Таблица археологическая периодизация первобытной истории. История и культурология

1) Археологическая периодизация.

2) Периодизация Л.Г. Моргана.

3) Датировки и хронология истории первобытного общества.

    Происхождение человека.

    1. Антропогенез.

      Древнейшие предки человека.

Периодизация истории первобытного общества.

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.

Ж. Кондоросе (ХVIII в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие . А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в. Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное ипланомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате . Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

Диффузионизм – происхождение человека, техника обработки камня, окультуривание растений и др. зародились в одном месте, из которого распространились по все планете. Функционализм – обоснование прогрессивного, поступательного движения практической необходимостью и выгодой. (?)

В том же ХIХ в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара. Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус – неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы.

Таблица «Археологическая периодизация»

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

(древний каменный век)

ранний (древний, нижний)

культуры: дошельская (олдувайская, галечная), шельская (г.Шелль), ашельская (Сент-Ашелль, предместье г. Амьена), мустьерская (пещера Ле Мустье)

поздний (верхний)

ориньякская (пещера Ориньяк), солютрейская (стоянка Солютре), мадленская (пещера Ле Мадлен)

МЕЗОЛИТ

(средний каменный век)

азильская (пещера Мас д`Азиль), тарденуазская (Фер-ан-Тарденуа)

НЕОЛИТ

(новый каменный век)

бадарийская (с.Бадари), трипольская (с.Триполье)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.

В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества , прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство)

Начало - появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи.

Возникновение рыболовства, появление огня.

Изобретение лука и стрел.

Варварство. Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств).

С открытия гончарства и распространения керамики..

Введение скотоводства и поливного земледелия.

С появления железа.

Цивилизация.

Изобретение иероглифического и алфавитного письма.

Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.

Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Праобщина (Первобытное человеческое стадо)

Праобщина

Эпоха антропосоциогенеза

Раннепервобытная (ранняя родовая) община охотников, собирателей и рыболовов

Первобытная родовая община

Первобытная родовая община

Позднепервобытная (позднеродовая, развитая) община земледельцев и скотоводов

Первобытная соседская (протокрестьянская), распад родовой общины

Первобытная соседская община

Эпоха классообразования

Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные , с социальным расслоением, стратифицированные , уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества , которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию (эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю , начинающуюся с появления государства и письменности.

Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.

Датировки и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, т.е. имеет место указание на тысячелетие, век, год, день, поэтому хронология - абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий путем сопоставления культур и археологических типов с изменениями в природной среде (на основе данных археологии, палеонтологии, геологии, палеоклиматологии).

Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.

    Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота непрерывно в земной атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада (период, в течение которого распадается половина первоначального количества С 14), можно проводить датировку.

    Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Ограниченность этого метода состоит в его пригодности только для минералов и пород, содержащих калий.

    Дендрохронологический, возраст находок определяется по годичным кольцам деревьев.

    Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.

Изучение истории первобытного общества требует привлечения данных археологии, этнографии, лингвистики, палеозоологии, палеоботаники, их комплексное использование и синтез позволяют производить реконструкцию истории.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек. К антропологическим - костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ

Происхождение человека.

Антропогенез.

Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. (В качестве приложения таблица «Эры и периоды Земли»).

Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г . показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов – семейство человекообразные – семейство гоминид – род homo – вид человек современного типа – Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид – вид ископаемого или примитивного человека – Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки.

    Прямохождение (бипедия или ортоградность ).

    Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

    Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду» , но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthroposчеловек, genesis – возникновение) – процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

    Переход к прямохождению.

    Развитие мозга.

    Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

    Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

    Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами). i

Древнейшие предки человека.

Многие ученые считают, что родословная первобытного человека идет от обнаруженных в Египте парапитека (греч. para – возле, около, pitekos – обезьяна) и его ближайшего потомка проплиопитека (греч. pro – раньше), от которого образовались две ветви. Одна из них привела к плиопитеку и сивапитеку . От плиопитека произошли современные гибоны, от сивапитека – орангутанги.

Другая ветвь, более прогрессивная, привела к возникновению дриопитеков («древесная обезьяна») – высокоразвитых древних обезьян, чьи останки были найдены в ХIХ в. в относящихся к концу третичного периода отложениях. Для дриопитеков характерно некоторое уменьшение размеров клыков, промежутка между ними и резцами, черты, отделяющие их от приматов и приближающие к человеку. По составу дриопитеки не были однородны, развитие только некоторых из них пошло по пути очеловечивания. Дриопитеки были общим предком для человека и африканских человекообразных обезьян – гориллы и шимпанзе.

Не ставшие на путь очеловечивания обезьяны приспособились к жизни на деревьях, их биологическое развитие пошло по линии увеличения размеров тела (гигантроп, мегантроп , современные гориллы).

От прогрессивной ветви дриопитеков появился рамапитек – древняя антропоидная обезьяна, остатки челюсти которой были обнаружены на севере Индии также в третичных слоях Сивалинских холмов . Рамапитек более близок к человеку, чем дриопитек. Главным отличием в строении челюсти было то, что в сравнении с остальными зубами клыки не выдавались вперед.

