Андрей Валентинович Стрелков Лекции по истории античности (I. История Древней Греции). Термины по истории древней греции

В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе играли аристократы – потомки басилеев гомеровского периода и члены других знатных родов. Им принадлежали все рычаги власти. Из представителей знати комплектовались органы управления полисом – советы, реально распоряжавшиеся всеми государственными делами. Народные собрания, в которых участвовали рядовые граждане, созывались редко и по большей части лишь утверждали решения, принятые советами, являясь, таким образом, послушным орудием в руках аристократов.

Безусловно, знать занимала ведущие экономические позиции, что было обусловлено находившимися в ее руках крупными земельными владениями, а также попадавшими в ее распоряжение богатствами, добытыми в результате военных походов. Впрочем, затрагивая вопрос об экономическом превосходстве аристократов, проще говоря, о богатстве, выделявшем их из среды сограждан, необходимо иметь в виду одно немаловажное обстоятельство. Архаическая Греция в целом была бедным обществом, и богатство коголибо было весьма относительным. Сказочно богатых магнатов, как на Востоке, в греческом мире никогда не существовало. Даже самые крупные по тем временам состояния, по нашим меркам, были довольно скромными, что, безусловно, соответствовало малым размерам эллинских государств. По своему образу жизни аристократия не сильно отличалась от остальных жителей полиса. В то же время богатство было еще неотъемлемо от знатности.

Кроме экономических, представители знатных родов имели и другие рычаги для осуществления своей власти. Одним из таких рычагов являлся традиционный авторитет аристократа, который у народа, особенно в деревнях, был непререкаемым. Именно аристократы руководили религиозной жизнью полиса, занимая должности жрецов. В условиях отсутствия письменных законов они же были и судьями, толкуя по своему произволу нормы устного права.

Преобладающей была роль аристократии и в войске. Наконец, необязательность для знати повседневного физического труда, а потому наличие свободного времени для получения образования превращали аристократию в интеллектуальную элиту общества.

Положение остальной части населения – демоса (греч. demos – народ) было довольно незавидным. Демос в основном находился в различной степени политической и экономической зависимости от аристократов. В некоторых случаях эта зависимость перерастала в настоящее закабаление. Так, разорившийся крестьянин, оказавшийся в неоплатном долгу у богача-аристократа, вынужден был отдавать ему в заклад свой земельный участок, в закабаление – членов своей семьи, а в конечном счете и сам мог быть обращен вдолговое рабство. Однако даже кабальный должник, фактически утратив (пусть и временно) статус свободного человека, продолжал оставаться гражданином полиса. Такие парадоксальные устои жизни подрывали стабильность в государстве и настоятельно требовали реформ.

Во второй половине архаической эпохи, особенно в \Тв. до н. э., ситуация меняется: аристократы начинают утрачивать свои ведущие позиции. С появлением фаланги падает их

роль в войске: гоплиты, набиравшиеся в основном из зажиточных земледельцев, сделали аристократическую конницу практически ненужной. С развитием ремесел и торговли, появлением денег из среды демоса выделяется торгово-ремесленная верхушка, которая начинает все более успешно конкурировать со знатью (на это возвышение «незнатных богачей» сетуют некоторые греческие авторы того времени, выражающие интересы аристократии, например поэт Феогнид из Мегар).

К концу архаического периода основные массы народа, правда, пока еще робко и нерешительно, начинают поднимать голос за свое равноправие. Борьба рядовых граждан в большинстве развитых полисов была обречена на успех. Этому способствовали два важнейших фактора. Во-первых, численное превосходство демоса над аристократией. Вовторых, отсутствие единства в рядах самих представителей знатных родов. Напротив, между группировками аристократов существовало постоянное соперничество за власть и влияние. Каждый из членов правящей элиты стремился возобладать над остальными, а демос, долгое время остававшийся пассивным свидетелем этой межаристократической вражды, в конечном счете лишь выигрывал от нее.

Борьба за улучшение положения рядовых граждан, за возрастание их политической роли была долгой и нелегкой, к тому же она шла далеко не одинаковыми темпами в разных полисах. На протяжении всей архаической эпохи знать продолжала занимать весьма значимое место в общественной жизни греческого мира. Однако уже в конце VII – начале VI в. до н. э. во многих полисах демосу удалось добиться запрещения обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятие «гражданин» было противопоставлено понятию «раб», что явилось чрезвычайно важным достижением древнегреческой цивилизации.

