А что такое триз

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. Г.С.Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Как вы думаете, почему подброшенная палка обязательно падает на землю? А почему в коктейле пузыри? Если вы собираетесь бодро отрапортовать о школьных тяготении и поверхностном натяжении - остановитесь. Откуда, собственно говоря, у вас уверенность в том, что это правильно? Учили в школе - не аргумент. Положа руку на сердце - откуда? Чуть-чуть истории. Чем определяется, правильно ли то или иное утверждение, гипотеза, теория? Как ни странно, прежде всего - удобством. Правильно то, чем удобнее пользоваться. Возьмем представление об устройстве Вселенной. Земля в центре, Солнце и прочие планеты вращаются вокруг нее (система Птолемея). Много веков этой системой было удобно пользоваться для расчета времени. Значит, она и была правильной. Проходили века. И вот некоторые наблюдения стали показывать, что планеты слегка отклоняются от предписанной теории орбит. Пришлось вводить в систему Птолемея поправки. Опять стало удобно. Но отклонения стали расти. Понадобились поправки к поправкам. Система Птолемея усложнилась на столько, что ею стало НЕУДОБНО пользоваться. Возникшее противоречие было устранено переходом к системе Коперника. Теперь Солнце оказалось в центре, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Возникает вопрос: а что, нельзя было сразу предложить систему с Солнцем в центре? Нельзя было! Не забывайте, что настоящие работоспособные гипотезы не высосаны из пальца. Они выводятся из фактов, наблюдений. А наблюдения у древних греков были такими же, как у нас с вами: каждый день мы видим, как Солнце начинает свое вращение вокруг Земли. Вот почему жизнеспособной в те времена могла стать лишь система Птолемея. Предположения отдельных философов, совпадающие с теорией Коперника, в античные времена так и не прижились. Но теперь-то мы знаем, скажете вы, что система Коперника правильная! Наблюдения астронавтов, космонавтов... Осторожнее! На самом деле нет наблюдений, которые бы однозначно доказывали, что все вращается вокруг Солнца. Если исходить из Ньютоновской механики, то планеты вращаются не вокруг Солнца, а вместе с Солнцем вокруг общего центра масс, который с Солнцем вовсе не совпадает. К тому же принцип относительности движения, предложенный еще Галилеем, говорит, что вообще безразлично, что вокруг чего вращается. Можем взять за центр Вселенной собственный указательный палец. Будет тоже самое, только считать станет НЕУДОБНО.

Так вот, давайте - хотя бы для удобства - в качестве рабочей гипотезы примем тезис: ИСТИНЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть только суждения, модель, теория, которые удобны в данный момент, в данном месте, для данной группы людей. (Например, для поэтов система Птолемея и посей день удобна. "Солнце теплое ходит высоко..." - писал, например, Афанасий Фет.) И эти теории постоянно сменяют друг друга. Но не боги горшки обжигают. И теории создают не боги. Обыкновенные люди. Вчерашние теории создавали вчерашние люди, завтрашние теории будут создавать завтрашние люди. Кто же они, эти будущие теоретики? Да ведь это наши с вами дети! Давайте же, пока не поздно, научим их как создавать гипотезы. Правильные гипотезы надо строить каждый день. Если вам в автобусе наступили на ногу, вы тут же формулируете целый спектр гипотез: что наступивший - законченный негодяй, что вся нынешняя молодежь..., что в стране никакого порядка..., что у них там за это... Которая из этих теорий ближе к истине? Для занятий с детьми не нужны ни специальные уроки, ни труднодоступное оборудование, ни степень доктора наук. Нам понадобятся два понятия из ТРИЗа - противоречия и ресурсы. Возраст детей тоже решающего значения не имеет. От него зависят скорость и продолжительность работ, характер задач, но никак не ход наших действий.

О "собственных Невтонах". Вот проблема, известная каждому с пеленок. Бросишь палку - она падает на землю. Почему? Спровоцируйте ребенка задать этот вопрос. И пусть попробует ответить на него сам. Только не забудьте - никаких "тяготений" и, гравитаций и т.п. Это ведь не истина, а только очередные модели. Ответы могут быть разные. Но запомните: все они будут правильными! Мы, например, однажды получили ответ: "Потому что палка тяжелая". А разве не так? Палка действительно была тяжелой, экспериментов с другими телами мы не проделывали. Как говорят ученые, "модель адекватно описывает все данные опыта". И не пытайтесь выкрутиться вопросом: "А почему тяжелая?" А то и мы вам зададим вопрос, с которым пока физика не справилась: " А почему притягивает?" ответ "тяжелая" для данного типа удобен, а значит, правилен. Хотите убедиться? Тогда попробуйте вместе с ребенком еще несколько тяжелых предметов. И вы увидите, что первая гипотеза вашего ребенка подтвердилась. Это ведь такая радость - получить подтверждение. Не лишайте ребенка этой радости. Да и вам совсем не вредно забыть слово " неправильно". Но через некоторое время в ряд положительных результатов начинают постепенно (не без вашей помощи) вкрадываться результаты противоположные. Случайно попавший под руку камешек, скомканный клочок бумаги, тоненькая веточка и т.п. тоже падают, хотя никак нельзя назвать тяжелыми. Вот только теперь первая гипотеза становиться неудобной, неправильной. Еще один важный момент. Иногда дети излишне цепляются за свою старую гипотезу, иногда мгновенно отказываются от нее. Оба варианта плохи. Нужно спокойно учить ребенка не метаться, а планомерно преобразовывать исходную идею. Собственно, ничего страшного пока не произошло. Обыкновенное противоречие. Падают и тяжелые предметы (согласно гипотезе), и легкие (вопреки ей). Один из способов перехода к следующей гипотезе - объединение. Пусть падают тяжелые и легкие. Но почему? Опять может быть спектр ответов. В нашем случае был такой: всем предметам хочется полежать на земле. Прекрасный ответ! Если он кажется вам не научным, то вспомните, что теория Аристотеля была такой же. В центре Земли (по Аристотелю) у всех предметов есть "естественное место", куда они и стремятся. А ведь обвинить Аристотеля в ненаучности трудно. Новая серия экспериментов должна подтвердить гипотезу вашего ребенка (не забывайте, что поначалу эксперименты для детей куда интереснее теоризирования). Любую гипотезу необходимо развивать, снабжать образами, предлагать сферы применения. Это то, что в науке называется "физический смысл". Вот тяжелый утюг, ему трудно висеть вверху, он так хочет полежать на диване (бросили - упал!). А вот маленький резиновый гномик, ему, конечно, легче, он меньше стремиться к дивану, но все-таки полежать хочется (бросили - упал!). Тяжелому больше хочется на землю, легкому - меньше. Наверное, и падать они будут с разной скоростью?