В 1924 г. на территории Южной Африки найдены останки австралопитека (за период с 1935 по 1951 гг. найдены около 30 особей этой обезьяны). Таз и бедренные кости его близки человеческим; австралопитекам свойственно передвижение на двух ногах в вертикальном или почти вертикальном положении. Причина перехода к прямохождению (двуногой локомации) объясняется общими условиями жизни (безлесные и полупустынные местности на западе и в центре Южной Африки ) и борьбы за существование.

Отличительная особенность верхних конечностей – противопоставленный большой палец, но по своим размерам несколько больший, нежели у современного человека.

Череп – более вертикальный, чем у других антропоидов, уже видна посадка головы. Этот факт объясняется тем, что «на значительной части затылка австралопитека уже не было сильных шейных мышц, которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном ее положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека». ii Зубы и глазницы по форме человеческие, клыки и челюсти менее развиты, чем у дриопитеков и рамапитеков (вероятно, связано с тем, что для защиты в большей степени использовал подручные средства, нежели собственные зубы). Объем мозга 600-700 см. куб.

Освобождение передних конечностей предоставило возможности нового развития орудийной деятельности – расширяющееся и систематическое употребление предметов, в первую очередь палок и камней.

В «кухонных очагах» австралопитеков найдены обломки панцирей черепах, кости ящериц, панцири пресноводных крабов. Следовательно, можно предполагать, что помимо собирания растительной пищи, птичьих яиц и др., австралопитеки добывали мелких животных, ящериц и крабов, а иногда нападали и на сравнительно крупных животных, используя камни и палки. Найденные рядом с останками австралопитеков черепа павианов имеют повреждения в виде трещин (50 из 58 черепов).

Употребление в пищу мяса в значительной степени способствовало ускоренному прогрессивному развитию, наибольшее влияние оказывая на развитие мозга, поставляя необходимые вещества в значительно большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном и легко усваиваемом виде.

Предки человека, вероятно, были схожи с австралопитеками по физическому облику и образу жизни и заселяли, очевидно, обширную территорию в Африке и на юге Азии .

К австралопитекам относятся: зинджантроп , возраст около 1,5 млн лет (Восточная Африка , раннечетвертичные слои Олдовайских гор), открыт в 1959 г. (прямоходящий, большой мозг, близкое к человеку строение зубов); презинджантроп или Homo hablis («человек умелый») .

Характеристики презинджантропа:

    прямохождение;

    объем мозга 670-680 см. куб.;

    близкое к современному человеку строение конечностей и зубов.

В тех же слоях обнаружены грубые рубящие галечные орудия, возраст которых 1,75-1,85 млн. лет . Этот факт служит причиной споров между учеными – относить ли человека умелого к людям (основание- изготовление орудий) или к австралопитекам (основание – сходство морфологического строения). Но обнаруженные орудия вряд ли относятся к самым древним, имеют место находки, возраст которых 2,1 и 2,6 млн. лет, кроме того доказано существование остеодонтокератической (костной) индустрии изготовления орудий, олдувайская культура (галечная) – древнейший этап палеолитической индустрии.

В 1891-1894 гг. на острове Ява голландец Э. Дюбуа обнаружил останки наиболее древнего первобытного человека питекантропа («обезьяночеловек прямоходящий») . В черепе явно видно сочетание черт обезьяны и человека, поэтому ученые высказывали предположение о том, что он представляет собой переходную форму от обезьяны к человеку.

Обезьяньи признаки – примитивная структура и своеобразная форма черепа с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, малая высота черепной коробки, массивный широкий надглазничный валик, следы продольного гребня на темени, наклонный лоб, большая толщина черепных костей. Объем мозга - 850-950 см. куб. Отливки внутренней полости черепа позволили сделать выводы, что у питекантропа не были достаточно развиты центры внимания и памяти, способность к мышлению находилась в зачаточном состоянии.

Орудия на Яве обнаружены не были, но уровень физического строения питекантропа таков, что позволяет и изготавливать и использовать их. Делаются предположения о глобальной катастрофе, когда поток лавы, а более вероятно воды, унес с места обитания и обезьяночеловека и животных.

Раскопки в пещере Чжоукоудянь в северном Китае в 1920-е гг. предоставили значительный материал для археологов и антропологов (останки около 40 «человек», в том числе и дети). Пекинский обезьяночеловек (синантроп ). Останки в «полном наборе», поэтому изучен детально.

Прямохождение не вызывает сомнений. Средний рост, крепкое сложение. Более развиты верхние конечности , фактически настоящие человеческие руки, причем явно видно преимущество правой руки. Черепной свод выше, чем у питекантропа, но сохранился надбровный валик, отсутствует подбородочный выступ, характерное для обезьян строение зубов. Мозг претерпел прогрессивные изменения, объем около 1050 см. куб. (один из черепов 1225 см. куб.), асимметричного строения, одна половина развита лучше другой (рука). Кроме того, вздутие в задней части височной доли и др. областях, что может свидетельствовать о наличии членораздельной речи. «Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа и синантропа отсутствовала еще возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого еще слишком примитивен и неразвит. Не в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и четко оформленные сочетания звуков… Синантроп объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной… Слабо дифферинцированные звуки, дополняемые мимикой и телодвижениями». iii

Более разнообразные орудия труда. Использование огня. Наземные жилища.