ЗАКОНОДАТЕЛИ И ТИРАНЫ

Политическая жизнь в греческих полисах архаической эпохи была чрезвычайно интенсивной, с острыми внутренними конфликтами самого различного характера, порой выливавшимися в гражданские войны. Соперничали между собой группировки аристократов. В свою очередь, богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских, вышедшие из простонародья, добивались политического равенства со «старой» знатью. Наконец, все громче начинал звучать и голос рядовых греков – демоса, требовавшего для себя участия в управлении обществом, улучшения своего имущественного положения, отмены долгов и передела земли на началах полного равенства. Все это создавало крайне сложную ситуацию почти постоянной внутриполитической борьбы.

Для прекращения смут многие города были вынуждены выбирать из своей среды или приглашать со стороны посредников. Такие «примирители» на определенный срок облекались чрезвычайными полномочиями и проводили реформы, стремясь привести все слои гражданского населения к относительному согласию, восстановить мир и стабильность внутри полиса.

Важнейшим итогом деятельности «посредников-примирителей» стало появление в ряде полисов первыхсводов письменных законов, заменивших действовавшее до того традиционное устное право, основанное на обычае. О первых греческих законодателях известно мало. Среди них были Залевк (VII в. до н. э.) и Харонд (VI в. до н. э.), действовавшие в полисах Великой Греции, Питтак, получивший в конце VII в. до н. э. верховную власть в Митилене (на острове Лесбос), Драконт, издавший в 621 г. до н. э. первые законы в Афинах, и др. Они ничего не придумывали «от себя», а просто письменно фиксировали уже сложившиеся правовые нормы, порой уходящие своими корнями в обычай чуть ли не первобытной эпохи. Естественно, эти законы были еще очень несовершенными. Так, законы Драконта предписывали судить за убийство не только людей, но и «совершивших» его животных и неодушевленные предметы (например, если на человека упал камень и убил его, камень подвергался суду). Первые законы отличались жестокостью: законодатели еще не научились различать степени тяжести преступлений, и, скажем, могли назначить смертную казнь как за убийство, так и за кражу овощей с огорода.

Тем не менее раннее греческое законодательство сыграло очень большую роль в становлении цивилизации. Только с момента появления письменных законов можно говорить об окончательном складывании государства. Кроме того, теперь родовая аристократия была лишена возможности толковать право по своему произволу, что уменьшало ее значение в жизни полиса и приводило к росту роли демоса. При этом, однако, некорректно было бы рассматривать первых законодателей как выразителей воли «широких масс», а сами законы – как результат борьбы народа за свои права. В то время, когда принимались первые законы, демос еще не играл сколько-нибудь активной роли в политической жизни общества. Кроме того, граждане из низших слоев были в большинстве своем неграмотными, т. е. вряд ли могли получить какую-то непосредственную пользу от письменной фиксации правовых норм. Историческим контекстом появления сводов законов архаической эпохи с большим основанием следует считать стремление установить в борьбе за власть между греческими аристократами определенные «правила игры», чтобы сделать

эту борьбу менее жестокой и бескомпромиссной. Тем не менее нельзя отрицать, что в целом введение письменных законов было полезно для всех групп гражданского коллектива, в том числе и для демоса.

Во многих городах-государствах Эллады даже примирительная деятельность законодателей не смогла прекратить внутренние конфликты. Противоречия были настолько острыми, что гражданские войны продолжались десятилетиями и нередко приводили к установлению режимов личной власти. В ряде наиболее развитых греческих полисов – на Истме, в Ионии, в Великой Греции и др. – устанавливается диктатура «сильных личностей» (почти исключительно аристократического происхождения), которые насильственно захватывают власть и правят, не считаясь с законами и органами управления – народным собранием и советом. Такие правители называлисьтиранами. Слово «тиран», пришедшее в Грецию из Малой Азии, первоначально не носило негативной окраски. Оно противопоставлялось термину «басилей» (т. е. царь) и обозначало любого правителя (и его потомков), захватившего власть, а не получившего ее по наследству.

