Западная буковина. Северная Буковина: между Киевом, Бухарестом и здравым смыслом. Буковина в составе Румынии


восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви В лике святой Главная святыня могила Даниила , Сузы , Иран День памяти 26 июня ???, в Православной церкви - 17 (30) декабря Атрибуты часто изображается в логове львов Категория на Викискладе

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. ). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э. , герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила : некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы .

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы » - «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. ) - это об Евангелии , которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде .

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос (Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

В исламе

В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно исламским преданиям пророк Данияль скончался в

За 600 лет до Р. X. Иеру-са-лим был за-во-е-ван ца-рем ва-ви-лон-ским; храм, воз-двиг-ну-тый Со-ло-мо-ном, был раз-ру-шен, а мно-же-ство на-ро-да из-ра-иль-ско-го от-ве-де-но в плен. Сре-ди плен-ни-ков на-хо-ди-лись знат-ные юно-ши Да-ни-ил, Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил. Царь Ва-ви-ло-на На-ву-хо-до-но-сор рас-по-ря-дил-ся обу-чить их хал-дей-ской пре-муд-ро-сти, вос-пи-тать в рос-ко-ши, при сво-ем дво-ре. Но они, хра-ня за-по-ве-ди сво-ей ве-ры, от-ка-зы-ва-лись от из-ли-шеств и ве-ли стро-гий об-раз жиз-ни; пи-та-лись они толь-ко ово-ща-ми и во-дой. Гос-подь да-ро-вал им муд-рость, а свя-то-му Да-ни-и-лу - дар про-зор-ли-во-сти и ис-тол-ко-ва-ния снов. Свя-той про-рок Да-ни-ил, свя-то хра-ня ве-ру в Еди-но-го Бо-га и упо-вая на Его все-силь-ную по-мощь, муд-ро-стью сво-ей пре-взо-шел всех хал-дей-ских звез-до-че-тов и волх-вов и был при-бли-жен к ца-рю На-ву-хо-до-но-со-ру. Од-на-жды На-ву-хо-до-но-сор уви-дел стран-ный сон, по-ра-зив-ший его, но, проснув-шись, он за-был ви-ден-ное. Ва-ви-лон-ские муд-ре-цы ока-за-лись бес-силь-ны узнать, что при-сни-лось ца-рю. То-гда свя-той про-рок Да-ни-ил про-сла-вил пе-ред все-ми си-лу ис-тин-но-го Бо-га, от-крыв-ше-го ему не толь-ко со-дер-жа-ние сна, но и его про-ро-че-ское зна-че-ние. По-сле это-го Да-ни-ил был воз-ве-ден ца-рем в сан на-чаль-ни-ка Ва-ви-ло-на. Вско-ре царь На-ву-хо-до-но-сор по-ве-лел воз-двиг-нуть свое изо-бра-же-ние - огром-ную ста-тую, ко-то-рой над-ле-жа-ло воз-да-вать бо-же-ские по-че-сти. За от-каз сде-лать это три от-ро-ка - Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил - бы-ли вверг-ну-ты в пы-ла-ю-щую печь. Пла-мя под-ни-ма-лось над пе-чью на 49 лок-тей, опа-ляя сто-я-щих ря-дом хал-де-ев, а свя-тые от-ро-ки хо-ди-ли по-сре-ди пла-ме-ни, воз-но-ся мо-лит-ву Гос-по-ду и вос-пе-вая Его (). Ан-гел Гос-по-день, явив-шись, охла-дил пла-мя, и от-ро-ки оста-лись невре-ди-мы. Царь, уви-дев это, по-ве-лел им вый-ти и об-ра-тил-ся к Бо-гу ис-тин-но-му. При ца-ре Вал-та-са-ре свя-той Да-ни-ил ис-тол-ко-вал та-ин-ствен-ную над-пись («Мене, Та-кел, Фа-рес»), по-явив-шу-ю-ся на стене двор-ца во вре-мя пи-ра, пред-ве-щав-шую па-де-ние Ва-ви-лон-ско-го цар-ства. При пер-сид-ском ца-ре Да-рии свя-той Да-ни-ил по на-ве-там сво-их вра-гов был бро-шен в ров с го-лод-ны-ми льва-ми, но они не тро-ну-ли его, и он остал-ся невре-дим. Царь Да-рий воз-ра-до-вал-ся о Да-ни-и-ле и по-ве-лел во всем сво-ем цар-стве по-кло-нять-ся Бо-гу Да-ни-и-ло-ву, «по-то-му что Он есть Бог Жи-вый и Прис-но-су-щий, и цар-ство Его несо-кру-ши-мо, и вла-ды-че-ство Его бес-ко-неч-но». Свя-той про-рок Да-ни-ил глу-бо-ко скор-бел о сво-ем на-ро-де, пре-тер-пе-ва-ю-щем спра-вед-ли-вую ка-ру за мно-же-ство гре-хов и без-за-ко-ний, за пре-ступ-ле-ние за-по-ве-дей Бо-жи-их - тяж-кий плен ва-ви-лон-ский и ра-зо-ре-ние Иеру-са-ли-ма: «При-к-ло-ни, Бо-же мой, ухо Твое и услы-ши, от-крой очи Твои и воз-зри на опу-сто-ше-ния на-ши и на го-род, на ко-то-ром на-ре-че-но Имя Твое; ибо мы по-вер-га-ем мо-ле-ния на-ши пред То-бою, упо-вая не на пра-вед-ность на-шу, но на Твое ве-ли-кое ми-ло-сер-дие» (). Свя-то-му про-ро-ку, пра-вед-ной жиз-нью и мо-лит-вой ис-ку-пав-ше-му без-за-ко-ния сво-е-го на-ро-да, бы-ла от-кры-та судь-ба на-ро-да Из-ра-и-ля и судь-бы все-го ми-ра.

