Что такое суборбитальный полет. Значение суборбитальный полёт в большой советской энциклопедии, бсэ. На поднятых парусах

На фото в заголовке — так называемый «SpaceShipTwo» (SS2), частный пилотируемый суборбитальный космический корабль многоразового использования. Это изделие авиационного гения Берта Рутана и, фактически, единственная более-менее инновационная вещь, созданная «коммерческими космонавтами». Всё остальное — это жалкие перепевы технологий одноразовых жидкостных ракет 60-х годов, причем с прямым использованием тогдашнего задела, ничего нового по сути не придумано.

Собственно, сам «SpaceShipTwo» на фото в середине, он подвешен под самолетом-носителем WhiteKnightTwo, который затаскивает SS2 на высоту около 20 км и придает ему начальную скорость. Затем суборбитальник разгоняется собственным реактивным двигателем и достигает орбиты высотой 160-320 км, после чего садится. Все компоненты системы — многоразовые. Аппарат завозит на орбиту до 8 человек, из которых двое — пилоты.

Технология была успешно испытана на маленьком SpaceShipOne — всего аппарат совершил 17 полётов, первый - беспилотный, а последние три - суборбитальные космические по версии ФАИ, то есть выше 100 км. Но вот с полетами SpaceShipTwo не задалось. 30 апреля 2013 года был произведен первый полет с испытанием реактивного двигателя. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2М и высоты 17 км. 9 сентября 2013 года был проведен второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43М.

И тут всплыла проблема: используемый в качестве топлива полибутадиен с концевыми гидроксильными группами оказался склонен к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд. Говоря проще — при разогреве двигателя он начинал разлагаться еще до камеры сгорания. Топливо заменили на более стабильный термопластичный полиамид. И вот с этим топливом аппарат и грохнулся. Причем на земле всё вроде бы работало нормально, а на высоте — упс.

На борту находились два пилота. Один из них погиб, второй в тяжёлом состоянии. Это был первый полет с новым топливом, ранее испытанным при наземных испытаниях, и 4-й полет с включением двигателя корабля.

Надо отметить, что на самом деле идея использовать связку самолета-разгонщика и суборбитального корабля не является такой уж новой — в СССР по такой схеме делали небезызвестную «Спираль» ОКБ-155 А.И.Микояна в тех же лохматых 60-х годах.

Советский проект, разумеется, был технологически куда более амбициозен: например, в него входил мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина 38 м, размах 16,5 м), который должен был разгоняться до шестикратной скорости звука (6М), затем с его «спины» на высоте 28-30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м. Причем самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт-авиалайнер.

Позднее решили «урезать карася» и использовать для разгона модифицированный ударно-разведывательный самолёт Т-4 («100») КБ Сухого. Но его утопил Туполев ради своего Ту-160, так что с разгонником не срослось.

Орбитальный самолёт-космоплан представлял собой летательный аппарат со стреловидным крылом, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках траектории. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть». Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытой методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 °C.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации; турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадки, работающий на керосине.

Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Как видите уже из описания — ничего подобного «коммерсанты» не могут создать в принципе. Рутановский «SpaceShipTwo» на порядок проще устроен, и разгоняет его дозвуковой носитель (что, естественно, серьезно снижает эффективность всей задумки с двухступенчатым разгоном).

В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости был созданы подпроекты самолёта-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) БОР-4 и БОР-6.

БОР-1 первый и единственный запуск 15 июля 1969 года.
БОР-2 первый запуск в декабре 1969, всего 4 запуска.
БОР-3 первый запуск в мае 1973, всего 2 запуска.

Работы по созданию «Спирали», в том числе аналогов её орбитального самолёта, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976-1978 годах было проведено 7 испытательных полётов Миг-105.11.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта МиГ-105.11 проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Запускавшийся уже в рамках программы «Буран», космический аппарат БОР-4 представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спирали» в масштабе 1:2.

