Асы — «штурмовики. Воздушные асы Второй Мировой. Они были лучшими

Асы бомбардировочной авиации Люфтваффе

Слова «выдержка» и «мощь» в названиях двух предыдущих глав можно в полной мере отнести к действиям бомбардировочной авиации Люфтваффе. Хотя формально она и не была стратегической, ее экипажам приходилось порой проводить в воздухе пять-шесть часов, что, безусловно, требовало от летчиков в отнюдь не просторных кабинах немалой выдержки. Одновременно благодаря загрузке своих бомбоотсеков они обладали смертоносной мощью.

В бомбардировочной авиации Люфтваффе, как и в штурмовой, основным критерием, по которому происходило представление к наградам, было количество боевых вылетов, совершенных летчиком. Экипажи бомбардировщиков включали четыре и более человек, и каждый из них теоретически мог налетать число вылетов, необходимое для получения Рыцарского Креста. Конечно, на практике это было крайне сложно, поскольку бомбардировочные эскадры и группы несли тяжелые потери. Тем не менее в числе летчиков, ставших «экспертами», помимо, собственно пилотов, были и штурманы, бортрадисты, бортмеханики и даже один бортстрелок.

Говоря об асах-бомбардировщиках, необходимо сделать одно важное замечание. Порой командиры эскадрилий, групп и эскадр сами не были пилотами и в ходе боевых вылетов выполняли функции штурманов. С практической точки зрения это имело положительную сторону, поскольку в ходе массированных налетов на цели они могли более эффективно руководить действиями своих подчиненных, не отвлекаясь на управление самолетом. Хотя, с другой стороны, командир, имевший личный опыт пилотирования, мог лучше представлять, как безопаснее выполнить то или иное задание.

Такие командиры, не имевшие квалификации пилотов, получали Рыцарские Кресты не только за определенное число боевых вылетов, выполненных лично ими, но и за успешное руководство своими подразделениями. Поскольку практически невозможно определить, чего больше в их награждениях – «командования» или личных успехов в качестве штурманов, все они ниже включены в один раздел вместе с пилотами.

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Прибалтийские добровольцы: люфтваффе В июне 1942 г. подразделение, известное как разведывательная эскадрилья морской авиации «Бушманн», стало набирать в свои ряды эстонских добровольцев. В следующем месяце она стала 15-й разведывательной эскадрильей морской авиации 127-й

автора Зефиров Михаил Вадимович

Асы ночной истребительной авиации Люфтваффе Слово «выдержка» вынесено в название этой главы не случайно. Боевые вылеты ночных истребителей длились в среднем по два часа, а порой и более трех часов. И в течение всего этого времени пилот должен был сохранять полную

Из книги Асы Люфтваффе. Кто есть кто. Выдержка, мощь, внимание автора Зефиров Михаил Вадимович

Асы штурмовой авиации Люфтваффе Тиражируемый вид пикирующего с жутким воем на свою цель штурмовика Ju-87 – знаменитой «Штуки» – за многие годы стал уже нарицательным образом, олицетворяющим наступательную мощь Люфтваффе. Так это было и на практике. Эффективное

Из книги Асы Люфтваффе. Кто есть кто. Выдержка, мощь, внимание автора Зефиров Михаил Вадимович

Штурманы, бортрадисты, бортмеханики и бортстрелки бомбардировочной авиации, награжденные Рыцарскими Крестами Фамилия, имя: Aigen, ReinhardЗвание: Obfw.Группа: KG4 Рейнхард АйгенРодился 20.05.1913 г. в поселке Хайденхайм, в 54 км юго-западнее Нюрнберга. В октябре 1934 г. Рейнхард Айген

автора Каращук Андрей

Добровольцы в люфтваффе. Летом 1 9 4 1 г. при отступлении Красной Армии вся материальная часть бывших эстонских ВВС была уничтожена или вывезена на восток. На территории Эстонии остались всего четыре моноплана эстонского производства РТО-4, являвшиеся собственностью

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

Добровольцы в люфтваффе. В то время как в Эстонии воздушный легион существовал фактически с 1941 г., в Латвии решение о создании аналогичного формирования было принято лишь в июле 1943 г., когда подполковник латвийских ВВС Я. Русельс вошел в контакт с представителями

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Глава 5. Фюрер и Люфтваффе

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Приложение 15. Выдержки из журнала боевых действий 2-й бомбардировочной эскадры 23 сентября 1941 г., вторникОтбита сильная атака неприятеля на правом фланге 16-й армии. В районе Вельи (юго-западнее Кириши) этого удалось добиться только благодаря введению в сражение свежих

автора Воропаев Сергей

Люфтваффе (Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию (в 1922 запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями). При содействии генерала

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Обербефельсхабер дер Люфтваффе (Oberbefehlshaber der Luftwaffe; ObdL), главнокомандующий военно-воздушными силами Германии. Этот пост принадлежал Герману

автора Дирих Вольфган

Приложение 2 АЭРОДРОМЫ БАЗИРОВАНИЯ 51-й БОМБАРДИРОВОЧНОЙ ЭСКАДРЫ «ЭДЕЛЬВЕЙС» (с 1 ареля 1937