При ис-тол-ко-ва-нии сна ца-ря На-ву-хо-до-но-со-ра про-рок Да-ни-ил воз-ве-стил о сме-ня-ю-щих друг дру-га цар-ствах и ве-ли-чии по-след-не-го Цар-ства - Цар-ства Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста (). Про-ро-че-ское ви-де-ние о се-ми-де-ся-ти сед-ми-нах () по-ве-да-ло ми-ру зна-ме-ния Пер-во-го и Вто-ро-го при-ше-ствий Гос-по-да Иису-са Хри-ста и свя-зан-ных с ни-ми со-бы-тий (). Свя-той Да-ни-ил хо-да-тай-ство-вал за свой на-род пе-ред пре-ем-ни-ком Да-рия - ца-рем Ки-ром, ко-то-рый весь-ма его це-нил, и объ-явил плен-ни-кам сво-бо-ду. Сам же Да-ни-ил и дру-зья его Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил до-жи-ли до глу-бо-кой ста-ро-сти и скон-ча-лись в пле-ну. Со-глас-но же сви-де-тель-ству свя-ти-те-ля , свя-тые Ана-ния, Аза-рия и Ми-са-ил бы-ли обез-глав-ле-ны по по-ве-ле-нию пер-сид-ско-го ца-ря Кам-би-за.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

«А ты, Даниил… запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведение»… Книга пророка Даниила веками скрывала свою тайну - спрятанную в ней дату нашего будущего. Только теперь настало время узнать, что нас всех ожидает.

Один из самых впечатляющих моментов в Евангелии это глава, в которой ученики Христа спрашивают его о конце времен: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24-3) В ответ Иисус начинает перечислять все эти признаки (кстати, весьма подходящие к нашему времени), не забыв упомянуть и многочисленных лжепророков, и войны, и беззакония, когда «во многих охладеет любовь». В Евангелии от Матфея, заканчивая это безрадостное описание, Христос произносит следующие слова: «Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам... Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... ».

Почему Христос, затрагивая такую важную тему, как «конец времен» и собственное Второе Пришествие, неожиданно ссылается на ветхозаветного пророка Даниила? Почему он подчеркивает эти слова, делая на них особенный акцент: «читающий да разумеет»? Ведь обычно в Библии подобного рода фразы - «имеющий ум сосчитает», «имеющий уши да услышит» и т.д. - являются намеками: в этом месте скрывается что-то важное.

Последовав указанию Христа и обратившись к тексту книги Даниила, действительно можно найти в ней немало интересного. К примеру - точную дату Второго Пришествия, указанную там совершенно открыто.