Заметьте — вот такой объем работ был проделан государством при том, что окончательная «Спираль» так и не было построена. Задайте себе вопрос — будут «коммерсанты» всё это делать? Да нет же, конечно — всё, что смог себе позволить Рутан под крылышком миллиардера Брэнсона, это создать небольшой демонстратор SpaceShipOne, который с невероятным риском забросили на высоту в 105 км, и как только он смог вернуться — сразу начали делать полноразмерный коммерческий аппарат, на котором собирались возить на орбиту туристов за 200K$ с носа.

Естественно, подобная техническая афера не могла кончиться ничем хорошим.

Разработки жаростойких теплозащитных материалов типа «пенокерамика» в рамках проекта «Спираль» велись (что отражено в документе 1966 года) за 15 лет до начала полётов по американской программе Спейс шаттл, а также за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4 и за 22 года до полёта «Бурана». Как вы думаете — могут коммерсанты столько времени ждать? Не могут и не будут — они склепают аппарат из того, что уже есть.

«Она его слепила из того, что было» ™ — это квитэссенция коммерческого подхода. Так какого прогресса вы ждали?

СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ

полёт, полёт космического летательного аппарата (КЛА) по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. С. п. состоит из активного участка полёта КЛА при работающих двигателях ракеты-носителя, участка полёта КЛА по баллистической траектории, участков торможения в атмосфере и спуска. С. п. КЛА с человеком на борту проводились в США на космических кораблях по программе "Меркурий" 5 мая 1961 (А. Шепард) и 21 июля 1961(В. Гриссом). Максимальная продолжительность С. п. Гриссома составила около 16 мин, дальность - 504 км, высота - 189 км.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ
    (от латинского sub - под, около и орбита), полет космического аппарата по баллистической траектории со скоростью меньшей 1-й космической, т.е. …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ в Новом словаре иностранных слов:
    (см. суб...) полет космического летательного аппарата по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ в Словаре иностранных выражений:
    [см. суб...] полет космического летательного аппарата по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
    движение космического летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, т. е. без выхода на орбиту искусственного спутника …
  • ПОЛЕТ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ПОЛЕТ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Во сне летать в беспредельном небесном просторе - сулит несчастливое супружество. Если Вам снится, что Вы летаете низко над землей …
  • ПОЛЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    первые в космической технике советские маневрирующие искусственные спутники Земли (изменялись высота и плоскость орбиты в полете). Запущены "Полет-1" (1963) и …
  • ПОЛЁТ
    наименование первых в космической технике советских маневрирующих ИСЗ, снабженных аппаратурой и системой двигательных установок, обеспечивающих изменение высоты и плоскости орбиты …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое, астр., тех. Осуществляемый по траектории, близкой к орбите какого-либо небесного тела или искусственного спутника Земли. С. …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ
    СУБОРБИТ́АЛЬНЫЙ ПОЛЁТ, движение космич. летат. аппарата по баллистич. траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, т.е. без выхода на орбиту ИСЗ. …
  • ПОЛЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПОЛЁТ", первые в космич. технике сов. маневрирующие ИСЗ (изменялись высота и плоскость орбиты в полёте). Запущены "П.-1" (1963) и "П.-2" …
  • ПОЛЁТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    полёт, полёты, полёта, полётов, полёту, полётам, полёт, полёты, полётом, полётами, полёте, …
  • ПОЛЕТ в словаре Анаграмм.
  • ПОЛЕТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Космический …
  • ПОЛЕТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОЛЕТ в словаре Синонимов русского языка:
    перелет, …
  • ПОЛЁТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОЛЁТ в Словаре русского языка Лопатина:
    полёт, …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ПОЛЁТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    полёт, …
  • СУБОРБИТАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ПОЛЁТ в Орфографическом словаре:
    полёт, …
  • ПОЛЕТ в Словаре русского языка Ожегова:
    движение, передвижение по воздуху П. пчелы. П. снаряда. П. на Луну. Счастливого полета! (пожелание). П. на лыжах (прыжок с трамплина). …
  • «ПОЛЕТ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    первые в космической технике советские маневрирующие искусственные спутники Земли (изменялись высота и плоскость орбиты в полете). Запущены «Полет-1" (1963) и …
  • ПОЛЁТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) а) Движение летящего предмета. б) Манера, характер, особенность такого движения. 2) а) Авиационный вылет, рейс. б) Авиационное состязание …
  • ПОЛЕТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОЛЕТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Движение летящего предмета. отт. Манера, характер, особенность такого движения. 2. Авиационный вылет, рейс. отт. Авиационное состязание или упражнение. …
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • МЕРКУРИЙ (КОСМИЧ. АППАРАТ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    первый американский одноместный пилотируемый космический аппарат для полётов по орбите вокруг Земли; программа их разработки и запусков (1959-63). Основной задачей …
  • КОСМОНАВТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от космос и греч. nautikе искусство мореплавания, кораблевождение), полеты в космическом пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение …
  • КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ: ПОЛЕТ НА ЛУНУ в Словаре Кольера:
    К статье КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ ПИЛОТИРУЕМЫЕ Основной блок КК "Аполлон". Как у кораблей "Меркурий" и "Джемини", отсек экипажа КК "Аполлон" имеет …
  • САМЫЙ КОРОТКИЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙКОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ;"АЛАН ШЕПАРД" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Суборбитальный полет Алана Шепарда наборту Меркьюри-Редстоун-З был выполнен 5 мая 1961 г. и длился 15 мин …
  • 1961.05.05 в Страницах истории Что, где, когда:
    Первый суборбитальный полет американского космонавта А. ШЕПАРДА на космическом корабле …
  • МАКАРОВ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1933) российский космонавт, летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза (1973, 1978). Полет на "Союзе-12" (сентябрь 1973), …
  • ЛАЗАРЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1928-91) российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1973), полковник, Герой Советского Союза (1973). Полет на "Союзе-12" (сентябрь 1973), суборбитальный полет на "Союзе-18-1" …
  • ГРИССОМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Grissom) Вирджил (1926-67) космонавт США, полковник ВВС. Суборбитальный полет на "Меркурии" (июль 1961), орбитальный полет на "Джемини-3" (март …
  • ЯНГ ДЖОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Young) Джон (р. 24.9.1930, Сан-Франциско), лётчик-космонавт США, капитан 1-го ранга ВМФ. Получив степень бакалавра наук после окончания в 1952 Технологического …
  • ШЕПАРД АЛАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Shepard) Алан (р. 18.11.1923, Ист-Дерри, шт. Нью-Хэмпшир), лётчик-космонавт США, контр-адмирал ВМФ. После окончания в 1944 Морской академии принимал участие в …
  • СОЮЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    наименование серии советских многоместных космических кораблей для полётов по орбите вокруг Земли; программа их разработки и запусков начиная с 1967. …