Тиранические режимы архаической эпохи в науке называют Старшей тиранией. Начиная с VII в. до н. э. тирания стала одним из характернейших явлений эпохи. Самые первые тираны появились на севере Пелопоннеса: в Аргосе, Коринфе, Сикионе, Мег арах. А в следующем столетии почти не было таких греческих областей, которые в той или иной мере не были бы затронуты тиранией.

Придя к власти, тиран чаще всего начинал с расправы с политическими противниками, прежде всего с другими знатными родами. Аристократы были вынуждены целыми семьями бежать на чужбину, иначе их казнили бы без суда и следствия. Такими действиями тирания сильно подрывала значение аристократии в жизни общества, что объективно было в интересах демоса. Однако тираны ни в коей мере не были «борцами за народ». По словам греческого историка Фукидида, они «обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличение своего дома». Как по своему социальному положению, так и по идеологии своей власти тираны оставались аристократами, которым удалось одержать верх над всеми конкурентами. В сущности, любой влиятельный аристократ видел себя в роли тирана.

Правда, первоначально демос нередко оказывал тиранам поддержку в момент захвата власти, ожидая от них улучшения своего положения. Но, став во главе государства, новый властитель обычно отдалялся от своего прежнего союзника и, поселившись в цитадели акрополя, жил в вечном страхе мятежей и заговоров, надеясь лишь на наемных телохранителей. Страх этот не был напрасным: тираны, потерявшие поддержку населения, как правило, свергались народом и в лучшем случае изгонялись из городов, а то и гибли в ходе переворотов. Редко какому тирану удавалось передать власть наследнику и основать династию; еще реже такая династия насчитывала более двух поколений.

В ликвидации тиранических режимов определенную роль сыграл и внешний фактор: в VI в. до н. э. Спарта провела ряд экспедиций против полисов, в которых правили тираны (Сикион, Наксос, Афины), и во многих случаях добилась свержения правителей. К началу классической эпохи почти нигде в греческом мире, кроме некоторых периферийных областей (Великая Греция, Иония), тиранов уже не осталось.

Однако не следует оценивать деятельность представителей Старшей тирании всецело отрицательно. Тираны оставили весьма заметный след в истории Греции. Многие полисы при их власти разбогатели, стали процветающими городами. Например, тиран Поликрат,

правивший на острове С амос в 538-523/522 гг. до н. э., славился могуществом и богатством. Он подчинил своему владычеству многие острова Эгейского моря, построил мощный флот, успешно боролся с пиратством в Эгеиде, поддерживал активные политические связи с Египтом и Персией, построил в своем полисе водопровод (для этого в горе пришлось пробить километровый тоннель), фундаментальные портовые сооружения, один из крупнейших в греческом мире храм (посвященный богине Гере – покровительнице острова). Тираны из сиракузской династии Дейноменидов (Гелон и Гиерон І, правившие в 485-467 гг. до н. э.) считались едва ли не самыми могущественными из греческих правителей того времени. Стремясь придать больше блеска своему правлению и увековечить собственное имя, многие тираны приглашали в свои государства выдающихся музыкантов, поэтов, художников, что оказывало благоприятное влияние на развитие культуры.

В целом тирания архаической эпохи была, безусловно, закономерным этапом в формировании греческого полиса. Но в той же мере закономерным был и переход к более демократичным формам государственного устройства. Из-под власти тирана полис, как правило, выходил более стабильным в политическом отношении, чем он был до установления тирании.

Источники В высшей степени ценным источником по истории архаической Греции является

лирическая поэзия, возникшая в VII в. до н. э. В Элладе появилась целая плеяда выдающихся лириков, творчество которых было весьма разнообразно по тематике. Поэтому из их стихов мы узнаем практически обо всех аспектах жизни греческого мира. Так, Архилох (VII в. до н. э.) ярко и образно рассказывает в своих элегиях о полной приключений и авантюр жизни воина-наемника, о колонизационных экспедициях. В его стихах запечатлен духовный мир человека той эпохи, который живет в условиях постоянной нужды, трудностей, неуверенности в завтрашнем дне, а потому вырабатывает в себе спокойное, мужественное отношение ко всем перипетиям бытия:

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

(Пер. В. Вересаева)

Важным историческим источником являются произведения поэтов с острова Лесбос. Аристократ Алкей (конец VII в. до н. э.) был активным участником гражданских войн в родном полисе. В его стихах отражена борьба аристократических группировок (один из его стихотворных сборников назывался «Песни гражданской смуты»). Поэт гневно и порой несправедливо бичует своих противников:

Стал тираном Питтак, Города враг, Родины выродок.