Тайна разбитого колосса

Всем известно выражение «колосс на глиняных ногах», но далеко не каждый знает, что оно берет свое начало из «Книги пророка Даниила». Этот яркий образ почти две с половиной тысячи лет назад привиделся во сне могущественному вавилонскому царю Навуходоносору и был истолкован Даниилом, тогда еще простым иудейским юношей, попавшим в вавилонский плен.

Во сне, который взволновал Навуходоносора, царь увидел огромного страшного истукана, у которого «голова была из золота, грудь и руки - из серебра, чрева и бедра - медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные». Затем произошло следующее: какой-то камень «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их». А потом этот самый камень, разбивший колосса, «сделался великой горою и наполнил собой землю».

Вот такая история, которой Даниил, благодаря сошедшему на него вдохновению, дал следующее истолкование: золотая голова истукана - это Вавилон, царство самого Навуходоносора, вслед за которым по очереди мировое господство захватят царства «серебряное» и «медное». Четвертое царство, пришедшее им на смену, будет «крепко, как железо», а после него настанет время странного пятого царства, сравнимого с непрочными глиняными ногами. Ему Даниил дал название «царства разделенного». Ну а камень, разбивший в конце концов это олицетворение могущества и власти, означет ни что иное, как конец привычного для людей мироустройства и совершенно новые законы, которые начнут после этого править на земле: «и Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2-44).

Собственно говоря, все это прекрасно согласуется и со словами Христа о «конце времен», и с обещанной им новой эпохой, когда на землю придут любовь и согласие. Чтобы узнать точнее, когда все это произойдет, достаточно вчитаться в другие сны и видения из Книги Даниила - в них пророк подробно и удивительно верно описывает картины далеких для него времен.

Всемирная история, увиденная во сне

Давайте попробуем проследить совпадения предсказаний о «железном колоссе» с реальными событиями мировой истории.

Итак, согласно первому пророчеству, «золотое царство» Вавилона должно было со временем уступить место «серебряному» - и в 539 году до н.э это действительно произошло, когда Вавилон пал под напором войск персидского царя Кира. Весь цивилизованный мир на несколько столетий перешел в руки персов, пока в свою очередь и империя Кира не была завоевана греком по имени Александр Македонский. Самое интересное, что Даниил не только предвидел эту последовательную смену «царств», но и совершенно точно упомянул все три вышеназванные мировые державы: вавилонскую, персидскую и греческую.

Так, описывая одно из своих видений, в которых воинственный козел побеждает в схватке овна, Даниил поясняет: «Овен - это царь Персидский, а козел косматый — царь Греции» . Совпадения с реальной историей здесь поистине невероятны, ведь от Даниила завоевания Македонского отстояли на века! Среди ученых даже существует мнение о том, что «Книга Даниила» дописывалась кем-то во времена Александра, однако никаких подтверждений тому нет, и данный вывод сделан учеными только лишь из-за кажущейся невозможности подобного удивительного знания будущего.

Однако Даниил описал и гораздо дальше отстоящие от него по времени события, рассказав под видом «четвертого, железного царства» о следующем по счету оплоте цивилизации - великой Римской империи. Европейская культура Рима, пришедшая на смену восточной, не была похожа ни на что, существовавшее прежде. Ее мощь, основанная на четкой организации и подчинении, заставила Даниила сравнить ее с бездушным зверем, «пожирающем и сокрушающем» все на своем пути. Впрочем, с пророком нельзя не согласиться, вспомнив о том, как властно и жестко навязывал Рим свои порядки народам, находящимся у него под крылом.

Что же касается пятого «царства разделенного», то его описание удивительно напоминает… нынешнее мироустройство. Судите сами: после распада Римской империи однополюсная модель мира действительно сменилась на многополюсную. И хотя всегда находились сильные державы, претендовавшие на мировое господство, на деле планета оказалась поделенной на несколько крупных сфер влияния, что весьма согласуется с пророчествами Даниила: «А то, что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» .

После таких удивительных «совпадений» хочется побольше узнать о той части истории «колосса на глиняных ногах», о которой пока еще нельзя прочитать ни в одном учебнике, поскольку она имеет отношение к нашему будущему. Тем более что, как можно понять, будущее это отнюдь не за горами.

Точная дата Второго Пришествия

Давайте еще раз вспомним слова Христа: «…когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила».Этот образ«мерзости запустения» встречается у Даниила в его заключительной главе, которая целиком посвящена хронике последних дней существования «колосса». Подводя итог своим пророчествам, там Даниил прямо указывает сроки предсказанных им событий, когда на смену старому мироустройству должно прийти новое, гораздо более справедливое:

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» .

