Старт в науке. Учительские университеты

Цель:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
  • Развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память, умение работать со словарём.
  • Воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, Даля, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням, портрет Крылова, фотография памятника Крылову в Петербурге, таблички с выдержками из басен, табличка “справочное бюро”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Осип орёт, Архип не отстаёт
Кто кого переорёт
Осип охрип, а Архип осип.

– Прочитайте медленно. Что вы прочитали? (Скороговорку. )
– Прочитайте орфографически (как пишем).
– Прочитайте орфоэпически (как произносим).
– Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
– Прочитайте быстро, выговаривая при этом все звуки правильно.
– Что высмеивает народ этой скороговоркой?
– В каких литературных жанрах высмеиваются недостатки людей?
– Сегодня у нас урок-обобщение по произведениям И.А.Крылова.

(На доске портрет баснописца, Выставка книг с баснями И.Крылова).

3. Работа по теме урока

1. Обобщение пройденного материала

– Что такое басня?
– По каким признакам мы можем определить, что это произведение басня?
– Кем был И.А.Крылов? (Баснописец.)
– Как вы понимаете смысл слова баснописец?
– Что из уроков вы узнали о баснописце Крылове?
– Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно. Как понимаете смысл этого слова?

(Выслушиваются ответы учеников)

– А теперь обратимся к нашим помощникам. Справочному бюро.

(К доске прикреплена табличка “справочное бюро”. За столом сидят два ученика. У них на столе необходимые словари и справочники. Из словаря они зачитывают необходимую информацию.)

– Поняли ли вы, в чём заключается иносказательность? Приведите примеры.

(Учащиеся приводят свои примеры).

Вывод. В баснях высмеиваются недостатки и пороки людей. В них вместо людей изображаются животные, птицы, растения, наделённые чертами характера человека.

– Сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые помогут вспомнить басни И.А.Крылова. И вот первое задание.

2. Крылатые крыловские слова

(Чтение стихотворения учеником)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

– Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Внимание! Чёрный ящик!!!

а) С помощью этого предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “Что там за рожа?”

(Ученики отвечают на вопрос. Достаётся из “чёрного ящика” зеркало.)

– Давайте вспомним эту басню.

(Инсценировка басни “ Зеркало и Обезьяна”.)

– Какие слова из басни стали крылатыми?
– Прочитайте пословицы в учебнике на стр. 137. Какая из пословиц схожа по смыслу с крылатым выражением басни?

(Выслушиваются мнения учеников).

– Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

б) А теперь другой предмет, “дух, которого героиню пленил”; предмет “с которого глаз она не сводит”.

(Выслушиваются ответы детей. Достаются из ящика кусочек сыра.)

– Посмотрите инсценировку басни Крылова “Ворона и лисица”.
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доброй слушательницей Ворона?
– Почему Лисице удалось достичь цели?
– Какие слова басни стали крылатыми?

в) Какие ещё крылатые слова из басен Крылова вы знаете?

4. Физкультминутка

5. Ответы и вопросы. “Волшебная шкатулка”

Перед вами “волшебная шкатулка”. В ней 5 вопросов. На доске вывешены ответы. Вам нужно из шкатулки достать вопросы, их необходимо соотнести с ответами на доске. В шкатулке есть один лишний вопрос, поэтому будьте внимательны.

Вопросы.

  1. “Соседка, перестань срамиться… – тебе со Слоном возиться?”
  2. “Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты лето?”
  3. “Что случилось с Чижом?”
  4. “Приятель, здорово! Где ты был?”
  5. “Ах, я, чем виноват?”
  6. “Чем кумушек считать, трудиться
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”

Ответы.

1. “Молчи!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…”

2.“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас-
Песни, резвость, всякий час,
Так, что голову вскружило”.

3. “Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.

4. “В кунсткамере, мой друг,
Часа там три ходил…”

5. “Но Мишенькин совет лишь попусту пропал…”

– Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Хочется, чтобы вы вспомнили, что случилось с Голубем из басни “Чиж и Голубь”.
– Прочитаем эту басню по ролям.

(Чтение басни по ролям.)

– Какое выражение из этой басни стало крылатым? Когда мы его употребляем?

6. Обобщение по теме. Мораль басни

Каждая басня заканчивается моралью.

– А что такое мораль басни?

(Выслушиваются ответы детей. Обращаются к справочному бюро.)

– А сейчас игра.

(На доске вывешиваются иллюстрации к басням Крылова. На другой половине доски на листочках мораль басни).