(Пер. Вяч. Иванова)

Из произведений поэтессы Сапфо (VII в. до н. э.) историки черпают материал о жизни греческих женщин, известной нам довольно плохо. Многие стихи Сапфо посвящены

женским религиозным союзам, которые одновременно были своего рода воспитательными заведениями для девушек из знатных семей.

Расцвет творчества Пиндара (ок. 518-442/438 до н. э.) приходится на эпоху классики, но в своих произведениях фиванский поэт отразил традиционную, аристократическую систему ценностей, характерную для уже ушедшей эпохи. Пиндар развил жанр оды – торжественного песнопения, исполнявшегося хором. В одах поэт прославлял доблесть и благородное происхождение победителей на общегреческих спортивных играх (разумеется, в большинстве случаев это были представители аристократических родов). Пиндар одним из первых подробно сообщает о различных аспектах аристократического образа жизни, в частности о греческой атлетике.

Итак, очень многим из того, что мы знаем об архаической Элладе, мы обязаны именно поэтам-лирикам. Не случайно некоторые ученые называют архаическую эпоху «лирическим веком Греции». Однако следует отметить ограниченность лирики как исторического источника. Суждения и оценки, данные в художественных произведениях, исключительно субъективны, тенденциозны, и потому к греческой лирике следует подходить критически, отделяя описание объективных фактов от выражения страстей и эмоций автора.

Историография Проблемам Великой греческой колонизации в мировом антиковедении посвящено много

исследований [Т. Данбэбин (T. Dunbabin), Дж. Бордман (J. Boardman), В. В.Лапин, Ю. Г. Виноградов и др.].

В науке идут споры о том, что играло главную роль в греческой колонизации – «земельный голод», развитие торговли, стремление получить доступ к источникам сырья или что-либо иное.

Архаическая эпоха греческой истории достаточно подробно, во многих аспектах, отражена уже в историографии античности. Возникло немало и различных оценок характера этого исторического периода и процессов, происходивших в Греции на протяжении VIII-VI вв. до н. э.

В течение долгого времени была влиятельной (а в отечественной литературе и по сей день сохраняет весомые позиции) сформировавшаяся еще в XIX в. точка зрения, согласно которой характерной чертой архаической эпохи была борьба демоса с аристократией за равноправие и участие в управлении полисом. Причем особо подчеркивалась роль торговоремесленной части демоса, богачей незнатного происхождения, которых считали своеобразным прототипом буржуазии Нового времени, сломившей власть аристократических кругов.

Историографический метод, некритически проводящий параллели между античными феноменами и внешне схожими явлениями буржуазного общества, в науке называют модернизацией. Такой подход сыграл свою роль в изучении античности, но к настоящему времени его можно считать исчерпанным. Еще в антиковедении рубежа XIX-XX вв. многие известные ученые [Эд. Мейер (Ed. Meyer), Р. Пёльман и др.] говорили об «античной буржуазии», «античном пролетариате» и борьбе между группировками демократов и олигархов, о социалистических учениях в Древней Греции. В ХХ в. подобные формулировки были скорректированы, тем не менее многие антиковеды [В. Эренберг (V. Ehrenberg), Г.

Мичелл (H. Michell), Дж. де Сент-Круа (G. de Ste Croix), Э. Френч (A. French), Э. Вудхауз (W. Woodhouse) и др.] в той или иной степени, с оговорками, но продолжали разделять традиционные взгляды. В российской науке с ними солидарен Э. Д. Фролов. Хотя его

работы характеризуются взвешенным подходом и стремлением избежать крайностей модернизации, все же в них акцентируется внимание на социальной борьбе в архаических полисах. Большой заслугой этого исследователя является подчеркивание революционного характера перемен, происходивших в архаической Греции.

Во второй половине XX в. в науке наметился и иной подход к древнегреческой истории. Англо-американский историк М. Финли (M. Finley) говорит об ошибочности применения социально-экономических категорий современного общества к описанию процессов, происходивших в античную эпоху. Он считает, что некорректно говорить о «буржуазии» и «пролетариате» применительно к Древней Греции, экономика которой в этот период еще не стала базисом всего общественного развития, да и в целом еще не отделилась от остальных сфер жизни. Она была частью социокультурного единства, включавшего в себя и политические институты, и религиозные культы, и ментальные представления.