Из книги Бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» [История немецкого военно-воздушного соединения] автора Дирих Вольфган

Приложение 3 ОРГАНИЗАЦИЯ БОМБАРДИРОВОЧНОЙ ЭСКАДРЫ На войне ежедневный круговорот боевых вылетов отодвигал все остальное на второй план. Экипажи самолетов имели мало времени или возможностей, чтобы беспокоиться об организации эскадры. Любой, кто когда-нибудь служил в

Из книги Величайшие воздушные асы XX века автора Бодрихин Николай Георгиевич

Асы Люфтваффе С подачи некоторых западных авторов, заботливо принятой отечественными компиляторами, немецкие асы считаются результативнейшими летчиками-истребителями Второй мировой войны, а соответственно, и в истории, добившимися в воздушных боях баснословных

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Последний рывок люфтваффе 1 января 1945 года. В тот день состояние немецких вооруженных сил было не совсем ясным. Когда провалилось наступление в Рундштедте, нацисты, занявшие позицию на берегу Рейна и изрядно раздавленные российскими войсками в Польше и Чехословакии,

Из книги ВВС Англии во Второй Мировой войне автора Ричардс Д

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ БЛОКАДА. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ БОМБАРДИРОВОЧНОЙ

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Cамолеты асов-штурмовиков РККА в период ВОВ. May 22nd, 2018

Здравствуйте уважаемые.
Вот в этом посте я рассказывал об советских пилотах истребителях и их крылатых машинах. И в комментариях мне справедливо заметили, что практически всегда особая слава и почет достается исключительно истребителям, а вот другие летчики как-то немного обделены. Давайте хотя бы частично восстановим справедливость и вспомним сегодня несколько очень известных летчиков штурмовой авиации. Только нескольких... Все Герои Советского Союза. Впоследствие- дважды.
Как и в первом случае- данные на 2 мая 1945 года.
Итак...
гвардии капитан Владимир Алексенко
командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-й штурмовой авиационной дивизии, 1-й воздушной армии, 3-й Белорусский фронт)
292 успешных боевых вылета. На его счету десятки сбитых и уничтоженных на аэродромах самолётов, 33 танка, 118 автомашин, 53 железнодорожных вагона, 85 повозок, 15 бронетранспортёров, 10 складов с боеприпасами, 27 артиллерийских орудий, 54 зенитных орудия, 12 миномётов и сотни уничтоженных солдат и офицеров противника.


Бегельдинов Талгат. Гвардии капитан.
командир эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт).
305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов
уничтожил 21 танк, пять САУ, 37 автомобилей, два паровоза, семь ж/д вагонов и пять самолетов,



гвардии капитан Анатолий Брандыс командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. 227 боевых вылетов, уничтожил на земле 24 вражеских самолётов.

Муса Гареев
Майор, штурман 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта

Александр Ефимов
Гвардии капитан командир эскадрильи 10-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Южного фронта.
Всего за годы войны Ефимов совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолётов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских лётчиков всех родов авиации) и 8 самолётов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

Стрельченко Владимир
штурман 948-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Майор В. И. Стрельченко совершил 192 боевых вылета, в 75 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 12 самолётов противника.

капитан Василий Мыхлик
штурман 566-го штурмового авиационного полка. За время войны совершил 188 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

И это только малая часть героев....
Приятного времени суток.

Всякая война является ужасным горем для любого народа, который она так или иначе затрагивает. За свою историю человечество познало много войн, две из которых были мировыми. Первая мировая практически полностью разрушила Европу и привела к падению некоторых крупных империй, таких как Российская и Австро-Венгерская. Но еще ужаснее по своим масштабам была Вторая мировая война, в которой были задействованы многие страны практически со всего света. Погибли миллионы людей, еще больше осталось без крыши над головой. Это ужасное событие до сих пор затрагивает так или иначе современного человека. Его отголоски можно найти повсюду в нашей жизни. Эта трагедия оставила после себя очень много загадок, споры из-за которых не утихают на протяжении десятилетий. Тяжелейшую ношу принял на себя в этой битве не на жизнь, а на смерть тогда еще не совсем окрепший от революции и гражданских войн и только наращивавший свою военную и мирную промышленность Советский Союз. В сердцах людей поселилась непримиримая ярость и желание бороться с захватчиками, которые посягнули на территориальную целостность и свободу пролетарского государства. Многие уходили на фронт добровольно. Одновременно происходила реорганизация эвакуированных промышленных мощностей для производства продукции на нужды фронта. Борьба приняла масштаб действительно народной. Именно поэтому она и называется Великой Отечественной войной.

Кто такие асы?

Как немецкая, так и советская армии были прекрасно обучены и укомплектованы техникой, авиацией и другим оружием. Личный состав исчислялся миллионами человек. Столкновение таких двух военных машин породило своих героев и своих предателей. Одними из тех, кого можно по праву считать героями, являются асы Второй мировой войны. Кто же это такие и чем они так известны? Асом можно считать человека, который добился в своей сфере деятельности таких высот, которые мало кому удалось покорить. И даже в таком опасном и ужасном деле, как военное, всегда были свои профессионалы. Как у СССР, так и у союзных сил, и у нацистской Германии были люди, которые показали лучшие результаты по числу уничтоженной техники или живой силы противника. Об этих героях и расскажет эта статья.