А проверим! Как узнать, кто быстрее упадет? Еще одна особенность: идею эксперимента должны придумать сами дети. Самое большое, что могут позволить себе взрослые, - это использовать аналогию. Есть два шарика (например, пластилиновые) - большой и маленький. Как узнать, какой быстрее упадет? Есть два мальчика. Как узнать, кто быстрее вон до того дома? Ну, конечно, пусть одновременно побегут, а там посмотрим. И шарики выпустим одновременно и посмотрим, который быстрее упадет. Полчаса восторженного экспериментирования вам обеспечены. Хрупкие предметы уберите заранее. И не подгоняйте, пусть набросаются вволю. Если дети знакомы с отсчетом времени, можно воспользоваться секундомером. Если нет - перед вами удобный повод познакомить их. Вообще, используйте эти занятия для сообщения массы дополнительных сведений. Падение предметов, к примеру, прекрасная возможность говорить о прочности, упругости. Только не в виде окончательной истины.

Итак, новое противоречие: вес предметов (например, все тех же пластилиновых шариков) разный, а падают они с одинаковой скоростью. Почему? Явное не совпадение с предыдущей гипотезой! И снова нужно делать предложения. Если ответы начнут уходить от темы - не волнуйтесь, это обычное явление на первых порах. Держать мысль - большое искусство. Попробуйте сами пару минут думать только об одном предмете... Если дети соскакивают с мысли - используйте аналогию, подтолкните. Например: когда детей зовут убирать игрушки - они еле плетутся, а если смотреть мультик по телевизору - бегут быстро. Но к игрушкам все идут по разному, а к мультику - бегут одинаково. Мультик сильнее притягивает детей. Может, и падающие предметы кто-то тянет? Кто? Придется поискать ресурсы притяжения. Диван? Прекрасно! Побросаем предметы на диван - совпадает. А теперь на пол. Странно, тоже падают... Может, пол? Эта гипотеза еще удобнее, она описывает обе серии опытов - и с диваном, и с полом. Выйдем во двор. Дивана нет, пола тоже. Но - падают. Что же есть во всех случаях? Воздух? Но воздух должен притягивать во все стороны - он же есть со всех сторон. А падает только вниз. Земля? Неплохо, это объясняет все эксперименты. Итак, следующая гипотеза сформулирована. Земля все притягивает так сильно, что скорость одинакова. Но почему так сильно? Так она же во-о-он какая большая! Когда и эта гипотеза уляжется в голове, можно провести еще одну серию экспериментов. Но на этот раз, кроме уже применявшихся предметов, совершенно случайно под рукой окажется лист бумаги, перышко. Семена клена... И - новое противоречие! Все падают одинаково, а эти не хотят, падают медленно, крутятся, качаются. Почему? Может быть, им кто-то мешает? Кто? Опять ищем ресурсы. "Виновник" обычно находится быстро - воздух. Противоречие решено и на этот раз. Остановимся. Иначе нам не хватит и десяти толстых томов. Ведь можно исследовать, например, как воздух мешает падать, перейти к аэродинамике, механике, сопромату. Можно, используя аналогию с магнитами, показать, что не Земля притягивает предмет, а Земля и предмет притягивают друг друга. И даже вывести формулу Ньютона - можно-можно, мы пробовали! Возникает двойной эффект: дети познают окружающее и приобретают практический навык построения гипотез. Плюс, может быть, самое важное в нашем изменчивом мире - привыкают к временности любых наших знаний.

Несколько "мудрых советов". Пока нет надежной технологии построения гипотез, нет методик обучения этому. Но несколько эмпирических советов а основе нашего личного опыта можем предложить.