полёт космического летательного аппарата (КЛА) по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. С. п. состоит из активного участка полёта КЛА при работающих двигателях ракеты-носителя, участка полёта КЛА по баллистической траектории, участков торможения в атмосфере и спуска. С. п. КЛА с человеком на борту проводились в США на космических кораблях по программе «Меркурий» 5 мая 1961 (А. Шепард) и 21 июля 1961(В. Гриссом). Максимальная продолжительность С. п. Гриссома составила около 16 мин, дальность - 504 км, высота - 189 км.

  • - наименование первых в космич. технике сов. маневрирующих управляемых ИСЗ с аппаратурой и системой двигателей, обеспечивающих изменение высоты и плоскости орбиты в полёте...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - "... - полет тела, происходящий при отсутствии аэродинамической подъемной силы..." Источник: " ГОСТ 26883-86 . Внешние воздействующие факторы...

    Официальная терминология

  • - наименование первых в космической технике советских маневрирующих ИСЗ, снабженных аппаратурой и системой двигательных установок, обеспечивающих изменение высоты и плоскости орбиты в полёте...

    Большая Советская энциклопедия

  • - полет космического аппарата по баллистической траектории со скоростью меньшей 1-й космической, т.е. без выхода на орбиту искусственного спутника Земли...

    Современная энциклопедия

  • - движение космического летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, т. е. без выхода на орбиту искусственного спутника Земли...

