Сравнительная характеристика остапа и андрия (по повести н. в. гоголя “тарас бульба”). Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Тарас Бульба Гоголь Н. В

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников». Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освободительная борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей украинскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Запорожская Сечь служила также заслоном против набегов турецких захватчиков, приносящих порой не меньше несчастий, чем поляки.

Главные герои повести - старый запорожский казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий, только что вернувшиеся из бурсы домой. Борьбе против иноземных захватчиков была посвящена вся жизнь Тараса Бульбы, и он надеялся, что сыновья станут ему в этом деле первыми помощниками.
Вначале сыновья, вернувшиеся домой, похожи на “недавно выпущенных семинаристов”. Гоголь пишет о них как о “двух дюжих молодцах” с крепкими здоровыми лицами. Братья смущены ироничным приемом отца, и Остап, не стерпев насмешек, предлагает Тарасу Бульбе “поколотить” его. “Добрый будет козак!” - так оценивает поведение старшего сына при встрече старый запорожец. Младшего же - Андрия - “двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом” отец называет “мазунчиком” за молчаливое смущение.
Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запальчиво говорит: “Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!” Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, проявляет и такие качества как внимательность, наблюдательность, острый ум, хладнокровие.
Еще во время обучения в бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались несхожестью характеров. Старший, Остап, с детства был упрям и славился упорством при достижении цели. Сперва он не хотел учиться. Несколько раз он сбегал из бурсы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап “не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам”. С тех пор Остап начал заниматься с “необыкновенным старанием” и скоро стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Остап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и “прямодушен с равными”. Выдержанный и целеустремленный, Остап был “суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки”.
Младший сын Тараса - Андрий - учился “охотнее и без напряжения”. Чувства и эмоции, развитые у него гораздо больше, чем у старшего брата, нередко заводили его в довольно опасные предприятия. Он был увертлив и изобретателен, особенно когда речь шла об избежании наказания. Андрий был нежен лицом, молод, хорош собой, и потребность любви рано проснулась в его сердце. Именно в это время он увидел и полюбил молодую полячку, сыгравшую в его дальнейшей жизни далеко не последнюю роль.
Старый запорожец Тарас Бульба считал, что лучшая школа для его сыновей - Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разума. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с матерью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу.
В Запорожской Сечи молодые казаки показали себя с лучшей стороны. Они выделялись “прямою удалью и удачливостью во всем”. Старые казаки одобрительно отзывались о новоприбывших, однако целиком и полностью их натуры раскрылись только во время боя, ведь даже там оба были “одни из первых”.
Казалось, что Остапу “был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”. Выдержка и хладнокровие, умение расчетливо взвесить опасность и быстро и точно найти правильное решение, настойчивость и уверенность в своих силах помогали увидеть в нем наклонности будущего вождя. Гоголь сравнивает Остапа со львом, а Тарас Бульба с гордостью говорит: “О! да это будет со временем добрый полковник!”
В скором времени казаки решают во время боя назначить Остапа куренным атаманом вместо убитого:
“Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека”. Оправдал их доверие Остап, решительностью, силой и храбростью завоевал еще большую любовь и уважение к себе.
Словно лев, сражался Остап и в последнем бою, когда полегло много казацких старшин и атаманов. Храбро бился старший сын Тараса на глазах родного отца, богатырская сила была в нем. Однако численный перевес был на стороне поляков, и они сумели правдами и неправдами захватить Остапа в плен.
Героически, с невиданным мужеством, “как исполин”, выносит Остап терзания и пытки, которым подвергли его. “Ни крика, ни стону не было слышно” из уст Остапа во время переносимых мучений. Остап - настоящий запорожец, достойный казак, сын своего отца Тараса - перед смертью не хотел ни жалости, ни рыданий и сокрушений о себе. Ему необходимо было разумное слово твердого мужа, и отец оказался рядом, поддержал его своим присутствием, невзирая на смертельную опасность. Как лев, умел сражаться Остап, а умер - как герой.
А что же Андрий? С похвалой отозвался Тарас Бульба и о младшем сыне во время первого боя: “добрый вояка”.
Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпение - он весь во власти чувств. Запальчивость, необузданный порыв руководят его действиями и ведут за собой.
Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возможности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что “он несется, как пьяный”, ведь в битве Андрий видел для себя “бешеную негу и упоение”. Сражение для него -лишь “очаровательная музыка пуль и мечей”, он не помнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки.
Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы.
Между сражениями Андрий скучает, чувствует “какую-то духоту на сердце”. И как раз в это время в стан казаков пробирается пленная татарка, служанка польской панночки, чтобы попросить у Андрия хлеба для своей госпожи. Не раздумывая, бросается Андрий на помощь своим врагам. И здесь он находится во власти своих эмоций. Он ворует казацкий хлеб и несет его к полякам в осажденный город. Андрий - не злой человек, не чуждо ему и сострадание. В чужом городе он отдает буханку хлеба голодному, но опять же, делает это под влиянием порыва. Встретившись с панночкой, он не задумываясь отрекается от отца, товарищей и отчизны. Ради панночки он готов на измену и предательство: “Все, что ни есть, продам, отдам, погублю…” Эти слова погубили Андрия как человека, как казака, как защитника отечества. Даже старый отец “проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына”. Без сомнений и терзаний совести Андрий обустраивает свое личное счастье на беде родных, друзей, родины.
Судьба распорядилась свести на поле боя сына-изменника и доблестного запорожца Тараса Бульбу. Андрий вывел против казаков отряд конников. “Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..” - не стерпел Тарас. Поведение сына шло вразрез с жизненными принципами и моральными установками старого казака. Нет больше для него сына и, заманив Андрия в ловушку, Тарас убивает его.
Когда Андрий перед своей смертью увидел отца, он “затрясся всем телом и вдруг стал бледен…”. Как школьник, стоял сын перед Тарасом, “утупивши в землю очи”. При виде “страшного” отца он покорен, как ребенок, поскольку осознает свою вину, свое предательство. Однако до самой смерти не раскаялся изменник в своих действиях. Он умирает с именем полячки на устах.
С чувством горечи и печали стоит над убитым сыном Тарас Бульба. “Чем бы не козак был?” - думает он, глядя на родное мужественное и красивое лицо. Очень поэтично описывает Гоголь мертвого Андрия, но стоящий рядом запорожец-отец не дает нам забыть, что перед нами - изменник.
Как похожи были сыновья Тараса Бульбы - бесстрашные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого - Остап и Андрий. Один - бескомпромиссный защитник отечества и верный товарищ, второй - предатель. Для одних - геройская гибель, для других - позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.