  • НИКАКИХ ЛЕКЦИЙ! Поставили первую ситуацию - и ждете. Будет первая гипотеза - прекрасно, не будет - вернитесь к теме через недельку-другую или подумайте, актуален ли ваш вопрос для ребенка. Переформулируйте в более доступной форме.
  • ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТВЕТИТ "НЕ ЗНАЮ" _ СОВЕТУЕМ ЗАДУМАТЬСЯ. Это значит, что ваши отношения с ребенком односторонни, вы приучили его к готовым знаниям, выдаваемым с суперавторитетным видом. Придется подумать вместе с ребенком, на своем примере показать ему, как строить гипотезы, дать ему понять, что ошибок не стоит избегать. В этом случае особенно бойтесь слов "неправильно", "нет", "думай сам". Не забудьте, что думать тоже надо учить.
  • МАКСИМУМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. Нужно осторожно учить не только романтике теоризирования, но и рутине экспериментирования. Понадобятся самые бытовые предметы. Но затем стоит обратиться к различным "Конструкторам", к наборам типа "Юный химик", "Юный электрик" и т.п. пусть вас не пугают грозные надписи "для детей старшего школьного возраста". Четырехлетние исследователи вполне справятся с этим.
  • ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ. Помните: она все равно правильна - пока новые эксперименты ее не опровергнут. Слова родителей просто не должны участвовать в этом процессе, они не аргумент; только практический, сделанный своими руками, наблюдаемый опыт! При помощи "Юного химика", например, мы в прозрачном растворе выращивали красивые коричневые кристаллы. Мешочек с нужным веществом подвешивался в растворе на ниточке, привязанной к карандашу. Пятилетний теоретик высказал мысль о том, что кристаллы получились коричневыми, потому что коричневым был карандаш. Блестящее наблюдение! Можно опровергнуть это. Но... Была проделана серия экспериментов с другими карандашами. Гипотеза не подтвердилась...
  • ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫ ДАННЫХ старайтесь формулировать противоречие. Это не позволит впадать в отчаяние, примиряет новые факты с любой гипотезой, подталкивает к решению, а не к "защите мундира".
  • НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ: "НЕТ, ЭТО НЕПРАВИЛЬНО". Скажите: "Отлично! Молодец! а теперь проверим еще и вот с этим предметом... в таких условиях..."
  • СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТРАИВАТЬ ЦЕПИ ГИПОТЕЗ (как в нашем примере с притяжением). Обрывать цепь нужно в том случае, если дальнейшее экспериментирование недоступно в бытовых условиях. Так, в случае с коричневыми кристаллами выйти на уровень молекул и кристаллографии дома не удалось. Но цепь не должна укладываться в один день. Не торопитесь. Не бойтесь растянуть даже на пару лет. Старайтесь не делать без необходимости больше одного хода за один раз.
  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ ЗНАНИЯМИ, ОБРАЗАМИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ У РЕБЕНКА. Если ребенок чего-то не понял, значит, вы объяснили ему незнакомыми терминами, понятиями. Подумайте. Расспросите - часто оказывается, что он просто неправильно понимает какое-то слово, термин.
  • ЛИНИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПРИВЕЛИ В ПРИМЕР (с притяжением) ПОЛУЧИЛАСЬ У НАС. У вас, скорее всего, на туже тему получится другая. Будут другие гипотезы, другие ассоциации. Придется реагировать на ходу. Остановитесь (это в любом случае полезно), подумайте денек-другой. Только не тянитесь к нашему варианту! Ничего хорошего не выйдет. Создайте свой.
  • ЧТОБЫ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, НУЖНО ЗНАТЬ САМОМУ. И не просто знать, а хорошо разбираться. Трудно? Ну, тут уж извините! Кажется, еще Ломоносов выдвинул гипотезу о том, что "из ничего ничего и не возникнет". А если уж вы чего-то не знаете - не пытайтесь выкрутиться, только испортите все дело. Скажите честно - не знаю. И вместе с ребенком поройтесь в книгах, учебниках, справочниках. Это, кстати, дает больший эффект, чем заявление родителей-всезнаек.

Откуда брать задачи для занятий? Да они вокруг нас. Ребенок уронил чашку... Повод для занятий по гравитации, по прочности. Споткнулся... а вот оно, трение! Можно пойти обратным путем. Загляните в учебник - какие темы там предлагаются. И подумайте, что в быту можно использовать для "затравки" разговора об этом. Или (ну, это уже вершины!) сами подстройте ситуацию, при которой ребенок задаст вам нужный вопрос. И обязательно пишите нам о своих наблюдениях, удачах и, особенно, неудачах. Попробуем двигаться дальше вместе. Желаем вам удачи!

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Автор делится некоторыми результатами своего опыта...

Ведущая деятельность детей 3-7 лет - игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учесть возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков. Предложенные игры проверены в средней группе детского сада N13 и в 1"г" классе 3-ей средней школы г.Елгава. Разные игры в школе и в детском саду воспринимались по-разному. Детей 4-5 лет увлекает разыгрывание сюжета, а детей 6-7 лет - элемент соревновательности. Но и в том и в другом случае игры хорошо воспринимались детьми и свою функцию выполняли. Автор не считает их исчерпывающим средством обучения, а лишь возможной составляющей занятия с детьми.

Пояснительная записка .

В процессе социально – экономических преобразований общества возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возрастает потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач и проблем. Умение решать творческие задачи, развитое воображение – эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня.

Отечественная педагогика отреагировала на запросы общества переходом к 12 – летнему образованию, основной задачей которого для начальной школы является «обеспечение первоначального становления личности ребёнка, выявление и развитие его способностей» через создание среды для успешного саморазвития, самоопределения и самореализации личности.

Применение традиционных методов и форм не позволяет полностью решить поставленные задачи, поэтому возникает необходимость внедрения инновационных технологий творческой ориентации.

Курс РТВ на основе ТРИЗ является попыткой решения задач, которые ставит перед начальной школой государство – создание условий для творческого развития личности каждого ученика.

Приступая к составлению данной программы, я использовала опыт преподавания данного курса в начальной школе педагогов – тризовцев, позволяющий наиболее доступным и интересным способом развить у младшего школьника творческое мышление и воображение, познакомить с элементарными тризовскими понятиями и методами активизации мышления, способами решения задач и проблем, жизненных ситуаций. Сложившейся методики преподавания курса нет, есть только опыт работы и общие рекомендации по проведению занятий. А использовать чью – либо систему в целом я считаю невозможным,

т. к. в начальной школе велика разница даже между детьми соседних классов. То, до чего доросли одни, может быть в корне неприемлемо для других. Именно поэтому я ставила задачу создания самостоятельного материала, адаптированного к региональным условиям нашей республики с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

Понятие ТРИЗ появилось в 50 – х годах. Основоположником его является Г. С. Альтшуллер, изобретатель, писатель – фантаст. В основе лежит системное изучение результатов интеллектуальной деятельности человека. Сейчас ТРИЗ изучается более чем в 300 городах СНГ и Казахстана на разных уровнях: в детских садах, школах, институтах.

Почему выбран именно ТРИЗ?

    ТРИЗ помогает понять, что творческим процессом можно управлять и этому можно учить и учиться, т. к. «талантливость можно развивать при постоянной целеустремлённой тренировке, как развивают мускулы и память» (Б. Неменский).

    ТРИЗ учит фантазировать (накоплен мировой опыт приёмов, алгоритмов, методов активизации творческого мышления).

    В ТРИЗе разработан основной принцип разрешения противоречий.

    ТРИЗ раскрывает закономерности развития личности, коллектива, системы, тем самым способствует адаптации ребёнка в окружающем мире.

    Триз помогает развивать талантливое системное мышление (научить мыслить, значит с пониманием происходящих закономерностей решать, а не пасовать перед возникающими проблемами).

    Триз помогает приблизиться к «идеальности», когда требуемый результат осуществляется сам, при этом допускается минимальное участие человека или исключается вообще.

