Что значит и п в фанфиках. Что такое драббл: концепция и особенности. Ещё разновидности по способу написания

Основные понятия

Фэндом (англ. fandom - букв. фанатство) - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби - пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее. Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.
Канон (canon) - все факты, содержащиеся в оригинальном произведении, которое является первоисточником в данном фэндоме.
Фанон (fanon) - набор широко признаваемых фактов в каждом отдельном фэндоме, которые могут и не содержаться в каноне. Обычно эти факты так часто упоминаются в фанфиках и при этом настолько хорошо вписываются в канон, что большинством фанатов воспринимаются как должное.
Фанфикшен , сокр. фанфик , фик , ФФ (от англ. fan - поклонник и fiction- художественная литература) - литературное творчество поклонников популярных произведений, как правило, литературных или кинематографических, использующее идеи их сюжета и (или) персонажей.
Фан-арт (fan-art) - художественное творчество поклонников по мотивам канона или фанфикшена. Включает в себя рисунки, коллажи, фан-видео, комиксы, графику, обои, аватары, и другое.
Фансервис (англ. fan service - бесплатные услуги, бесплатное дополнение) - изобразительный прием в каноне для создания определенного подтекста, чаще всего сексуального характера. Включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей.

Джен (gen, от англ. general - основной) - любовная линия отсутствует или малозначима. Просто приключения.
Гет (het, от англ. heterosexual - гетеросексуальный) - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
Слэш , или слеш (от англ. slash - значок косой черты) - описание романтических и/или сексуальных отношений между представителями одного пола. Как правило, но не обязательно, в каноне эти отношения отсутствуют и даже отсутствуют прямые указания на гомосексуальность задействованных персонажей.
Другие возможные обозначения слэша:
-яой (YAOI - сокр. от яп. yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) – ни кульминации, ни заключения, ни содержания) - термин из японской манги и аниме, где изображаются гомосексуальные отношения между мужчинами
-сенен-ай (от яп. shounen ai - юношеская любовь) - термин из японской манги и аниме, где изображаются романтические, но не сексуальные отношения между юношами или молодыми мужчинами, в настоящее время в Японии в этом значении чаще употребляется термин Boys Love, а сенен-ай обозначает гомосексуальные отношения в обычной жизни
-М+М (М/М) - мужчина+(/)мужчина, Man+(/)Man
-Male Love - мужская любовь
-Boys Love - юношеская любовь
Фэм-слэш , сокр. фэм (англ. femmeslash) - описание романтических и/или сексуальных отношений между женскими персонажами. Другие варианты: юри (от яп. yuri - лилия) - термин с тем же значением в манге и аниме.
Ориджинал , сокр. оридж (оriginal) - любительское литературное произведение, автор которого не извлекает материальной выгоды от публикации. Ориджинал не относится ни к какому канону, авторские права на него полностью принадлежат создателю. В сетевой культуре ориджиналы принято оформлять так же как фанфикшен, с указанием рейтинга, жанра, пейринга и т.д. Разница между ориджиналом и "настоящей литературой" условна и малоизученна.
Гей-ориджинал (gay-original) - рассказ, в котором основные персонажи являются геями. Любовная линия необязательно является доминирующей или вообще отсутствует.
Слэш-ориджинал (slash-original) - преобладают описания романтических и/или сексуальных отношений между персонажами одного пола. Зачастую в таких рассказах персонажи изначально не являются геями и "голубеют" по ходу сюжета.
РПФ (RPF, англ. real person fiction) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
РПС (RPS, англ. real person slash) - описание гомосексуальных отношений между реальными людьми, вне зависимости от их сексуальной ориентации. Данная категория является самой уязвимой в плане законности, т.к. зачастую реальным людям приписываются несуществующие романы и нетрадиционная ориентация, что может повредить их репутации.
Профанфик , профик (profic) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенной "Dragonlance" или по "Звездным войнам".