    Большой энциклопедический словарь

  • - куда и где. 1. куда. Успешно завершен самый длительный в истории пилотируемый в космос продолжительностью 326 суток. 2. где...

    Управление в русском языке

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - -а, муж. Движение, передвижение по воздуху. П. пчелы. П. снаряда. П. на Луну. Счастливого полёта! . П. на лыжах. П. мысли. Птица высокого полёта. | прил. полётный, -ая, -ое. П. вес. Полётное время...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: чего? а, чему? у, что? , чем? ом, о чём? о е; мн. что? ы, чего? ов, чему? ам, что? ы, чем? ами, о чём? о ах 1. Полётом называют движение, перемещение по воздуху. Полёт ракеты...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - а, м. 1. Движение, перемещение кого-, чего-л. летящего. Полет птицы. Полет снаряда. Полет ракеты...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...
  • - суборбит"...

    Русский орфографический словарь

  • - ая, ое...
  • - суборбита́льный полет полет космического летательного аппарата по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника земли...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Суборбитальный полёт" в книгах

ПОЛЕТ

Из книги автора

ПОЛЕТ Он совсем не помнил себя. Казалось, что радость всегда пронизывала тело. «Тело? Какое оно у меня?» Стоило задать вопрос, и сразу из ничего возник ответ: «Быстрое, гибкое, ветряное!» «Я - Ветер», - осенило его. Рассмеявшись веселым смехом Солнцу, он заструился вниз.И

ПОЛЕТ

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

Полет

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Полет На небо взлетел писатель, Звездный час его настал. Легок, пуст, парит в халате, Все, должно быть,

Полет из ада

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

Полет из ада Наконец, в ясное, солнечное утро 8 февраля 1945 года Девятаев обратил внимание на новый двухмоторный бомбардировщик «хейикель-114», который готовился к полету. К машине подвозили горючее, прогревали моторы. Рабочей команде удалось приблизиться к нему. Узники

ПОЛЕТ

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

ПОЛЕТ На небо взлетел писатель, Звездный час его настал. Легок, пуст, парит в халате, Всё, должно быть,

Полет закончен. «Полет» продолжается

Из книги автора

Полет закончен. «Полет» продолжается И вот всё минуло, заслонилось, ушло в зыбучий песок, но мы по привычке выделяли еще в газетах французские новости.Разъяснялся статус ордена Почётного Легиона в связи с награждением космонавтов. Сообщалось о русском кладбище в

«Полет во сне»

автора Агапова О. Ю.

«Полет на юг»

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

7 июня 1963 года. Самолет Z-326, полетов - 1, время - 0 часов, 25 минут. Тренировочный полет в зону (последний полет в аэроклубе)

Из книги Записки летчика-испытателя автора Орлов Борис Антонович

7 июня 1963 года. Самолет Z-326, полетов - 1, время - 0 часов, 25 минут. Тренировочный полет в зону (последний полет в аэроклубе) На территории ЛИИ стоит небольшой двухэтажный дом, мимо которого я утром хожу на работу. Вид у дома неприглядный: краска облезла, штукатурка облупилась,

Глава 31 Третий суборбитальный

Из книги Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос автора Железняков Александр Борисович

Глава 31 Третий суборбитальный «5 апреля 1975 года произведен запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблем «Союз» для продолжения экспериментов совместно со станцией «Салют-4». На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне

Из книги автора

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне 21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19

Суборбитальный полёт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

В ПОЛЁТ, ЖУРАВЛИ! В ПОЛЁТ, ЖУРАВЛИ! Сергей Соколкин 07.11.2012

Из книги Газета Завтра 988 (45 2012) автора Завтра Газета

ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ Ретроспектива Марка Шагала в Третьяковке Алексей Касмынин 22.08.2012

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Суборбитальный корабль «Космополис-XXI»

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Суборбитальный корабль «Космополис-XXI» Еще один проект в рамках конкурса «Икс-Прайс» разрабатывается в Акционерном обществе «Суборбитальная корпорация» при участии Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева.Запуск ракетного модуля «Космополис-XXI»

Космический туризм и другие отрасли частного космического бизнеса развиваются не так быстро, как предсказывалось. Но вскоре первый прорыв будет сделан.