Узнать дату, скрывающуюся за этими цифрами, несложно. Достаточно учесть несколько моментов.

Во-первых: в данном отрывке речь идет о разрушении Иерусалимского Храма. Дело в том, что в иудаизме только в этом Храме могут совершаться жертвоприношения, а разрушение святыни ведет соответственно к «прекращению ежедневной жертвы». Всего в истории еврейского народа было два Иерусалимских Храма, первый из которых был разрушен царем Навухудоносором в 586 году до н.э. Современником этого события был пророк Даниил.

Во-вторых: слово «день» на иврите - гибкое понятие, дословно означающее «эпоха», «промежуток времени». В Библии под «днями» нередко подразумеваются годы, как, например, у пророка Иезекииля: «Я определил тебе годы числом дней... день за год Я определил тебе» (Иез.4-5).

Учитывая все это, можно без труда узнать, сколько времени должно пройти от исторической даты - разрушения Иерусалимского Храма («прекращения жертвы») до радостных дней блаженства. Достаточно сложить оба числа (1290 и 1335 лет) и приплюсовать их к дате 586 г. до н.э.

Получается 2039 год.

Выходит, к этому совсем недалекому уже времени наше современное «разделенное царство» должно смениться на новое, абсолютно другое. В отличие от предыдущей смены «царств» это будет происходить совершенно по-новому, ведь жаждущий неограниченной власти «колосс» будет разбит и навсегда останется в прошлом. Как именно это получится, неизвестно. Но главное, что новая эпоха, по обещанию пророка, будет гораздо справедливее прежних.

И еще. В последней главе, написанной Даниилом, есть загадочная фраза, сказанная пророку в видении. «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени, [когда] многие прочитают ее и умножится ведени е» (Дан.12-4).

Выходит, в нужное время предсказания должны были быть «распечатаны» и поняты до конца? Раз так, то это время уже настало, тем более что обещание «последних времен» на пороге нового, справедливого «царства» звучит не так грустно, как окончание всех времен вообще.

Книга Даниила содержит как биографию пророка Даниила, так и многие пророчества на будущее.

Даниил писал эту книгу под вдохновением Бога, находясь в Вавилоне, закончил около 536 г. до н.э. Значительная часть книги Даниила написана на арамейском языке.
Изучить пророчество Даниила о последнем времени и найти полезные уроки и советы для себя очень интересно и даже жизненно важно.
Если вы ни разу не читали эту книгу Библии, обязательно прочтите ее. О самом пророке Данииле и книге, названной его именем, можно прочитать и в Википедии, в которую частично занесено то, что написано в Библии.

Если вы не любите читать, есть аудиокнига Даниила, можно послушать онлайн или посмотреть хотя бы фильм о книге Даниила, хотя режиссеры часто могут вносить что-то свое и истина, содержащаяся в пророчествах Даниила, может искажаться. Вы бы какой фильм, а для детей мультфильм о пророке Данииле порекомендовали посмотреть онлайн, который более точно соответствует написанному в Библии?

Да, всем просто необходимо иметь представление об этой пророческой книге.

Пророк Даниил и Апокалипсис

Апокалипсисом принято называть конец света. Это слово чем-то созвучно со словом коллапс. Но на самом деле слово апокалипсис переводится как откровение. Последняя книга Библии именно так и названа - "Откровение" = "Апокалипсис". А книга пророчеств Даниила во многом пересекается с последней книгой Библии Откровение, которую написал Иоанн.

Но мы в этой статье не будем рассматривать пророчества, о них вы можете прочитать лично в Библии, а сосредоточимся на уроках, которые могут извлечь люди, которые хотят служить единственному, истинному, живому Богу. Сначала краткое содержание этой книги, чтобы разогреть ваш интерес, если вы не прочитали еще эту книгу полностью.