Героическая борьба порабощенного украинского народа восхищает и сегодня. Мы узнаем о ней из многочисленных казацких дум, песен, исторических исследований и литературных произведений. Одной из лучших прозаических работ, воспевающих патриотизм и преданность своему делу, является «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Сравнительные и Андрия, главных персонажей книги, мы подадим в нашей статье.

Сюжет повести

«Тарас Бульба» - повесть фантастическая, а герои ее вымышленные. Хотя сюжет был позаимствован Гоголем из жизни. Остап и Андрий - братья, которых разделила война, но они имели своих прототипов. С писателем учился Григорий Ильич Миклуха, родственник некоего Емельяна. У него было еще два брата, один из которых предал родину, влюбившись в польку, а другой погиб, пытаясь привести к отцу предателя. Также прототипом атамана Тараса можно считать и который, по преданию, убил двух сыновей от полячки-жены. Но история эта вымышленная, так как женат Иван был на русской.

В повести Тарас Бульба постает отцом, который одинаково любит своих детей, но долг перед родиной для него превыше всего. Можно только посочувствовать родителю, который видит, как его потомок предает все, ради чего он боролся, то, ради чего он потом и сгорел на костре. Пережив своих детей, он также умирает, но без страха и без сожаления.

Младший Андрий

Повесть действительно сложная, полна противоречий и философии, радости и трагизма. А еще она буквально переполнена удачными фразами, остроумными выражениями, народной мудростью. Она написана мелодичным языком, а сквозь строки читается любовь к родной земле. И всем своим произведением автор пытается передать читателям свою убежденность в счастливом завтра, которое обязательно наступит.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)