В 2004 году Ричард Брансон, британский миллиардер, предсказал, что его новая компания Virgin Galactic к 2007 году начнет суборбитальные полеты для всех желающих (и имеющих деньги). Но как эта компания, так и другие пока что не совершили ни одного платного полета. Однако, ждать этого осталось недолго.

«Мы видим серьезную активность на рынке, - говорит Джордж Нилд, заместитель директора Федеральной авиационной администрации СШа по коммерческим космическим перевозкам. - Мы также видим, что сама индустрия заметно повзрослела. Я думаю, что с большой вероятностью несколько компаний в течение ближайших лет начнут тестирование своих аппаратов, а в течение пяти лет мы увидим регулярные полеты».

Официально начало коммерческого освоения космоса было положено в 2001 году, когда американский бизнесмен Деннис Тито заплатил 20 миллионов долларов за полет на Международную космическую станцию . С тех пор еще шестеро человек побывали таким образом на Станции, в последний раз в 2009 году за 35 миллионов.

Но новые возможности суборбитальных полетов обещают отправить в космос не только горстку самых богатых людей. Несколько компаний разрабатывают аппараты, полет на которых будет по карману многим желающим и даже ученым, которые смогут проводить эксперименты в условиях невесомости.

Оптимизм Брансона был подогрет успехом аппарата SpaceShipOne, выигравшего конкурс на 10 миллионов в 2004 году, дважды совершив суборбитальный полет за пять дней.

С тех пор компания Virgin Galactic положилась на флот кораблей типа SpaceShipOne. Тогда план начать постоянные полеты через три года не казался таким невозможным. Но новые люди в космической отрасли не учли одного: оптимистичные прогнозы, касающиеся времени, никогда не работают в этой отрасли. Все откладывается, и не только государственные аппараты.

«В аэрокосмической отрасли все происходит медленнее, чем вы ожидаете», - говорит Джон Гедмарк, директор Коммерческой федерации космических полетов.

Кроме того, Virgin Galactic не стала копировать SpaceShipOne начиная с 2004 года и до победного конца.

После переговоров с потенциальными клиентами, компания решила полностью переделать свой суборбитальный аппарат, что и дало начало SpaceShipTwo , который имеет больше иллюминаторов и больше места для пассажиров. В нем предусмотрены места для шести пассажиров.

«Мы разработали аппарат, который, как нам кажется, отвечает всем запросам клиентов, - говорит Джордж Уайтсайд, исполнительный директор Virgin Galactic. - Но его создание не было всего лишь улучшением SpaceShipOne. Это было создание совершенно нового аппарата».

Кроме того, для начала коммерческих полетов недостаточно просто построить корабль. Для этого необходимо разработать программу его создания, построить заводы, построить космопорт и понять, чего хочет клиент.

«Мы действительно очень хотим сделать первую в миру космическую линию, - говорит Уайтсайд. - И для нас это значить намного больше, чем просто обладать необходимым кораблем. Это опыт и создание новой индустрии».

Не стоит также забывать, что время разработки затягивается из соображений безопасности. Все компании, не только Virgin Galactic, ставят безопасность пассажиров выше времени разработки.

«Они (компании) учитывают, сколько времени нужно для того, чтобы убедиться, что их корабли максимально надежны, - говорит Гедмарк. - Хотя никогда не будет совершенно безопасного космического полета, но они хотят достичь максимальной безопасности».

Уайтсайд отмечает, что компании индустрии работают над своими аппаратами дольше, чем ожидалось. Но когда мы дождемся, это будет важный момент. «Если мы сможем сразу начать безопасные полеты, никто потом не вспомнит, что на это ушла лишняя пара лет», - говорит он.

Клиенты Virgin Galactic разделяют этот взгляд. Около 450 человек уже заплатили деньги за свой будущий полет, и лишь единицы вернули деньги (стоимость полета составляет 200000 долларов, но взнос может быть всего 20000).