Книга Даниила краткое содержание:

В главах с 1 по 6 изложены события из жизни Даниила и трех его друзей.
В главах с 7-12 записаны пророческие сны, видения, предсказания пророка Даниила, которые он получил от Бога.
  • Видения о зверях. Взлет и падения четырех мировых держав.
  • Видение, как Царство Бога заменит все человеческие державы и правительства.
  • Понимание пророчества, что иудеи обязательно вернуться из плена.
  • Ангел открывает важные подробности о Мессии.
  • Пророк Даниил. Мерзость запустения о которой говорил своим ученикам Иисус Христос.
  • Видение о будущем. Значительная часть пророчества посвящена борьбе, противоборству двух царей за господство. Исполнения этого пророчества охватывает и наши дни. Последнее пророчество Даниил. Северный царь.

Каким образом Бог заменит все человеческие державы и правительства, открывает пророчество Даниила, видение об истукане.

Внимайте пророчеству Даниила и урокам, находящимся в этой книге

Книга Даниила 2 глава

2:8,9 – Царь не был во всем доверчивым, проверял полученную информацию - пример для нас, особенно, если она негативная.

4:24 – Иегова всегда заранее дает шанс измениться, исправиться, не игнорируй его.

5:23 – Много богов, много тостов. Много тостов, много вина. Много вина, много тщеславия. Много тщеславия, мало разума.

6:4 – Так христиане должны исполнять свои обязанности на работе и в семье.
6:10 – Даниил, узнав, что нельзя молиться, сразу пошел и помолился. 1 Кор 10:13 – молитва поможет найти выход из сложившейся ситуации.
6:20 – Не верил, что Бог спасет, хотя говорил, что спасет (стих 16).
6:26,27 – Наш пример верности поможет другим захотеть узнать такого Бога, как Иегова.

Книга Даниила 7 глава

7:10 – У Бога много ангелов, но у каждого свое задание, своя роль. У нас в собраниях тоже у каждого своя роль, не должно быть скучно. Если не знаешь, чем заняться, спроси ответственных, кому можно помочь, служи с пожилыми, уделяй время детям.

9:2 – Хорошие духовные привычки.

Книга Даниила 10 глава

10:12 – То, что Бог не сразу отвечает на молитвы, не означает, что он их не слышит.
10:13 – Показывает, насколько важно полагаться на Бога в борьбе с Дьяволом - если ангел не мог с ним справиться, тем более я.
10:13 – Хотя это был ангел, но он счел необходимым объяснить причину своего опоздания. Хороший урок для нас. А в случае Даниила, который ждал помощи, не осуждать, т.к. не знаем всех обстоятельств опаздывающего.
10:18,19 – С усталостью Бог помог справиться через ангела. Сегодня Бог помогает через соверующих и ответственных братьев в собрании - цени, помогай другим, когда видишь, что устали.
10:19 – Когда я здороваюсь с соверующими в собрании, видно ли, что я желаю мира (евр. Шалом - не просто отсутствие войны, когда терпят друг друга, а гораздо больше - истиный мир и единство) по улыбке, выражению глаз, пожатию руки?

(17)30 декабря, православные почитают память святого Даниила и мучеников Анании, Азарии и Мисаила.

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон. Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

В плену оказалось много народа, среди которых были 4 юноши из знатных семей: Даниил, Ананий, Азарий и Мисаил. Они приглянулись царю Навуходоносору и были причислены к его свите. Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, - весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

За богоугодный образ жизни Господь наградил их мудростью, а Даниил получил еще дар толкования снов и прозорливости. Когда царю приснился сон, именно он смог растолковать его и рассказать о его значении. Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, ноги – из железа, а стопы – из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора - Его вечное Царство (Церковь): «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками – следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди – Греческая империя, а ногами – Римская империя.

Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах – гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников – из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон – он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственная надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: «И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве». В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами, чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).

Пророк Аввакум был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) – Маккавеи их потомки
- В конце – видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), - итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».
Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах», в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев), имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святе.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей – полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан – злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 – «мерзость запустения» - Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге» (Дан. 12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

В этот день, 30 декабря, незамужние девушки посвящают гаданию. Для того чтобы увидеть своего будущего супруга, необходимо взять 3 лавровых листа и написать на них имена 3-х святых отроков – Анания, Азария и Мисаила. Затем положить их под подушку и лечь спать. Во сне должен явиться суженый.

Также традиционно в этот народный праздник ставят театральные постановки об истории жизни трех отроков и Даниила.

Если на Данилов день иней покрыл все вокруг, то через 7 дней наступит потепление.

Если за окном метет метель, то пчелы хорошо будут трудиться в следующем году.