В работах многих историков [Ч. Старр (Ch. Starr), Э. Снодграс (A. Snodgrass), У. Форрест (W. Forrest), В. П. Яйленко], развивавших идеи Финли, воссоздана отличная от традиционной картина архаической эпохи. Ранняя Греция, по их мнению, была еще обществом без глубокого социального расслоения и резко выраженного неравенства, а соответственно – без острой борьбы между различными слоями. Развитие такого общества носило в основном мирный, эволюционный характер; «революционные» вспышки были скорее исключением, чем правилом.

Данный подход к античной истории отнюдь не чужд существенных недостатков. Неприятие вызывает выборочный подход последователей теории Финли к источникам и их скептическое отношение к тем данным античной традиции, которые не укладываются в рамки их построений. Весьма спорной является и реконструкция истории архаической Греции как безмятежной идиллии. Источники показывают, что эта эпоха была периодом острой политической борьбы, смут, смены тиранических режимов, что мало соответствует тезису об «эволюционном» развитии греческого общества.

В последнее время возникло еще одно направление историографии, в рамках которого осуществляется синтез положительных сторон «революционной» и «эволюционной» точек зрения. Оно уделяет особенное внимание роли личности (преимущественно из аристократов) в архаической истории греческого мира, взаимодействию и соотношению личностного начала с формирующимися полисными структурами, роли борьбы между аристократическими группировками в общественной жизни ранних городов-государств Эллады. Первым выразил эту точку зрения еще в первой половине ХХ в. крупный немецкий антиковед Г. Берве (H. Berve), и впоследствии сходные позиции в науке заняли очень многие ученые [Г. Бенгтсон (H. Bengtson), Р. Сили (R. Sealey), Дж. Дейвис (J. Davies), О. Меррей (O. Murray), М. Шталь (M. Stahl), К. К. Зельин].

Аристократ - это кто такой? Как правило, это понятие связывают с человеком из знатной и богатой семьи. И такое понимание является верным, однако лишь отчасти, так как значение слова «аристократ» гораздо шире и связано оно не только с семьей, но и с особенностями характера человека, с его воспитанием, а также с отношением к власти. Более подробно о том, кто это - аристократ, будет рассказано в статье.

Что сказано в словаре?

Узнать о том, что означает слово «аристократ», поможет толковый словарь. Там указывается на два варианта толкования.

Первый повествует о том, что это лицо, являющее представителем аристократии; человек, который принадлежит к наивысшему слою общества, состоящему из родовой знати. Пример: «В период революционных событий в Европе в середине 19-го века настоящие аристократы были вынуждены принять неприязненный вид, направленный против притязаний, выдвинутых низшими классами: им было необходимо своей надменностью осадить самонадеянность людей со средним состоянием».

Во втором значении аристократ - это такой человек, который отличается от других своим аристократизмом. Пример: «У Ф. М. Достоевского в романе «Идиот» о «товарище» Ипполита Терентьева по школе сказано, что Бахмутова считали аристократом, так как он приезжал на собственных лошадях, прекрасно одевался, постоянно был весел, остер, хотя при этом ума был недалекого».

Пониманию изучаемого объекта поможет рассмотрение близких по значению слов.

1-й вид синонимов

Как видно из сказанного, два указанных толкования значительно отличаются друг от друга. Первое из них говорит о принадлежности человека к конкретному социальному слою, который в определенные эпохи находился на первых позициях в общественной жизни, тогда как второе характеризует отдельного человека. Исходя из этого и синонимы к слову «аристократ» делятся на два вида.

К первому значению относятся такие, как:

  • знатный;
  • высокородный;
  • джентльмен;
  • титулованный;
  • великосветский;
  • родовитый;
  • влиятельный;
  • вельможа;
  • дворянин;
  • благородный;
  • нобиль;
  • гранд;
  • патриций;
  • сановный;
  • барин;
  • господин;
  • именитый;
  • боярин;
  • важный;
  • элита;
  • герцог;
  • граф;
  • барон;
  • шишка;
  • голубая кровь;
  • оптимат;
  • белая кость;
  • эвпатрид.