Целью введения настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, сказки, пословицы, рассказы, поделки, рисунки и т.д.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приёмах и методах ТРИЗ, а также на некоторых неалгоритмических методах генерации идей. Отличие от известного проблемного обучения – в использовании мирового опыта приемов, алгоритмов, таблиц, творческих и открытых задач, а также в стремлении к идеальности, т.е. максимальном использовании возможностей, знаний, интересов самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшение затрат в процессе образования.

При составлении программы соблюдались следующие принципы :

    принцип системности и комплексности ,

    принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству (многие приёмы и модели дети как бы «открывают» сами в результате построенной определённым образом учебной деятельности);

    принцип преемственности и учёта возрастных способностей ,

    принцип единого понятийного аппарата (вводимые понятия должны проходить через весь курс РТВ и использоваться на других учебных предметах;

6. принцип деятельности и идеальности,

    принцип обратной связи (результаты работы контролируются через

ответы детей тестовые и творческие задания);

9. принцип обучения на уровне метода (обучение способам действий),

10.принцип продуктивного выхода (любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребёнка продукта).

Организация творческой деятельности состоит из этапов :

    целеполагание

    организация

    прогнозирование

    планирование

    реализация и рефлексия

Формы организации деятельности учащихся на занятиях разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах.

Особенности данного курса:

    свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

    педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя;

    применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно – деятельностная игра, свободная творческая дискуссия;

    игровые методики;

    мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

В соответствии с задачами курса РТВ предлагаю следующую структуру занятий:

1.Разминка (включает различные творческие задания, «открытые» задачи, игры «Да – нетка», «Что в мешочке угадай» и другие).

2 . Развитие психических процессов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.).

3 Основной этап (программный материал).

4.Рефлексия.

Цель уроков:открыть что – то новое на инструментальном уровне и использовать это при создании нового, введение изобретательских задач, позволяющих подвести учащихся к открытию базовых понятий ТРИЗ.

Форма проведения занятий: уроки – путешествия, уроки – сказки, деловые игры, тренинги, уроки – театры, в 3 – 4 классах – уроки – мастерские и т. д.

Распределение времени.

РТВ – устный предмет. Работа в рабочей тетради занимает 1/3 времени на уроке, остальное время – устная работа.

Оценивание.

1.ТРИЗ в школе безоценочный.

2. Возможно оценивание по двухбалльной системе («4» и «5») или по особой системе поощрений.

3.Основным стимулирующим началом для учащихся является их заинтересованность в процессе творчества, как на занятиях, так и в необязательных творческих домашних заданиях, предполагающих свободу самовыражения ребёнка и возможности применения полученных знаний на практике.

По окончании изучения темы детям предлагаются проблемные ситуации, которые необходимо разрешить (устно или письменно). Другим вариантом проверки усвоения материала являются творческие домашние задания с последующим анализом, обобщающие занятия, а также контрольные творческие задания в конце каждого полугодия в форме уроков – судов, следственных экспериментов, деловых игр, интегрированных заданий. В связи с этим разработаны специальные тесты, задания для каждого класса после изучения темы и окончания каждого полугодия, тренинги. Итогом изучения всего курса является создание коллективных и индивидуальных творческих книжек школьников с лучшими творческими работами учащихся.

Ожидаемые результаты:

    оригинальное решение проблем и задач, умение легко преодолевать возникающие трудности;

    развитие навыков сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов с использованием в учебной деятельности элементов ТРИЗ и зарубежных методов нахождения новых идей: мозгового штурма, морфологического анализа, синектики и т.д.

    развитие поисковой активности учащихся и умения решать нестандартные задачи: изобретательские, исследовательские;

    обучение коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога; терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;

    воспитание позитивного и конструктивного отношения;

    развитие гибкости и критичности мышления; ассоциативного мышления, образной речи;

    формирование позитивной самооценки, уверенности в собственных силах.

Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов. Изучение данной программы требует специально отведённых для неё часов (1 час в неделю).

В зависимости от наличия отведённого времени на изучение курса, в

программу могут быть внесены изменения, как по содержанию, так и по форме.

Отдельные темы могут быть укрупнены или взяты выборочно. Допустимо

изучение или закрепление некоторых тем на междисциплинарном уровне в

тесной связи с другими предметами, т.к. курс РТВ удачно вписывается во все развивающие системы обучения.

Структурной основой обучения является урок, которому соответствует своя учебная тема.

формирование у детей первоначальных представлений о природе, обществе, человеке, а также о своей нации, национальных особенностях, Родине, исходя из региональных условий.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «Рудненский отдел образования», гимназия № 2

Программа по курсу РТВ

(развитие творческого воображения) на базе ТРИЗ

учитель начальных классов

Лицензия № 0622, серия КСТ

Рудный

2011 год

Программа

РТВ (на базе ТРИЗ)

1 класс (34 часа)

Базовые понятия : ТРИЗ, воображение, фантазия, мечта, проблема, решение,

оператор РВС, противоречие, «мозговой штурм», ИКР, аналогия.

Название темы

Кол-во ча-

Задачи проведения занятий

Основные понятия

1 ТРИЗ – что это такое?

1.1 Игра в знакомство. 1.2 Тестирование на выявление способностей учащихся

Задачи: дать понятие о ТРИЗе, ознакомить с содержанием курса, закрепить знание имён в классе, выявить уровень творческих способностей учащихся.

геометрические фигуры.

2 РТВ (развитие творческого воображения):

2.1 Создание страны «Тили– Мили – Трямдия».

2.2 В.Сутеев «Как цыплёнок рисовал».

2.3 Рисование облаков по мокрой бумаге пальчиком.

2.4 Творческие развивающие игры.

Задачи: развивать воображение учащихся от воссоздающего до творческого, учить анализировать, сравнивать, воспринимать образ природы средствами изобразительной деятельности, рисовать по представлению.

Воображе

ние, мечта.

3 Проблемы вокруг нас.

3.1 Проблемы – наши друзья. Игра «Мы корреспонденты».

3.2 «Спасаем Колобка» (оператор РВС).