Список асов Второй мировой войны обширен и включает в себя много известных своими подвигами личностей. Они были примером для целого народа, их обожали, ими восхищались.

Авиация - без сомнения, один из самых романтичных, но в то же время опасных родов войск. Поскольку любая техника может отказать в любой момент, дело пилота считается очень почетным. Оно требует железной выдержки, дисциплины, умения контролировать себя в любой ситуации. Поэтому и к авиационным асам относились с большим уважением. Ведь уметь проявить хороший результат в таких условиях, когда твоя жизнь зависит не только от техники, но и от тебя самого, - высшая степень военного искусства. Итак, кто же они - летчики-асы Второй мировой войны, и почему их подвиги так знамениты?

Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.

Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.

Николай Дмитриевич Гулаев - один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд - 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.

Также высокий результат был и у Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.

Но, несмотря на то что танковые войска были одними из самых многочисленных в составе Советской армии, танкисты-асы Второй мировой войны по каким-то причинам у СССР не водились. Почему так - неизвестно. Логично предположить, что многие личные счеты заведомо завышались или занижались, поэтому назвать точное количество побед вышеупомянутых мастеров танкового боя не представляется возможным.

Немецкие танковые асы

Зато германские танковые асы Второй мировой войны имеют намного больший послужной список. Во многом это связано с педантичностью немцев, которые все строго документировали, да и времени повоевать у них было гораздо больше, чем у их советских "коллег". Активные действия немецкая армия начала вести еще в 1939 году.

Немецкий танкист № 1 - это гауптштурмфюрер Михаэль Виттман. Он воевал на многих танках (Stug III, Tiger I) и уничтожил за все время войны 138 машин, а также 132 самоходные артиллерийские установки различных вражеских стран. За свои успехи неоднократно был награжден различными орденами и знаками Третьего Рейха. Погиб в бою в 1944-м во Франции.

Также можно выделить такого танкового аса, как Для тех, кто так или иначе интересуется историей развития танковых войск Третьего Рейха, будет очень полезной книга его мемуаров «Тигры в грязи». За годы войны этот человек уничтожил 150 советских и американских САУ и танков.

Курт Книспель - еще один танкист-рекордсмен. Он подбил за свою воинскую службу 168 танков и САУ врага. Около 30 машин являются неподтвержденными, что не позволяет ему сравняться по результатам с Виттманом. Погиб Книспель в бою возле деревни Востиц в Чехословакии, в 1945 году.

Кроме того, хорошие результаты были и у Карла Броманна - 66 танков и САУ, у Эрнста Баркманна - 66 танков и САУ, у Эриха Маусберга - 53 танка и САУ.

Как можно увидеть из этих результатов, как советские, так и немецкие танковые асы Второй мировой войны умели воевать. Конечно, количество и качество советских боевых машин было на порядок выше, чем у немцев, однако, как показала практика, и те, и другие применялись довольно успешно и стали основой для некоторых послевоенных образцов танков.

Но и на этом список родов войск, в которых отличились свои мастера, не заканчивается. Поговорим немного об асах-подводниках.

Мастера подводной войны

Так же как и в случае с авиацией и танками, самыми успешными являются немецкие моряки. Подводники Кригсмарине за годы своего существования потопили 2603 корабля союзных стран, общее водоизмещение которых достигает показателя 13,5 миллионов тонн. Это действительно впечатляющая цифра. Да и внушительными личными счетами немецкие асы-подводники Второй мировой войны тоже могли похвастаться.

Самый результативный немецкий подводник - Отто Кречмер, на счету которого 44 корабля, в том числе и 1 эсминец. Общее водоизмещение потопленных им суден - 266629 тонн.

На втором месте - Вольфганг Лют, который отправил на дно 43 корабля противника (а по другим данным - 47) общим водоизмещением 225712 тонн.

Также известным морским асом был и который сумел потопить даже британский линкор «Ройял Оук». Это был один из первых офицеров, получивших дубовые листья к Прин уничтожил 30 кораблей. Погиб в 1941 году при атаке британского конвоя. Он был настолько популярен, что его гибель два месяца скрывалась от народа. А в день его похорон был объявлен траур на всю страну.

Такие успехи немецких моряков также вполне объяснимы. Дело в том, что Германия начала морскую войну еще в 1940 году, с блокады Британии, таким образом надеясь подорвать ее морское величие и, воспользовавшись этим, провести удачный захват островов. Однако уже совсем скоро планы гитлеровцев были сорваны, так как в войну вступила Америка с ее большим и мощным флотом.

Самый знаменитый советский моряк подводного флота - Александр Маринеско. Он потопил всего 4 корабля, зато каких! Тяжелый пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», транспорт «Генерал фон Штойбен», а также 2 единицы тяжелой плавбатареи «Хелене» и «Зигфрид». За его подвиги Гитлер внес моряка в список личных врагов. Но судьба Маринеско не сложилась удачно. Он впал в немилость советской власти и умер, а о его подвигах перестали говорить. Награду Героя Советского Союза великий моряк получил лишь посмертно в 1990 году. К сожалению, многие асы СССР Второй мировой войны закончили свою жизнь подобным образом.