Оформление фанфика

Автор , или альфа (аlpha) - имя или ник автора фика.
Переводчик - имя или ник переводчика (графа используется только для переводных фанфиков).
Бета , бета-ридер (beta, beta-reader) - имена или ники людей, редактировавших или помогавших редактировать авторский текст. Бета редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию. Иногда встречается Корректор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.
Гамма , гамма-ридер (gamma, gamma-reader) - ответственный за смысловое содержание фика. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область фика, например, исторические справки.
Название
Оригинальное название (графа используется только для переводных фанфиков).
Ссылка на оригинал (графа используется только для переводных фанфиков).
Разрешение на перевод (графа используется только для переводных фанфиков).
Категория - статус фанфика, наличие любовных отношений между персонажами.
Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги основаны на шкале американской киноассоциации.
Пейринг (англ. pairing - парный) - графа обычно используется для любовных жанров фанфикшена, описывающих романтические и сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж), обычно инициатор отношений (либо активный партнер) пишется первым. Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.
Персонажи (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте. Используется редко.
Жанр - отметки об общем настроении фанфика, его отношении к канону, наличии особых сюжетов.
Размер - объем фанфика. Указывается в принятых обозначениях или по количеству слов.
Тайминг , или таймлайн (англ. timing, timeline) - указание, в каком месте канона происходит действие фанфика.
Дисклеймер , или Отказ от прав (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.
Предупреждение , или варнинг (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слэш, OOC, AU, нецензурная лексика и тому подобное).
Описание , или саммари (англ. summary) - краткое описание фанфика, аннотация. Другое обозначение - Teaser.
Комментарии - пометки, посвящения, благодарности, другие отметки автора.
Статус , или состояние - информация о стадии написания фанфика.
Размещение - запрещение или разрешение автора на републикацию произведения в других местах, и на каких условиях.

G (General - основной) - фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance - с родительского разрешения) - можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
PG-13 - можно читать с родительского разрешения детям старше тринадцати лет. Могут содержаться намеки на секс, 1-2 нецензурных слова.
R (Restricted - ограниченный) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
NC-17 (No Children) - нельзя читать детям до 18 лет. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.
прим.: Насколько я знаю, NC-21 воспринимается в основном как полностью самостоятельный рейтинг

Размеры и временные рамки фанфиков

Макси (max)- большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
прим.:"Сто слов" - весьма приблизительный размер. Драбблы бывают и по две, и по три страницы полноценного текста. А иногда и больше. Тут всё зависит исключительно и только от автора и от его восприятия конкретного произведения.
Виньетка (vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Фиклет (ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Дилогия (ambilogy)- серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
Сиквел (sequel) - продолжение фанфика.
Приквел (prequel) - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.
Вбоквел - ответвление от сюжета другого фанфика.
прим.: Лично меня "вбоквел" чуть ли не до истерики довёл, когда в первый раз читала XD

Преканон (pre-canon или pre-series) - события фанфика происходят до событий канона.
Постканон (post-canon или post-series) - события фанфика происходят после событий канона.

WIP (Work in progress - в стадии производства) - часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. То же, что TBC (To Be Continued - продолжение следует).
Сериал (serial) - цикл фанфиков.