3.3 ИКР (идеальный конечный результат) на основе сказки «Лиса и заяц»).

3.4 Противоречия – способ решения проблем. «Помогаем помириться Собаке и Кошке» (В Сутеев

«Капризная кошка»).

3.5 Помогаем героям известных сказок: Льву из каз. нар. сказки «Лев и Лиса», Алдару Косе из сказки «Чудесная шуба»,

Красной Шапочке, Волку и 3 поросятам.

3.6 «Идеальная парта».

3.7 Учимся шагами картинку рассказывать.

Задачи: дать понятие “проблемы”, развивать умение видеть проблемы, воспитывать положительное отношение к ним, помочь понять, что любую проблему можно решить.

Задачи: используя оператор РВС, пластилин, краски, бумагу учить находить решение данных проблем, развивать умение находить проблемы, противоречия и разрешать их; развивать образное мышление, воображение, эмпатию, воспитывать положительное отношение к героям сказок, своим товарищам.

Задачи: на доступных примерах ознакомить учащихся с ИКР в ТРИЗе, учить их видеть «плохое» и «хорошее», развивать фантазию детей.

Задачи: ознакомить учащихся с противоречиями, как способе решения проблем, развивать умение видеть в каждом явлении, предмете, действии в окружающей жизни и «плохое» и «хорошее»; донести до сознания учащихся, что не всё хорошее – хорошо, а не всё плохое – плохо.

Задачи: развивать творческое мышление, фантазию, учить находить пртиворечия и разрешать их, находить ИКР.

Задачи: з акрепить понятие «проблемы», «противоречия,» ознакомить с активными приёмами решения проблемы по развитию связной речи, техники чтения.

Проблема,

стоимость

Противоре

чие, метод «Совеща

ние пиратов», правила работы в группах.

Противоре

чия, игра «Хорошо – плохо»,

3.8 Игра «Хорошо – плохо».

3.9 «Плохое – в любимом и хорошее в нелюбимом».

3.10 Нахождение и решение противоречий в сказках».

3.11 Решение жизненных проблем: «Жадность – это хорошо или плохо?»

3.12 Обобщающий урок по теме. Деловая игра «Нужна ли защита Бабе – Яге?»

Задачи: развивать умение видеть в каждом явлении, предмете, действии в окружающей жизни и «плохое» и «хорошее»; донести до сознания учащихся, что не всё хорошее – хорошо, а не всё плохое – плохо.

Упражнять учащихся в нахождении и решении проблем в известных сказках и жизни, пользоваться приёмами разрешения противоречий, развивать творческое воображение, смекалку, умение работать в группах, в парах.

Задачи: обобщить знания детей по теме.

Противоречия,

4 «На свете всё на всё

похоже».

4.1 Поиск аналогий в жизни.

4.2 Сравнение по разным признакам.

4.3 Приём – аналогия по рифме.

4.4 Знакомство с ассоциациями.

4.5 Пиктограммы.

4.6 Обобщение по теме.

Задачи: показать на

конкретных примерах, что на свете всё на всё похоже; развивать ассоциативное и образное мышление, внимание, память и воображение, воспитывать сосредоточенность и усидчивость.

Аналогич

Форма, цвет,

размер, вещество,

Ассоциации Пиктограм

5 Сочинение загадок.

5.1 Загадки «Да – нетки».

5.2 .Лжезагадки. Загадочные части.

5.3 Сочинение загадок на основе противоречий, аналогий.

5.4 Загадки – наоборот.

5.5 Обобщение по теме.

Задачи: научить составлять различные загадки, пользуясь таблицами – опорами; развивать речь, мышление, фантазию, умение работать с алгоритмами, воспитывать умение сотрудничать друг с другом.

Противоре чивые свойства

предметов.

Аналогия,

размер, вещество и т.д.

6 РТВ. «Путешествие в сказку».

6.1 Оживляем, превращаем. Цветные сказки.

6.2 Салат из сказок (МФО).

6.3 Сочиняем сказки при помощи метода контрольных вопросов.

6.4 Приёмы: «Круги на воде», оператор РВС, опорные слова.

Задачи: ознакомить учащихся с приёмами сочинения сказок, развивать воображение, связанную речь, умение работать с алгоритмами, вырабатывать способность не теряться в сложной ситуации.

Сказка,

7 Занятие – отчёт перед родителями.

Задачи: презентация полученных ЗУН по курсу, творческих работ.

Методическое обеспечение курса РТВ на базе ТРИЗ.

Для обеспечения учебного процесса в помощь учителю подготовлен учебно - методический комплекс, который включает:

    примерное тематическое планирование,

    контрольно – тренировочные задания, деловые игры, тесты, итегрированные задания, отдельные конспекты лучших занятий (из опыта работы).

Программа

РТВ(на базе ТРИЗ)

2 класс (34 часа)

Базовые понятия : Триз, проблемы, ассоциации, аналогии, противоречия, МФО, морфологический анализ, РТВ, системный оператор, система, надсистема, подсистема, ММЧ.

Примерное тематическое планирование

Название темы

Кол-во ча-

Задачи проведения

занятий

Основные

понятия

1 Вводное занятие.

1.1 Творческие игры.

1.2.Тестирование: « Уровень развития психических процессов у учащихся».

Задачи: повторить основные понятия ТРИЗ, помочь преодолевать психологическую инерцию, повторить правила работы в группах.

Задачи: выявить уровень интеллектуальных и творческих способностей учащихся

проблема,

ассоциации,

аналогия,

2 Развиваем психические процессы и творческие способности:

2.1 зрительную и слуховую память,

2.2 внимание, быстроту реакции,

2.3 логическое и творческое

мышление.

Задачи: развивать психические процессы как основу РТВ (развития творческого воображения);

формировать и совершенствовать их путём ввода рациональных приёмов и алгоритмов, ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.

внимание,

быстрота реакции,

мышление.

3 Решение школьных проблем

3.1 Техника чтения, ссоры и драки.

3.2 Нахождение достойных ответов на оскорбление.

Задачи: выявить основные проблемы класса, используя мозговой штурм и работу в группах, найти пути их решения, развивать умение

правильно реагировать на оскорбление, достойно защищаться.