Близок по уровню развития синантропу гейдельбергский человек , но останки его более чем фрагментарны (только нижняя челюсть).

С 1856 г. продолжаются открытия останков, относящихся к виду Homo primigenius или неандертальцу. Сильного коренастого, с мощной мускулатурой и массивным скелетом. Рост небольшой, мужчины до 155-165 см. Туловище относительно короткое, изгибы позвоночника слабо выражены, сутулая походка. Кисти рук грубые и массивные, лапообразные. Череп низкий, покатый, «убегающий» лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазничный валик. Верхняя челюсть сильно выступает вперед, резца крупные, лопатообразные. Подбородочный выступ отсутствует.

Объем мозга 1300-1600 см. куб. Но структура мозга примитивна. Увеличились лобные доли, разрастается теменная (центры высшей психической деятельности, но вероятно способность к логическому мышлению ограничена, сильная возбудимость; судя по строению мозга, древнейшие люди, до неандертальца включительно не могли еще контролировать свое поведение, в частности, сдерживать порывы ярости), повышается свод черепа и уменьшается наклон лба, округляется затылок.

Более разнообразные и результативные виды деятельности. Искусственное добывание огня. Захоронения (высокая смертность, все изученные неандертальцы, дожившие до 31 года, мужчины).

Неандертальцы не были однородны (палестинские находки, европейские «шаппельцы») и, по-видимому, их эволюция шла разными путями. Но повсеместно (в Европе, Передней и Средней Азии, Восточной, Южной и Северной Африке, Юго-Восточной Азии) неандертальцы предшествовали кроманьонцам .

Палестинские неандертальцы . Доказательство перехода от неандертальца к человеку современного типа костяки мустьерского времени, обнаруженные в палестинской пещере Эс-Схул , на горе Кармел . В них сочетаются неандертальские черты и черты, характерные для современного человека. Новые черты - в строении черепа. Высота их черепной коробки близка к высоте обычной для современного человека. Лоб менее наклонный. Главное отличие палестинских неандертальцев - отчетливо выраженный подбородочный выступ, кроме того, устройство стопы и позвоночника. iv

Территория, где происходило формирование человека современного типа охватывала Средиземноморье, Переднюю и Среднюю Азию, территории на Кавказе и в Крыму. Некоторые группы неандертальцев, жившие в менее благоприятных для взаимного контакта условиях, приняли меньшее участие в процессе становления человека современного типа или вообще вымерли (неандертальцы острова Ява и Южной Африки).

В процессе формирования человека современного типа идет и расогенез - процесс формирования человеческих рас (влияние естественные условия жизни и разобщенность человеческих групп).

iАлексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

ii Всемирная история. В 10-ти т. - Т. 1. - М., 1955. - С.19.

iiiТам же. - С. 37.

ivСм.: Всемирная история. В 24 т. - Т. 1. - Минск.: Современный литератор, 1999. - С.68.


Источники сведений о первобытности

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников - археологические источники - позволяют ис следовать материальные основы человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовноммире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст руировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность - так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных обществ и исследователи должны об этом помнить. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых обществ - племен аборигенов Австралии и первобытных носителей сходных культур. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза - происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого - материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

Существует, помимо основных вышеперечисленных, множество других вспомогательных источников. Это палеоботаника - наука о древних растениях, палеозоология - наука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.

Периодизация и хронология первобытной истории

Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология - наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Применяются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хронология только устанавливает последовательность событий, отмечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хронология широко используется археологами при исследовании различных археологических культур.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

Мезолит (среднекаменный век) - VIII-V тыс. до н. э.;

Неолит (новый каменный век) - V-III тыс. до н. э.;

Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами;

Бронзовый век - III-II тыс. до н. э.;

Железный век - начинается в I тыс. до н. э.

Датировки эти очень приблизительны и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез)

В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии:

1) появление антропоидных предков человека;

2) появление древнейших и древних людей;

3) появление человека современного типа.

Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550-600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 - 2 млн лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов - поздней формы питекантропа - 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян - низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750-200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца - от 1200 до 1600 куб. см - приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250-40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Человек современного физического типа - кроманьонец - появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 - 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез - формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.-

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство» Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты - загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева - палки-копалки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши - способа вторичной обработки камня - доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий - скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки - дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки - летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой - в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты - кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел - мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен так;е бумеранг - изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное - собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии - шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе - обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее - из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества - возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых жиь jthbix, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.

Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).



Обязательным условием осознания школьниками отдельных фактов, как связанных между собой, так и последовательностью закономерностей исторических процессов, протекавших на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде, является локализация фактов не только в пространстве, но и во времени.

Основной опорой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умение ими пользоваться.Хронология делится на 2 части:

Математическая-изучающая пути исследования и вычисления движения небесных тел, точное астрономическое время;

Историческую-устанавливает на основании изучения письменных и археологических источников время того или иного события и время возникновения исторических источников.