Также знаменитыми подводниками Советского Союза являются Иван Травкин - потопил 13 кораблей, Николай Лунин - также 13 кораблей, Валентин Стариков - 14 кораблей. Но Маринеско возглавил список лучших подводников Советского Союза, так как причинил наибольший ущерб немецкому морскому флоту.

Точность и скрытность

Ну и как же не вспомнить таких прославленных бойцов, как снайперы? Здесь Советский Союз забирает заслуженную пальму первенства у Германии. Советские снайперы-асы Второй мировой войны обладали очень высокими послужными счетами. Во многом такие результаты были достигнуты благодаря массовой государственной подготовке гражданского населения по стрельбе из различного оружия. Значком «Ворошиловский стрелок» были награждены около 9 миллионов человек. Итак, какие же снайперы самые известные?

Имя Василия Зайцева пугало немцев и вселяло мужество в советских солдат. Этот обычный парень, охотник, убил из своей винтовки Мосина 225 солдат Вермахта только за месяц боев под Сталинградом. Среди выдающихся снайперских имен - Федор Охлопков, на счету которого (за всю войну) около тысячи гитлеровцев; Семен Номоконов, который убил 368 вражеских солдат. Среди снайперов были и женщины. Тому пример - знаменитая Людмила Павличенко, которая воевала под Одессой и Севастополем.

Немецкие снайперы менее известны, хотя в Германии с 1942 года существовало несколько снайперских школ, которые занимались профессиональной подготовкой кадров. Среди самых результативных немецких стрелков - Маттиас Хетценауэр (345 убитых), (257 уничтоженных), Бруно Суткус (209 застреленных солдат). Также известным снайпером из стран гитлеровского блока является Симо Хайха - этот финн за годы войны убил 504 красноармейца (по неподтвержденным данным).

Таким образом, снайперская подготовка Советского Союза был неизмеримо выше, чем у немецких войск, что и позволило советским бойцам носить гордое звание - асы Второй мировой войны.

Как же становились асами?

Итак, понятие "ас Второй мировой войны" довольно обширное. Как уже было сказано, эти люди добивались в своем деле поистине впечатляющих результатов. Это достигалось не только за счет хорошей армейской подготовки, но и благодаря выдающимся личным качествам. Ведь для летчика, к примеру, очень важна координация и быстрая реакция, для снайпера - умение выждать удобный момент для нанесения порою единственного выстрела.

Соответственно, определить, у кого же были лучшие асы Второй мировой войны, невозможно. Обе стороны совершали беспримерные геройства, которые позволили выделить из общей массы отдельных людей. Но стать мастером можно было, только упорно тренируясь и совершенствуя свои боевые навыки, поскольку война не терпит слабости. Конечно же, сухие строки статистики не смогут донести до современного человека всех тех тягот, невзгод, которые испытывали профессионалы войны во время своего становления на почетный пьедестал.

Нам, поколению, которое живет, не зная таких страшных вещей, не стоит забывать о подвигах наших предшественников. Они могут стать вдохновением, напоминанием, памятью. И мы должны стараться делать все для того, чтобы таких ужасных событий, как минувшие войны, больше не повторялось.

В оенно-воздушный флот играет одну из ключевых ролей во время любой войны. Иногда своевременный боевой вылет самолетов может перевернуть результат боя. Однако сами воздушные «машины» не сделают ни чего без грамотных пилотов. Среди таких пилот встречаются и те, которые заслуживают звание «пилота-аса», за большое количество уничтоженных самолетов противника. Такие пилоты были в люфтваффе Третьего рейха.

1. Эрих Хартман (Erich Hartmann)

Самый результативный пилот – истребитель нацистской Германии был Эрих Хартман. Так же он признан самым результативным пилотом за всю мировую историю авиации. Принимая участия в боях на стороне Германии, он совершил 1404 боевых вылетов, в результате которых одержал 352 победы над противником, большинство из них — 347 – это сбитые самолеты СССР. Эти победы Эрик одержал, принимая участие в 802 боях с противником. Последний самолёт противника Хартман сбил восьмого мая 1945.

Эрик происходил из семьи среднего достатка, где еще было два сына. Младший брат так же был летчиком люфтваффе. Мать Эрика также увлекалась авиацией, и была в рядах первых женщин, севших за штурвал самолета. У семьи даже был лёгкий самолет, однако его пришлось продать из-за недостатка денег в семье. Вскоре его мать устроила летную школу, где и проходил обучение Эрик. Вскоре он становится инструктором в гитлерюгенде.

В 1939 году поступает на учебы в гимназию в Корнтале, где выявились его снайперские способности, а в конце обучения он прекрасно управлял истребителем. Осенью 1942 год, после окончания учебы он был направлен на Северный Кавказ. Из-за моложавого внешнего вида получил среди пилотов кличку «Малыш». Первый самолет противника Эрик сбил уже в ноябре 1942 года, но наиболее результативным для него стала Курская битва, в сентябре 1943 года на его счету было около девяноста сбитых самолетов.