Проблемы,

правила работы в группах.

4 Сочиняем загадки:

4.1 на основе противоречий;

4.2 на основе аналогий;

4.3 составляем загадки по их частям;

4.4 знакомимся с новыми приёмами сочинения загадок.

Задачи : развивать внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас учащихся,

формировать умение словесно и письменно оформлять загадки,

пользуясь алгоритмами и таблицами.

Аналогия,

противоре

антонимы,

синонимы,

аналогия.

5 ИКР-волшебная палочка.

5.1 ИКР в сказках и жизни.

5.2 Помогаем Урфину Джюсу одеть свою деревянную армию.

5.3 Решение проблем с помощью ИКР:

- Как измерить длину кобры?

Зачем муравьям муравейники?

Как избавить улицы нашего города от пластиковых бутылок? и т. д.

Задачи: продолжить работу по выработке умений находить ИКР (идеальный конечный результат) в сказках и жизни; учить решать проблемы и «открытые» задачи, находить различные способы их решения, развивать умения выбирать наиболее рациональные, приближаясь к идеальному конечному результату, когда требуемый результат осуществляется «сам», при этом допускается минимальное участие человека.

идеальный.

«открытые» задачи.

6 Методы активизации творческого процесса:

6.1 Метод мозгового штурма.

6.2 МФО. Создание того, чего на свете не бывает. Изобретатели. Волшебный магазин.

6.3 Метод морфологического анализа. Салат из сказок.

6.4 Бином фантазии по Дж. Родари.

6.5 Системный оператор и его использование.

6.6 ММЧ - магия маленьких человечков. Моделирование маленькими человечками.

Задачи: знакомить с основными методами активизации творческого мышления; учить искать решение любых проблем, выслушивать и принимать к сведению любые идеи; стимулировать творческую активность учащихся; воспитывать чувство товарищества и

взаимопомощи.

Задачи: вызвать неожиданные ассоциации и, таким образом, взглянуть на объект с необычной стороны, развивать творческое воображение, интеллект учащихся.

Задачи: научить учащихся пользоваться методом «морфологического анализа», создавать новые и необычные предметы окружающей жизни,

преобразовывать известные предметы, сочинять сказки,

развивать творческое воображение.

Задачи: учить учащихся системному анализу, активизировать творческие способности, развивать связнную речь, интерес к собственным открытиям.

Задачи: развивать здоровую фантазию и способность решать те или иные проблемы, повышать творческую активность.

Мозговой штурм, генераторы идей, проблема, правила работы в группах.

МФО - метод фокальных

объектов.

Морфологи

ческий анализ

Системный оператор, система, надсистема, подсистема.

7 Приёмы фантазирования:

7.1 Оживление, увеличение – уменьшение, объединение – разъединение и т.д.

7.2 «Наоборот», ускорение – замедление, перемещение во времени».

7.3 Смешные истории (из Д. Родари).

7.4 Конструктор для игр.

7.5 Конструктор для сказок (карты Проппа).

7.6 Сочинение сказки о нашем классе.

7.7 Сочинение пословиц.

Задачи: обучать приёмам фантазирования, учить сочинять сказки, пользуясь схемами, таблицами, картами, различными методами и приемами; развивать фантазию, воображение; приобщать к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки, герои, волшебство, фантазия.

8 Подготовка и проведение итогового занятия

8.1 «Чему мы научились за год» (отчет перед родителями).

8.2 РТВ «Я научился…».

Самостоятельное создание творческих работ по выбору, их защита (в группах и индивидуально).

редактор,

корректор,

художник – оформитель.

Программа

РТВ (на базе ТРИЗ)

3 класс (34 часа)

Базовые понятия : изобретение, творчество, изобретатель, творец, приёмы разрешения противоречий: метод проб и ошибок, объединение, разъединение, обратить вред в пользу, «всё сам», «заранее», «без перерыва», «матрёшка», «нужный – ненужный», «помощник» и другие, ресурсы: вещественные и человеческие, скрытые; приёмы активизации творческого процесса, приёмы фантазирования, способы решения «открытых» задач.

Примерное тематическое планирование.

Название темы

Кол- во ча-

Задачи проведения занятий

Основные понятия

1 Вводное занятие 1.1 « Изобретение, творчество. Что общего? Чем отличаются?»

1.2 Мы – изобретатели. Создание страны, которой не существует. Защита рисунков, проектов.

Задачи: познакомить с новыми понятиями, сравнить их; развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, отличать творчество от изобретения; воспитывать чувство прекрасного, интерес к творчеству, изобретениям.

Задачи: развивать творческое воображение, умение работать в группах, аргументированно защищать свои проекты, воспитывать стремление работать, соблюдая правила работы в группах.

Изобретение творчество, творец, изобретатель ТРИЗ, РТВ.

Изобретение творчество, мозговой штурм, правила работы в группах.

2 Сочинение загадок разными способами.

Задачи: повторить различные способы сочинения загадок, ознакомить с новыми приёмами; развивать творческие способности учащихся, образную речь, умение работать со схемами.

Аналогия, противоре

чие, сравнение по разным признакам,

3 Способы решения проблем:

3.1 РВС – инструмент решения проблем;

3.2 Противоречия – способ решения проблем.

3.3 .Обобщение по теме. Урок- суд «Виноват или прав Иванушка, сгубивший жизнь Бабы- Яги».

Задачи: закрепить основные понятия по данной теме, создать условия для развития логического мышления, памяти; познакомить с основными инструментами и способами решения проблем; воспитывать стремление не уходить от проблем, а находить пути их решения.

Задачи: через игровую ситуацию судебного разбирательства рассмотреть жизненные проблемы, развивать учебно -

интеллектуальные навыки: анализ, синтез, сравнение, доказательное мышление, воображение; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

РВС – размер, время, стоимость, противоре

Проблема, противоре

чие, мозговой штурм,

прокурор,

обвинители,

4 Решение экологических задач с использованием приемов ТРИЗ.

4.1 Объединение – разъединение.

4.2 «Обратить вред в пользу», «всё сам».

