и незаконности правления регента Шотландии - Марии де Гиз. Эта проповедь вызвала восстание горожан, которое быстро перекинулось на другие области Шотландии и стало началом протестантской революции. К восставшим присоединилась крупная знать (граф Аргайл, лорд Джеймс Стюарт (граф Меррей), герцог Шателеро и граф Хантли), была сформирована армия, которая захватила Эдинбург. По инициативе Нокса восставшие обратились за помощью к Англии, в страну были введены английские войска. Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась 6 июля 1560 года Эдинбургским миром и выводом иностранных войск из страны. 11 июня 1560 года умерла Мария де Гиз, что означало победу революции.

В конце 1560 года парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов», призванных заменить епископальное устройство. Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом «История Реформации», который благодаря вложенной в него реформаторской страсти на протяжении нескольких веков оставался одной из наиболее влиятельных работ по протестантству.

В 1561 году в Шотландию прибыла из Франции королева Мария Стюарт. Ее возвращение на родину было враждебно встречено Джоном Ноксом. Группирующиеся вокруг него радикальные протестанты потребовали брака королевы с одним из своих лидеров, Джеймсом Гамильтоном. Отказ Марии спровоцировал восстание радикальных протестантов, которое однако было быстро подавлено правительством. Нокс неоднократно встречался с королевой, но так и не нашел с ней общего языка. Радикализм Нокса оттолкнул от него часть его бывших сторонников, не готовых признать провозглашенную реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха.

Тем не менее на протяжении всего правления Марии Стюарт (1561-1567) Джон Нокс оставался самым непримиримым противником королевы. Он постоянно возбуждал прихожан против католических богослужений при дворе, считая Марию агентом папской власти и идолопоклонницей. Отношения Нокса и королевы хорошо иллюстрирует тот факт, что реформатор с восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве Риччо, за что был вынужден покинуть Эдинбург, где со времен революции занимал пост священника церкви Св. Жиля, и укрыться в Англии.
Среди шотландских пресвитериан было популярным сравнение взаимоотношений Джона Нокса и королевы Марии с противостоянием библейского пророка Илии царице Иезавели.

Джон Нокс вернулся в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 году. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Иакова VI. Новое правительство регента Меррея, хотя и провозгласило курс на осуществления протестантских преобразований, однако не нуждалось в радикализме Нокса. Поэтому самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в новой системе власти, оставшись приходским священником церкви Св. Жиля. В 1570 году, когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс. В столицу он вернулся лишь в 1572 году, накануне своей смерти.

Джон Нокс, поражавший современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком. Пресвитерианская церковь окончательно оформилась уже после смерти Нокса, в конце XVI века, однако именно он стал ее отцом-основателем.

Потомком Нокса был президент США Джеймс Нокс Полк.

Попытки переложить оригиналы и классику на новый лад приносят, как правило, лишь разочарование. Тем приятнее когда ремейк не уступает или как минимум выполнено не менее достойно. Таким неожиданным сюрпризом стала трагикомедия «Мария Стюарт» на сцене площадки "Скороход" в Петербурге.
Что же так приятно удивило меня и тронуло?
.

"Стильные кожаные куртки вместо парчи, рок и электронный саунд в качестве звукового оформления, видеоинсталляции – нет, история Марии Стюарт не преданье старины глубокой. Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя..."
(арт-журнал "Около" о спектакле "Мария Стюарт")

На мой взгляд, Игорь Грабузов в роли Джона Нокса, пожалуй самая яркая звезда затмивший своей игрой практически всех.

"Джон Нокс - шотландский религиозный реформатор. Противник Марии Стюарт.

Получил сан католического священника, но перешёл в протестантство. Был арестован и полтора года работал на галерах, что подорвало здоровье. Ярый противник женщин у власти, выпустил памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин». Возглавил протестантскую революцию в Шотландии, в результате которой официальной религией в католической, до тех пор, стране стал протестантизм. На протяжении всего правления Марии Стюарт Джон Нокс оставался её самым непримиримым врагом. С восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве Риччо, из-за чего был вынужден покинуть Эдинбург и укрыться в Англии. Вернулся в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 г. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова VI".

"Мария Амеленкова - Елизавета Английская в спектакле "Мария Стюарт"
Из всех видов казни Мария предпочитает быть утопленной, считает, что могла бы быть только Елизаветой Английской, если бы стала Королевой Крыма в первую очередь провозгласила бы "остров" отдельным государством и думает, что её героиня всегда носит с собой контрацептивы. А вдруг?"

"Создавая искусственные образы самих себя в социальных сетях и модных луках, мы все еще предпринимаем попытки сбежать от самих себя, а трагедии, вызванные религиозными разногласиями, и вооруженные конфликты, для которых территориальная целостность политического субъекта оказывается куда более значимой, чем судьба и единство народа, все еще происходят на земном шаре"
(Арт-журнал Около")

"Генри Стюарт, лорд Дарнли - муж Марии Стюарт, король-консорт.
Потомок шотландских и английских монархов. В юности жил с матерью в Англии, в 19 лет прибыл в Шотландию к отцу. При первой же встрече произвел впечатление на молодую королеву, и вскоре они обвенчались. Елизавету Английскую не устраивал брак двух претендентов на английский престол и в ответ она заключила мать Генри Стюарта в Тауэр. Генри был посредственной личностью, не обладал задатками политика, но претендовал на управление государством. Мария была разочарована и приблизила к себе личного секретаря Давида Риччо. Генрих был недоволен потерей влияния и примкнул к заговору, в результате которого Риччо был зверски убит. Но отношения не наладились, и хотя королева примирилась с мужем, он поселился в Глазго, а Мария влюбилась в Джеймса Босуэлла. Вокруг короля-консорта сложился заговор. В итоге, в возрасте 21 года Генри Стюарт был убит.
В роли Генри Стюарта - Станислав Белозеров. "

"Минимализм в декорациях, свежие видеорешения, грамотно подобранный актерский состав, отменный вкус во всем (начиная от билетов и заканчивая сценическими уловками) и "бескрайний" взгляд режиссеров выводят постановку "Мария Стюарт" в число безусловных лидеров в современном театральном хит-параде".