Его победы часто вызывали сомнение в люфтваффе и их перепроверяли по три-четыре раза, а во время полета за ним следил самолет-наблюдатель. За свои многочисленные победы Хартман был удостоен высочайших орденов и медалей Германии. Он был награжден Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. После войны попал в советский лагерь, где ему пришлось пробыть десять лет, после возвращения служил в авиации ФРГ, умер в 1993 году.

2. Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn)

Второе место по количеству сбитых самолетов противника принадлежит Герхарду Баркхорну. За свою боевую карьеру он совершил более 1100 боевых вылетов, и уничтожил 301 самолет противника, все свои результативные вылеты он совершил во время боёв с Советским Союзом. Летная карьера Герхарда началась после его поступления на службу в Люфтваффе в 1937 году.

Свой первый вылет в качестве пилота-истребителя он совершил в мае 1940 года во время боёв во Франции. Первый результативный вылет Баркхорн совершил уже на Восточном направлении в июле 1941 года. С этого момента он становится настоящим «хозяином неба» И в конце 1942 года на его счету уже 100 сбитых самолетов. После сбитого 250-го самолета Герхарда награждают Рыцарским крестом, позже к этой награде добавляются дубовые листья и Мечи. Однако высшую награду за сбитые триста самолетов — Бриллианты к Рыцарскому кресту — он так и не получил, так как зимой 1945 года был переведен на Западный фронт, произошло спустя пару дней после сбитого трёхсотого самолёта.

На Западном фронте он возглавил JG 6, однако не одного результативного вылета не совершил. В апреле Баркхорна перевели на реактивный самолет, вскоре он был ранен, попал в плен к союзным войскам, однако в 1946 году его отпустили. Вскоре он поступил на военную службы в ФРГ, где и находился до 1976 года. Умер Герхард Беркхорн в 1983 году в результате автокатастрофы.

3. Гюнтер Ралль (Gunther Rall)

В составе 52-й эскадре истребителей, где служили Хартман и Баркхорн, также проходил службу и третий в рейтинге пилот-ас Гюнтер Ралль. Он летал на «Миссершмитте», с личным номером 13. Совершив 621 боевой вылет, Гюнтер смог уничтожить 275 самолетов противника, большинство на советском направлении и только три на Западном фронте. Его самолет был восемь раз сбит, а сам летчик трижды был ранен.

На военную службу Ралль поступил в 1936 году, причем изначально он поступил в пехотный полк, однако вскоре перевёлся в Люфтваффе. Участие в войне принимал с начала французской кампании, и уже в мае 1940 года сбил первый истребитель «Кёртис -36», спустя пару дней на его счету уже было два самолета. В начале лета 1941 году получает перевод на Восточный фронт, и в ноябре 1941 года, имея уже 35 результативных вылетов на своем счету, был тяжело ранен. Для восстановления от ранения понадобилось девять месяцев, выйдя из госпиталя, Ралль получил рыцарский крест, за 65 сбитых самолетов, а спустя два месяца к нему добавились и Дубовые листья из рук фюрера, за 100 побед.

Через год, летом 1943 года Гюнтер становится командиром третьей группы, и в конце лета получает Мечи к своему Рыцарскому кресту за 200 уничтоженных самолетов. Весной на счету Гюнтера было уже 273 сбитых самолета. В апреле он был назначен командиром второй группы в ПВО Третьего Рейха, будучи на этой должности Гюнтер сбивает еще два самолета, а в середине мая 1944 года во время отражения первого массового налета американских истребителей на нефтепромышленный комплекс Рейха, Ралль сбил свой последний самолет. Во время этого боя пилот – ас получает тяжелой ранение, в результате которого ему было запрещено летать, поэтому он переходит на должность начальника школы лётчиков-истребителей.

После капитуляции Германии некоторое время Гюнтеру пришлось поработать в промышленности, а позже он поступает на службу в авиацию ФРГ. Будучи на службе в ВВС он принимал участие в разработке истребителей Ф-104. Военная карьера Гюнтера Ралля окончилась в 1975 году на должности члена военного комитета НАТО. Ралль единственный пилот-ас Германии, переживший 20 век, и умер в 2009 году.

4. Отто Киттель (Otto Kittel)

Германский летчик-истребитель Отто Киттель, является четвертым в рейтинге асов люфтваффе. На его счету пятьсот восемьдесят три боевых вылета с результативностью в 267 побед. В историю люфтваффе он вошел как, истребитель, уничтоживший наибольшее количество Ил-2, всего девяносто четыре самолета. Киттель родился в городке Кронсдорф, а в 1939 году поступил в Люфтваффе, где вскоре получил звание унтер-офицера. Впервые за штурвалом самолета-истребителя участвовал в бою в апреле 1941 в Югославии, однако Отто преследовали неудачи, сбить самолеты противника не получалось, а в конце мая во время вылета отказал двигатель, Отто катапультировался.