Как видно, количество их довольно велико, но при желании можно подобрать и некоторые другие.

Синонимы, часть 2

Ко второму значению существуют, например, следующие близкие по смыслу слова:

  • изящный;
  • тонкий;
  • утонченный;
  • воспитанный;
  • изощренный;
  • рафинированный;
  • вальяжный;
  • изысканный;
  • элегантный;
  • возвышенный;
  • достойный;
  • галантный;
  • эстет;
  • сноб.

Происхождение

Как считают ученые-этимологи, изучаемое слово происходит от греческого существительного ἀριστοκρατία, которое означает «господство знати». Оно образовано от двух других греческих слов - прилагательного ά̓ριστος (лучший) и существительного κράτος (сила, могущество, власть).

Существуют два мнения о том, каким образом слово попало в русский язык. Согласно первому из них, оно пришло к нам из французского, образовавшись от aristocrate. Второе мнение говорит о том, что оно заимствовано из немецкого языка, где есть слово Aristokrat.

Аристократы духа

Ознакомившись с происхождением слова, можно заметить, что его дословный перевод «власть лучших» больше соответствует первому значению, указанному выше. Тогда как второе значение включает в себя только первую часть перевода - «лучший». И касается оно, скорее всего, так называемых аристократов духа. Каков смысл этого довольно часто употребляющегося выражения?

Его автором является Генрих Стеффенс, немецкий писатель и философ, живший в 18-19-м веках. Теодор Мундт, другой немецкий литератор, писал о Стеффенсе, что он является главой аристократии духа, название которой однажды сам и дал столь метко.

Аристократами духа Г. Стеффенс называл соратников и единомышленников Августа Вильгельма Шлегеля, который был одним из основоположников немецкого романтизма. Последний представляет собой основное движение в культуре, искусстве и философии, существовавшее в конце 18-го - первой половине 19-го века.

Немецкие романтики стремились к созданию новых типов искусства, философии, науки путем обращения к Средневековью. Развиваясь таким образом, романтизм достиг позднего периода, который, по словам Генриха Гейне, отличался своей значимостью, напряженностью и более сложным формированием творческого гения.

Популярности выражения способствовало издание в 1819 году С. Ашером памфлета «О немецкой аристократии духа». Под этим фразеологизмом подразумеваются люди, которые объективно принадлежат к элите общества, что обусловлено их высокими интеллектуальными и моральными достоинствами.

Древнегреческая трактовка

В заключение рассмотрения вопроса о том, как понять слово «аристократ», стоит обратиться к пониманию его философами древности. Изначально тема аристократии была рассмотрена Платоном и Аристотелем. По их мнению, аристократ - это человек грамотный, одаренный, который способен нести ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей. Философы считали, что именно такие люди должны править государством.

С течением времени данная трактовка подверглась изменениям, и определяющим фактором стали не личные достоинства, а происхождение. Истинный аристократ обязательно должен быть выходцем из знаменитой, богатой и успешной семьи. Таким образом, сущность аристократического принципа сводилась к тому, что господствующее положение в обществе должны занимать «лучшие люди по наследству». Из данного принципа вытекают три вывода:

  1. Аристократические элементы всегда участвуют в обладании верховной властью, например в виде членов парламента в верхних палатах.
  2. Даже демократия терпит внутри себя аристократические элементы.
  3. Аристократический принцип присутствует во всех видах общественных союзов - в социальных, политических, церковных, международных.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Рубрика (тематическая категория) История

АВТАРКИЯ - (греч. аutarkeia - самостоятельный) - экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР - (греч. auto - само, kratos - властный) - звание единоличного предводителя, какого - либо греческого союза. К примеру, стратегами - автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.

АВТОХТОНЫ- (греч. autos - сам, chthon - земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА - (греч а - стадо) - воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН - (греч. аgon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий всœе виды человеческой деятельности, начиная от спорта͵ заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ - (греч. akademia) - роща, посвященная мифическому герою Академу на окраинœе Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ - (греч. akros - верхний, polis - город) - укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ - (греч. amphiktionos - сосœеди) - религиозно - политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на базе какого - либо уважаемого храма. К примеру, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА - (греч. apella - народное собрание) - собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ - (греч. Areos - Арей, pagos - холм) - первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ - (греч. aristoi - лучший) - представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ - (греч. aristois - лучшие, kratos - власть) - система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителœей родовой знати. Наиболее яркий пример - Спарта.