– Ребята, вам необходимо соединить иллюстрацию с моралью басни.

На доске :

“Лебедь, Рак и Щука”, “Стрекоза и Муравей”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки” и др.

– Перечитайте мораль басни “Мартышка и Очки”. Если бы не было морали в басне, то бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
– Чем отличаются слова “невежа” и “невежда”?

(Ответы детей. Чтение из словаря учениками из справочного бюро).
Видеофильм басни “Мартышка и очки”.

7. Заключение

1. Мы сегодня вспомнили басни Крылова. Инсценировали, читали по ролям.
А сейчас, я проверю, как каждый из вас усвоил материал. Вам необходимо выбрать правильный ответ в тесте.

Тест

1. Басня – это:

а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.

2. Невежа – это:

а) Грубый, невоспитанный человек;
б) Малообразованный, малокультурный человек;
г) Несведущий, невоспитанный человек.

3. Кто сказал “Вперёд чужой беде не смейся…”:

а) Обезьяна
б) Голубь
в) Слон

4. Героиня, которая увидела “в зеркале образ свой..”:

а) Мартышка;
б) Ворона;
в) Стрекоза.

5. У кого к зиме “ Под листком был готов и стол и дом”:

а) Мышь;
б) Муравей;
в) Стрекоза.

6. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:

а) Ворона;
б) Кукушка;
в) Лисица.

7. Кто без драки “Хочет попасть в большие забияки”?:

а) Голубь;
б) Моська;
в) Слон.

8. Один из героев, который “везти с поклажей воз взялся”?:

а) Карп;
б) Голубь;
в) Рак.

9. Кого “По улицам водили, как будто на показ”?:

а) Слона;
б) Кота Ваську;
в) Льва.

10. Кому читал повар нравоучения, а он слушал и ел?:

а) Петуху;
б) Коту Ваське;
в) Волку.

2. И.А.Крылов умер на 70 году жизни и написал более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча друг другу и боевые генералы, и солдаты, мелкие чиновники и даже император Александр 1 и Николай 2. Почему? Да, потому, что в этих баснях всем есть уроки. Басни Крылова современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

3. Рассказ о памятнике Крылову в С-Петербурге.
И.А.Крылову поставлены памятники в Москве, Твери, С.-Петербурге. О самом первом памятнике вы и услышите сейчас.

(Рассказывает ученик.)

Первый памятник было решено поставить в С.-Петербурге на собранные народные деньги Сбор денег шёл два года. Решено было поставить в Летнем саду. В конкурсе победил скульптор Пётр Клодт.

Памятник, который задумал Клодт, Крылов сидит в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читает ребятишкам свои басни.

Прежде чем их изобразить Клодт вместе с художником Агиным стали рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери. С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода – медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку. Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили в клетках в мастерской. Со всеми ними происходили забавные истории.

Когда все работы были закончены всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух и, Журя.. Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Петербурга.

8. Подведение итогов урока

– Что особенно запомнилось на уроке?
– Что произвело большое впечатление? У кого появился интерес к басням Крылова? Хочется ли вам ещё прочитать другие его басни?
– Захотелось ли вам увидеть памятник баснописцу в Петербурге?

9. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.

Сочинение

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹...› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Урок литературного чтения 3 КЛАСС

Тема: “Басни И.А.Крылова”.

Цель:

    Закрепить и обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

    Развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память, умение работать со словарём.

    Воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие.

    Оборудование: толковый словарь Ожегова, Даля, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням, портрет Крылова, фотография памятника Крылову в Петербурге, таблички с выдержками из басен, табличка “справочное бюро”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Осип орёт, Архип не отстаёт
Кто кого переорёт

Осип охрип, а Архип осип.

Прочитайте медленно. Что вы прочитали? (Скороговорку. )
– Прочитайте орфографически (как пишем).
– Прочитайте орфоэпически (как произносим).
– Прочитайте медленно, а затем с ускорением.
– Прочитайте быстро, выговаривая при этом все звуки правильно.
– Что высмеивает народ этой скороговоркой?
– В каких литературных жанрах высмеиваются недостатки людей?
– Сегодня у нас урок-обобщение по произведениям И.А.Крылова.

(На доске портрет баснописца, Выставка книг с баснями И.Крылова).