Жанры фанфикшена

Драма (drama) - напряженные отношения между персонажами, конфликты.
Романтика (romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
Ангст (нем. angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то трагические события.
Экшен , экшн (action) - фанфики с динамичным сюжетом, доминируют приключения, а не чувства героев.
Юмор (humour) - юмористический фанфик.
Пародия (parody) - пародия на оригинальное произведение.
Кроссовер (crossover, или x-over, X/O) - фик, в котором задействованы персонажи и/или реалии более чем из одного фэндома.
Ретеллинг (англ. retelling - пересказ) - когда персонажи канона попадают на место героев другого произведения. В отличие от кроссовера, ретеллинг воспроизводит прежде всего сюжет альтернативного произведения, и может даже дословно цитировать до 80 процентов его текста.
Гапфиллер (англ. gap - промежуток filler - наполнитель) - пересказ очень близко к канону, с дополненительными подробностями.
Эссе (essay) - написанные фанатами публицистические тексты по темам фэндома. Бывают как юмористическими, так и вполне серьезными.
Дарк , или даркфанфик (dark, darkfic) - рассказ, содержащий сцены жестокости, сексуального насилия, смерть персонажей.
Десфик (deathfic) - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
ПОВ (POV, point of view - точка зрения) - повествование от первого лица одного из героев.
Смарм (англ. smarm - лесть) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
Смат (англ. smut - непристойность) - фик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.
Флафф (fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
Hhjj (happy happy joy joy - о радость, о счастье!) - пренебрежительное название фика, в котором отсутствуют противоречия, придающие сюжету привлекательность, а персонажам все слишком легко удается. Конец непременно счастливый.
Филк (filk) - фанфик в виде песни.
Сонгфик (англ. song-fic) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объем произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
Hurt/comfort (Н/С, НС - кнут и пряник) - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. То есть, автор сначала издевается над персонажем, а потом его жалеет. Обычно с помощью другого персонажа.
Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
ПВП (PWP, porn without plot - порнография без сюжета; или plot, what plot? - сюжет? какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
БДСМ (BDSM - Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) - отношения, в которых партнеры сознательно и добровольно принимают на себя роль господина или раба. Включает в себя ролевые игры и сексуальные практики, связанные с ограничением свободы, принуждением, унижением, наказанием, садомазохизмом и иным причинением боли с целью получения психологической разрядки и/или сексуального удовлетворения.
Ваниль (vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
Грейпфрут (grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
Лимон (lemon) - графическое описание сексуальных сцен. Соответствует рейтингу NC-17.
Лайм (lime) - эротическое содержание. Соответствует рейтингу R.
Цитрус (citrus) - фанфикшен категории лимон (lemon), лайм (lime) и грейпфрут (grapefruit) - то есть все те, где присутствует секс.
Домашняя дисциплина , ДД (DD, англ. domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные или моральные наказания, связанные с сексуальными отношениями героев. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
Занавесочная история (англ. сurtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, например, выбирает занавески для спальни.
Threesome (англ. threesome - трое) - отношения втроем, секс втроем, тройничок.
Хоррор (англ. horror - ужас, страх) - фик с пугающим содержанием.
Кинк (англ. kink - странность, ненормальность, отклонение) - содержит описания, могущие шокировать читателя, как правило, связанные с насилием и нетрадиционными сексуальными практиками. Также означает извращенное удовольствие.
Сквик (squick, от англ. someone else’s kink - со странностями и icky - неприятный) - тошнотворный, вызывающий отвращение. Антоним кинка.
Крэк (англ. crack - шутка) - фанфик, основанной на немного безумной шутке или предположении.
МПРГ , или мпрег (Mpreg от англ. male pregnancy - мужская беременность) - слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, мужской персонаж беременеет и, возможно, даже рожает. По некоторым источникам, традиция мпрега в слеше зародилась в фэнтэзийных фэндомах, в которых действуют сверхъестественные персонажи - не-люди (эльфы, хоббиты, инопланетяне и др.), либо практикуется магия.
Нон-кон (non con, n/c или nc, сокр. от англ. non-consensual sexual intercourse - недобровольное сексуальное взаимодействие) - в фике присутствуют сцены изнасилования или иного принуждения к сексуальному акту.
Даб-кон (dub con, сокр. d/c, dc, от англ. dubious consent - сомнительное согласие, "и хочется и колется") - когда один из партнеров неуверен, либо подавляет свои сексуальные потребности, а другой его убеждает с помощью, иногда жестокого, давления. В результате оба достигают удовлетворения.
ЮСТ (UST от англ. unresolved sexual tension - неразряженное сексуальное напряжение) - фанфик, в котором герои много думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но по каким-либо причинам не делают этого.
РСТ (RST от англ. resolved sexual tension - разрядка сексуального напряжения) - то, что происходит после ЮСТ-а.
Первый раз (first time) - описание первого сексуального/гомосексуального опыта.
Ченслэш (chanslash) - слэш-фик, в котором один из героев значительно младше другого, возможно, даже не достигает совершеннолетия.
Инцест (Incest) - сексуальное взаимодейстивие между членами семьи. Различают вертикальный - отношения между старшим и младшим поколением, и горизонтальный инцест - отношения между родственниками в одном поколении.
Твинцест (twincest) - инцест между близнецами.