«Я считаю, что это не просто клиенты. Это люди, которые причастны к изменению истории, - говорит Уайтсайд. - И я думаю, они это тоже осознают».

Компания Virgin Galactic уже провела несколько тестов своего нового аппарата на бреющем полете. В следующем году планируется начать тестирование с ракетными двигателями. «Мы также надеемся в следующем годы выйти в космос, - говорит Уайтсайд. - И вскоре после этого мы начнем полеты».

Компания XCOR также планирует начать полное тестирование в следующем году. Один полет в их двухместном корабле Lynx будет стоит 95000 долларов.

Важной частью коммерческих суборбитальных полетов станут научные эксперименты. Virgin Galactic уже заключила контракт с NASA , а компания XCOR - с . Рынок суборбитальных полетов в конце концов станет разнообразным и богатым, надеется Нилд. «Мы видим, как разные компании делают упор на разные аспекты полетов, - говорит он. - Это серьезный рынок».

Суборбитальный и орбитальный полет - это две совершенно разные вещи. Сравнивать суборбитальную ракету с орбитальной ракетой - то же, что сравнивать машину, которая движется со скоростью не более 30 км/ч с автомобилем, который легко достигает 200 км/ч. Разница фундаментальна, и ее мы сейчас попытаемся объяснить.

Орбитальный космический полет

Чтобы понять, что такое «орбитальный », представьте, что вы бросаете мяч. В любой точке Земли траектория мяча будет приближена к кривой под названием парабола. Чем сильнее вы бросили мяч, тем прямее (с меньшей кривизной) будет его траектория. Если мяч бросить очень сильно, кривизна его траектории может приблизиться к кривизне Земли. При этом, если мяч забросить в космический вакуум, он будет летать вокруг Земли, так и не падая на поверхность. Именно это происходит при запуске спутника, когда его успешно «забрасывают» ракетой на орбиту вокруг Земли. В таком случае мы говорим об орбитальном космическом полете.

Скорость, необходимая для того, чтобы остаться на орбите, называется орбитальной скоростью и зависит от высоты полета. Для круговой орбиты на высоте 200 км орбитальная скорость составляет 7780 м/с (28000 км/ч) . Именно эта невероятно высокая скорость делает орбитальный космический полет таким технически сложным и дорогим.

Суборбитальный космический полет

Мы рассматриваем суборбитальный полет как любой полет за пределы атмосферы Земли с максимальной скоростью ниже орбитальной. Если ракета не достигает орбитальной скорости, она начинает падение на Землю и возвращается в атмосферу в течение нескольких минут после выключения двигателя.

Скорости, необходимые для суборбитальных полетов

Ракета, которая движется по вертикальной траектории, достигнет высшей точки в момент выключения двигателя. Вот несколько примеров скорости, необходимой для достижения заданной высоты по вертикальной траектории:
Высота Необходимая скорость
100 км 950 м/с (2,9 М)
200 км 1650 м/с (5,1 М)
400 км 2500 м/с (7,7 М)

Когда ракета покинет атмосферу, а ее двигатель выключится, пассажиры испытают мнимую невесомость и смогут свободно парить по кабине, если отстегнут ремни безопасности.

Время действия микрогравитации

Микрогравитация заканчивается, когда ракета снова входит в атмосферу. Сколько продлится зона микрогравитации, в основном зависит только от набранной во время полета высоты. Немного примеров:
Высота Время действия микрогравитации
100 км 3 мин 10 сек
200 км 5 мин 45 сек
400 км 9 мин 10 сек

Заключение

Скорость, необходимая, чтобы достичь высоты в 100 км во время суборбитального полета (950 м/с), в 8 раз меньше, чем орбитальная скорость (7780 м/с). Эта огромная разница значительно влияет на конструкцию летательного аппарата. Поэтому суборбитальные аппараты меньше в размере и массе, технически проще, и, следовательно, дешевле в проектировании и эксплуатации. Но, важнее всего, они могут быть безопасными и многоразовыми.

На наш взгляд, безопасность и возможность многократного использования - это ключ к успеху коммерческого суборбитального полета.