Дифференциация звуков ч щ речевой материал. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.


2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах



5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ - химчистка. Пещера - бочки. Чинить - ящик. Встреча - площадь.
Считать - чек. Речка - удилище. Тащить - кирпичи. Черепаха - щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан - вещи. Ящик - ключи. Выключатель - помещение.



Дифференциация звуков Ч - Щ (№3)

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.


Дифференциация звуков Ч - Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом... уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе

Конспект нод

По речевому развитию

В старшей логопедической группе

Тема: «дифференциация звуков ч-щ»

Воспитатель: Шилова К.С

Цель:

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ(изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи).

Образовательные задачи:

Закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух;

Развивать память, внимание, мышление.

Массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук

Воспитательные задачи:

Развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

Воспитывать самоконтроль за речью детей.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки щ-ч.

Оборудование: Карточки с картинками на звуки Ч и Щ, мяч, магнитная доска, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

Д/и с мячом «Один много» - Встали детки на лужок и сделали кружок.(Туча, лампочка, щётка, лещ, бочка, мяч, ящик, калач, щенок, плащ, овощи, ключ).

2.Основная часть

Изолированное произношение звуков ч-щ

На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.

Ребята что нарисовано на первой картинке?(сдувающийся шарик) Какой звук мы слышим когда сдувается шарик звук - щ- давайте произнесем его щ-щ-щ-щ молодцы. Что нарисовано на другой картинке? (паровоз) Какой звук мы слышим когда едет паровоз давайте произнесем его ч-ч-ч-ч молодцы.

З доровье сберегающие технологии (самомассаж рук с помощью карандашей) поочерёдное изолированное произношение звуков ч-щ.

Ребята посмотрите что я для вас приготовила (раздаю карандаши). Давайте с вами с поем песенку «шарика» и «паровоза».Положим карандаш на одну ладошку, прикроем её другой. Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям и произносим звуки ч-щ. Молодцы.

Игра «Эхо». Послушай внимательно и скажи как я.

Ча-ча-ча Чу-чу-чу

Ща-ща-ща Щу-щу-щу

Чи-чи-чи Че-че-че

Щи-щи-щи Ще-ще-ще

Динамическая пауза игра «Мячик»

А теперь мы поиграем я превращу вас в мячики

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.

- Дифференциация звука в словах.

- Ребята я сейчас вам раздам картинки посмотрите что на них нарисовано (дети говорят по очереди что нарисовано у каждого на картинке)

Ребята у нас на доске висят картинки с символами звуков ч это паровоз и щ это лопнувший воздушный шар. Давайте повторим какой звук мы слышим когда сдувается шар щ-щ-щ-щ а теперь когда едет паровоз ч-ч-ч-ч молодцы.

Теперь вы будете крепить картинки в словах которых есть звук ч к паровозу а картинки в словах которых есть звук щ к воздушному шару. (дети по очереди называют что у них нарисовано на картинках и прикрепляют их к определённой карточке с тем звуком который есть у них в слове).Молодцы.

Проговаривание чистоговорки.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.

Я вам быстро перечислю,

Что я этой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч – Щ]

I. Четко произносить слоги парами.

ча – ча – ща

ча – ща – ча

ща – ча – ча

ащ – ащ – ач

ащ – ач – ащ

ач – ащ – ащ

II. Четко произносить слова.

Чаща, чище, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, щёчки, паучище, сундучище, жучище, бычище, рычащий, мычащий, чудовище.

III. Четко произносить слова парами.

гуща – куча

пищать – печать

угощать – укачать

помещать – помечать

щётки – чётки

плащ – плач

помощь – помочь

щадит – чадит

тащу – точу

лущи – лучи

щур – чур

тащить – точить

щель – качель

ущелье – ученье

щегол – чехол

мощёный – мочёный

щёлка – чёлка

горящий – горячий

лещи – лечи

мощу – мочу

щека – чека

трещать – встречать

IV. Четко произносить словосочетания.

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, молочная пища, прочный щит, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение, поющий чиж, летающие бабочки, щепотка чая, щебечущий щегол, чищеные овощи, меченые вещи, пучок щавеля, куча щебёнки, колючая щепка, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, чистильщик обуви, учёный щенок, чугунный щит, овощная начинка.


V. Четко произносить предложения.

Письмо опускают в почтовый ящик.

Для плохой погоды мама купила чёрный плащ.

Надо отдать чужую вещь.

Мы собрали на огороде сочные овощи.

Больному нужна молочная пища.

Очень вкусен копчёный лещ.

В лесу раздавался птичий щебет.

Туристы вошли в чудесное ущелье.

В дощатом ящичке – овощи.

У дочки румяные щёчки.

В лесу рыщет волчище.

По ручейку плывут щепочки.

В бочке – мочёные яблочки, а в ящичке – копчёные щучки.

Почисти юбочку щёточкой.

На щенка напали злющие пчёлы.

Точильщик точит ножи.

У мальчика пушистый щеночек.