3. Работа по теме урока

1. Обобщение пройденного материала

Что такое басня?
– По каким признакам мы можем определить, что это произведение басня?
– Кем был И.А.Крылов?
(Баснописец.)
– Как вы понимаете смысл слова баснописец?
– Что из уроков вы узнали о баснописце Крылове?
– Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно. Как понимаете смысл этого слова?

(Выслушиваются ответы учеников)

А теперь обратимся к нашим помощникам. Справочному бюро.

(К доске прикреплена табличка “справочное бюро”. За столом сидят два ученика. У них на столе необходимые словари и справочники. Из словаря они зачитывают необходимую информацию.)

Поняли ли вы, в чём заключается иносказательность? Приведите примеры.

(Учащиеся приводят свои примеры).

Вывод. В баснях высмеиваются недостатки и пороки людей. В них вместо людей изображаются животные, птицы, растения, наделённые чертами характера человека.

Сегодня на уроке мы будем выполнять задания, которые помогут вспомнить басни И.А.Крылова. И вот первое задание.

2. Крылатые крыловские слова

(Чтение стихотворения учеником)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился в своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты
С ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Внимание! Чёрный ящик!!!

а) С помощью этого предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “Что там за рожа?”

(Ученики отвечают на вопрос. Достаётся из “чёрного ящика” зеркало.)

Давайте вспомним эту басню.

(Инсценировка басни “ Зеркало и Обезьяна”.)

Какие слова из басни стали крылатыми?
– Прочитайте пословицы в учебнике на стр. 137. Какая из пословиц схожа по смыслу с крылатым выражением басни?

(Выслушиваются мнения учеников).

Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

б) А теперь другой предмет, “дух, которого героиню пленил”; предмет “с которого глаз она не сводит”.

(Выслушиваются ответы детей. Достаются из ящика кусочек сыра.)

Посмотрите инсценировку басни Крылова “Ворона и лисица”.
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доброй слушательницей Ворона?
– Почему Лисице удалось достичь цели?
– Какие слова басни стали крылатыми?

в) Какие ещё крылатые слова из басен Крылова вы знаете?

4. Физкультминутка

5. Ответы и вопросы. “Волшебная шкатулка”

Перед вами “волшебная шкатулка”. В ней 5 вопросов. На доске вывешены ответы. Вам нужно из шкатулки достать вопросы, их необходимо соотнести с ответами на доске. В шкатулке есть один лишний вопрос, поэтому будьте внимательны.

Вопросы.

    Соседка, перестань срамиться… – тебе со Слоном возиться?”

    Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты лето?”

    Что случилось с Чижом?”

    Приятель, здорово! Где ты был?”

    Ах, я, чем виноват?”

Ответы.

1. “Молчи!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…”

2.“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас-
Песни, резвость, всякий час,
Так, что голову вскружило”.

3. “Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.

4. “В кунсткамере, мой друг,
Часа там три ходил…”

5. “Но Мишенькин совет лишь попусту пропал…”

Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Хочется, чтобы вы вспомнили, что случилось с Голубем из басни “Чиж и Голубь”.
– Прочитаем эту басню по ролям.

(Чтение басни по ролям.)

Какое выражение из этой басни стало крылатым? Когда мы его употребляем?

6. Обобщение по теме. Мораль басни

Каждая басня заканчивается моралью.

А что такое мораль басни?

(Выслушиваются ответы детей. Обращаются к справочному бюро.)

А сейчас игра.

(На доске вывешиваются иллюстрации к басням Крылова. На другой половине доски на листочках мораль басни).

Ребята, вам необходимо соединить иллюстрацию с моралью басни.

На доске :

Лебедь, Рак и Щука”, “Стрекоза и Муравей”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки” и др.

Перечитайте мораль басни “Мартышка и Очки”. Если бы не было морали в басне, то бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?
– Чем отличаются слова “невежа” и “невежда”?

(Ответы детей. Чтение из словаря учениками из справочного бюро). Видеофильм басни “Мартышка и очки”.

7. Заключение

1. Мы сегодня вспомнили басни Крылова. Инсценировали, читали по ролям.
А сейчас, я проверю, как каждый из вас усвоил материал. Вам необходимо выбрать правильный ответ в тесте.

Тест

1. Басня – это:

а) Юмористическое стихотворение;
б) Сатирический рассказ;
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.

2. Невежа – это:

а) Грубый, невоспитанный человек;
б) Малообразованный, малокультурный человек;
г) Несведущий, невоспитанный человек.