В обучении истории работа по временной локализации фактов связана с их пространственной локализацией. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связь с предшествовавшими и последовавшими событиями, их последовательность. Основная задача хронологии — установление временных отношений между изучаемыми фактами, что служит опорой для сознательного усвоения школьниками исторических знаний в целом.

Установление хронологической связи представляет собой особенность изучения истории. Она основывается на знании последовательности исторических фактов, процессов их последовательности или синхронности в одной или разных странах. Хронологические связи относительно элементарны.

Роль хронологии как основы исторического знания особенно четко проявляется в знании учащимися периодизации исторических процессов. Периодизация требует прежде всего понимания качественных отличий между периодами. Также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Даты исторических периодов являются основным элементом хронологических знаний. Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у учащихся понятие исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет методику обучения хронологии. Сейчас существует в школе такая периодизация истории:

Первобытное общество: каменный(палеолит, мезолит, неолит), бронзовый, железный век;

Средние века: раннее(V-IX века), высокое(IX-XIII века), позднее(XIV-XV века);

Новое время:1)XVI-конец XVIII в., 2) конец XVIII-1918(От Великой Французской революции до окончания Первой мировой войны);

Новейшее время: 1918-по н.в.(от окончания Первой мировой войны).

Недопустимо формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление их последовательности путем простого сопоставления. Последовательность дат должна познаваться главным образом на основе смысловых связей между фактами. Только такое обучение станет основой для сознательного и прочного запоминания хронологии. Следует помнить, что школьники проще запоминают округленные даты века, части века, десятилетия, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты.

Хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств.

Хронология помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже, или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Школьный курс истории содержит хронологию трех родов:

1)Одни являются общеизвестными и должны быть закреплены в памяти людей на всю жизнь.

2)Другие даты являются опорными при изучении определенного курса истории и должны прочно сохраняться в памяти по крайней мере на протяжении его изучения. Они, как правило, выделяются в учебниках.

3)Третьи являются сопутствующими и служат для установления связи датируемых фактов с опорными фактами, для соотнесения их с периодом истории

Кроме последовательных, важную роль играют синхронные связи. Установление синхронных отношений расширяет исторический кругозор учащихся, не дает сознанию замкнуться в узких рамках истории одной страны. В условиях синхронности сопоставляются культурное, экономическое, политическое развитие двух и более стран. На этом же принципе построено и выявление разновременности аналогичных исторических процессов в разных странах (н-р сопоставление дат буржуазных революций, создания рабочих партий и т.д.). Такое сопоставление служит осознанию общих черт и разных уровней исторического развития в разных странах, установлению общего направления развития истории.

Методика

В пятом классе счет лет в истории разъясняется по столетиям. Следует обратить внимание на осознание связи годовых дат с веком. По каждому веку в памяти учащихся закрепляется опорный датированный факт. В беседе и при опросе рекомендуется идти не только от года к веку, но и наоборот — спрашивать, какие события произошли в веке, части века. Каждую новую дату следует связать с предшествующими, например, сколько лет прошло, сколько продолжалось, сколько лет назад было и т.д. Необходимо объяснить порядковый счет веков, н-р XVI в. начинается в 1501 г. и заканчивается 1600 г. Полезно объяснить учащимся, какие годы и почему называются 50-е, 60-е, т.к. аналогия со счетом веков зачастую вводит их в заблуждение. Например, 20-е годы начинаются в 1921 и заканчиватся в 1930. Начало -до 53. Середина — 54-56. Вторая половина — 57-58. Конец — 1959-60.

В 5-6-х классах изучению хронологии помогает "лента времени", наглядно показывающая временные соотношения между временными фактами. Цель ее — преодолеть некоторые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5-7 классов. С большим трудом ученики усваивают протяженность и размещение материала во времени; вторая проблема — большая протяженность временных периодов и малая насыщенность их событиями. Лента времени также помогает понять обратный счет лет до н.э.

Работа по изучению хронологии включается в общий процесс изучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, при его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на 5-6 классы, так и на последующие.

Наибольшие трудности в освоении хронологии приходится на 6 класс. Это объясняется огромной длительностью изучаемого периода, необходимостью установления синхронных связей в развитии изучаемых стран. В 6 классе должны быть сформированы почти все понятия и умения, связанные с хронологией. Все это требует особого внимания учителя к вопросам хронологии. Программа отводит один урок на ознакомление учащихся с летоисчислением. Главная цель — усвоение понятий "н.э.", "до н.э.", освоение счета лет до н.э. Основное внимание должно быть сосредоточено на усвоении учащимися логики работы с хронологиями. Для этого на доске вычерчиватся линия времени, аналогичная той, что есть в учебнике.

––––––––––––––––––––––|––––––––––––––––––––––––––––––>

Есть 6 опорных дат:

5508 — сотворение мира

3762 г до н.э-сотворение мира по иудейскому календарю

776 г до н.э.-первые Олимпийские игры в Древней Греции

753 г до н.э — создание Рима

1 г. н.э-Рождение Христа. Общепризнанная дата начала летоисчисления по григорианскому и новоюлианскому календарям.

622 г. н.э-Хиджра. Начало мусульманского лунного календаря

Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают календари, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков.