С первых дней открытия Восточного фронта был переброшен руководством туда. И уже через два дня сбил два первых своих самолёта СБ-2. Еще через пару дней были сбиты еще два Ил-2. За свои достижения, сбитые 12 самолетов, в конце 1941 года он был представлен к Железному кресту 1 и 2 класса. В 1942 году он уже летал ведомым командиром, и в конце года у него было более двадцати удачных атак. В феврале 1943 за сорок сбитых самолетов получил Золотой германский крест. В марте 1943 года во время воздушного боя у его самолета отказал двигатель, и он посадил его на территории СССР возле озера Ильмень. Что бы ни попасть в плен, Киттель прошел более шестидесяти километров по морозу и перешел вброд реку, но все-таки добрался до своих войск.

Осенью 1943 года он был направлен инструктором во Францию, на его счету уже было 130 сбитых самолетов, однако в 1944 его возвращают на советское направление. После того как счет его побед осенью достиг 200, он был отправлен в отпуск уже будучи в звании обер-лейтенанта. За все время службы его самолет дважды сбивался противником. В начале, 1945 в Прибалтике он был сбит в третий раз, самолет упал в болото, катапультироваться Киттель не успел, так как погиб еще в воздухе. За свои победы был награжден Германским золотым крестом, и Рыцарским крестом с Мечами и Дубовыми листьями.

5. Вальтер Новотны (Walter Nowotny)

Замыкает пятёрку немецких летчиков — асов Вальтер Новотны. Его личный рекорд — 258 сбитых самолетов, для этого ему понадобилось 442 боевых вылета, 255 самолетов были сбиты на Восточном фронте. Его летная карьера началась на двухмоторном бомбардировщик, позже он получил в управление четырёхмоторный, и последние три самолета сбил на реактивном истребители Ме.262. Он первый лётчик за всю историю авиации сбивший 250 самолетов противника. В его личной копилке Рыцарский крест с Мечами, Дубовыми листьями и Бриллиантами.

Происходил Вальтер из семьи служащего, в 1939 году вступил добровольцем в ряды люфтваффе, изначально он хотел быть простым пилотом, но его рекомендовали к обучению на истребителя. За 1939 -1941 дослужился до звания майора и занимал пост командира одной из частей истребительной авиации. Первые вылеты Вальтера проходили безрезультатно, за что он даже получил шутливое прозвище «Квакс», однако личный счет он открыл сразу тремя самолетами, однако был сбит и сам, произошло это в июле 1941 года.

Однако уже через год на его счету было пятьдесят сбитых самолет, а в середине 1943 их количество перевалило за сотню. Свою последнюю сотню сбитых самолетов Новотны произвел всего немногим больше семидесяти дней, и к октябрю 1944 он установил рекорд в 250 уничтоженных самолетов. Последний вылет Новатны состоялся в ноябре 1944. В этот день он получил приказ на перехват двух бомбардировщиков Соединённых Штатов. До конца не ясно, что произошло в небе, так он сбил два самолета противника и передал, что его самолет тоже горит, связь оборвалась, и самолет упал недалеко от г. Брамше.

Танковые асы Второй мировой Барятинский Михаил

Асы - «штурмовики»

Асы - «штурмовики»

Завершить главу, повествующую о конкретных немецких танкистах - асах, имеет смысл кратким обзором самоходчиков, воевавших на штурмовых орудиях. Как уже упоминалось выше, их, а, кроме того, членов экипажей «ягдпанцеров» с известными оговорками можно учитывать в одном списке с танкистами. Кроме того, следует учитывать, что штурмовое орудие StuG III являлось самой массовой бронированной машиной Вермахта в годы Второй мировой войны и многие немецкие танкисты (Витман, например) начинали или заканчивали на нем свою боевую карьеру.

Возглавляют перечень самых результативных «штурмовиков» Ганс Сандрок из дивизиона штурмовых орудий «Герман Геринг» и Франц Ланг из 232-го дивизиона, но остановиться поподробнее хотелось бы на нескольких других самоходчиках.

Вот, например, Бодо Шпранц, начавший службу в 1938 году в артиллерии, в августе 1940 года после переподготовки в 6-м учебном артполку стал одним из первых офицеров штурмовой артиллерии. Он был назначен командиром взвода в 185-й дивизион штурмовых орудий группы армий «Север». Вскоре, однако, он был отозван в Германию для прохождения дополнительного курса обучения, после которого вернулся в свою часть уже в качестве командира батареи. С июня 1943 года Шпранц - командир батареи в 237-м дивизионе штурмовых орудий. Именно во время службы в 237-м дивизионе он получил Рыцарский крест и Дубовые листья к нему. В этот же период ему было присвоено звание капитана. В апреле 1944 года Шпранц был отозван с Восточного фронта в школу штурмовой артиллерии в Магдебурге.

Бодо Шпранцу приписывается 76 побед, но что удивительно - он совсем не упоминается у певца немецких побед Франца Куровски. В книге «„Штурмгешютце“ в бою» нет ни слова о Шпранце, ни в справке о 185-м, ни о 237-м дивизионах, хотя именно служа во втором он заработал Рыцарский крест и Дубовые листья к нему одновременно, одним приказом, что было редкостью.