Обозначения соответствия фанфика канону

АУ (AU, от англ. alternative universal - альтернативная вселенная) - есть значимые расхождения или противоречия с каноном. К АУ также относят фики, в которых оригинальные герои или реальные люди переносятся в другую реальность, историческую эпоху, новый сюжет, и др., при этом они могут сменить некоторые личные данные.
Не-АУ, или "в каноне" (in canon) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
OOC (OOC, от англ. out of character - не в характере) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
Не-ООС , или "в характере" (англ. in character) - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
OC (ОС, от англ. original character - oригинальный персонаж) - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
ОФС , ОЖП (OFC, от англ. original female character - oригинальный женский персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
ОМС , ОМП (OMC, от англ. original male character - oригинальный мужской персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
Вписка (англ. self-insertation) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом "вписывает" себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка - первоначально, оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся альтер-эго автора фанфика. В широком смысле - пренебрежительное обозначение любого слишком навязчивого персонажа, который "тянет на себя одеяло". Выделяются два основных вида Мэри Сью: 1) идеальная героиня, объект вожделения всех остальных персонажей; 2) эмо-Мэри Сью, требующая внимания и заботы со стороны других героев. Оба вида могут сочетаться в одном персонаже и проявляться по обстоятельствам.
Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью.

Термины, относящиеся к пейрингам

Актив/Пассив, Акт/Пас - активный и пассивный партнер в однополой паре.
Топ/Боттом - активный и подчиненный партнер в лексиконе BDSM.
Дом/Суб (Dominance/Submission) - доминантный и подчиняющийся партнер в BDSM.
Сэмэ/Укэ - активный и пассивный партнер в яой-терминологии.
АТГ (ATG, any two guys - любые два парня) - слэш-термин, означающий, что история, о которой идет речь, может быть написана о любой паре. В таких фиках, как правило, отсутствуют характеристики героев. Этим термином часто описывают PWP самого низкого уровня. Если вы можете без ущерба для сюжета и понимания заменить имена персонажей любыми другими двумя именами – перед вами истинный ATG-фик.
EIG (everyone is gay - кругом одни геи) - фик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.
ОТП (OTP, one true pairing - единственный стоящий пейринг) - единственный пейринг, который считается ценным/разумным/интересным в определенном фэндоме с точки зрения отдельного фаната или группы фанатов.
WNGWJLEO (we"re not gay we just love each other - мы не геи, мы просто любим друг друга) - довольно слабое объяснение того, почему два ранее абсолютно гетеросексуальных персонажа вдруг накрепко приклеились друг к другу.

Другие полезные термины

Челлендж (англ. сhallenge - вызов) - приглашение написать фик, включающий в себя какие-то определенные мотивы и условия.
Fuh-Q-Fest - явление, напрямую связанное с челленджем. В принципе, это сайты, изначально закрученные вокруг одного персонажа или сочетания персонажей, где публикуются фики, написанные в качестве ответа на тот или иной челлендж.
Round robin – фик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.
Шапка , или вводная (header) - находится обычно в начале фика, в ней автор дает краткую информацию о своем произведении.
Фидбэк (англ. feedback - ответная реакция) - комментарии читателей на фанфик, обсуждения, критика, рекомендации.
Обоснуй , он же зверь-обоснуй, или абаснуй (иск. русс.) - требование к собеседнику подкрепить своё мнение фактами, логикой или хотя бы общепринятыми истинами. В фанфикшене: факт в каноне, послуживший формальным поводом для сюжета фанфика.
Злобный автор (досл. англ. evil author) - это когда автор вписывается в фик именно как “автор” или использует свой писательский псевдоним. Прием используется в основном для достижения комического эффекта.
Шелуха (англ. peel story) - пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.
Caveat lector - читайте (или смотрите) на свой страх и риск!
Plot bunny - выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фика.
Шип (ship, сокр. от англ. relationship - отношения) - изначально термин относился только к гетовым фикам.
Шиппер (shipper) - поклонник одного определенного пейринга. Существуют шипперы, предпочитающие строгое распределение ролей в паре или строго определенную эмоциональную окраску отношений. Например, “I’m a romantic Harry/Draco shipper”.
Кавай (от яп. kawaii - милый, прелестный, хорошенький) - слово из жаргона поклонников яоя, означает крайнюю степень умиления.
Свун (англ. swoon - обморок) - крайняя степень восхищения и обожания.
Метросексуал (metrosexual от англ. metropolitan - столичный и sexual) - термин для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Термин «метросексуал» - противоположность термину «мачо».
Броманс (bromance от англ. brother - братский и romance) - близкие, романтичнные, но не сексуальные отношения между двумя или более мужчинами. Отличается открытым проявлением интимных знаков внимания. Наиболее распространен среди западных знаменитостей.