Необходимо научить детей правильно устанавливать соотношение единиц времени-год, век, тысячилетие-по аналогии с часами; если число больше 1000, то тогда у 2-ух 1-ых чисел +1(1067-10+1=XI век), если меньше 1000, то к 1 числу +1(869-8+1=IX век).

1950-е-1951-1960

Начало десятилетия-1-й, 2-й,3-й годы, середина-4-й,5-й, 6-й годы, 2-я половина-7-й, 8-й, конец-9-й, 10-й годы.

Четверти столетия: 1)1-25 п.,2)26-50 п.,3)51-75 п., 4)76-100 п.;

Трети столетия:1)1-33 т., 2)34-66 т.,3)67-100 т.

Половины столетия:1)1-50 п.,2)51-100 п.

Условные части столетия: начало-1-9 т, середина-44-55 т., конец-91-100 т.

Счёт лет по столетиям: 1-е-1-100 т., 2-е-101-200 т. И т.д.

После 4 октября 1582 г. в Риме наступило 15 октября согласно булле папы Григория XIII о переходе с юлианского на григорианский календарь. После 31.12.7208 г. в России наступило 1.01.1700 от РХ согласно указа Петра I по григорианскому календарю вместо юлианского календаря. Новый год был перенесен с 1 сентября на 1 января — переход от византийской к западноевропейской системе счисления. После 31.01.1918 в России наступило 14.02.1918 г. согласно декрету СНК о переходе на григорианский календарь.

Хронологический материал обязательно привлекается во время беседы и опроса. Учитель учит учеников датировать без принуждения все называемые факты, оценить их длительность, найти синхронные факты. Учитель интонацией выделяет отдельные даты. Этому служит продолжением предложение учащимся самим найти дату в хронологической таблице. Усвоению названия даты служит увязка ее с хронологическими данными учеников, для чего учитель ставит вопрос, сколько времени произошло с того или иного события. Данные приемы не только акцентируют внимание на дате, но и помогают включить факт в их систему знаний. При редкой хронологической канве полезно связать дату с веком или его частью, но при эмоциональном рассказе перебивать его хронологическими расчетами нецелесообразно.

Размещению дат служит классная доска. Как правило, каждая названная хронологическая дата записывается на доске им самим или учеником. Цифры должны быть четкими, хорошо видными с задних парт. Наиболее важные даты записываются более крупными цифрами, подчеркиваются или заключаются в рамки. Последовательные даты размещаются вертикальной колонкой, синхронные — на одном горизонтальном уровне. При записи дат и событий, происходивших в западных и восточных странах, первые размещаются слева, вторые — справа.

Разнообразные задания, связанные с временной локализацией фактов: составление тематических хронологических рядов, комплексов. Возможны задания, предусматривающие датирование исторических явлений, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы.

Поиск на сайте:

Абсолютная и относительная хронология. Естественно-научные и исторические методы установления абсолютной и относительной хронологии. Геологическая, палеоклиматическая,

палеонтологическая, археологическая периодизации и хроноло-гии и их значение для установления первобытной хронологии.

Отечественные и зарубежные исследователи о периодиза-ции первобытной истории.

Формационная, цивилизационная и другие теории перио-дизации и первобытность.

Принципы и критерии периодизации истории первобыт-ного общества: уровень разделения труда (К. Маркс), разви-тие форм семейно-брачных отношений (М.О.

Косвен), исто-рические формы общины (С.П. Толстов, А.И. Першиц), эта-пы развития хозяйства и способ производства (Г.Е. Марков). Причины трудностей создания периодизации истории перво-бытного общества.

Происхождение человека.

Ранние этапы антропогенеза.

Воз-никновение человека

Место человека в биологической и антропологической сис-тематике. Выделение человека из мира животных.

Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Специфика приспособления к окружающей среде человека и современных человекообразных обезьян.

Промежуточные между обезьяной и человеком эволюционные звенья. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и ее дальнейшее подтверждение.

Место и время начала антропогенеза и его этапы.

Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза.

Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антро-погенеза.

Возникновение прямохождения, дифференциация функций конечностей, развитие мозга, возникновение речи и зачатков логического мышления, использование природных предметов и начало их обработки.

Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфо-логические изменения организма и социальные факторы.

Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна - промежу-точное существо - человек.

Гипотезы о ранних видах трудо-вой деятельности и их решающем значении в ходе естествен-ного отбора и антропогенезе при приспособлении к меняю-щимся условиям природной среды.

Труд как основа и содер-жание социальной деятельности.

Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек - «общественное животное». Значение изго-товления и применения орудий труда на начальных и после-дующих этапах антропогенеза. Условнорефлекторная и соци-альная деятельность.

Переход от биологической организации стаи (стада) к первобытному коллективу и накопление соци-альной информации. Роль тепла и использование огня в воз-никновении социальной сферы.

Существо и значение культу-ры как суммы социальной информации о трудовой деятельно-сти и ее роль в приспособлении человека к окружающей среде на разных этапах антропогенеза.

Биосоциальный и социаль-ный уровни развития.

Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипоте-зы об их месте в антропогенезе (как отдаленного предка со-временного человека или тупиковой линии).

Презинджантроп и дискуссия о так называемом «человеке умелом» (Homo habilis) и «галечных орудиях» (Я.Я. Рогинский). Олдувайская «культура». Проблема датировок и эволю-ционной преемственности. Синхронность обитания презинджантропа и археоантропа.