АРХОНТ - (греч. arhontos - правитель, начальствующий) - член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ - (греч. arche - господство, власть) - Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединœение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гᴦ. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ - (греч. basileos - вождь) - в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всœеми видами власти. В Спарте - титул царя.

БУЛЕ - (греч. bule - совет) - По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР - (греч. barbaros - чужеземец) - презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ - (греч.hippeus - класс всадников) - особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона - люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всœей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА - (греч. 1iе1а - сто быков) - крупное торжественное жертвоприношение от лица всœей общины, посвященное какому - либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ - (греч. heliaia - суд) - общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всœех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ - (греч. geomoroi - земледельцы) - в период архаики сельскохозяйственное населœение Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ - (греч. gerusia - собрание стариков) - Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА - (греч. hetaira - подруга) - образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ - (греч. hetairia - союз друзей) - первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА - (греч. gliphio - вырезаю) - искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ - (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ - (греч. hoplon - оружие) - тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ - (греч. Dem – округ) - одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ - (греч. demegorio - говорящий перед народом) - в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог - ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ - (греч. demiurgos - ремесленник) - в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова - творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. demos - народ, kratos - власть) - система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС - (греч. demos - народ) - свободное полноправное населœение полисов, обладающее всœей полнотой прав.

ДИАКРИИ - (греч. Deakria - горная часть Аттики) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ - (греч. dialogos - разговор двоих) - излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ - (греч. docimasia - испытание) - проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ - (греч. zevgites - упряжка быков) - граждане - середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ - (греч. hilot - изгнанные) - покоренное спартанцами населœение Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР - (греч. kler - надел, жребий) - земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ - (греч. kleruchia - надел) - военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ - (греч. komos - веселое шествие, ode - песня) - первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Далее театральный жанр.
Размещено на реф.рф
Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ - (греч. kriptos - скрытый, тайный) - особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

КСЕН - (греч. ksenos - гость, чужой). - гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины.

ЛИТУРГИЯ - (греч. leiturgia - общественная служба) - специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ - (греч. logos- слово, graphe - описание) - название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК - (греч. metek - чужак) - переселœенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ - (греч. meter - мать, polis- город) - материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ - (греч. mysterion - тайна) - тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН - (греч. Mythoi - Музы) - храм, посвященный Музам, богиням - покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ - (греч. neodamodes - новый гражданин) - новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ - (греч. nomotetes - законодатель) - законодатель в полисах.

ОБЫ - (греч. оbе - часть народа) посœелœения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС - (греч. oikos - дом, жилище) - хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ - (греч. oikistes - основатель колонии) - глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА - (греч. oikumena - обитаемая земля) - заселœенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos- немногий, archer - власть) - система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ - (греч. oracl - предсказание) - предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому - либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА - (греч. orchestra - площадка) - место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ - (греч. ostrakon - глиняный черепок) - изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть) - система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ - (греч. Panaphenaina) - ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ - (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населœения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ - (греч. pedias - равнина) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов - землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликурᴦ.

ПЕЛЬТАСТ - (греч. pelte - щит) - тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - (греч. Pentacos - пятьсот, medimnos - мера зерна) - высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС - (греч. peplos - покрывало) - женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ - (греч. peri - вокруг, oikos - живущий) - не полноправная часть населœения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ - (Греч. paideutes - воспитатель) -учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ - (греч. pyphia - предсказательница) - жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС - (греч. polis - город, государство, община) - гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ - (греч. pritaneia - председательство) - группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ - (греч. prostates - защитник, покровитель) - политик - за щитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА - (греч. rhetor - оратор) - наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ - (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) - мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всœех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ - (греч. syn - вместе, machomai - сражаюсь) - военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ - Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ - (греч. syssytos - сотрапезник) - обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, ʼʼсоюзом палаткиʼʼ, в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ - (греч. sophistes - мудрец) - профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 - 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ - (греч. strategos - ведущий войска) - член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всœей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова - командующий армией.

ТЕАТР - (греч. teates - зритель) - место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в серединœе б века до н.э.