Для удобства гостей, желающих или вынужденных читать земные фанфики, либо активно общаться с фик-райтерами.

Для удобочитаемости приведу его прямо здесь. (Взято as is с оригинального текста, без комментариев.)

Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном.

Профик (Profic) – профессиональные художественные произведения, которые можно приобрести в книжных магазинах, хотя по своей сути подобное творчество - тот же фанфикшн, но за деньги. Их можно приобрести в любом книжном магазине.

Рейтинг (Rating) – неформальная система оценки, позволяющая авторам фанфиков предупредить читателей о том, с какого возраста он (автор) рекомендует читать данный фик. Чаще всего делится на следующие категории:

G (General) – фанфики без возрастного ограничения.
PG (Parental Guidance) – практически рядом с G. Возраст предполагаемых читателей 11-13 лет.
PG-13, 15 (ограничения понятны)
NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.
R (Restricted) – фики, в которых присутствуют элементы и намёки на секс и насилие, ругательства. Графического описания, как правило, нет.

Round robin – коллективное фан-творчество или совместная солянка.

Твинцест (Twincest) - описание романтических и сексуальных отношений между близнецами.

Челлендж (Challenge) – своеобразный вызов кому-либо с предложением написать фанфик на заданную тему, своего рода фик "на заказ".

Шелуха (Peel story) - пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

AU (Alternative Universe) Альтернативная Вселенная. Новый мир, новый сюжет, который «оторван» от привычного.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) – Произведения, содержащие садомазохистские сцены, насилие, принуждение.

Грейпфрут (Grapefruit) – Тот же BDSM только в более мягкой форме. Принуждение, насилие.

Дарк, Даркфик (Dark, Darkfic) – Фанфик, содержащий в себе сцены физического и сексуального насилия, смерть персонажей и т. д.

Джен (Gen) – Самые спокойные произведения, исключающие даже намек на сексуальные отношения

Драббл (Drabble) – Скромненькая такая проба пера, которая якобы претендует на минифик. Проще говоря, легкая зарисовка на тему.

Занавесочная история (Curtain story) –слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, «семейному».

Инцест (Incest) - Подразумевает сексуальные отношения между близкими родственниками:

Кроссовер (Crossover) – Фанфик, в котором присутствуют персонажи из других произведений. Прыжки по канонам и фандомам.

Лайм (Lime) – фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу R..

Лимон (Lemon) – Фик или фан-арт, обозначенный таким предупреждением, соответствует общепринятому рейтингу NC-17

Mpreg - Мужская беременность (Male pregnancy) – Слэш-фик, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.

PWP (Porn Without Plot) - Содержит подробное описание сексуальных сцен и достоинств героев.

Romance - Фанфик о нежных романтических отношениях героев, их любви

Сиквел (Sequel) – Фик, имеющий продолжение.

Смат (Smut) – Фанфик, в котором ничего, кроме графического описания постельных сцен, нет.

ЮСТ(Unresolved sexual tension) - “Неразряженное сексуальное напряжение”. Фанфик, в котором герои думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но в действительности ничего не происходит (Хочется, но не можется…).

WIP (Work in progress) - Т. е."В стадии производства". Часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. Этот жанр можно узнать по оборванным концам и незаконченным в конце фразам.

Фемслэш (Femmeslash) – слэш с участием девушек и женщин

Филк (Filk) – Фанфик-песня. Ловится популярный мотивчик, на него накладываются стихи. Все это исполняется под милое бряньканье любимого музыкального инструмента.

Hurt/comfort – Фанфик, в котором один из персонажей приходит на помощь другому и выручает его из беды. Рассказ про «супермена».

Ченслэш (Chanslash) – слэш-фик, в котором присутствует описание взаимоотношений героев, один из которых намного младше другого.

Экшн (Action) – Фики с динамичным сюжетом. Атрибутика таких историй - погони, сражения и т.д.

Humour – Может выглядеть как пародия или просто смешная история.

Пародия (Parody) - юмор с изрядной долей иронии.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Сонгфик (Song fic) – фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе.