Эпоха археоантропов

«Человек прямоходящий» (Homo erectus) - создатель куль-туры питекантропов (Homo pithecanthropus).

Питекантропы яванский, синантроп, гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертсселеш, Бельцингслебен и др. Морфологические признаки: размер головного мозга, лицевой скелет, диффе-ренциация конечностей. Происхождение питекантропов.

Сте-пень очеловечения. Биосоциальный уровень развития.

Способы жизнеобеспечения: собирательство, охота. Пред-положение об охоте питекантропов на крупных животных. Орудия труда. Приспособление к окружающей среде и добы-вание средств существования.

Стоянки и жилища. Степень достоверности гипотез о начатках речи, элементах духовной культуры и социальной организации (стадо, первобытный коллектив, социальное сообщество) у питекантропов.

Эпоха палеоантропов

Неандертальцы (Homo primigenius) и их разновидности во времени и пространстве.

Время и место обитания. Биологиче-ские признаки ранних, прогрессивных и поздних неандер-тальцев. Проблема отнесения неандертальцев к одному или разным видам. Неандертальцы эпохи ашеля и мустье. Естественный отбор как признак незавершенности очеловечения неан-дертальцев. Гипотезы о степени очеловечения.

Периодизация истории

Концепция био-социального уровня развития. Спорность отнесения неандер-тальцев к виду «хомо сапиенс» в связи с данными генетики, и вопрос о месте разных групп неандертальцев в антропогенезе. Питекантропы и неандертальцы. Ранние и поздние неандерталь-цы (группа шапель, эрингсдорф, находки в пещере Кафзеях в Палестине и др.).

Присваивающая деятельность неандертальцев: собирательство, охота, предположение о начатках рыболовства. Орудия труда и оружие и их роль в приспособлении к окружаю-щей среде и добывании средств существования.

Поселения и жилища неандертальцев.

Предположения об использовании одежды, семейной и общественной организа-ции (праобщина), религиозных верований, искусства. Аргу-ментация и степень достоверности.

Поздние европейские неандертальцы в условиях наступле-ния ледникового климата (вюрмская эпоха) - современники человека современного вида.

Генетические различия между поздними палеоантропами и неоантропами.

Возникновение человека современного вида и этапы разви-тия первобытного общества

Завершение антропогенеза и возникновение человека со-временного вида, неоантропа (Neoanthropus) во второй поло-вине позднего плейстоцена.

Области формирования неоан-тропа (моно-полицентризм) и проблема его видового единства (моно-полигенез).

Гипотезы о происхождении неоантропа: от разных групп неандертальцев, от «пресапиенса» (находки из Сванскомба и Фонтешеваде), от африканских археоантропов.

Принципиальные отличия неоантропа от более ранних ис-копаемых видов: завершенность естественного отбора, при-способление к окружающей среде на основе ненаследствен-ного социального опыта (трудовой деятельности).

Оконча-тельный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциаль-ного к социальному развитию.

Неоантропы — социальные существа. Биологические при-знаки и уровень интеллекта.

Неоантроп - современник позд-них неандертальцев, их генетические различия.

Расширение первоначальной ойкумены расселения неоан-тропа и расовая дифференциация человечества.

Начало сло-жения в позднем палеолите-мезолите европеоидной, монго-лоидной, негроидной и промежуточных рас. Процесс расогенезиса. Предположение о приспособительном значении расо-вых признаков (Г.Ф. Дебец, Н.Н. Чебоксаров, В.П. Алексеев). Видовое единство всех человеческих рас и расовых типов. Морфологические признаки человеческих рас.

Сложение «готовых» человека и общества. Определяющая роль труда и социального опыта в добывании жизненных благ и общественной деятельности.

Развитие мышления и речи. Начало образования этнических общностей.

Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании. На-чало сложения хозяйственно-культурных типов (ХКТ)

12345Следующая ⇒

Хронология истории первобытного общества.

⇐ Предыдущая12

Первобытнообщинный строй являлся самым длительным по времени этапом истории человечества, растянувшись более чем на миллион лет.

Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно на сегодняшний день просто невозможно, так как во вновь об-наруживаемых костных остатках наших далёких предков большин-ство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется.

Так, сегодня одни учёные считают, что древнейший человек возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появ-ление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя гра нь первобыт-нообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс.

лет, раз-личаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые цивилизованные общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в I тыс. н. э.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, её периодизациями, так как параллельно существу-ют несколько периодизаций (специальных и общеисторическая) первобытной истории, частично отражающих характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая , основанная на различиях в материале и технике изготовления ору-дий труда.

Эта периодизация получила научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.

Каменный век начинается с палеолита (древне-каменного века), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита .

Затем следует переходная эпоха мезолита (среднекаменного века), который иногда называют «послепалеолитом » (эпипале-олитом ), или «преднеолитом » (протонеолитом ), иногда же не выде-ляют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – неолит (новокамен-ный век).

В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита , или халколита .

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Хронология и периодизация в изучении истории

Для абсолютной датировки используются различные методы есте-ственных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годич-ным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позво-ляют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и ста-дии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних ци-вилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.