Начинал свою армейскую службу в артиллерии и Йозеф Бранднер. Причем, служил он поначалу в австрийской армии, а после аншлюса уже в Вермахте. В августе 1941 года в звании лейтенанта он направлен в Ютеборг переучиваться на штурмовые орудия. 10 сентября 1941 года Бранднер получил назначение в 202-й дивизион штурмовых орудий на должность технического офицера, говоря проще - зампотеха. В мае 1942 года он стал командиром 2-й батареи. К 15 ноября 1942 года на счету его самоходки, носившей название Phonix, имелось 45 танков. За эти успехи он получил Золотой немецкий крест.

StuG III Ausf.D. Хорошо видны головка перископического прицела и стереотруба, установленная в открытом командирском люке

Бодо Шпранц

Дальше - интереснее. В описании боевой карьеры Бранднера указывается, что 50-й танк он подбил во время боев в районе Черкасс весной 1944 года. Получается, что с мая по ноябрь 1942 года, то есть за полгода, он подбил 45 танков, а затем за 1,5 года - только 5. И это при том, что 202-й дивизион участвовал и в Курской битве, и в боях на Украине осенью 1943-го - зимой 1944 года. Странно как-то.

StuG III Ausf.B с пехотным десантом на броне. Операция «Барбаросса», Украина, 1941 год

За бои под Черкассами Бранднера представили к Рыцарскому кресту, но награждение не состоялось.

На завершающем этапе войны Бранднер командовал 912-й бригадой штурмовых орудий, отличившейся в ходе боев в Курляндии. В период с 27 октября по 6 ноября и с 19 по 22 ноября бригада успешно отражала атаки советских войск в районе между Добеле и Ауце. В этих боях были ранены командиры 1-й и 2-й батарей. Командир бригады майор Карстенс также был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. 17 декабря его сменил капитан Бранднер.

21 декабря разгорелось очередное сражение за Курляндию. На этот раз советское командование подготовило мощный удар по обе стороны Салдуса, целью которого было расколоть немецкую группировку и уничтожить ее по частям.

Первое штурмовое орудие Ausf.F, вооруженное 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров

Когда противник начал артиллерийскую подготовку, 912-я бригада вместе с частями 11-й пехотной дивизии занимала позиции на окраине города. Решительные действия Бранднера, умело руководившего боем, позволили немецким войскам удержать свои позиции и нанести противнику тяжелые потери. За эту операцию он был вновь представлен к Рыцарскому кресту. В своем представлении на награждение командир 11-й пехотной дивизии генерал Фойрбенд писал: «В первый день сражения 912-я бригада выдвинулась навстречу наступавшему противнику и уничтожила его танковый авангард. Этот первый контрудар оказался решающим. Противник был разбит и лишен возможности расколоть на части группу армий „Курляндия“». На этот раз награждение состоялось. Рыцарский крест был вручен Йозефу Бранднеру 17 марта 1945 года. Незадолго до этого - 1 марта - он был официально назначен командиром бригады. А вот майорское звание ему было присвоено только 24 апреля 1945 года.

К началу операции «Цитадель» почти все штурмовые орудия получили бортовые экраны, так называемые Schurzen

Горящий танк Т-34. Курская дуга, июль 1943 года

912-я бригада штурмовых орудий, известная в Курляндском котле под названием «бригады Бранднера», принимала участие и в четвертом сражении за Курляндию, которое началось 25 января и продолжалось до 3 февраля 1945 года. Советское командование в очередной раз попыталось прорвать немецкую оборону в районе Салдуса и вновь потерпело неудачу. 912-й бригаде приходилось ежедневно отражать по шесть-семь танковых атак противника. Только в лесном массиве Гобас было уничтожено 77 советских танков. В одном из боев Бранднер возглавил контратаку трех орудий штабной батареи и уничтожил свой 57-й танк.

После эвакуации немецких войск с Моонзундских островов бригада получила пополнение, включая несколько штурмовых орудий и гаубиц. Кроме того, по своей собственной инициативе Бранднер сформировал пехотную батарею сопровождения из трех взводов, которые могли направляться к любому оказавшемуся в кризисной ситуации артиллерийскому подразделению. В таком обновленном составе «бригада Бранднера» вступила в бой в очередной, пятой по счету, битве за Курляндию, длившейся с 20 февраля по 11 марта 1945 года. Когда на одном из участков советским войскам удалось прорваться, в бой пошла вся бригада под командованием Бранднера. В течение двух часов было подбито 45 вражеских танков, а брешь в линии фронта была закрыта частями 205-й пехотной дивизии. Вскоре после этого командир бригады уничтожил свой 60-й, а потом и 61-й танк. На выходе из боя его машина получила прямое попадание снаряда советской противотанковой пушки, но Бранднер не пострадал.

18 марта 1945 года советские войска атаковали снова, продвинулись на расстояние в два километра от линии железной дороги Салдус - Лиепая и начали ее обстреливать. Бранднер нагнал разворачивавшуюся у спичечной фабрики 2-ю батарею и повел ее навстречу танковому авангарду противника. Все прорвавшиеся советские танки были уничтожены.