Около нашего дома новый почтовый ящик.

Я чищу вещи щёточкой.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

В чаще грачи.

На двери прибита дощечка.

Свеча едва освещала избушку.

Все три щётки мне нужны.

(С. Маршак )

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

Что ты ждешь,

Отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

Лейся чаще,

Хочешь – в пуще,

Хочешь в чаще,

Хочешь в поле на ячмень,

Хоть всё утро,

Хоть весь день!

(Б. Асаналиев )

И я бы мог…

козлёнок подошёл.

– Ты кто?

– А я козёл.

Гляди, как я умею:

– И я могу, – сказал щенок.

– А я по травке побегу!

Щенок сказал:

– И я могу…

– А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею:

– Не мудрено. И я бы мог,

Да не хочу, – сказал щенок.

(А. Шибаев )

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,


он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

(А. Барто )

Месяц

Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий…

Понял, что попался…

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

(Т. Золотухина )

Щенок

Чёрный чистенький щенок

Перепачкал чем-то бок.

Мальчик в руки щётку взял,

Чистить бок щеночку стал.

Целый час терпел щенок,

Больше вытерпеть не мог.

Начал хвостиком вилять,

О пощаде умолять.

Для чего мне чистить бок?

Я не туфли, я – щенок!

Чижик

Ты мой чижик, ты мой чиж,

Никогда ты не молчишь.

Я ведь тоже не молчу –

Щебечу и щебечу.

И меня за это вот

Мама чижиком зовёт.

Щётки

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь,

А вот этой – не забуду –

По утрам я чищу зубы!

Гроза

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Небо чище, чище, чище,

Солнце ярче, ярче, ярче,

В чаще громче щебет птичий!

(И. Лопухина )

Сверчок

Братец работал,

Шуметь запрещал.

Вдруг у оконца

Сверчок затрещал.

Ищу под оконцем –

Не вижу сверчка.

А он, как нарочно,

Трещит с потолка.

VIII. Пересказывать.

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.

Ящерица

Витя и Вова – товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её девать? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Розка

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка отнесла щенка на место.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявкнул он – и наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

– Ты чего, заяц, плачешь?

– Хочу в цирк, – отвечает заяц. – Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.

– Ладно, – говорит лев, – мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

– Зайца в цирк не пущу!

– Как это не пущу? – возмутился лев. – Разве нельзя взять с собой бутерброд?!

Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода )

Заяц

Заяц прячется от лисы в чаще. Он затаился и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лиса за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Щенята

У Чапы – щенята. Щенята чёрные. А щёки и чёлка у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Чапа охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.

Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»

Тема : Звуки Щ – Ч .

Цель : Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой , языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Д\и «Угадай – ка»

Назвать первый звук в слове ГУСИ .

Назвать гласный звук в слове СЫР .

Назвать третий звук в слове КОШКА .

Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?

Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА .

Назвать первый звук в слове ЮЛА .

Назвать последний звук в слове ПЕНЬ .

Назвать первый слог в слове МАЛИНА.

Назвать последний звук в слове МИР .

Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.

II. Основная часть.

1. Повторение материала о гласных и согласных звуках .

2. Введение в тему.

Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.

- У неё к вам письмо : «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.

Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК , ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.

Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ , ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.

Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.

Какой звук (щ?

Какой звук (ч?

Назовите правильно букву , которая обозначает звук (щ, звук (ч)

Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ

3. Закрепление материала.

а) Д\и «Смотри не ошибись»

Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.

В своих картинках определите место звуков (ч, (щ) .

А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.

чайник щука

грач щётка

черепаха щенок

чайка щавель

Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.

б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»

Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы . Напишите буквы , не забывая правило :

ЧА, ЩА пиши с буквой А .

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У .

ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА

СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…

в) Д\и «Звук убежал »

товари (щ) труба (ч) ле (щ)

гра (ч) ово (щ) обру (ч)

мя (ч) бор (щ) клю (ч)

клее (щ) вра (ч) пла (щ)

г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»

товари (щи) гра (чи)

кле (щи) вра (чи)

ве (щи) обру (чи)

ово (щи) труба (чи)

ле (щи) клю (чи)

Физминутка

Живёт в пещере чудовище. Приседают.

Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.

У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.

Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.

Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах

Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. Садятся на свои места.

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещеры – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)

Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.

щенок – -щука - чашка -

ящик – птица - утка -

щётка – ложка - собака -

щека - белка - шапка -

Назовите вместе с черепахой детёнышей животных

е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»

у собаки – щенок, щенята у зайца -

у белки – у кролика -

у волка - у барсука -

Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.

ё) Звуко – слоговой анализ слов.

Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.

Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ

Составьте схемы.

ж) Языковой анализ и синтез предложения.

Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом .

РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.

Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.

з) Работа в тетрадях.

Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.

Написание диктанта.

Печатание слов

ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ

Обозначить каждую группу цветным сигналом.

Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.

III. Итог :

Какие звуки мы сегодня различали?

Какие это звуки ?

Какие задания вам понравились?

Отметить активность детей.