Для боль-шей части ойкумены (освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие рубежи:

нижний палеолит закончился приблизитель-но 100 тыс.

лет назад;

средний палеолит – 45-40 тыс. лет назад;

верхний палеолит – 12-10 тыс. лет назад;

мезолит – не ранее 8 тыс.

лет назад;

неолит – не ранее 5 тыс. лет назад;

бронзовый век длился до начала 1 тыс. до н. э., когда начался век железа .

Относительная датировка достигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологиче-скими периодами истории Земли.

Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период . Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен ) и послелед-никовую (голоцен ) . Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.

Археологическая периодизация всецело основана на техно-логическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом.

Она позволяет судить только о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии общественных отношений.

Но археологическая периодизация не может претендовать на универсальность, ибо из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития об-щества могут пользоваться или не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.

Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека.

Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа . Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминид, их родов и видов, а также их наименова-ний, тоже очень разнится у разных исследователей.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении её на историю первобытных обществ, существовав-ших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовав-ших с этими и позднейшими цивилизациями.

Первые изучаются, главным образом археологически, вторые – с помощью традиционных исторических источников, прежде всего – письменных. Немаловажное значение также имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших недавно и ныне существующих.

Ни одна из указанных периодизаций, однако, не в состоянии заменить общеисториче-ской периодизации древнейшего прошлого человечества, разработ-ка которой ведётся уже более столетия главным образом по этноло-гическим и археологическим данным.

Первая серьёзная попытка в этом направлении была предприня-та выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом .

Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства ицивилизации и основываясь глав-ным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из назван-ных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, выс-шая – с изобретения лука и стрел.

Переход к низшей ступени вар-варства знаменуется распространением керамики, к средней освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением же-леза.

С изобретением письма на-чинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом , который обобщил периоди-зацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающе-го , а эпоху варварства – как время производящего хозяйства . Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «человеческого стада ». Уникальность заключительного этапа первобытной ис-тории, соответствующего высшей ступени варварства, была показана им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В советский период теоретическому наследию Ф.

Энгельса (« Роль труда в превращении обезьяны в человека» ) придавали главенствующее значение, что долгое время исключало всякие поползновения на корректировку его взглядов на историю первобытности или, тем более, критику.

На воспринятом буквально теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении этой истории. Но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частнос-ти, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некото-рых цивилизаций ещё не знали производственного применения ме-таллов, между тем как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.

Поэтому учёные обратились к критерию, на котором основа-но членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отноше-ний.

В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению следующих этапов:

праобщины (первобытного человеческого стада) ;

первобытной родовой (раннепервобытной) общины;

первобытной соседской (позднепервобытной) общины .

Первобытная история как таковая начинается с эпохи праобщины (перво-бытного человеческого стада, антропосоциогенеза).

Эта эпоха от-крывается возникновением древнейших людей-архантропов, использовавших примитивнейшие орудия в своей деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные произ-водственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоле-ние в процессе трудовой деятельности остатков животного состоя-ния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной общины открывается возникновением пер-вых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины.

Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.

В результате прогрессирующего развития всех отраслей хозяйствен-ной деятельности и роста избыточного продукта общая собствен-ность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место об-щинно-соседским в их ранней, первобытной форме.

Появляют-ся начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарож-дение частной собственности, общественных классов и государст-венности.

Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми общест-вами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в сво-ем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Трудно указать абсолютный возраст этих эпох, причём не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археоло-гическими и палеоантропологическими эпохами.

Ведь уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосущест-вованию самых разных по своей стадиальной принадлежности об-ществ.

⇐ Предыдущая12

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества.

В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.

С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс.

лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад.

Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель в Северной Франции, «Костенки» – от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец.

Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы.

Хронология и периодизация

На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда.

Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу.

Тогда же были изобретены лук и стрелы.

Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня – нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.

Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс.

до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке.

На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X–VII вв. до н.э.– среди племен, обитавших на Северном Кавказе (скифы, киммерийцы), в Поволжье (дьяковская культура), Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в.

Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.

Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в.

советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д.

В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

  1. эпоха первобытного стада;
  2. эпоха родового строя;
  3. эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все названные системы периодизации по-своему несовершенны.

Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. Поэтому оптимальная система периодизации должна учитывать наибольшее число показателей развития общества.

История первобытного общества.

1. Периодизация истории первобытного общества.

1) Археологическая периодизация.

2) Периодизация Л.Г. Моргана.

3) Датировки и хронология истории первобытного общества.

2. Происхождение человека.

1) Антропогенез.

2) Древнейшие предки человека.

Периодизация истории первобытного общества.

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.

Ж. Кондоросе (ХVIII в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие . А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в. Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное ипланомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате . Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

Диффузионизм – происхождение человека, техника обработки камня, окультуривание растений и др. зародились в одном месте, из которого распространились по все планете. Функционализм – обоснование прогрессивного, поступательного движения практической необходимостью и выгодой. (?)

В том же ХIХ в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара. Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус – неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы.



Таблица «Археологическая периодизация»

Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.

В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества , прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»

Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.

Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные , с социальным расслоением, стратифицированные , уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества , которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию (эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю , начинающуюся с появления государства и письменности.

Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.

Датировки и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, т.е. имеет место указание на тысячелетие, век, год, день, поэтому хронология - абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий путем сопоставления культур и археологических типов с изменениями в природной среде (на основе данных археологии, палеонтологии, геологии, палеоклиматологии).

Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.

1. Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота непрерывно в земной атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада (период, в течение которого распадается половина первоначального количества С 14), можно проводить датировку.

2. Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Ограниченность этого метода состоит в его пригодности только для минералов и пород, содержащих калий.

3. Дендрохронологический, возраст находок определяется по годичным кольцам деревьев.

4. Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.

Изучение истории первобытного общества требует привлечения данных археологии, этнографии, лингвистики, палеозоологии, палеоботаники, их комплексное использование и синтез позволяют производить реконструкцию истории.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек. К антропологическим - костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ

Первобытная эпоха человечества — это период, который длился до изобретения письменности. В XIX веке он получил несколько иное название — «доисторический». Если не углубляться в смысл этого термина, то он объединяет совершенно весь временной промежуток, начиная от возникновения Вселенной. Но в более узком восприятии речь идёт лишь о прошлом вида человека, продолжавшемся до определённого периода (о нём было сказано выше). Если средства массовой информации, учёные или другие люди используют в официальных источниках слово «доисторический», то обязательно указывается период, о котором идёт речь.

Хотя характеристика первобытной эпохи складывалась исследователями по крупицам несколько столетий подряд, всё равно до сих пор совершаются открытия новых фактов, касающихся того времени. Из-за отсутствия письменности люди сопоставляют для этого данные археологической, биологической, этнографической, географической и других наук.

Развитие первобытной эпохи

На протяжении развития человечества постоянно предлагались различные варианты классификации доисторического времени. Историки Фергюсон и Морган разделили на несколько этапов: дикость, варварство и цивилизация. Первобытная эпоха человечества, включающая первые две составляющие, разбита ещё на три периода:

Каменный век

Первобытная эпоха получила свою периодизацию. Можно выделить основные этапы, среди которых был и В это время все оружие и предметы для повседневной жизни делали, как можно догадаться, из камня. Иногда люди в своих работах использовали древесину и кости. Уже ближе к завершению указанного периода появилась посуда из глины. Благодаря достижениям этого века сильно изменился ареал размещения на обжитых территориях планеты человека, а также именно в результате него началась человеческая эволюция. Речь идёт об антропогенезе, т. е. о процессе возникновения разумных существ на планете. Конец каменного периода ознаменовался приручением диких животных и началом выплавки некоторых металлов.

По временным отрезкам первобытная эпоха, к которой относится этот век, разделилась на этапы:


Медный век

Эпохи первобытного общества, имея хронологическую последовательность, по-разному характеризуют развитие и становление жизни. В различных территориальных областях период длился различное время (либо не существовал вообще). Энеолит мог соединяться с бронзовым веком, хотя учёные всё же выделяют его в отдельный период. Примерный временной срок — 3—4 тыс. лет Логично предположить, что эта первобытная эпоха обычно характеризовалась использованием медных приспособлений. Однако камень из «моды» не выходил. Знакомство с новым материалом происходило достаточно медленно. Люди, находя его, думали, что это камень. Обыкновенная на тот период обработка — удары одним куском об другой — не давала привычного эффекта, но всё же медь поддавалась деформации. При введении в бытовую жизнь холодной ковки работа с ней пошла лучше.

Бронзовый век

Эта первобытная эпоха стала одной из основных, по мнению некоторых учёных. Люди научились обрабатывать некоторые материалы (олово, медь), за счёт чего добились появления бронзы. Благодаря этому изобретению начался в конце века коллапс, происходивший достаточно синхронно. Речь идёт об уничтожении объединений человека — цивилизаций. Это повлекло за собой долгое становление железного века в определённой местности и слишком затяжное продолжение бронзового. Последний в восточной части планеты продолжался рекордное количество десятилетий. Он завершился вместе с появлением Греции и Рима. Век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Во все эти периоды активно развивалась архитектура того времени. Именно она повлияла на становление религии и мировоззрения общества.

Железный век

Рассматривая эпохи первобытной истории, можно прийти к заключению о том, что стал последним перед появлением разумной письменности. Проще говоря, это столетие условно было выделено в отдельное, так как появлялись предметы из железа, они широко применялись во всех жизненных сферах.

Выплавка железа была достаточно трудоёмким процессом для того века. Ведь настоящий материал получить было невозможно. Это связано с тем, что он легко поддаётся коррозии и не выдерживает многих климатических изменений. Для того чтобы получить его из руды, требовалась намного большая температура, чем для бронзы. А литьё из железа было освоено через слишком длинный промежуток времени.

Возникновение власти

Конечно же, появление власти не заставило себя ждать. Лидеры в обществе были всегда, даже если речь идёт о первобытной эпохе. В этот период не существовали институты власти, политического доминирования также не было. Здесь большее значение придавалось социальным нормам. Они вкладывались в обычаи, «законы жизни», традиции. При первобытном строе все требования объяснялись на языке жестов, а их нарушения карались при помощи изгоя из общества.