Размер (форма) фанфика


(Max)
– Большой фанфик. Примерно от 70 вордовских страниц.
(теоретически это уже роман).
(Midi) – Средний фанфик. Примерный размер от 20 до 70 страниц.
(Min) – Маленький фанфик. Размер от одной страницы до 20.
Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие). (см. Драббл)

Отношения героев

Гет (Het ) – сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Warning – предупреждение, абзац в шапке, позволяющий читателю узнать о том, что в фанфике есть мотивы, которые не всем могут показаться приемлемыми.

Флафф (Fluff) – нежные и розовосопельные отношения между персонажами. Свет, радость и все такое.

ER - установившиеся отношения между героями.

RPS (real people slash) - героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли "любимцев" или просто знаменитости.

Ваниль (Vanilla) – термин из сленга BDSM-щиков, означает все те сообщества и сферы жизни, которые не имеют отношения к BDSM (например, "Ну, надо же еще навестить наших ванильных друзей".) Также может употребляться в отношении фанфиков без BDSM.

Домашняя дисциплина (Domestic discipline) – эвфемистическое название рассказа, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.

Everyone Is Gay (Кругом Одни Геи) – фанфик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.

Кинк (Kink) - от английского "странность, ненормальность, отклонение". В фанфикшене обозначает обстоятельства, как правило, связанные с насилием и экзотическими сексуальными практиками, читать о которых не всем может быть приятно.

Plot bunny - выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фанфика.

Дилогия (Ambilogy) - Серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.

Трилогия (Trilogy of novels) - Серия из трех фанфиков.

Приквел
- описание событий, которые случились с героями ДО сюжета фанфика.

Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.

Вписка (Self-insertation) – так называют случаи, когда автор тем или иным образом “вписывает” себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью, но близкое явление.

OC - сокращение от Original Character, "Оригинальный персонаж".

п/б - примечание беты.

Дисклеймер(Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Teaser/Summary - краткое содержание.

OOC (Out Of Character)
- "Вне характера". Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону.

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Все больше людей интересуются фанфиками - литературными произведениями, созданными поклонниками по популярным фильмам, книгам или сериалам. Основой фанфика чаще всего служит либо развитие оригинальной сюжетной линии в другом направлении, либо же создание ответвления истории в совершенно другом русле, но с задействованием персонажей из произведения.

Одним из видов фанфиков является Drabble. Этот жанр становится все более популярным. Но что такое драббл, как и когда он возник, а также об особенностях подобных произведений знает далеко не каждый.

Что такое Drabble: концепция и особенности жанра

Короткая зарисовка, изображающая одну сцену или описывающая персонажа - вот что значит драббл. Также нередко к жанру относят небольшие истории, которые состоят всего из 100 слов. Особенность таких историй - непредвиденная концовка или наличие скрытого подтекста.

Главным критерием драббла является его завершенность. Такая история, несмотря на лаконичность, должна содержать структуру полноценного произведения, иметь завязку, кульминацию и развязку. Она должна нести смысл и быть полезной. Кроме того, драббл пишется в художественном или публицистическом стиле. Это не инструкция по применению, а потому он должен содержать литературные обороты и «цеплять» читателя.

История возникновения жанра

История возникновения Drabble довольно интересна. Полагают, что концепция жанра родилась в 1980 году, когда одно из сообществ университета Бирмингема создало необычную игру. Вдохновленные романом Монти Пайтона Drabble поклонники научной фантастики решили сыграть в игру на основе сюжета произведения, в котором участники должны были написать новеллу, а победителем становился тот, кто сделает это быстрее.

Чтобы в реальной жизни игра была простой и интересной, участники ввели правило, что история должна состоять из 100 слов. На написание новеллы давалось определенное количество времени, задавалась тема. Отсюда и появилась концепция 100 слов и название драббл.

Критерии создания

Мало знать, что такое драббл, чтобы его создать. Нужно еще понимать, каким критериям должна соответствовать история, чтобы она могла так назваться. Отличным примером Drabble является 55 Fiction. Это истории, состоящие из 55 слов. Автором задумки стал Стив Мосс - основатель журнала New Times. Основными требованиями являются следующие:

  • размер - ровно 55 слов;
  • наличие посыла и сюжета;
  • присутствие минимум одного персонажа;
  • наличие конфликта и его развязки.

Изначально такие истории публиковались только в журнале Стива Мосса, но вскоре стали популярным форматом изложения мыслей. А потому фанаты быстро адаптировали 55 Fiction под создание интересных фанфиков.