4.3 «Заранее», «без перерыва».

4.4 «Нужный – ненужный», «помощник».

Задачи: помочь учащимся приобретать навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире; вырабатывать умения разрешать найденные противоречия с помощью тризовских приемов; развивать наблюдательность, творческое мышление, воспитывать интерес к получению информации.

ИКР, противоре чия, приемы разрешения противоре

чий: объединение помощник (посредник), «матрёшка,

«нужный –ненужный» и др.

5 Приемы устранения противоречий в ТРИЗ:

5.1 «Заранее подложенной подушки», «матрёшки».

5.2 «Компромисс» и др.

5.3 Произвольный префикс.

Задачи: ознакомить с некоторыми приемами устранения противоречий: «заранее подложенной подушки», «матрешки», компромисса и другими; донести до сознания учащихся: проблемы – наши друзья, и их можно решить.

Задачи: создание условий для развития логического мышления, памяти, воображения; закрепить основные принципы разрешения противоречий

Приемы устранения противоре-

Произволь

ный префикс

6 Ресурсы

6.1 Понятие «ресурсы».

6.2 Решение задач по методу ВПР (правило ресурсов).

Задачи: дать понятие «ресурсы», ознакомить с правилом ресурсов; развивать мышление, внимание, память; донести до учащихся основную идею: стремясь к ИКР, необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы.

Ресурсы, веществен

ные, человечес

кие, скрытые.

7 Приемы активизации творческого процесса, сочинение сказок

7.1 Перевирание сказок.

7.2 Фантастический бином.

7.3 Сказка – калька. Карты Проппа.

7.4 Волшебные ларцы.

Задачи: продолжить знакомство с различными приемами сочинения сказок: коллективно, в группах, индивидуально; развивать творческое воображение, речь, воспитывать интерес к творчеству, чувство взаимопомощи.

Система Д.Родари, Проппа, цветные сказки, МФО, волшебная таблица, и др.

8 Знакомство с различными приемами фантазирования

8.1 Путешествие к острову 5 чувств.

8.2 Путешествие на остров Фантазии

8.3 Оператор РВС – понятие.

8.4 Размер как признак, характер, предмет, явление. Изменение размера.

8.5 Время, стоимость.

8.6 Практическое занятие.

8.7 Вещество и материал. Вещество как признак.

8.8 Фантазия на тему: «Страна, где всё сделано из …» по Дж. Родари.

8.9 Обобщение по теме.

Задачи: ознакомить с различными приемами фантазирования, развивать творческое мышление и воображение.

Задачи: ознакомить детей с 5 чувствами человека, учить составлять и отгадывать загадки, сказки, используя чувства человека.

Задачи: развивать фантазию, мышление, внимание.

Задачи: закрепитьпонятие РВС, его значение для предмета.

Задачи: ознакомить с новым понятием, научить фантазировать, изменяя размеры анализируемого объекта.

Задачи: используя понятия «время», «стоимость», учить изменять ход событий сказки, создавать новую; развивать воображение, речь; учить превращать «плохое» в «хорошее»,

злое в доброе и т.д.

Задачи: ознакомить с понятиями «вещество», «материал», выделить их сходство и различие; развивать творческое воображение.

Задачи: используя оператор РВС, изменить уже известную сказку и создать свою,

воспитывать умение работать в группах, слышать друг друга, принимать чужие идеи.

Фантазия, фантастика, фантаст, фантазирование.

время, стоимость.

Вещество, материал.

10 Решение творческих задач различными методами.

Задачи: показать на примерах, что решать задачи легче и быстрее, если использовать методы, приемы, принципы, изучаемые в ТРИЗе; развивать логическое мышление, память, творческое воображение.

11 Обобщающее занятие

11.1 Оформление творческих книжек.

Задачи: обобщить основные знания учащихся по курсу «ТРИЗ» в 3 классе, провести тестирование по развитию творческих способностей учащихся.

Программа

РТВ на базе ТРИЗ

4 класс (34 часа)

Базовые понятия : методы активизации творческого мышления: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод синектики (прямая аналогия, фантастическая, метод гирлянд и ассоциаций, символическая графическая аналогия, словесная символическая аналогия, личная аналогия), МФО, морфологический анализ, системный оператор, стихосложение.

Название темы

Кол- во ча

Задачи проведения занятий

Основные понятия

1 Вводное занятие

Задачи: развивать творческие способности детей, помочь преодолевать психологическую инерцию, «раскрепостить» подсознание, повторить правила работы в группах, воспитывать уважение к окружающим.

Метод проб и ошибок, «генерато

ры», «критики», спикер, часовщик, секретарь, ресурсы.

2 «Методы активизации

творческого мышления:

2.1 Мозговой штурм.

Задачи: учить искать нетрадиционные пути решения проблемы, выбирать наиболее рациональное решение, выслушивать и принимать к сведению даже самые необычные идеи, стимулировать творческую активность учащихся, развивать умение анализировать плохие и хорошие стороны идеи, корректировать предложенные варианты, воспитывать такие качества как пунктуальность, вежливость.

Мозговой штурм, генераторы идей, проблема, открытые задачи, ограничения.

2.2 Метод синектики – научная попытка усовершенствования мозгового штурма.

Задачи: познакомить с историей появления метода синектики, раскрыть его значение, провести сравнительный анализ с мозговым штурмом, развивать воображение, логическое мышление, воспитывать интерес к собственным открытиям.

Синектика, Уильям Гордон, интуиция, вдохновение, неоперацион

ные, операцион

ные, аналогия.

2.3 Приемы синектики. Прямая аналогия.

Задачи: познакомить с разновидностями прямой аналогии, развивать умение превращать привычное в непривычное и наоборот, учить сочинять загадки, цветные сказки, воспитывать уважительное отношение ко всему окружающему.

Прямая аналогия, аналогия по форме, компонентная аналогия, функциональная аналогия, аналогия по цвету.

2.4 Метод гирлянд и ассоциаций.

Задачи: используя метод гирлянд и ассоциаций, учить соединять несоединимое, отгадывать задуманный предмет, литературного героя, развивать воображение, сочинять по уже готовой цепочке сказку, рассказ, изобретать что-то новое.