ТИРАН - (греч. tyrannos - властитель) - не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ - (греч. tyrannis - неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ - (греч. tragos - козел, ode- песнь) - изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Далее после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ - (греч. trapedza - стол менялы) - менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА - (греч. trieres - три ряда гребцов) - основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ - (греч. trierarchia - командование кораблем) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ - (греч. trittys - треть) - третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА - (греч. phalanx- ствол) - боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 - 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ - (греч. pheticos - поденщики) - название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА - (греч. phyle - племя) - родоплеменное объединœение в Элладе на первых этапах греческой истории. К примеру, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС - (греч. phoros - сбор) - специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии - афинской Архэ.

ФРАТРИЯ - (греч. phratria - братство) - в раннее время объединœение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединœение.

ХОРА - (греч. chora - район) - сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ - (греч. сhоrе - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку какой-либо драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ - (греч. еuраtridеs - родовитый) - афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ - (греч. ессlеsia - сходка) - народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всœей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН - (греч.) - самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ - (греч. ерigones - родившиеся после) - дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ - (греч. ерistasia - глава) - глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ - (греч. ерiоnоmа - дающий имя) - тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС - (греч. ероs - слово, рассказ) - литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ - (греч. аisymnetes - судья) - общественный посредник, при миритель враждующих групп населœения в период реформ. К примеру, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ - (греч. ерfiеbо - юноша) - государственное воспитательное объединœение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР - (греч. ерhoros - наблюдатели) - члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ - (греч. еphoros - наблюдатели) - коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" 2017, 2018.

Аристократия

АРИСТОКРАТИЯ

(aristocracy) Правление лучших. Критерии, по которым выявляются или избираются лучшие, могут быть самыми разными. Например, способность к управлению можно определить либо по техническим или оценочным показателям, либо по историческим или династическим признакам. Поскольку, по определению, лучшие – это те, кто избран, различие между аристократией и олигархией (oligarchy) со временем стирается, и олигархию часто представляют как извращенную форму аристократии.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Аристократия

(от греч. aristos – лучший и kratos -власть) – форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей).В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов – верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Аристократия

(от греч. aristos лучший)

форма государственного правления, основанная на власти знатного привилегированного меньшинства, избранных (лучших), а также сам социальный слой, состоящий, как правило, из крупных землевладельцев (в феодальной России и в других странах эпохи средневековья и Нового времени).


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аристократия" в других словарях:

    - (греч. aristokratia, от aristos благородный, лучший, и kratos сила). 1) высшее сословие в государстве. 2) правление, в котором вся верховная власть находится в руках высшего сословия. 3) совокупность лиц, приобретших в известной профессии важное… … Словарь иностранных слов русского языка

    аристократия - и, ж. aristocratie f. <, лат. aristocratia <гр. 1. Аристократическая форма правления. Сл. 18. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. Аристократия или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Знать, высшее общество, свет (большой), бомонд (beau monde), high life (чит. : хайлайф). Родовая аристократия, денежная аристократия; аристократия ума, таланта. . Прот. знать. См. знать денежная аристократия... Словарь русских синонимов и сходных … Словарь синонимов

    - (аристократия устар.), аристократии, мн. нет, жен. (греч. aristokratia господство лучших). 1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (ист. полит.). 2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать. ||… … Толковый словарь Ушакова

    Аристократия - (гр. aristokratia: aristos – жақсы, kratos – билік) – құлдық және феодалдық қоғамдағы ең дәрежелі сословие (жік, топ) немесе ең жоғарғы рулық ақсүйектер, сол сияқты елде барлық билік аристократияға жататын мемлекеттік басқару формасы (түрі).… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (греч.) такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или одни, или присодействии представителей остальных классов. Ей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греческого aristos лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В докапиталистическом обществе наследственная знать, обладающая властью и привилегиями; в ряде стран… … Современная энциклопедия

    Жен., греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; | само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать; | дворянство… … Толковый словарь Даля

    - (от греч. , букв. власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия как власть одного,… … Философская энциклопедия

    аристократия - и устарелое аристократия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Аристократия Берои в эпоху эллинизма , Ю. Н. Кузьмин. Монография посвящена изучению родственных связей между рядом жителей македонского города Бероя эпохи эллинизма, которые рассматриваются главным образом на примерах знатных семей…