Слово «фанфик» образовано как уменьшительно-ласкательное от слова фанфикшн. Основная особенность фанфикшн — отсутствие претензий на возможную прибыль и любое коммерческого использования произведения.

Это литературное явление создало вокруг себя обширную субкультуру со своим сленгом, этикетом, литературными конвенциями, профессиональными нишами (редакторы, корректоры, переводчики, цензоры и т.п.). Авторов таких «производных» сочинений называют фикрайтерами, а их работы – фанфиками.

Средой существования фанфиков является Интернет, где созданы специальные сайты и архивы, предназначенные для публикации подобных произведений (fanfiction net, ficbook net и др.).

На этапе становления, когда любительских сочинений писалось немного, и их «производный» характер объединял их в отдельную группу, фанфикшн как литературное явление в целом считался жанром. В настоящее же время такое утверждение будет упрощенным и даже неверным, поскольку в рамках фанфикшн пишутся произведения совершенно различные по форме, объему, темам, стилистическим и лингвистическим особенностям

Фанфикшн начала XXI века стал отдельным уникальным, отличающимся от традиционной художественной литературы направлением, в рамках которого существует своя специфическая система жанров и обозначений. Несомненно, большинство историй, написанных фикрайтерами, могли бы подойти под определение того или иного общеизвестного жанра: рассказа, повести, поэмы или романа.

Такие жанровые обозначения, однако, совершенно не отражают особенности, присущие исключительно фанфикам и не встречающиеся в других литературных направлениях.

Необходимо отметить, что фанфик – произведение принципиально дилетантское , не рассчитанное на официальную публикацию из-за современного положения дел в авторском праве, авторы в большинстве случаев скрываются под интернет-псевдонимами, однако в рамках фанфикшена созданы и создаются работы, по художественному уровню не уступающие опубликованным художественным произведениям.

Публикация фанфиков осуществляется на специализированных сайтах в Интернете, «издательская политика» которых может значительно различаться.

У большинства фанфикшн существует дисклеймер (disclaimer) – заявление, где указано: произведение создано не с целью извлечения прибыли; кому принадлежат все права на использованных персонажей. Поэтому следует отличать фанфикшн от произведений, созданных профессиональными авторами по франчайзу, и предназначенных для извлечения коммерческой прибыли.

Наличие отказа от возможной прибыли даёт основания рассматривать фанфикшн как способ самовыражения в чистом виде.

Фанфикшн, как явление в литературе, имеет свою историю, хоть короткую. В 60-70 годы в США и некоторых странах Европы стали выходить журналы – сборники работ поклонников, фанатов (фан-арт). Они издавались на средства фанатов, затем либо раздавались бесплатно, либо продавались на съездах фанатов (Comic Con,Star Trek Convention) по минимальной цене, чтобы покрыть расходы издателей.

Современный этап развития фанфикшн связан со становлением и развитием массовой культуры (кино, телевидения, индустрии компьютерных игр) и развитием коммуникационных технологии, прежде всего IT и WWW. Новым источником вдохновения для фанатов стали компьютерные игры, а количество фильмов, и телевизионных шоу увеличилась.

Книги и комиксы также не были забыты. При этом необходимость в издании печатных носителей отпала: сайты – хранилища фанфиков, с системой их поиска, размещения пользователями, тематическими форумами и прочими доступными Web-технологиями предоставляют большую свободу самовыражения и охват аудитории при существенно меньших затратах.

В фанфикшине, равно как и в «большой литературе», присутствует деление на виды и жанры. Большая часть фиков представляет собой рассказ или повесть. Существуют и крупные произведения в 60-80-100 глав, по всем признакам попадающие под определение роман или даже сага. Встречаются также стихи и песни. Ещё менее популярны пьесы. Что примечательно, слово «рассказ» или «повесть» редко встречается в описании (summary) фика.

Описание (summary) – важная часть фика. Его размещают отдельно, или в начале фика, что помогает читателю найти на сайте фик, который потенциально будет ему интересен. При описании фика, помимо указания названия и автора используются особые термины, своеобразные тэги.

Эти тэги позволяют в общих чертах представить, что будет происходить в фике. Набирающие популярность электронные книги, наряду с блогерством и расширением возможностей и охвата сети Internet, дают основание предположить, что литературный текст XXI века будет очень похож на фанфик.