Вольфганг фон Бостель

В конце апреля 1945 года майор Бранднер был представлен к Дубовым листьям к Рыцарскому кресту, но по понятным причинам награждение не состоялось. Бранднер отказался эвакуироваться из Курляндского котла на самолете и вместе со своей бригадой 8 мая 1945 года сдался советским войскам. Из плена он вернулся в январе 1948 года. Йозеф Брандлер умер в Вене в 1996 году.

StuG 40 Ausf.G в зимнем камуфляже. Восточный фронт, зима 1944 года

Надо сказать, что многие немецкие танкисты-асы отличаются завидным долголетием. Так, например, Бодо Шпранц скончался в 2007 году, 87 лет от роду. В Курляндии закончил свою военную карьеру еще один офицер-«штурмовик» Вольфганг Ганс Гейнер Пауль фон Бостель. Артиллерист-противотанкист, он попал в штурмовую артиллерию только в апреле 1944 года, когда после окончания соответствующих курсов, был направлен для прохождения службы командиром взвода в оснащенный штурмовыми орудиями 1023-й дивизион истребителей танков 23-й пехотной дивизии. Ожесточенные бои шли на территории Латвии. В течение двух дней августа 1944 года фон Бостель подбил 11 советских танков. К началу сентября он довел свой боевой счет до 20 машин, за что был награжден Рыцарским крестом. Награду ему вручили в госпитале, где он залечивал тяжелую рану. Надо сказать, что фон Бостелю в этом плане не везло - он был ранен 10 раз!

Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G ведет бой в русской деревне. Восточный фронт, 1944 год

В январе 1945 года лейтенант фон Бостель был назначен командиром 2-й батареи 205-го дивизиона истребителей танков. В этом качестве он и закончил войну. Считалось, что фон Бостель в самом конце войны был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, однако послевоенными исследованиями это не подтверждается. Как и майор Бранднер лейтенант фон Бостель сдался в плен 8 мая 1945 года. Он провел в советском плену восемь лет.

Вот три кратких военных биографии офицеров штурмовой артиллерии. При определенных различиях их объединяет то, что все они были в прошлом артиллеристами, в штурмовую артиллерию попали не сразу, а своих побед в большинстве своем добились во второй половине войны. То есть в тот период, когда штурмовая артиллерия использовалась почти исключительно как истребительно-противотанковая.

Подбитая СУ-85 на улице Могилева, 1944 г. Судя по отсутствию люка механика-водителя, сорванной с болтов маск-установке и отлетевшей по месту сварки командирской башенке, в машине взорвался боекомплект.

Так что высокая доля «штурмовиков» в списке немецких танковых асов не случайна. Примерно такие же судьбы у многих других офицеров штурмовой артиллерии, поэтому продолжать их описывать неинтересно.

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

автора Перов Владимир Ильич

Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовики Красной Армии Т.1 Формирование облика Предисловие Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием для народов Советского Союза - она была самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых в истории нашей

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Первые бронированные штурмовики Начало работ по созданию специальных самолетов поля боя в СССР относится к середине 20-х годов, когда боевой опыт гражданской войны со всей очевидностью выявил катастрофическое несоответствие летно-тактических характеристик крылатых

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Штурмовики-разведчики. Первая попытка В 1932 г. на вооружение штурмовой авиации Красной армии поступил легкий небронированный штурмовик Р-5Ш, являвшийся одной из модификацией известного разведчика конструкции Н. Н. Поликарпова. Самолет Р-5 М-17б (взлетная мощность 680 л. с.,

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Скоростные разведчики-штурмовики. Вторая попытка Параллельно работам по созданию бронированного самолета-штурмовика, в СССР в середине 30-х годов продолжались работы по разработке двухместных легких скоростных самолетов-штурмовиков как специально созданных, так и

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Одноместные истребители-штурмовики В ноябре 1940 г. Н. Н. Поликарпов приступает к проектированию варианта истребителя И-174 - ИТП (истребитель тяжелый пушечный) с АМ-37П или М-105П. При этом он опирается на опыт разработки эскизного проекта самолета И-173 с мотором М-105П.В конце 1940

Из книги Танковые асы Гитлера автора Барятинский Михаил

Асы - «штурмовики» Завершить главу, повествующую о конкретных немецких танкистах - асах, имеет смысл кратким обзором самоходчиков, воевавших на штурмовых орудиях. Как уже упоминалось выше, их, а, кроме того, членов экипажей «ягдпанцеров» с известными оговорками можно

автора Русин

Часть 5 Штурмовики в рясах Возникновение Унии Церковная Уния (от позднелатинского Unio - единство) означает слияние православной и католической церквей, под руководством католической, что выражается в признании главенства Папы римского, при сохранении обрядов и

Из книги Второе нашествие янычар. История создания «национально свидомых» автора Русин

Штурмовики в рясах Начало гонений на православную веру в Галиции и Закарпатье было связано с возрождением русского самосознания галицких и закарпатских русинов, которое вызвал, упоминавшийся уже приход туда русской армии. Русины встречал русских как своих братьев,

Раздел III ШТУРМОВИКИ Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Беда Л. И. Штурмовики в прорыве обороны немцев на СивашеОборона немцев на Сиваше состояла из трех полос с противотанковыми рвами, дотами и дзотами, укрепленными узлами.Кроме того, немцы занимали высоты, с