Что такое гласные 1 ряда. Гласные звуки. и звуки в русском языке

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки - 5 слогов, ре-бя-та - 3 слога, он - 1 слог, о-но - 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Окончаниях, суффиксах и приставках - это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв - 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие - б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие - к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] - [н’], [т] - [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые - [ж], [ш] и [ц] и мягкие - [й"], [ч"] и [ш"].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные - это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки - [й"], [ч"] и [ш"].

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема:
Гласные буквы I и II ряда.
Цель:
уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1) познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2) развивать фонематическое восприятие; 3) развивать навыки языкового анализа и синтеза; 4) учить делать выводы, слушать и понимать других; 5) развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1. Оргмомент. -Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики): - «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем –вместе обеими). - «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню) - «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе). 2. Повторение. - Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы: - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные) - Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом). - Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым). - Чем отличается звук от буквы? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. 3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется). - Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].
Только
[и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]
).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук
[й]
и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]
– согласный, звонкий, мягкий).
[Й]
пригласил на танец звук
[а]
(запись
[йа]

ЯЯЯЯЯ
. Получилась буква
Я
(запись в правом столбике
[йа]= я).

[Й]
пригласил на танец звук
[о]
(запись
[йо]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ
. Получилась буква
Ё
(запись в правом столбике
[йо]= ё).

[Й]
пригласил на танец звук
[у]
(запись
[йу]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЮЮЮЮЮ
. Получилась буква
Ю
(запись в правом столбике
[йу]= ю).

[Й]
пригласил на танец звук
[э]
(запись
[йэ]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ
. Получилась буква
Е
(запись в правом столбике
[йэ]= е).


А вот танец со звуком
[и]
не получился, и он остался один (
[и] = и).
Звуки
[йа]
обозначают буквой
Я
. Когда читаем букву
Я,
слышим два звука. Звуки
[йо]
обозначают буквой
Ё
. Когда читаем букву
Ё,
слышим два звука. Звуки
[йу]
обозначают буквой
Ю
. Когда читаем букву
Ю,
слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда. Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]
тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,

[э]= э,

[ы]= ы).
Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда. 4. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, (топаем) Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем) Мы глазами миг-миг, (мигаем) Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами) Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения) Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. 5. Развитие фонематического восприятия. Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание
. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях: [а] [о] [у] [йу] [и] йа] [йо] [э] [йэ] А О У Ю И Я Ё Э Е
2 задание
. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч. - Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ). - Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть
твердыми.
Подчеркните согласные определенным цветом (синим). - Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть
мягкими.
Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым). 6. Разминка для глаз. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз); - Быстро поморгать; - Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец. 7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик».
Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква
А
, вселяются в избушку с буквой
А
и т.д.
Запись в тетрадях: А - бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая

игра

«Загони

ворота».
Поставь между буквой М и Л данные гласные буквы. - Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул). Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]). - Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.) 8. Итог занятия. - Назовите гласные I ряда, гласные II ряда. - Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв? - Помогите закончить предложения: Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем … Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. 9. Релаксация. - Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой. - Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.