Ассоциация, аналогия, гирлянды, изобретение, творчество.

2.5 Фантастическая аналогия.

Задачи: формировать умение снимать психологическую инерцию; идти при решении задач неизвестным (необычным) ранее путем; учить любую ситуацию, любое действие переносить в сказку и использовать волшебство для выхода из сложившейся ситуации; развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности; учить превращать плохое в хорошее; решать «открытые» задачи; развивать речь.

Аналогия, сказка, волшебство, фантастика, творчество, изобретение, ресурсы.

2.6 Символическая графическая аналогия.

Сочинение метафор.

Задачи: развивать умение обозначать каким- либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки; развивать воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости, нестандартное мышление, учить находить графическую аналогию самостоятельно, сочинять сказки и истории по заданной графической модели..

Аналогия, графическая, символ, образ, «свертыва

ние», метафора.

2.7 Словесная символическая аналогия.

Задачи: развивать умение словами- символами кратко передавать содержание или смысл произведения; сочинять «абракадабрские» стихи и истории, заменяя реальные слова собственными, выдуманными.

Словесная символичес

кая аналогия, символ.

2.8 Личная аналогия. Игра «Точка зрения».

Задачи: развивать умение отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом, развивать умение отстаивать свою точку зрения, распределять роли, развивать умение спорить, писать сочинение - жалобу от имени какой- нибудь учебной вещи, предмета и т. д.

Эмпатия, образ, войти, вжиться в роль, мимика, жесты, пантомимика.

2.9 Обобщающее занятие. Конкурс «Есть идея».

Задачи: проверить уровень сформированности мышления, памяти, воображения, речи, творческих способностей детей, проверить способность учащихся пользоваться мозговым штурмом и методом синектики при решении «открытых» задач.

3 Метод фокальных объектов.

3.1 П риемы и правила работы. Фантазирование.

Задачи: познакомить с правилами и приемам работы по МФО; при помощи МФО придумать что- либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект, составить рассказ об объекте в фокусе.

Метод фокальных объектов, фокус.

3.2 МФО. Создание новых объектов, улучшение реальных привычных предметов.

Задачи: развивать воображение, мышление, умение работать в группе; придумывать фантастическое животное, усовершенствовать обычные предметы, придумывать волшебный предмет, подарок.

3.3 МФО. Изменение каких - либо ситуаций,

«любимое в нелюбимом», и «нелюбимое в любимом».

Задачи: рассмотреть ситуации в классе с непривычных точек зрения; подумать, как изменить их, развивать речь, фантазию, мышление, развивать умение сотрудничать друг с другом, воспитывать чувство понимания, взаимопомощи.

3.4 МФО. Анализ произведений литературы, музыки, изобразительного искусства.

Задачи: познакомить детей с чем- то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны, придумать рассказ или и сказку о рассматриваемом объекте, развивать творческое воображение.

3.5 МФО. Составить сказку, рассказ о рассматриваемом объекте, используя найденные определения – метафоры.

Задачи: развивать речь, воображение, мышление; создать собственное произведение, провести его презентацию.

3.6 МФО. Создание мероприятий, игр, занятий, прогулок и т. д.

Задачи: разработать новые мероприятия, игры, занятия, прогулки; провести мероприятие в классе.

3.7 Творческая конференция.

3.8 Тестовые задания.

Задачи: п роверить уровень усвоения знаний учащимися по изученной теме; выбрать наиболее удачные творческие работы, созданные на основе МФО; проанализировать их, используя методы МФО.

Конферен

4 Морфологический анализ.

Задачи: р азвивать умение решать «открытые» задачи, выявлять все возможные варианты решения проблемы; придумывать новые игры, используя морфологический анализ, активизировать творческие способности учащихся.

Морфологи-

ческий анализ, морфологический ящик.

5 Системный оператор

5.1 Системный оператори его использование в сказках.

5.2 Системный оператор и его использование при решении жизненных проблем.

Задачи: активизировать творческие способности учащихся, учить системному анализу, мышлению; воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.

Системный оператор, система, надсистема, подсистема, структурный подход, структурный подход, генетический анализ, экран.

5.3 Обобщающий урок. «Что, где, когда».

Задачи: активизировать творческие способности учащихся, проверить уровень развития воображения, мышления, творческих способностей.

6 Развитие творческих способностей. «Проба пера»

6.1 Учимся сочинять стихи (особенности стихосложения).

Задачи: познакомить с основными понятиями в стихосложении, развивать умение находить и выделять рифму, строфу, составлять партитуру.

Стихотворе

ние, строфа, рифма, женская и мужская рифма, ритм, мелодия, пауза, логическое ударение.

6.2 Рифмуем прилагательные, глаголы, имена людей и т. д. – получаем стихотворные строчки.

Задачи: учить рифмовать слова, развивать речь мышление.

6.3 Сочиняем чистоговорки, эпиграммы, каламбуры, смешные истории…

Задачи: развивать умение сочинять чистоговорки, эпиграммы, каламбуры.

Чистоговор

ка, каламбур, эпиграмма, дружеский шарж, четверости

шье, двустишье.

6.4 Знакомство с различными видами стихотворений, приемы их сочинения.

Задачи: познакомить с некоторыми приемами сочинения стихотворений, развивать умения различать некоторые виды стихотворений, анализировать стихотворения собственного сочинения и своих товарищей.

Буриме, хайку.

6.5 Сочиняем сказки (новые приемы)

Задачи: развивать умение анализировать сказки, сочинять новые сказки, развивать творческое воображение.

Система Проппа,

Д. Родари и другие.

7 Обобщение по всему курсу.

7.1 Игра «Разноцветный куб». Презентация лучших творческихработ.

Задачи: проверить уровень формирования воображения, мышления, памяти, речи.

Формирование умений коллективного обсуждения информации и принятия решения в ограниченное время; развивать творческое мышление, артистичность; проверить уровень развития творческого воображения и мышления учащихся.

презентация


Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Разработки специалистов ТРИЗ для дошкольного образования:

От "почемучек" к "потомучкам"
Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.