3. Кто сказал “Вперёд чужой беде не смейся…”:

а) Обезьяна
б) Голубь
в) Слон

4. Героиня, которая увидела “в зеркале образ свой..”:

а) Мартышка;
б) Ворона;
в) Стрекоза.

5. У кого к зиме “ Под листком был готов и стол и дом”:

а) Мышь;
б) Муравей;
в) Стрекоза.

6. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:

а) Ворона;
б) Кукушка;
в) Лисица.

7. Кто без драки “Хочет попасть в большие забияки”?:

а) Голубь;
б) Моська;
в) Слон.

8. Один из героев, который “везти с поклажей воз взялся”?:

а) Карп;
б) Голубь;
в) Рак.

9. Кого “По улицам водили, как будто на показ”?:

а) Слона;
б) Кота Ваську;
в) Льва.

10. Кому читал повар нравоучения, а он слушал и ел?:

а) Петуху;
б) Коту Ваське;
в) Волку.

2. И.А.Крылов умер на 70 году жизни и написал более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча друг другу и боевые генералы, и солдаты, мелкие чиновники и даже император Александр 1 и Николай 2. Почему? Да, потому, что в этих баснях всем есть уроки. Басни Крылова современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

3. Рассказ о памятнике Крылову в С-Петербурге.
И.А.Крылову поставлены памятники в Москве, Твери, С.-Петербурге. О самом первом памятнике вы и услышите сейчас.

(Рассказывает ученик.)

Первый памятник было решено поставить в С.-Петербурге на собранные народные деньги Сбор денег шёл два года. Решено было поставить в Летнем саду. В конкурсе победил скульптор Пётр Клодт.

Памятник, который задумал Клодт, Крылов сидит в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читает ребятишкам свои басни.

Прежде чем их изобразить Клодт вместе с художником Агиным стали рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери. С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода – медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку. Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили в клетках в мастерской. Со всеми ними происходили забавные истории.

Когда все работы были закончены всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух и, Журя.. Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Петербурга.

8. Подведение итогов урока

Что особенно запомнилось на уроке?
– Что произвело большое впечатление? У кого появился интерес к басням Крылова? Хочется ли вам ещё прочитать другие его басни?
– Захотелось ли вам увидеть памятник баснописцу в Петербурге?

9. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.

Что такое иносказание и для чего оно используется писателями? Как много существует различных художественных средств, с помощью которых автору удается приукрасить свое произведение, сделать его ярче и интереснее? Каждый слышал про гиперболу, метафору, сравнение, эпитет и другие художественные средства выразительности.

Иносказание: определение

Согласно Большому Энциклопедическому словарю, иносказание - средство выразительности со скрытым смыслом. В строгом значение — это то же самое, что и аллегория, когда одно явление изображают с помощью другого явления, предмета или существа.

Но что такое иносказание в широком смысле? Можно сказать, что это высказывание, которое не лежит на поверхности. А чтобы понять автора, нужно немного подумать. Возможно, стоит несколько раз прочитать и тогда удастся разгадать, для чего же было использовано данное художественное средство.

Виды иносказаний

Как уже говорилось ранее, иносказание - Или, наоборот, аллегория является подвидом этого средства выразительности. Чаще всего данный вид используют для изображения каких-либо идей в виде некого образа в мифологии и сказках. Например, изображая льва, автор подразумевает силу и ловкость, изображая зайца - показывает трусость. Так, образы животных через иносказание указывают на ту или иную черту, свойственную и человеку.

Что такое иносказание в виде олицетворения? Это наделение неживого существа или предмета человеческими качествами. Здесь могут использоваться как существительные, так и глаголы. Например, в сказках и стихотворениях можно часто встретить такие фразы и слова, как "солнце заиграло", "пришла волшебница-зима" и "царица-ночь".

Иносказание: примеры из литературы

В произведениях часто используют различные приемы, в том числе и иносказание. Это могут быть как отдельные слова или словосочетания, так и целые произведения в виде басен, сказок и даже рассказов. Такие художественные средства можно встретить в сочинениях В.М. Гаршина, романах Анатоля Франса или

В баснях И.А. Крылова присутствуют в изобилии иносказания. В этих произведения автор часто сравнивает человека с каким-либо животным. Салтыков-Щедрин также прибегал к этому выразительному средству и использовал его в своих сказках.

Так что такое иносказание и почему оно так часто используется поэтами и писателями? Это художественное средство считается одним из основных в литературоведении. Иносказание используется авторами для раскрытия абстрактного понятия добра и зла, ума и глупости, щедрости и алчности.